Воронова-Оренбургская, Л.А. Анкудннова, Н.О. Нестеров. Оказалось, что многие преподаватели и студенты Аграрного университета хорошо знают не только историю своего города как бывшей царской дачи-резиденции, но и рассказывают о других, не менее важных событиях, связанных с аграрным делом, с историей своего учебного заведения. По итогам конференции была принята резолюция.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной научной конференции - VII Санкт-Петербургские социологические чтения «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО СЕЛА И АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Заслушав сообщения руководителей секций, конференция приняла следующую резолюцию:
1. Рекомендовать Правительству Ленинградской области использовать материалы докладов и научных сообщений конференции для разработки программ устойчивого развития АПК области.
2. По результатам работы конференции подготовить коллективную монографию на тему «Социальные проблемы российского села и аграрных отношений» (2015), включив в нее лучшие доклады.
3. Рекомендовать ректорату Санкт-Петербургского государственного аграрного университета проработать вопрос об открытии социологической лаборатории «Социология села и аграрных отношений при кафедре социологии, политологии и истории (зав. кафедрой д.ф.н., проф. А.Г. Давыденкова).
4. Рекомендовать факультетам социологии и кафедрам социологического профиля включить в учебные планы подготовки студентов учебные курсы по проблемам аграрной социологии.
5. Подготовить информационные материалы о конференции в журналах «Социс», «Вестник СПбГУ», «Известия СПбГАУ», «Общество. Среда. Развитие» и в журналах аграрного профиля.
6. Провести следующие, 8-е С.-Петербургские социологические чтения на тему: «Социология знания» на базе С.-Петербургского электротехнического университета им. Ульянова-Ленина.
7. Вернуться в рамках «Социологических чтений» к теме «Социология села и аграрных отношений» в 2017 году, поручив участникам детально проработать свои идеи и предложения.
УДК 316.4 Доктор соц. наук И.Ф. АЛБЕГОВА
(ЯрГУ им. П. Г. Демидова, alba50(S)yandex.ru)
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Общество, гражданское общество, сельский социум, институт, институционализация, методология, опыт. Ярославский регион, общественные организации, третий сектор, динамика, ресурсный центр, проблемы
Гражданское общество всегда было объектом научных исследований: от античности до современности наблюдались регулярные попытки представителей научного социума определить сущность данного полифункционального феномена, раскрыть его содержание и описать составляющие его элементы. В XXI веке проблема гражданского общества стала теоретико-практической, что потребовало уточнения методологии и выбора адекватных его сущности методов изучения, раскрытия региональных аспектов институционализации и территориальной спецификации функционирования.
Многообразие регионов современной России, её разделение на городские и сельские поселения, развитие местного самоуправления и рост гражданской активности населения актуализировали проблему становления и укрепления институтов гражданского общества в отдельных территориях и особенно сельских. Можно согласиться с A.M. Сухаревой, которая пишет: «Одним из стратегических направлений модернизации современного российского села является
создание и развитие гражданско-правовых институтов. Без этого не будет результатов и в борьбе с бедностью, безработицей в сельской местности, в поддержке малых форм хозяйствования и сохранении сельских территорию^ 1].
В связи с этим целью данной статьи является обоснование в качестве методологии изучения гражданского общества институциональной социологической теории и её инструментальное использование при анализе процессов его становления в сельском социуме на примере Ярославского региона. «Особую теоретическую значимость и практическую востребованность приобретают вопросы изучения региональных особенностей и территориальной специфики становления гражданского общества в условиях чрезвычайного разнообразия отдельных стран, их регионов, областей и территорий» [2].
В современной науке и социально-политической практике по-прежнему наблюдается сложнейшая динамика понятия и явления «гражданское общество». Плюрализм разнообразных точек зрения на их содержание и исторические этапы развития, их сосуществование и дальнейшее развитие обусловлено как субъективными факторами теоретического осмысления феномена гражданского общества, авторскими трактовками его сущности, так и объективными условиями формирования и функционирования составляющих его социальных институтов.
Более того, в современных представлениях о гражданском обществе, его содержании, границах и местоположении переплетаются западная теория гражданского общества (от Антонио Грамши до Юргена Хабермаса), которая была построена на обобщении западного опыта, и теория, основанная на осмыслении опыта противостояния авторитарному государству в Восточной Европе и Латинской Америке в 70-80-е годы XX века. Именно этот последний опыт позволил включить в гражданское общество неполитическую публичную сферу, самореализующиеся негосударственные организации и ассоциации.
В начале XXI века Зигерт Йене писал о двух трактовках понятия «гражданское общество». «Согласно первой, гражданское общество - это особое чётко очерченное общественное пространство. В России для него существует обозначение «третий сектор» (наряду с «первым сектором» -государством и «вторым сектором» - бизнесом)». Второй подход к гражданскому обществу «предполагает особое качество социальных взаимодействий, его наличие обозначает преобладание гражданского образа действий и демократических убеждений у его членов» [3].
Современный российский третий сектор - это совокупность негосударственных некоммерческих общественных организаций, благотворительных фондов, ассоциаций, фондов местных сообществ (НПО), которые функционируют как посредники между государством и обществом, вербализируют общественные интересы, представляя возможность публичного высказывания различным группам и их отдельным представителям, нуждающимся в помощи и поддержке. При этом у каждого гражданина есть конституционное право добровольно и без принуждения создавать общественные организации или становится их членами.
Свойствами современного гражданского общества являются неупорядоченность, неструктурность и нелинейность развития. Для него характерно разнообразие функций, которые выполняют некоммерческие организации (от защиты и реализации прав человека до социальных услуг), которые в силу ряда обстоятельств не могут быть предоставлены государством или бизнесом.
Гражданское общество - это сфера, располагающаяся между государственным и частным, состоящая из большого количества разнородных и всегда конкурирующих между собой организаций и объединений, преследующих собственные материальные или нормативные цели. При этом организации гражданского общества формируются на принципах добровольности и автономности, открытости и прозрачности, публичности и контролируемости.
Изучение закономерностей, особенностей и специфики развития гражданского общества и становления его институтов в современной России объективно требует определения и выбора наиболее оптимального теоретико-методологического инструментария. Сложность гражданского общества как объекта научного исследования, высокий динамизм его трансформаций, постоянное численное увеличение и качественное разнообразие его элементов, неоднозначность, разноплановость и противоречивость конечных результатов их сочетания обуславливают выбор институциональной социологической теории как наиболее оптимальной методологической основы исследования поставленной проблемы.
Понятие «институт» ввел в научный оборот М. Вебер, который интерпретировал его как сообщество людей, включение в которое определяется объективными данными независимо от
субъективной воли того или иного индивида [4]. По определению Э. Дюркгейма институтами называются устойчивые нормы, регулирующие поведение людей и реализующиеся в формах организации общественных взаимоотношений [5]. М. Дюверже внес в институциональную теорию системные и структуралистические методы, которые по-прежнему важны для понимания взаимообусловленности политического поведения личности и функций политических институтов [6].
Современный исследователь Д. Норт под институтом понимает «правила игры» в обществе или «созданные человеком ограничительные рамки, которые организовывают взаимоотношения между людьми». Согласно ему политические институты «в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами» [7].
В настоящее время под общественно-политическим институтом можно понимать устойчивую и воспроизводимую форму организации совместной деятельности людей, связанную с достижением, осуществлением и распределением социально-политической власти, а также с обеспечением функционирования как местного социума, так и всего общества в целом. Примером такого института могут служить общественные негосударственные некоммерческие организации, которые играют большую роль в индустриальных и развивающихся странах и принимают участие в принятии политических решений, оказывая влияние на правительство и представляя экспертное мнение в политических вопросах.
Использование институциональной теории в качестве методологической основы для изучения процессов становления гражданского общества в современной России позволяет наиболее полно проанализировать социальную практику становления общественных организаций и объединений как институтов в конкретном регионе и, в частности, в сельском социуме Ярославской области как наиболее показательной в социально-экономическом и социально-политическом развитии.
Ярославская область образована в 1936 году и занимает территорию 36,4 тыс. кв. км. На начало 2013 года постоянное население области составляло 1338,7 тыс. человек, в том числе: городское - 1088,6 и сельское - 250,1 тыс. человек. Областным центром является г. Ярославль, в котором проживает 605,2 тыс. человек [8].
Ярославская область разделена на 17 административных районов: Болыпесельский, Борисоглебский, Брейтовский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Любимский, Мышкинский, Некоузский, Некрасовский, Первомайский, Переславский, Пошехонский, Ростовский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский и Ярославский.
Отличительной чертой Ярославской области является высокая степень информированности населения о происходящих событиях в разных сферах жизнедеятельности российского общества: здесь представлены все виды теле-, радио-, Интернет связи. Это позволяет жителям Ярославской области как в городах, так и в сельской местности принимать активное участие в обсуждении, корректировке и реализации социальных программ и проектов, создавать и регистрировать общественные объединения и организации, консолидировать их деятельность вокруг социально значимых проблем. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, на 1 января 2013 года в ведомственный реестр были внесены сведения о 2419 общественных организациях и объединениях, а на 1 января 2014 года их насчитывалось 2371 [8].
Авторские наблюдения и исследования показали, что, во-первых, общее количество некоммерческих организаций и объединений в сельском социуме значительно меньше, чем в городском, и, во-вторых, только небольшой их процент можно отнести к организациям, действующим на профессиональной основе, свободно ориентирующимся в действующем правовом поле Российской Федерации и способных конкурировать с государственными структурами в предоставлении населению социальных услуг.
Анализ организационно-правовых форм и количества общественных организаций и объединений, зарегистрированных на территории Ярославской области, показал, что наибольшее количество организационно оформленных организаций расположено в таких городах области, как Ярославль (1363) и Рыбинск (234). В Болыпесельском и Пошехонском муниципальных районах зарегистрировано всего по 14 организаций в каждом. Эта тенденция сохраняется с 90-х годов XX века и подтверждает территориальную специфику институционализации гражданского общества в данном регионе.
Значительно меньшее количество институтов гражданского общества в сельском социуме обусловлено совокупностью объективных и субъективных факторов. К числу первых относится
меньшая по сравнению с городским численность сельского населения, низкая плотность его расселения, слабая информированность о своем конституционном праве на объединение, высокая занятость в личном подсобном хозяйстве и т. д. Во многих сельских территориях присутствуют традиционные уклад и образ жизни, привычки решать социальные проблемы «старыми» методами, надеясь на местные органы власти, родственников и соседей.
Субъективные факторы, определяющие небольшое число зарегистрированных некоммерческих организаций в сельской местности, включают низкую гражданскую активность сельского населения, его неверие в институты гражданского общества как активных субъектов социальной политики, боязнь всех видов ответственности перед государством за их деятельность в качестве юридического лица. Вот почему в сельских районах Ярославской области, как, впрочем, и в других субъектах Российской Федерации существуют и осуществляют свою деятельность местные отделения практически всех Всероссийских организаций (ветеранских, инвалидских, женских, спортивных и т.п.), но без образования юридического лица. Их деятельность легитимна: российское законодательство позволяет общественным объединениям действовать без государственной регистрации.
Именно такие незарегистрированные объединения преобладают в сельских территориях Ярославской области и зачастую итоги их деятельности намного превосходят по социальной значимости результаты работы юридически оформленных организаций области. Тем не менее в силу слабых коммуникаций внутри некоммерческого сектора области, отсутствия информационной поддержки проектов со стороны СМИ активисты данных объединений чувствуют себя в определенной изоляции, что приводит к затуханию общественных инициатив на местах и снижает динамику институционализации гражданского общества в обследуемой территории.
Развитие общественных организаций как институтов гражданского общества в сельском социуме невозможно без их поддержки на муниципальном уровне. Реально эти программы осуществляются лишь в отдельных крупных муниципальных образованиях (например, в г. Рыбинске и г.Ростове), имеющих возможность поддержки социально ориентированных организаций из средств муниципального бюджета на конкурсной основе [8]. Несмотря на сложности конкурсных процедур, в целом они положительно влияют на развитие организаций в муниципальных образованиях, заставляют их пройти официальную регистрацию в качестве юридического лица, изучить практику подготовки и презентации социально значимых проектов и программ, выдержать конкуренцию за счет развития профессионально значимых для третьего сектора навыков и компетенций. Практика участия в муниципальных конкурсах в качестве юридического лица позволяет сельским общественным организациям претендовать на участие и победу в федеральных и региональных конкурсах, привлекая, таким образом, в районы дополнительные материальные ресурсы.
Авторский анализ показал, что на 1.01.2014 г. в Ярославской области в 17 муниципальных районах действовали 15 специальных нормативных актов (муниципальные и ведомственные целевые программы), направленные на развитие общественных организаций как институтов гражданского общества [8].
Большую роль в активизации деятельности общественных организаций в сельском социуме и их устойчивом развитии играют органы местного самоуправления. Исследования показали, что их заинтересованность в этих процессах проявляется в компенсации расходов на регистрацию в качестве юридического лица для НКО и TOC, создании ресурсных центров для НКО, содействии обмену опытом, в оказании помощи по подготовке документации для конкурсов субсидий и грантов. Особенно это характерно для органов местного самоуправления городов Рыбинск и Ростов Ярославской области [8].
Несмотря на развитие общественных организаций как институтов гражданского общества в сельских районах Ярославской области, их активность еще далека от оптимальной. Причинами такого положения являются низкая гражданская активность сельских жителей, что влияет на количество общественных организаций и их членов, а также качественное разнообразие. При этом организации старой формации (ветеранов, инвалидов и пр.) сложно адаптируются к новым условиям получения денежных средств на свою деятельность: для них прохождение конкурсных процедур часто становится непреодолимым препятствием, что отрицательно сказывается на их институциональном развитии. В связи с этим весьма значимой стала инициатива Ярославской региональной общественной организации «Центр социального партнерства» по созданию при финансовой поддержке Министерства экономического развития России ресурсных центров в
сельских районах Ярославской области. На 1 января 2015 г. такие центры работали в семи муниципальных образованиях: Болыпесельском, Мышкинском, Ростовском, Тутаевском и Угличском муниципальных районах, а также районных городах Рыбинск и Переславль-Залесский. Координаторами ресурсных центров стали специалисты, обладающие соответствующим уровнем знаний и опытом работы в третьем секторе. Они оказывают некоммерческим организациям консультационные услуги по правовым основам деятельности, содействуют организации и проведению мероприятий, на безвозмездной основе предоставляют в пользование офисную технику и выход в Интернет, инициируя таким образом процессы институционализации гражданского общества в сельском социуме.
Развитию общественных организаций в сельском социуме как институтов гражданского общества по-прежнему мешают проблемы материального обеспечения деятельности, усложнение процедуры первичной регистрации, повышение требований к оформлению соответствующей документации и ограничение социального поля их деятельности. Эти и другие проблемы привели к определенной стабилизации количества организаций и даже уменьшению их численности в 2014 году, а также снижению их социальной активности. По результатам авторских исследований, например, в сельских территориях Ярославской области активно действующих общественных организаций насчитываются единицы.
Таким образом, исследование проблемы гражданского общества объективно потребовало выбора конкретной методологии и методов её изучения. Авторское обоснование использования институциональной теории как направления социологии в качестве методологической основы для изучения основных закономерностей развития гражданского общества позволило определить общественные организации и объединения как его институты. Она также дала возможность проведения теоретических и практических исследований особенностей и специфики развития институтов гражданского общества в Ярославской области Российской Федерации. Его результаты позволили сделать вывод о том, что данная область является показательной с точки зрения основных закономерностей динамики количественного и качественного изменения общественных организаций и объединений как институтов гражданского общества, в том числе в сельском социуме.
В данном регионе имеются все объективные и субъективные условия дальнейшего развития названных институтов гражданского общества. Тем не менее в настоящее время общественные организации в сельском социуме как институты гражданского общества по-прежнему имеют организационные и материальные проблемы, решение которых станет важным фактором укрепления социального капитала и стабильного развития сельских территорий данного региона.
Литература
1. Сухарева А.М. Роль гражданско-правовых институтов в социальном развитии современного российского
села// Социальны проблемы российского села и аграрных отношений: Сб. мат. междунар. науч. конф. VII Санкт-Петербургские социологические чтения, 16-18 апреля / СПбУ. СПб., 2015. - С. 395-399.
2. Албегова И.Ф., Шаматонова Г.Л. Региональные особенности становления институтов гражданского общества в условиях модернизации России (на примере Верхневолжского региона)// Государство и гражданское общество в России: новые практики взаимодействия: Монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - 780 с.
3. Зигерт Иене Гражданское общество в России// Отечественные записки,- 2005.-№6. - С.36-37.
4. Вебер М. Избранные произведения. -М: Прогресс, 1990,- 808 с.
5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М.: Канон, 1995,- 352 с.
6. Дюверже М. Политические партии; Пер с франц.- М.: Академический проспект, 2000. - 538 с.
7. Норд Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 2007. - 180 с.
8. Портал органов государственной власти Ярославской области URL: http://www.yarregion. га (дата обращения 23.04.2015).