УДК 343
Юридические науки
Коваль Анна Андреевна, студентка 1-ого курса кафедры «Цифровая криминалистика», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
СРАВНЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖЕСТОКОЕ
ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается ответственность за деяние, предусмотренное статьей 245 УК РФ, а также анализируется действующее законодательство в области защиты животных. Целью работы является -разобрать спорные вопросы и попытаться найти пути их решения. Будут проанализированы следующие вопросы: необходимо ли снижать возраст уголовной ответственности, нужно ли ужесточать уголовную ответственность за данный вид правонарушения, существует ли необходимость маркировки домашних животных или нет и тд. А также разберем влияние правотворческих органов. Выявлена причина о отсутствии статистики. Изучим действия правотворческих органов для урегулирования этой проблемы. Изучим опыт зарубежных стран, и на основе опыта предложим изменения в Российское законодательство.
Ключевые слова: Жестокое обращение с животными, уголовная ответственность, защита животных, маркировка домашних животных.
Annotation: This article reviews the problem of animal defense and responsibility according to the article 245 of criminal code of Russian Federation. The main goal is to analyze issues behind this law and to find a solution to them. In order to get the best view on all issues, this article provides a review on such topics like: Is it necessary to lower the age or strength of the responsibility for this violention? Is there a need of labeling the animals? Also the article studies the influence of law-
making bodies, identifies the reason for the lack of statistics. We will study the actions of law-making bodies to resolve this problem. We will study the lawmaking experience in this matter of other countries and, on the basis of experience, we will propose changes to legislation.
Key words: Animal cruelty, criminal liability, animal protection, pet labeling.
Введение
Одним показателем высокоразвитого государства является уровень культуры и нравственности в обществе, это проявляется через отношение людей к животными. Актуальность вопроса в наши дни говорит о том, что люди заинтересованы в развитие моральных ценностей и повышение обшей культуры в обществе. В этом вопросе Россия отличается от зарубежных стран. В УК РФ проблеме жестокого обращения животными посвящена лишь одна статья 245 УК РФ, которая не эффективна в борьбе за их защиту и не решает социально значимых проблем.
Статистика.
По данному виду преступления очень сложно выявить статистику, это связанно прежде всего с тем, что преступление по статье 245 УК РФ очень сложно доказать. Причиной этого также может быть то, что люди не уделяют должного внимания этой проблеме и не заявляют о данном виде правонарушения в правоохранительные органы. Следовательно, данный вид нарушения невозможно контролировать государством, это приводит к нестабильности в обществе и увеличение преступности.
С помощью электронного ресурса «OnlineЮр», посмотрим статистику с 1997 года по 2011 год. К сожалению, судебной статистики за последние несколько лет не найдено.
Статистика преступлений по ст. 245 УК РФ
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Диаграмма 1. Статистика преступлений с 1998 г. по 2011 г.
На диаграмме 1 видно, что количество преступлений с 2006 года начинает уменьшаться. Предположу, что это связанно с тем, что 21 марта 2006 года был принят закон «О защите животных от жестокого обращения».
Статистика относительных показателе в зависимости от возраста:
Возраст Процент
14-17 40
18-24 15
25-30 30
30-40 15
Проанализировав статистику, можно заметить, что большинство преступлений совершают лица в возрасте 14-17 лет. Причин этому может быть множество: проблемы в семье, желание быть принятым в обществе и т.д. Субъектом противоправного деяния является гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста. Это говорит о том, что действие УК РФ не распространяется на правонарушителей и необходимо снижать возраст уголовной ответственности. В качестве решения этой проблемы в школах необходимо проводить воспитательные лекции на эту тему.
Участие органов государства РФ для решения этой проблемы.
В последнее время Госдума предпринимают действия для решения этой проблемы. В марте 2021 года Госдума внесла законопроект, обязывающий владельцев собак и кошек регистрировать своих домашних питомцев. Они предлагают наделить правительство РФ, федеральные службы и министерства правом определять правила содержания домашних животных и собак [12]. Бывают случаи, когда отловленных, стерилизованных и вакцинированных животных выпускают около детсадов и школ. Причиной данного законодательства стала цель снижения количества бездомных животных на улице, а также безопасность жизни и здоровье людей. Так как бывают случаи, когда бездомные собаки нападают на людей [1].
Стоимость услуги маркировки домашних животных будет зависеть от типа используемой идентификационной метки. Ею может быть:
■ ошейник (120-150 рублей);
■ татуировка (200-500 рублей);
■ бирка (стоимость самого маркировочного элемента: 14-20 рублей; услуга установки обойдётся в 20-50 рублей);
■ цифровой болюс, чип, микросхема (цена самого устройства: от 90 до 200 рублей, услуга ввода обойдётся в 100-150 рублей).
Владельцы домашних питомцев имеют право самостоятельно выбирать вид маркера. Оплачивать установку идентификационного элемента придётся самостоятельно. Информация о каждом животном заносится в специальный реестр. Платить за предоставление информационных услуг не нужно.
Санкции за уклонение от обязательной процедуры оцениваются в сумму от 500 до 1000 рублей. Я считаю, что это инициатива правильная. Благодаря этому будет создана база домашних животных, появится возможность отслеживать отношение людей к своим питомцев. Это позволит предотвратить преступления и наказать преступников. Но это будет сложно реализовать, так как найдутся лица, которые не захотят платить за маркировку [3].
С января 2020 года в России вступил запрет на содержание дома экзотических животных. Постановление Правительства №795 устанавливает запрет на содержание животных, представляющих опасность для их владельцев, а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от возможных условий содержания их в неволе, что может неблагоприятно влиять на их состояние здоровья, вплоть до гибели. Минприроды России ранее заявляло, что список формировался с учетом мнения зоозащитников. Это свидетельствует о том, что правительство заботиться о сохранение экзотических видов животных [10].
С января 2020 года деятельность контактных зоопарков в России не законна. В силу вступил ФЗ «Об ответственном обращении с животными», согласно которому осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях с предоставлением зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается. Зоопарки не могут находиться в торговых центрах, а у животных обязательно должно быть свое место, чтобы укрыться от посетителей. Также животных нельзя брать на руки и заходить к ним в клетки. Это является правильным шагом для решения данной проблеме [11].
Анализ законодательства.
В законодательстве России существует пробел в вопросе защиты животных. Конституция является основным законом государства, но в ее содержании нет ни слова о животных [4].
В статье 245 УК РФ говорится, что жестокое отношение к животным на территории России — это преступление нравственности общества, которое посягает на воспитание молодого поколения. Привлечь виновное лицо к такому роду преступления не просто. Такое происходит из-за того, что законодатель не видит животное как непосредственный объект преступного посягательства, а также вследствие отсутствия в 245 статье УК РФ достаточного количества объективных и субъективных признаков, указывающих на оконченный состав преступления. Самой большой мерой наказания за это преступление может быть
назначен срок 3 лет лишения свободы, это является недостаточной мерой наказания. На практике суд выносит еще более мягкое наказание. Если провести анализ судебной практики, то тяжело найти дело, рассматриваемое по данной статье. Я считаю, что необходимо ужесточить уголовную ответственность за данный вид правонарушения [9].
В статье 137 ГК РФ понятие «животное» приравнивается к понятию «имущество». То есть животное считается вещью, которой можно распоряжаться: продать, подарить, оставить в наследство. Получается, что жизнь и здоровье животных никак не защищается, чтобы эту проблему решить надо вносить изменения в законы, наделить животных статусов живого существа. Думаю, необходимо внести примечания в эту статью [2].
Влияние соцсетей на эту проблему.
В сети интернет очень распространены видео с домашними животными разного характера, от безобидных нарядов на животных до издевательства над ними. Статья 245 УК РФ предусматривает за видео с жестоким обращением с животными срок лишения свободы от трех до пяти лет. Но появляется вопрос легко ли найти преступника с видео, и следят ли за такими видео спец службы?
В 2017 году Роскомнадзор попросил россиян мониторить соцсети для выявления сайтов, пропагандирующих насилие над животными, чтобы ведомство оперативно блокировало их. Пользователи соцсетей охотно откликнулись на призыв. Роскомнадзор в ноябре 2017 года отмечал, что в «черный список» сайтов уже внесли более 2,5 тысячи интернет-страниц за жестокое обращение и продажу редких животных. Именно поэтому Дума приняла закон об ужесточении ответственности за жестокое обращение с животными [5].
Часто люди, используя своих домашних животных, зарабатывают на них большие деньги. По данным статьи в Daily Mail, в 2020 году пост в Инстаграме, крошечного померанского шпица, Джиффпома может достигать 45 000$ [9]. На него подписаны 10 миллионов человек. Контент в основном состоит из коротких милых видео с собакой, в качестве подписи - просто один эмоджи. Кроме
забавной внешности, Джиффпом покоряет своих поклонников веселыми образами. Но появляется вопрос, нравится ли шпицу все-время менять наряды и фотографироваться? Я считаю, что это в какай-то степени тоже считается жестоким обращение с животными. К тому же это является плохим примером для молодой аудитории, которые после просмотра таких фотографий пойдут делать такие же снимки со своими домашними животными [6].
Зарубежный опыт законотворческой деятельности в защиту животных.
Посмотрим различные подходы осуществления защиты животных от жестокого обращения на примере зарубежных стран.
В США жестокое обращение с животными относится к тяжким преступлениям. Наказывается такое преступление чаще всего лишением свободы. В штате Луизиана, в качестве дополнительной меры наказания может быть назначен запрет в течение длительного времени на владение другими домашними животными. Существует специальный список живодеров - Animal Abuse Registry. В американской тюремной среде мучители животных приравниваются к лицам совершившие общественно опасные преступления. По закону у каждой собаки в США должна быть лицензия, которая покупается каждый год. Каждая собака имеет медальон, где указаны контакты владельцев. В случае пропажи собаки по медальону будет легче ее найти. За отсутствие лицензии предусмотрен штраф в размере 250 долларов. Я считаю, что России следует последовать примеру США [8].
В Великобритании все животные в стране наделены правами и свободами.
В 2007 году вступил в силу Акт о благосостоянии животных, который устанавливает для всех видов домашней живности пять свобод: свобода надлежащего питания, свобода удобных условий проживания, свобода пребывания в одиночестве или в компании, право на регулярные проверки в случае аномального поведения, право на защиту от боли, страданий, болезней и ранений. Также необходимо регистрировать абсолютно любого питомца, без этого даже невозможно будет обратиться к ветеринару [7].
Вывод и предложения.
Настоящая статья посвящена исследованию уголовного законодательства в отношение жестокого отношения с животными статья 245 УК РФ. Практика показывает, что виновные в таких преступлениях остаются безнаказанными и продолжают дальше издеваться и убивать животных. Была рассмотрена проблема отсутствия статистики на эту тему. Изучен зарубежный опыт законотворческой деятельности в защиту животных. Проанализированы действия нашего правительства для решения данного вопроса.
Считаем необходимым принять следующие меры:
■ Урегулировать права животных в России.
■ Увеличить размер штрафа за причинение вреда животному.
■ Организовать муниципальные приюты для животных.
■ Провести маркировку домашних животных.
■ Пропагандировать в обществе гуманное отношение к животным.
■ Контролировать социальные сети.
■ Снизить возраст уголовной ответственности до 12 лет.
Библиографический список:
1. Гасанова С. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ // в сборнике: ПРЕДЕЛЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ 2016 (Дата обращения: 12.04.2021).
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (Дата обращения: 23.03.2021).
3. Гришина А.А. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. N° 11 (28). С. 847-849. (Дата обращения: 22.03.2021).
4. Карасева М.Ю. ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОГО ТРУДА // М.Ю. Вестник СевКавГТИ. 2017. N 4 (31). С. 144-148.
5. Карасёва М.Ю. 12. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА, СОВЕРШАЮЩЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. N 2. С. 102-107.
6. Карасёва М.Ю. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕРПЕВШЕГО Актуальные проблемы российского права. 2007. N 1 (4). С. 549-554.
7. Латыпова А.Р, Лифанова М.В. ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С Животными // NovaUm.Ru. 2018. N9 16. С. 415-416. (Дата обращения: 10.03.2021).
8. Павлова А.И. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИФОТНЫМИ // В сборнике: Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. С. 396-399. (Дата обращения: 07.04.2021).
9. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.11.2019) [Электронный источник] // www.consultant. m/document^ons_doc_LAW_10699/6e2829afe7edbdbbe54047b79b4784ca6cc45d5 3/ (Дата обращения: 15.03.2021).
10. Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2018 N 498-ФЗ [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31464 (Дата обращения: 12.03.2021).
11. Федеральный Закон от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 УК РФ и статьи 150 и 151 УПК РФ» - правовая база «Консультант Плюс: Студент» 2018. (Дата обращения: 05.03.2021).
12. СТАТИСТИКА. http://www.onlineur.ru/zhestokoe-obrashhenie-s-zhivotnymi (Дата обращения: 02.03.2021).