ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)
Аудиторская деятельность
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Гамлет Яковлевич ОСТАЕВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск, Российская Федерация
История статьи:
Принята 22.03.2016 Одобрена 08.04.2016
Ключевые слова: аудит, проверка, бюджетные учреждения, источники информации
Аннотация
Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта. Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления. Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля.
Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов.
Следует отметить, что аудит не отменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений.
Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета.
Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В современное время с распространением различных форм собственности все больше организации, в том числе бюджетных учреждений, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. Экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически
подвергается финансовому контролю (аудиту) в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Рассмотрим некоторые вопросы проведения аудита в бюджетных учреждениях.
Объектами аудита в бюджетных организациях являются доходы бюджета, источники финансирования, расходы, операции,
осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
При аудите бюджетных учреждения, аудитор должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами бюджетного учета:
• Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• Бюджетным кодексом Российской Федерации;
• приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (с изм. и доп.) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджетный учет - это учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции должны быть подвергнуты независимому аудиту.
При аудите доходов в бюджетном учреждении аудитор должен знать, что доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и т.д.
При аудите сметы доходов и расходов следует проверить, отражены ли все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской
деятельности (доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной
собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления), и иной деятельности. При этом аудитор должен изучить доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования бюджета.
Основными направлениями аудита бюджетных учреждений являются: организация бюджетного процесса; соблюдение бюджетной системы; проверка соответствия единым принципам организации бюджетного процесса; планирование расходов; состава и полномочий участников бюджетного процесса и т.д.
При аудите бюджетного учета следует установить соблюдение единого порядка ведения учета и представления отчетности бюджетного
учреждения, унифицированных форм бюджетной документации и отчетности бюджетных учреждений.
Порядок осуществления аудита учета в бюджетных учреждениях можно представить следующим образом:
Шаг 1. Аудит первичных бухгалтерских документов
Все хозяйственные операции, осуществленные учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, подтвержденные первичными документами, подвергаются аудиту (табл. 1).
Аудитором должны быть проверены все обязательные реквизиты и показатели, содержащиеся в первичных документах бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства (наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц).
Шаг 2. Аудит регистров бюджетного учета
При аудите бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства проверке подвергаются регистры бюджетного учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов сверяют по датам совершения операций в хронологическом порядке в регистрах бюджетного учета (табл. 2).
Записи в журналах по совершенным хозяйственным операциям подвергаются сверке аудитором не только по отдельным документам, но и группам однородных документов.
При аудите корреспонденции счетов в журнале операций проверяются в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. Аудиту подвергаются месячные обороты по счетам, данные по которым отражены в Главной книге.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При аудите кассового обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства, аудит хозяйственных операций проводится в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах (табл. 3).
Шаг 3. Аудит правильности записей на счетах бюджетного учета
Счета бюджетного учета, отраженные в документах, предназначены для того, чтобы
обозначить операции ведения бюджетного учета для учреждений государственной власти, управления внебюджетных фондов,
территориальных органов управления, которые занимаются кассовым обслуживанием в бюджетной системе государства, поэтому аудитор подвергает сплошной и выборочной проверке все операции, отраженные на данных счетах.
Аудитору необходимо учитывать, что бюджетные учреждения, которые занимаются учетом операций по выполнению смет доходов, расходов бюджетных, а также средств, применяют в данной области План счетов, который утверждается Министерством финансов РФ и входит в состав Инструкции к учету бюджета (табл. 3).
Полнота и правильность формирования и раскрытия информации об операциях в бюджетном учете также подлежит аудиторской проверке.
Таблица 1
Аудит первичных документов бюджетных учреждений
Шаг 4. Обобщение результатов аудита
Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны быть оформлены в виде таблиц нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.
Рабочий документ, аудитора должен отражать информацию (доказательства), представленную в табл. 4.
В рабочем документе следует указать факты нарушения, характеристику нарушения, лиц, допустивших нарушения и т.д.
По результатам проверки следует сделать обоснованные выводы и внести предложения по устранению выявленных ошибок в бюджетном учете; рекомендовать экономическому субъекту внедрение более прогрессивных методов учета и контроля.
№ Первичный документ Действия аудитора
Документы учета основных средств
1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т.д.
2 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
3 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
4 Акт о списании автотранспортных средств
5 Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
6 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
7 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
8 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
Документы учета денежных средств
9 Приходный кассовый ордер Хронологическая проверка документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.
10 Расходный кассовый ордер
11 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
Документы учета материалов
12 Акт о приемке материалов Нормативная проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д.
13 Требование-накладная
14 Накладная на отпуск материалов на сторону
Документы учета расходов на автотранспорт
15 Путевой лист строительной машины Арифметическая проверка, хронологическая проверка, документальная проверка и т.д.
16 Путевой лист легкового автомобиля
17 Путевой лист специального автомобиля
18 Путевой лист грузового автомобиля
19 Путевой лист автобуса необщего пользования
Таблица 2
Аудит регистров бюджетного учета
№ Регистры бюджетного учета Действия аудитора
1 Журнал операций по счету «Касса» Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т.д.
2 Журнал операций с безналичными денежными средствами
3 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами
4 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
5 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам
6 Журнал операций расчетов по оплате труда
7 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
8 Журнал по прочим операциям
9 Главная книга
Таблица 3
Аудит счетов бюджетного учета
№ Аудит записей отраженных на счетах бюджетного учета Действия аудитора
1 Аудит счетов по нефинансовым активам Проверке подвергаются счета учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути
2 Проверка счетов по финансовым активам Проверке подвергаются счета учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности
3 Ознакомление со счетами по обязательствам Проверке подвергаются счета учета кредиторской задолженности учреждения
4 Изучение счетов по финансовым результатам Проверке подвергаются счета учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов
5 Анализ счетов по санкционированным расходам бюджетов Проверке подвергаются счета отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях
6 Проверка забалансовых счетов Проверке подвергаются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно.
Таблица 4
Основные принципы документирования информации в рабочих документах аудитора
№ Принципы отражения информации Расшифровка принципов документирования информации (доказательств)
1 Уместность Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений
2 Своевременность Информация должна предоставляться оперативно, то есть в сроки, позволяющие вовремя принимать необходимые решения
3 Адресность Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия конкретных решений
4 Необходимость Информация должна быть достаточной для принятия соответствующего решения, она не должна быть избыточной и чрезмерной
5 Аналитичность Доказательства должны содержать данные текущего анализа и способствовать проведению последующего анализа
6 Ясность Информация должна быть понятна для всех пользователей
7 Подлинность Доказательства должны содержать достоверную информацию, в ней не должны быть ошибки и неточности
8 Сравнимость Информация должна быть сопоставима, что позволит пользователям выявить сходства и различия показателей
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
5. Федеральное правило (стандарт) № 7/2011 «Аудиторские доказательства». Консультант Плюс. Законодательство.
6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. № 4. С. 136-143.
7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. № 4. С. 10-17.
8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. № 5. С. 69-73.
9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599-606.
10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика - устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С.308-312.
11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 15. С. 36-42.
12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 6. С. 100-107.
13. МельникМ.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. № 1-2. С. 118-134.
14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. № 9. С. 24-27.
15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103-111,
09.2014.