ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9 : 32 (470.23 - 25 + 571.63 - 25
О. А. Капцевич
Личностные и ценностные предпосылки патриотического отношения на примере молодежи Санкт-Петербурга и Владивостока
В статье проводится теоретическое осмысление патриотизма с точки зрения политической психологии, предлагается модель психологической структуры феномена в политическом сознании субъекта. Описаны результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке молодежи двух городов с применением логистического регрессионного анализа, позволившие выявить значимые личностные и ценностные предикторы субъективной патриотической ориентированности респондентов.
The article offers the theoretical understanding of patriotism in terms of political psychology. Developed model of the psychological structure of patriotism as the structure member of political consciousness was discussed. The results of an empirical study of the phenomenon, conducted on a sample of young people of two cities using logistic regression, are described. Study reveals significant predictors of patriotic orientation of the respondents among their personality traits and subjective values.
Ключевые слова: патриотизм, политическое сознание, логистический регрессионный анализ, политическая психология.
Key words: patriotism, political consciousness, logistic regression analysis, political psychology.
Современная общественно-политическая жизнь России характеризуется заметной ролью феномена патриотизма, не теряющего своей актуальности на протяжении нескольких последних лет, что обусловливается как объективными обстоятельствами (в особенности значимыми событиями на международной арене в 2014-2015 гг.), так, вероятно, и субъективными психологическими тенденциями (в частности, изменениями в ценностной структуре общественного и политического сознания россиян). Вследствие своей высокой актуальности патриотизм является предметом исследования многих научных дисциплин, рассматривающийся в междисциплинарном контексте с совершенно разных сторон: в качестве идеи, идеологии, установки, исторического феномена, психологического качества и т. д.
© Капцевич О. А., 2016
Соответственно, предложено огромное количество определений и трактовок феномена, акцентирующих самые разные стороны его существования и проявления. В наиболее общем виде патриотизм может быть определен как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать» интересы Родины [2, с. 48].
В рамках данной работы наиболее значимым представляется психологический «срез» патриотизма, поскольку именно психологические особенности и основания выступают преимущественным субстратом существования патриотизма как объективного феномена (как в виде проявлений в политическом поведении граждан страны, так и на уровне политических программ, вообще вектора внутренней государственной политики).
Психологические основы и характеристики патриотизма на данный момент не могут быть охарактеризованы как достаточно изученные. Более того, психологическая наука, на наш взгляд, не уделяет достаточного внимания изучению феномена, в то время как именно эмпирическое психологическое исследование может позволить приблизиться к пониманию важнейших аспектов патриотизма, открывая широкие возможности для практической работы в направлении его развития. Одной из сторон данной проблемы является разногласие исследователей и отсутствие единого понимания психологической сущности рассматриваемого феномена.
В рамках политической психологии наиболее эвристичным представляется рассмотрение и исследование патриотизма в качестве элемента политического сознания россиян, имеющего сложную психологическую структуру, включающую несколько основных составляющих. Целесообразным представляется использование структурного подхода как основы теоретического и эмпирического исследования психологической сущности феномена. В частности, субъект-объектная парадигма, успешно используемая исследователями патриотизма [3; 5], позволяет организовывать процесс исследования и упорядочивать его результаты на трех уровнях существования феномена: на уровне субъекта, объекта и собственно патриотического отношения субъекта к объекту. Соответственно, на уровне субъекта могут быть исследованы личностные предпосылки и детерминанты проявления патриотического отношения и его характеристик, на уровне объекта - ценностные составляющие субъективного «образа страны» как объекта ценностно-патриотического отношения и на уровне отношения - возможные сферы проявления патриотизма, имеющие отношение к тем или иным сферам личности.
В данной статье остановимся подробнее на таком уровне существования патриотизма, как его субъект, и исследуем личностные и ценност-
ные предпосылки патриотической ориентированности россиян на примере жителей двух городов: Санкт-Петербурга и Владивостока.
В качестве субъекта патриотического отношения может выступать как отдельная личность, так и группа, общество, даже нация [7] в целом. Характеризуя субъект патриотического отношения, исследователи нередко используют понятие «патриотических качеств личности» - «устойчивых состояний сознания, чувств, действий, ценностных оснований деятельности» [2, с. 99], определяющих патриотическое отношение личности. Субъект патриотического отношения также характеризуется через ряд «ценностей-качеств» [12] как «устойчивых элементов морального сознания и повседневного поведения личности» [12, с. 83]. Личностный уровень патриотизма определяется в том числе как «характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.... в поступках и в деятельности» [8]. Отметим, что перечисленные представления, основанные на теоретических исследованиях, не дают информации о конкретных личностных качествах, детерминирующих патриотическую ориентированность личности. В то же время психологические исследования личностных предпосылок патриотизма являются малочисленными [13, с. 20].
Представляется очевидным утверждение, что чувство патриотизма, широко распространенное в современном российском обществе (по результатам опросов ВЦИОМ за 2014 г., 81 % опрошенных россиян считают себя патриотами своей страны, [16]), испытывают настолько разнообразные группы населения страны, что оно не может быть охарактеризовано посредством тех или иных конкретных психологических особенностей. Однако реалистичной представляется задача выявления личностных предпосылок патриотической ориентированности определенных категорий населения, поскольку подобные данные могут способствовать выработке понимания психологических основ и, возможно, целей патриотической идентификации тех или иных категорий граждан.
Исследование личностных коррелятов патриотизма производилось на выборке численностью 151 респондент, из которых 69 - представители Санкт-Петербурга, 82 - Владивостока. Структура выборки приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура выборки исследования (в процентном отношении)
Категории респондентов Всего Санкт-Петербург (45,7%) Владивосток (54,3%)
Род деятельности учащиеся в вузах 74,8 71 78
работающие 25,2 29 22
Пол мужчины 45,7 56,5 36,6
женщины 54,3 43,5 63,4
Возрастные границы выборки - от 18 до 35 лет. Поскольку в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» возрастными рамками от 14 до 30 лет, «а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - до 35 и более лет...» [14] определяется категория «молодежь», исследуемая выборка может быть отнесена именно к данной категории.
В качестве гипотезы выступило предположение о существовании личностных и ценностных характеристик, связанных с патриотической ориентированностью и могущих выступать ее предикторами.
Методики исследования представлены, во-первых, личностным тестом FPI (Фрайбургский многофакторный личностный опросник, форма «В»), во-вторых - ценностным опросником Ш. Шварца, позволяющим изучить ценности личности на уровне «нормативных идеалов» и «личностных приоритетов». В-третьих, испытуемым было предложено ответить на закрытый вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны (России)?» (два варианта ответа: «да» и «нет»), а также указать свой возраст и гендерную принадлежность.
Таким образом, в рамках настоящего исследования операционали-зация патриотизма как феномена политического сознания акцентирует прежде всего его сознательный «срез», т. е. в качестве зависимой переменной в исследовании выступала декларируемая патриотическая ориентированность, соответствующая ответам респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны (России)?».
Подобная операционализация, основанная на вербальном самоотчете испытуемых, помимо ее минусов (в частности, эффектов социальной желательности), имеет некоторые неоспоримые плюсы, позволяя исследовать субъективное представление респондентов о собственной «патриотичности».
Для полученной зависимой переменной - декларируемой патриотической ориентированности - в построенную регрессионную модель, в качестве независимых переменных (потенциальных предикторов) были включены личностные и ценностные характеристики респондентов.
В ходе статистической обработки был применен метод логистического регрессионного анализа как наиболее оптимальный для исследования влияния количественных и категориальных переменных-предикторов на зависимую номинальную (дихотомическую) переменную [11]. Обработка данных производилась в программе IBM SPSS Statistics 21.
В целях достижения наибольшей достоверности регрессионной модели количество независимых переменных было сокращено с помощью факторного анализа с варимакс-вращением. В результате исходное количество переменных теста FPI (равное 12) было сведено к двум факторам («стеничность» и «астеничность»), 20 переменных опросника
Ш. Шварца - к восьми. При этом, поскольку ценностный опросник состоит из двух частей, выявляющих ценности на уровне «нормативных идеалов» и «личностных приоритетов» (исходное количество переменных -по 10 для каждой части), факторизация была проведена в два этапа: для каждой из частей в отдельности, что позволило получить три фактора на уровне «нормативных идеалов»: открытость изменениям, консерватизм и самовозвышение; два фактора (достижения и консерватизм) и одну стандартизированную переменную (универсализм) на уровне «личностных приоритетов».
Таким образом, регрессионный анализ проводился с использованием десяти независимых переменных: девяти метрических (полученные факторы по тесту РР! и опроснику Ш. Шварца, а также возраст респондентов и переменной «пол», включенной в модель в качестве категориальной. Итоговое содержание регрессионной модели представлено в табл. 2.
Таблица 2
Переменные в уравнении регрессии для зависимой переменной «декларируемая патриотическая ориентированность»
Показатели В Стд. ошибка Вальд Ст. св. Знч. Ехр (В)
Шаг возраст 7а ,102 ,054 3,52 7 1 ,060 1,107
FAC 1_FPI_стеничность ,461 ,227 4,13 5 1 ,042 1,585
FAC 1_Schwartz_открытость_ нормативные_идеалы ,481 ,247 3,78 0 1 ,052 1,618
FAC3_Schwartz_самовозвыш ение_нормативные_идеалы ,371 ,211 3,08 1 1 ,079 1,449
FAC 1_Schwartz_консерватиз м_лич_приоритеты -,756 ,276 7,49 5 1 ,006 ,469
Z_Schwartz_У НИВЕРСАЛИЗ М_лич_приоритеты ,528 ,238 4,94 8 1 ,026 1,696
Константа -1,437 1,175 1,49 6 1 ,221 ,238
Итоговая регрессионная модель позволяет корректно предсказывать 71,5 % значений зависимой переменной, т. е. значения, которые принимает зависимая переменная «декларируемая патриотическая ориентированность», могут быть с достаточно большой вероятностью спрогнозированы по значениям независимых переменных.
Как видно из табл. 2, конечная модель включает шесть переменных-предикторов, позволяющих достоверно прогнозировать патриотическую ориентированность респондентов: возраст, фактор «стеничность» теста РР1, факторы ценностного опросника Ш. Шварца: открытость и самовозвышение на уровне нормативных идеалов, консерватизм и переменная универсализм на уровне личностных приоритетов.
Однако только три переменные характеризуются достаточно высоким уровнем значимости показателя статистики Вальда: фактор стеничность теста РР!, фактор консерватизм на уровне личностных приоритетов ценностного опросника Ш. Шварца и стандартизированная переменная универсализм на уровне личностных приоритетов ценностного опросника Ш. Шварца. Охарактеризуем их подробнее.
Наиболее значимым предиктором декларируемой патриотической ориентированности респондентов, исходя из модели, является фактор консерватизм. Он включает такие исходные шкалы ценностного опросника Ш. Шварца, как конформность, традиции и безопасность.
Ценностный тип конформость Ш. Шварц характеризует через такие ценности, как послушание, вежливость, самодисциплина, уважение родителей и старших [18]. Ценности традиции связаны с такими мотива-ционными целями, как «уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, ... умеренность) и следование им» [4, с. 28]. Определяющей мотивационной целью типа безопасность выступает «безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений» [4, с. 30].
Таким образом, данный фактор объединяет такие ценностные качества личности, как ведущая роль социального окружения и социальных норм, высокая важность культурных традиций и следование им. Причем представленность ценности консерватизма на уровне «личностных приоритетов» указывает на существование тенденции к воплощению присущих ей мотивационных целей в личной деятельности респондентов (в противоположность ценностям, измеренным методикой Ш. Шварца на уровне «нормативных идеалов», существующих в виде нормативных представлений, которые могут не получать выражения в поведении субъекта).
Отрицательное значение бета-коэффициента для данного предиктора указывает на обратную зависимость: высокие оценки по фактору «консерватизм» указывают на меньшую вероятность субъективного обозначения себя респондентом как патриота своей страны (России).
Таким образом, можно с высокой вероятностью прогнозировать, что лица, преимущественно руководствующиеся социальными нормами в своем поведении и мышлении, соблюдающие и ценящие традиции, в наименьшей степени склонны считать себя патриотами страны.
Подобная тенденция на первый взгляд представляется довольно неожиданной, поскольку идет вразрез с распространенными представлениями о связанности патриотизма именно с традиционными, консервативными, «охранительными» ценностями [1; 9; 10]. Однако выявленный факт может быть интерпретирован как показатель связи патриотической ориентированности респондентов с важностью для них таких ценностей, как независимость от социального окружения, самостоятельность, в частности, отсутствие внешнего принуждения в выборе собственных политических ценностей, установок и политического поведения. Таким образом, обнаруженная тенденция, вероятно, является показателем того, что лица, считающие себя патриотами, не склонны воспринимать собственную патриотическую идентификацию как навязанную извне, но скорее считают ее результатом собственного свободного выбора. Однако данный факт, имея отношение к субъективному восприятию респондентов, не означает, что патриотизм как ценностная ориентация не был усвоен ими из социального, культурного окружения.
Следующим значимым предиктором декларируемой патриотической ориентированности выступает ценность универсализма на уровне личностных приоритетов. Данный ценностный тип трактуется Ш. Шварцем через важность для личности терпимости, благополучия во всемирном масштабе [17] (имеющие тенденцию к воплощению в поведении личности). Таким образом, субъективная характеристика респондентами себя как патриотов может быть спрогнозирована по таким присущим им «ценностям-качествам» [12], как терпимость, стремление к миру и созиданию.
Подобный вывод, также во многом противоречащий стереотипным представлениям о патриотизме как относительно более узком феномене в сравнении с космополитизмом [6] (для которого считаются свойственными более широкие цели, в частности, стремление к общемировому благополучию), вероятно, в действительности может указывать на отсутствие агрессивных тенденций в психологических основаниях патриотизма респондентов. Терпимость, стремление к миру могут указывать также на толерантность как характеристику патриотического отношения лиц, считающих себя патриотами страны, что представляется крайне значимым в условиях российской многонациональности.
Еще один значимый предиктор патриотической ориентированности респондентов - фактор стеничность, включающий такие личностные характеристики, определенные с помощью теста РР!, как маскулинизм, экстраверсия, общительность, уравновешенность.
Полюс маскулинизма в шкале теста маскулинизм - феминизм указывает на «протекание психической деятельности преимущественно по мужскому типу» [15, с. 263], на выраженность таких качеств, как смелость, соревновательность, готовность к риску, предприимчивость, практичность, реалистичность, а также отсутствие склонности к самоанализу и рефлексии, и гедонизм. Выраженность полюса экстраверсия (в шкале экстраверсия - интроверсия) подразумевает свойственность личности таких качеств, как активность, стремление к лидерству и социальному успеху, отсутствие затруднений в общении и установлении социальных контактов. Шкала общительность также указывает на социальную активность и потребность личности в такой активности, а также на такие качества, как отзывчивость, доброта, эмоциональность, внимательность к людям, легкость установления контактов.
Таким образом, можно с высокой вероятностью предполагать, что социально активные, общительные, стремящиеся к лидерству, предприимчивые индивиды в большей степени склонны считать себя патриотами своей страны. Справедлив и обратный вывод: лица, не характеризующиеся данным набором качеств, вероятнее всего, патриотами России себя не считают.
Подводя общий итог для полученной регрессионной модели, позволившей обнаружить некоторые личностные и ценностные предикторы патриотической ориентированности респондентов, можно сказать, что патриотами своей страны в наибольшей степени склонны себя считать лица, которым свойственны социальная активность и стремление к лидерству, а также самостоятельность и независимость. Таким образом, полученные данные позволяют предполагать, что патриотизм может выступать для молодежи «орудием» достижения социального одобрения и социального статуса, воспринимаясь как социально-одобряемый феномен. В то же время подобная роль патриотизма для респондентов, вероятно, не связана с проявлением агрессивных тенденций, о чем свидетельствует его связь с терпимостью и в целом мирной ориентированностью.
Важным фактом является также обнаруженное отсутствие прогностической силы в отношении патриотической ориентированности у переменных, изначально включенных в регрессионный анализ, но не вошедших в итоговое уравнение регрессии, либо не достигших достаточного уровня значимости. Во-первых, ни одна из ценностей на уровне «нормативных идеалов» по тесту Ш. Шварца не является предиктором патриотической ориентированности, в то время как ценности уровня «личностных приоритетов» демонстрируют наибольшую прогностическую силу в отношении зависимой переменной.
На данном основании можно предполагать, что патриотическая ориентированность респондентов может быть спрогнозирована преимущественно по ценностям, воплощаемым в поведении, поскольку именно ценности на уровне «личностных приоритетов» имеют тенденцию к реализации в поведении.
Во-вторых, не обнаружили связи с патриотической ориентированностью респондентов такие их личностные характеристики (выявленные тестом РР!), как раздражительность, эмоциональная лабильность, де-прессивность, спонтанная агрессивность, невротичность (объединенные фактором «астеничность»). Таким образом, лица, характеризующихся эмоциональной неустойчивостью и недостаточно выраженной способностью к самообладанию, вероятно, не склонны считать себя патриотами своей страны.
И в-третьих, патриотическая ориентированность респондентов не обнаружила связи с возрастом (в модели данная переменная характеризуется недостаточным уровнем значимости) и полом, что может свидетельствовать об отсутствии возрастных и гендерных различий в декларировании собственной патриотической ориентированности респондентами (однако лишь в пределах исследованной возрастной категории молодежи).
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить связь патриотической ориентированности респондентов с такими личностными характеристиками, как социальная активность, стремление к лидерству, и с такими ценностями, как самостоятельность и независимость, а также терпимость, стремление к благополучию в мировом масштабе. Полученные данные позволяют предполагать, что для молодежи Санкт-Петербурга и Владивостока патриотизм является позитивной ценностью и воспринимается ими как социально-одобряемый феномен, вследствие чего его в большей степени склонны демонстрировать лица, стремящиеся к социальному одобрению и доминированию.
Полученные в ходе исследования результаты дают возможность приблизиться к пониманию психологических оснований современного российского патриотизма (на примере исследованной молодежи), что представляет существенную значимость в условиях крайне малого внимания психологической науки к патриотизму - одному из наиболее актуальных явлений современной российской действительности, требующему комплексного и детального психологического исследования. Выводы исследования могут представлять существенную практическую пользу в рамках разработки и осуществления концепций и программ патриотического воспитания, поскольку позволяют намечать наиболее оптимальные и эффективные пути формирования и развития патриотизма исходя из особенностей и психологических оснований проявления феномена, характерных для исследованной возрастной категории.
Список литературы
1. Барабанов М. В. Партии и многопартийность в современной России: возникновение, основные тенденции развития. - М: Изд-во МГОУ, 2011. - 456 с.
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: моногр. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.
3. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ставрополь, 2004. - 46 с.
4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
5. Карманова Д. А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук. - Иваново, 2007. - 24 с.
6. Козлов А. А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк. - СПб.: ОМ-Экспресс, 1999. - 542 с.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / Сайт Городского методического центра. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». - URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/the-concept-of-patriotic-education-of-citizens-of-the-russian-federation.php/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/
9. Креативный класс - это фикция / Аналитика экспертов ВЦИОМ. 06.04.2015. Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=238&uid=115217
10. Мантиков Б. А. Консерватизм в постсоветской России // Полития. - 2012. -№ 1. - С. 33-54.
11. Наследов А. Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.
12. Орлов В. Б., Лесняк В. И. Патриотизм как ценность гражданского общества // Вестн. Югорск. гос. ун-та. - 2006. - №3. - С. 80-86.
13. Потемкин А. В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.01. - Новосибирск, 2009. - 23 с.
14. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / Сайт Правительства Российской Федерации. - URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
16. Сколько в России патриотов? / Пресс-выпуск. - № 2187. Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL : http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113466
17. Bilsky W., & Schwartz, S. H. (1994). Values and personality// European Journal of Personality, 8, p. 163-181.
18. Schwartz S. H., & Bilsky W. (1990). Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, Reprinted in H. Inoue (Ed.). 58, p. 878-891.