ЭКОНОМИКА. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
УДК: 657.6
Н. А. ГАЛИМУЛЛИНА, преподаватель кафедры социально -гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук (г. Уфа)
N. A. GALIMULLINA, the lecturer of social and humanitarian and economic disciplines Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidat of economic sciences (Ufa)
АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
AUDIT OF BUDGETARY INSTITUTIONS AS A MEANS OF PREVENTION OF ECONOMIC OFFENCES
S S
У
У
S
5
s s
I
y
S4
<3
s
I
о
if y
£
«
S
s
i y
»5
Аннотация. Целью публикации данной статьи является оценка влияния качественной аудиторской проверки бюджетных учреждений на обнаружение экономических нарушений и предотвращение финансовых махинаций. В статьерассматривают-ся этапы проведения внешних аудиторских проверок в бюджетных учреждениях и их проблемы, основные направления проведения аудита и нарушения, которые могут быть обнаружены в этих организациях. Также выделены основные методы аудиторской проверки, которые являются характерными для бюджетных учреждений.
Ключевые слова: аудит, контроль, бюджетные учреждения, финансовые махинации, экономические правонарушения.
Annotation. The purpose ofpublication of this article is to assess the impact of a quality audit of budgetary institutions on the detection of economic violations and the prevention offinancial fraud. The article examines the stages of conducting external audits in budget institutions and their problems, the main directions of the audit and violations that can be found in these organizations. The main methods of auditing, which are characteristic of budgetary institutions, are also highlighted.
Keywords: audit, control, budgetary institutions, financial machinations, economic offenses.
Согласно законодательству аудит может быть обязательным или добровольным [1-3]. В бюджетном учреждении может быть проведен добровольный аудит по различным причинам: смена руководителя учреждения, увольнение главного бухгалтера, обнаружение хищения, растраты и др.
Основные проблемы внедрения такого аудита:
- оплата услуг аудиторской организации должна производиться из средств деятельности, приносящей доход [7, с. 461];
- аудиторское заключение не подменяет контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемо-
го в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления;
- противодействие коллектива бухгалтерии новому руководству или действиям аудиторов [5, с. 212];
- руководство должно быть заинтересовано в выявлении и исправлении ошибок и нарушений ведения бюджетного учета [8, с. 33];
- нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств [6, с. 98].
Этапами аудиторской проверки бюджетного учреждения являются:
1) заключение договора с учреждением;
2) формирование рабочей группы аудиторской проверки;
3) планирование аудиторской проверки бюджетного учреждения и сбор сведений;
4) проведение аудиторской проверки;
5) о формление отчета аудитора и заключения;
6) анализ результатов аудита и разработка мероприятий по устранению замечаний аудита.
На первом этапе встает вопрос о согласовании проведения аудиторской проверки с вышестоящими организациями и учредителем учреждения. Данное обстоятельство существенно увеличивает во времени данный этап аудита.
На втором этапе аудиторской проверки возникает необходимость привлечения к работе наиболее квалифицированного персонала в зависимости от поставленных перед рабочей группой задач (руководитель группы, бухгалтер-эксперт, бухгалтер, аудиторы, ассистент аудитора, помощник аудитора). Как показывает опыт, бюджетный учет является сложным участком аналитической работы, поэтому не все аудиторские организации могут качественно провести аудит учреждения.
На третьем этапе необходимо обозначить фронт работы группы, выделить наиболее существенные направления, аудиторские риски и качество системы внутреннего контроля (далее - СВК). На четвертом этапе приступают непосредственно к аудиту (таблица 1 ).
Таблица 1
Пример планирования аудита в учреждении образования
а©
3
У
I I
К
1 »
&
0
1
£ *
К
I
»5
Примерный перечень направлений проверки Первичные документы Аудиторские процедуры
1. Аудит учетной политики Учетная политика, приказ руководителя по учетной политике, устав Документальная проверка, хронологическая проверка
2. Учет банковских и кассовых операций [10, с. 39] ПКО, РКО, платежное поручение, платежное требование, оправдательные документы для платежей, выписка банка с лицевого счета учреждения, книги регистраций денежных документов, кассовая книга, журнал кассира-операциониста Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка и т. д.
3. Учет и контроль закупок Договоры и контракты поставок услуг, товаров, спецификации к договорам, накладные-требования, ТТН, счета- фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ и услуг, план закупок, планы-графики закупок, журналы регистрации заявок по закупочной деятельности, писем по работе с поставщиками, котировочных заявок и коммерческих предложений в сфере закупок, контрактов и договоров поставки, реестры недобросовестных поставщиков, жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, отчеты заказчиков, каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок, экспертиза поставленных товаров, работ, услуг Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т. д.
4. Учет продуктов питания Договоры поставок продуктов питания, спецификации, накладные, счета-фактуры, платежные документы, акты списания продуктов, меню-требования, оборотно-сальдовые ведомости, расчет потребности продуктов питания, карточки-раскладки, порционники, технологические карточки-раскладки, акты сверок с поставщиками продуктов питания, утвержденные методы списания продуктов питания в учреждении Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т. д.
5. Учет заработной платы Коллективный договор, личные карточки, приказы по личному составу учреждения, денежные документы на выдачу заработной платы, штатное расписание, табель рабочего времени, карточки-справки, графики работы персонала, реестры выдачи заработной платы по карт-счетам, ведомости, учебные планы и т. д.
6. Учет расчетов с подотчетными лицами Авансовые отчеты, первичные документы, приказы Документальная проверка, нормативная проверка, хронологическая проверка
7. Учет доверенностей Книга регистрации доверенностей, акты списания «погашенных» доверенностей
8. Учет основных средств и материальных запасов [4, с. 20] Акты на оприходование и списание основных средств, накладные, требования, обо-ротно-сальдовые ведомости, путевые листы, договоры материально-ответственных лиц, приказы Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т. д.
9. Результаты инвентаризации Приказ руководителя о формировании инвентаризационной комиссии, проведении инвентаризации, акты, описи, объяснительные МОЛ
10. Учет доходов и расходов учреждения Бюджет доходов и расходов, приказы руководителя учреждения и вышестоящей организации, анализ счетов бухгалтерского учета
11. Бюджетная отчетность АФХД, баланс, отчет о финансовых результатах и т. д. Аналитическая проверка
На данном уровне контроля выявляются следующие нарушения и недостатки учета, например, основных средств:
- наличие недостач государственного и муниципального имущества с последующим выяснением причин и установлением виновных лиц;
- наличие излишков имущества, не оприходованных в бюджетном учете;
- объекты учета, стоящие на балансе субъекта контроля, не имеют фактических инвентарных номеров, подтверждающих их принадлежность к объекту контроля [6, с. 190];
- не заключены договоры о полной материальной ответственности должностных лиц, осуществляющих контроль за имуществом государства;
- при оформлении первичных документов обнаружены ошибки заполнения, арифметические ошибки расчета стоимости [9, с. 469].
Выявление данных нарушений, хищений и недостач позволяет разработать требования и рекомендации по их устранению, а также совершенствованию системы бюджетного учета и внутреннего финансового контроля учреждения (таблица 2).
Таблица 2
Нарушения в учреждении образования (выборочно)
Направления проверки Нарушения Способы обнаружения
1. Учет основных средств Излишки (недостачи), отсутствие договоров МОЛ, недостаточная разработанность вопросов внутреннего контроля, ошибки в документах и т. д. Ари фметический метод, документальная проверка, сопоставление учетных регистров, инвентаризация
2. Учет банковских и кассовых операций Несоответствие лимита остатка кассы и фактического остатка денежных средств, отсутствие полного перечня документов к оплате по лицевым счетам учреждения, не соответствие даты поступления средств в кассу и даты сдачи денег на лицевой счет и т. д. Сплошная проверка за календарный год, документальная проверка
3. Учет продуктов питания Отсутствие подписей и печатей, номеров регистрации договоров и актов сверок, несоответствие данных учета по оплате продуктов питания фактическим данным по их приходу на склад, расхождение единиц измерения продуктов питания в договоре, завышение нормативов списания продуктов питания и т. д. Инвентаризация, аналитические процедуры, опрос лиц, сопоставление данных, встречные сверки
У и
§1
I
I
К
I
у
З4
I
О
¡1
и
£ *
К
4. Учет заработной платы Ошибки в заполнении документов, отсутствие графика работы персонала, регистрации платежных ведомостей, несоответствие начислений и выплат по заработной плате (например, выдача в июле, а начисление в августе и сентябре), отсутствие разбивки в карточках учета труда по видам средств и т. д. Ари фметическая проверка, тестирование, сличение данных по учетным регистрам и т. д.
5. Учет и контроль закупок Отсутствие основных документов, предусмотренных 44-ФЗ, котировочных заявок, подписи ответственных лиц и МОЛ, актов сверок, несоответствие спецификаций и договоров учреждения с поставщиками товаров и услуг и т. д. Документальная проверка, нормативный метод, опрос персонала, арифметический контроль
а©
3
У
На следующем этапе оформляется акт и подписывается всеми сторонами. Далее руководитель учреждения принимает решение об исправлении ошибок, взыскании недостач с виновных лиц и оприходовании излишков. Это необходимо в целях предотвращения финансовых махинаций, которые могут быть вызваны следующими причинами:
- отсутствием внутреннего финансового контроля в учреждении;
- оформлением фиктивных операций;
- намеренным искажением данных в документах;
- сговором заинтересованных лиц и т. д.
Таким образом, аудит является одним из важных средств обнаружения финансовых махинаций в учете и предотвращения экономических преступлений.
У
к
I
у
З4 &
0
1
У
£ *
К
I
У
»5
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Волкова М. В., Джаферова Л. Р. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основных средств бюджетных учреждений на всех уровнях управления // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. М., 2016. № 2.
5. Галимуллина Н. А., Гизатуллина В. Г., Герасимова М. В. Направления совершенствования финансового контроля в бюджетных учреждениях // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного обществ: сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Чанбарисова Шайхуллы Хаби-булловича. Уфа: БашГУ, 2016.
6. Галимуллина Н. А., Сафуанов Р. М. Бухгалтерский учет и анализ муниципальной собственности // Доклады Башкирского государственного университета. Уфа, 2016. Т. 1. № 1.
7. Даньшина Т. В. Аудит эффективности в бюджетных учреждениях // Современная наука: тенденции развития: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А И. Вострецова. Саратов, 2017.
8. Ишмеева А. С. Использование материалов ревизий при выявлении и расследовании преступлений в сфере экономической деятельности // Научно-технический прогресс: актуаль-
ные и перспективные направления будущего: сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Саратов, 2016.
9. Лебедева А. А Аудит деятельности бюджетных учреждений // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х томах / отв. ред. Е. А. Бессонова. М., 2016.
10. Остаев Г. Я. Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. М., 2016. № 8 (392).
© Галимуллина Н. А.
УДК 351.74:351.713 (470)(075.8)
Р. Р. СУБХАНГУЛОВ, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук (г. Уфа)
R. R. SUBHANGULOV, associate professor of the department of social and humanitarian and economic disciplines Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of the Russia, candidate of economic sciences (Ufa)
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
КАК ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
TRAVEL TAX INSPECTION AS A TOOL OF INTERACTION OF THE TAX SERVICE AND BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и проблемы взаимодействия подразделений системы МВД России и Федеральной налоговой службы при проведении выездной налоговой проверки. По мнению автора, эффективное взаимодействие Федеральной налоговой службы и органов внутренних дел достигается путем преодоления проблем соблюдения законодательства о налогах и сборах и направлено на своевременное и полное поступление в бюджет законно установленных налогов и сборов, создание комплекса мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и преступлений в сфере налогообложения.
Ключевые слова: налог, налоговая проверка, налогоплательщик, взаимодействие, налоговые махинации.
Annotation. The article discusses the issues and problems of interaction between the units of the Ministry of internal affairs of Russia and the Federal tax service when conducting a field tax audit. In the author's opinion, effective interaction of the Federal tax service and the internal affairs department with overcoming the problems of the legislation on taxes and fees, as well as directing to the timely and full receipt of legitimate elections and fees in the budget, the creation of a set of measures, placement to prevent offenses and crimes in the field of taxation.
Keywords: tax, tax audit, taxpayer, interaction, tax fraud.
S
S
У У
s
у «
s
I
у
S4
s
s &
0
1
у
£ *
s «
i у
05