Н.Д. АБДУЛЛАЕВА
коррупции среди служащих полиции. Опыт этих стран показывает, что только применение комплекса профилактических мер по борьбе с коррупцией в полиции дает положительные результаты. В этой связи умелое и целенаправленное сочетание общесоциальных и специально-криминологических мер профилактики сможет пресечь тенденцию распространения коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.
Примечания
1 См., напр.: Отчеты ГИАЦ МВД России о нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками ОВД (1992-2004).
2 Клейменов М.П. Проблемы коррупции среди сотрудников службы криминальной милиции // Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003; Репецкая А.Л. Коррупция в правоохранительных органах (по результатам сравнительного криминологического исследования) // Организованная преступность и коррупция. 2000. № 4; и др.
Н.Д. АБДУЛЛАЕВА
соискатель
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ
Оперативное внедрение в силу своей сложности осуществляется обычно в виде совокупности организационных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение общей цели. Оно готовится и проводится соответствующими оперативными подразделениями органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ОРД), самостоятельно или с привлечением других заинтересованных подразделений органов.
Основаниями для оперативного внедрения (ст. 7 Закона об ОРД), так же как и для осуществления иных предусмотренных законодателем оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 данного закона), являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 7 указанного закона). В данном случае речь идет об оперативном сопровождении уголовного дела.
2. Ставшие известными правоохранительным органам сведения:
— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих и совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
— событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
3. Поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение
суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по указанным основаниям.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении лиц, обеспечение государственной защиты которых возложено на органы безопасности.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
7. Необходимость получения данных для решения вопроса об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Орган, наделенный правом осуществлять ОРД, обязан представить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий (в нашем случае — для оперативного внедрения), за исключением данных, внедренных в организованные преступные группы (ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД); о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы (ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД).
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).
© НД. Абдуллаева, 2006
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Процесс подготовки оперативного внедрения требует составления грамотного организационно-тактического плана внедрения. Такой план имелся в 100% изученных архивных дел оперативного учета. На то, что оперативное внедрение планировалось, указали 87,50% опрошенных оперативных работников уголовного розыска и 85,76% оперативных работников по борьбе с экономическими преступлениями. Лица, планировавшие внедрение, указали и на то, что в плане нашли отражение такие моменты, как цели и задачи оперативного внедрения (по 100% соответственно); легенды и линии поведения внедряемого лица (85,7 и 83,3%); обеспечение документами прикрытия (57,1 и 50,0%); место, время и тактические приемы внедрения (42,8 и 33,3%); меры по зашифровке и защите внедряемого лица (37,1 и 50,0%); порядок и содержание инструктажа лиц, участвующих во внедрении, о способах выполнения задания с проработкой их действий на случай возможного возникновения различных ситуаций (42,8 и 66,7%); организация связи с внедренным лицом (по 100%); контроль над обстановкой, в которой находится внедренное лицо (57,1 и 50,0%).
Решение о проведении оперативного внедрения может, на наш взгляд, считаться оптимальным, если оно отвечает следующим требованиям:
— вытекает из государственной стратегии борьбы с преступностью, поскольку выполняемая в ходе конкретной операции задача (в нашем случае по оперативному внедрению) является частью более общей задачи, одним из звеньев общей системы мер;
— соответствует природе оперативной деятельности, т.е. обязательно предусматривает оказание конспиративного управляющего воздействия на развитие ситуации в выгодном для органов, осуществляющих ОРД, направлении;
— строится на точном учете характера сложившейся оперативной обстановки (степень подготовленности оперативных работников, наличие финансовых средств и т.п.), а также отличается оригинальностью замысла и относительной простотой исполнения.
Для оперативного внедрения характерным является повышенный риск, так как оно в большинстве случаев осуществляется при недостаточности информации, и исходя из этого велика вероятность наступления негативных последствий. В этом смысле при принятии решения об оперативном внедрении, а также разработке плана внедрения необходимо учитывать положения уголовного закона об обоснованном риске, закрепленном в ст. 41 УК Российской Федерации.
План оперативного внедрения готовится исходя из анализа деятельности организованной преступной группы, оценки оперативной обстановки и наличия необходимых возможностей для его осуществления.
Планирование оперативного внедрения предшествует его практическому осуществлению. Вместе с тем оно неразрывно связано с ним: необходимость планирования обусловлена многообразием ситуаций и сложностью решаемых при этом задач, трудностями достижения поставленных целей.
Планирование рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия должно основываться на фактических данных, полученных в результате осуществления тех или иных практических мер (встречи с конфидентами, опрос, наведение справок и т.д.).
Планирование осуществляется не ради лишь самого этого процесса, а для того чтобы намеченные мероприятия затем реально претворить в жизнь, принять практические меры по раскрытию преступления, розыску скрывшихся преступников, получению информации об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
А.Ю. БУСЫГИН
аспирант
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ ПО УПК РФ
В свое время еще В.П. Нажимов указывал на зависимость формы процесса от политического режима и государственного строя, которые определяют отношения между государством и его гражданами1.
Так, в области уголовного процесса это привело к возникновению новой концепции уголовно-процессуальной политики государства — демократизации уголовного судопроизводства.
© А.Ю. Бусыгин, 2006