_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 372.853
Иванова Валентина Ивановна,
доцент ФГОУ ВПО ЧГУ, г.Чебоксары, РФ E-mail: [email protected] Назаров Александр Алексеевич, ст.преподаватель, ФГОУ ВПО ЧГУ, г.Чебоксары, РФ
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Рассматривается некоторые аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в контексте модернизации современной высшей школы, способствующие расширению ее образовательного пространства.
Ключевые слова
Информационные технологии, информатизация, образование. Одним из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273, стратегией развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212. Целью работы в данном направлении является формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и интеграция ИКТ в процесс обучения. В связи с этим ИКТ рассматриваются как одно из средств взаимодействия ВУЗа и студента, в основе которого лежат следующие принципы:
-принцип системности предполагает, что вся информация выстраивается в чёткую систему в зависимости от перспективных и ближних целей;
-принцип креативности подразумевает непрерывное развитие, поиск новых решений; -принцип диалогичности предполагает создание атмосферы дружелюбия, доверия, диалога. Процессы информатизации, глобализации и межкультурной интеграции системы образования во всём мире коррелируют и отражают новые парадигмы: экономика, основанная на знаниях и обучение на протяжении всей жизни. В процессе формирования профессионализма большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования.
С развитием информационных технологий (ИТ) инновационная деятельность вуза выражается в интеграции научной деятельности и образования, широком использовании в учебном процессе ИКТ. Последние достижения науки, техники, технологий должны использоваться в образовательном процессе по всем учебным дисциплинам. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных компетенций специалиста, качественная подготовка которого тесно связана с программно-методическим обеспечением учебного процесса.
В настоящее время конкуренция на рынке труда высока. Задача вуза - содействовать становлению конкурентоспособных выпускников.
Внедрение ИКТ в учебный процесс высшей школы влечёт за собой использование не только современных технических средств, но и актуальных форм и методов обучения (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах). Меняется отношение профессорско-преподавательского состава к своей профессиональной деятельности.
Преподаватель остаётся ключевой фигурой учебно-образовательного процесса и, в то же время, ключевой фигурой программы внедрения ИКТ в высшее профессиональное образование.
Изменяется профессиограмма преподавателя и уровень его профессиональной компетенции. Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов и, прежде всего, преподавателей. Процесс формирования информационной компетентности студента в вузе охватывает все этапы и формы обучения и может осуществляться только на базе развитой информационно-образовательной среды. Информационно - образовательная среда вуза выступает и средством формирования информационной компетентности преподавателей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.
ИКТ позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять многоплановое взаимодействие. Информатизация позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять собственный информационный банк преподавателей высшей школы. А это решает массу проблем, связанных с поиском необходимой информации, её обработкой и использованием в учебно-воспитательном процессе, позволяет создавать электронные коллекции УМК, увеличивать информационный охват материала, более детально и целенаправленно прорабатывать учебный и научный материал.
Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями преподавателя в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В данное время в большей мере становятся востребованными коммуникативные функции (диалогичность, социальное партнерство). При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для преподавателя становится умение применять ИКТ в учебном процессе, возрастает значение его профессиональной самоактуализации.
ИКТ могут стать средством формирования индивидуальных траекторий развития студентов и преподавателей.
Одной из задач образования является информатизация учебного процесса.
Современные требования заставляют думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Значение использования ИТ трудно переоценить. Занятие, проведенное с использованием ИТ представляет собой цельную компьютерную разработку с привлечением средств музыки и видео, цветовой гаммы фона, коллекции фотографического и иллюстрированного материала, а также использования дополнительного материала из информационной базы Интернета.
Пользуясь такой разработкой, преподаватель может качественно провести занятие, внося свои изменения и дополнения. Также есть возможность использовать компьютерные технологии как инструмент исследования, позволяющий студенту самому проводить исследования и экспериментировать, что несет развивающую функцию и обеспечивает новое качество образования обучающегося.
В материалах Министерства образования РФ представлено следующее понятие «качество образования», которое рассматривается в двух аспектах:
1. Качество результата образовательного процесса: соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям стандартов.
2. Характеристики системы обеспечения этого качества:
- содержания образования;
- уровня подготовки абитуриентов;
- преподавательских кадров;
- информационно-методического обеспечения;
- материально-технического обеспечения качества подготовки;
- используемых образовательных технологий;
- научной деятельности.
Использование компьютерных технологий при выполнении самостоятельных заданий реализует такие задачи как:
- создание развивающей среды обучения;
- эффективное усвоение программного материала;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т. д.
Основная задача, которая стоит перед преподавателем, работающим в рамках гуманистической парадигмы - это обучение студентов умению жить, поскольку сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность.
Третье направление данной практики - гуманитаризация - предполагает переориентацию приоритетов в определении образовательных идеалов и направленность образовательного процесса на формирование, прежде всего духовного мира личности, утверждение духовных ценностей как первоосновы в определении целей и содержания образования: «очеловечивание» знаний, формирование целостной гармоничной картины мира с полноценным отображением в ней мира культуры, мира человека.
Формирование информационной компетентности и стратегической задачей системы высшего образования является формирование компетентного специалиста. В системе профессиональных компетентностей большинством исследователей отдельно выделяется информационная компетентность как важнейшая часть профессионализма в современном информационном обществе.
На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.
Таким образом, использование ИКТ играет очень важную роль в реализации творческого потенциала учащихся и позволяет решить главную задачу современной высшей школы — это раскрытие способностей каждого ученика. Интенсивное использование ИТ в современном вузе — залог успехов во всех областях его жизнедеятельности.
Список использованной литературы:
1. Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И. и др. Интернет -технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.
2. Иванова В.И. Электронный учебник, как учебно-методический комплекс образовательной среды. Научный журнал «Теория и практика общественного развития», №14, г. Краснодар, ООО Изд.дом «ХОРС», 2015.
3. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155-157.
© Иванова В.И., Назаров А.А., 2016
УДК 373
Исаева Инна Владиславовна
директор МАОУ «Гимназия №5», Миронова Ирина Анатольевна
завуч МАОУ «Гимназия №5», г. Чебоксары, РФ, E-mail: [email protected]
ПРЕДМЕТНЫЕ ПРОБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассматривается опыт МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары по использованию предметных