ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Евгений Владимирович ОРЛОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Костромской государственный технологический
университет, Кострома, Российская Федерация
История статьи:
Принята 28.04.15 Одобрена 12.05.15
УДК 332.025.12
Ключевые слова: концессия, франчайзинг, преимущества, регион, муниципалитет
Аннотация
Предмет. Статья посвящена анализу инструментов развития регионов и муниципалитетов Российской Федерации.
Цель. Целью статьи является обоснование возможности и необходимости использования такого инструмента, как концессия.
Методология. Теоретической основой стали нормативные документы, научная и исследовательская литература.
Результат. Рассмотрен один из наиболее используемых методов развития бизнеса с начала 1990-х гг. - франчайзинг, именуемый в российском законодательстве коммерческой концессией. Дано определение некоммерческой концессии как способа организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, а также технологии, информационные и иные ресурсы. Кроме этого, определены принципы построения некоммерческой концессии и традиционной системы управления регионами Российской Федерации. Систематизированы мнения ученых и практиков об использовании концессионных инструментов во взаимоотношениях региональных и муниципальных органов власти.
Применение. Результаты исследования могут быть использованы для развития взаимоотношений региональных и муниципальных органов власти и дальнейшей проработки конкретных методов и механизмов такого взаимодействия.
Выводы. Сделан вывод о том, что наиболее эффективным инструментом развития, доказавшим свою эффективность в бизнесе, является некоммерческая концессия. Показано основное преимущество заключения договоров некоммерческой концессии - это повышение управляемости региональной экономики, что особенно актуально для регионов, в которых наблюдается негативная социально-экономическая динамика. Обосновано, что значительный прогресс в развитии подконтрольных территорий может быть достигнут путем объединения усилий и интеграции систем управления региональных и муниципальных органов власти.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В последнее время все большее количество авторов в своих исследованиях сравнивают государственные (муниципальные) образования и коммерческие организации, их отдельные элементы, направления деятельности, методы и приемы работы [1-5]. Регионы Российской Федерации многими учеными [6-9] стали рассматриваться как квазикорпоративные образования. Некоторые исследователи [10-12] сравнивают государственные и корпоративные структуры и находят значительное количество черт, которые позволяют условно поставить знак равенства между ними (бюджет, расходы, доходы, акционеры и клиенты в одном лице, т.е. граждане).
В соответствии с данным подходом государство (регион), подобно крупной корпорации, обязано стремиться удовлетворять интересы своих акционеров и повышать собственную эффективность. Следовательно, перед государством стоят те же самые задачи по изменению системы управления, какие стоят перед фирмой (повышение эффективности деятельности посредством использования новых моделей управления). Так же, как современная компания стремится максимально изучить своих существующих и потенциальных клиентов и развивать персонализированный маркетинг, государство стремится получить максимум информации о своих гражданах и наиболее
эффективно реализовывать свои конституционные задачи. Формируются различные сетевые подходы в области государственного управления. Регион представляет собой сложносоставную структуру и рассматривается в данном контексте как квазикорпорация, обладающая человеческими, природными, фондовыми и другими активами, а также крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала, в том числе и человеческого. Регион как экономический субъект строит взаимоотношения с коммерческими корпоративными структурами и крупными хозяйствующими субъектами.
Муниципалитеты также определяются как «корпоративные» структуры. Например, В.Л. Макаров1 отмечает, что «одним из важных типов муниципалитета должен стать тип под названием «социальная корпорация». О «социальной корпорации» писал В.Н. Иванов, близкие идеи развивает А.Г. Гладышев. Итак, муниципалитет есть корпорация особого рода, миссией и целью которой является обслуживание населения наилучшим образом. Отсюда и название «социальная корпорация». Следует отметить, что в теоретической экономической литературе представление о локальном правительстве как о руководстве корпорацией встречается, например, в работе Bewley Truman F. Слово «корпорация», вернее, «корпоративное государство», также время от времени употребляется, когда хотят подчеркнуть, что государственные чиновники могут быть одновременно менеджерами в экономике.
Наиболее исследованные и апробированные в корпоративном секторе инструменты можно при условии адаптации успешно использовать в управлении развитием регионов. Многие инструменты перешли в сферу государственного и муниципального управления из коммерческого сектора. Как отмечают В.И. Алешникова и М.А. Кравец2, концепция нового государственного менеджмента предполагает возможность и необходимость применения бизнес-технологий в государственном и муниципальном управлении, где уже активно используются и аутсорсинг, и ключевые показатели эффективности, и всеобщее управление качеством, и реинжиниринг.
1 Макаров В.Л. Пирамида системы управления в обществе // Вопросы местного самоуправления. 2012. № 3. С. 5-10.
2 Алешникова В.И., Кравец М.А. Новая парадигма управления городами // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 41. С. 40-45.
К этому можно добавить программно-целевой метод, стратегический менеджмент и многие другие инструменты бизнеса.
Одним из наиболее используемых методов развития бизнеса в западных странах (где он используется с XIX в.) и в Российской Федерации с начала 1990-х гг. является франчайзинг, именуемый в отечественном законодательстве коммерческой концессией.
Этот термин уже использовался в государственном управлении. Так, М. Мендельсон [13, с. 17] отмечает, что «если использовать точные правовые термины, слово «франшиза» означает передачу прав от имени короля, а в других странах, например в США и Австралии, в соответствии с формулировками судебных органов слово «франшиза» означает передачу прав государственной властью. По сей день в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки».
Как отмечают С.А. Сосна и Е.Н. Васильева [14, с. 16-30], в своем современном облике франчайзинг зародился в США во второй половине XIX в., после завершения Гражданской войны. Считается, что первый, «чистый» франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера. Она стала взимать плату с розничных продавцов за предоставляемое им исключительное право сбывать продукцию и обслуживать покупателей на отведенной для каждого из них территории. Другой вехой в развитии современного франчайзинга стал 1898 г., когда корпорация «Дженерал Моторс» стала привлекать независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на территории, закрепленной за каждой из них, расширив таким образом распределительно-сбытовую сеть без затрат собственного капитала.
В настоящее время франчайзинг проник более чем в 60 отраслей экономики и практикуется во всех экономически развитых государствах, где он обеспечивает значительные доли национального продукта и занятости. Сферами, где франчайзинг используется наиболее интенсивно, являются торговля и услуги, особенно активизировавшиеся в связи с повышением туристической активности населения, произошедшей в по следние десятилетия.
Феномен быстрого, порой лавинообразного развития франчайзинга вызвал в международной литературе характерные комментарии о «вегетативном
размножении» и даже о «клонировании» франшизного бизнеса. Оба термина, заимствованные из биологии, обозначают различные способы размножения живых организмов и призваны подчеркнуть высочайшую степень подобия франчайзи франчайзеру, их максимальное «родство».
Следует отметить еще одно перспективное свойство франчайзинга. Будучи по своему происхождению и сфере действия частнопредпринимательским феноменом, франчайзинг в последние годы находит растущее применение и в государственном секторе экономики, в том числе в некоторых отраслях, которые традиционно относятся к естественным монополиям. Так, в Великобритании более двух десятков компаний (операторов грузовых железнодорожных перевозок), получив у Британской государственной железнодорожной корпорации (франчайзера) ее символику и товарный знак («Бритиш рейл»), арендуют на основе франчайзинга рельсовые пути, станции и подвижной состав и
Таблица 1
Системы классификации франчайзинга
эксплуатируют их. Договор франчайзинга заключен на 7 лет, после чего право на эксплуатацию данного участка железных дорог по тендеру вновь будет оспариваться компаниями-операторами.
Данный пример позволяет сделать вывод о том, что отношения франчайзинга в принципе могут устанавливаться при любой форме собственности франчайзера (частной, муниципальной, государственной и др.). Обязательным условием является только способность франчайзера обеспечить франчайзи всем необходимым набором франшизных услуг.
В зависимости от функционального назначения и особенностей организации предпринимательской деятельности существует несколько разновидностей франчайзинга. Единого мнения о таких разновидностях нет, что отражает как своеобразие франчайзинга в той или иной стране, так и субъективные представления о нем различных специалистов (табл. 1).
Автор, источник Виды франчайзинга Их особенности
В. Довгань Товарный Франчайзи покупает у компании-производителя право на продажу товаров с ее торговой маркой
Производственный Представлен в сфере производства безалкогольных напитков, когда предприятия по розливу и упаковке напитков выступают в роли франчайзи по отношению к производителям концентратов напитков
Деловой Франчайзер уступает частным лицам или другим компаниям лицензию на право открытия магазинов, киосков, павильонов для продажи продуктов или оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера
Л. Мейтланд Личный (индивидуальный) Типичен для индивидуальных лиц, стремящихся в одиночку создать и вести очень скромное франшизное дело по продаже товаров или оказанию услуг непосредственно у себя на дому или с использованием транспортного средства
Деловой Семейный или иной родственно-групповой бизнес, более существенное и дорогостоящее предприятие по продаже товаров или оказанию услуг с использованием торгового помещения (магазина или офиса)
Инвестиционный Франшиза приобретается коммерческой организацией, стремящейся к получению долгосрочных процентов на вложенный ею капитал, а не просто регулярных доходов
Ф. Бесси Сервисный Франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, предоставляет услуги под фирменным обозначением и знаком обслуживания франчайзера
Распределительный (сбытовой, торговый) Франчайзи ограничивается сбытом определенной продукции в торговом заведении, имеющем фирменное обозначение франчайзера
Производственный (промышленный) Франчайзи, действуя в соответствии с указаниями франчайзера, сам изготавливает продукцию, которую он продает под торговой маркой франчайзера
Законодательство европейских стран Исключительный (ограниченный) Франчайзи может продавать только продукцию франчайзера и никакую другую
Неисключительный (неограниченный) Франчайзи свободен в выборе и приобретении на продажу любой другой наряду с франшизной продукции при условии, что она не конкурирует с продукцией франчайзера
Окончание табл. 1
Автор, источник Виды франчайзинга Их особенности
Итальянское Компроприета Характеризуется прямым участием франчайзера в капиталовложениях
законодательство франчайзи
Кондиреционе Не сопровождается участием франчайзера в капиталовложениях
франчайзи
Локальный Предполагает размещение части структур франчайзера непосредственно
в производственных помещениях франчайзи
Источник: данные [14, с. 16-30].
Современная классификация франчайзинга представлена в работах многих авторов (см. рисунок).
В Российской Федерации франчайзинг официально называется коммерческой концессией. Отношения, возникающие в результате заключения договора коммерческой концессии, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 54, ст. 1027). Так, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в
Рисунок 1
Современная классификация франчайзинга
предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Основные особенности договора коммерческой концессии, указанные в Гражданском кодексе Российской Федерации, представлены в табл. 2.
Несомненно, в России отношения, возникающие после заключения договора коммерческой концессии, законодательно урегулированы менее
Таблица 2
Нормативное регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Статья ГК РФ Объект права Положения
1027 Стороны договора Коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей
1028 Форма и регистрация договора Заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации
1029 Субконцессия Право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии
1031 Обязанности правообладателя Передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных по договору. Обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии. Оказывать постоянное техническое и консультативное содействие. Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем
1032 Обязанности пользователя Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя. Обеспечить соответствие качества производимых на основе договора товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых правообладателем. Соблюдать инструкции и указания правообладателя. Оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) у правообладателя. Не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную информацию. Информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в связи с договором коммерческой концессии
1034 Ответственность правообладателя Несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых пользователем
1036 Изменение договора Подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ГК РФ
1037 Прекращение договора Подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ГК РФ
Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
сильно, чем в европейских странах и США. Это выдвигает особые требования к содержанию заключаемых договоров коммерческой концессии, заставляет правообладателя прописывать в договоре все аспекты будущих отношений.
Возвращаясь к исследованию С.А. Сосны и Е.Н. Васильевой [14, с. 230], следует отметить, что основные понятия, которыми оперирует российский законодатель, в общем соответствуют понятиям зарубежного законодательства о франчайзинге. Общепринятыми являются и объекты интеллектуальной собственности, прежде всего право на фирменное наименование.
Последнее толкуется в российском праве так же, как и в зарубежном, а именно: как средство индивидуализации предпринимателя, позволяющее отличить его от других предпринимателей.
В работах ученых указывается, что масштабы использования франчайзинга в российской экономике недостаточны. Отчасти это происходит из-за отсутствия полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, а также от непонимания того, что франчайзинг способен решить
многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.
Главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга В. Перков в статье «Точка зрения потребителя на коммерческую концессию»3 задается вопросом: «Бывает ли некоммерческая концессия?». И отвечает: «... пока не знаю примеров такой концессии. По логике названия Главы (здесь имеется в виду глава 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия») она должна существовать».
С одной стороны, имеется «пробел» в законодательстве, с другой стороны, исторические корни франчайзинга (берущего начало в сфере государственных услуг) указывают на применимость методов, апробированных в коммерческом секторе, к процессам управления регионами и муниципалитетами. Все это позволяет сделать вывод о том, что некоммерческая концессия при разработке адекватной теоретической и нормативной базы может быть использована для организации более эффективной системы регионального управления.
По аналогии с определениями коммерческой концессии (франчайзинга), представленными в источниках [15-19], можно дать определение некоммерческой концессии.
Некоммерческая концессия - это способ организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований (операторам), используя указанные в договоре механизмы поддержки, право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, идентичной системе управления регионом, а также технологии, информационные и иные ресурсы. Оператор обязуется действовать в рамках, определенных администрацией региона. Участие в некоммерческой концессии является бесплатным или требует незначительных взносов в фонд регионального развития.
Одной из важнейших функций органов регионального управления становится контроль за качеством оказания услуг населению и юридическим лицам. Сроки, условия, территория и другие значимые аспекты оказания услуг определяются в договоре.
Эффект достигается путем единовременного государственно-муниципального воздействия на
3 Перков В. Точка зрения потребителя на коммерческую концессию. URL: http://www.franchuniverse.ru/opinion-of-ехре:1з-2/валерий-перков/120-точка-зрения-потребителя.
те сферы жизнедеятельности общества, которые требуют приоритетного внимания в данный период времени.
На основе некоммерческой концессии региональные и муниципальные органы управления смогут строить взаимоотношения, не противоречащие гл. 8 Конституции Российской Федерации, провозглашающей самостоятельность местного самоуправления вообще и органов местного самоуправления в частности.
Упрочение связей между органами государственного и муниципального управления позволит консолидировать усилия всех уровней власти, направленные на социально-экономическое развитие, более эффективно устранять возникающие противоречия, развивать муниципальные образования в соответствии с общерегиональными тенденциями в интересах жителей всего региона, получая синергетический эффект от совместного развития.
Анализ данных, представленных на рис. 1, позволяет выделить следующие виды концессионных соглашений:
- по характеру деятельности объектов франчайзинга (франшиза на определенный вид деятельности, франчайзинг бизнес-формата);
- по количеству франшиз (корпоративный франчайзинг);
- по стратегии расширения франшизного бизнеса (дочерний франчайзинг). Географическое расширение некоммерческой концессии ограничено территорией конкретного региона;
- по структуре построения франшизной системы (районный франчайзинг или региональное представительство).
Классификация по месту правообладателя в структуре сбытового канала и стоимости франшизы неактуальна из-за отсутствия у органов управления производственной деятельности и коммерческих интересов во взаимоотношениях с муниципалитетами.
Для разработки принципов социально-экономического развития региона на основе некоммерческой концессии были взяты:
- принципы франчайзинговой деятельности4;
4 Леонов А.Е., Меньшиков АА, Иваницкий В.Л., Железнякова Н.П., Ноговицин Р.Б., Деев В.А. Нормативно-методические материалы по использованию франчайзинга в малом предпринимательстве. URL: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=128636.
- принципы регионального развития, представленные в действующей нормативной базе Российской Федерации5.
Как отмечает А.А. Уваров [20, с. 22], сфера облеченного в форму договора взаимодействия (между органами государственного и муниципального управления) не должна касаться отношений, связанных с перераспределением властных полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти. Договорная форма используется во взаимодействии между государственными и муниципальными органами власти, в частности в гражданско-правовых отношениях имущественного характера, а также для создания государственными органами необходимых правовых, организационных, материально-финансовых и других условий реализации полномочий органов местного самоуправления.
Таким образом, можно сформулировать принципы регионального развития с использованием некоммерческой концессии.
Принцип самостоятельности и независимости. В соответствии с действующим законодательством органы муниципального управления не входят в систему органов государственной власти и не находятся в прямом подчинении региональных органов управления. Но поскольку основные цели деятельности органов регионального и муниципального уровня совпадают, а благополучие населения территории во многом зависит от благополучия населения сопредельных территорий, необходимо действовать сообща для ускорения позитивного социально-экономического развития территорий.
Общей целью заключения некоммерческого концессионного соглашения является повышение благосостояния населения региона. Общие «правила игры» устанавливаются региональными органами управления (правообладателями). Использование данного принципа будет способствовать согласованию интересов муниципальных образований между собой и с органами управления регионом.
5 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
Принцип качества. Повышение качества предоставляемых населению и бизнесу услуг - это решающий фактор заключения некоммерческого концессионного соглашения при условиях:
- соблюдения интересов всех поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (включая муниципальные учреждения), которые должны стремиться повышать качество, минимизируя при этом затраты бюджетных средств;
- выполнения требований населения и бизнеса, ожидающих от органов управления качественных и в первую очередь своевременных услуг.
Принцип постепенного сотрудничества. Прежде чем внедрять «франчайзинг формата» во взаимоотношения между органами государственного и муниципального управления, можно опробовать более простые формы сотрудничества. У органов государственной власти будет возможность оценить потенциал муниципальных образований в развитии различных сфер, контролируемых органами муниципального управления, а у муниципалов будет возможность постепенно входить в проект, оптимизируя и собственную структуру, и взаимоотношения с основными контрагентами. Кроме этого, вначале данный вид взаимоотношений целесообразно предложить наиболее развитым в социально-экономическом плане и, желательно, несложносоставным муниципалитетам, а затем, с учетом поправок, вносимых в ходе совместной работы, распространять некоммерческую концессию на другие муниципальные образования субъекта Российской Федерации.
Принцип параллельности развития. «Баланс качества» оказываемых различными муниципалитетами услуг позволяет сгладить внутреннюю конкуренцию, сконцентрировать усилия на совместном развитии. Данный принцип позволяет предотвратить переток населения из менее благополучных муниципальных образований в более благополучные. Концессионная сеть должна охватывать все поселения района или все районы города.
Принцип свободного волеизъявления. Все крупные муниципальные образования создают собственные стратегические документы, но на основе шаблонов, подготовленных органами регионального управления. А стратегическое партнерство с другими муниципальными образованиями, закрепленное в нормативной базе, позволит усилить
конкурентные позиции по сравнению с другими регионами. Закрепленные в шаблонах принципы также позволят снять внутреннюю конкуренцию и нацелить муниципалитеты на совместное достижение стратегических целей. Особенности стратегического планирования в каждом конкретном муниципальном образовании могут быть свои, как и наборы приоритетных отраслей (возможно, определенных с помощью региональных органов власти).
Принцип открытости. Добросовестность исполнения концессионного соглашения и исполнения обязанностей, возложенных на государственные и муниципальные органы управления, позволит повысить качество предоставляемых услуг и планировать развитие как всей системы управления, так и ее отдельных
Таблица 3
Сравнение франчайзинга и некоммерческой концессии
элементов, повысит адаптивность муниципальных образований к изменениям внешней среды.
Далее предлагается рассмотреть преимущества, которые получат регионы и муниципалитеты от использования инструментов некоммерческой концессии. Для этого необходимо выделить преимущества и недостатки, свойственные коммерческой концессии, представленные в научной литературе, и определить, в какой степени они будут воздействовать на текущую деятельность и взаимодействие органов регионального и муниципального управления. Поскольку преимущества и недостатки коммерческой концессии наиболее полно отражены в исследованиях М. Мендельсона [13, с. 21-23], основные параметры сравнения, представленные в табл. 3, были взяты из указанных источников.
Параметры
Франчайзинг
Некоммерческая концессия
Преимущества
Для правообладателя
Открытие новой точки не требует привлечения капитала и трудовых ресурсов головной фирмы Региональная администрация не затрачивает средств, поскольку на местах администрации уже сформированы
Оператор отвечает за повседневные операции, осуществляет на месте управление хозяйственной деятельностью и представляет интересы головной фирмы, им движет интерес собственника, а не наемного управляющего Муниципалитет отвечает за операции и представляет интересы региональной администрации, но в результате выборности заинтересован в наилучшем исполнении своих обязанностей
Оператор заинтересован в минимизации затрат и максимизации продаж Заинтересованность муниципалитетов в минимизации затрат и повышении качества услуг
Оператор проводит набор, обучение, использует систему мотивации и руководит своим персоналом Муниципалитет самостоятельно управляет персоналом администрации
Степень риска сводится к минимуму за счет того, что собственный капитал участвует в расширении бизнеса в минимальной степени Финансового риска для администрации региона нет, региональный капитал не участвует в расширении сети
Освоение новых территорий не затруднено, поскольку у операторов есть знание местных условий Осваивать новые территории не требуется, а муниципалитеты знают местные условия
Можно использовать материальную базу и ресурсы франчайзера, что влияет и на скорость развития бизнеса Материальная база и ресурсы региональной администрации используются оптимально
Можно продавать операторам свои торговые точки для получения дополнительного капитала Возможность передачи функций государственных органов управления на муниципальный уровень
Имя франшизы защищено как товарный знак На наименование региональной администрации никто не покушается
Накопление опыта происходит за счет использования информации от своей региональной сети Накопление опыта за счет использования информации от своей региональной сети
Для оператора
Увеличение прибыли действующих предприятий происходит при включении во франшизную сеть
Повышение эффективности за счет использования информационных и иных ресурсов региональной администрации, комплементарности структур
Продолжение табл. 3
Параметры
Франчайзинг
Некоммерческая концессия
Оператор управляет небольшим собственным предприятием, пользуясь преимуществами, которые доступны только крупным предприятиям
Оператор (муниципальная администрация) осуществляет управление муниципалитетом с использованием преимуществ, доступных только администрациям регионов
Покупка надежного готового бизнеса, завоевавшего определенную нишу и зарекомендовавшего себя. Наличие торговой марки дает возможность оператору пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака
Распространение авторитета региональной администрации на муниципальные позволяет повысить престиж и значимость муниципалитета в глазах жителей и представителей бизнес-сообщества
Получение стандартного пакета документации, курса обучения, обеспечение необходимых консультаций
Получение типовых документов, обучение и консультации
Бизнес считается более надежным (по сравнению с обычными малыми предприятиями), банки, лизинговые компании, другие финансовые институты более охотно работают с операторами
Финансовые институты более активно участвуют в финансировании муниципальных проектов благодаря наличию региональных гарантий
Возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков
Возможность объединения закупок для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов, что предполагает снижение стоимости товаров и услуг
Выгода от исследований франшизодателя, направленных на совершенствование бизнеса, связанных с технологическими изменениями и изучением рынка
Доступ к информации, полученной в ходе исследований региональными органами или специализированными организациями по заказу этих органов
Меньший риск банкротства, чем у обычного малого предприятия, поскольку оказывается помощь со стороны франшизодателя
Сокращение риска неплатежеспособности благодаря предоставлению региональных гарантий
Недостатки Сохраняется независимость при принятии решений
Сохраняется независимость при принятии решений
Развитие у оператора чувства независимости
Выход из системы управления невозможен так же, как и полная независимость
Необходимость обеспечения выполнения стандартов качества по всей сети, плохая репутация одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети
Репутация муниципальных органов управления практически не оказывает влияния на репутацию региональных органов и всей сети. Существует возможность смены не справляющихся со своими обязанностями лиц путем муниципальных выборов
Отсутствие у оператора заинтересованности в развитии после достижения определенных результатов
Муниципальные органы управления всегда заинтересованы в продолжении своей деятельности и, следовательно, в развитии
Построение эффективного общения, в частности проблема несовместимости оператора и контактного лица франчайзера
Возможность замены контактных лиц как у правообладателя, так и у оператора
Возможность конкуренции между оператором и франчайзером после расторжения договора
Конкуренция невозможна, система органов сохраняется после прекращения некоммерческой концессии
Проблемы выбора операторов, их надежности, в частности доступ оператора к коммерческим секретам
Муниципальные органы управления избирает народ, выбора нет. Доступ к информации ограниченного пользования регламентируется законодательством, что предусматривает административную и иную ответственность
Сложность контроля и доведения качества товаров и услуг оператора до среднефирменного уровня (помещения, оборудование)
Контроль упрощен, поскольку в регионе ограниченное количество муниципалитетов, качество услуг должно быть единым в соответствии с законодательством
Меньшая прибыль от оператора, чем от собственного подразделения
Извлечение прибыли не является целью деятельности органов управления
Проблема с достоверностью отчетности франшизополучателей
Возможность контроля. Большинство показателей аккумулируется органами государственного управления
Окончание табл. 3
Параметры Франчайзинг Некоммерческая концессия Проблемы с набором необходимого Органы муниципального управления уже количества подходящих операторов сформированы Для оператора
Необходимость иметь начальный капитал Начальный капитал не требуется
Обязанность соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества Обязанность сохраняется, но взаимодействие присутствует и без концессии
Определенная потеря свободы при работе во франшизной системе Большинство органов местного самоуправления не имеет полной самостоятельности из-за дотационности бюджетов
Договор франчайзинга обычно заключается на относительно большой срок, что не дает возможности расторгнуть его без существенных материальных потерь Расторжение договора некоммерческой концессии не имеет смысла, а в случае расторжения финансовых потерь нет
Возможность продажи франшизного бизнеса и перехода управления к новому франшизодателю, а также изменение политики компании и франшизных процедур Продажа некоммерческой концессии другому владельцу невозможна
Потеря репутации франшизодателя ведет к потере репутации владельца франшизы Репутации органов регионального и муниципального управления менее взаимосвязаны
Проблемы взаимодействия франшизного бизнеса с другим бизнесом оператора У муниципалитета не может быть другой деятельности
Преимущества Что дает обществу
Культуру ведения бизнеса Культуру управления
Решение проблемы занятости населения Занятость путем создания условий для развития бизнеса
Новые технологии на службе малого бизнеса Информационные ресурсы на службе муниципалитетов и населения
Большую узнаваемость продукта и услуги Повышение популярности органов управления
Развитие франчайзинга связано с развитием Развитие регионов и муниципалитетов определяет
национальной экономики в целом развитие национальной экономики
Источник: данные [13, с. 21-23].
Сравнительный анализ сильных и слабых сторон коммерческой концессии и проецирование их на некоммерческую концессию позволяют сделать следующие выводы:
- все преимущества, свойственные коммерческой концессии, актуальны и для некоммерческой;
- недостатки коммерческой концессии либо не оказывают существенного влияния на участников некоммерческой концессии, либо вообще неактуальны для них;
- общественный эффект от внедрения концессии сохраняется как в коммерческом, так и в некоммерческом секторах;
- инструменты концессии применимы для взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
О т з а к л юч е н и я д о г о в о р о в н е ко м м е р ч е с ко й концессии выигрывают все участники, так как повышается управляемость региональной
экономики. Это особенно актуально для регионов, в которых в настоящее время наблюдается негативная социально-экономическая динамика и требуются незамедлительные совместные действия всех органов управления, направленные на изменение сложившейся ситуации. Повышение управляемости также подразумевает подстройку систем муниципального управления под систему управления на уровне региона, и в первую очередь в разрезе структуры органов управления, поскольку одним из существенных препятствий для развития российской экономики в целом и региональных экономик в частности является разнородность состава систем управления регионального и муниципального уровней.
Объединение усилий и интеграция систем управления региональных и муниципальных органов власти позволят достигнуть значительного прогресса в развитии подконтрольных территорий.
Список литературы
1. Малков К.Б. Особенности стратегического менеджмента в государственном и бизнес-управлении: общее и особенное // Экономические науки. 2008. № 39. С. 192-197.
2. Ажлуни А.М. К вопросу о повышении эффективности использования инновационных технологий в государственном управлении и бизнесе // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 1. С. 29-32.
3. Маскаева И.И. Идея менеджмента государственной службы как элемент реформы государственного управления // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 9. С. 94-98.
4. Норман У., Хит Д. Теория интересов, корпоративное управление и государственный менеджмент // Экономическая политика. 2006. № 4. С. 73-97.
5. Квасов И.Н., Кузнецова О.П. Частно-государственное партнерство как фактор развития предпринимательства в системе государственного и муниципального управления: монография. Омск: ОГТУ, 2009. 135 с.
6. Житкова Е.Л. Согласование интересов города и региона (опыт Краснодарского края) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 1. С. 108-122.
7. АсаулА.Н., БалакинаГ.Ф., СоянМ.К. Современные парадигмы региональной экономики // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 257-260.
8. Спицын В.В. Маркетинг как инструмент инновационно-инвестиционного развития региона: монография. Саарбрюкен: Ламберт академик паблишинг, 2011. 124 с.
9. Гагарина Г.Ю. Сетевые структуры и их роль в формировании и развитии пространственной интеграции экономики регионов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5. С. 17-19.
10. Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 67-82.
11. Кожевина О.В. Зарубежная практика использования организационных моделей управления эффективностью в государственном секторе экономики // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-9. С. 2027-2031.
12. Стрелец И.А. Концепция электронного правительства и ее практическая реализация // США и Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 5. С. 90-103.
13. МендельсонМ. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли Интернэшнл. 1995. 121 с.
14. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия: монография. М.: Академкнига, 2005. 375 с.
15. Щедрин А.В. Франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона // Управленческое консультирование. 2013. № 5. С. 147-152.
16. Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: монография. Ростов н/Д: РГЭУ, 2011. 254 с.
17. Непомнящая И.С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. 2014.№ 3. С. 52-55.
18. Филина Ф.Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности: монография. М.: ГроссМедиа, 2008. 189 с.
19. Анасенко Е.В. Методические подходы к развитию франчайзинговых систем // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 64-67.
20. Уваров А.А. Муниципальные и государственные органы власти: формы сотрудничества и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2. С. 19-26.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
NON-PROFIT CONCESSION AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgenii V. ORLOV
Kostroma State Technological University, Kostroma, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 28 April 2015 Accepted 12 May 2015
Keywords: non-commercial concession, socio-economic development, principles, advantages, regional, municipal, government
Abstract
Importance The article analyzes the tools for development of regions and municipalities of the Russian Federation.
Objectives The purpose of the article is to reason the possibility and the need to use a tool such as concession.
Methods The theoretical basis of the paper was scientific and research literature and normative documents.
Results The paper considers one of the most used methods of business development since the early 1990's, franchise, called the commercial concession in Russian legislation. The paper provides a definition of non-profit concession as a means of organization and development of region management, where the administration of the region passes the administrations of the municipalities the right to provide public services through the management system. In addition, I specify the principles of non-commercial concessions and traditional management systems of regions of the Russian Federation. I have organized the views of scholars and practitioners on the use of concessional instruments in relations between regional and municipal authorities. Conclusions and Relevance I concluded that the most effective development tool, proven to be effective in business, is a non-profit concession. The results of this research can be used to develop the relationship of regional and municipal authorities and the further development of specific methods and mechanisms of such interaction.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Malkov K.B. Osobennosti strategicheskogo menedzhmenta v gosudarstvennom i biznes-upravlenii: obshchee i osobennoe [Features of strategic management in State and business management: general and particular].
Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2008, no. 39, pp. 192-197.
2. Ajluni A.M. K voprosu o povyshenii effektivnosti ispol'zovaniya innovatsionnykh tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii i biznese [To the question of effectiveness increase of using the innovation technologies in State management and business]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, 2008, no. 1, pp. 29-32.
3. Maskaeva I.I. Ideya menedzhmenta gosudarstvennoi sluzhby, kak element reformy gosudarstvennogo upravleniya [Idea of management in the public service as an element of the public administration reform].
Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta = The Immanuel Kant Baltic Federal University Vestnik, 2007, no. 9, pp. 94-98.
4. Norman W., Heath J. Teoriya interesov, korporativnoe upravlenie i gosudarstvennyi menedzhment [Stakeholder Theory, Corporate Governance and Public Management]. Ekonomicheskayapolitika = Economic Policy, 2006, no. 4, pp. 73-97.
5. Kvasov I.N., Kuznetsova O.P. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo kakfaktor razvitiya predprinimatel 'stva v sisteme gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: monografiya [Public-private partnership as a factor of development of business in the system of public and municipal administration: a monograph]. Omsk, Omsk State Technical University Publ., 2009, 135 p.
6. Zhitkova E.L. Soglasovanie interesov goroda i regiona (opyt Krasnodarskogo kraya) [Coordination of interests of the city and the region (the Krasnodar Krai's experience)]. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2008, no. 1, pp. 108-122.
7. Asaul A.N., Balakina G.F., Soyan M.K. Sovremennye paradigmy regional'noi ekonomiki [Contemporary paradigms of the regional economy]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no.4, pp. 257-260.
8. Spitsyn V.V. Marketing kak instrument innovatsionno-investitsionnogo razvitiya regiona: monografiya [Marketing as an instrument of innovative and investment development of the region: a monograph]. Saarbrucken, LAMBERT Akademik Publ., 2011, 124 p.
9. Gagarina G.Yu. Setevye struktury i ikh rol' v formirovanii i razvitii prostranstvennoi integratsii ekonomiki regionov [Network structures and their role in shaping and development of regional economic integration].
Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial 'no-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Social and Economic University, 2012, no. 5, pp. 17-19.
10. Pilyasov A. Politicheskie i ekonomicheskie faktory razvitiya rossiiskikh regionov [Political and economic factors of Russian regions' development]. Voprosy Economiki, 2003, no. 5, pp. 67-82.
11. Kozhevina O.V. Zarubezhnaya praktika ispol'zovaniya organizatsionnykh modelei upravleniya effektivnost'yu v gosudarstvennom sektore ekonomiki [Foreign experience of using organizational models of performance management in the public sector]. Fundamental 'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 11-9, pp.2027-2031.
12. Strelets I.A. Kontseptsiya elektronnogo pravitel'stva i ee prakticheskaya realizatsiya [The concept of electronic government and its practical realization]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul 'tura = USA and Canada: Economy, Policy, Culture, 2003, no. 5, pp. 90-103.
13. Mendelsohn M. Rukovodstvopofranchaizingu [The Guide to Franchising]. Moscow, Sibli Interneshnl Publ., 1995, 121 p.
14. Sosna S.A., Vasil'eva E.N. Franchaizing. Kommercheskaya kontsessiya: monografiya [Franchise. Commercial concession: a monograph]. Moscow, Akademkniga Publ., 2005, 375 p.
15. Shchedrin A.V. Franchaizing kak mekhanizm integratsii propul'sivnogo klastera v ekonomiku regiona [Franchise as a mechanism of integration of a propulsive cluster in regional economy]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consultation, 2013, no. 5, pp. 147-152.
16. Omel'chenko T.V., Samofalov V.I Franchaizing v sisteme vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti regiona: monografiya [Franchise in the system of foreign economic activity of the region: a monograph]. Rostov-on-Don, Rostov State Economic University Publ., 2011, 254 p.
17. Nepomnyashchaya I.S. Kommercheskaya kontsessiya ili franchaizing: problema definitsii [Commercial concession or franchise: the definition problem]. Obshchestvo i pravo = Society and Law, 2014, no. 3, pp.
18. Filina F.N. Franchaizing: pravovye osnovy deyatel'nosti: monografiya [Franchise: legal bases of activity: a monograph]. Moscow, GrossMedia Publ., 2008, 189 p.
19. Anasenko E.V. Metodicheskie podkhody k razvitiyu franchaizingovykh sistem [Methodological approaches to the development of franchise systems]. Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Bulletin of National Academy of Tourism, 2012, no. 1, pp. 64-67.
20. Uvarov A.A. Munitsipal'nye i gosudarstvennye organy vlasti: formy sotrudnichestva i vzaimodeistviya [Municipal and governmental bodies: forms of cooperation and interaction]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-Government, 2002, no. 2, pp. 19-26.
52-55.