Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНА ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНА ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОТХОДЫ / II-IV КЛАСС ОПАСНОСТИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОЛИГОН / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ / ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / ПАНДЕМИЯ БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Вологдина Яна Вячеславовна, Лебедева Виктория Андреевна

В настоящей статье авторы рассматривают отдельные вопросы строительства полигона по утилизации и захоронению промышленных отходов в Красноярском крае на основе анализа сложившейся достаточно сложной ситуации в данном субъекте Российской Федерации. Утилизация, захоронение, переработка промышленных отходов в нашей стране считается одной из самых актуальных проблем, которая затрагивает как публичные, так и частные интересы. Целесообразно, отказаться от повсеместного их захоронения на территории Красноярского края в пользу эффективно применяемых технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Вологдина Яна Вячеславовна, Лебедева Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CURRENT POLITICAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF THE CONSTRUCTION OF A LANDFILL FOR NEUTRALIZATION AND PLACEMENT INDUSTRIAL WASTE IN THE KRASNOYARSK TERRITORY

In this article, the authors consider certain issues of the construction of a landfill for the disposal and burial of industrial waste in the Krasnoyarsk Territory based on an analysis of the current rather complicated situation in this subject of the Russian Federation. Recycling, burial, processing of industrial waste in our country is considered one of the most pressing problems that affects both public and private interests. It is advisable to abandon their ubiquitous burial in the Krasnoyarsk Territory in favor of efficiently applied technologies of resource saving, processing, utilization and disposal of such waste.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНА ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_117 УДК 351.81

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОЛИГОНА ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ SOME CURRENT POLITICAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF THE CONSTRUCTION OF A LANDFILL FOR NEUTRALIZATION AND PLACEMENT INDUSTRIAL WASTE IN THE KRASNOYARSK TERRITORY

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса

Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: [email protected];

ВОЛОГДИНА Яна Вячеславовна,

курсант Сибирского юридического института МВД России.

660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20.

E-mail: [email protected]

ЛЕБЕДЕВА Виктория Андреевна,

курсант Сибирского юридического института МВД России.

660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20.

E-mail: [email protected];

VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Land Law and Environmental Expertise Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, full member of the Russian Academy of Internal Affairs, member of the RAEN, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council of the Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia".

660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: [email protected] ;

VOLOGDINA Yana Vyacheslavovna,

Cadet of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: [email protected]

LEBEDEVA Victoria Andreevna,

Cadet of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В настоящей статье авторы рассматривают отдельные вопросы строительства полигона по утилизации и захоронению промышленных отходов в Красноярском крае на основе анализа сложившейся достаточно сложной ситуации в данном субъекте Российской Федерации. Утилизация, захоронение, переработка промышленных отходов в нашей стране считается одной из самых актуальных проблем, которая затрагивает как публичные, так и частные интересы. Целесообразно, отказаться от повсеместного их захоронения на территории Красноярского края в пользу эффективно применяемых технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.

Abstract: In this article, the authors consider certain issues of the construction of a landfill for the disposal and burial of industrial waste in the Krasnoyarsk Territory based on an analysis of the current rather complicated situation in this subject of the Russian Federation. Recycling, burial, processing of industrial waste in our country is considered one of the most pressing problems that affects both public and private interests. It is advisable to abandon their ubiquitous burial in the Krasnoyarsk Territory in favor of efficiently applied technologies of resource saving, processing, utilization and disposal of such waste.

Ключевые слова: промышленные отходы, II-IV класс опасности, промышленность, полигон, Красноярский край, строительство, обезвреживание, размещение, политика, экология, общественный контроль, муниципальное образование, публичные слушания, пандемия благоприятная окружающая среда.

Keywords: industrial waste, II-IV hazard class, industry, landfill, Krasnoyarsk Territory, construction, neutralization, placement, politics, ecology, public control, municipality, public hearings, pandemic favorable environment.

Дата направления статьи в редакцию: 12.02.2021

Дата публикации статьи: 30.07.2021

Право российских граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее содержании базируется на основных положениях, закрепленных в Конституции Российской Федерации,1 Федеральном законе от 10.01.02. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,1 Экологической доктрине Российской Федерации2 и иных нормативных правовых актах.

1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

[Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

В современных реалиях динамичного развития отраслей экономики в Российском государстве, проблема утилизации и захоронения промышленных отходов возрастает и заслуживает отдельного, более подробного рассмотрения.

В Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года,3 указано, что в России инвентаризированы более 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тысяч санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тысяч гектаров. При этом ежегодно ситуация усугубляется, только за 10 лет с 2005 по 2015 годы количество промышленных отходов в стране возросло на почти 70 %.4

Сибирский федеральный округ является одним из самых промышленно развитых округов страны. При этом основными отраслями производства являются черная и цветная металлургия, металлообработка и машиностроение, а также химическая и нефтехимическая промышленность, которые образуют около 28 % общего ежегодного количества промышленных отходов с показателем утилизации к их образованию около 57 %.

Что касается Красноярского края, то в середине мая 2020 года жителям Емельяновского района был предложен на общественное обсуждение проект по строительству полигона по обезвреживанию и размещению промышленных отходов П-М класса опасности,5 который предполагается разместить на втором километре дороги «Енисейский тракт - село Частоостровское». Интересный факт, в свое время практически на этом месте, планировали построить ферросплавный завод, но усилиями активных общественников удалось отстоять экологические интересы населения. Несмотря на опубликование на сайте администрации Емельяновского района еще в мае, впервые общественники стали обозначать свою позицию о проекте возможного строительства полигона только в июне 2020 года. Более того, председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края П. Гудовский намерен в суде доказать особую опасность полигона промышленных отходов, который собиралась в Емельяновском районе построить томская компания АО «Полигон». Указанная выше компания подала иск из-за поста Г. Гудовского в соцсетях, который был посвящен данному объекту.6

В связи с карантином и угрозой распространения коронавирусной инфекции обсуждение проекта проводилось не в классическом варианте, а в закрытом, то есть каждый желающий мог высказаться по его содержанию, написав письмо на электронную почту администрации данного муниципального образования.

Однако, сущность публичных слушаний по такому важному проекту, как размещение полигона по размещению промышленных отходов, проведенная в форме писем на электронную почту, была априори нарушена. Об этом также заявляли активисты, однако, публичные слушания в очной форме так и не были проведены в связи с запретом на любые массовые мероприятия.7

В проекте по утилизации отходов, множество «белых пятен», начиная от отсутствия указания на вид отходов, которые планируется принимать и утилизировать, заканчивая отсутствием экологических исследований последствий воздействия на принимаемые отходы условий климатической среды. Кроме того, процедура принятия такого важного решения, как размещение полигона по принятию промышленных отходов 2го уровня опасности (при наиболее опасном уровне - первом), происходило, фактически, без обсуждения со стороны общественности, поскольку принимался в непростых эпидемиологических условиях 2020 года. Эти и многие другие факторы сыграли отрицательно при принятии вопроса о разрешении этого строительства. В итоге, органы местного самоуправления Емельяновского района на данный период времени отказались строить этот полигон.8 Авторы настоящего научного исследования уже обращали внимание на то, что в сегодняшних реалиях загрязнение атмосферного воздуха в городе Красноярске является одной из главных экологических проблем.9

При этом вопрос по утилизации промышленных отходов в Красноярском крае стоит достаточно остро. Красноярский край, считается одним из наиболее промышленно развитых субъектов Российской Федерации. При этом ключевые отрасли региональной экономики играют существенную роль не только на государственном, но и на мировом уровне. Так в регионе производится более 80% общероссийского объема никеля (или 20% мирового производства), более 70% меди, около 30% первичного алюминия, почти 98% металлов платиновой группы. По объемам добычи золота край выходит на первое место в России, обеспечивая 18% российской добычи, в общероссийском выпуске нефти регион обеспечивает 2,5% нефтедобычи, 0,3% добычи газа.

Красноярский край устойчиво входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по производству валового регионального

Федеральный закон от 10.01.2002. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

2 Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2018. № 6. Ст. 920.

4 Там же.

5Объявление о проведении общественных обсуждений / Официальный сайт Администрации Емельяновского района Красноярского края [Электронный ресурс] // http://krasemel.ru/news

6Эколог намерен доказать в суде особую опасность строительства полигона промышленных отходов под Красноярском [Электронный ресурс] // https://newslab.ru/news (дата обращения 20.09.2020).

Проектировщики полигона промышленных отходов под Красноярском прокомментировали претензии экологов [Электронный ресурс] // https://ngs24.ru/news (дата обращения 20.09.2020).

8Власти Емельяновского района отказались строить полигон промышленных отходов [Электронный ресурс] // https://www.gornovosti.ru/news (дата обращения 20.09.2020).

9Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Загрязнение атмосферного воздуха как один из основных факторов риска для здоровья граждан в городе Красноярске // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 86-89.

продукта (ВРП). Преимущества экономики края связаны с использованием электроэнергии и сырьевых ресурсов, современным технологическим уровнем горнодобывающих организаций края, явно выраженной экспортной составляющей. Удельный вес Красноярского края в промышленности России составляет 4%, Восточносибирского экономического района - 40%. В структуре валового регионального продукта края около 53% составляет промышленность,1 что предполагает необходимость утилизации значительного количества промышленных отходов.

В настоящее время в крае действует 10 полигонов для промышленных отходов, все они располагаются в отдаленных от населенных пунктов местах: в Чечеуле, в Секретарке, в Кузнецово, в Еруде, в Таежном, три в Лесосибирске и один в Красноярске.

Стоит отметить, что решение такого важного вопроса, как утилизация промышленно опасных отходов, передана на уровень решения вопросов местного значения. Такое положение вещей, очевидно, следует признать нерациональным, поскольку от вреда, которые потенциально можно нанести природной среде вследствие технических погрешностей при размещении полигонов по переработке подобных отходов, явно пострадает не только конкретное муниципальное образование, но и регион, или даже несколько регионов.2 Поэтому целесообразно было бы передать эти полномочия на региональный уровень государственной власти.

Правовое регулирование деятельности по размещении, хранению и утилизации отходов производится различными правовыми актами, в основном, экологическим законодательством, в структуре которого имеется особый институт - институт законодательства о промышленной безопасности объектах и отходах производства. В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ) 3 законодатель предусмотрел понятие «объект размещения отходов», под которым понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Также необходимо получение санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие санитарным нормам и правилам зданий, строений, сооружений, которые предполагается использовать для размещения отходов, обязательно для получения лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности (пп. «д» п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности»).4

В соответствии ФЗ № 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по их хранению и захоронению. При этом захоронение отходов осуществляется в специальных хранилищах (объектами захоронения отходов могут быть предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности). Хранение же отходов представляет собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Деятельность по утилизации и захоронению промышленных отходов подлежит лицензированию, при этом законодательство в этом направлении развивалось также по-разному, лицензированию подлежали разные виды деятельности, связанные с отходами, однако, размещение промышленных отходов как минимум до IV класса опасности всегда подлежала лицензированию, начиная с введения этого института в административном законодательстве страны5. С 2015 года лицензированию подлежит сбор, транспортировка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов с I по IV классы опасности (п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).6 Институт лицензирования данного вида деятельности более, чем оправдан, поскольку любые отступления от технологии размещения опасных отходов могут привести к глобальным экологическим бедствиям.

Еще в 2012 году в Красноярском крае обсуждалась идея о необходимости постоянного общественного контроля за деятельностью по утилизации всех видов отходов, включая опасных. При этом общественность ратовала за включение в общественный контроль в обязательном порядке ученых-экологов, а также представителей промышленных организаций, в деятельности которых появляются эти отходы.

Считаем, что для совершенствования системы сбора, переработки и утилизации отходов производства и потребления в рассматриваемом субъекте РФ необходимо осуществить в ближайшее время:

- проектирование и строительство организаций по переработке промышленных отходов с целью получения из них вторичного сырья;

- проектирование и строительство организаций, использующих отходы производства и потребления в качестве альтернативного топлива для выработки электрической энергии и тепловой энергии;

- повышение правовой грамотности населения муниципальных образований Красноярского края в области не только правил работы с промышленными отходами, но и относительно негативных последствий нарушения этих правил;

- проведение обязательной разъяснительной работы среди населения муниципальных образований Красноярского края в пользу организации раздельного сбора ТБО (рекламные ролики, реклама в газетах и журналах и т.д.).

Следует обратить внимание на тот факт, что сложившаяся за последние годы система обращения с промышленными отходами на территории Красноярского края требует иного вектора развития. Также отслеживать возможные факты коррупционного злоупотребления долж-

1О регионе / Официальный сайт Союза «Центральная Сибирская торгово-промышленная палата» [Электронный ресурс] // https://krasnoyarsk.tpprf.ru/ru/region (дата обращения 20.09.2020).

2 Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. - 2016. - N 6. - С. 32-40.

3Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» / URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

5Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности: особенности и проблемы правового регулирования // СПС «КонсультантПлюс».

6 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

ностными полномочиями в рассматриваемой сфере.1 Необходимо разрабатывать на краевом уровне критерии эффективности государственного механизма. 2 Целесообразно, отказаться от повсеместного их захоронения в пользу эффективно применяемых технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.

В итоге, в свете реализации проекта «Енисейская Сибирь» планируется открытие еще ряда коммерческих организаций в Красноярском крае и соседних с ним субъектах Российской Федерации, что также увеличит нагрузку на уже действующие в крае полигоны по размещению опасных отходов, и чтобы не допустить их перегрузки и, как следствие, экологических катастроф, создание, как минимум, еще одного полигона является необходимой мерой. Однако, во-первых, принятие решения о таком полигоне, очевидно, должно быть передано как минимум на уровень региональный, а не муниципалитета. Во-вторых, техническая документация полигона должна быть подвержена действительно проведенным общественным слушаниям - опыт июньских «псевдообщественных» обсуждений проекта по организации такой опасной организации, как полигон по размещению опасных промышленных отходов, является недопустимым. Соответственно, следует оставить этот вопрос до полного отпадения опасности распространения короновирусной инфекции, чтобы карантин и пандемия не повлекли за собой не менее серьезные экологические последствия.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

3. Федеральный закон от 10.01.2002. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

5. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

6. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

7. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.09.2020).

8. Власов В.А., Вологдина Я.В., Лебедева В.А. Загрязнение атмосферного воздуха как один из основных факторов риска для здоровья граждан в городе Красноярске // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 86-89.

9. Власти Емельяновского района отказались строить полигон промышленных отходов [Электронный ресурс] // https://www.gornovosti.ru/news (дата обращения: 09.07.2020).

10. Нанба С.Б. Перераспределение полномочий: соотношение федерального и регионального регулирования // Журнал российского права. 2016. №

6. С. 32-40.

11. Курбатова С.М. Формы коррупционного злоупотребления должностными полномочиями: сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции «Енисейские политико-правовые чтения». Ответственные редакторы Г.Л. Москалев, Е.А. Акунченко. 2019. С. 146-151.

12. Объявление о проведении общественных обсуждений / Официальный сайт Администрации Емельяновского района Красноярского края [Электронный ресурс] // http://krasemel.ru/news (дата обращения: 09.07.2020).

13. О регионе / Официальный сайт Союза «Центральная Сибирская торгово-промышленная палата» // https://krasnoyarsk.tpprf.ru/ru/region/

14. Проектировщики полигона промышленных отходов под Красноярском прокомментировали претензии экологов [Электронный ресурс] // https://ngs24.ru/news (дата обращения: 09.07.2020).

15. Тихомирова Л.А. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности: особенности и проблемы правового регулирования // СПС «КонсультантПлюс».

16. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.

17. Эколог намерен доказать в суде особую опасность строительства полигона промышленных отходов под Красноярском [Электронный ресурс] // https://newslab.ru/news (дата обращения 20.09.2020).

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo go-losovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

2. Federal'nyj zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya» (red. ot 07.04.2020) [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

3. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002. №7-FZ «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» (v red. ot 31.07.2020) [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

4. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 № 99-FZ (red. ot 18.02.2020) «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.03.2012 № 255 «O licenzirovanii deyatel'nosti po obezvrezhivaniyu i razmeshcheniyu othodov I-IV klassov opasnos-ti» [Elektronnyj resurs] / URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2002 g. № 1225-r «Ob ekologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.01.2018 № 84-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.09.2020).

8. Vlasov V.A., Vologdina YA.V., Lebedeva V.A. Zagryaznenie atmosfernogo vozduha kak odin iz osnovnyh faktorov riska dlya zdorov'ya grazhdan v gorode Krasnoyarske // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 7 (187). S. 86-89.

9. Vlasti Emel'yanovskogo rajona otkazalis' stroit' poligon promyshlennyh othodov [Elektronnyj resurs] // https://www.gornovosti.ru/news (data obrashcheniya:

09.07.2020).

10. Nanba S.B. Pereraspredelenie polnomochij: sootnoshenie federal'nogo i regional'nogo regulirovaniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2016. № 6. S. 32-40.

11. Kurbatova S.M. Formy korrupcionnogo zloupotrebleniya dolzhnostnymi polnomochiyami: sbornik nauchnyh statej po materialam XII Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Enisejskie politiko-pravovye chteniya». Otvetstvennye redaktory G.L. Moskalev, E. A. Akunchenko. 2019. S. 146-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ob"yavlenie o provedenii obshchestvennyh obsuzhdenij / Oficial'nyj sajt Administracii Emel'yanovskogo rajona Krasnoyarskogo kraya [Elek-tronnyj resurs] // http://krasemel.ru/news (data obrashcheniya: 09.07.2020).

13. O regione / Oficial'nyj sajt Soyuza «Central'naya Sibirskaya torgovo-promyshlennaya palata» // https://krasnoyarsk.tpprf.ru/ru/region/

14. Proektirovshchiki poligona promyshlennyh othodov pod Krasnoyarskom prokommentirovali pretenzii ekologov [Elektronnyj resurs] // https://ngs24.ru/news (data obrashcheniya: 09.07.2020).

15. Tihomirova L.A. Licenzirovanie deyatel'nosti po sboru, transportirovaniyu, obrabotke, utilizacii, obezvrezhivaniyu, razmeshcheniyu othodov I - IV klassov opasnosti: osobennosti i problemy pravovogo regulirovaniya // SPS «Konsul'tantPlyus».

16. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Kriterii effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma: obshcheteoreticheskij analiz // Obshchestvo i pravo. 2011. №4(36). S.43-47.

17. Ekolog nameren dokazat' v sude osobuyu opasnost stroitel'stva poligona promyshlennyh othodov pod Krasnoyarskom [Elektronnyj resurs] // https://newslab.ru/news (data obrashcheniya 20.09.2020).

1Курбатова С.М. Формы коррупционного злоупотребления должностными полномочиями: сборник научных статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции «Енисейские политико-правовые чтения». Ответственные редакторы Г.Л. Москалев, Е.А. Акунченко. 2019. С. 146-151.

2Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Общество и право. 2011. № 4 (36). С. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.