УДК 504.05/06 (1-662:088.8)
Экономический механизм управления охраной окружающей среды как один из методов регулирования охраны природы
© Технологии гражданской безопасности, 2009
Р.А. Дурнев А.И. Пономарев С.П. Чумак
Аннотация
В статье излагается механизм управления охраной окружающей среды, который является наиболее эффективным методом для снижения выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу, гидросферу и почву. Основным ключом к снижению выбросов и сбросов вредных веществ является введение системы налогов на источники загрязнения природы, исходя из установки — «источник загрязнения платит».
Ключевые слова: окружающая среда, управление охраной окружающей среды, методы регулирования, размер платежей, загрязнение природной среды.
The economic mechanism of management of protection of the environment as one from methods of regulations of the nature
© Civil Security Technology, 2009
R. Durnev A. Ponomariev S. Chumak
Abstract
In article is stated the mechanism management of protection of the environment which is the most effective method for decrease emissions and dumps of harmful substances in an atmosphere, hydrosphere and ground.
The basic key to decrease emissions and dumps of harmful substances is introduction of system of taxes to sources of pollution of the nature, proceeding from installation — « the source of pollution pays».
Key words: environment, management of protection of the environment, methods of regulation, the size of payments, pollution of an environment.
1. Экономический механизм управления охраной природной среды в Российской Федерации и за рубежом
Управления охраной окружающей среды является крайне необходимой мерой в части реализации превентивных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) экологического характера, обусловленных хищническим отношением человека к использованию природных ресурсов и катастрофическими темпами загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, фауны и флоры. Проблема защиты природы и окружающей среды в целом теперь носит не только внутригосударственный или межгосударственный, но и глобальный характер.
Одной из наиболее эффективных мер по защите населения и территорий от ЧС экологического характера должен стать экономический механизм управления охраной окружающей среды.
В соответствии с федеральным законом об охране окружающей среды от 10 января 2002 года №7-ФЗ (глава IV, ст. 14) к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
В настоящее время у нас и за рубежом утверждается мнение, что наиболее эффективным методом в деле регулирования охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является экономический. В России и странах Запада разработаны различные подходы к реализации этого метода. Во многих зарубежных государствах экономический механизм регулирования окружающей среды воплощен в качестве налогов и штрафов, налагаемых на природопользовате-лей и «загрязнителей» природной среды.
В ФРГ введена система налогообложения всех источников загрязнения — «загрязняющих» производств; успешно функционирует такая система в Нидерландах, Франции и Великобритании. В США экономический механизм регулирования охраны окружающей среды основан на сочетании штрафных санкций за превышение установленных нормативов загрязнения природной среды и оригинальном праве предпринимателей «продавать установленный выброс» [1]. Смысл в «продаже выбросов» заключает в том, что предприятие получает денежную компенсацию при снижение выбросов в атмосферу ниже нормативных. Как отмечает автор [2], эта практика предоставляет возможность владельцам предприятий с выгодой для себя применять эффективные методы улавливания вредных веществ или подавлять выбросы тех источников загрязнения, где это наиболее выгодно с точки зрения экономики.
В Японии с 1974 г. применяется принцип — «загрязнитель» платит, смысл которого заключается в материальной компенсации жителям ущерба, связанного с губительным воздействием вредных веществ на здоровье населения. Компенсационный фонд, изымаемый с виновников загрязнения окружающей среды, распределяется в пропорциях: 80% — от стационарных и 20% — от мобильных источников загрязнения окружающей среды.
В России экономические методы регулирования охраны окружающей среды только получают развитие. У нас пока нет законченных методик экономического управления охраной природы. В настоящее время имеется большое количество подходов к проблеме регулирования охраны природы, разработанных в научно-исследовательских учреждениях министерств и ведомств. Нельзя не согласиться с мнением [1]: в настоящее ни одна из предлагаемых методик определения нормативов и размеров платы за загрязнение природной среды не может быть принята как единый подход на всех уровнях (от городского до областного или республиканского). Вполне оправдан дифференцированный подход к разработке методов регулирования природопользования с обязательным учетом географических, климатических, промышленных и других структур объектов зколого-экономического управления. Разработанная и принятая единая методика управления охраной окружающей среды и рациональным использования природных ресурсов может привести к тому, что одни предприятия (особенно мелкие) окажутся неплатежеспособными, а
платежи других не будут являться существенным стимулом к оздоровлению экологической обстановки.
Вопрос экономического механизма регулирования охраны окружающей среды в настоящее время, как и сама охранная функция, является весьма актуальным. Еще в советские времена он нашел довольно глубокое отражение в Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России на 1991—1995 гг. и на перспективу до 2005 года. Экономический механизм регулирования охраны окружающей среды базируется на концепции развития экономики при полном учете экологических факторов и направлен на создание экологически безопасных условий жизни человека.
Формирование экономического механизма управления охраной природной среды в условиях рыночной экономики должно осуществляться по следующим направлениям:
— разработка и установление экологических ограничений по территориальному и экологосистемному признакам;
— экономическая ответственность природопользо-вателей за нарушение экологических норм (экологических ограничений);
— создание системы платежей за природопользование;
— упорядочение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов;
— введение лимитирующих норм выбросов, сбросов вредных веществ и допустимого уровня волнового (физического) загрязнения;
— введение лимитирующих норм использования природных ресурсов по природным объектам, экосистемам и территориям.
Нормирование в области охраны окружающей среды, согласно закону об охране окружающей среды от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природо-пользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством посредством введения системы платежей или привлечения физических и юридических лиц к уголовной ответственности.
Система платежей за природопользование стимулирует природоохранную деятельность объектов народного хозяйства и обеспечивает формирование централизованных источников финансирования охраны природы и воспроизводства природных ресурсов. Эта система включает:
платежи за выбросы, сбросы вредных веществ, превышение волнового облучения; дополнительные платежи (дополнительный налог) с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию и применяющие экологически опасные технологии;
штрафы и другие экономические санкции за нарушение правил и норм рационального природопользования;
платежи за право пользования природными ресурсами, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
компенсационные платежи за изъятие природных ресурсов из сферы целевого использования или снижения их качества, вызванное деятельностью таких предприятий.
Предусматривается и введение системы налоговых льгот для предприятий. Льготы включают: уменьшение
налогооблагаемой части платежей за планомерное осуществление природоохранных мероприятий; снижение налога предприятиям, выпускающим природоохранные средства и средства контроля загрязнения окружающей среды.
Для упорядочения источников финансового обеспечения охраны и деятельности предприятий в этом направлении необходимо создание целевых фондов охраны природы (экологических фондов) на предприятиях-природопользователях, при местных, республиканских органах управления с последующей передачей (трансформацией) территориальных фондов в экологические банки (включая фонды экологической безопасности). Источниками образования экологических фондов предприятий могут стать:
амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям; кредиты и субсидии территориальных экологических фондов (банков) на снижение вредных выбросов и сбросов вредных веществ;
доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств экологического фонда;
часть прибыли предприятия, используемая для финансирования мероприятий по охране природы, и другие источники.
Несколько о фонде обеспечения экологической безопасности. Он может быть образован за счет специального налогообложения экологически опасных объектов, технологий, аварийных объектов, страхования природных ресурсов объектов народного хозяйства на случай их утраты в результате катастроф антропогенного и природного характера, а также централизации части амортизационных отчислений по природоохранным объектам.
Об определении нормативов и размеров платы за загрязнение природной среды. Согласно постановке вопроса, в работе не рассматривается детальный подход к определению нормативов и размеров платы за загрязнение природной среды, а освещаются их основные стороны у нас и за рубежом. Общее в отечественных и зарубежных подходах — методология разработки методик отчислений за допустимое и превышающее нормы загрязнения предприятиями — источниками воздействия на природные среды.
2. О подходах к экономическому стимулированию водоохраной деятельности предприятий за рубежом и в Российской Федерации
Резкое ухудшение экологической обстановки в конце 60-х годов подвигло ряд капиталистических стран на принятие экстренных мер по улучшению качества водной среды. На первом этапе (1965-1975 гг.) Франция, ФРГ, США, Канада, Великобритания, Швеция, Бельгия и [3] принимают законодательные акты об охране водных бассейнов, устанавливают нормативы качественного состава сточных вод, сбра-
сываемых в муниципальные системы водоотведения или непосредственно в водоемы. Отдельно регламентировался сброс промышленных сточных вод как наиболее загрязненных. Для каждого химического элемента или соединения (органического и неорганического, типичных для сточных вод при реализации технологического процесса) устанавливались ПДК, превышение которых считалось недопустимым. На этом этапе была введена дифференцированная плата за сбросы в зависимости от концентрации и объема загрязнений.
Структурные компоненты тарифа на водоотведение в странах Западной Европы и США представляются в виде [10]:
Р = R+T + С + А, (1)
где Р — интегральный тариф на водоотведение;
R — плата за обслуживание (контроль качества вод, лабораторный анализ, административные расходы);
Т — плата за объем промышленных сточных вод, их прием и транспортировку;
С — основная плата за сброс нормативных сточных вод;
А — дополнительная плата за сброс сточных вод.
Основная плата исчисляется на основе удельных затрат на очистку 1 куб. литра сточных вод пропорционально объему сброса.
В США параметр (С) рассчитывается как удельная величина общих эксплуатационных расходов за предшествующий период (год, квартал), отнесенных к объему очищенных сточных вод за тот или иной период. Величина (А) определяется на базе расчета дополнительных капиталовложений и эксплуатационных издержек, необходимых для сверхнормативно загрязненных вод. В Швеции и некоторых странах в эти расчеты включают показатели, характеризующие сезонные изменения нагрузок на водные объекты, и коэффициент колебаний загрязнения [8].
Расчет тарифа на сброс сточных вод в коммунальные системы водоотведения Англии и Уэльса производится по формуле, предложенной Могденом [10]:
А = К + В + (Т1/Т8 ХТ)+(84 +88 х8), (2)
где R — сбор за прием сточных вод;
В — сбор за механическую очистку;
Т— сбор за биологическую очистку;
Т — величина ХПК промышленных сточных вод, принимаемых канализацией;
Т — средняя величина ХПК в общем стоке региона;
Б, — концентрация осаждающихся взвешеных веществ в промышленных сточных водах;
— средняя концентрация осаждающихся взвешенных веществ в общем стоке региона.
Здесь вместо абсолютных отклонений от норм приняты относительные. Величины R, В, Т и Б в тарифе на будущий год рассчитываются исходя из затрат в текущем году, отнесенных к среднегодовому объему сточных вод, поступивших на очистные сооружения, за предшествующие два года.
Расчет тарифа на водоотведение по формуле (3) производится в большинстве стран Западной Европы. Формулы (2) и (3) по сути идентичны; разница в том, что по формуле (3) дополнительная плата не выделена как отдельное слагаемое.
В Польше штрафы устанавливаются в зависимости от показателей загрязнения и назначаются в расчете на единичную нагрузку по загрязнению, отнесенной к определенной категории штрафа [3]. В Чехословакии штрафы дифференцированы по четырем категориям в соответствии с видом производства и токсичности сточных вод. Прогрессивная шкала штрафов в зависимости от степени превышения ПДК вредных веществ в Польше, Болгарии и т.д. до последнего времени отсутствовала. Только в Венгрии [9] выделена категория особо опасного загрязнения, когда ПДК вредных веществ превышала в 5 раз, а ядохимикатов — в 2 раза; в этом случае штраф за сброс взимается в двойном размере. В большинстве стран Восточной Европы водное законодательство регламентирует сброс загрязняющих веществ только в водоем и применение соответствующих административных и экономических санкций.
На втором этапе законодательных инициатив, касающихся водоохраной деятельности, были введены другие меры по ужесточению требований к охране водных объектов. Эти меры включают:
установление юридической ответственности за нарушение правил сброса промышленных сточных вод не только в водоемы, но и в коммунальные системы водо-отведения;
регламентация прав и обязанностей абонента и коммунального предприятия, а также применение ряда мер административного и экономического воздействия в случае их нарушения; определение порядка разрешения спорных вопросов;
реализация жесткого контроля, основанного на разветвленной системе контроля (мониторинга) качества сточных вод;
введение повышенной платы и штрафных санкций за сверхнормативный сброс загрязнения и возмещение ущерба, нанесенного сетям и очистным сооружениям;
дифференцированный подход к исчислению платежей за водоотведение на основе классификации отраслей;
участие местных органов власти в финансировании водоохранных мероприятий района.
В Ленинграде с 1 января 1989 г. введена новая система оплаты услуг по водоотведению промышленных сточных вод, которая учитывает географические и архитектурные особенности города, расположенного на островах и не имеющего единую канализационную систему. Было выделено 27 показателей загрязнения, характерных для сточных вод предприятий города; допустимые концентрации установлены для каждого водного участка, причем по многим вредным веществам необходимо соблюдение ПДК более жестких, чем для рыбохозяйственных водоемов.
Как видно из примера охраны вод, в настоящее время нет единого подхода к проблеме регулирования природных ресурсов. Решение этой проблемы, например, в масштабе страны — вопрос недалекого будущего. Имеющиеся разработки должны стать отправным началом для создания единой методологической и методической основы управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
3. Расчет нормативов и размеров платежей за загрязнение природной среды
Основным условием реализации платного режима за загрязнение природной среды является разработка обоснованного подхода и определение нормативов и ставок за загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы. Автор [4] выделяет три методических подхода к созданию системы платежей (на примере атмосферного воздуха) за загрязнение окружающей среды: первый — объемный подход, основанный на учете объемов вредных выбросов; второй — на учете экономического ущерба, наносимого загрязнением среды; третий — инвестиционный подход, базирующийся на предоставлении необходимых капиталовложений в охрану окружающей среды.
Рекомендации природоохранных органов России по определению нормативов платежей основаны на затратной концепции; нормативы платы за допустимый выброс вредных веществ определяются исходя из учета суммы капиталовложений и бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения комплекса природоохранных мероприятий в соответствии с планами экономического и социального развития. В целом устанавливаются два вида нормативов платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов производства:
за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения твердых и жидких производственных и бытовых отходов;
за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых и жидких отходов.
Нормативы платы за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ определяются по формуле [1,10]:
Р =
К,
ш
3=1 -I
п
(3)
.ЕК.кт.
где Р — норматив платы за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, руб./усл.т;
Кмс — капитальные вложения для осуществления природоохранных мероприятий в плановом периоде, руб,;
ЗМС — бюджетные средства, необходимые для осуществления природоохранных мероприятий, руб.;
— капитальные вложения, необходимые предприятиям в плановом периоде для достижения лимитов, руб.;
г — коэффициент, учитывающий отчисления в республиканские и государственные фонды природы (устанавливаются Временным положением);
1 — вид загрязняющего вещества, который учитывается при установлении предприятию размеров платы за загрязнение природной среды;
К! — коэффициент приведения загрязняющего вещества в зависимости от местных условий, определяемый по двум вариантам (как показатель относительной опасности 1-го вида загрязняющего вещества, усл.т/т, и как коэффициент приведения 1-го загрязняющего вещества к ПДВ! или ПДС^:
К = или К =__I Услт I; ПДВ1 и пда
щс\ т )
— на 1-м предприятии — источнике загрязнения, т/год.
Размер фактической платы предприятия за выброс (сброс) загрязняющих веществ в пределах лимита рассчитывается по формуле:
Ф Ф
(4)
где Р — нормативы платы за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;
Мф
ф
приведенная масса фактического выброса (сброса) загрязняющих веществ в объеме лимита;
Мл — установленный предел (лимит) выброса (сброса) вредных веществ;
Бпл — капитальные вложения предприятия, направленные на достижение (не превышение) лимита в плановом году, руб.
Расчет размера платы предприятия за превышение допустимого выброса (сброса) загрязняющих веществ производится по формуле:
Ппр=РхахАМ , (5)
где а — коэффициент кратности норматива платы за превышение допустимого выброса (сброса) загрязняющих веществ, т.е. при условии Мф>Мл;
АМ=Мф-Мл — превышение фактического выброса (сброса) загрязняющих веществ над установленным лимитом
Естественно, что фактический суммарный объем платы за загрязнение природной среды в пределах лимита и за превышение его составит:
Пе =Пф+Ппр (6)
Нормативные платы за размещение отходов в природной среде включают оценку потерь материальных ресурсов и затрат на захоронение (размещение) отходов. Они устанавливаются в зависимости от значимости отходов как сырьевого ресурса, наличия направления и технологий использования, затрат на за-
хоронение (или хранение) и обезвреживание отходов с учетом их опасности, вида и местоположения отвалов, полигонов.
Лимитирующим показателем размещения отходов является разница между планируемыми объемами отходов и планируемыми объемами их использования. Плата предприятия за размещение отходов в пределах лимита определяется по формуле:
П' = Р'М'-8
Ф М' Ф
(7)
где Р' — норматив платы за размещение отходов, руб.;
М' ф — фактическая приведенная масса размещения отходов;
М' л — лимит размещения отходов;
£ — капитальные вложения предприятий, освоенные в плановом году на строительство объектов по утилизации отходов, обеспечивающие достижение лимитов, руб.
Нормативы платы за превышение размещения твердых и жидких отходов определяются в зависимости от вида отходов, условно подразделяемые на группы. К первой группе отнесены отходы, являющиеся вторичным сырьем, плата в размере стоимостной оценки одной тонны этих отходов; по остальным видам отходов — в 2-3-х кратном увеличении нормативов платы за допустимое размещение, которая рассчитывается по формуле:
П" = Р'хахАМ', (8)
где а — коэффициент кратности превышения норматива платы за сверхлимитное размещение отходов;
АМ' — превышение фактического размещения отходов предприятия (или другого объекта — источника загрязнения среды твердыми или жидкими отходами) над установленным лимитом, усл.т/год, т.е. АМ' =М 'ф-М 'л.
Изложенный подход к определению нормативов и размеров платы за загрязнение объектов природной среды не лишен отдельных недостатков, однако он может стать вполне определенной исходной базой для разработки более конкретных методов регулирования охраны природной среды.
4. О других методах определения нормативов и размеров платы за загрязнение природной среды
Существующие в нашей стране модели природоохранного хозрасчета свидетельствуют о весьма высоком уровне теоретических разработок в этом направлении; все они имеют и достоинства, и недостатки. Однако главным отличительным свойством всех региональных разработок является обязательный учет местных географических, климатических и других особенностей региона (района), а также характера производства, технологий и т.д.
Большинство предложенных методик определения нормативов и платежей основной акцент делают на экономическую сторону проблемы природопользова-
ния, а не на экологическую проблему, проблему защиты окружающей среды от губительного загрязнения, сохранения здоровья человека, всего живого данного региона, республики и страны в целом. По-видимому, щадящего режима налогообложения для мелких, но экологически опасных источников загрязнения быть не должно; «дифференцированный» подход к определению платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение природы не должно иметь место никогда и нигде; экологическая задача должна в своей реализации предшествовать экономической, экономика должна «подстраиваться» под экологию, а не наоборот. Вполне оправданно мнение [1, 10] о том, что сумма расчетных платежей по группе отдельных предприятий-источников загрязнения, нарушающих установленные нормы выбросов (сбросов), должна превышать объем необходимых для осуществления мероприятий по снижению выбросов в атмосферу до установленных нормативов. Плата за сверхнормативный (сверхдопустимый) выброс вредных веществ в атмосферу определяется формуле [5, 10]:
(9)
где Рсд — норматив платы за сверхнормативный выброс вредных веществ, руб./усл.т;
МТВсд — сверхнормативная масса валовых выбросов пыли и других твердых веществ, т/год;
МГАЗсд — сверхнормативная масса валовых выбросов газообразных веществ в атмосферу, т/год;
Ктв, Кгаз — удельные капитальные вложения, необходимые для снижения одной тонны соответственно твердых и газообразных выбросов в атмосферу;
Мсд — сверхнормативная масса валовых выбросов ] -й примеси в целом по региону, т/год.
Размер платы за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферу рассчитывается как произведение норматива платы на величину годового объема сверхнормативного выброса за вычетом капитальных вложений, направленных на осуществление собственных атмосфероохранных мероприятий в плановом году:
(10)
где Псд — величина фактической платы за сверхнормативный выброс вредных веществ в атмосферу, руб./год;
а — коэффициент кратности, отражающий величины платежей над объемом затрат, необходимых для снижения выбросов загрязняющих веществ до установленных нормативов (в пределах 20% превышения ПДВ величина а = 1,2; в свыше 20% — а = 1,5);
Мсд — сверхнормативный валовый выброс ]-й примеси т/год;
Кат — капитальные вложения в плановом году на атмосфероохранные мероприятия с целью достижения установленного норматива выбросов, руб.
5. Расчет нормативов и размеров платежей за загрязнение атмосферы
Предполагается, что сумма платы за нормативно допустимое загрязнение атмосферы не может превышать размера выделяемых в настоящее время затрат при условии соблюдения действующих стандартов качества атмосферного воздуха. Поэтому критерием обоснования нормативов платежей должны стать фактические приведенные затраты на охрану атмосферы.
Освещаемый подход базируется на принятии следующих положений:
внедрение в хозрасчетные отношения системы платежей за выброс вредных веществ в атмосферу осуществляется в интересах возмещения полных экологических издержек, упорядочения источников финансирования, кредитования и стимулирования воздухоохранной деятельности, более эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, выделенных на охрану атмосферы;
расчетная среднегодовая сумма поступлений по платежам за нормативно-допустимый выброс в целом по региону (городу и т.д.) должна быть не меньше объема финансовых ресурсов, фактически израсходованных за предшествующий период на охрану атмосферы;
расчетная сумма платежей за сверхнормативное загрязнение в текущем периоде должна соответствовать объему финансовых ресурсов, необходимых для снижения выбросов до установленных нормативов и компенсации экономического ущерба государству.
Оценка платежей за нормативно допустимый выброс включает годовые текущие затраты на охрану воздуха и капитальные вложения, овеществленные в основных фондах охраны атмосферы, а именно [10]:
,
(11)
¿=1
1=1
где Пнд — расчетная сумма годовых платежей за нормативно допустимый выброс, руб.;
С — текущие затраты на охрану атмосферы на 1 -м предприятии региона, руб.;
Ен — норматив эффективности капитальных вложений (Ен = 0,12);
К — балансовая стоимость основных фондов по охране атмосферы на 1-м предприятии, руб.;
п — число предприятий в регионе.
Средняя ставка платежей за нормативно допустимый выброс определяется по формуле:
(12)
где Мищ — суммарная масса выбросов в атмосферу } -го вредного вещества на 1 -м предприятии в пределах установленных норм и лимитов, т/год;
А—коэффициент относительной агрессивностщ-го вредного вещества для наиболее чувствительного реципиента.
Ставка платежей за сверхнормативный выброс в атмосферу рассчитывается по формуле:
(13)
где Ыу — фактическая масса выбросов ] -й примеси на 1 —м предприятии, тонн/год;
Псн — суммарные экологические издержки, руб.
Размер годовых платежей за выброс вредных веществ в пределах норм и объема лимитов рассчитывается по формуле:
Я =
\
(14)
где Кы — коэффициент относительной экологической опасности 1 -го предприятия;
Миду — масса валовых выбросов ]-й примеси на 1-м предприятии в пределах установленных нормативов, т/год;
Мшу — сверхнормативная масса валовых выбросов ]-й примеси на 1-м предприятии, т/год.
Сумма платежей для предприятий, не имеющих установленных нормативов выбросов как в целом, так и для отдельных загрязняющих веществ, определяется по формуле:
(15)
где Свр — временная ставка платежей, которая рассчи тывается по формуле:
и
С =
1ХЛ
(16)
где — экономический ущерб от загрязнения атмосферы выбросами 1 -го предприятия, руб./год;
Ау — коэффициент агрессивности ]-й примеси относительно сернистого ангидрида.
6. Региональный подход к определению нормативов и размеров платы за загрязнение водных объектов
Для установления нормативов и определения размеров платы за загрязнение водных бассейнов в г. Сумы была использована «Временная типовая методика...» 1983 г., в основу которой, для расчета нормативов платы, положена оценка экономического ущерба в результате воздействия сбросов на водную среду.
Согласно [10] удельная величина экономического ущерба (У), наносимого губительным загрязнением водных бассейнов, учитывается по формуле:
У = УС, (17)
где у — константа для текущих оценок ущерба (у = 130 руб./усл.т);
— безразмерная константа, определяющая сравни-
тельную вредность загрязнения для конкретного водного объекта (для р.Псел£, = 1,8).
Размер платы за загрязнение по каждому сбросу загрязняющих веществ в открытые водоемы рассчитывается по формуле:
(18)
где Ыш — масса сброса 1-го загрязняющего ингредиента в пределах нормативной (допустимой), т;
Ыст — сверхнормативная масса сброса 1 -го загрязняющего вещества, т.
7. Нормативы и размер платы за складирование твердых отходов
Издержи, связанные с захоронением (хранением) твердых отходов в общем виде можно представить как сумму трех составляющих:
компенсационных платежей, связанных с изъятием земельных ресурсов под складирование отходов;
затрат, связанных с подготовкой, транспортировкой, складированием и хранением твердых отходов;
дополнительных затрат, связанных с компенсацией экономического ущерба народному хозяйству за размещение твердых отходов.
Учитывая вышеизложенное, норматив платы за пространственное размещение твердых отходов в общем виде может быть рассчитан по формуле:
Я„ =
П ГЦ п гп
II'. -11»..
,■=1 ;=1 ,-=1 ;=1
(19)
(=1 /=1
где Зу — текущие затраты на удаление отходов ]-го вида на 1-м предприятии и содержание мест их складирования, руб./год;
Ау — коэффициент относительной агрессивности;
Уу — экономический ущерб от складирования ]-го отхода 1 -м предприятием, руб./год.
Складирование отходов может осуществляться на территории промплощадки самого предприятия или на закрепленных за ним землях; во втором случае место захоронения или складирования отходов может быть расположено на землях, которые не относятся к промышленной зоне, но расположены в пределах городской черты на общегородских свалках.
Сумма платежей для первого варианта складирования отходов рассчитывается по формуле:
п т
П = На^КхуАп (20)
где П — сумма платежей за размещение твердых отходов на территории предприятий и закрепленных за ними землях, руб./год;
Но — норматив платы за складирование твердых отходов, руб./усл.т;
Кху — коэффициент, учитывающий характер складирования ^го отхода 1-м предприятием;
Ыу — масса ] -го отхода, складируемого на территории 1 —го предприятия, т/год;
Ау — коэффициент приведения ] -го отхода к одинаковому классу токсичности.
Размер платежей по второму варианту складирования (захоронения) рассчитывается:
п т п т
П2 +НоЦ КхуКууМ^ , (21)
где П2 — сумма платежей за размещение твердых отходов на землях, подведомственных местным органам власти, руб./год;
Сау — арендная ставка платежей за использование городскими землями при складировании ^го отхода 1 -м предприятием, руб./кв.м;
8у — площадь складирования ^го отхода 1-м предприятием, кв.м;
Кху, Куу — коэффициенты, учитывающие характер и удаленность (соответственно) складирования ^го отхода.
Изложенный подход аналогичен в целом подходам, рекомендованным в свое время Госкомприродой СССР
[7].
8. Об определении размеров платежей и учете финансового состояния предприятий — источников загрязнения природной среды
Изложенные методологические подходы к регулированию охраны окружающей среды касаются значительного количества предприятий — источников вредного воздействия на природную среду.
В настоящее время проводятся научно-исследовательские работы по созданию и внедрению более совершенных методов управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Не последнее место в этой проблеме занимает учет финансового состояния предприятий и других объектов — «загрязнителей» окружающей среды при определении размеров платежей.
Охрана окружающей среды осуществляется путем применения экономического, административного и юридического механизмов, а также посредством применения чистых технологий во всех сферах производственной деятельности человека. Большое значение в этом имеет экологическое воспитание, образование и международное сотрудничество по всем вопросам экологии. Судя по специальной литературе, на первом месте пока стоит экономический механизм регулирования окружающей среды и рационального использования природных ресурсов как взаимосвязанных проблем в жизни человека. Дополнительно следует отметить, что уже настало время серьезно задуматься об охране околоземного космического пространства. Ему угрожа-
ет научно-технический прогресс в части разрушения озонового слоя Земли хлорфторуглеродными соединениями. Одновременно загрязнение околоземного пространства (на высоте 30—35 км), в результате выбросов продуктов сгорания водородного топлива, может привести к изменению термического режима атмосферы, ее циркуляции, а значит и климата. Все это свидетельствует о необходимости принятия радикальных мер в целях исключения (или уменьшения на первом этапе) всех видов загрязнения, источники которых имеют довольно-таки сложную картину пространственно-временного распределения.
Одним из первых шагов на пути к устойчивому контролю и охране окружающей среды является введение платежей за загрязнение природной среды и использование ресурсов. Это действие предполагает обеспечить финансовыми ресурсами природоохранный фонд и оказать стимулирующее воздействие на активизацию природоохранной деятельности в стране. Стимулирующее воздействие платы за загрязнение природы выражается через ее влияние на экономические интересы предприятий и других стационарных и подвижных (мобильных) источников загрязнения окружающей среды, функционирующих в современных условиях — условиях полного хозрасчета и финансирования.
Теоретические разработки в этом направлении увязывают размер платежей с величиной экономического ущерба, наносимого природе объектом — «загрязнителем», как правило, расположенным в зоне загрязнения. Данный подход гарантирует обеспечение региональных фондов охраны природы необходимыми ресурсами. Стимулирование активной природоохранной деятельности, скорее всего, будет зависеть от того, насколько величина платежей за загрязнение оказывает влияние на хозрасчетные работы этих объектов — «загрязнителей». В случае завышения платежей за загрязнение сред многие предприятия могут оказаться малорентабельными, а при снижении платы может умалить стимулирующий результат.
Для достижения оптимального размера платежей за загрязнение окружающей среды целесообразно исходить из анализа альтернативы [10] — осуществлять активизацию природоохранной деятельности и тем самым добиться снижения величины платы за загрязнение или же платить за размещение отходов в окружающей среде, отказавшись от проведения природоохранных мероприятий; это позволит снизить природоохранные затраты. Интересы предприятий будут порождать ту стратегию их «поведения», которая им выгодна в данный момент. Как известно, в условиях хозяйственного расчета основные экономические интересы предприятия выражаются главными показателями — фондом заработной платы и прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, или его хозрасчетный доход. Вполне допустимо (не на все времена!) следующее: в зависимости от того, как воздействуют на эти показатели природоохранные ме-
роприятия и платежи за загрязнение природной среды, будет выбираться та или иная стратегия.
Величина платежей непосредственно оказывает влияние на фонды экономического стимулирования предприятия. Уменьшение фонда развития производства, науки и техники снижает возможности предприятия в расширенном воспроизводстве, а значит и в будущем росте прибыли: уменьшение фонда материального поощрения прямо отразится на заработной плате трудящихся. Чрезмерное увеличение платы за загрязнение природной среды может вызвать ограничение возможностей предприятиятий не только в финансировании развития производства, но и в выделении средств на капиталовложения природоохранного назначения.
Изложенное подтверждает необходимость учета финансового состояния объектов, загрязняющих природную среду, при определении платежей за ее загрязнение. Однако, во всех случаях экология, охрана всего живого, человека прежде всего, должны быть выше любого экономического показателя: необходим оптимальный подход к проблеме регулирования природы и ее ресурсов, а также объединение всех усилий в интересах экологической защиты всего живого на Земле.
Проблема экономического регулирования в области охраны окружающей среды на международном уровне нашла свое первое отражение в Киотском протоколе [11]. Он был принят на основе консенсуса третьей Конференцией Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в древней столице Японии Киото в декабре 1997 г. и подписан 38 промышлено развитыми странами. Согласно протоколу, они должны сократить свои общие выбросы парниковых газов к 2008-2012 гг. по меньшей мере на 5,3% по сравнению с уровнем 1990 г. Предполагалось, что Киотский протокол вступит в силу через 90 дней после того, как его ратифицирует не менее 55 государств-сторон конвенции, в том числе развитые страны, на долю которых приходится как минимум 55% общих выбросов диоксида углерода этой группы стран.
Всего Киотский протокол ратифицировали 126 государств. Согласно протоколу, за странами — участницами закреплялись такие обязательства как: заключение обязательных соглашений; выделении кредитов на воспроизводство лесов, способных поглощать углекислый газ; предоставление средств для оказания помощи беднейшим государствам в использовании чистой энергии; ведение торговли квотами на выбросы (эмиссию) парниковых газов. Российская Федерация также рати-
фицировала Киотский протокол. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года, № 128-ФЗ. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года.
К сожалению Киотский протокол не был реализован в системе глобальной защиты окружающей среды, и работа в этом направлении на международном уровне продолжается, о чем свидетельствует декабрьский форум в Копенгагене.
Литература
1. Балацкий О.Ф., Жулавский А.Ю. и др. Природоохранная и ресурсос-
берегающая деятельность на промышленных предприятиях. Итоги науки и техники, сер. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. М. ВИНИТИ, 1990, т. 28. C.82.
2. Лисицин Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М.,
Агропромиздат, 1967. С.180.
3. Коробова Н.А. О возможных подходах к экономическому стиму-
лированию водоохраной деятельности предприятий. В сб. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Вып. 6. ВИНИТИ. С. 30-46.
4. БальцевичЛ. Методические аспекты определения величины пла-
тежей за загрязнение окружающей среды /на примере атмосферного воздуха/ Природоохранный хозрасчет города, области: Тезисы доклада республиканской научно-практической конференции. Сумы, 15-17 мая 1990, Киев. РДНТП. 1990.
5. Варум Я.И., Романченко В.И. Основные методические подходы к
определению нормативов и размеров платы за загрязнение природной среды /на примере атмосферного воздуха/ Природоохранный хозрасчет города, области: Тезисы доклада республиканской научно-практической конференции. Сумы, 15-17 мая 1990, Киев. РДНТП. 1990.
6. Типовая методика определения экономической эффективности
и экономического стимулирования осуществления природоохранных мероприятий и экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды /проект/ ЦЭМи АН СССР. М.:1987. С.74.
7. Временные методические рекомендации по определению плате-
жей за загрязнение природной среды. М., Госкомприрода СССР. 1990.
8. Lind I. Conditions for Industriel Effluents Discharged into Municipal
Sewers: of 4 Europe Abwasser-Abfall-Symp., EAS-Munchen, 5-9 J., 1978.
9. OVN. SZAMU. Kendekezes a csatomobik-sacrol. Elnokennen
rendelkezeseni.-Budapest, 1984.
10. Пономарев А.И. Государственная система эколого-информационного обеспечения: М: Центральный справочно-информационный фонд МО РФ, инв. № 4924, 2002. С.3.
11. Шабалина Я.М. Международно-правовые обязательства по Киотскому протоколу и российская правовая система.
Сведения об авторах
Дурнев Роман Александрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника института, д.т.н. Пономарев Анатолий Иванович: МСЧ ГЗ МЧС России, к.т.н., с.н.с.
Чумак Сергей Петрович: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС, начальник 7 НИИЦ.