Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕСАХ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕСАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕС / ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ИНОГО НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Ольга Валентиновна, Сорокина Юлия Викторовна

В статье рассматриваются особенности правового режима обращения с отходами в лесах; утверждается, что вопросы, связанные с очисткой леса от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям и, соответственно, сфере действия лесного законодательства; предлагаются направления для дальнейшего совершенствования экологического законодательства по вопросу осуществления контрольно-надзорных мероприятий по обращению с отходами в лесах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISORY MEASURES FOR WASTE MANAGEMENT IN FORESTS

The article examines the features of the legal regime of waste management in forests; it is argued that issues related to forest clearing from unauthorized disposal of production and consumption waste do not relate to sanitary and recreational activities and, accordingly, the scope of forest legislation; directions for further improvement of environmental legislation on the implementation of control and supervisory measures for waste management in forests are proposed.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕСАХ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_28

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕСАХ ON SOME PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISION MEASURES FOR WASTE MANAGEMENT IN FORESTS

КУЛИКОВА Ольга Валентиновна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: [email protected];

СОРОКИНА Юлия Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: [email protected];

KULIKOVA Olga Valentinovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.

410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: [email protected];

SOROKINA Yulia Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.

410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности правового режима обращения с отходами в лесах; утверждается, что вопросы, связанные с очисткой леса от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям и, соответственно, сфере действия лесного законодательства; предлагаются направления для дальнейшего совершенствования экологического законодательства по вопросу осуществления контрольно-надзорных мероприятий по обращению с отходами в лесах.

Abstract: The article examines the features of the legal regime of waste management in forests; it is argued that issues related to forest clearing from unauthorized disposal of production and consumption waste do not relate to sanitary and recreational activities and, accordingly, the scope of forest legislation; directions for further improvement of environmental legislation on the implementation of control and supervisory measures for waste management in forests are proposed.

Ключевые слова: лес, охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, твердые коммунальные отходы, контрольно-надзорные мероприятия.

Keywords: forest, protection of forests from pollution and other negative impacts, solid municipal waste, control and supervision activities.

Дата направления статьи в редакцию: 04.12.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Лес - это экологическая система, в которой все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Лесные массивы характеризуются разнообразием естественных природных компонентов, позволяющих, в первую очередь лесной промышленности, а также медицине, пищевой промышленности, сельскому хозяйству и другим отраслям стремительно и эффективно развиваться, постоянно обновляя свой ресурсный потенциал. Любое воздействие на эту систему хозяйственной и иной деятельности влечет за собой необратимые последствия, разрушает ее. В связи с этим остро ставится вопрос о сохранении естественного потенциала лесов и глобальной проблемой на сегодняшний день остается отношение государства и общества к размещению отходов в лесах, которое необходимо кардинально менять путем совершенствования правового механизма реализации действующих норм.

В действующем Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) понятие «лес» не раскрывается, в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 года, в котором, хотя и не давалось определение леса, но в преамбуле было установлено, что «регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение» [1].

На текущий момент использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 ЛК).

Понятие «лесной фонд» также не раскрывается, просто происходит на законодательном уровне разделение земель лесного фонда на лесные земли и нелесные земли. Лесные земли - это земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). Нелесные земли - это земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) земли (ст. 6.1 ЛК РФ).

В соответствии с ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, причем осуществление данных мер законодатель возлагает на физических и юридических лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления [2].

Права по осуществлению организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации [3]. Помимо этого, в рамках региональной программы в области обращения с отходами, следует учитывать перечень мероприятий в данной сфере, среди которых называется «выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий».

Несанкционированные свалки в лесах, к сожалению, стали значительной проблей в последние годы и их ликвидация не может сводиться только к очистке лесных участков от мусора. Процесс предполагает, помимо этого, транспортировку коммунальных отходов, их обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение.

Важным является вопрос о содержании понятия санитарная безопасность в лесах, уход за лесами, о тех мероприятиях, которые на сегодняшний день законодатель включает в перечень санитарно-оздоровительных мер.

Основываясь на положениях ЛК РФ, правилах санитарной безопасности в лесах [4] (далее - Правила), перечень мер санитарной безопасности в лесах содержит следующие мероприятия: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Кроме того, Правилами установлен запрет загрязнения лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

В соответствии с пунктом 45 Правил «очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами».

Правовое регулирование вопросов ухода за лесами осуществляется путем закрепления понятия и содержания мероприятий в данной сфере в ЛК РФ и правилах ухода за лесами [5]. Так, перечень мер по уходу за лесами содержит следующие мероприятия: рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями; агролесомелиоративные мероприятия; обновление лесных насаждений; уход за лесовозобновлением, подростом и другими ценными компонентами насаждений (объектами ухода); рекреационно-ландшафтный уход за лесами: иные меры ухода за лесами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что вопросы, связанные с очисткой леса от несанкционированного размещения отходов производства и потребления, не относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям и, соответственно, сфере действия лесного законодательства.

Одной из действенных мер в решении вопроса о пресечении эколого- вредной деятельности в лесах является своевременное осуществление контрольно-надзорных мероприятий.

Порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) [6], лесного контроля (надзора) [7] детально урегулирован действующим законодательством. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) квалифицируют обнаруженное на землях лесного фонда нарушение в одних случаях в точном соответствии с требованиями лесного и земельного законодательства, в других -без такового. Так, должностное лицо Росприроднадзора привлекло АО «Черногорское» к ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» с

назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований об отмене постановления. Вышестоящий суд указал, что на площадке Черногорского лицензионного участка № 5, находящейся на территории земель в составе земель лесного фонда, расположен шламовый амбар, являющийся объектом размещения опасных отходов. Поскольку юридическое лицо не проводило мониторинг данного объекта в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля, суд установил объективную сторону правонарушения по ст. 8.2 КоАП и оставил апелляционную жалобу без удовлетворения [8].

Эффективность деятельности должностных лиц указанных органов в целом ряде случаев можно поставить под сомнение ввиду того, что суды первой инстанции или вышестоящие суды отменяют постановления о привлечении должностных и юридических лиц, если их действия совершаются в установленных законом пределах. Так, должностное лицо Росприроднадзора привлекло нефтяную акционерную компанию «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Суд первой инстанции решил отказать в удовлетворении жалобы юридического лица. Суд апелляционной инстанции отменил данное решение. Было установлено, что отходы производства (отходы бурения), образованные в процессе обустройства скважин, захоронены в шламовом амбаре, находящемся на лесном участке. Суд указал, что размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов. По причине отсутствия объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП, постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности было признано незаконным [9].

К административной ответственности по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» было привлечено ООО «Спецтранс». Суд первой инстанции признал постановление о привлечении к ответственности незаконным. Вышестоящий суд установил, что спорный участок лесного фонда используется Обществом в соответствии с договором аренды по целевому назначению - рекультивация отработанного песчаного карьера. Использование отходов для восстановления нарушенных земель соответствует проекту рекультивации и не составляет административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции оставил апелляционную жалобу без удовлетворения [10].

Должностное лицо государственного органа экологического надзора субъекта Российской Федерации признало ООО «СевЛесПил» виновным по ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Суд первой инстанции оставил жалобу юридического лица без рассмотрения. Суд вышестоящей инстанции пришел к выводу, что на территории ООО «СевЛесПил» размещены отходы лесопиления. Апелляционный суд не усмотрел в рассматриваемой ситуации нарушения законодательства, указав, что размещение (складирование) отходов лесопиления произведено в соответствии проектом освоения лесов [11].

Возможность осуществления общественного контроля в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе лесного, закрепляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [12].

В то же время достаточно сложным для практической реализации остается вопрос о деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды [13]. Так, законодатель предоставляет им, в частности, право фиксировать правонарушения, направлять соответствующие материалы с признаками административного правонарушения в органы государственного надзора. Осуществление предоставленных полномочий призвано способствовать действенному взаимодействию, оказанию содействия органам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [14], Федеральному агентству лесного хозяйства [15], иным контрольно-надзорным органам.

Лица, наделенные вышеперечисленными полномочиями, фиксируют в качестве правонарушения также размещение отходов самого лесного хозяйства на полигонах ТБО и в других, не предназначенных для этих целей местах.

Переработка древесины и иных лесных ресурсов допускается лесным и земельным законодательством и представляет собой производство лесоматериалов и иной продукции такой переработки. В этих целях, как правило, на нелесных землях формируется лесоперерабатывающая инфраструктура, а при отсутствии на лесном участке таких земель используются участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения [16].

Размещение отходов лесного и сельского хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевых и растительных отходов, несанкционированное со стороны специально уполномоченных на то органов, на полигонах коммунальных и промышленных отходов существенно увеличивает экологическую и санитарно-эпидемиологическую опасность территорий в зоне расположения данных объектов. Такая проблема возникает по причине выделения в различные компоненты окружающей среды токсичных соединений и парниковых газов вследствие неконтролируемых аэробных и анаэробных процессов при биологическом разложении органических веществ. Подземные водные объекты и почвы «обогащаются» патогенной микрофлорой, органическими, азотосодержащими веществами и тяжелыми металлами.

Доля утилизации и обезвреживания отходов лесного и сельского хозяйства в России составляет порядка 85,4% общего количества их образования в данной отрасли, что показательно иллюстрирует достаточно качественный уровень, тогда как при эксплуатации объектов обеспечения электрической энергией, газом и паром утилизируется и обезвреживается только 9% образованных отходов. В целом для обрабатывающих производств этот показатель равен примерно 54% [17].

В настоящее время на лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины. Такие отходы, в частности, стружка, древесные опилки, шлифовальная пыль в растениеводстве применяются как добавка к удобрениям для разрыхления почв, в животноводстве - как подстилка для сельскохозяйственных животных. Кроме того, отходы лесопромышленного комплекса служат основой гидролизного производства, производства канифоли, технологической щепы и древесной массы, изготовления строительных и мебельных плит, при производстве активированного угля и взрывчатых веществ, в качестве сырья, добавок для нужд фармакологии, производства мыла и парфюмерной продукции, в производстве дубильных веществ для кожевенной промышленности, в качестве блоков прессованного топлива, а также при производстве различных бетонов на основе древесных заполнителей.

Древесные отходы, не подлежащие вторичной переработке, необходимо утилизировать в соответствии с действующим законодательством. В данный момент не принято соответствующего нормативного акта, хотя Правительство РФ уже несколько лет ставит этот вопрос на повестку дня. В очередной раз его принятие перенесено на 2022 год по следующим причинам. Во-первых, это экологическая составляющая - требуется создать и запустить современную эффективную и рациональную систему утилизации или переработки древесных отходов. Во-вторых, это экономическая составляющая - субъектам экономической деятельности на рынке деревообработки необходимо предоставить время для сбора средств на внедрение такой системы и учета предстоящих расходов при планировании хозяйственной и финансовой деятельности на ближайший период.

На уровне законопроекта предлагается несколько способов утилизации отходов, полученных в результате производственной деятельности, применять нельзя будет только такие способы как захоронение и сжигание. В результате все остатки древесного происхождения, включая деревянные поддоны, должны будут попасть обратно в хозяйственный цикл и превратиться в удобрения, древесно-стружечные плиты, компоненты для иных изделий. Правильная организация безотходного производства или утилизации древесных отходов позволит лесопромышленным корпорациям и небольшим российским компаниям не только повысить уровень доходов, но и принять прямое участие в деятельности по сохранению национального лесного богатства.

По итогам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в законодательстве немаловажным является закрепление положений о необходимости развития эколого-ориентированного отношения к лесам, в том числе и в сфере обращения с отходами производства и потребления. Так, в частности, к полномочиям органов местногосамоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами законодатель относит «организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [3].

Во-вторых, особое внимание необходимо уделять вопросам формирования экологической культуры несовершеннолетних, признавая необходимость развития у них общественно значимой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [18].

В-третьих, судебная практика, формирующаяся в сфере обращения с отходами производства и потребления на землях лесного фонда, отличается разнообразием правовых позиций. Для привлечения виновных лиц к ответственности по ст. 8.2 КоАП, необходимо установить несоблюдение требований законодательства, соблюдение которых является обязанностью привлекаемых лиц. Суды отменяют постановления о привлечении должностных и юридических лиц, если их действия соверша-

ются в установленных законом пределах.

Библиография:

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (утр. силу) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

3. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ред. от 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

4. Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

5. Об утверждении Правил ухода за лесами [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.07.2020 № 534 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

6. О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

7. О федеральном государственном лесном контроле (надзоре) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1098 -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

8. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу № А75-1192/2013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

9. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 по делу № А75-1192/2013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

10. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 № 13АП-6296/2015 по делу № А56-74077/20142013 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

11. Решение Верховного суда Республики Коми от 20.09.2017 по делу № 12-363/2017 [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

12. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ред. от 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

13. Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

14. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, редакция от 31.05.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

15. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, редакция от 09.04.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

16. Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 28.07.2020 № 495 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.12.2021).

17. Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Рф от 25.01.2018 № 84-р - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.11.2021).

18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ред. от 11.06.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.09.2021).

References (transliterated):

1. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.01.1997 № 22-FZ (red. ot 24.07.2007) (utr. silu) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 02.07.2021) [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya

26.09.2021).

3. Ob othodah proizvodstva i potrebleniya [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 24.06.1998 № 89-FZ, red. ot 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

4. Ob utverzhdenii Pravil sanitarnoj bezopasnosti v lesah [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 09.12.2020 № 2047 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

5. Ob utverzhdenii Pravil uhoda za lesami [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2020 № 534 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

6. O federal'nom gosudarstvennom ekologicheskom kontrole (nadzore) [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2021 № 1096 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

7. O federal'nom gosudarstvennom lesnom kontrole (nadzore) [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2021 № 1098 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

8. Postanovlenie Vos'mogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24.07.2013 po delu № A75-1192/2013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

9. Postanovlenie Vos'mogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 24.07.2013 po delu № A75-1192/2013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

10. Postanovlenie Trinadcatogo arbitrazhnogo apellyacionnogo suda ot 09.06.2015 № 13AP-6296/2015 po delu № A56-74077/20142013 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

11. Reshenie Verhovnogo suda Respubliki Komi ot 20.09.2017 po delu № 12-363/2017 [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

12. Ob ohrane okruzhayushchej sredy [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ, red. ot 02.07.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

13. Ob utverzhdenii poryadka organizacii deyatel'nosti obshchestvennyh inspektorov po ohrane okruzhayushchej sredy [Elektronnyj resurs]: prikaz Minprirody Rossii ot 12.07.2017 № 403 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

14. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2004 № 400, redakciya ot 31.05.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

15. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'nom agentstve lesnogo hozyajstva [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.09.2010 № 736, redakciya ot 09.04.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

16. Ob utverzhdenii Pravil ispol'zovaniya lesov dlya pererabotki drevesiny i inyh lesnyh resursov [Elektronnyj resurs]: prikaz Minprirody Rossii ot 28.07.2020 № 495 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 02.12.2021).

17. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva rF ot 25.01.2018 № 84-r - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.11.2021).

18. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 124-FZ, red. ot 11.06.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 26.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.