Научная статья на тему 'Неклассический дискурс телесности в свете идеи постчеловека'

Неклассический дискурс телесности в свете идеи постчеловека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тело / телесные практики / постиндустриальный социум / трансгуманизм. / Body / bodily practices / post-industrial society / transhumanism.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баниже Олег Николаевич

В статье рассматривается идея постчеловека, которая в философии тесно связана с идеологией и культурой современных социумов, с практиками телесности и перспективами развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONCLASSICAL DISCOURSE OF CORPORALITY IN THE LIGHT OF THE IDEA OF THE POST-PERSON

The article discusses the idea of a postman, which in philosophy is closely connected with the ideology and culture of modern societies, with the practices of corporality and the prospects for human development.

Текст научной работы на тему «Неклассический дискурс телесности в свете идеи постчеловека»

ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА

RAR УДК 008 ББК71

НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ТЕЛЕСНОСТИ В СВЕТЕ ИДЕИ ПОСТЧЕЛОВЕКА

Баниже Олег Николаевич,

независимый исследователь, ул. Красная, 28, г. Краснодар, 350063 e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается идея постчеловека, которая в философии тесно связана с идеологией и культурой современных социумов, с практиками телесности и перспективами развития человека.

Ключевые слова

Тело, телесные практики, постиндустриальный социум, трансгуманизм.

60

Основная задача статьи — рассмотреть практическую проекцию идей неклассической антропологии. Прогресс индустриализма, а с середины ХХ в. и постиндустриализма способствовал усилению тенденций массового, материалистического мировоззрения в различных вариантах — гедонистических, технократических, аскетических, прагматических. Этому способствовал как материальный прогресс жизни, так и стремительное развитие биологии, медицины, психологии, демографии, социологии,этнологии, кибернетики, информатики. Мировые катаклизмы ХХ в. подорвали доминирование мировоззрения духовности и способствовали утверждения соматической доминанты культуры, которая утвердилась в массовой культуре.

В различных культурных практиках и повседневности эти тенденции проявлялись по-разному. Назовем некоторые из них.

В ХХ-ХХ1 вв. стремительно развивается такая зрелищная и силовая практика как спорт. Она хорошо сочетается как с тенденциями к экономическому прогрессу, так и с ценностями милитаризации как маскулинной, так и фемин-ной культуры. Развитию спорта способствует Олимпийское движение, а также возникновение все новых и новых форм мировых состязаний. Искусство становится все более зрелищным с эротической точки зрения, пропагандирует раскованное поведение и общение. В начале ХХ в. в стране Советов рождается сексуальная революция, которая потом находит свое продолжение в сексуальной революции 60-х годов ХХ в. на Западе и в гендерной революции конца ХХ начала XXI в.

В философии и идеологическом процессе вообще это нашло выражение в антропологическом повороте, в победе антропоцентрического

мировоззрения, которая трактовалась как небывалый прогресс и возврат к утраченной идее человека. «Философия» такого рода нашла свое выражение в массовом искусстве, в кино, эстраде. В социалистической идеологии СССР эта тенденция развивалась под эгидой идеи народности, народного благосостояния, на Западе — под эгидой массового общества и общества потребления и сверх потребления.

Однако идеи модернизации в обществе ХХ-XXI в. настолько велики, что начинается обнаруживаться «хрупкость», «непрочность» человеческого тела1, получает развитие идея деконструкции телесности в виде ее преодоления в образе постчеловека. Даже ассимиляция идей восточных духовных практик осуществляется сквозь фильтр развития телесности, холистических идей о неразрывности духа и тела, и их неотрывности от бесконечного Универсума.

Различные виды искусства, — театр, эстрада, изобразительное искусство и пр., — эволюционируют в сторону синтеза искусств и ассимиляции телесности через танец, гимнастику, перфоманс и пр. Все это также интегрируется с техническими достижениями, приспособлениями, устройствами и в связи с усиливающимися тенденциями либерализма и эгоизма приобретает направленность на модернизацию человеческого тела: техники ухода за телом (диета, гигиена), техники строительства тела в бодибилдинге, фитнесс, медицинское вмешательство и переконструирование телесности, медикаментозные практики, идеи коэволюции человека и биоорганической и технической проекций человека — киборги и пр. Все эти разнообразные практики уживаются в общественном сознании вместе благодаря тому, что беспрецедентный рост семиозиса2, и рекламных практик имиджевого манипулирования способствуют формированию технократического мифа, в котором наука, миф, религия, искусство, реальное и виртуальное, рациональное и иррациональное дружно уживаются в знаковом синкрезисе постмодернистского нео-мифологизма. Этот неклассический культурно-

1 Москва-2030: как столица планирует развивать цифровую инфраструктуру. (2018) [Электронный ресурс] // URL.https:// bloomchain.ru/blockchain-fintech/moskva-2030-kak-stolitsa-planiruet-razvivat-tsifrovuyu-infrastrukturu/(дата обращения 09.09.2018)

2 Харрари Ю. Н. HOMO DEUS: Краткая история будущего. М.: Издательство «Синдбад», 2018. 580 с.

идеологический дискурс синкретически-миксер-ного сознания, с доминированием на телесность получил название постмодернизма. Подготовка нового антропологизма была осуществлена в философии иррационализма, в философии Ницше, фрейдизме, экзистенциализме.

Идея постчеловека и сопутствующая ей идеология трансгуманизма воспринимается в современном мире как руководство к практическому воплощению образа сверхчеловека. Современные крупнейшие в мире предприниматели и инициаторы многих стартапов С. Альтман, И. Маск готовы инвестировать сотни тысяч и миллионы долларов в проекты, которые будут способствовать как преодолению физических недостатков, болезней, так и достижению долгой здоровой жизни и даже бессмертия. Идеология трансгуманизма является как бы промежуточной формой идеологии от человека к более совершенному постчеловеку. Организация Humanity+ определяет трансгуманизм так: переход между нынешним человеком и «человеком 2.0». В лабораториях И. Маска идет работа над созданием нейрокомпьютера, общение с которым человек будет достигать без посредства каких-либо приборов, непосредственно.

В России локомотивом в области реализации программы «электронный город» является Москва. Уже сейчас 90% её жителей использует Интернет. Здесь разрабатываются и внедряются инфраструктуры «умных» домов и городов на основе «глобальных мегатрендов». Так, в медицине к 2030 году намечается внедрение в практику экзоскелетов и нанороботов, искусственного интеллекта, больших данных и пре-диктивной аналитики, технологии виртуальной и смешанной реальности. Естественно, что эта модель будет задавать в России тренд для «Умного города» в России. Модель сопрягает город уже не просто с человеком, как жителем города, а с постчеловеком, поскольку речь идет об индивиде как органическом носителе достижений новых технологий.

Юваль Харрари в своих футурологических книгах пишет о том, что современники могут быть одним из последних поколений Homo sapiens. Через 50-100 лет облик человека и животных кардинальным образом изменится. Это произойдет благодаря технологиям, которые уже есть сейчас (генная модификация) и которые появятся в будущем. Современные технологии

61

уже дошли до той точки, когда научились, в какой-то мере, считывать информационные коды организмов. Параллельное развитие компьютеризации и биологии (нейробиология и пр.) ведет к тому, что будет создан высокосовершенный биометрический сенсор, который будет декодировать электрохимические сигналы и переводить их в знание и алгоритмы. Человек будущего конструируется на пути биоинженерии, на пути комбинирования человека и компьютерных технологий, а также на пути создания принципиально новой неорганической модели интеллектуального существа. Но даже без этого, уже сейчас явно продвижение развитых стран в эру роботов: на 10000 рабочих мест в Корее 631 робот, в Турции 23, в Греции, которая фигурирует как отсталая страна Евросоюза — 17 роботов, в России — 3.

Государства, ориентированные на будущее в контексте трансгуманизма, активно используют робототехнику. Проблему «лишней» рабочей силы они склонны решать путем выплаты дополнительных пособий за то, чтобы люди не трудились.

Таким образом, неклассические идеи телесности оказались тесно связаны с технократическими идеями и практиками «усовершенствования» человека, его телесности, интенсивного развития роботов, идеологии трансгуманизма и практик конструирования постчеловека. Адепты трансгуманизма полагают, что в идеологии

усовершенствования человеческой телесности содержится большой потенциал для развития человека в целом, что его реализация будет способствовать прогрессу человека, как на социальном, так и на индивидуальном уровне при наличии гуманистических ценностей. Но это последнее, важнейшее обстоятельство — сохранение приверженности гуманистическим ценностям в условиях внедрения трансгуманистических технологий, является мало вероятным, как противоречащее роботоориентированному целепо-лаганию трансгуманизма, что делает сомнительным представление об эффективности практики трансгуманизма в деле совершенствования человека и человеческого общества. Некоторые прогнозы небезосновательно допускают порабощение человека новым технократическим тоталитаризмом.

Список литературы

1. Москва-2030: как столица планирует развивать цифровую инфраструктуру. (2018) [Электронный ресурс] // URL.https:// bloomchain.ru / blockchain-fintech/ mosk-va-2030-kak-stolitsa-planiruet-razvivat-tsi-frovuyu-infrastrukturu/(дата обращения 09.09.2018)

2. Харрари Ю. Н. HOMO DEUS: Краткая история будущего/Ю. Н. Харрари. М.: Издательство «Синдбад», 2018. 580 с.

62

NONCLASSICAL DISCOURSE OF CORPORALITY IN THE LIGHT OF THE IDEA OF THE POST-PERSON

Banizhe Oleg Nikolaevich,

Independent researcher. Krasnay st., 28, Krasnodar, Russia, 350063, e-mail: [email protected]

Abstract

The article discusses the idea of a postman, which in philosophy is closely connected with the ideology and culture of modern societies, with the practices of corporality and the prospects for human development. Keywords

Body, bodily practices, post-industrial society, transhumanism.

RAR УДК 7.01 ББК 85

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОФИГУРНЫХ СЮЖЕТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ДЕКОРАТИВНОМ ОФОРМЛЕНИИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТКАНЕЙ XVIII ВЕКА

Кортович Андрей Владимирович,

доцент кафедры Графического дизайна института Бизнеса и дизайна.

Протопоповский переулок, дом 9, город Москва, Россия, 129010

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается эволюция сюжетно-композиционного пространства ручного декорирования русских тканей XVIII века. Особое внимание уделено композиционным связям и параллелям в оформлении русских и западноевропейских набивных и вышитых тканей. Подробно рассматриваются основные принципы построения сюжетных композиций, основанных на традиционных и новаторских изобразительных приемах XVIII века.

Ключевые слова

Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиции ручного декорирования, орнамент, текстиль, лубок, набойка, вышивка.

Многие исследователи русского народного искусства отмечали его сложную природу и содержание. Это явление настолько обширное, пронизывающее абсолютно все социальные слои, что до сих пор не было четко сформулировано его определение, которое удовлетворяло бы ученых различных областей современной науки. Народное искусство творили живые люди согласно своим эстетическим идеалам. В прикладные произведения, создававшиеся для повседневных нужд, мастер вкладывал часть своей собственной жизни — свои чувства, желания, отношение к окружающей природе, наблюдательность, память. Поэтому любое произведение народного искусства является полноценным образом, наполненным жизненной энергией. В каждом произведении ощущается живой след руки мастера-художника, что создает уникальность. Можно сравнить народное искусство с живым организмом. Оно никогда не находится в статичном состоянии, поскольку сердцем его является соединение индивидуальных импровизаций художника с ве-

ковыми традициями социума. «Народное искусство, будучи одним из проявлений духовной жизни, является отражением сознания определенной социальной среды и обязывает рассматривать и изучать его не изолированно, а в разрезе определенной исторической эпохи, в связи с известными формами развития, т. е. на основе определенного бытия, определяющего сознание и понимание данной среды»1.

Изучая художественные произведения народного искусства XVIII века, следует учитывать их происхождение — городское (посадское, крупных торговых сел и слобод) и деревенское (крестьянское). Города возникали, как правило, на территориях с благоприятными условиями для занятий ремеслами и рельефом местности, обеспечивающим жителям относительную безопасность и выход к водным путям. Это создавало появление важных торгово-экономических связей и развитие коммуникации между

1 Темерин С. М. Русское народное искусство узорного ткачества. М.,1946. С. 34.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.