Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования туристскорекреационного пространства'

Некоторые аспекты формирования туристскорекреационного пространства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТРУКТУРА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПУТЬ / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОТДЫХА / ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КАРКАС ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА ТЕРРИТОРИИ / RECREATIONAL NEEDS / STRUCTURE OF RECREATIONAL NEEDS / RECREATIONAL ROUTE / BASIC RECREATION MODEL / THEMED AND AREAL OUTLINE OF TOURIST TERRITORY COMPLEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гировка Николай Николаевич

В статье исследуется региональная структура и формы проявления рекреационных потребно­стей жителей большого города в рамках базовой модели отдыха, которые могут служить про­странственной и типологической основой построения каркаса тематического туристского ком­плекса территории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гировка Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies regional structure and forms of city citizens' recreational needs manifestation in the framework of a basic recreation model. They may serve as an areal and typological basis for making an outline of themed tourist territory complex.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования туристскорекреационного пространства»

17. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.

18. Филин С.А., Гагарина Г.Ю. Туристская инфраструктура исторических городов, поселений и туристско-ре-креационных зон // Сервис plus. 2012. № 1. С. 45-49.

19. Econ.KrsKstate.ru/Ser Kray/itog. (дата обращения 05.11.2012).

20. www.dela.ru/news/turoperatory—Sokrashheni (дата обращения 05.11.2012).

21. Kasnoyarsk.dKvartal.m/wiki/turfirmy (дата обращения 16.10.2012).

22. Krasnoyarsk.dKvartal.ru/news/obzoz—gostinicy (дата обращения 06.11.2012).

23. https//ru.wikipedia.org./wiki/Krasnoyarsk (дата обращения 06.11.2012).

УДК 338.48:911+796.5

I НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Гировка Николай Николаевич, заведующий кафедрой туризма и сервиса, кандидат географических наук, доцент, girovka@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород

The article studies regional structure and forms of city citizens' recreational needs manifestation in the framework of a basic recreation model. They may serve as an areal and typological basis for making an outline of themed tourist territory complex.

В статье исследуется региональная структура и формы проявления рекреационных потребностей жителей большого города в рамках базовой модели отдыха, которые могут служить пространственной и типологической основой построения каркаса тематического туристского комплекса территории.

Keywords: recreational needs, structure of recreational needs, recreational route, basic recreation model, themed and areal outline of tourist territory complex

Ключевые слова: рекреационные потребности, структура рекреационных потребностей, рекреационный путь, базовая модель отдыха, тематический и пространственный каркас туристского комплекса территории

Туристско-рекреационные потребности являются одними из важнейших факторов и стимулов жизни индивида, а также функционирования всей индустрии туризма. Соответственно, туристско-рекреационные потребности могут быть основой формирования туристско-рекреационных территорий (комплексов), продуктов, программ и мероприятий, направленных на развитие и повышение человеческого потенциала. При этом сами туристско-рекреа-ционные потребности являются сложным комплексом, формирующимся под действием многообразных внутренних и внешних факторов.

Теоретические исследования потребностей человека, в том числе рекреационных, имеют

долгую историю и связаны с именами великих ученых: Аристотеля, Фомы Аквинского, Вольтера, Гегеля, Ломоносова, Чернышевского. Наиболее системные и глубокие исследования потребностей индивида, включая рекреационные, содержатся в трудах Маслоу, Альдерфера, Хейзенга, Льюиса, Павлова и многих современных ученых.

Практически все теории исследуют структуру, типологию, иерархию, связи, а также формы проявления потребностей человека, предлагают свои классификации в соответствии с региональными, возрастными, национальными, отраслевыми критериями. В любом случае, комплекс туристско-рекреаци-

онных потребностей индивида практически может быть реализован в рамках определенной модели свободного времени и созданной специализированной (отраслевой) инфраструктуры территории.

В основе базовой модели отдыха лежит положение о постоянно существующей (непреходящей) потребности в отдыхе, которая бесконечна и сопровождает человека всю его жизнь. При этом базовая модель отдыха формировалась и продолжает развиваться в настоящее время исключительно в рамках структуры свободного времени человека вообще и рекреационного в частности и выражена известными этапами или циклами [1, 2] (табл. 1).

Таблица 1

Структура потенциального рекреационного времени в течение жизни человека

Виды рекреационного времени Продолжительность

тыс. часов доля,%

Инклюзивное (в течение рабочего дня) 20,0 4,0

Ежедневное (после работы) 204,4 40,0

Уикэнд (в конце рабочей недели) 178,1 34,8

Отпускное 40,3 8,0

Пенсионное 70,1 13,2

ИТОГО 512,9 100,0

Нами было проведено региональное исследование типологии и структуры рекреационных потребностей с выделением количественных (долевых) показателей среди опытных туристов в рамках базовой модели отдыха — от уровней выходных и до отпускных циклов.

Инструментом исследования выбрано анкетирование. При этом предварительно был сегментирован региональный туристский рынок по основным категориям участников. Для анкетирования были выбраны две наиболее массовые и активные группы туристов по возрасту: первая — 20—26, вторая — 27— 46 лет, обладающие следующими основными характеристиками: опыт путешествий — 1—2 раза в год, средний достаток и наличие семьи. В качестве респондентов выступали как организованные, так и самодеятельные туристы.

Общее число опрошенных составило 1300 человек. Значительная численность выборки и ее представительность (охвачен практически весь типологический ряд используемых в решении рекреационных задач объектов области) позволяют считать полученные результаты репрезентативными как для территории исследования, так и для любого крупного региона, характеризующегося определенной однородностью природных условий, общностью исторического, культурного, образовательного, национального и религиозного развития.

Прежде всего, результаты исследования позволили выстроить определенную (региональную) типологическую структуру модели рекреационных потребностей. Достоверно выделяются пять обобщенных групп основных рекреационных потребностей, которые, генетически делятся на два известных класса физиологические и духовные. Экспериментально определены региональные показатели изменчивости и количественные (долевые) характеристики в выделенных группах рекреационных потребностей в общей структуре базовой модели отдыха индивида (рис. 1).

Анализ структуры основных выделенных групп рекреационных потребностей в различных циклах базовой модели отдыха показывает, что практически все выделенные группы рекреационных потребностей и составляют базовую структуру основных циклов модели отдыха индивида вообще, кроме практического исключения группы потребительских потребностей в ежедневном цикле отдыха.

Во всех остальных циклах базовой модели отдыха присутствует весь набор включенных в анализ рекреационных потребностей индивида, выраженный различными величинами.

Практически базовая модель отдыха, содержательно и количественно представленная основными группами рекреационных потребностей, может быть реализована исключительно на основе регулярных и осознанных занятий. Фактически критерии осознанности и регулярности формируют эволюционную спираль развития и совершенствования рекреационных потребностей, которую можно назвать рекреационным путем индивида. При этом последовательная система включения циклов отдыха, а также их периодичность и содержательная глубина (иерархичность циклов) составляют суть рекреационного пути вообще и региональные (индивидуальные) особенности его формирования.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

fL

J

Ежедневный ЕЗ Ряд1

Выходной ЕЭ Ряд2

Праздничный □ РядЗ

К5

Отпускной ■ Ряд4

Жизненный □ Ряд5

Рис. 1. Структура рекреационных потребностей нижегородцев в базовой модели отдыха: ряд 1 — физиологические; ряд 2 — оздоровительные; ряд 3 — потребительские; ряд 4 — познавательные; ряд 5 — эстетические потребности

В формировании рекреационного пути — пути удовлетворения постоянно существующих (и развивающихся) рекреационных потребностей индивида, который состоит из осознанного и непрерывного чередования основных циклов (групп рекреационных потребностей) важны долевые составляющие основных групп базовой модели отдыха.

Региональная структура рекреационных потребностей индивида представлена на рис. 1. Так, познавательная компонента рекреационных потребностей индивида присутствует во всех циклах отдыха, в различной степени любые занятия несут в себе познавательную компоненту. Однако по мере продвижения от наименее продолжительных и разнообразных ежедневных циклов отдыха к более продолжительным и разнообразным наблюдается закономерное увеличение доли познавательных потребностей индивида, достигая максимальных значений в самых продолжительных, но относительно редких циклах.

Эстетическая компонента является отражением цивилизационных процессов соответственно и быстро растущих требований современного человека к условиям, в которых он удовлетворяет свои рекреационные потребности, рекреационные (туристские) комплексы должны соответствовать уровню развития цивилизации или сохранять естественный процесс своего развития. В то же время, как показывают исследования, эстетические потребности (ожидания индивида) наиболее ярко выражены

в праздничных и отпускных циклах базовой модели отдыха, а вот в жизненном цикле они проявляются значительно ниже. Возможно, снижение эстетических потребностей определяется влиянием других ценностей в жизни индивида этого периода (они отражены на рис. 1).

Весьма показательным, на наш взгляд, является структура рекреационных потребностей праздничного цикла, когда к физиологическим и оздоровительным доминантам (несмотря на праздничность цикла) приближается доля эстетических потребностей индивида. Такие данные являются явным свидетельством не просто осознанной заботы о своем здоровье современного туриста, но и уже сформированными высокими требованиями к основным объектам, которые благодаря своим ресурсам, свойствам, характеристикам могут использоваться и используются для удовлетворения существующих рекреационных потребностей. Современный турист не просто удовлетворен, что «открывает мир», он стремится обоснованно и рационально удовлетворять свои турист-ско-рекреационные потребности, используя местный, региональный и мировой потенциал мест, форм, способов и средств их удовлетворения, но и весьма требователен к эстетическим показателям территорий, комплексов.

Таким образом, выделенный каркас основных групп рекреационных потребностей, их цикличность и осознанность являются одним их принципиальных и содержательных аспектов формирования туристско-рекреаци-

онного пространства. На практике именно ту-ристско-рекреационные потребности, являющиеся одной из составных частей жизни и сопровождающие его всю сознательную жизнь, заставляют постоянно заниматься поиском мест и форм их реализации.

Фактически рекреационные потребности могут служить одними из основных компонент принципиальной и типологической структуры туристско-рекреационного пространства (рис. 2). Основные компоненты могут являться содержательной основой (и критериями) выделения (и профилирования) туристско-рекреа-ционных территорий и объектов (географических закономерностей, отраслевых свойств и характеристик). В итоге рекреационный путь индивида может являться одним из многих существующих [3, 4, 5] инструментов формирования территориальных туристско-рекреаци-онных комплексов.

Кроме того, выделенная структура региональных рекреационных потребностей может являться интегральным обоснованием выделения, планирования, управления и формирования туристско-рекреационных территорий и комплексов, а также соответствующих (тематических) туристских продуктов и программ и для определения их основных технологических характеристик: использования, потенци-

Основные компоненты формирования рекреационного пространства

Рекреационные потребности

Модель отдыха

Рекреационные ресурсы

Рис. 2. Основные компоненты формирования рекреационного пространства территории

альной емкости, типологии, иерархии.

Степень полноты реализации базовой модели отдыха (всех групп рекреационных потребностей) свидетельствует об интегральном туристско-рекреационном потенциале туристско-рекреационного комплекса на той или иной территории, а значит, об одной из принципиальных возможностей формирования нормированных показателей (налоговых ставок, тематических реестров, государственного кадастра и других механизмов и инструментов отраслевого управления и планирования развития).

Литература

1. Веденин Ю.А. Основы географического подхода к изучению и сохранению наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 12. М., 2004. С. 3—21.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.

3. Зырянов А.И., Мышлявцева С.Э., Фирсова А.В. Анализ развития туризма в Пермском крае (по результатам работы секции «Туризм» муниципального культурного проекта — 2012) // Туризм в глубине России. Сборник трудов II Международного семинара (24—29 июля 2012 г.). Пермь, 2012. С. 147—152.

4. Преображенский В. С. Теория рекреалогии и рекреационной географии. М.,1992. 142 с.

5. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск: Ойкумена, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.