DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_28
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕСАХ ON SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISION MEASURES FOR WASTE MANAGEMENT IN FORESTS
КУЛИКОВА Ольга Валентиновна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: [email protected];
СОРОКИНА Юлия Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: [email protected];
KULIKOVA Olga Valentinovna,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.
410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: [email protected];
SOROKINA Yulia Viktorovna,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.
410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности правового режима обращения с отходами в лесах; утверждается, что вопросы, связанные с очисткой леса от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям и, соответственно, сфере действия лесного законодательства; предлагаются направления для дальнейшего совершенствования экологического законодательства по вопросу осуществления контрольно-надзорных мероприятий по обращению с отходами в лесах.
Abstract: The article examines the features of the legal regime of waste management in forests; it is argued that issues related to forest clearing from unauthorized disposal of production and consumption waste do not relate to sanitary and recreational activities and, accordingly, the scope of forest legislation; directions for further improvement of environmental legislation on the implementation of control and supervisory measures for waste management in forests are proposed.
Ключевые слова: лес, охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, твердые коммунальные отходы, контрольно-надзорные мероприятия.
Keywords: forest, protection of forests from pollution and other negative impacts, solid municipal waste, control and supervision activities.
Дата направления статьи в редакцию: 04.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
Лес - это экологическая система, в которой все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Лесные массивы характеризуются разнообразием естественных природных компонентов, позволяющих, в первую очередь лесной промышленности, а также медицине, пищевой промышленности, сельскому хозяйству и другим отраслям стремительно и эффективно развиваться, постоянно обновляя свой ресурсный потенциал. Любое воздействие на эту систему хозяйственной и иной деятельности влечет за собой необратимые последствия, разрушает ее. В связи с этим остро ставится вопрос о сохранении естественного потенциала лесов и глобальной проблемой на сегодняшний день остается отношение государства и общества к размещению отходов в лесах, которое необходимо кардинально менять путем совершенствования правового механизма реализации действующих норм.
В действующем Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) понятие «лес» не раскрывается, в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 года, в котором, хотя и не давалось определение леса, но в преамбуле было установлено, что «регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение» [1].
На текущий момент использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 ЛК).
Понятие «лесной фонд» также не раскрывается, просто происходит на законодательном уровне разделение земель лесного фонда на лесные земли и нелесные земли. Лесные земли - это земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). Нелесные земли - это земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) земли (ст. 6.1 ЛК РФ).
В соответствии с ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, причем осуществление данных мер законодатель возлагает на физических и юридических лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления [2].
Права по осуществлению организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации [3]. Помимо этого, в рамках региональной программы в области обращения с отходами, следует учитывать перечень мероприятий в данной сфере, среди которых называется «выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий».
Несанкционированные свалки в лесах, к сожалению, стали значительной проблей в последние годы и их ликвидация не может сводиться только к очистке лесных участков от мусора. Процесс предполагает, помимо этого, транспортировку коммунальных отходов, их обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение.
Важным является вопрос о содержании понятия санитарная безопасность в лесах, уход за лесами, о тех мероприятиях, которые на сегодняшний день законодатель включает в перечень санитарно-оздоровительных мер.
Основываясь на положениях ЛК РФ, правилах санитарной безопасности в лесах [4] (далее - Правила), перечень мер санитарной безопасности в лесах содержит следующие мероприятия: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Кроме того, Правилами установлен запрет загрязнения лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии с пунктом 45 Правил «очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами».
Правовое регулирование вопросов ухода за лесами осуществляется путем закрепления понятия и содержания мероприятий в данной сфере в ЛК РФ и правилах ухода за лесами [5]. Так, перечень мер по уходу за лесами содержит следующие мероприятия: рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; обновление лесных насаждений; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами: иные меры ухода за лесами.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что вопросы, связанные с очисткой леса от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям и, соответственно, сфере действия лесного законодательства.
Одной из действенных мер в решении вопроса о пресечении эколого- вредной деятельности в лесах является своевременное осуществление контрольно-надзорных мероприятий.
Порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) [6], лесного контроля (надзора) [7] детально урегулирован действующим законодательством. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) квалифицируют обнаруженное на землях лесного фонда нарушение в одних случаях в точном соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства, в других -без такового. Так, должностное лицо Росприроднадзора привлекло АО «Черногорское» к ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» с
назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований об отмене постановления. Вышестоящий суд указал, что на площадке Черногорского лицензионного участка № 5, находящейся на территории земель в составе земель лесного фонда, расположен шламовый амбар, являющийся объектом размещения опасных отходов. Поскольку юридическое лицо не проводило мониторинг данного объекта в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля, суд установил объективную сторону правонарушения по ст. 8.2 КоАП и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения [8].
Эффективность деятельности должностных лиц указанных органов в целом ряде случаев можно поставить под сомнение ввиду того, что суды первой инстанции или вышестоящие суды отменяют постановления о привлечении должностных и юридических лиц, если их действия совершаются в установленных законом пределах. Так, должностное лицо Росприроднадзора привлекло нефтяную акционерную компанию «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд первой инстанции решил отказать в удовлетворении жалобы юридического лица. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение. Было установлено, что отходы производства (отходы бурения), образованные в процессе обустройства скважин, захоронены в шламовом амбаре, находящемся на лесном участке. Суд указал, что размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов. По причине отсутствия объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП, постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности было признано незаконным [9].
К административной ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» было привлечено ООО «Спецтранс». Суд первой инстанции признал постановление о привлечении к ответственности незаконным. Вышестоящий суд установил, что спорный участок лесного фонда используется Обществом в соответствии с договором аренды по целевому назначению - рекультивация отработанного песчаного карьера. Использование отходов для восстановления нарушенных земель соответствует проекту рекультивации и не составляет административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу без удовлетворения [10].
Должностное лицо государственного органа экологического надзора субъекта Российской Федерации признало ООО «СевЛесПил» виновным по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Суд первой инстанции оставил жалобу юридического лица без рассмотрения. Суд вышестоящей инстанции пришел к выводу, что на территории ООО «СевЛесПил» размещены отходы лесопиления. Апелляционный суд не усмотрел в рассматриваемой ситуации нарушения законодательства, указав, что размещение (складирование) отходов лесопиления произведено в соответствии проектом освоения лесов [11].
Возможность осуществления общественного контроля в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе лесного, закрепляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [12].
В то же время достаточно сложным для практической реализации остается вопрос о деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды [13]. Так, законодатель предоставляет им, в частности, право фиксировать правонарушения, направлять соответствующие материалы с признаками административного правонарушения в органы государственного надзора. Осуществление предоставленных полномочий призвано способствовать действенному взаимодействию, оказанию содействия органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [14], Федеральному агентству лесного хозяйства [15], иным контрольно-надзорным органам.
Лица, наделенные вышеперечисленными полномочиями, фиксируют в качестве правонарушения также размещение отходов самого лесного хозяйства на полигонах ТБО и в других, не предназначенных для этих целей местах.
Переработка древесины и иных лесных ресурсов допускается лесным и земельным законодательством и представляет собой производство лесоматериалов и иной продукции такой переработки. В этих целях, как правило, на нелесных землях формируется лесоперерабатывающая инфраструктура, а при отсутствии на лесном участке таких земель используются участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения [16].
Размещение отходов лесного и сельского хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевых и растительных отходов, несанкционированное со стороны специально уполномоченных на то органов, на полигонах коммунальных и промышленных отходов существенно увеличивает экологическую и санитарно-эпидемиологическую опасность территорий в зоне расположения данных объектов. Такая проблема возникает по причине выделения в различные компоненты окружающей среды токсичных соединений и парниковых газов вследствие неконтролируемых аэробных и анаэробных процессов при биологическом разложении органических веществ. Подземные водные объекты и почвы «обогащаются» патогенной микрофлорой, органическими, азотосодержащими веществами и тяжелыми металлами.
Доля утилизации и обезвреживания отходов лесного и сельского хозяйства в России составляет порядка 85,4% общего количества их образования в данной отрасли, что показательно иллюстрирует достаточно качественный уровень, тогда как при эксплуатации объектов обеспечения электрической энергией, газом и паром утилизируется и обезвреживается только 9% образованных отходов. В целом для обрабатывающих производств этот показатель равен примерно 54% [17].
В настоящее время на лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины. Такие отходы, в частности, стружка, древесные опилки, шлифовальная пыль в растениеводстве применяются как добавка к удобрениям для разрыхления почв, в животноводстве - как подстилка для сельскохозяйственных животных. Кроме того, отходы лесопромышленного комплекса служат основой гидролизного производства, производства канифоли, технологической щепы и древесной массы, изготовления строительных и мебельных плит, при производстве активированного угля и взрывчатых веществ, в качестве сырья, добавок для нужд фармакологии, производства мыла и парфюмерной продукции, в производстве дубильных веществ для кожевенной промышленности, в качестве блоков прессованного топлива, а также при производстве различных бетонов на основе древесных заполнителей.
Древесные отходы, не подлежащие вторичной переработке, необходимо утилизировать в соответствии с действующим законодательством. В данный момент не принято соответствующего нормативного акта, хотя Правительство РФ уже несколько лет ставит этот вопрос на повестку дня. В очередной раз его принятие перенесено на 2022 год по следующим причинам. Во-первых, это экологическая составляющая - требуется создать и запустить современную эффективную и рациональную систему утилизации или переработки древесных отходов. Во-вторых, это экономическая составляющая - субъектам экономической деятельности на рынке деревообработки необходимо предоставить время для сбора средств на внедрение такой системы и учета предстоящих расходов при планировании хозяйственной и финансовой деятельности на ближайший период.
На уровне законопроекта предлагается несколько способов утилизации отходов, полученных в результате производственной деятельности, применять нельзя будет только такие способы как захоронение и сжигание. В результате все остатки древесного происхождения, включая деревянные поддоны, должны будут попасть обратно в хозяйственный цикл и превратиться в удобрения, древесно-стружечные плиты, компоненты для иных изделий. Правильная организация безотходного производства или утилизации древесных отходов позволит лесопромышленным корпорациям и небольшим российским компаниям не только повысить уровень доходов, но и принять прямое участие в деятельности по сохранению национального лесного богатства.
По итогам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в законодательстве немаловажным является закрепление положений о необходимости развития эколого-ориентированного отношения к лесам, в том числе и в сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, в частности, к полномочиям органов местногосамоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами законодатель относит «организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [3].
Во-вторых, особое внимание необходимо уделять вопросам формирования экологической культуры несовершеннолетних, признавая необходимость развития у них общественно значимой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [18].
В-третьих, судебная практика, формирующаяся в сфере обращения с отходами производства и потребления на землях лесного фонда, отличается разнообразием правовых позиций. Для привлечения виновных лиц к ответственности по ст. 8.2 КоАП, необходимо установить несоблюдение требований законодательства, соблюдение которых является обязанностью привлекаемых лиц. Суды отменяют постановления о привлечении должностных и юридических лиц, если их действия соверша-
ются в установленных законом пределах.
Библиография:
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (утр. силу) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
3. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ред. от 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
4. Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
5. Об утверждении Правил ухода за лесами [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.07.2020 № 534 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
6. О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
7. О федеральном государственном лесном контроле (надзоре) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1098 -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
8. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу № А75-1192/2013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
9. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу № А75-1192/2013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
10. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 № 13АП-6296/2015 по делу № А56-74077/20142013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
11. Решение Верховного суда Республики Коми от 20.09.2017 по делу № 12-363/2017 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
12. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ред. от 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
13. Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
14. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, редакция от 31.05.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
15. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, редакция от 09.04.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
16. Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 28.07.2020 № 495 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.12.2021).
17. Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Рф от 25.01.2018 № 84-р - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).
18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ред. от 11.06.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).
References (transliterated):
1. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.01.1997 № 22-FZ (red. ot 24.07.2007) (utr. silu) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 02.07.2021) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya
26.09.2021).
3. Ob othodah proizvodstva i potrebleniya [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ, red. ot 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
4. Ob utverzhdenii Pravil sanitarnoj bezopasnosti v lesah [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.12.2020 № 2047 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
5. Ob utverzhdenii Pravil uhoda za lesami [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2020 № 534 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
6. O federal'nom gosudarstvennom ekologicheskom kontrole (nadzore) [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2021 № 1096 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
7. O federal'nom gosudarstvennom lesnom kontrole (nadzore) [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2021 № 1098 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
8. Postanovlenie Vos'mogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24.07.2013 po delu № A75-1192/2013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
9. Postanovlenie Vos'mogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24.07.2013 po delu № A75-1192/2013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
10. Postanovlenie Trinadcatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 09.06.2015 № 13AP-6296/2015 po delu № A56-74077/20142013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
11. Reshenie Verhovnogo suda Respubliki Komi ot 20.09.2017 po delu № 12-363/2017 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
12. Ob ohrane okruzhayushchej sredy [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ, red. ot 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
13. Ob utverzhdenii poryadka organizacii deyatel'nosti obshchestvennyh inspektorov po ohrane okruzhayushchej sredy [Elektronnyj resurs]: prikaz Minprirody Rossii ot 12.07.2017 № 403 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
14. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2004 № 400, redakciya ot 31.05.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
15. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'nom agentstve lesnogo hozyajstva [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.09.2010 № 736, redakciya ot 09.04.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).
16. Ob utverzhdenii Pravil ispol'zovaniya lesov dlya pererabotki drevesiny i inyh lesnyh resursov [Elektronnyj resurs]: prikaz Minprirody Rossii ot 28.07.2020 № 495 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 02.12.2021).
17. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva rF ot 25.01.2018 № 84-r - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).
18. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ, red. ot 11.06.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).