УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343.9 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Some Aspects of the Criminal Policy of the State to Combat Extremism at the Present Stage
КРУПНИЦКАЯ Валерия Игоревна - заведующий кафедрой уголовного права и процесса Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (Новосибирск)
Krupnitskaya Valeria I. - Head of the Department of Criminal Law and Procedure, Siberian Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Legal Sciences, Docent (Novosibirsk)
krupnitskaja@siu.ranepa.ru
РОЗУМАНЬ Ирина Васильевна - доцент кафедры уголовного права и процесса Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (Новосибирск)
Rozuman Irina V. - Docent of the Department of Criminal Law and Procedure, Siberian Institute of Management - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Legal Sciences, Docent (Novosibirsk)
irozuman@bk.ru
Аннотация. В данной статье комплексно рассматриваются некоторые из аспектов уголовной политики в сфере противодействия экстремизму. Основное внимание в работе уделено вопросу, касающемуся несовершенства законодательства в сфере противодействия преступлениям экстремистской направленности. Предпринята попытка раскрыть основные причины преступлений экстремистской направленности на материалах уголовной статистики. Значительное внимание уделено вопросам толкования объективных признаков составов преступлений экстремистской направленности на примерах судебно-следственной практики Сибирского федерального округа. В заключении авторами предлагаются некоторые рекомендации по оптимизации законодательства по противодействию экстремизму.
Annotation. This article examines some of the complex aspects of criminal policy in the sphere of counteraction to extremism. The main attention is paid to the question concerning the imperfection of the legislation in the sphere of counteraction to crimes of an extremist nature. An attempt is made to reveal the main causes of extremist crimes in criminal statistic materials. Considerable attention is paid to the interpretation of objective elements of crimes of an extremist nature on the examples ofjudicial and investigative practice of the Siberian Federal District. In conclusion, the Authors proposal some recommendations for optimizing the antiextremism legislation.
Ключевые слова: уголовная политика, противодействие экстремизму, преступления экстремистской направленности, материалы экстремистской направленности.
Keywords: criminal policy, countering extremism, extremist crimes, extremist materials.
DOI: 10.19073/2306-1340-2016-4-44-50
Противодействие экстремизму становится насущной проблемой и требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых его форм. Такая работа должна носить последовательный, системный и долгосрочный характер. Спектр экстремистских угроз разнообразен, но суть их одна - дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране.
Одной из форм проявлений экстремизма, не столь массовой, как политический экстре -мизм, но наносящей огромный вред, является религиозный экстремизм, деятельность тоталитарных сект [7, с. 55]. Религиозный экстремизм -это оборотная сторона религии. Самая хорошая идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих.
В настоящее время на территории Новосибирской области зарегистрировано около 2 тыс. общественных организаций, в том числе 57 региональных отделений политических партий, 207 религиозных организаций. При этом миграционные процессы, протекающие на территории области, обусловливают достаточно высокий уровень социальной напряженности, который характеризует количество конфликтных ситуаций, происходящих в регионе. Так, например, только за 2014 г. на территории Новосибирской области было проведено 459 публичных мероприятий (259 пикетов, 152 митинга, 6 демонстраций и 42 шествия), в том числе 8 акций, не согласованных с органами местного самоуправления. В публичных мероприятиях приняли участие 33 196 человек, за совершенные правонарушения составлено 8 административных протоколов
по ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Если характеризовать в целом ситуацию по Российской Федерации за период с 2011 по 2013 г., то количество митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в динамике выглядит следующим образом: в 2011 г. - 72 384, в 2012 г. - 62 141, в 2013 г. - 76 587. Представляется, что данная активность в основном обусловлена социально-экономическими проблемами населения в условиях нарастающего кризиса. Нестабильная социально-экономическая обстановка наблюдается в Центральном федеральном округе, Приволжском федеральном округе, Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе.
Именно указанные причины способствуют тому, что интерес к политическим процессам у населения отходит на задний план. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в РФ за период с 2011 по 2013 г. количество митингов, демонстраций, шествий, пикетирований с выдвижением политических требований существенно снизилось: с 3597 в 2011 г. до 364 в 2013 г. Если рассматривать ситуацию по округам, то наибольшее количество митингов, демонстраций, шествий, пикетирований с выдвижением политических требований проходило в Приволжском федеральном округе (в 2011 г. их было 2415, в 2013 г. - 311). В иных федеральных округах подобные акции носили единичный характер.
Ситуация, складывающаяся как в целом в Российской Федерации, так и на территории Новосибирской области, способствует исла-мизации региона, что и происходит в настоящее время, в первую очередь - за счет слабо контролируемого соответствующими органами
проникновения на территорию области незаконных мигрантов, в том числе трудовых, из стран Средней Азии и Северного Кавказа, что, в свою очередь, способствует росту числа преступлений террористической и экстремистской направленности. При общем росте количества зарегистрированных преступлений на территории Российской Федерации на 28,5 % возросло число преступлений экстремистской направленности, которое составило, по статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ, 1329 преступлений из числа зарегистрированных. Наибольший рост количества преступлений экстремистской направленности наблюдается в Брянской области (с 1 до 12; +1100 %), Забайкальском крае (с 3 до 10; +233,3 %), Республике Адыгея (с 3 до 8; +166,7 %) [6].
Основной массив преступлений террористической направленности составляют преступления, предусмотренные ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Организация незаконного вооруженного формирования», ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ст. 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности», ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности», ст. 206 УК РФ «Захват заложника».
Что касается преступлений экстремистской направленности, то их количество из года в год увеличивается как в целом на территории РФ (в 2011 г. - 622, в 2012 г. - 696, в 2013 г. - 896), так и по федеральным округам (наибольшее количество наблюдается в Центральном федеральном округе - до 200 в год). В данную группу преступлений входят деяния, предусмотренные ст.ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ, насильственные преступления против личности, предусмотренные ст.ст. 111, 112, 115, 116, 117, 119, а также ст. 213 УК РФ.
Одним из приоритетных направлений по противодействию религиозному экстремизму является выявление фактов проникновения на территорию региона членов исламских экстремистских и террористических организаций (объединений), а также распространения идеологии радикального ислама. В этих потоках на территорию области проникают лица, являющиеся носителями различных экстремистских течений ислама, та-
ких как салафизм, нурсизм, деобандийское направление («Таблиги Джамаат»). На территории Новосибирской области зафиксированы факты деятельности ячеек религиозно-экстремистских организаций «Нурджулар», «Таблиги Джамаат», террористических организаций «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» («Партия исламского освобождения»), «Ирмат Кавказ», «Исламская партия Туркестана», ставящих перед собой цель насильственного захвата власти и уничтожения (в том числе путем совершения терактов) представителей иных вероисповеданий1.
С целью пресечения деятельности указанных организаций правоохранительными органами и ведомствами осуществляется комплекс оперативно-розыскных, поисковых и профилактических мероприятий. Например, 8 июля 2009 г. Искитимским МСО СУ СК при прокуратуре РФ по Новосибирской области по материалам проверки по факту деятельности на территории области религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы» было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 239 УК РФ, в отношении лидера данного религиозного объединения (секты). Организатором и руководителем межрегионального религиозного объединения (секты) «Ашрам Шамбалы» («БЕЛОВОДЬЕ») является гражданин Р., уроженец г. Новосибирска, зарегистрированный в г. Санкт-Петербурге, безработный, ранее не судимый. Данное объединение (секта), не имеющее регистрации, согласно результатам проведенного исследования, является религиозным, а содержание представленных к исследованию печатных изданий носит характер, побуждающий граждан к отказу от исполнения ими гражданских обязанностей, совершению иных противоправных деяний, способствующий пропаганде причинения вреда здоровью граждан. В 2011 г. данное уголовное дело окончено производством, Р. предъявлено обвинение за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 228 и ч. 1 ст. 239 УК РФ, и с обвинительным заключением направлено в суд. 7 февраля 2013 г. провозглашен приговор в отношении Р., который признан виновным в совершении инкриминируемых преступлений. Назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной
1 Аналитическая записка о ходе реализации долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Новосибирской области на 2011-2013 годы» за 2013 год // Правительство Новосибирской области. URL: https://www.nso.ru/ sites/testnew.nso.ru/wodby_files/files/imce/otehet_po_dcp_profilaktika_pravonarushemy_za_2013_god.pdf
колонии строгого режима со штрафом 100 тыс. рублей2.
Также с 2009 г. сотрудниками правоохранительных органов по Новосибирской области осуществлялись мероприятия по пресечению противоправной деятельности международной незарегистрированной религиозной организации «Алля Аят». Члены данной организации создали в г. Новосибирске религиозное объединение «Алля Аят» (деятельность объединения в 2008 г. была запрещена на территории Казахстана), используя которое, путем воздействия на психику людей с помощью гипноза и психотехнологий «зомбирования», мошенническим способом завладевали денежными средствами и другими ценностями граждан и рядовых членов организации. 25 февраля 2013 г. Новосибирским областным судом принято решение о признании деятельности религиозной группы «Алля Аят» («Эллэ Аят») экстремистской и ее запрете на территории Российской Федерации3.
В результате проведенных мероприятий прекращена деятельность местной ячейки «Нур-джулар», а ее лидеры привлечены к уголовной ответственности. В январе 2013 г. материалы уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного чч. 1, 2 ст. 282 УК РФ, направлены для рассмотрения в мировой суд, которым 27 мая 2013 г. был вынесен обвинительный приговор. В рамках оперативного сопровождения уголовного дела установлены все активные участники местной ячейки, их связи на территории Новосибирской области, а также в других регионах России и за рубежом4.
В марте 2012 г. была пресечена деятельность так называемого «Новосибирского Джамаата», состоящего как из представителей кавказских народностей (азербайджанцев, чеченцев, ингушей, кабардинцев), так и из русских, принявших ислам, в том числе в условиях изоляции в местах лишения свободы. Группа совершала разбойные нападения в г. Новосибирске, а часть полученных преступным путем денежных средств направляла на Северный Кавказ для поддержки участников неформальных вооруженных формирований. В ходе проведения дельнейших опера-
тивно-розыскных мероприятий и следственных действий изъято большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Однако в свете последних событий и ряда нашумевших дел возникает резонный в данном контексте вопрос: чем должен руководствоваться правоприменитель при толковании содержания предмета в составах преступлений экстремистской направленности? Так, например, ЮжноСахалинский суд признал экстремистской книгу «Мольбы к Богу», которая является важной для мусульман в религиозном смысле и представляет собой пояснения к Корану5. Фактически при таком развитии событий суд косвенно может признать экстремистским материалом и сам Коран. Основанием же для иска послужило лингвистическое исследование, проведенное по заказу прокуратуры в Экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Сахалинской области.
В этой связи глава Чеченской Республики Р. Кадыров публично через СМИ нелицеприятно высказался о состоянии российской системы правосудия. По мнению главы республики, «суды могут рассматривать только книги, написанные человеком, ставить вопрос о наличии в них признаков экстремизма, национализма и радикализма, выносить решения об их запрете. В противном случае необдуманные или непрофессиональные действия судьи могут привести к необратимым и трагическим последствиям»6.
Видится, что цепочка событий, таких как митинг на Манежной площади, карикатуры на религиозную тематику во французском журнале «Шарли Эбдо», скандальная постановка спектакля «Тангейзер» с заявлениями об оскорблении чувств верующих в Новосибирском оперном театре, шумные дискуссии вокруг передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге православной церкви, назначения священника директором музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Крыму и т. д., может стать причиной определенных волнений в обществе, катализатором разгорания межрелигиозных и межнациональных конфликтов.
Так, суд города Северска Томской области оштрафовал двоих молодых людей на три
2 URL: http://oblsud.nsk.sudrf.ru/
3 Там же.
4 URL: http://oktiabrsky.nsk.sudrf.ru/
5 URL: http://oblsud.nsk.sudrf.ru/
6 Кадыров Р. По поводу!.. // Личный блог главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова. URL: http:// ya-kadyrov.livejoumal.com/75908.html
тысячи рублей каждого за распространение экстремистских материалов. Прокуратурой города была проведена проверка по информации УФСБ России по Томской области о размещении в сети Интернет экстремистских материалов. Проверка показала, что двумя жителями Северска на персональных страницах пользователей в социальной сети опубликованы аудиозаписи «Хор СС -Арийская честь», «Хор СС - White Power» и другие, а также видеоролик «Дональд Дак (запрещенная серия)». Данные материалы в установленном порядке признаны экстремистскими и запрещены к распространению на территории Российской Федерации. По результатам проверки исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Северск А. Сенчуков возбудил в отношении указанных граждан дела об административных правонарушениях по ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских ма-териалов)7.
Стоит отметить, что упомянутая серия мультфильма о приключениях Дональда Дака («Der Fuehrer’s Face») была снята студией У. Диснея в 1942 г. в рамках антигитлеровской пропагандистской кампании. По сюжету утенок Дональд - немец, работающий на оборонном заводе, где нацисты заставляют его трудиться по 24 часа в сутки. Даже находясь дома, он вынужден салютовать портретам Гитлера, Муссолини и Хирохито. В конце серии оказывается, что все происходящее приснилось Дональду в кошмарном сне. Проснувшись, он обнимает статуэтку Свободы, стоящую на столе, и признается, что счастлив быть гражданином США. В 1942 г. данный мультфильм получил награду Американской киноакадемии в номинации короткометражных анимационных фильмов. Из содержания серии становится ясно, что мультфильм носит антифашистский характер.
Эта, казалось бы, абсурдная ситуация возникла вследствие сложившегося в Российской Федерации порядка признания материалов экстремистскими. Данный мультфильм попал в список запрещенных материалов в 2013 г., после того как С., студент профтехучилища из г. Петропав-ловска-Камчатского, был приговорен к шести
месяцам лишения свободы условно по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной ненависти). С. разместил на своей странице в социальной сети несколько роликов с откровенно ксенофобским содержанием, в том числе и упомянутую серию мультфильма о Дональде Даке8.
Такая ситуация возникла в том числе и в связи с неоднозначностью трактовки Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [1], который относит к экстремизму пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. В этой связи представляется интересной позиция Роскомнадзора, высказанная накануне 70-летия Победы, которая основана на юридико-лингвистическом исследовании, проведенном специалистами кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина. Эксперты дали следующее заключение: «При подготовке данной нормы Федерального закона законодатели использовали для связки понятий “пропаганда” и “публичное демонстрирование” соединительный союз “и”. То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок их употребления таков, что термин “пропаганда” находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину “публичное демонстрирование”»9. По мнению экспертов, само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма. Также использование нацистской и сходной с ней до степени смешения атрибутики или символики в исторических, научных и тому подобных целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов.
7 URL: http://prokuratura.tomsk.gov.ru/news/3439.html
8 Камчатский студент осужден условно за размещение в интернете экстремистских материалов // Московский Комсомолец. URL: http://www.mk.ru/social/2010/12/27/555206-kamchatskiy-student-osuzhden-uslovno-za-razmeschenie-v-intemete-ekstremistskih-materialov.html
9 Роскомнадзор разрешил использовать нацистскую символику без цели пропаганды // Московский Комсомолец. URL: http://www.mk.ru/social/2015/04/15/roskomnadzor-razreshil-ispolzovat-nacistskuyu-simvoliku-bez-celi-propagandy.html
Ряд определений Конституционного Суда РФ, связанных с применением антиэкстремистского законодательства, подтверждает такую позицию. В своих документах Конституционный Суд РФ последовательно определяет, что «обязательным признаком указанной разновидности экстремизма является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [4]. Наличие этого признака «должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела: формы и содержания деятельности или информации, их адресатов и целевой направленности, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т. п.» [4].
Однако помимо упомянутого Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» действует также Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», согласно которому «в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах» [5]. Кроме того, текст ст. 20.3 КоАП РФ, по которой лица привлекаются к ответственности за соответствующее правонарушение, содержит другой союз: «пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с организациями, признанными виновными в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала». Тем самым связь демонстрации и пропаганды особо не оговорена и не закреплена.
Отметим, что Конституционный Суд РФ в Определении № 245-О от 17 февраля 2015 г.
по жалобе гр-на Алехина на нарушение его конституционных прав положениями п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», оспаривавшего в том числе и положение о демонстрировании нацистской символики, определил, что «само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции РФ» [2]. Аналогичное решение было вынесено ранее, 23 октября 2014 г., по жалобе гр-на Мурашова [3].
Таким образом, Конституционный Суд РФ не внес ясности в рассматриваемый вопрос. В этой связи представляется, что в целях предупреждения возможных массовых возмущений и стабилизации обстановки в обществе необходимо провести ряд последовательных мероприятий.
Во-первых, привести в соответствие с трактовкой, предлагаемой специалистами Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, действующее законодательство, в частности, Федеральный закон «О противодействии экстремизму», Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и иные нормативные правовые акты, что целесообразно также отразить в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Во-вторых, изменить порядок признания материалов экстремистскими, в частности, изменив их подсудность на подсудность областным, краевым и приравненным к ним судов. Это объясняется более высокой квалификацией и большим опытом судей названных судов.
Данные рекомендации, не претендуя на исчерпывающее решение указанной проблемы, могут стать важными направлениями в сфере противодействия экстремизму.
Список литературы
1. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алехина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 февр. 2015 г. № 245-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мурашова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», статьей 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»
и статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 23 окт. 2014 г. № 2480-о. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.02.2016).
4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Синицына Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 февр. 2015 г. № 347-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ. URL: http://zakonbase.ru/content/nav/13905 (дата обращения: 22.02.2016).
6. Состояние преступности (январь-декабрь 2015 года) // М-во внутр. дел Рос. Федерации. URL: httpsV/мвд.рф/ folder/101762/item/7087734/ (дата обращения: 22.02.2016).
7. Чекмезова Е. И., Пестерева Ю. С., Рагозина И. Г. Экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты : учеб. пособие. Омск : Ом. юрид. акад., 2013. 70 с.
References
1. Federal’nyi zakon “O protivodeistvii ekstremistskoi deiatel’nosti” [Federal Law “On Countering Extremist Activity”] of July 25, 2002 № 114-FZ. Konsul ’tantPlius - ConsultantPlus, 2016.
2. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii “Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Alekhina Sergeia Nikolaevicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozheniiami punkta 1 stat’i 1 Federal’nogo zakona “O protivodeistvii ekstremistskoi deiatel’nosti” [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation “The Refusal to Accept for Consideration the Complaint of the Citizen Alekhin Sergey Nikolaevich a Violation of His Constitutional Rights Provisions of Paragraph 1 of Article 1 of the Federal Law “On Countering Extremist Activity”] of February 17, 2015 № 245-O. Konsul’tantPlius - ConsultantPlus, 2016.
3. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii “Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Murashova Vladimira Alekseevicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav stat’ei 6 Federal’nogo zakona “Ob uvekovechenii pobedy sovetskogo naroda v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov”, stat’ei 1 Federal’nogo zakona “O protivodeistvii ekstremistskoi deiatel’nosti” i stat’ei 20.3 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh” [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation “The Refusal to Accept for Consideration the Complaint of the Citizen Mu-rashov Vladimir Alekseevich the Violation of his Constitutional Rights in Article 6 of the Federal Law “On the Perpetuation of Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War of 1941-1945 years”, Article 1 of the Federal Law “On Countering Extremist Activity” and Article 20.3 of the Code of Administrative Offences”] of October 23, 2014 № 2480-o. Available at: http://www.ksrf. ru/ru/Pages/default.aspx (accessed 22.02.2016).
4. Opredelenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii “Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanina Sinitsyna Mikhaila Vladimirovicha na narushenie ego konstitutsionnykh prav polozheniiami punkta 1 stat’i 1 Federal’nogo zakona “O protivodeistvii ekstremistskoi deiatel’nosti” [Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation “The Refusal to Accept for Consideration the Complaint of the Citizen Mikhail Vladimirovich Sinitsyn of a Violation of His Constitutional Rights Provisions of Paragraph 1 of Article 1 of the Federal Law “On Countering Extremist Activity”] of February 17, 2015 № 347-O. Konsul’tantPlius - ConsultantPlus, 2016.
5. Federal’nyi zakon “Ob uvekovechenii Pobedy sovetskogo naroda v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov” [Federal Law “On the Perpetuation of Victory of the Soviet People in the Great Patriotic War 1941-1945”] of May 19, 1995 № 80-FZ. Available at: http://zakonbase.ru/content/nav/13905 (accessed 22.02.2016).
6. Sostoianie prestupnosti (ianvar’-dekabr’ 2015 goda) [Status of Crime (January-December 2015)]. Available at: https://mvd. rf/folder/101762/item/7087734/ (accessed 22.02.2016).
7. Chekmezova E. I., Pestereva Iu. S., Ragozina I. G. Ekstremizm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty [Extremism: Criminally-Legal and Criminological Aspects]. Omsk, Omsk Law Acad. Publ., 2013. 70 p.