практике данные стадии тесно взаимосвязаны, а их реализация является прерогативой индивидуально-личностного профессионального творчества каждого учителя-музыканта.
Успешное решение обозначенных выше художественно-коммуникативных задач обеспечивается специальными художественно-коммуникативными умениями и способностями, которые в своей совокупности составляют содержание художественно-исполнительского компонента художественно-коммуникативной деятельности. Специально проведенный нами анализ показал, что продуктивность художественно-коммуникативной деятельности,
направленной на формирование этнокультурной толерантности школьников, обусловливается, прежде всего, таким качеством личности, как артистизм (2). Именно оно аккумулирует в своем содержании наиболее значимые стороны художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта.
Таким образом, специально проведенное исследование и многолетний опыт практической работы позволяет нам утверждать, что художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта является необходимым условием формирования этнокультурной толерантности школьников в процессе музыкальных занятий.
Примечания
1. Медушевский В.В. К теории коммуникативной функции //Советская музыка. 1980. 1975. №1.
2. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 — Музыкальное образование. - Изд. 2-е, допол. М.: МГУКИ, 2005. 68 с.
Ю.М. Аванесов
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее время наиболее ярко проявляется тенденция к слиянию фортепианного и аккордеонного искусства на концертно-ис-полнительском уровне. В настоящее время в исполнительской среде наблюдается большое количество музыкантов, самостоятельно осваивающих одновременно фортепиано и аккордеон. Многие профессиональные исполнители и педагоги в равной степени владеют и фортепианным, и аккордеонным искусством, что свидетельствует об идентичности их основных характеристик и функций. Однако традиционная система российского начального профессионального музыкального образования не обеспечивает таких результатов. Традиционное сосуществование в учебных планах музыкальных школ и школ искусств курсов «Основной инструмент» и «Дополнительный инструмент», в результате, приводит к тому, что владение дополнительным инструментом по завершении начального музыкального обучения остается у большинства музыкантов на низком любительском уровне.
Конкретизация проблемы позволяет выдвинуть гипотезу: с помощью инструментария системного подхода и с учетом межпредметных связей возможно создание методической системы полиинструментального обучения, которая позволит музыкантам осваивать одновременно два инструмента, что будет способствовать достижению универсального профессионального мастерства, расширению исполнительских и педагогических возможностей музыкантов-инструменталистов.
На этапе теоретико-методической подготовки к проведению обучающего эксперимента были сформулированы принципы формирования содержания и тематической структуризации теоретического и практического учебного материала для организации процесса полиинструментального обучения (параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне):
1) принцип исторической обусловленности (тематическое содержание и структура обучения обусловлены историей развития
музыкального искусства, логикой общей педагогической науки, классическими музыкально-педагогическими традициями, результатами многолетней педагогической и исполнительской практики);
2) принцип научности формирования методического содержания учебного процесса (опора на ведущие философско-ме-тодологические концепции воспитания, развития личности, организации социально значимых процессов, общепедагогические дидактические принципы обучения);
3) принцип фундаментальности образования (органичное включение музыкально-теоретических дисциплин в процесс практического обучения для формирования фундаментальных знаний законов музыкальной науки);
4) принцип всестороннего развития личности (формирование общей музыкальной культуры, широкого эстетического кругозора для подготовки профессиональных музыкантов, обладающих энциклопедическими знаниями, универсальными способностями, умениями и навыками);
5) принцип гуманизма (предоставление широких возможностей для творческого роста, самообразования, дальнейшей профессиональной и социальной самореализации, успешной адаптации в социуме);
6) принцип актуализации получаемых знаний (соответствие современнымтенден-циям в сферах культуры, искусства, социокультурной деятельности, требованиям профессионального образования);
7) учет авторского личностного вклада в педагогику и исполнительство (учет профессионального педагогического и исполнительского опыта, анализ эмпирического материала, результатов экспериментальной деятельности).
Таким образом, данная методическая система опирается на историю изучения музыкального искусства и методологию научного педагогического знания, устоявшиеся (ставшие уже классическими) теоретические концепции видных российских ученых прошлого и современности, многократно проверенные на практике традиционные методы обучения, результаты многолетней научно-исследовательской, методической, поисково-экспериментальной авторской деятельности.
Апробация достоверности выдвинутой гипотезы и педагогической состоятельности идеи полиинструментального обучения в классе фортепиано и аккордеона была нами осуществлена в процессе обучающего эксперимента в Детской школе искусств им.
М.А. Балакирева (Россия, г. Москва) в течение 5 лет (в 1997 - 2002 годы). Летом 1996 года был объявлен набор детей в возрасте семи лет, желающих обучаться игре на двух музыкальных инструментах. В сентябре, в начале учебного года, экспериментальный класс составили 10 детей 7-летнего возраста. Для достижения однородности исходных данных было выполнено следующее условие при формировании экспериментального класса: в класс были приняты школьники, ранее не посещавшие музыкальные учебные заведения, не владеющие музыкальной грамотой и исполнительским искусством, принявшие самостоятельное решение осваивать два музыкальных инструмента, мотивируя данный выбор интересом к обоим музыкальным инструментам.
Обучение аккордеонному исполнительству велось на компактных облегченных (около 2-х кг) школьных моделях «Юность-2», называемых четвертушками. Диапазон правой клавиатуры составляет две полных октавы - от Си малой октавы до До третьей октавы. Состав левой клавиатуры: 5 рядов по 12 кнопок в каждом. Таким образом, диапазон школьных моделей аккордеона позволяет включать в репертуарный перечень произведения любых жанров, стилей, форм.
Анализ педагогической эффективности апробации экспериментальной методической системы осуществлялся с помощью методов наблюдения за ходом и результатами обучения, ведения индивидуальных поурочных дневников, позволяющих наблюдать динамику технического и творческого развития каждого ученика в отдельности, контролировать степень успеваемости учеников, а также в процессе самонаблюдения и самодиагностики результативности собственной экспериментальной педагогической деятельности, бесед с учениками экспериментального класса, педагогами, наблюдавшими за ходом экспериментальной деятельности, состоявшими в комиссиях, оценивавших эффективность полиинструментального обучения на зачетах, экзаменах и отчетных концертах.
Занятия с экспериментальным классом проводились три раза в неделю по 30 минут каждое занятие. Таким образом, сохраняя совокупную временную нагрузку, существенно увеличивается частота общения и работы педагога и ученика за инструментами, сокращаются перерывы между занятиями, а следовательно, во время каждого последующего урока педагогу и ученику требуется отводить меньше времени на то,
чтобы вспомнить материал прошлых занятий. При проведении трех уроков в неделю однодневные перерывы позволяют поддерживать на определенном уровне такие психические процессы, как узнавание и воспроизведение, интерес и желание к познанию, стимулируют мотивацию к обучению, а значит, на каждом последующем занятии позволяют продвигаться вперед.
В зависимости от содержания темы, поставленных педагогических целей и задач каждого конкретного занятия ученики за одну встречу занимались либо на обоих музыкальных инструментах, либо на одном из них (по решению преподавателя согласно плану обучения). При определении порядка работы с инструментами мы логично руководствовались универсальным принципом исторической последовательности развития музыкального искусства и музыкальных инструментов. Так, например, знакомство с клавиатурой проводилось в таком порядке: клавиатура фортепиано - правая клавиатура аккордеона, акцентируя, таким образом, внимание ученика на конструкционном заимствовании, произошедшем в результате эволюции гармони.
Количество учебных часов, фактически затраченных в педагогическом эксперименте на изучение каждой темы, невозможно указать, так как содержание многих тем (например, принципы и приемы правильного звукоизвлечения, средства художественной выразительности) изучается и практически осваивается на протяжении всех лет обучения. Кроме того, в процессе обучения учитывались индивидуальные возможности каждого ученика в отношении изучения теоретических тем и освоения двух инструментов. Сравнительный анализ индивидуальных поурочных дневников, составлявшихся на каждого из наших учеников, привел нас к выводу о целесообразности доминирования индивидуального подхода при составлении учебно-тематических планов. В зависимости от целого комплекса внешних условий и личностных факторов ученика педагогу необходимо выбирать индивидуальный темп прохождения учебного теоретического и практического материала, распределяя поурочно и интегрируя при необходимости содержание различных тематических блоков учебной программы полиинструментального обучения.
В отличие от тематического содержания, внутренняя организационная структура каждого занятия более стабильна и в большинстве случаев выглядела следующим образом:
1. Музыкальная разминка (ритмические игры, попевки, игры с музыкальными фразами из элементов гамм и арпеджио, гаммами, аккордами, арпеджио, двойными нотами с использованием различных штрихов (легато, стаккато, нон легато) в различных темпах).
2. Работа над произведением (отработка технических навыков, раскрытие художественного аспекта звукоизвлечения (тем-бродинамические оттенки, внешняя эстетика исполнительства за инструментом, артикуляция в различных темпах, аппликатура).
3. Теоретический материал (новая тема, повторение пройденного, практические примеры и задания на теоретический материал).
4. Слушание музыки, беседы о музыке, пение.
5. Повторение пройденных произведений, творческие виды деятельности.
6. Домашнее задание (объяснение, разбор в классе).
В перерывах между различными видами учебной работы непременно должны проводиться физические разминки и психоэмоциональные разгрузки (прослушивание музыки, активные игры, упражнения на расслабление мышц, беседы, музыкальные игры). Планируя структуру и содержание каждого занятия, мы руководствовались мнением ведущих психологов о принципах организации процесса обучения детей младшего школьного возраста: любая учебная деятельность (интеллектуального и физического характера) должна быть организована на основе игровых сюжетов, игровых форм и приемов, а также с учетом механизма активизации непроизвольного внимания, памяти, заинтересованности детей. На музыкальных занятиях учебный материал должен искусно вплетаться педагогом в ткань игры, при этом объем информации должен возрастать постепенно, относительно учебным успехам и силе заинтересованности учеников.
Главныморганизационно-методическим условием становится соблюдение динамичного развития сюжета занятия на всем его протяжении, регулярная смена видов и форм деятельности, в структуре урока, соответствующая возрастным особенностям развития и психофизиологическим возможностям детей младшего школьного возраста, поочередная активизацияраз-ных видов мышления, восприятия, чувств, различных типов нагрузок и расслаблений, чередование которыхравномерно выстраивается
в течение учебного часа и позволяет сохранить здоровый режим работы психических, интеллектуальных и физических систем детского организма.
С этой целью в структуре занятия выделяются три основные блока: 1) физический подвижный; 2) интеллектуальный развивающий; 3) эмоциональный творческий. Все виды и формы деятельности, методы, приемы, средства педагогического воздействия и взаимодействия распределяются по трем блокам, в зависимости от характера их содержания и действия. В течение занятия каждые 3-10 минут (в зависимости от возраста, степени подготовленности и индивидуального развития ребенка) происходит динамичная смена видов деятельности, по своим характеристикам принадлежащих к различным блокам. Таким образом, динамика занятия становится органична внутренней динамике психофизиологических процессов большинства детей младшего школьного возраста, у которых внимание на одном и том же предмете (явлении, процессе) концентрируется именно в пределах указанного временного периода и в то же время не бывает периодов физического и творческого бездействия.
Для реализации возможности проведения сравнительного анализа при определении степени эффективности педагогической деятельности в экспериментальном классе нами были приглашены к участию в формирующем эксперименте 10 учащихся семилетнего возраста фортепианного и народного отделений, составившие две контрольные группы - фортепианную и аккордеонную. Условия отбора участников контрольных групп идентичны условиям формирования экспериментальной группы -нулевой уровень теоретической и практической музыкальной подготовки. Обучение детей контрольных групп проходило в соответствии с традиционными учебными программами в обычном режиме, то есть 2 занятия в неделю по 45 минут. Результаты обучения в контрольных группах фиксировались во время проведения контрольных срезов - на зачетах, экзаменах, отчетных концертах.
Всего за пять лет проведения формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольных группах было осуществлено 75 контрольных проверок (30 экзаменов, 30 зачетов, 15 отчетных концертов).
Оценка результативности обучения в экспериментальной и контрольных группах осуществлялась с учетом девяти критериев:
1) правильное расположение исполнителя и инструмента, организация исполнительского аппарата, знание конструкционных особенностей инструмента, владение широким спектром приемов звукоизвлечения;
2) исполнение гамм всех видов, коротких и длинных арпеджио каждой рукой отдельно и двумя руками вместе;
3) исполнение наизусть технических этюдов российских и европейских композиторов, народных песен, народных и классических танцев, пьес классических и современных российских и зарубежных композиторов, в которых раскрываются приобретенные навыки выполнения различных штрихов, тембродинамических оттенков, темпоритмических рисунков, а также выявляется умение раскрывать эмоциональную и художественно-образную сущность произведений;
4) грамотное осуществление анализа музыкальных произведений (тональность, размер, основная динамика темпоритми-ческого рисунка и т.д.);
5) чтение с листа пьес и песенных мелодий, относящихся по техническому уровню к более раннему периоду обучения (двумя руками) и более сложного уровня отдельно каждой рукой;
6) подбор по слуху и транспонирование на заданный интервал песенных и танцевальных мелодий;
7) подбор аккомпанемента (простейшего - басов, а также сложного - на основе использования гармонических моделей) к исполняемой педагогом мелодии;
8) досочинение мелодии, аккомпанемента (уровни сложности - от одного заключительного такта до целых фраз);
9) навыки коллективного исполнительства (игра в ансамбле, аккомпанирование вокалистам и инструменталистам).
Перечисленные критерии позволили адекватно оценивать знания, умения, навыки, уровень реализации способностей участников обучающего эксперимента по традиционной пятибалльной шкале.
Сравнительный анализ обобщенных результатов 75 контрольных проверок успеваемости учащихся экспериментальной и контрольных групп позволил нам сделать следующие выводы:
1) система полиинструментального обучения позволяет достичь высокого уровня теоретической и практической инструментальной подготовки учащихся, соответствующего требованиям учебного заведения (большинство оценок в экспериментальной группе - 4 и 5);
2) система полиинструментального обучения позволяет ликвидировать пробелы в теоретической, технической исполнительской подготовке и профессионально-творческом развитии, выявленные у учеников фортепианного и аккордеонного классов, обучающихся по традиционным системам;
3) в процессе экспериментального обучения и анализа результатов контрольных проверок удалось выявить устойчивую взаимосвязь таких показателей, как уровень чтения с листа, способности к аккомпанированию и транспонированию, определить зависимость развития данных способностей и навыков от уровня сформированнос-ти зрительно-слухо-моторных связей исполнительского аппарата музыканта, а также констатировать повышение эффективности их развития в результате синтеза методов, форм и средств фортепианного и аккордеонного обучения.
Таким образом, за одинаковый временной период (пять лет) обучавшиеся по разработанной экспериментальной системе достигли при параллельном изучении двух музыкальных инструментов того же технического уровня, что и ученики традиционных классов, обучавшиеся игре лишь на одном инструменте.
Уровень теоретических познаний, показатели выполнения заданий по созданию, подбору, исполнению аккомпанемента, вариаций, сочинению у участников экспериментальной группы оказались выше, чем у учеников контрольной группы фортепианного
отделения за счет изучения музыкально-теоретического материала, традиционно обязательного в процессе аккордеонной подготовки. У участников экспериментального класса наблюдалось также быстрое развитие гармонического слуха в целом, беглая ориентация на клавиатуре.
Таким образом, результаты проведенного в Детской школе искусств им. М.А. -Балакирева обучающего эксперимента позволили нам констатировать качественное превосходство организации полиинструментального обучения (параллельного обучения игре на фортепиано и аккордеоне). Дальнейшая профессиональная и социальная деятельность наших учеников подтвердила социокультурную значимость предлагаемой методической системы.
Внедрение разработанной системы полиинструментального обучения позволяет решить актуальные проблемы современной системы музыкального образования: расширить профессиональную компетенцию выпускников специальных учебных заведений, повысить их профессиональную востребованность, ликвидировать тематическую несогласованность родственных дисциплин и курсов, отсутствие профессионально значимых тем, дублирование форм учебно-творческой работы, оптимизировать преподавание дополнительного инструмента в системе профессионального музыкального образования, обеспечивая высокие конечные результаты обучения на двух музыкальных инструментах.
Т. Т. Щеглова
КОНСТРУКТИВНАЯ И ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Курсу фортепиано, издавна существующему в музыкальных учебных заведениях страны, принадлежит значительная роль в учебно-воспитательном процессе. Новые требования, предъявляемые к профессиональному облику музыкантов, должны найти свое отражение в усовершенствовании методики занятий по фортепиано, в оптимизации процесса обучения. Под оптимизацией процесса обучения в современной дидактике понимается «такой принцип построения учебного процесса, при котором из ряда возможных вариантов содержания, методов, форм и средств обучения осознанно избирается
наилучший, кратчайшим путем ведущий к решению поставленных задач и обеспечивающий максимальный результат в пределах времени, предусмотренного учебной программой».
Разветвленная система целей и задачкур-са фортепиано в вузе, многогранность учебного репертуара - жанровое и стилистическое богатство звучащей на уроках музыки, направленность всех компонентов педагогического процесса на общее и профессиональное развитие студента, наконец, разнообразие форм работы, неведомое, пожалуй, ни одной другой дисциплине, - все это предъявляет особые требования к педагогу курса.