Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения'

Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2196
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ЗАКОНА / ЭКОНОМИКИ / AUTHORITY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / SOCIAL PROTECTION OF POPULATION / LAW / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лычкань Л. П.

В статья говорится, что существующая система муниципальных органов социальной защиты населения сформирована на принципе "развития" фондов бюджета и не нацелена, в должной мере, к достижению социально-экономической эффективности социальных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the activities of the local self-government bodies on social protection of population

The article says that the current system of municipal bodies of social protection of the population is formed on the principle of «development» of budget funds and is not aimed, in due measure, to the achievement of social and economic efficiency of social spending

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения»

Лычкань Л.П. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПО СОЦЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

12.13. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

Лычкань Л.П., преподаватель Национального института бизнеса

Аннотация. В статья говорится, что существующая система муниципальных органов социальной защиты населения сформирована на принципе "развития" фондов бюджета и не нацелена, в должной мере, к достижению социально-экономической эффективности социальных расходов.

Ключевые слова: власть, местное самоуправление, социальная защита населения, закона, экономики

SOME ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE LOCAL SELFGOVERNMENT BODIES ON SOCIAL PROTECTION OF POPULATION

Lyckan L.P., lecture of the National institute of business

Annotation: The article says that the current system of municipal bodies of social protection of the population is formed on the principle of «development» of bbUdet funds and is not aimed, in due measure, to the achievement of social and economic efficiency of social spendine. Keywords: authority, Local self-government, social protection of population, law, economics

Действующая сегодня система муниципальных органов социальной защиты населения сформирована на принципе «освоения» бюджетных средств и, к сожалению, не направлена в должной мере на достижение социальной и экономической эффективности социальных расходов.

В большинстве муниципалитетов фактически вся деятельность органов социальной защиты населения характеризуется техническим выполнением функций по реализации государственных социальных программ. Особенно это характерно для исполнителей, которые имеют лишь общее представление о стратегических целях и задачах социальной защиты населения. Более того, нередко рядовые специалисты органов социальной защиты населения на муниципальном уровне имеют весьма слабое представление о том, каковы приоритеты и цели социальной политики.

Складывается ситуация, когда такие специалисты реализуют исключительно технические, весьма узкие и строго регламентированные трудовые операции. Это одна из причин того, что в ряде случаев труд исполнителей, как показывает практика, не направлен на достижение социальных целей.

Деятельность органов местного самоуправления по социальной защите населения должна обеспечиваться посредством финансирования мер социальной защиты; пересмотра организационно-правового статуса учреждений социальной защиты; внедрения современных управленческих технологий; системы стандартизации социальных услуг; совершенствования кадрового и информационно-аналитического обеспечения.

Формирование муниципальных органов власти нередко сопровождается рядом объективных проблем.

Сохранение бюрократического подхода к организации управления, что порождает громоздкий аппарат чиновников.

Вертикальное подчинение снижает самостоятельность каждого исполнительного звена и размывает ответственность, что понижает качество работы и взаимодействие звеньев органа управления.

Проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами муниципальных органов власти (множество служащих не имеют специального высшего образования по занимаемым должностям, некоторые - достаточного опыта, чтобы работать на данной должности; отсутствие механизмов привлечения и закрепления перспективных кадров).

Наметилась тенденция повышения «качества» организационных структур муниципальных органов власти, в частности:

уменьшается число уровней управления, принцип иерархии дополняется другими принципами - коллегиальности, делегирования полномочий и др.;

подразделения органов получают большую автономию, открывается широкое поле для инициативы сотрудников;

новые информационные технологии позволяют формировать высокоэффективные сети взаимодействия между подразделениями органа или между различными государственными органами;

организационные структуры становятся более гибкими, они предполагают создание и функционирование временных рабочих групп, функциональных и отраслевых подразделений, расширение горизонтальных связей между подразделениями.

На практике целесообразно формировать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам органов муниципальной власти, обеспечивает их эффективное взаимодействие с внешней средой и столь же эффективное достижение намеченных целей.

Важно подчеркнуть, что основными направлениями изменения организационно-функциональных структуры органов социальной защиты населения на муниципальном уровне могут являться: создание новых внутренних структурных подразделений; изменение (дополнение) функций существующих внутренних структурных подразделений;

создание временных и постоянных рабочих групп органа социальной защиты населения для реализации конкретных социальных программ, о чем свидетельствует представленная таблица, характеризующая систему управления социальными расходами на уровне муниципалитета.

В рамках реализации методов управления социальными расходами происходит концентрация бюджетных ресурсов на общественно значимых программах и на достижении количественно измеримых целей; прозрачности социальных программ и расходов; зависимости распределения бюджетных ресурсов от достижения конкретных результатов; соответствии социальных программ среднесрочным планам социальноэкономического развития муниципального образования и прогнозируемым на долгосрочную перспективу объемам бюджетных ресурсов; обеспечении качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента. Обеспечивается комплексный подход к управленческим процессам на

Бизнес в законе

6'2011

определенной территории, гибкость управления, адаптация к новым задачам и условиям.

Все это позволяет осуществлять комплексное управление системой социальной защиты населения на муниципальном уровне как целостным объектом, ориентированным на достижение единой цели.

Характеристики системы управления социальными расходами на муниципальном уровне

№ П/П Основные характеристики системы управления социальными расходами Влияние на органитапионео-функцисяальдую структуру'

1. Применение среднесрочного планирования с сои альных раосолов (5-5 л?г) Требучт - определения или создания подразделения осуществлпсщего функции сводного шинирования социальной сфера и необходимых объел об финанеовл ресурсов; - создания рабочей группы из специалистов отраслевых и функциональных подразделений; изменения системы взаимосвязей н подчиненности; - пересмотра действукхцнх прей едур планирования и. как следствие. привлечение необходимых специалистов; - попытлятня уяатгофикяггоптттл; требований К работника!.

2. Четкое форм ушрокание целей и конечных результатов использовани я бюджетных средггв Требует - определения подразделения. осуществляющего функции установления конкретных, количественно и качественно измеримых целей социальной политики в регионе, агакже конечных результатов мероприятий социальной зашиты населения; - со-саниярвссчен группы из специалистов отраслевых и функциональных подразделений; - увеличения внутренней ответственности работников ЧММП] 1иЯН ^ 11 ЦТС ГТЛН НЬР ||л.1ТМ1ЦЦ - пгжкппятня увшнфик^пвпнньгу требований к работникам

3. Увязка целей и задач остального развития с пріоритетами социальной п столики Существенным образем не влияет на организационную струкгуруоргана социальной зашиты населения

4. Четкие критерии и прхпедуры отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной социальной политики Требует создания врем енной рвбочей группы, в шмпетеншю которой должны входить вопросы согласования социальных и финансовых аспектов планируемых мерхприягийсопиальЕсй зашиты населения

3. Достаточно простая и логически определенная процедура рас а.! огреют принятия в утверждения асхкета на всех уровнях Требует создания временной рвбочей труппы, в компетеншю к сторон ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ Б опросы согласования и обоснования социального бюджета

Таким образом обеспечивается эффективное управление целевыми социальными программами и основное усилие направляется на решение основных целей социальной защиты населения:

- адаптивность к новым социальным программам;

- повышение ответственности исполнителей;

- усиление функций руководителей.

Анализ системы управления на местном уровне на примере действующих органов социальной защиты граждан позволяет определять направления изменения организационно-функциональной структуры органов социальной защиты населения.

Органы социальной защиты населения получают право самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и осуществлять государственные закупки, тем самым, приобретают финансовую самостоятельность. В свою очередь это право влечет полную ответственность органов управления социальной защитой населения в части эффективности расходования бюджетных средств.

Также в органах социальной защиты населения на уровне муниципалитета потребуется формирование специальных структурных подразделений, обеспечивающих планирование, организацию, финансирование, мониторинг и оценку реализации целевых социальных программ.

Такими структурными подразделениями могут быть:

- отдел планирования системы социальной защиты населения;

- отдел целевых программ;

- отдел финансирования и экономического анализа;

- отдел мониторинга и оценки системы социальной защиты.

Программно-целевое управление предполагает разработку системы целей на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, на достижение которых будет ориентирована деятельность органов управления социальной защитой граждан конкретного муниципального образования. Например, Отдел планирования системы социальной защиты населения может быть наделен рядом функций, среди которых: определение приоритетов развития социальной защиты населения;

определение конкретных целей и измеримых результатов социальной защиты населения; разработка плана достижения заявленных целей; разработка целевых программ по социальной защите населения;

участие в разработке и согласовании федеральных и муниципальных социальных целевых программ;

планирование эффективности реализации мероприятий социальной защиты населения;

планирование результативности реализации мероприятий социальной защиты населения;

согласование системы развития социальной защиты населения и др.

Так как деятельность муниципального органа управления социальной защитой населения направлена на достижение конкретных целей социального развития в виде реализации целевых федеральных, региональных и муниципальных программ, можно сформировать Отдел целевых программ, основные функции которого заключаются в следующем: определение порядка формирования рабочих групп по реализации конкретных целевых программ;

определение порядка взаимодействия между целевыми комитетами и рабочими группами по реализации целевых программ;

определение информационных взаимосвязей между отделами, целевыми комитетами и рабочими группами по реализации целевых программ;

взаимодействие и координация реализации целевых программ с Отделом планирования системы социальной защиты и Отделом финансирования и экономического анализа.

Особо следует отметить, что в структуре муниципального органа управления социальной защитой граждан особая роль должна быть возложена на Отдел мониторинга и оценки системы социальной защиты, задача которого состоит в сборе, обработке всей информации о ходе реализации целевых программ, оценки их результативности и эффективности, выработке рекомендаций по совершенствованию управления системой социальной защиты населения.

Основными функциями Отдела мониторинга и оценки системы социальной защиты могут быть: мониторинг хода реализации мероприятий социальной защиты населения; контроль выполнения текущих задач; корректировка направлений расходования бюджетных средств;

подготовка отчета о текущем выполнении мероприятий социальной защиты населения;

анализ эффективности реализации системы социальной защиты населения;

анализ результативности реализации системы социальной защиты населения;

Лычкань Л.П. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПО СОЦЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

анализ запланированных целей и результатов;

подготовка отчета об итогах реализации системы социальной защиты населения;

разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными расходами.

Внедрение таких структур органов социальной защиты населения потребует формирования кадрового потенциала органов социальной защиты населения на местном уровне, способного адаптироваться к изменениям системы управления социальными процессами (путем повышения квалификации, переподготовки действующих кадров или набора выпускников вузов -специалистов в данной области), самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, нести полную ответственность за эффективность социальной политики и эффективность расходования бюджетных средств.

Модернизация структурных подразделений в муниципальных образованиях, работающих в социальной сфере, будет способствовать повышению эффективности работы всего органа социальной защиты.

Список литературы:

1. Шабанов Я.В. Роль целевых программ в осуществлении социальной политики Российского государства // Власть. -2009. - №10. - с.23.

2. Григорьева И.А. Российская социальная политика в последние годы: между уже пройденным путем и все еще неопределенным будущим // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 1.

3. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

4. Федотовская Т.А., Роик В.Д., Иваненко С.И. Социальная сфера Российской Федерации: региональные аспекты. // Аналитический вестник №21 (338) «Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения. - М., 2007.

References:

1. Shabanov Y.V. The role of targeted programs in the implementation of social policy of the Russian state // Power. -2009. - № 10. - p.23.

2. Grigoriev I.A. Russian social policy in recent years: between already passed by and still uncertain future // Journal of Social Policy Studies. 2007. T. 5. № 1.

3. Zubarevich N.V. Social development of regions of Russia: problems and trends in the transition period. - Moscow: Publishing House of the LCI, 2007.

4. Fedotovskaya T.A., Roik V.D., Ivanenko S. Social sphere of the Russian Federation: regional aspects. // Analytical Bulletin № 21 (338) "Social Development of Regions of Russia: problems and solutions. - M., 2007.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Лычканя Леонида Петровича «Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения», представленную для публикации в журнале «Бизнес в законе».

Актуальность темы статьи, обусловлена тем, что все больше возрастает роль муниципальных образований в совершенствовании современной социальной политики в стране в частности, в городских и сельских поселениях, в муниципальных районах, складываются новые формы деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения, накапливается опыт реализации государственной социальной политики.

Л.П. Лычкань провел большую исследовательскую работу по избранной теме. Особенно ценно обобщение опыта деятельности ряда муниципальных органов управления, что позволило обосновать теоретические и практические предложения. В статье обоснована авторская позиция относительно распределения функции социальной политики между государственными и муниципальными образованиями. Правильно отмечается, что местные органы власти близки к нуждам граждан, в кратчайшие сроки в состоянии познавать нужды населения, отдельных граждан. Сегодня зачастую складывается такая ситуация, когда местная власть хорошо знает положение населения, но не может реально помочь нуждающимся из-за отсутствия необходимых средств.

Статья Лычканя Л.П. написана на должном научном уровне. Она отличается научной новизной и конкретными предложениями по совершенствованию управления социальными процессами на муниципальном уровне.

Московского гуманитарного университета, доцент

Н.Н. Косаренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.