Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования политических ценностей военнослужащих'

Некоторые аспекты исследования политических ценностей военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
171
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ARMY / POLITICAL VALUES / POLITICAL CULTURE / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ванцев Алексей Михайлович

Рассматриваются различные теоретические подходы к исследованию политических ценностей военнослужащих в современной России. Сделан вывод о необходимости адаптации классических подходов с учетом особенностей отечественной социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Research of Military Mens Political Values

Various theoretical approaches to the research of political values of the military men in modern Russia are considered. It is concluded that adaptation of classical approaches is necessary in view of the features of the domestic social environment.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования политических ценностей военнослужащих»

Библиографический список

1. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 2.

4. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 5.

5. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1.

6. АрламовА.А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педаго-га-методолога) // Вопросы философии. 2008. № 1.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

8. Пищулин НИ. Образование как философская проблема // Философские науки. 2005. № 1.

9. Любимов Ю.В. Знание как образ и событие // Философские науки. 2002. № 4.

10. Крытский С.Б. Культурно-экзистенциональные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. 1998. № 4.

11. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.

A.M. Vantsev

Some Aspects of Research of Military Men’s Political Values

Various theoretical approaches to the research of political values of the military men in modern Russia are considered. It is concluded that adaptation of classical approaches is necessary in view of the features of the domestic social environment.

Key words and word-combinations: army, political values, political culture, social stratification.

Рассматриваются различные теоретические подходы к исследованию политических ценностей военнослужащих в современной России. Сделан вывод о необходимости адаптации классических подходов с учетом особенностей отечественной социальной среды.

Ключевые слова и словосочетания: армия, политические ценности, политическая культура, социальная стратификация.

УДК [31 6.354:355.1](470+571 )

ББК 60.56(2Рос)

А.М. Ванцев

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ

ЦЕННОСТЕЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

К онцептуапьная модель исследования политических ценностей в структуре политической культуры военнослужащих представляется многовекторной и поливариантной. Полагаем, что анализ данной проблемы следует строить на основании учета ряда базовых подходов к политическим ценностям. При исследовании политических ценностей военнослужащих, равно как и трансформации данных ценностей, необходимо отметить особые «генетические» ценности военнослужащих, отличающих их от представителей иных социальных групп, и обрисовать гипотетический политический «идеал», каким он видится военным людям. Кроме того,

представляется важным провести анализ детерминированности политических ценностей исследуемой нами социальной группы материально-бытовыми условиями жизни и службы, а также выделить реальные ценностные проекции, проявленные в результатах голосований за различные российские политические партии. Такое видение требует теоретической работы по выявлению наиболее релевантных интерпретаций самой категории «политические ценности» и их адаптации к специфике социальной группы военнослужащих.

Научные споры по поводу содержания и контекста использования категории «ценность» продолжаются и по сей день. Отсутствие четкого определения данного понятия порождает дискуссионность и в трактовке категории «политические ценности». Не принимая во внимание обширный пласт зарубежных исследований в данной области, можно отметить, что и в отечественной обществоведческой литературе практически отсутствуют специальные работы, посвященные комплексному теоретическому анализу сущности политических ценностей. С другой стороны, ценностные исследования прикладного характера в научном дискурсе представлены весьма существенно. В частности, отдельные политические ценности россиян изучались на базе серьезных и масштабных эмпирических социологических исследований [1, с. 68-92; 2; 3], либо анализировались при построении структурной модели политического менталитета [4-6].

В современной отечественной науке условно можно обозначить два подхода к трактовке и пониманию категории «политические ценности». Подавляющее большинство исследователей трактуют политические ценности предельно широко в качестве самых различных социальных явлений и феноменов сознания. В подобной интерпретации к политическим ценностям относятся и социально-политические идеалы (свобода, справедливость, равенство), и политические институты (государство) и формы и методы политической деятельности (революция, реформа, война). Следовательно, любой феномен, имеющий значение для мира политики, может рассматриваться как политическая ценность. По существу, понятие «политические ценности» подчеркивает здесь особенности набора позитивно значимых политических явлений одного политического субъекта (индивида, группы, класса, нации) по сравнению с другим. Иными словами, под политическими ценностями понимаются ценностные ориентации в сфере политики того или иного субъекта и объекты этих ориентации. К примеру, достаточно абстрактное определение политической ценности предлагает известный российский исследователь М.М. Назаров, утверждая, что политическая ценность представляет собой значимую жизненную цель или норму, по отношению к которой индивид обладает сильной позитивно окрашенной установкой [7, с. 17].

В энциклопедической литературе политические ценности определяются как «совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований (установок, стереотипов, переживаний и т.д.), определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения в текущей политической практике» [8, с. 391]. При этом подчеркивается, что политические ценности призва-

ны содействовать «интеграции социальной группы как части более широкой социальной общности; мотивировать политическую деятельность и создавать условия, при которых социально-политические цели становятся непосредственными мотивами участников политического процесса; способствовать формированию стандартов оценки каждого конкретного действия и его последствий; определять иерархию как самих целей политики, так и выбора метода их достижения, попутно производя отбор приемлемых и блокирование неприемлемых методов и целей; ориентировать каждого из участников политического процесса (класс, партию, общественную организацию, институт, личность) по отношению к остальным его составляющим» [8, с. 391]. Иными словами, данное определение политических ценностей содержательно охватывает всю совокупность субъективно-психологических элементов сознания, включая идеи, представления, установки и переживания.

Такое понимание политических ценностей позволяет оценивать проекции ценностных установок военнослужащих на модели их политического поведения. Кроме того, при таком взгляде на ценности мы затрагиваем чрезвычайно актуальный пласт вопросов, связанных с групповой самоидентификацией военных в политическом процессе. Политические ценности в данном случае мотивируют военнослужащих на определенные образцы участия в политической жизни, позволяют им ощущать свою «особость» по отношению к другим группам общества.

Другой подход к изучению политических ценностей связан с более конкретным их пониманием. Политические ценности выступают в виде неких принципов, являющихся целями, ориентирами политической практики. Традиция подобного изучения политических ценностей была заложена западными исследователями. В частности, рассматривая структуру группового сознания, социологи У. Томас и Ф. Знанецкий определили социально-политические ценности как «более или менее выявленные правила поведения, при помощи которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действия среди ее членов», хотя в их работах можно найти понимание ценности и как любого предмета, обладающего поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы [9].

С точки зрения известного российского философа М.С. Кагана, политику можно определить как борьбу за власть, а политические отношения между различными субъектами должны опредмечиваться в соответствующих программах, теоретических концепциях, идеологических схемах, за которыми стоят соответствующие системы ценностей. Ученый полагает, что политические ценности «рождаются на социально-психологическом уровне общественного сознания, как общие черты национального характера, сословной психологии, классового самосознания, а формируются на идеологическом уровне теоретиками» [10, с. 101]. При этом значение политических ценностей амбивалентно, то есть они могут и объединять, и разделять людей, так как укрепляют единство какой-то одной части человечества, тем самым разрушая его целостность, вплоть до провоцирования и оправдания военных и революционных конфликтов. Подобная трактовка политических ценностей представляется нам достаточно инструментальной.

В политике идеалы воплощаются, как правило, в виде разнообразных идеологий. Носителями идеологий являются главным образом политические партии. В связи с этим оценка поддержки военнослужащими той или иной партийной программы, выраженной в голосовании за нее, может рассматриваться, по нашему мнению, как акт одобрения декларируемых ею ценностей. Конечно, мы должны признать, что современные политические партии далеко не всегда связывают себя узами какой-либо классической идеологической парадигмы. Но в нашем случае этого и не требуется. Конъюнктурность электоральных стратегий партий, их ориентация на господствующий в данный конкретный момент времени в обществе идеологический «мэйнстрим» достаточно хорошо позволяют отслеживать динамику политических ценностей военнослужащих во времени.

Согласно еще одной исследовательской позиции политические идеалы, как и политические нормы, можно отнести к основным формам проявления политических ценностей. При этом политический идеал может быть определен и как совершенный образец политической действительности, и как высшая цель политической деятельности. В политическом идеале выражена позиция субъекта в отношении к политической действительности, который оценивает ее с высоты должного в рамках осуществленного политического выбора. А политические нормы понимаются прежде всего как определенные предписания политического поведения и политического участия в политическом процессе. Функционирование политических норм обусловлено потребностью в упорядочении политических отношений в целом. При этом некоторые психологи, ссылаясь на труды Ч. Мориса, К. Клахона, М. Рокича обосновывают ошибочность понимания ценностей как порождений сознания и аргументируют необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям [11].

В нашем случае можно рассматривать данную теоретическую трактовку как отправную методологическую точку для исследования политического идеала в сознании военнослужащих. Не исключено, что сам образ идеального общественно-политического устройства не является универсальным для всех военнослужащих. Кроме того, такой образ, вероятнее всего, с течением времени эволюционирует. Тем не менее сам процесс эволюции подобного ценностного идеала и различные аспекты его формирования и распространения в военной среде - актуальные исследовательские проблемы. Ведь именно абстрактный и часто даже не осознаваемый или критически осмысленный идеал «форматирует» инструментальные политические ценности военнослужащих, выступает матрицей их электорального поведения и выбора жизненных траекторий после окончания срока действительной военной службы.

Представляется важным разграничение понятий «ценность» и «оценка». Мы согласны с данными Н.М. Медведевым определениями понятий «ценность» и «оценка». «Ценностями являются объекты материальной и духовной деятельности людей, обладающие общественно полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные по-

требности людей. Что касается оценки, то последняя может быть определена как деятельность, связанная с дифференциацией явлений и предметов внешнего мира в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами субъекта деятельности, то есть с некоторыми его ценностями» [12, с. 9]. Далее, исходя из вопроса о критерии ценностей, он выделил объективный и общезначимый критерий, связав существование ценностей с интересами субъекта. В вопросе о возможности объективных критериев ценностей ученый предлагает различать собственно ценности и ценностные представления людей, которые не всегда совпадают, связывая ценностные представления с осознанием людьми своих ценностей и влияния на осознание разных факторов и условий. Следовательно, при оценке какого-либо явления необходимо учитывать его соответствие и согласованность с личным, групповым, корпоративным и общечеловеческим интересом, противоречие аспектов общественной жизни, устоявшиеся преставления об истине, о добре, красоте и справедливости.

Выводы Н.М. Медведева представляются интересными и для нашего исследования, так как раскрывают еще один значимый аспект исследования трансформации политических ценностей военнослужащих. Этот аспект заключается во взаимосвязи ценностных ориентаций военных людей от условий их материального существования и статусного уровня их социальной группы в обществе. Иными словами, политические ценности формируются в том числе и под воздействием уровня материального достатка военнослужащих, условий их быта, отношения к людям в погонах со стороны окружающих и прочего. Следовательно, изменения данных условий влекут за собой и ценностную трансформацию.

Политические ценности - это предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действие субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп. К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идей, участие личности в политике, выражение и реализация ее интересов, культура политики и другие.

Система политических ценностей образует в обществе стержень политической культуры, которая оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает важнейшим мотиватором политического поведения социальных общностей, лидеров, элит. Нашей целью как раз и является изучение тех явлений, процессов и норм политической жизни, которые представляются военнослужащим наиболее принципиальными и значимыми при ориентации в мире политики. Совокупность политических ценностей, несомненно, определяет специфику политической культуры военных. С учетом особой роли армии в нашей истории и современности, политическая культура военнослужащих - важная составная часть общенациональной политической культуры.

Библиографический список

1. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 1.

2. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.

3. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

4. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. Ростов н/Д, 1998.

5. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения. М., 1997.

6. Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998. № 2.

7. Назаров М.М. Политические ценности и политический процесс. М., 1995.

8. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.

9. Политический менталитет: методологические проблемы исследования. М., 1999.

10. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1995.

11. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1.

12. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.

I.V. Makeeva

A Contribution of the German Community Representatives to Forming Cultural Environment of the City of Vladivostok

The role of the German community in forming the cultural environment in Vladivostok is shown. Cultural studies pattern of studying a city (on the level of archetypes) is applied. The activity of the historical figures that made a significant contribution to the development of new Eastern territories of Russian Empire is described.

Key words and word-combinations: Vladivostok, cultural environment, German community.

Показана роль немецкого сообщества в формировании культурной среды Владивостока. Применена культурологическая схема изучения города (на уровне архетипов). Освещена деятельность исторических личностей, внесших существенный вклад в развитие новых восточных территорий Российской Империи.

Ключевые слова и словосочетания: Владивосток, культурная среда, немецкое сообщество.

УДК 008

ББК Ч111 + Т3(2Рос-4При + 2Влад)-7

И.В. Макеева

ВКЛАД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВЛАДИВОСТОКА

X, рактерной чертой исторической и современной культурной среды Владивостока является толерантное, компромиссное отношение к инородным влияниям, их постепенное и довольно естественное вхождение в «текст» города. Это направление в Дальневосточном регионе была заложено на начальном этапе, когда население города складывалось из разнородных потоков переселенцев, прибывавших преимущественно из центральных районов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.