Научная статья на тему 'Либерализация сферы услуг социальной защиты: проблемы поддержки некоммерческих организаций'

Либерализация сферы услуг социальной защиты: проблемы поддержки некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL PROTECTION SERVICES / LIBERALIZATION / NON-COMMERCIAL ORGANIZATION / CHARITY / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Э. К.

В статье проанализированы основные условия и перспективы либерализации сферы услуг социальной защиты. В качестве одного из направлений либерализации рассмотрены подходы к организации поддержки частного некоммерческого сектора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalization in the sphere of social protection services: Problems of support of non-commercial organizations (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the major conditions and perspective for liberalization in the sphere of social protection services, with particular attention to the organization of support of private non-commercial sector

Текст научной работы на тему «Либерализация сферы услуг социальной защиты: проблемы поддержки некоммерческих организаций»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Э.К.Гусейнов,

аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

В статье проанализированы основные условия и перспективы либерализации сферы услуг социальной защиты. В качестве одного из направлений либерализации рассмотрены подходы к организации поддержки частного некоммерческого сектора.

Ключевые слова: услуги социальной защиты, либерализация, некоммерческие организации, благотворительная деятельность, публичные услуги.

УДК 351.862

Очевидно, что перед социальным государством стоят такие задачи как: поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности (социальной группы); преодоление последствия ситуаций риска и кризиса в жизни граждан; обеспечение гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения; предоставление равных стартовых условий для всего населения и т.д.

Т.е. можно говорить о том, что государство должно предоставлять всему населению определенные услуги с целью повышения (поддержания) приемлемого качества жизни, которые, как правило, в литературе обозначаются термином «социальные услуги». Однако, до сих пор не сложилось окончательного мнения относительно этого понятия. В одних исследованиях социальные услуги тождественны услугам системы социального обслуживания социально уязвимых категорий граждан, в других они включают в себя также услуги отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры и т.д.). Некоторые специалисты полагают, что к социальным услугам можно отнести любую деятельность, имеющую выраженную социальную направленность (строительство дорог, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).

По мнению автора, данные трактовки не совсем точно отражают функцию государства, социальных институтов и всего общества по обеспечению населения жизненными благами в соответствии с его потребностями, в том числе индивидуальными, в конкретный период времени. Сегодня представляется целесообразным из категории «социальные услуги» выделить отдельную категорию «услуги социальной защиты», которые можно определить как комплекс действий, производимый органами государственной (муниципальной) власти и другими специальными институтами и организациями по обеспечению предоставления населению оптимальных жизненных условий, удовлетворению общественных потребностей различного характера в соответствии с общими и специфическими правами личности, преимущественно на бесплатной основе при соблюдении баланса бюджетного и частного финансирования.

Услуги социальной защиты можно классифицировать по множеству признаков:

1. По функциональной направленности: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация и т.д.

2. По объекту получения: услуги, предоставляемые инвалидам; услуги, предоставляемые пожилым людям; услуги, предоставляемые детям, оставшимся без попечения родителей; услуги, предоставляемые безработным; услуги, предоставляемые гражданам с доходом ниже прожиточного минимума и т.д.

3. По платности: бесплатные; частично оплачиваемые; платные.

4. По используемому подходу: категориальные; групповые; индивидуальные.

5. По источнику финансирования: страховые; бюджетные; частные и т.д.

236

В статье услуги социальной защиты классифицированы по признаку гарантированности:

1. Базовые услуги социальной защиты, оказываемые в рамках реализации регламентированных государственных (муниципальных) функций. Отметим основные признаки таких услуг: -оказываются, как правило, посредством реализации социальных программ (ФЦП, РЦП, национальные проекты и т.д.); -оказываются исключительно за счет бюджетных средств; -оказываются только законодательно установленным незащищенным категориям граждан; — оказываются преимущественно государственными (муниципальными) учреждениями; -оказываются на основе использования категориального подхода; -перечень данного вида услуг нормативно регламентирован и является закрытым.

По мнению автора, такие услуги должны отвечать признакам публичных услуг, указанных в Генеральном соглашении по торговле услугами ВТО (GATS), (Маракеш, 1994 г.): а) оказание публичных услуг на некоммерческой основе; б) оказание публичных услуг не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.

2. Дополнительные услуги социальной защиты — это услуги, предоставляемые вне реализации базовых государственных (муниципальных) функций. К признакам таких услуг можно отнести следующее: -список таких услуг не ограничен; -при формировании и оказании услуг используется индивидуализированный подход; -могут быть оказаны как за счет средств бюджета, так и за счет частных средств; -могут быть бесплатными, частично оплачиваемыми или платными.

Таким образом, построение системы дополнительных услуг социальной защиты характеризуется многосубъектностью, многообъектностью и расширенным количеством направлений деятельности.

Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, что обусловлено:

• появлением, в связи с глубоким социально-экономическим кризисом большого числа лиц, нуждающихся в услугах социальной защиты;

• неизбежностью регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты;

• потребностью в создании эффективной системы взаимодействия между органами власти и обществом;

• необходимостью оптимизации функций органов власти в сфере социальной защиты;

• появлением новых поставщиков услуг социальной защиты (участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг) — потребностью в расширении и повышении качества и доступности услуг социальной защиты;

• желательностью развития новых форм оказания и финансового обеспечения услуг социальной защиты (реструктуризации бюджетного сектора);

• необходимостью повышения эффективности распределения бюджетных средств в сфере социальной защиты;

• неизбежностью совершенствования системы государственных закупок услуг социальной защиты;

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

• перспективностью использования бюджетирования, ориентированного на результат;

• необходимостью формирования системы мониторингов (исполнения бюджетного задания, качества услуг);

• императивностью формирования эффективных мер противодействия коррупции в социальной сфере.

Одним из перспективных механизмов, по мнению органов власти РФ, представляется интеграция частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг является одним из приоритетных направлений. В рамках реализации данного направления предполагается, в частности, преобразовать большинство государственных (муниципальных) учреждений, которые оказывают услуги пожилым гражданам и инвалидам в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению государственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе.

В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (2009 г.), благотворительность и добровольчество позиционируются как важнейший ресурс развития общества, способствующий повышению инновационности социальной деятельности, и позволяющий дополнить бюджетные источники, а также привлечь в социальную сферу добровольцев.

То есть, сегодня идет смещение социальной политики в сторону либерализации.

По мнению автора, передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики.

Более перспективной такая передача видится именно для дополнительных услуг социальной защиты, поскольку посредством расширения числа участников и привлечения и аккумулирования ресурсов позволит не только значительно повысить качество и расширить количество предоставляемых услуг, но и увеличить численность получателей таких услуг.

Условиями либерализации сферы услуг социальной защиты являются:

• обязательность контроля за целевым использованием финансовых средств и имущества;

• адекватность деятельности участников, т.е. отражение интересов общества при организации привлечения негосударственных организаций;

• постоянный мониторинг и контроль за процессом оказания услуг;

• системность, непрерывность и долгосрочность участия некоммерческого сектора;

• наличие общественного контроля за деятельностью организаций, предоставляющих услуги социальной защиты;

• недопущение коррупционных преступлений в сфере услуг социальной защиты;

• недопущение конфликта интересов;

• развитие конкуренции среди поставщиков услуг социальной защиты;

• самостоятельность в организации деятельности негосударственных организаций;

• корпоративность и солидарность в деятельности организаций, оказывающих услуги социальной защиты;

• гласность в функционировании сферы услуг социальной защиты;

• профессионализм участников процесса оказания услуг социальной защиты;

• эффективность процесса оказания услуг социальной защиты (д.б. достигнуты бюджетные, социальные и экономические эффекты);

• обязательность общественного контроля за деятельностью организаций, оказывающих услуги социальной защиты;

• наличие государственных гарантий поддержки организаций, оказывающих услуги социальной защиты.

Некоммерческие организации, оказывающие услуги социальной защиты могут быть созданы в формах: религиозной организации (объединения); некоммерческого партнерства; учреждения; автономной некоммерческой организации; социального, благотворительного и иного фонда; ассоциации, союза и т.д.

Выделим основные виды деятельности некоммерческих организаций, оказывающих (способных оказывать) услуги социальной защиты:

I. Без ожидания прибыли:

— выполнение государственного (муниципального) заказа. Данный вид предполагает выполнение государственных (муниципальных) функций по оказанию услуг социальной защиты путем бюджетного субсидирования через систему государственного (муниципального) заказа.

— фандрайзинг (аккумулирование и расходование частных средств). Данный вид деятельности предполагает функционирования НКО как субъекта привлечения и расходования частных средств без финансового вознаграждения (исключительно на цели, связанные с оказанием услуг социальной защиты). Здесь могут быть использованы такие механизмы как благотворительность, краудфандинг, участие в социальных проектах и т.д.;

II. С ожиданием прибыли:

— социальное предпринимательство. Данный вид предполагает ведение НКО экономической деятельности с участием социально-незащищенных категорий граждан и в интересах потребителей услуг социальной защиты, доходы от которой направляются исключительно на социальные цели. Здесь могут быть использованы такие механизмы, как: производство, прокат специальных материальных, технических, информационных средств для нуждающихся категорий граждан; помощь в реализации права на труд определенных категорий граждан; организация различных организаций-поставщиков услуг для нуждающихся;

— социальное инвестирование. Данный вид предполагает участие в социальных проектах с ожиданием как социального, так и экономического эффекта путем инвестирования средств жертвователей через управляющую компанию, эндаумент-фон-ды (сумма дарения и прибыль эндаумент-фонда освобождены от налога на прибыль). Здесь также могут быть применены механизмы краудинвестинга.

По нашему мнению, НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к ведению различных видов деятельности с использованием традиционных и новых механизмов, поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.

Очевидно, что развитие НКО в сфере услуг социальной защиты невозможно без государственной поддержки, направленной на: формирование нормативно-правового и организационно-финансового обеспечения устойчивой, открытой и конкурентной системы поддержки; развитие инфраструктуры, расширение масштабов и повышение эффективности предоставления имущественной, экономической, информационной, образовательной и консультационной поддержки НКО; формирование эффективных механизмов стимулирования производства услуг социальной защиты, предоставляемых НКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере; повышение уровня квалификации сотрудников НКО, содействие в повышении эффективности и профессионализма деятельности НКО; создание стимулов развития и достижения результативности в расширении добровольческого участия граждан в деятельности НКО и увеличении благотворительных пожертвований частных лиц и организаций; создание системы исследований и мониторинга состояния среды НКО, их потенциала и результативности для формирования проблемно-ориентированных и результативных программ поддержки НКО в регионах; создание системы информационного сопровождения и популяризации социально ориентированной

237

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

деятельности; расширение и обеспечение информированности населения о деятельности НКО; обеспечение прозрачности, информационной открытости и общественной оценки приоритетов, конкурентных механизмов и результатов государственной системы поддержи НКО.

Государственная поддержка НКО в сфере услуг социальной защиты должна основываться на следующих принципах:

• приоритет повышения качества жизни общества путем расширения номенклатуры, увеличения объемов, повышения качества и доступности услуг социальной защиты;

• недопущение разрушения государственной системы социальной защиты;

• предоставление государственной поддержки НКО сферы социальной защиты на условиях конкурсного отбора;

• равная доступность государственной поддержки для всех НКО;

• ориентация на обеспечение частичного самофинансирования:

• общественная эффективность деятельности НКО;

• предпочтение НКО, ведущих различные виды деятельности (не только выполнение государственных функций);

• гарантии для НКО законодательной инициативы;

• комплексность и системность государственной поддержки НКО;

• информационная открытость процесса поддержки НКО;

• формирование системы сотрудничества между различными участниками сферы услуг социальной защиты;

• применение интегрированного подхода, позволяющего стратегически связать направления, программы и проекты государственной поддержки НКО;

• дополнительность (недопустимость превышения бюджетного финансирования сферы социальной защиты над частным);

• гибкость (возможность оперативно реагировать на изменения);

• направленность на решение наиболее острых задач сферы услуг социальной защиты.

В силу особой общественной значимости социальных услуг, упразднение государственной системы их представления невозможно, однако, привлечение НКО к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики.

В заключение отметим, что либерализация сферы услуг социальной защиты путём привлечения негосударственных организаций может стать перспективным направлением государственной социальной политики.

Литература

1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // http://base.garant.ru/104232/ Дата обращения 01.03.2014

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013) // http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ Дата обращения: 01.03.2014

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://docs.cntd.ru/document/902130343 Дата обращения: 01.03.2014

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» //http://docs.cntd.ru/document/902169102 Дата обращения: 01.03.2014.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ КИНОПОКАЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Ивонинский,

аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного экономического университета

nn [email protected]

В статье рассмотрены условия развития предприятий кинопоказа в Российской Федерации. Проанализированы основные общественно значимые функции таких предприятий. Представлены результаты проведенного автором исследования, характеризующего динамику посещения кинотеатров населением.

Ключевые слова: киноиндустрия, предприятия кинопоказа, кассовые фильмы, государственные кинотеатры.

УДК 336.6

Предприятия кинопоказа являются неотъемлемым компонентом сферы услуг, обеспечивая формирование ценностных ориентаций у населения и развитие культурного общественного потенциала. Такие предприятия — это посредник между производителями и потребителями услуг киноиндустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России сегодня можно встретить различные виды таких предприятий. По форме собственности можно выделить государственные, муниципальные и коммерческие.

Такие предприятия могут быть представлены как отдельными кинотеатрами, так и сетями федерального, регионального или муниципального уровня.

В зависимости от количества кинозалов выделяют кинотеатры однозальные, миниплексы (2-7 залов) и мультиплексы (8 и более залов).

Можно также дифференцировать предприятия кинопоказа по месту их дислокации: городские кинотеатры, сельские киноустановки, автокинотеатры.

Важно, что с помощью предприятий кинопоказа, как субъектов культурной сферы, реализуются общественно значимые функции кинематографа как формы культурной деятельности и как вида искусства. Рассмотрим эти функции подробнее:

1. Образовательно-воспитательная функция — формирование личности путем освоения языка, знаний, символов, ценностей, через приобщение к культурному наследию; продукция киноиндустрии развивает творческие способности, эрудицию, нравственность и другие необходимые человеческие качества;

2. Интегративная и дезинтегративная функции — просмотр кинофильмов может с одной стороны способствовать интегра-

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.