Научная статья на тему 'Некоммерческий сектор региона как характеристика уровня развития гражданской активности (на примере Ярославской обл. )'

Некоммерческий сектор региона как характеристика уровня развития гражданской активности (на примере Ярославской обл. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / PUBLIC ASSOCIATIONS / CIVIC ENGAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Елена Александровна

В статье приводится описание результатов исследования, направленного на анализ численного и качественного состава некоммерческого сектора Ярославской обл. с разбивкой по муниципальным образованиям. В рамках исследования численный и качественный состав некоммерческих организаций и общественных объединений региона воспринимается как показатель уровня развития гражданской активности населения региона и в то же время как механизм активизации гражданского участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NON-PROFIT SECTOR IN A REGION AS A CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF CIVIC ENGAGEMENT (on the example of Yaroslavl’ region)

The article describes the results of research aimed at the analysis of quantitative and qualitative composition of the non-profit sector of the Yaroslavl region. In the study, qualitative and quantitative composition of the non-profit organizations and public associations in the region is considered as an indicator of the level of civic engagement of the region's population and at the same time as the activation mechanism of civil participation.

Текст научной работы на тему «Некоммерческий сектор региона как характеристика уровня развития гражданской активности (на примере Ярославской обл. )»

УДК 321

ИСАЕВА Елена Александровна — к.ю.н., доцент кафедры социального и семейного законодательства Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, 14; elenia2000@mail.ru)

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР РЕГИОНА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ (на примере Ярославской обл.)

Аннотация. В статье приводится описание результатов исследования, направленного на анализ численного и качественного состава некоммерческого сектора Ярославской обл. с разбивкой по муниципальным образованиям. В рамках исследования численный и качественный состав некоммерческих организаций и общественных объединений региона воспринимается как показатель уровня развития гражданской активности населения региона и в то же время - как механизм активизации гражданского участия. Ключевые слова: некоммерческие организации, общественные объединения, гражданская активность

На территории Ярославской обл. созданы и успешно действуют различные некоммерческие организации (НКО) и общественные объединения, которые не только приносят ощутимую пользу различным слоям населения, но и способствуют развитию гражданской активности и, соответственно, гражданского общества в регионе. Конструктивная деятельность объединений граждан способна снизить остроту социальной напряженности и поддержать эффективное функционирование политической системы [Головин 2012: 37]. Установить точное число некоммерческих организаций и общественных объединений, действующих на территории региона, не всегда возможно, поскольку многие общественные объединения создаются и действуют без государственной регистрации в качестве юридического лица. (Отметим, что данное право предоставлено им Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».)

Поэтому при оценке развития некоммерческого сектора в регионе следует исходить из официальных данных по учету зарегистрированных некоммерческих организаций. Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области ведет учет зарегистрированных НКО, включая сведения о них в свой ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, который размещен для всеобщего ознакомления на информационном портале Минюста России1.

Согласно данным указанного реестра, по состоянию на 01.06.2015 на территории Ярославской обл. зарегистрированы 2 198 некоммерческих организаций. Для надлежащей оценки активности граждан по созданию в регионе некоммерческих организаций и общественных объединений сравним общее число зарегистрированных НКО в Ярославской обл. с аналогичными показателями в других регионах, например граничащих с ней (см. табл. 1).

Исходя из анализа имеющихся данных, Ярославская обл. с показателем 2 198 НКО занимает почетное 3-е место в рейтинге регионов-соседей по числу зарегистрированных некоммерческих организаций, уступая только Московской (14 636) и Тверской (2 490) обл. Данный факт свидетельствует о достаточно

1 http://unro.minjust.ru

Таблица 1

Сведения о числе зарегистрированных НКО в субъектах РФ, граничащих с Ярославской обл.

Наименование субъекта РФ Примерная площадь территории субъекта РФ на 01.01.2014, тыс. кв. км Примерная численность постоянного населения на 01.01.2015, тыс. чел. Число зарегистрированных НКО на 01.06.2015

Московская область 44, 3 7236, 6 14 636

Тверская область 84, 2 1315, 4 2490

Ярославская область 36, 2 1272, 2 2198

Вологодская область 144, 5 1198, 5 1930

Владимирская область 29, 1 1405, 7 1711

Ивановская область 21, 4 1037, 1 1350

Костромская область 60, 2 654, 2 1004

активной гражданской позиции населения Ярославской обл. и развитии некоммерческого сектора в целом.

Однако, проведя анализ числа зарегистрированных некоммерческих организаций в муниципальных районах и их районных центрах, можно с уверенностью сказать, что активность некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований Ярославской обл. не одинакова (см. табл. 2). Так, лидерами по данной позиции являются г. Ярославль и Ярославский муниципальный район (63,3% общего числа зарегистрированных НКО в регионе), г. Рыбинск и Рыбинский муниципальный район (13,5%) и г. Переславль-Залесский и Переславский муниципальный район (5,4%). Конечно, в первую очередь это обусловлено тем, что г. Ярославль является центром Ярославской обл., его население (с учетом района) составляет более 46% общей численности населения региона, т.е. практически половину. Аналогична ситуация и с г. Рыбинском, поскольку он является вторым после Ярославля крупным городом в области, население которого (вместе с численностью населения района) составляет примерно 17% общей численности населения региона. Третий лидер — г. Переславль-Залесский и Переславский муниципальный район — имеет сравнительно небольшую численность населения (примерно 4,3% общей численности населения региона), но Переславль-Залесский входит в основной состав Золотого кольца России. Что касается других районов региона, то число зарегистрированных НКО в них незначительно: в 6 муниципальных районах, включая их райцентры, зарегистрировано от 4,4% до 1% НКО в каждом (Ростовский, Тутаевский, Угличский, Некрасовский, Даниловский и Борисоглебский); в 8 муниципальных районах, включая их райцентры, зарегистрировано менее 1% НКО в каждом (Большесельский, Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Первомайский и Пошехонский).

Кроме того, при изучении данных о числе зарегистрированных НКО в муниципальных районах и отдельно в их центрах установлено, что в 10 административных районах области (Большесельский, Борисоглебский, Гаврилов-Ямский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Первомайский, Пошехонский, Ростовский) число НКО выше, чем в их райцентрах (или равно ему), а в 7 районах (Брейтовский, Даниловский, Переславский, Рыбинский, Ярославский, Угличский, Тутаевский) — ниже.

Однако большое или небольшое число зарегистрированных НКО не может однозначно свидетельствовать об активности или пассивности граждан и самого

сектора некоммерческих организаций в вышеперечисленных муниципальных образованиях, поскольку для их оценки необходимо изучить непосредственно состав и характер деятельности зарегистрированных НКО, период их создания и т.п.

Таблица 2

Сведения о числе зарегистрированных НКО в муниципальных образованиях

Ярославской обл.

№ п/п Наименование муниципального района Число зарегистрированных НКО в районе Наименование районного центра Число зарегистрированных НКО в райцентре Общее число НКО в районе и райцентре Доля от общего числа НКО в регионе (примерная), %

1 Большесельский 7 с. Большое Село 1 8 0,3

2 Борисоглебский 12 р.п. Борисоглебский 12 24 1,1

3 Брейтовский 5 с. Брейтово 6 11 0,5

4 Гаврилов-Ямский 10 г. Гаврилов-Ям 5 15 0,7

5 Даниловский 8 г. Данилов 14 22 1,0

6 Любимский 6 г. Любим 1 7 0,2

7 Мышкинский 11 г. Мышкин 1 12 0,5

8 Некоузский 12 с. Новый Некоуз 4 16 0,7

9 Некрасовский 24 р.п. Некрасовское 12 36 1,6

10 Первомайский 7 р.п. Пречистое 6 13 0,6

11 Переславский 57 г. Переславль-Залесский 61 118 5,4

12 Пошехонский 7 г. Пошехонье 1 8 0,3

13 Ростовский 49 г. Ростов 45 94 4,4

14 Рыбинский 31 г. Рыбинск 264 295 13,5

15 Тутаевский 17 г. Тутаев 47 64 2,9

16 Угличский 20 г. Углич 46 66 3,0

17 Ярославский 73 г. Ярославль 1316 1389 63,3

В рамках исследования было установлено, что в последние годы (2011—2015) имеется устойчивая положительная динамика создания и регистрации НКО на территории Ярославской обл. (рост более чем в 2,5 раза по сравнению с периодом 1990—2002 гг.) [Соколов, Исаева 2012: 336; Исаева 2014: 69]. Проведя анализ сведений о характере деятельности НКО на территории Ярославской обл., можно

сделать вывод, что за период с 2011 г. по 01.06.2015 г. на территории Ярославской обл. были зарегистрированы 681 НКО. Из них почти 24% (160 НКО) составляют спортивные организации (региональные и местные спортивные федерации, спортивные клубы, иные физкультурно-спортивные организации); около 10% (70 НКО) — образовательные организации; около 9,5% (65 НКО) — организации социальной направленности, по развитию гражданского общества, развитию территорий; почти 8% (54 НКО) — региональные отделения политических партий; примерно 7,2% (49 НКО) — объединения по ремеслу, профессии и интересам; около 6,3% (43 НКО) — благотворительные организации; почти 5% (34 НКО) — религиозные и правозащитные организации, объединения юридической направленности; примерно 3,6% (25 НКО) — детские и молодежные организации, организации по поддержке семьи и детей, а также объединения предпринимателей; менее 3% — организации культурной направленности, в т.ч. музеи и театры, объединения ветеранов (пенсионеров), казачьи общества, профсоюзы, организации исторической, археологической, краеведческой и экологической направленности, общества охраны природы и т.д.

Данный анализ показывает, что некоммерческий сектор в Ярославской обл. развивается достаточно хорошо, во многих муниципальных образованиях Ярославской обл. осуществляют деятельность разнообразные некоммерческие организации [Соколов, Исаева 2015: 115]. Однако в данном случае речь идет, конечно, о наиболее развитых городах области — Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском.

К сожалению, в Ярославской обл. существуют муниципальные образования, на территории которых некоммерческий сектор практически не развит. Одной из проблем, тормозящей процесс создания и эффективной работы некоммерческих организаций, является неполнота базы правовой информации, которой обладают некоммерческие организации. Причиной в немалой степени служит отсутствие у некоммерческих организаций штатного юриста, а также нужной техники и возможностей (например, у некоторых НКО из средств связи и коммуникаций есть только стационарный телефон и/или факс, отсутствует доступ к сети Интернет). Другой, но первой по значимости проблемой можно назвать недостаток финансовых средств, затрудняющий не только реализацию многих инициатив некоммерческих организаций, особенно массовых, но и элементарный рабочий процесс (отсутствие средств для оплаты аренды офиса, электроэнергии, услуг бухгалтера и т.д.). Третья проблема — неэффективное построение и организация деятельности, недостаточная общественная активность, неверие в свои силы.

Представляется, что для активизации процесса создания и деятельности НКО в муниципальных образованиях органам местного самоуправления и местным общественным палатам необходимо проводить постоянную разъяснительную и просветительскую работу среди населения и представителей некоммерческих организаций. Удобной организационной формой такой работы могут быть различные совещания и круглые столы, в т.ч. постоянно действующие, участниками которых выступают представители соответствующих органов и всех некоммерческих организаций муниципального образования. Кроме того, неплохие результаты может принести демонстрация успешной практики в области развития сектора НКО в других муниципальных образованиях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №16-03-00394а «Управление гражданской активностью на региональном уровне: инструменты и результаты (на примере Ярославской области)».

Список литературы

Головин Ю.А. 2012. Защита политической системы Российской Федерации: теоретические и прикладные аспекты проблемы. — Национальная безопасность / nota bene. № 3. С. 37-45.

Исаева Е.А. 2014. Развитие некоммерческого сектора Ярославской области в 2013 г. - Власть. № 7. С. 69-73.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2012. Формирование некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации (на примере Ярославской области). — Гуманитарные и социальные науки. № 2. C. 334-341.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2015. Гражданское общество в региональном измерении. — Власть. № 1. С. 113-117.

ISAEVA Elena Aleksandrovna, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor of the Chair of Social and Family Law, Yaroslavl Demidov State University (14 Sovetskaya St, Yaroslavl, Russia, 150000; Elenia2000@mail.ru)

THE NON-PROFIT SECTOR IN A REGION AS A CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF CIVIC ENGAGEMENT (on the example of Yaroslavl' region)

Abstract. The article describes the results of the research aimed at the analysis of quantitative and qualitative composition of the non-profit sector of the Yaroslavl region. In the study, qualitative and quantitative composition of the non-profit organizations and public associations in the region is considered as an indicator of the level of civic engagement of the region's population and at the same time as the activation mechanism of civil participation. Keywords: non-profit organizations, public associations, civic engagement

САЦУТА Александр Ильич — к.филос.н., профессор; профессор кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя (117436, Россия, г. Москва, ул. Волгина, 12; al.satsuta2014@yandex.ru)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

КАК ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье правоохранительные органы характеризуются как институт государственной власти. Раскрываются особенности правоохранительных органов, их роль в структуре государства, в защите права и правового порядка, обеспечении общественной и государственной безопасности, безопасности личности.

Ключевые слова: государство, государственная власть, правоохранительные органы, роль и задачи правоохранительных органов, право, правовой порядок, общественная и государственная безопасность, безопасность личности

В современных государствах одним из основных институтов государственной власти являются правоохранительные органы. В отечественной юридической литературе вопрос о составе и перечне правоохранительных органов пока не разрешен; он до сих пор остается дискуссионным [Гуценко 2014: 23-31; Правоохранительные органы... 2014: 22, 25; Правоохранительная система... 2013: 23-24]. Наиболее предпочтительным и аргументированным представляется мне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.