менеджмента сельскохозяйственного производства и в практику подготовки студентов экономических специальностей.
Список литературы:
1. Слепцова Л.Д,, Программирование на VBA в MicrosoftOffice 2010//Режим доступа http://excelvba.ru/ UsefulBooks /book3
2. Горбатков С. А., Полупанов Д. В., Фархиева С. А., Коротнева М. В. Эконометрика: учебное пособие / Под ред. д.т.н., профессора С. А. Горбаткова. - Уфа: Изд-во Башгосуниверситета, 2012. - 204 с
3. Иванов В.Н. Перспективы автоматизации сельскохозяйственного предприятия. Социально-экономические и правовые аспекты развития современного общества: материалы заочной Международной научно-практической конференции (29 апреля 2011 г., г. Воронеж/под ред. Иголкина С.Л.).часть 1 - Воронеж: ВЦНТИ, 2011.- С. 130-133.
Илюхина И.Б., Мерцалова А.И.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Финансовый университет при Правительстве РФ (Орловский филиал), г. Орел Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел
Ключевые слова: банковская система, государственное регулирование, стратегия развития.
Keywords: banking system, state regulation, development strategy.
Аннотация: В статье анализируются проблемы государственного регулирования банковской системы России в условиях экономической и политической нестабильности в мире. Необходимость пристального внимания государства за процессами, происходящими в банковской сфере в настоящих сложных условиях, определяется ведущим положением банков на финансовом рынке.
Abstract: In article problems of state regulation of a banking system of Russia in the conditions of economic and political instability in the world are analyzed. Need of close attention of the state behind the processes happening in the bank sphere in the real difficult conditions is defined by the leading position of banks in the financial market.
Необходимость банковского регулирования связана в первую очередь с проблемой надежности и потенциальной нестабильности
отдельного банка и банковской системы в целом. Банкротство и закрытие банков влечет массовое разорение частного бизнеса и потерю сбережений частных лиц. Такая ситуация естественного вызывает пристальное внимание со стороны государства в разных экономических системах. В то же время следует отметить, что наблюдающийся в последнее время рост реальной поддержки банковского сектора со стороны государства выделяет банки среди обычных субъектов и участников рыночных отношений.
Необходимость пристального внимания государства за процессами, происходящими в банковском секторе экономики, вытекают из самой природы банков и их ведущего положения на финансовом рынке. Высокий уровень финансовой взаимозависимости, опора на легко изымаемых денежных средствах, многократное превышение активов над величиной собственного капитала всегда угрожают банку потерей ликвидности и кризисом платежеспособности. Однако проблемы одного (особенно системообразующего) банка быстро могут оказаться проблемами всей банковской системы, так как банкротство одного банка вследствие изъятия привлеченных банковских ресурсов, способно вызвать цепную реакцию по всей банковской системе.
Таким образом, целями государственного регулирования банковской сферы являются:
- поддержание стабильности финансовой системы страны посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости банков;
- предотвращение системного кризиса, заключающегося в ситуации, когда банкротство одного или нескольких кредитных институтов приводит к кризису всей финансовой системы;
- защита инвесторов, заемщиков и других агентов финансового рынка от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны банков.
Обобщая, можно сказать, что основной целью государственного регулирования банковской сферы является обеспечение надежной и устойчивой банковской системы, способной противостоять финансовым кризисам, ведущим к поражению всей финансовой системы страны. Под устойчивостью в данном случае следует понимать способность коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами, кредиторами и вкладчиками и обеспечивать потребности в краткосрочном и долгосрочном кредитовании в условиях взаимодействия изменяющихся внешних и внутренних факторов.
В теории принято выделять три уровня регулирования банковской сферы: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). Следует отметить что, межгосударственные соглашения в банковской сфере будь то многосторонние, двусторонние, по линии центральных банков и в других формах, направлены лишь на гармонизацию норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности банковского сектора и регламентацию требований к ним в разных странах. При этом определяющим в регулировании банковской сферы все-таки является национальный уровень.
Макрорегулирование банковской сферы связано с регулированием государством всех макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. При этом воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк Российской Федерации. В рамках макроэкономического государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве.
Микроуровень или саморегулирование банковской деятельности базируется на внутренних правилах и процедурах конкретного банка и нацелено на реализацию стратегии банка, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Объектом исследования в данной статье являются различные аспекты регулирования банковской деятельности на макроэкономическом уровне с учетом специфики развития банковской сферы России.
Для обеспечения надежности, безопасности и стабильности финансовой системы правительства разных стран используют различные методы финансового контроля, в том числе тщательную проверку банков, требование необходимого уровня резервов, установление обязательного уровня активов и верхнего предела кредитования, обеспечение открытости и т.д. Подобные меры оказываются вполне оправданными, так как способны снизить риски в условиях нестабильной экономической конъюнктуры. Во всем развитом мире контроль над банковским сектором предполагает объединение усилий государственных регулирующих органов и банковского менеджмента.
В качестве органов государственного регулирования банковской сферы могут выступать законодательные органы, правительство,
министерства, центральный банк и другие органы управления. Главной регулирующей организации в разных странах может выступать либо центральный банк страны, либо уполномоченный на то независимый орган для надзора.
В Российской Федерации Банк России законодательно утвержден в качестве единственного органа по регулированию банковской деятельностью. Исполнение функций регулирования осуществляется через Комитет банковского надзора Банка России, для чего в Комитете сформированы подразделения, специализирующиеся на решении определенного круга задач, характерных для каждого из видов банковского надзора.
Необходимо отметить, что регулирование банковской деятельности имеет двойственную природу. С одной стороны, ЦБ РФ посредством надзора за финансовым состоянием коммерческих банков осуществляет управление рисками в банковской системе. С другой стороны, осуществляется проверка соблюдения законодательных и нормативных актов коммерческими банками в ходе их деятельности.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. была принята, в период выхода банковской системы России из кризиса и предполагаемого вхождения в период восстановления и роста. Основная цель действующей поныне «Стратегии-2015» - активное участие банков в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечение системной устойчивости банковского сектора [1].
Любая стратегия развития не является нормативным документом, субъекты на которые направлен данный документ имеют широкие возможности ее понимания, трактовки и использования в практике. Однако неверное стратегическое позиционирование банка в национальной банковской системе может привести к проблемам для него, его клиентов, сотрудников, акционеров.
Одной из важнейших задач «Стратегии-2015» явилось обеспечение финансовой устойчивости банковской системы России. Однако, решению обозначенных в стратегии задач может помешать введение рядом развитых стран санкций в отношении банковского сектора России. На данный момент финансовые санкции были использованы Белым Домом и направлены против нескольких российских банков, в том числе АБ «Россия» (в марте) и СМП Банка (в марте, а затем и в апреле 2014 года). В июле 2014 г. Европейский союз ввел секторальные санкции в отношении пяти российских банков. Под ограничения попали: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и
Россельхозбанк. Санкции действуют год с возможностью пересмотра через 3 месяца. Под новые санкции попали организации, доля государства в которых превышает прямо или косвенно 50%. К таким банкам относятся два коммерческих — ВТБ (60,9%) и Россельхозбанк (100%), а также один институт развития — ВЭБ (100%). Однако у ВЭБа есть два розничных банка — «Глобэкс» и «Связь-банк», работающих с населением. Косвенно государство владеет также крупнейшим банком страны — Сбербанком (через ЦБ РФ, 50 плюс одна акция) и Газпромбанком — через ВЭБ и Газпром (Газпром владеет 35,5414% акций банка, НПФ ГАЗФОНД — 49,6462%, Внешэкономбанк — 10,1906%) [2].
По оценкам аналитиков c 27 апреля по 5 мая размер оттока средств физических лиц в СМП Банке составил 1,2 млрд. рублей: это в 3 раза меньше в сравнении с потерями, которые он понес в марте вследствие блокировки системами Visa и MasterCard карт клиентов. Совокупный отток средств клиентов-физических лиц со счетов и вкладов СМП Банка составил 255,6 млн. рублей в апреле и 10,67 млрд. рублей - в марте. Существенных потерь в апреле банку удалось избежать за счет своевременно заключенного соглашения о межхостинговом соединении с банком «Уралсиб»: клиенты могли пользоваться картами в штатном режиме[5].
Банк «Россия» в марте потерял 36,33 млрд. рублей (отток со счетов юридических и физических лиц), из них 2,02 млрд. - средства физических лиц. Санкции вынудили кредитную организацию принять решение о переходе на работу исключительно с национальной валютой: эксперты, оценивая мощную российскую клиентскую базу, уверяют, что принятое решение никак не скажется на финансовом положении банка [5].
В условиях введения санкций банковской системе России особенно необходима поддержка со стороны государства и ЦБ РФ. При этом считается, что адресная помощь Центробанка и межбанковское кредитование могут улучшить ситуацию только в одном-двух конкретных банках, но не в состоянии спасти банковскую систему, если события начнут развиваться по сценарию «эффекта домино»: удар по одному банку приводит к расшатыванию системы в целом.
В условиях нестабильной политической и экономической ситуации правительству любой страны важно иметь четкое представление о пределе прочности банковской системы и заранее планировать мероприятия по укреплению банковской системы. Наиболее перспективным направлением анализа банковской сферы в
нестабильных макроэкономических условиях является стресс-тестрирование.
Под стресс-тестированием понимается определение потенциального негативного воздействия на финансовое состояние кредитной организации, которое может иметь место в предполагаемых неблагоприятных обстоятельствах.
Согласно Банку Международных Расчетов «стресс-тестирование» термин, описывающий различные методы, которые используются финансовыми институтами для оценки своей уязвимости по отношению к возможным событиям». Центральный Банк РФ определяет стресс-тестирование как «оценка потенциального воздействия на финансовое состояние кредитной организации ряда заданных изменений в факторах риска, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям».
Методы стресс-тестирования интенсивно развиваются, в их состав включаются макроэкономические показатели, используются статистические методы, в том числе эконометрические модели различных уровней сложности.
В Банке России с 2004 г. проводится стресс - тестирование российского банковского сектора по методу <йор - down». В самом начале стресс - тестирование проводилось по 200 крупнейшим кредитным организациям по величине активов, а с 2007 г. расчет стресс-теста осуществляется по всем действующим кредитным организациям. Основные результаты стресс - тестов публикуются в ежегодных отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора (публикуются на официальном сайте Банка России).
Спустя десять лет с начала применения стресс-тестирования в отечественной практике можно сказать, что стресс-тестирование достаточно точно предупреждали о последствиях грядущего кризиса. «Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году», опубликованный Центробанком и содержащий результаты стресс-теста, свидетельствует о способности банковской системы противостоять шоковым явлениям в экономике[4]. Тем не менее, кризис банковской системы, который разгорается в результате падения курса национальной валюты и введения финансовых санкций ЕС и США может привести к потерям, которые будут исчисляться триллионами.
В начале года Центробанк рассчитал основные показатели деятельности системы по двум сценариям развития кризиса: пессимистическому и экстремальному. При этом исходные данные брались по состоянию на 01.01.2014 года. За основу
пессимистического сценария было взято однопроцентное снижение ВВП связанное с падением цен на определенные группы экспортируемой продукции, в частности, на нефть - на 25-30%. Также при данном варианте развития рост реальных доходов населения не прогнозировался, а стоимость увеличения стоимости бивалютной корзины предполагалась в объеме 20%.
При экстремальном сценарии ВВП должен снизиться на 6,1%, инвестиции в основной капитал сократится почти на 10%, реальные доходы населения уменьшиться на 0,5%, а стоимость бивалютной корзины вырасти на 30%. При расчете стресс-теста Центробанк отмечал, что развитие экстремального сценария является маловероятным, в первую очередь - за счет стабильной ситуации на рынке энергоносителей.
На сегодняшний день мы видим, в части данных показателей ситуация достаточно нестабильная, и приближается к экстремальному сценарию развития в связи с резким падением цены на нефть. Установлено, что при экстремальном сценарии развития показатель достаточности капитала снизиться до 10,6%. Для сравнения, норматив достаточности капитала (Н1) по состоянию на 01.04.2014 года у Уралсиба составил 10,94%, у ВТБ 24 - 11,88%, у Альфа-банка -12,78%, а в целом по банковскому сектору - 13,5%. При этом уровень достаточности капитала первых пяти кредитных организаций (по величине активов) на начало года составлял 12,7% [5].
Данные о динамике собственного капитала крупнейших российских банков за 2014 г. приведены в таблице 1.
Данные таблицы свидетельствуют о снижении показателя достаточности капитала у крупнейших российских банков в течение трех кварталов 2014 г., как и в целом по банковскому сектору национальной экономики. Тем не менее, уровень капитала российских банков на 01.10.2014 г. выше прогнозируемых ЦБ РФ при экстремальном сценарии развития. По мнению аналитиков, ситуацию спасают показатели кредитных организаций с участием иностранного капитала в среднем - 15,5%.
Важной проблемой российских банков в 2014 г. является ликвидность. Банк России сохраняет прогноз по оттоку капитала из РФ в 2014 году в объеме менее 100 млрд. долларов. За первое полугодие 2014 года отток капитала из РФ составил 75 млрд. долларов. Как сообщил 26 августа 2014 г. журналистам заместитель министра экономического развития Алексей Ведев, отток капитала из России по итогам 2014 года составит 100 млрд. долларов. Ранее Министерство экономического развития давало прогноз в 90 млрд. долларов.
Ведомство было вынуждено пересмотреть прогноз на 2014 - 2017 годы в связи с обострением геополитической ситуации и ухудшением макроэкономической конъюнктуры [3].
Таблица 1 - Динамика собственного капитала крупнейших
российских банков за 2014 г.*
Банк Величина собственного капитала 01.01.2014 Показатель достатчности капитала банка (Н1) на 01.01.2014 Величина собственного капитала 1.10.2014 Показатель достаточности капитала банка (Н1) на 01.10.2014
Сбербанк России 2003104424 12,96 2181417609 12,30
ВТБ 627250918 12,4 531707635 10,57
Газпромбанк 413274605 11,43 401270746 11,15
ВТБ24 221037485 11,00 244092884 10,90
Банк Москвы 181541280 12,01 145579976 11,19
Россельхозбанк 245212045 15,28 245804193 14,44
Альфа-Банк 199967576 12,65 248288050 12,15
ФК Открытие 113980020 12,09 120867961 11,81
Юникредит Банк 130478718 14,51 131257966 12,0
Промсвязьбанк 96220272 11,96 94024831 11,02
*Составлено авторами по данным портала банковского аналитика http://analizbankov.ru/
Ведущий российский экономист Сергей Глазьев в интервью «Газете^и» заявил, что сохраняя свободный режим для капитальных операций, ЦБ способствует вывозу капитала. При этом если учитывать объем валютных резервов потраченных с начала года на поддержание курса рубля, то, по мнению, экономиста, российский финансовый рынок лишился более 4 триллионов рублей. С. Глазьев открыто предлагает законодательно ограничить вывоз капитала из России. Подобную позицию озвучил и президент ассоциации «Россия» депутат Анатолий Аксаков. В интервью Банки.ру он отмечал, что необходимы меры вплоть до принятия «тяжелого» закона об определенных ограничениях на трансграничное движение капитала, как это сделано в Китае.
Многие развивающиеся страны практикуют меры контроля притока-оттока капитала. Ограничения введены, в частности, в Китае, Индии, Бразилии. Официально в Китае действуют серьезные ограничения по счету движения капитала. Проекты зарубежных капиталовложений определенного объема должно утверждать Министерство торговли либо его региональные подразделения.
Однако, многие отечественные аналитики считают, что законодательные ограничения на вывоз капитала из России могут иметь негативные последствия для российских банков. В частности, это приведет к дефициту ликвидности, учитывая, что часть вкладчиков и инвесторов могут предпочесть держать средства вне банковской системы. По словам экспертов, ограничение вывода денег из России в итоге приведет к развитию теневых схем.
В заключении необходимо привести ряд аргументов в защиту усиления государственного регулирования банковской сферы в условиях экономической и политической нестабильности в мире.
1. Банки способны быть эффективным проводником государственной политики по поддержке экономики страны. Они имеют возможность эффективно участвовать в разработке и реализации антикризисных мер, таких как кредитование приоритетных отраслей экономики, поддержка финансового сектора, кредитование и реструктурирование долгов крупнейших предприятий, кредитование малого и среднего бизнеса, поддержка процессов консолидации в экономике и т.д.
2. Государственное регулирование банковской сферы необходимо в целях обеспечения безопасности вкладчиков и других кредиторов банковской системы, укрепления доверия к кредитной системе в целом, поддержание стабильности денежного обращения в экономике. Такие задачи были положены в основу жесткого государственного регулирования банковской деятельности в развитых странах Запада в посткризисные 30-е и 80-е годы XX века.
3. Государственное регулирование банковской сферы является необходимым в целях поддержания конкуренции на рынке банковских услуг. В самой банковской деятельности заложена тенденция к монополизации. Поэтому регулирование, например, в виде контроля слияния банков или открытием филиалов, рассматривается как мера, противодействующая тенденции к концентрации.
4. Следующий аргумент в поддержку государственного регулирования банковского сектора связан с управлением денежной массой. В создании депозитных денежных средств многие исследователи видят источник финансирования инновационного
развития. Такой точки зрения придерживался один из крупнейших исследователей в области экономического развития Й.Шумпетер.
Список литературы:
1. Буланов Ю. Н. Стратегия развития банковского сектора: трансформация и практические аспекты реализации. //Деньги и кредит. - 2013. - №12.
2. ЕС ввел санкции в отношении пяти крупнейших банков России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.golos.md.
3. За 2014 год отток капитала из России вырастет почти в 2 раза. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://medialeaks.ru/ news/
4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2013 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
5. Санкции, введенные США и ЕС, и их последствия для банковской системы РФ.[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://mir-procentov.ru/
Кривенда Е.А., Ковалев Д.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь
Ключевые слова: ипотека, ипотечное кредитование, кредит, недвижимое имущество
Keywords: mortgage, mortgage lending, credit, real estate
Аннотация: В статье рассматривается понятие ипотечного кредитования, его положительные и отрицательные стороны, действующие государственные ипотечные программы.
Abstract: This article discusses the concept of mortgage lending, its positive and negative sides will state mortgage programs.
Наличие собственного жилья является одной из актуальных проблем современного общества Приобретение недвижимости за счет собственных средств, без заемных средств для большинства граждан невозможно, так как происходит постоянное увеличение цен на недвижимость, что приводит к большому разрыву между установленными ценами на жилье и доходами граждан.
Одним из способов приобретения своего жилья является ипотечное жилищное кредитование, которое является одним из главных направлений государственной жилищной политики.