Биллинг ОТ «Петер-Сервис» РАБОТАЕТ С НОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Сергей ВИЗАУЛИН,
главный специалист группы «ПетерСтар» ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС»
онечной целью любого предприятия является получение прибыли. В этом смысле компании-провайдеры связи не являются исключением. Основная статья их доходов - абонентская плата за предоставление услуг связи, в частности, за использование клиентами телефонной линии.
Термин «биллинг» для операторов связи не просто красивое иностранное слово. Он означает перерасчет телефонных звонков в денежный эквивалент, и все, что имеет отношение к биллингу, для сотрудников компании-провайдера является чем-то вроде священной коровы - даже смотреть в сторону оборудования, на котором установлена биллинговая система, разрешено лишь избранным...
Механизм биллинга
Подсчет и анализ телефонных звонков, в результате которого выставляется счет клиентам, происходит следующим образом. Звонки в виде CDR-записей (calling directory record - запись о пути звонка) поступают в биллинговую систему с различного коммуникационного оборудования. Проходя через подсистему предбиллинга, CDR-записи приводятся к стандартному виду. Каждая запись регистрируется в файл, который закрывается через определен-
Век Качества N° 2
В связи с выходом постановления Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N° 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» у телефонных компаний местной телефонной связи и операторов дальней связи возник ряд проблем. Телефонные компании местной телефонной связи лишились лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи, а значит, и части прибыли. Операторы дальней связи получили возможность напрямую оказывать свои услуги клиентам, но зачастую не имели для этого технических и организационных средств. Выход был найден в механизме агентских соглашений между операторами дальней связи и телефонными компаниями местной телефонной связи
ный временной интервал. Далее файл передается в программный комплекс для дальнейшей обработки. На выходе получаются данные различного назначения: для составления бухгалтерской документации; для формирования счетов клиентам; для отчетов руководству.
В упрощенном варианте стандартная (базовая) запись о звонке обычно содержит:
^ номер телефона вызывающего абонента (телефон А);
^ дату и время звонка;
^ продолжительность звонка;
^ номер вызываемого абонента (телефон Б);
^ базовый тип звонка (исходящий, входящий, транзитный).
Одной базовой записи для выставления счета клиенту недостаточно. Следует определить, по какому тарифу оценивать услугу. Для этого необходимо обратится к рейт-плану, который содержит набор тарифов.
В рейт-план обычно входят следующие типы услуг:
^ городские звонки;
^ междугородные звонки;
^ международные звонки;
^ доступ в Интернет;
^ справочные службы.
Переход от базового типа в записи о соединении к типу звонка в рейт-плане осуществляется обычно по «маске» телефона Б. «Маска» -
это набор первых цифр номера, который соответствует определенному типу звонка в рейт-плане. Например, маска «8» - это междугородный тип звонка, маска «810» - международный.
Тип звонка в рейт-плане может определяться и по нескольким «маскам», например, при междугородном соединении это могут быть маски «8» и «8107» (международный код РФ).
После того как подсистема тарификации определила тип звонка для рейт-плана, ведется поиск по номеру телефона А записи о телефоне, в которой прописан рейт-план для звонков. Зная рейт-план и тип звонка для простого случая (городской звонок), легко находится тариф, на который умножается продолжительность звонка.
Для междугородных или международных соединений поиск тарифа не заканчивается определением типа звонка и рейт-плана. Стоимость этих звонков зависит от города или страны, куда был совершен звонок. Для этого устанавливается понятие «маска направления». По «маскам направлений» определяется регион, с которым была осуществлена связь. «Маски направлений» содержат первые цифры номера вызываемого абонента, которые соответствуют коду города, области, страны. Созда-
тг
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Биллинг
вать отдельные тарифы для каждого направления довольно трудоемко и нецелесообразно, поэтому направления объединяются в тарифные зоны, например: «Ленинградская область», «СНГ и Страны Балтии», «США и Канада» и так далее.
Для повышения своей конкурентоспособности и привлекательности для клиентов компании-операторы связи идут на всевозможные тарифные бонусы и скидки. Например, в будни предрассветный звонок на полтора рубля дешевле, чем звонок в полуночный час, и на двадцать три копейки дороже, чем звонок, произведенный накануне выходного; при соединении с «любимым» номером клиент платит четверть от той суммы, которая была бы начислена, если бы он набрал другой номер. Расширение тарифного плана, вызванное маркетинговыми ходами, неминуемо приводит к усложнению подсчета стоимости предоставляемых услуг.
Рассчитав стоимость всех звонков абонента по всем телефонам можно сформировать для него начисления за услуги связи. Счета предъявляются в соответствии с существующей базой абонентов. База содержат следующую информацию: для физических лиц - паспортные данные, для юридических - наименования организаций и адреса, на которые высылаются счета. Каждая запись об абоненте имеет свой уникальный номер. Кроме того, ведется расчетный счет каждого абонента, куда заносится информация обо всех выставленных счетах и полученных платежах.
Биллинг дальней связи
До недавнего времени у клиентов не было возможности выбора оператора дальней связи, и все междугородные и международные соединения производились единым опе-ратором-монополистом. С принятием закона «О связи» у потребителей появилась альтернатива.
В настоящее время клиентам предлагается выбирать оператора дальней связи по двум вариантам: режим preselect (предварительный выбор), или режим hot choice (горячий выбор).
В режиме preselect абонент заранее выбирает одного оператора для всех звонков. Preselect позволяет абоненту сохранить наиболее простой и привычный способ установления междугородных и международных соединений, а также не ломать каждый раз голову над сравнительным анализом и запоминанием тарифов различных операторов.
Если абонент выбрал режим hot choice, то при совершении междугородного или международного звон-
ка ему потребуется дополнительно набрать код оператора. Это не удобно для тех, кто привык «звонить через восьмерку». При hot choice после «восьмерки» следует набрать код оператора дальней связи, который будет обслуживать звонок, и только затем обычный набор символов: код страны, код города, номер абонента. Необходимость совершения дополнительных манипуляций компенсируется возможностью прибегнуть к услугам различных компаний-провайдеров связи и выбрать наиболее оптимальный тариф для каждого соединения.
С 2008 г. в России можно «совмещать» режимы, то есть, несмотря на сделанный выбор оператора в режиме preselect, абонент для отдельных звонков может использовать режим hot choice, выбирая других операторов.
С появлением режима hot choice процедура биллинга усложнилась. Биллинговая система тарифицирует звонки, произведенные в режиме hot choice, путем анализа кода оператора дальней связи. Стоит отметить, что для междугородных и международных соединений абонент может выбирать лишь тех операторов дальней связи, с которыми его телефонная компания заключила агентское соглашение.
Необходимость агентских соглашений появилась в связи с выходом постановления Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи». Оно повлекло за собой ряд проблем для телефонных компаний местной телефонной связи и операторов дальней связи: первые лишились лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи, а последние получили возможность напрямую оказывать свои услуги клиентам, но зачастую не имели для этого технических и организационных средств. Механизм агентских соглашений между операторами дальней и местной связи послужил выходом из сложившейся ситуации.
В рамках агентского соглашения тарификация услуг международной
и междугородной связи должна производиться по тарифам и правилам, определенным оператором дальней связи, услугами которого пользуется абонент. В связи с этим возникла потребность создания в биллинговой системе справочника операторов дальней связи, где прописывались бы все операторы дальней связи, заключившие агентские соглашения с местной телефонной компанией.
Рассмотрим, каким образом происходит идентификация операторов дальней связи.
В режиме preselect есть возможности использовать категорию оконечного оборудования из CDR-записи и добавить в запись о телефоне абонента Б поле с номером выбранного оператора дальней связи.
Для маршрутизации звонков между операторами связи используется параметр телефонной системы сигнализации, называемый «категорией оконечного оборудования». На текущей момент цифровая система сигнализации EDSS1 и старые аналоговые системы сигнализации позволяют использовать не более одной десятичной цифры для категории оконечного оборудования. Таким образом, пока число операторов дальней связи, работающих в режиме preselect, теоретически не может быть больше десяти, а фактически их еще меньше, поскольку две категории занимаются операторами местной связи для собственных нужд. В биллинговой системе необходимо предусмотреть перекодировку их категории оконечного оборудования в номер оператора дальней связи.
Если по техническим причинам оборудование не может записать в CDR-запись категорию оконечного оборудования, то приходится пользоваться номером выбранного оператора дальней связи из записи о телефоне абонента Б.
Режим hot-choice повлек за собой необходимость создания справочника кодов на оказание услуг дальней связи. Этот справочник связывает двузначные коды набора оператора с операторами дальней связи.
Сейчас задействованы коды в диапазоне 50...59, что позволяет оказывать услугу hot-choice только пяти операторам дальней связи (каждый из них получает по паре кодов из этого диапазона). Возможно выделять и другие диапазоны кодов (теоретически по такой схеме могут работать до 50 операторов, но практически использовать можно только диапазон 20...29).
С помощью этого справочника по номеру телефона Б можно определить, услугой какого оператора дальней связи воспользовался абонент. Например, звонки, у которых
Март 2008 г.
55
с & ь
номер Б начинается с «858» или «853», относятся к МТС, а с «851» и «856» - к «Совинтел».
После определения оператора дальней связи приступают к тарификации звонка. Каждый оператор дальней связи имеет свои тарифы для междугородных и международных звонков. Таким образом, для телефона в рейт-плане поиск нужного тарифа или справочника зон осуществляется не только по типу звонка, но и по оператору дальней связи, услугой которого воспользовался абонент. Ситуация усложняется тем, что помимо тарифов практически каждый оператор дальней связи имеет свои несовпадающие с другими наборы направлений и зон тарификации, причем в зоны входят разные направления. Это приводит к необходимости ведения справочника направлений и зон тарификации для каждого оператора дальней связи.
После того, как все звонки для конкретного абонента протарифи-
цированы и сгруппированы по услугам операторов дальней и местной связи, системой создаются счета для всех операторов, чьими услугами воспользовался абонент. Счет за услуги дальней связи выставляется от имени оператора, оказавшего услуги.
В результате абонент получает несколько счетов, которые оплачивает раздельно, а телефонная компания вынуждена вести несколько лицевых счетов на каждого абонента, а также комплекты бухгалтерской документации не только для себя, но и для компаний-операторов дальней связи.
Биллинговая система ЗАО «Петер-Сервис»
Выше описана только малая толика функций, выполняемых реальной биллинговой системой. Так, биллинговая система ЗАО «Петер-Сервис» (отечественной компании, которая с 1992 г. является разработ-
чиком автоматизированных систем расчета) имеет полный набор модулей для автоматизации деятельности операторов связи. Она обеспечивает весь набор функций, связанных с текущим обслуживанием клиентов (денежный контроль, работа с платежами, условное кредитование, выпуск ежемесячных и внеочередных консолидированных счетов и контроль их доставки, изменение набора услуг, маркетинговые акции). При этом система может поддерживать действия сотрудника на рабочем месте или работать в автономном режиме.
Помимо осуществления функций, связанных с текущим обслуживанием клиентов сотрудниками телефонной компании, биллинговая система ЗАО «Петер-Сервис» позволяет абоненту через ШеЪ- или ШАР-интерфейс самому управлять своими услугами, получать информацию о состоянии их балансов и предстоящем отключении услуг. л
ХРОНИКА I Новости компаний
56
АКТР подготовила предложения с поправками в законодательство
25 марта состоялось очередное заседание Правления Ассоциации кабельного телевидения России. Главным вопросом повестки дня стало обсуждение предложенных Ассоциацией поправок в Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О связи» и Закон Российской Федерации «О СМИ».
По этому вопросу, а также по участию АКТР и ее членов в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы для телерадиовещания в рамках разработки ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 года» выступили вице-президенты ассоциации Михаил Силин, Владимир Маковеев и член правления Александр Теппер. Члены правления обсудили сложившуюся правовую ситуацию в кабельной отрасли и выработали единую консолидированную позицию.
По инициативе президента АКТР Юрия Припачкина юридический комитет Ассоциации обобщил и подготовил предложения с поправками в действующее законодательство, которые рассмотрели члены правления. Было принято решение об участии членов правления ассоциации в ближайшем заседании коллегии Мининформсвязи России и представления позиции кабельных операторов-членов АКТР.
Члены правления обсудили «Перспективный план работы Правления АКТР на 2008 год», предусматривающий активизацию лоббирования интересов российских кабельных компаний в рамках работы Правительственной комиссии по разработке ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 года». План включает
Век Качества N° 2
в себя такие вопросы, как согласование позиций АКТР, HAT и ведущих российских вещателей в деле совершенствования нормативно-правовой базы в телерадиовещательной отрасли; поиск решения проблемы взаимоотношений с российскими обществами по коллективному управлению правами по вопросу обеспечения интересов правообладателей при распространении телерадиоканалов по кабельным сетям; корректировка ФЗ «О СМИ», «О связи» и «О лицензировании отдельных видов деятельности»; доработка «Правил оказания услуг связи для целей телерадиовещания» и решение других насущных проблем кабельной отрасли.
В соответствии с решением Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в РФ от 7 ноября 2007 г. АКТР работала над созданием раздела кабельной индустрии в «Атласе телевидения и радио России». Члены правления Ассоциации одобрили проведенную совместно с HAT работу над новым справочником.
www.aktr.ru
MultiPlay-2008: бизнес, партнерство, технологии
14 мая 2008 г. в гостинице Рэдиссон САС Славянская (пл. Европы, д.2) состоится очередной Форум операторов MultiPlay-2008.
На Форуме ожидается присутствие не менее 500 делегатов и почетных гостей, представляющих весь спектр операторского бизнеса в России.
Программный комитет Форума поставил перед собой амбициозную задачу: достичь равной насыщенности и эксклюзивности дискуссий по трем основным направлениям: Партнерство, Бизнес, Технологии.
Направление «Партнерство» ответит на вопросы:
^ Как выстроить отношения с компаниями, управляющими недвижимостью?
^ Как наладить межоператорские взаимодействия?
^ Как построить совместный бизнес со спутниковыми операторами?
^ Как совместными усилиями способствовать реализации ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ до 2015 года»?
Направление «Технологии» посвящено обсуждению самых острых проблем операторского бизнеса в эксклюзивных для российских мероприятий форматах. Участников Форума ждут:
^ поединок адептов и противников технологий ІРТУ;
^ тесты НйТУ-каналов и мобильного контента в реальном времени;
^ технологический семинар «Оптоволокно уэ спутник».
Направление «Бизнес» по традиции останется ключевым в программе Форума МиіІіРіау.
Круглый стол «Нам не жить друг без друга» будет посвящен обсуждению животрепещущей проблемы выстраивания отношений между операторами платного ТУ и федеральными эфирными каналами. Кроме того состоится практический семинар «Реклама на платных каналах». Панельная дискуссия «Без контента нет абонента» посвящена согласованию критериев оценки специализированного и нишевого контента с точки зрения бизнеса операторов платного ТУ.
На инвест-шоу крупнейшие игроки рынка анонсируют свои инвестиционные проекты 2008-2010 гг. www.multiplay-expo.ru
kV