Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Таким образом, приведенная нами сетевая модель отражает инновационный генезис факторов производства и процессы трансформации ОЭФ, а также раскрывает содержание современной реформации «классического капитализма», идущей в направлении формирования новой ОЭФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
2. Бузгалин А. Будущее коммунизма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1996.
3. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007.
НИКОГОСЯН В.М.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономические механизмы предполагают внедрение системы платежей за загрязнение, экологических налогов, субсидий, а также использование других стимулов, чтобы заинтересовать предпринимателя в рациональном природопользовании.
Так, среди всех этих экономических стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы. Их применение дает несомненный плюс - а именно то, что эта система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе своей стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс.
Платёж за загрязнение - это плата за право пользования ассимиляционным потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, материалы, электроэнергию. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», экономический механизм охраны окружающей природной среды рассматривает среди своих задач установление нормативов платы и размеров платежей и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Укажем, что платежи уплачиваются по двум ставкам. По одной ставке оплачиваются выбросы в пределах установленного норматива, а по другой, повышенной, предприятие платит за превышение выбросов над нормативом. Как правило, ставка платежа за сверхнормативные выбросы в 5 раз превышает базовую. При этом региональные экономические комитеты могут корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями.
На представленной ниже таблице отражены объёмы экологических платежей предприятиями Ростовской области в динамике за 5 лет.
Таблица 1
Экологические платежи, осуществляемые предприятиями Ростовской области
(тыс. руб.) [2]
Виды платежей 2002 2003 2004 2005 2006
Плата за допустимые выбросы 47513,8 19525,1 56446,5 73145,1 107137,6
Плата за сверхнормативные выбросы 4393,1 1520,2 7156,9 17441,2 38279,9
Иски и штрафы 3874,9 232,1 132,6 537 1106,8
Представленная ниже диаграмма также свидетельствует об увеличении экологических платежей всех видов на протяжении последних четырех лет. Так, плата за допустимые выбросы возросла по сравнению с 2003 годом в 5,5 раз, за сверхнормативные - в 25 раз, иски и штрафные санкции увеличились в 4,7 раза.
Данная тенденция проявляется, по-нашему мнению, во-первых, в связи с увеличением числа предприятий, осуществляющих выбросы в атмосферу, во-вторых, в связи с ростом ВРП, в-третьих, с ужесточением мер государственного контроля и административного воздействия в сфере природопользования.
Нами установлено, что региональные комитеты охраны природы устанавливают для каждого предприятия допустимый уровень выбросов. Он фиксируется в лицензии на природопользование между предприятием-загрязнителем и региональным экологическим комитетом. Этот договор является юридическим документом и может быть представлен в суд.
Взаимоотношения плательщиков с природоохранными органами строятся на основе двух документов - договора и лицензии на комплексное природопользование.
В настоящее время используется система договоров. Такие договора являются юридическим основанием для взимания платежей. В договоре указываются размеры разрешенных выбросов (за них предприятие платит по обычной ставке), дается величина ставки платежа по каждому ингредиенту, присутствующему в выбросах, определяется порядок и периодичность внесения платежей.
Рис. 1. Динамика экологических платежей по видам.
Основанием для введения платежей было Постановление Совета Министров России от 9 мая 1991 года № 13. В этом постановлении были приведены ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Значения ставок платы приводились в таблице. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи для 211 веществ. Эти ставки считались базовыми, а для того, чтобы определить конкретное значение платежа, они умножались на поправочные коэффициенты.
Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов вредных веществ в атмосферу.
Подчеркнем, что платежи на покрытие административных расходов - это плата за получение разрешения или лицензии, своего рода лицензионный сбор. Этот платеж не имеет самостоятельного значения.
Также широко распространены субсидии, как специальные выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди них наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.
Системы обязательной ответственности основаны на утверждении, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, а следовательно, предприятия-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана его либо каким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим и
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
т.д. Этот подход эффективен, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить.
Создание рыночных отношений в сфере природопользования подразумевает формирование рынка для загрязнителей, разрешая предприятиям покупать, продавать, то есть перераспределять права на загрязнение. Также предполагается создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле правами на выбросы. В то время как, под воздействием стандартов, фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично покупая у других фирм права на выбросы.
В рамках создания рыночных отношений в сфере природопользования может применяться принцип «пузыря», который рассматривает все множество источников загрязнения на определенной территории как единую регулируемую систему. Объём выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия-загрязнители могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем: если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других фирм, находящихся в «пузыре», не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котельных, то бывает выгоднее улавливать окиси серы и азота именно на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого источника. Принцип «пузыря» создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.
Разрешения на выбросы распределяются между отдельными предприятиями-загрязнителями. От каждого требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии (проведение природоохранных мероприятий), либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это было предусмотрено после первоначального распределения разрешений.
В результате реализации этого подхода создаются следующие стимулы:
1. Для предприятий, предоставляющих права на загрязнение на продажу, выгодно использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций, получая компенсацию у других предприятий за сэкономленные права.
2. Предприятия, у которых издержки на сокращение выбросов очень велики, могут их минимизировать, покупая права на выбросы, а не делая дополнительные инвестиции в природоохранное оборудование.
Развитие торговли правами на загрязнение фактически создает рынок таких прав. Развитием этого подхода является создание банков прав на загрязнение. Предприятия, сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас «прав», продающим или покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования.
При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Как уже отмечалось, до настоящего времени в России использовались административные рычаги регулирования качества окружающей среды. Для предприятия сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду, затем на их основе определяются лимиты выбросов, которые положены в основу разрешений на комплексное природопользование, и договора на комплексное природопользование, заключаемого между предприятием-загрязнителем и природоохранными органами, В том же договоре устанавливаются размеры и порядок внесения предприятием платы за выбросы вредных веществ. Однако попытка внедрения системы экономических стимулов пока не дала стопроцентных результатов. Необходимо развитие экономических отношений в сфере природопользования - в
частности, стимулирование предприятий-загрязнителей как отрицательно, так и положительно. С одной стороны, это должно быть повышение размеров платежей, штрафов и налогов за загрязнение при ужесточении контроля за деятельностью предприятий, с другой стороны - введение системы льгот и субсидий для предприятий осуществляющих сокращение выбросов, в том числе добровольно. Необходимо также формирование рынка разрешений на загрязнение.
Система экономического регулирования природопользования в России сформирована Законом «Об охране окружающей среды». Основным в этой системе явилось следующее:
1. Наличие разрешений на выбросы, выдаваемых региональными природоохранными комитетами.
2. Наличие договора или лицензии на комплексное природопользование, в которых устанавливаются допустимые объёмы выбросов, планы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчёта и внесения платежей за загрязнение окружающей среды.
3. Введение платежей за загрязнение.
4. Создание системы экологических фондов.
5. Создание системы налоговых льгот.
Основным инструментом регулирования природопользования стали платежи за загрязнение в экологические фонды.
Некоторое время имела место практика зачета осуществленных предприятием природоохранных инвестиций в счет уплаты платежей, на основании договора, в котором указывалось, какие именно инвестиции и в каком объеме могут быть зачтены предприятию в счёт платежей.
Отметим, что не менее важным вопросом взаимоотношений между загрязнителем и природоохранными органами является мониторинг. В большинстве случаев до сих пор используются формы статистической отчетности 2ТП воздух, а также балансы отходов. К сожалению, как правило, эти документы заполняются небрежно, и большинство содержащейся в них информации остается на совести предприятия-загрязнителя. Отсутствие адекватной технической базы и нехватка кадров не позволяют природоохранным органам наладить постоянный мониторинг. Лишь в крайних случаях, когда данные формы статистической отчетности сильно расходятся с тем, что происходит на самом деле, природоохранные органы прибегают к инспекторским проверкам.
Особо отметим следующее положение: основным инструментом административного контроля природопользования в России является плата за природные ресурсы. Она включает в себя три существенно различающиеся между собой части. Во-первых, это плата за право пользования природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида природных ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая в прошлом изымалась в федеральный бюджет, совершенно не заинтересовывая территории в эксплуатации природных ресурсов. Этот вид платежей должен быть независимым от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Формироваться платеж должен из затрат на компенсацию потерь региона, вызываемых эксплуатацией ресурса или комплекса ресурсов, расположенных на соответствующей территории с учетом их качества, местоположения, а также затрат региона на создание инфраструктуры при пользовании природным ресурсом. При этом непосредственно абсолютная величина платежа может быть определена по итогам конкурса или увязана с уровнем банковского процента. Во-вторых, в плату входит дифференциальная рента, то есть стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. В основе практического применения этого принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая осуществляется по действующим оптовым ценам, а в ряде случаев - по замыкающим затратам. В целом рентные платежи должны формироваться на основе кадастровых оценок.
Мы полагаем, что применение указанных составляющих платы за природные ресурсы может существенно повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, внедрении новых, в том числе безотходных технологических схем.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбусинов Ш.Ш. Природные ресурсы как элемент национального богатства: проблемы экономической оценки // Вопросы статистики. 2003. № 10.
2. О финансировании деятельности по охране окружающей среды в 2006: Стат. бюллетень. Ростов н/Д.: Ростовстат, 2007.
3. Рыночные методы управления окружающей средой: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Голуба. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2002.
4. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 09.05.2005 г. № 7-ФЗ.
5. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Вводный курс: Учеб. пособие / Под ред. Голуба А.А. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2003.
6. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Инфра, 2005.
ЛЯСКОВСКАЯЛ.В., БЕСПАЛЬКО В.А.
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. Возрастает роль стратегического менеджмента для промышленного предприятия любых отраслей в условиях рыночной экономики как важнейшего инструмента управления потенциалом их бизнеса.
Представляется, что на промышленном предприятии стратегический менеджмент необходимо понимать и реализовать как интерактивный процесс [2, с. 76.].
Причем особое значение имеет то, что развитие предприятия, включая и общую его стратегическую ориентацию, и развитие отдельных стратегий - динамический процесс, который требует определения соответствующих приоритетов. Связанная с этим пошаговая проработка стратегических вопросов требует также расстановки специфических приоритетов с учетом знания и использования инструментария стратегического менеджмента.
На первом этапе надо привести систему управления в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой миссией организации. Например, создав управляющий орган (центр стратегического развития), главная задача которого заключается в координации деятельности на стратегическом уровне и в общей структуризации отдельных направлений, а также в разработке стратегии в целом. Оперативная деятельность и разработка отдельных стратегий в свою очередь остается в компетенции бизнес-отделений. Одновременно следует разработать и внедрить концепцию периодического стратегического планирования (ПСП), при помощи которой на уровне предприятия в целом определяются стратегические позиции.
В этой связи широко используют инструментарий разработки сценариев развития, чтобы выявить возможные рамки действия и проверить стратегические цели и мероприятия. Это означает, что система стратегического планирования направлена на стимулирование дискуссий менеджеров по стратегическим вопросам и на ориентацию полей бизнеса относительно общих целей. В этом заключается первичная задача линейных менеджеров.
Изменившиеся условия бизнеса, например смена ценностных представлений, глобализация рынков при высокой интенсивности конкурентной борьбы и возможностях предложения новых производственных и информационных технологий, вынуждают в одинаковой степени почти все предприятия не только выбрасывать на рынок новые, следующие друг за другом модели своего товара и услуг через все более сокращающиеся промежутки времени, но и удовлетворять более широкий спектр потребностей клиентов за счет более глубокой дифференциации продуктов. Все это, однако, требует не только быстрее проводить НИОКР, но и