№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Э. К. Гусейнов, аспирант,
кафедра экономики природопользования
и сервиса экосистем,
Санкт-Петербургский государственный
университет
сервиса и экономики,
г. Санкт-Петербург, Россия,
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Правительством Российской Федерации сегодня поставлены задачи совершенствования организации системы предоставления социальных услуг различной направленности, как незащищенным категориям граждан, так и всему обществу в целом. Оказание такого рода услуг является технологией решения проблем удовлетворения потребностей нуждающегося человека, повышения его уровня и качества жизни.
По мнению автора, государство в рамках реализации социальной политики должно предоставлять всему населению определенные гарантированные услуги с целью поддержания приемлемого качества жизни, которые, как правило, в литературе обозначаются термином «социальные услуги». Данный термин очень широк и не определен до конца, поэтому -сегодня в рамках данной статьи представляется целесообразным из категории «социальные услуги» выделить отдельную категорию «услуги социальной защиты», которые можно определить как комплекс действий, производимый органами государственной (муниципальной) власти и другими специальными институтами и организациями по обеспечению предоставления населению оптималь-
Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, среди которых можно выделить интеграцию частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты.
ных жизненных условий, удовлетворению общественных потребностей различного характера в соответствии с общими и специфическими правами личности преимущественно на бесплатной основе при соблюдении бюджетного баланса и частного финансирования.
Услуги социальной защиты можно классифицировать по множеству признаков: по функциональной направленности; по объекту получения (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты и т. д.); по платности (бесплатные, частично оплачиваемые и т. д.); по используемому подходу (групповые, индивидуальные), по источнику финансирования (страховые, бюджетные, частные) и т. д.
Автор статьи считает данную классификацию неполной, по нашему мнению, ее стоит уточнить и дополнить этот ряд услугами социальной защиты по признаку гарантиро-ванности:
1. Базовые услуги социальной защиты, оказываемые в рамках = реализации регламентированных государственных (муниципальных) функций.
Отметим основные признаки таких услуг:
— оказываются, как правило, посредством реализации социальных программ (ФЦП, РЦП, национальные проекты и т. д.);
— оказываются исключительно за счет бюджетных средств;
— оказываются только законодательно установленным незащищенным категориям граждан;
— преимущественно оказываются государственными (муниципальными) учреждениями;
— оказываются на основе использования категориального подхода;
— перечень данного вида услуг нормативно регламентирован и является закрытым.
По мнению автора, такие услуги должны отвечать признакам публичных услуг, указанным в Генеральном соглашении по торговле услугами ВТО (GATS), (Мара-кеш, 1994 г.):
а) оказание публичных услуг на некоммерческой основе;
б) оказание публичных услуг не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.
2. Дополнительные услуги социальной защиты — это услуги, предоставляемые вне реализации базовых государственных (муниципальных) функций. К признакам таких услуг можно отнести:
— список таких услуг не ограничен;
Передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким
процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики
— при формировании и оказании услуг используется индивидуализированный подход;
— могут быть оказаны как за счет средств бюджета, так и за счет частных средств;
— могут быть бесплатными, частично оп-лачиваемыми или платными.
Таким образом, построение системы дополнительных услуг социальной защиты характеризуется многосубъектностью, мно-гообъектностью и расширенным количеством направлений деятельности.
Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, среди которых можно выделить интеграцию частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты1.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг является одним из приоритетных направлений. В рамках реализации данного направления предполагается, в частности, «преобразовать большинство государственных (муниципальных) учреждений, которые оказывают услуги пожилым гражданам и инвалидам, в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению го-
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
т
сударственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе»2.
То есть сегодня идет смещение социальной политики в сторону либерализации.
По мнению автора, передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики. Более перспективной такая передача видится именно для дополнительных услуг социальной защиты, поскольку расширение числа участников и привлечение и аккумулирование ресурсов позволит не только значительно повысить качество и расширить количество предоставляемых услуг, но и увеличить численность получателей таких услуг.
Особая роль в данном процессе принадлежит именно некоммерческим организациям (НКО), которые можно определить как негосударственные юридические лица, учрежденные в установленном законодательно порядке без цели извлечения прибыли для удовлетворения потребностей нуждающихся членов общества в мерах по социальной защите и поддержке путем непосредственного оказания или финансирования специальных услуг, и использующие для достижения своих целей различные механизмы привлечения материальных и финансовых ресурсов.
Выделим основные виды деятельности некоммерческих организаций, оказывающих (способных оказывать) услуги социальной защиты:
— выполнение государственного (муниципального) заказа. Данный вид предполагает выполнение государственных (муниципальных) функций по оказанию услуг социальной защиты путем бюджетного субсидирования через систему государственного (муниципального) заказа;
— фандрайзинг (аккумулирование и расходование частных средств). Данный вид деятельности предполагает функционирование НКО как субъекта привлечения
и расходования частных средств без финансового вознаграждения (исключительно на цели, связанные с оказанием услуг социальной защиты);
— социальное предпринимательство. Данный вид предполагает ведение НКО экономической деятельности с участием социально незащищенных категорий граждан и в интересах потребителей услуг социальной защиты, доходы от которой направляются исключительно на социальные цели;
— социальное инвестирование. Данный вид предполагает участие в социальных проектах с ожиданием как социального, так и экономического эффекта путем инвестирования средств жертвователей через управляющую компанию, эндаумент-фонды и т. д.
Автор считает, что НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к диверсификации своей деятельности (расширению и увеличению ее видов) с использованием традиционных и новых механизмов: поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.
Мировой опыт показывает, что развитие НКО в сфере социальных услуг, в т. ч. и услуг социальной защиты, нуждается в государственной поддержке.
С 2010 г. в российском законодательстве появилось новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СОНКО). Такие организации осуществляют деятельность, «которая направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества»3. СОН-КО представляются перспективным участником сферы услуг социальной защиты при условии соблюдения следующих ограничений, позволяющих максимально снизить
НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к диверсификации своей
деятельности (расширению и увеличению ее видов) с использованием традиционных и новых
механизмов: поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические
эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.
риск снижения качества и доступности услуг: цели деятельности имеют исключительно социальную направленность; наличие необходимых ресурсов для реализации процесса оказания услуг социальной защиты; обязательное нахождение в государственном (муниципальном) реестре социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с законодательством социально ориентированные организации могут рассчитывать на государственную (муниципальную) поддержку, осуществляемую в различных формах.
По мнению автора, государственная поддержка СОНКО сферы услуг социальной защиты может наиболее эффективно осуществляться в рамках специально созданной системы. Причем такая система должна быть создана в каждом субъекте РФ.
Система государственной поддержки СОНКО состоит из следующих подсистем:
— субъекты — органы государственной власти и общество;
— объект — активно действующие СОНКО в решении проблем сферы услуг социальной защиты;
— концептуальная основа, обосновывающая роль СОНКО в сфере услуг социальной защиты и целенаправленные усилия государства и общества с целью популяризации идеи привлечения негосударственного сектора в рассматриваемую сферу;
— основные направления государственной поддержки СОНКО в сфере услуг социальной защиты;
— меры государственной поддержки СОНКО в сфере услуг социальной защиты (финансовые, экономические, имущественные, информационные и т. д.);
— инфраструктура государственной поддержки СОНКО, т. е. специализированные организации, способствующие развитию сети НКО в сфере услуг социальной защиты;
— ресурсное обеспечение государственной поддержки СОНКО;
— подсистема контроля, мониторинга и оценки процесса государственной поддержки сферы услуг социальной защиты.
Привлечение некоммерческих организаций, в том числе СОНКО, к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики
Крайне важной представляется оценка эффективности функционирования системы государственной поддержки СОНКО, отражающая результативность применения - всей совокупности мер. К показателям эффективности, по нашему мнению, можно отнести: прирост объема услуг щиты, гионе,
социальной за-оказанных в рев общем объеме валового регионального продукта; прирост количества зарегистрированных СОНКО сферы социальной защиты; количество СОНКО сферы социальной защиты, которым оказана поддержка; доля граждан, вовлеченных в волонтерство; доля граждан, получивших услуги СОНКО; объем привлеченных частных средств в сферу услуг социальной защиты и т. д.
В заключение отметим, что в силу особой общественной значимости социальных услуг упразднение государственной системы их предоставления невозможно, однако привлечение некоммерческих организаций, в том числе СОНКО, к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики. ^
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».