SUBJECTS OF COUNTERACTION TO INVESTIGATION OF OFFICIAL CRIMES
E.V.Golovina
The article discusses various approaches to systematization of subjects of counteraction to preliminary investigation. Presents the author's approach to defining the circle of subjects of counteraction to investigation of crimes and their motives.
Key words: counteraction to preliminary investigation, official crime, subjects of counteraction to investigation of crimes.
Golovina Elena Vitalyevna, associate Professor of justice and law enforcement, [email protected], Russia, Tula, Tula state University
УДК 343.98
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
О.А. Петрухина
Посвящена рассмотрению некоторых аспектов информационного обеспечения процесса расследования экологических преступлений, в частности автоматизированных интегрированных поисковых систем.
Ключевые слова: криминалистическое обеспечение, информационные технологии, автоматизированные поисковые системы, единая информационно-телекоммуникационная система.
Криминалистическое обеспечение расследования преступлений представляет собой систему внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов криминалистических знаний, воплощенных в умениях, методических и тактических криминалистических рекомендациях, технико-криминалистических средствах и технологиях их применения [1, с. 34].
Основной задачей системы криминалистического обеспечения является повышение научного и технического уровня практической деятельности по обнаружению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений. Важнейшей составной частью криминалистического обеспечения является информационное обеспечение, которому в современных условиях развития криминалистической науки и техники придается огромное значение.
Сущность расследования любого преступления, его сердцевина - поиск информации и работа с нею. Как верно отметил профессор Н.Г. Шурухнов, для
того, чтобы минимизировать временные и физические затраты, связанные с расследованием преступлений, необходимо эффективно использовать оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, возможности различных банков данных, имеющиеся информационно -телекоммуникационные системы органов внутренних дел, новые информационные технологии [7, с. 203].
Расследование экологических преступлений не является исключением, так как одной из основных особенностей данного процесса является объем и сложность получения информации о преступлении: ее отыскание, фиксация, изъятие, сохранение, анализ, оценка и использование.
Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений представляет собой многогранную деятельность. Основным и традиционным, но далеко не единственным направлением внедрения информационных технологий в деятельность правоохранительных органов является система криминалистической регистрации. На ее основе выстраивается целая система интегрированных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС «Паспорт-Центр», АИПС «Папилон», АИПС «Розыск-Магистраль» и
др.).
Автоматизированные информационно-поисковые системы (далее -АИПС) созданы на базе широкого использования компьютерной техники, и введены в практику работы органов внутренних дел для совершенствования процесса централизованного накопления, обработки и поиска справочной, ориентирующей и иной информации для организации и обеспечения борьбы с преступностью.
Основными задачами АИПС являются:
- сбор, систематизация, обобщение и анализ информации, необходимой для успешного проведения индивидуальной профилактической работы, пресечения, раскрытия и расследования преступлений;
- обеспечение этой информацией руководства МВД, ГУВД, УВД, горрайорганов внутренних дел и других заинтересованных служб правоохранительных органов.
Использование различных АИПС способствует повышению эффективности раскрытия и расследования общеуголовных преступлений, но экологических - в меньшей степени. Мы связываем это с характером содержащейся в существующих АИПС информации. Объем сведений, имеющих отношение к экологическим преступлениям и лицам их совершившим, очень мал. Как показало интервьюирование сотрудников, занимающихся расследованием экологических преступлений, из всех существующих АИПС ими в довольно редких случаях (при установлении свидетелей и подозреваемых) используются системы «Поток» и «Оперативный поиск».
Ситуация усугубляется тем, что организация АИПС на основе отдельных разрозненных учетов имеет определенные недостатки, так как не исключает возможность дублирования и появления в разных системах не согласующейся
информации об одном и том же объекте. Это приводит к тому, что большой объем и несвязность учетов усложняют поиск, значительно увеличивают время, необходимое для исполнения запросов, и в некоторых случаях приводят к выдаче противоречивой или запоздалой информации.
Это обусловливает необходимость особого подхода к методическому, научному, техническому и информационному обеспечению расследования экологических преступлений. Практика настоятельно требует активного внедрения прогрессивных информационных технологий в деятельность по расследованию рассматриваемой категории преступлений. Тем более что в современных условиях развития науки и техники объемы обработки, передачи и хранения информации непрерывно возрастают, появляются новые методы ее получения и анализа, увеличивается производительность технических средств.
Значительный шаг в этом направлении был сделан благодаря реализации программы «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (далее - ЕИТКС ОВД), позволившей создать комплексную автоматизированную информационную систему ОПС (далее - АС ОПС) в системе МВД России [5].
Однако в настоящее время широкое использование возможностей АС ОПС в подразделениях, занимающихся расследованием экологических преступлений, затруднено. Как показал опрос следователей и дознавателей, они знают о возможностях АС ОПС, но в процессе расследования экологических преступлений практически их не используют. Причинами такого положения являются несовершенство и сложность программного обеспечения, которое приводит к низкому быстродействию, длительным срокам ожидания загрузки и выгрузки данных. Также, одной из причин, вызывающей отсутствие интереса к АС ОПС, является недостаточная обеспеченность техникой, на которой предусмотрена установка программного обеспечения АС ОПС. В большинстве своем автоматизированные комплексы существуют в единичных экземплярах, не имя под собой твердой основы, подкрепленной материально -техническими ресурсами, научным и методическим сопровождением такой деятельности [3, с. 64]. Серьезным препятствием для активного использования АС ОПС является низкий уровень компьютерной грамотности субъектов расследования. Как правило, они обладают лишь элементарными навыками, необходимыми для работы с текстовым материалом, а знания основ информационных технологий отсутствуют вовсе. На вопрос об уровне знаний и практических навыков по сбору и использованию при проведении следственных и иных процессуальных действий информации, сосредоточенной на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или сети ЭВМ, 44% опрошенных нами следователей и дознавателей оценили их как слабые, 32% как средние и 24% как достаточные.
Возможности получения полезной для расследования информации, в том числе с мобильных устройств сотовой связи, смартфонов, планшетных компьютеров и других устройств, большинству субъектов расследования неизвестны, хотя такие технологии обладают огромнейшим потенциалом [6, С.235]. Поэтому большинство опрошенных нами респондентов (78%) показали,
что предпочитают пользоваться традиционными средствами получения и передачи информации (телефонная связь, направление запросов и т.п.). А ведь, к примеру, в рамках ЕИТКС формируется единая система электронного документооборота и делопроизводства на базе единой системы электронной почты.
Очевидно, что в данных условиях организовать должное обеспечение следователей (дознавателей), занимающихся расследованием экологических преступлений, необходимой информацией и автоматизировать их деятельность не представляется возможным.
Одним из вариантов решения данной проблемы предлагается создание сайта, организованного на базе регионального уровня, на котором можно было бы структурировано помещать необходимую информацию: правовые акты, касающиеся деятельности органов предварительного расследования, аналитические обзоры, передовой опыт по расследованию преступлений и организации деятельности следственных подразделений, статистическую информацию и т.п. [2, с. 111; 4, с. 91]. Примером такой организации является сайт, созданный и функционирующий с 2010 года в СУ УМВД России по Брянской области.
Однако мы полагаем, что для быстрого и эффективного расследования экологических преступлений, создание такого сайта не принесет большой пользы. В отличие от общих сведений о преступности, криминалистически значимая информация в большинстве случаев относится к категории ограниченного доступа, и носит конфиденциальный характер, что создаст препятствия для ее размещения на сайте, и ограничит возможности доступа к нему.
Мы полагаем, что разрешение обозначенной проблемы возможно путем объединения массивов криминалистически значимой для расследования экологических преступлений информации, сосредоточенной в различных автоматизированных информационно--поисковых системах, банках данных, в единую интегрированную автоматизированную информационно-поисковую систему, к примеру, АИПС «Экология».
Мы считаем, что создание и внедрение такой системы послужит важным фактором и в повышении уровня организации взаимодействия следователя (дознавателя) с сотрудниками иных служб правоохранительных органов и других ведомств.
Как известно, большая часть экологической информации аккумулируется в составе государственных информационных ресурсов. Взаимодействие предполагает взаимный обмен информацией, предоставление информации по запросам, передачу копий электронных баз данных, проведение совместных мероприятий и т.п. Однако такое взаимодействие осложняться узковедомственными интересами, что неприемлемо для полноценного расследования экологических преступлений.
Между тем потребности практики расследования экологических преступлений настоятельно требуют системного подхода к организации
межведомственного «электронного взаимодействия», к созданию единого предметно ориентированного информационного поля, в котором был бы возможен доступ в реальном времени к информационном базам данных при условии соблюдения режима доступа помимо органов, занимающихся расследованием экологических преступлений, например, и таких органов как: природоохранная прокуратура, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Департамент государственной политики и регулированию в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, Департамент государственной политики и регулированию в области геологии и недропользования и др.
Выражением такого полномасштабного информационного поля и должна стать интегрированная автоматизированная система, включающая базу криминалистически значимых данных о лицах, ранее совершавших экологические преступления и правонарушения, о предприятиях, нарушающих требования экологической безопасности, правила ведения работ, о видах и свойствах загрязняющих и отравляющих веществ и т.п. и предоставляющая возможности оперативного обмена информацией вышеуказанных органов.
При создании такой системы необходимо:
- учитывать разработки ученых-криминалистов, в частности о криминалистической характеристике экологических преступлений;
- использовать материалы уголовных дел, например, обвинительные заключения, которые буду направляться в автоматизированную систему, в которой возможен их анализ, с вычленением криминалистически значимых признаков и построением их возможных корреляционных связей.
Обязательным условием функционирования такой системы должно быть своевременное и регулярное обновление криминалистически важной информации.
Таким образом, актуальность и востребованность развития и внедрения средств информационного обеспечения в деятельность по расследованию экологических преступлений являются очевидными. Огромный арсенал средств и методов информационных систем представляет широчайшие дополнительные возможности для эффективного расследования рассматриваемых преступлений, а их дальнейшее развитие служит основой специальных исследований, носящих перспективный характер.
Список литературы
1. Белов О.А. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений: дисс. ... канд. наук. М., 2007.
2. Денисевич К.А. Информационные технологии общего назначения в деятельности следователя // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. № 1.
3. Каримов В.Х. Использование возможностей информационно -поисковых систем органами предварительного следствия // Органы
предварительного следствия в системе МВД России: история, современность, перспективы (к 50-летию со дня образования следственного аппарата в системе МВД России): Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. М., 2013. Ч.1.
4. Познанский Ю.Н. Об использовании информационных технологий в деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России // Органы предварительного следствия в системе МВД России: история, современность, перспективы (к 50-летию со дня образования следственного аппарата в системе МВД России): Сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. М., 2013. Ч.1.
5. Приказ МВД РФ от 20.05.2008 N 435 (с изм. от 25.07.2009) "Об утверждении новой редакции Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
6. Россинская Е.Р. Некоторые направления развития криминалистики сквозь призму современных технологий // Актуальные проблемы криминалистической тактики: материалы Международной науч. - практ. конф. -М., 2014.
7. Шурухнов Н.Г. Назначение и роль автоматизированной системы органов предварительного следствия в расследовании преступлений // Уголовное судопроизводство: проблемы теории, нормотворчества и правоприменения: Сб. науч. тр. Рязань, 2008. Вып. 3.
Петрухина Ольга Анатольевна, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры уголовного права и процесса института права и управления, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
SOME ASPECTS OF THE USE OF INFORMATION SYSTEMS FORENSICSMAINTENANCE OF
INVESTIGATION OF ENVIRONMENTAL CRIMES
O.A. Petrukhina
Received The article considers some aspects of the information security process of investigation of environmental crimes, in particular the automated integrated search engines.
Keywords: forensic software, information technology, automated search engines, a single information-telecommunication system.
Petrukhina Olga AnatoVevna, Cand. jurid. science, assistant professor of criminal law and procedure of the Institute of law and management, [email protected], Russia, Tula, Tula State University