РАЗДЕЛ I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Для цитирования: Булахова И.А. Некоторые аспекты надлежащей реализации прав человека в сфере ответственного обращения с животными. Виды публичной ответственности / Науч.рук. к.ю.н., Евсикова Е.В.; Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2021. № 4(13). С. 4-9.
Булахова И.А.
Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Магистрант
Научный руководитель: к.ю.н., Евсикова Е.В.
Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Кафедра административного и финансового права, доцент
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАДЛЕЖАЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ. ВИДЫ ПУБЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация. Статья посвящена институту публичной ответственности за жестокое обращение с животными, сочетанию уголовно-правовых и социальных методов воздействия в сфере обращения с животными; недостатку системы контроля и содержания животных. В статье рассматриваются особенности применения действующих законов Российской Федерации в отношении жестокого обращения с животными, рассмотрены наказания за совершение таких преступлений и проблемы привлечения к ответственности.
Ключевые слова. Уголовная ответственность, привлечение к ответственности, уголовный кодекс, гуманное отношение к животным, животные, жестокое обращение с животными, содержание и контроль за животными.
SOME ASPECTS OF THE PROPER IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS IN THE FIELD OF RESPONSIBLE TREATMENT OF ANIMALS. TYPES OF PUBLIC
RESPONSIBILITY
Annotation. The article is devoted to the institution of public responsibility for cruelty to animals, the combination of criminal and social methods of influence in the field of animal treatment; the lack of a system of control and maintenance of animals. The article examines the peculiarities of the application of the current laws of the Russian Federation in relation to animal cruelty, considers the penalties for committing such crimes and the problems of bringing to justice.
Keywords. Criminal liability, prosecution, criminal Code, humane treatment of animals, animals, cruelty to animals, keeping and control of animals.
В России с каждым годом растет число домашних животных, так на основании данных предоставленных Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее ВЦИОМ) за 2019 год у российских граждан увеличилось число домашних животных в 1,5 раза (домашние животные есть у 69% граждан Российской Федерации) по сравнению с прошлым периодом. [1] Другое исследование, проводимое международной аналитической платформой Growth from Knowledge в 2016 году, выявила лидеров по количеству содержания домашних животных. Российская Федерация в соответствии с данным исследованием заняла четвертое место (73 %), уступая тройку лидеров Бразилии, Аргентине и Мексике. [2]
Все вышесказанные исследования, говорят нам о том, что в Российской Федерации, большее количество граждан имеют домашних животных в собственности, что влечет за собой ряд прав и обязанностей у владельцев животного. В связи с этим, мы считаем важным, рассмотреть вопрос о публичной ответственности в сфере ответственного обращения с животными.
Важным шагом к приравниванию прав животного к правам человека, послужило установление единой даты, когда отмечаются эти дни. Так, 10 декабря в 1950 году Генеральной ассамблей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека» [22], в этот же день в 1998 году была принята «Всемирная декларация прав животных» [23]. И неспроста дни празднования были назначены в один день, основной задачей было показать, что все живые существа нашего необъятного мира, имеют право на защиту и право на жизнь.
Основная суть Всемирной декларации прав животных заключается в предотвращении жесткого обращения с животными, обязанность населения бережно и с уважением относиться к животным, а также необходимость создания благоприятных условий жизни для них.
На сегодняшний день, Российская Федерация ступила на путь по внедрению в действующую систему главных и важных, по нашему мнению, принципов - гуманизма и нравственности. Данные принципы, не оставили без внимания и тему исследования.
Первым шагом, направленным на формировании у граждан ответственного обращения с животными, был совершен в 2018 году. Развитие института ответственного обращения с животными, по нашему мнению, в Российской Федерации, началось именно с Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ № 498). ФЗ 498 способствовал уменьшению пробелов законодательстве, так было закреплено ряд важных нововведений, в том числе было усовершенствован понятийный аппарат. [20]
Вторым, и не менее важных событием, влияющим на закрепление в обществе ответственного обращения с животными, было внесение поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году. Так, в июле 2020 года на общероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию РФ, были приняты важные поправки. В соответствии с п. е5 ст.114 Конституции Российской Федерации, «Правительство РФ... осуществляет меры, направленные на - формирование в обществе ответственного отношения к животным». [3] Закрепление ответственного обращения с животными в главном законе страны, говорит о важности темы исследования, о необходимости ее реализации в обществе, и уменьшения статистики жестокого обращения с животными и формирование у общества нравственного поведения в отношении животных.
Не смотря на довольно обширное закрепление норм и правил поведения с животными, к сожалению, сегодня существует и негативная тенденция проявления жестокости в отношении животных. Большое количество деяний, связанных с жестоким обращением с животными, мы наблюдаем в информационно-коммуникационной сети «Интернет». [4, 5, 6]
Важным в исследовании данной темы является определение понятий «ответственного обращения с животными» и «порядок ответственного обращения с животными». Анализируя нормы права, мы можем увидеть, что в ФЗ №498 закреплено понятие «обращение с животными». Так, под обращением с животными понимается -содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье. [20]
Однако мы можем заметить, что законодательно отсутствует закрепление понятий «ответственного обращения с животными» и «порядок ответственного обращения с животными». Из-за данного пробела в судебной и правоприменительной практике возникнут проблемы. На основании этого считаем, необходимо внести изменения в статью 3 ФЗ №498, и закрепить понятия - «ответственного обращения с животными» и «порядок ответственного обращения с животными».
По нашему мнению, под порядком ответственного обращения с животными следует понимать - упорядочивание общественных отношений в сфере обращения с животными, реализуемые в результате применения правовых норм, содержащих требования по условиям содержания и использования животного, регламентирующий устройство надлежащего ухода за животным, оказание современной ветеринарной помощи, и обеспечивающий защиту животных от жестокого обращения.
В связи с этим, в России предусмотрено два вида публичной ответственности в сфере жестокого обращения с животными. Так, в соответствии со статьей 21 ФЗ №498 за нарушения требований закона, владельцы животных, а также иные лица несут -уголовную (например, ст. 245 УК РФ), административную и иную ответственность на основании закона. Тут возникает вопрос, что относиться к иным средствам ответственности? ФЗ №498 в статье 22, дает ответ на данный вопрос, а именно в случаях
нарушения требований по содержанию и использованию в условиях неволи дикого животного, данное животное будет конфисковано у владельца. Дикое животное после конфискации, будет возвращено в его естественную среду обитания, но в случаях, когда это невозможно, животное на безвозмездной основе передается на содержание в государственные муниципальные предприятия и учреждения. Которые соблюдают требования по содержанию таковых животных. Однако, если муниципальное предприятие и учреждение не может принять данное животное, то его передают на безвозмездной основе иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые соблюдают требования по содержанию диких животных в неволе. [19]
В соответствии со статьей 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), санкция нормы пункта первого содержит наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, исправительные работы на срок, не превышающий 1 года, лишение свободы на срок до трех лет, а также и иные виды наказания, закрепленные статьей. Разбирая пункт второй, указанной статьи, а именно с наличием отягчающих оснований, то те же деяния, предусмотренные пунктом первым, но с применением садистских методов, с демонстрацией жестокого обращения с животными в информационно-коммуникационной сети «Интернет», а также в присутствии малолетнего лица или деяния, совершенные группой лиц, будут наказываться штрафом в размере от 100 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, исправительными работами - до 2 лет, или лишением свободы от 3 до 5 лет. [7] Исходя из анализа статьи, мы видим, что жестокое обращение с животными, принадлежит к средней и небольшой тяжести категории преступлений.
Обращаясь к статистическим данным, мы можем увидеть весьма сомнительные цифры. Так, судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации, показывает нам весьма незначительные данные, лишь меньшая часть дел (примерно 15 %), зарегистрированных в правоохранительных органах по статье 245 УК РФ, доходит до судебного разбирательства, а также выносится итоговое судебное решение. [8] Согласно их данным, за 2018 года было привлечено к ответственности по статье 245 УК РФ - 110 граждан РФ. Из них, всего лишь 6 осужденных были приговорены к наказанию в виде лишения свободы. Все остальные лица, а их большинство, привлекли к ответственности в виде обязательных и исправительных работ, а также в виде штрафа. [9]
Особое внимание занимает объект преступления. В соответствии со статьей 245 УК РФ, объектом преступления - общественная нравственность и отношения в области содержания животных. Однако, не смотря на всю обширность объекта, законодатель не установил одного и достаточно важного закрепления, а именно животное к которому применяются противоправные действия, должен иметь хозяина, или он может быть без хозяина (безнадзорным). Так, как данного закрепления не имеется, считаем, что под предметом преступления выступают, как животные с владельцем, так и без, а также животные, любого вида (дикие, домашние, содержащиеся в неволи или полуволи животные). [10]
В связи с этим и возникают и иные проблемы, такие как: животное выступает в виде потерпевшего, однако, животное, не имея способности говорить, не может сообщить об этом кому-либо; средство доказывания виновности определенного лица, весьма неэффективны, ведь необходимо проводить наблюдение за лицом на протяжении длительного времени, что в реальных условиях, не будет соблюдаться. [11]
Не менее важным в практике является выявление объективной стороны преступления, так статья 245 УК РФ характеризуется в совершении активных действий, а также бездействии повлекшего за собой неблагоприятных последствий в виде смерти животного или причинении ему увечий. Тут и возникает пробел, исходя из дефиниции нормы мы видим, что в случае причинения животному определенного страдания в виде физического вреда, и если повреждения не видны (повреждения подходящие под определения «увечья»), а также если животное осталось живым, то в данном случае уголовная ответственность не наступит и лицо не будет привлечено к ответственности за совершенные деяния.
Рассматривая объективную сторону, важно понимать, что законодатель имел под бездействием. Так, например, к бездействию мы можем отнести такие примеры, как отсутствие воды и продуктов питания у животного, неблагоприятные условия проживания или условия при которых животное находится в холодных или жарких
местах пребывания, а также иных условиях вредных для него. В таком случае важно понимать, когда бездействие можно считать преступным. И данный момент определен, когда у виновного в момент бездействия, была обязанность заботиться о своем животном. [12]
Следующей категорией требуемой доработки является субъект преступления. Так, на основании анализа статьи субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако, не смотря на этот факт, практика показывает, что зачастую, лица, совершившие противоправные деяния, не достигали ранее сказанного возраста. Например, в г. Челябинск в ноябре 2021 года, 13-летняя школьница убила и расчленила котенка на четыре части, по указанной ситуации было возбуждено уголовное дело. [13] В августе этого же года в г. Ставрополь, подростки до 16 лет, расчленили котенка, при этом они вели видеосъемку. После совершения данных действий, данное видео попало в социальную сеть ^кТок Сейчас ведется расследование по делу. [14] Как мы видим, лица, совершившие противоправные деяния, не достигли возраста уголовной ответственности по данной статье, соответственно не понесут уголовную ответственность. Такая безнаказанность за противоправные деяния, может иметь негативные последствия, и повлечь за собой более тяжкие преступления, и стать началом в «криминальной карьере» подрастающего поколения. Этому свидетельствуют и данные научных исследований. Так, более 80% преступников в детстве проявляли жестокость в отношении животных, и лишь потом становились преступниками по иным преступлениям. [15]
Все эти примеры свидетельствуют о неразвитом нравственном воспитании детей. Подобные случаи жестокости к животному подростков до 16 лет имеют широкое распространение. По нашему мнению, необходимо всячески воздействовать на институты образования, чтобы реализовывать и прививать в детях два главных принципа в отношении животных, а именно принципы гуманности и нравственности.
Сегодня, в России существует и иной вид публичной ответственности -административный. В данном случае особенность заключается в том, что в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации данной статьи не закреплено, но право закрепления данной статьи есть у региональных властей. Так, на сегодняшний день в некоторых регионах закреплена административная ответственность за жестокое обращение с животными.
Хочется также отметить и о том, что до 2018 года статья «Жестокое обращение с животными», присутствовала во многих региональных законах об административных правонарушениях. [16, 17] Однако с принятием в 2018 году ФЗ, статьи о жестоком обращении стали утрачивать силу, и вместо них принимались не менее важные статьи, предусматривающие административную ответственность в сфере ответственного обращения с животными, например: нарушение порядка провоза (транспортировки) домашних животных; нарушение порядка проведение мероприятий с участием животных; нарушение порядка регулирования численности, отлова и содержания безнадзорных домашних животных; уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек и иные статьи.
По нашему мнению, именно закрепления административной ответственности в сфере ответственного обращения с животными, а также их перевозки и условий содержания, являются приоритетным и важным шагом. Ведь именно, к примеру, не соблюдение простых правил перевозки животного, может нанести увечье животному. Поэтому установление, новых статей в региональных законах, является правильным шагом в сфере ответственного обращения с животными. [18, 21]
Так, мы считаем, необходимым внести изменения в КоАП РФ, и закрепить следующие виды ответственности:
1. Несоблюдение требований к содержанию животных. В случаях несоблюдения общих требований к содержанию животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, а также в случаях содержания и использования животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч рублей до 10 тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на
юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; либо обязательные работы на граждан - на срок от 40 до 120 часов.
2. Несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии, а равно с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц -от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По нашему мнению, закрепление данных статей, будет способствовать уменьшению количества нарушений порядка ответственного обращения с животными.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что на сегодняшний день, проблема привлечения к ответственности лиц совершивших противоправные деяние в отношении животных, является актуальной и требует законодательной доработки. Так, по нашему мнению, стоит доработать статью 245 УК РФ, в аспекте расширения субъективной стороны преступления, а именно путем введения словосочетания «иные деяния». Законодателю, также следует рассмотреть вопрос о снижении возраста привлечения лиц к уголовной ответственности по данной статье. По нашему мнению, в связи со сложившейся практикой, уголовная ответственность по статье 245 УК РФ может наступать с 14 лет.
Относительно административной ответственности, то исходя из анализа норм, мы считаем, что региональному законодательству следует внести изменения в статьи, относящиеся к «жестокому обращению с животными» и чтобы они утратили свою силу действия. На федеральном уровне внести соответствующие изменения в КоАП РФ и закрепить статьи устанавливающую ответственность в сфере ответственного обращения с животными, к примеру: несоблюдение требований к содержанию животных, несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах без лицензии, а равно с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Также следует внести изменения в статью 3 ФЗ №498, закрепив в нем понятия «ответственного обращения с животными» и «порядок ответственного обращения с животными». Следует также помнить и том, что на международной арене есть уже принятые нормы права, гарантирующие защиту прав животных. Так, «Всемирная декларация прав животных» принятая в 1998 году, гарантирует защиту животных от жестокого обращения. Возможно, стоило и нашему государству задуматься и о принятии подобных ном, дабы избежать значительных потерь. Введения данных изменений, по нашему мнению, внесет свой вклад в противодействии деяний, направленных на жестокость в отношении животных, а также повысит действенность правоохранительных органов, и будет способствовать формированию у населения поведения направленного на
соблюдение порядка ответственного обращения с животными, и развитию принципов нравственности, гуманности.
Пристатейный библиографический список:
1. «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) // ВЦИОМ: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-strana-kotov
2. Growth from Knowledge// GfK: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-bolshe-vsego-domashnikh-zhivotnykh-v-rossii-ssha-i-latinskoi-amerike
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
4. Международное информационное агентство «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://ria.ru/20190912/1558584822.html
5. Международное информационное агентство «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://ria.ru/20211129/zhivotnye-1761239824.html
6. Международное информационное агентство «Россия сегодня» // Сетевое издание РИА Новости: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://ria.ru/20211027/sobaki-1756319585.html
7. Уголовный кодекс Российской Федерации 13 июня 1996 года N 63-ФЗ/ СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.21.)
8. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей [Электронный ресурс] - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 20.11.21.)
9. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: офиц. сайт // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения: 18.11.2021)
10. Есаков Г.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // 7-е издание. М.: Издательство «Проспект», 2017. С. 736.
11. Вирясова Н.В., Землянова А.Н., Чернышева М.В. Об уголовной и нравственной проблемах применения ст. 245 УК РФ // Социальные науки. № 1 (16). 2017. С. 92-96.
12. Костылева Г.В., Муженская Н.Е. Цоколова О.И. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений (часть 2) в 2 ч. М.: Издательство«Проспект», 2016. С. 739
13. «Издательский дом «Комсомольская правда»: офиц. сайт // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.chel.kp.ru/daily/28362/4510948/
14. Сетевое издание "Bloknot"»: офиц. сайт // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bloknot-stavropol.ru/news/raschlenivshiy-kotenka-podrostok-iz-stavropolya-po-1420056
15. Вахрамеева Д.В. Жестокость в отношении животных и меры её пресечения в современном российском обществе // Научные труды КубГТУ. № 6. 2018. С. 77 - 83.
16. Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 № 55 (принят Тюменской областной Думой 20.12.2007) / СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.21.
17. Закон Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием Тверской области 01.07.2003) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.21.)
18. Буц С. Б., Евсикова Е. В., Пономарев А. В. Некоторые аспекты реформирования административно -деликтного законодательства в сфере установления административной ответственности за жестокое обращение с животными / Буц С.Б., Евсикова Е.В., Пономарев А.В. // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9 (160). С. 116-119.
19. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. N 1659 "Об утверждении Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен" [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.21.)
20. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 N 498-ФЗ. [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.11.21.)
21. Евсикова Е.В., Буц С.Б., Пономарев А.В. Некоторые аспекты реформирования административно-деликтного законодательства в сфере установления административной ответственности за жестокое обращение с животными / Евсикова Е.В., Буц С.Б., Пономарев А.В. // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10 (161). С. 146-148.
22. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) . [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.11.21.)
23. Всемирная декларация прав животных (Пересмотренный Международной Лигой Прав Животных в 1989, был представлен Генеральному директору ЮНЕСКО и обнародованный в 1990 году): официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.33cats.ru/guide/item/132-declaration-animal-rights.html