НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается место негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе РФ, анализируется динамика показателей, характеризующих деятельность негосударственных пенсионных фондов, выделяются их функции и приводится классификация таких фондов в РФ. Выделяются проблемы, ограничивающие развитие негосударственного пенсионного страхования в России.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, пенсионная система, негосударственное пенсионное обеспечение.
PRIVATE PENSION FUNDS AS AN ELEMENT OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM
Annotation. The article discusses the place of private pension funds in the pension system of the Russian Federation, the dynamics of indicators characterizing the activity ofprivate pension funds. It identifies key functions ofprivate pension funds and their classification. It discusses problems limiting the development of private pension funds in Russia.
Keywords: private pension funds, pension system, private pension coverage.
Современный этап социально-экономического развития РФ характеризуется ростом количества пенсионеров при относительном снижении количества трудоспособного населения. Такое положение вещей в теории общественных финансов получило название современного кризиса пенсионных систем или пенсионного кризиса. В 2014 г. численность населения РФ в возрасте старше трудоспособного составила 33,788 млн чел. или 23 % ко всему населению. И в том же 2014 г. численность пенсионеров составила 41,456 млн чел., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 4,4 % [5]. Эти данные отражают еще одну (специфическую) сторону кризиса пенсионной системы РФ: существует множество категорий граждан, выходящих на пенсию ранее официально установленного возраста.
Наиболее значимой причиной пенсионного кризиса является общее старение населения, вызванное увеличением продолжительности жизни. Другая причина - устойчивое падение рождаемости. Эти демографические тенденции характерны для всех развитых стран. Особенно ярко они проявляются в Европе. Если названые тенденции сохранятся, то в перспективе фискальная нагрузка на работающее поколение существенно возрастет. Помимо необходимости обеспечивать выплату пенсий пенсионерам, перед работающим поколением стоит задача обеспечивать состарившихся сограждан еще и обязательным набором общественных услуг, производство которых финансируется за счет налогов. С учетом того, что общественные услуги регулярно дорожают, налоговое бремя увеличивается более быстрыми темпами, чем происходит изменение возрастной структуры населения. Несбалансированность источников финансирования и потребностей в финансовых ресурсах для производства общественных услуг ярко проявляется не только в пенсионном обеспечении, но и в медицинском обслуживании населения, включая пенсионеров, в образовании и др.
В РФ коэффициент замещения (соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы) составил в 2014 г. 33,2 %, в то время как в 2010 г. аналогичный показатель был 35,7 % [5]. Коэффициент замещения снизился. При этом согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) коэффициент замещения должен составлять не менее 40 % утраченного заработка гражданина, а в развитых странах коэффициент замещения пре-
УДК 336.57 Л.В. Токун Л.А. Хачумова
Ludmila Tokoun Lyusine Khachumova
© Токун Л.В., Хачумова Л.А., 2015
вышает 50 %. Так, во Франции, Японии и США коэффициент замещения примерно соответствует 50 % прежнего заработка, в Швеции и Германии - 65 %, Италии и Испании - 90 % [4]. Опыт развитых стран доказывает, что для обеспечения адекватного коэффициента замещения в РФ необходимо развитие и государственного, и негосударственного пенсионного страхования, потому что одно только государственное пенсионное страхование не позволит российским пенсионерам достичь необходимого уровня замещения.
На конец 2014 г. в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) было застраховано 22,065 млн чел, что составляет порядка 30 % от численности занятого населения РФ. При этом 19,967 млн чел. (86,4 %) приходится на 20 крупнейших фондов, среди которых НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Китфинанс», НПФ «Благосостояние ОПС» и др. Численность застрахованных в ПФР составило 51,9 млн чел. В мае 2015 г. численность лиц, застрахованных в НПФ, увеличилась до 28,3 млн чел. за счет поступления в фонды средств пенсионных накоплений по переходным кампаниям 2013-2014 гг. Средний счет в НПФ на конец 2014 г. составлял 51,1 тыс. руб., а в ПФР - 37,4 тыс. руб. [6]. В таблице 1. представлена динамика основных показателей деятельности НПФ в России за 20112014 гг.
Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности НПФ в РФ
Показатель Годы Среднегодовой темп роста
2011 2012 2013 2014
Имущество фонда, млн руб. 1200,573 1550,472 2063,235 2187,336 22 %
Имущество для страхования уставной деятельности (ИОУД), млн руб. 99,182 109,942 127,504 92,572 -2 %
Пенсионные резервы, млн руб. 700,314 758,073 831,641 900,095 9 %
Пенсионные накопления, млн руб. 393,786 668,690 1086,277 1128,945 42 %
Количество застрахованных, тыс. чел. 11,876 16,570 22,186 22,066 23 %
Источник: подготовлено по данным [6].
Практически все показатели деятельности НПФ показывают устойчивый рост. Так, величина пенсионных накоплений за последние четыре года в среднем росла на 42 % в год, количество застрахованных человек в среднем росло на 23 % в год, величина пенсионных резервов росла в среднем на 9 % в год, имущество фондов увеличивалось в среднем на 22 % в год [6]. Это свидетельствует о растущем значении НПФ в России. Все большее число граждан РФ осознает слабость государственной пенсионной системы и стремится застраховаться от снижения уровня жизни в преклонном возрасте.
По мнению специалистов, негосударственные пенсионные фонды в России выполняют ряд важных функций: социальную, страховую, сберегательную и инвестиционную [1; 2; 4]. Многие авторы считают, что социальная функция негосударственных пенсионных фондов заключается в обеспечении материального возмещения утраченной заработной платы гражданам, достигшим пенсионного возраста. Данная функция выполняется как ПФР, так и негосударственными пенсионными фондами. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют эту функцию посредством выплат накопительной части трудовой пенсии, а также посредством выплат пенсий в рамках договоров корпоративного пенсионного страхования и частного пенсионного страхования. Опираясь на теорию финансов, мы бы назвали данную функцию обеспечивающей. Считаем также, что НПФ присуща и социальная функция, которая, по нашему мнению, заключается в том, что благодаря НПФ сохраняется принадлежность пенсионера к прежнему социальному слою.
Страховая функция негосударственных пенсионных фондов заключается в обеспечении страховой защиты населения. Страхование по сути является способом управления рисками. НПФ осуществляют страхование риска снижения личных доходов после окончания трудовой деятельности. Сберегательная функция заключается в том, что средства граждан на регулярной основе сберегаются, накапливаются и сохраняются в течение длительного времени. Инвестиционная функция реализуется негосударственным пенсионным фондом путем привлечения средств пенсионных накоплений и резервов и размещения их в различные финансовые инструменты, в том числе и в долгосрочные проекты. По мнению В.Д. Роика, средства НПФ идеально подходят для финансирования долговременных инвестиционных проектов, имеющих большую социальную значимость и способствующих долговременному экономическому росту [3, с. 56]. Функции НПФ отвечают представлениям о функциях финансов в целом, а также функциям отдельных видов финансовых отношений. В целом, функции НПФ направлены на стабилизацию доходов граждан и укрепление социальной стабильности.
НПФ представляют собой часть более общей системы, а именно пенсионной системы в целом. Необходимо разобраться в том, какое место и роль отведены НПФ в пенсионной системе РФ. Место негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе РФ схематично представлено на рисунке 1. Основными элементами пенсионной системы РФ являются Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, государственная управляющая компания, которой является Внешэкономбанк, совокупность частных управляющих компаний и вкладчики. В пенсионной системе РФ нельзя не выделить обязательное (государственное) и добровольное (негосударственное) пенсионное страхование.
Первой частью пенсионной системы РФ является обязательное пенсионное страхование. В рамках обязательного пенсионного страхования средства вкладчиков поступают в Пенсионный фонд РФ в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Работодатели платят в ПФР 22 % к фонду оплаты труда работника, из которых 6 % может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16 % - на формирование страховой пенсии, либо по выбору гражданина все 22 % могут идти на формирование страховой пенсии. Если гражданин принял решение о формировании накопительной части пенсии, он может доверить управление пенсионными накоплениями ПФР, выбрав либо один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ВЭБ), либо одну из частных управляющих компаний, отобранных по конкурсу, с которой ПФР заключил договор
доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Также гражданин может доверить управление пенсионными накоплениями одному из негосударственных пенсионных фондов. В таком случае инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ. НПФ, в свою очередь, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, для этой цели фонд заключает договоры доверительного управления с частными управляющими компаниями. Таким образом, пенсион-пенсионные накопления могут быть переданы по четырем направлениям.
1) В случае если гражданин не осуществляет выбора, его пенсионные накопления автоматически перестают формироваться и все страховые взносы направляются на финансирование страховой пенсии.
2) Гражданин может доверить управление пенсионными накоплениями ПФР, выбрав один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (Внешэкономбанк)
3) Гражданин может доверить управление пенсионными накоплениями ПФР, выбрав одну из управляющих компаний, отобранных по конкурсу с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
4) Гражданин может доверить управление пенсионными накоплениями одному из НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Только в одном из четырех направлений присутствуют НПФ.
Вкладчики (юридические и физические лица)
Пенсионные выплаты
2
енсионные резервы
Негосударственные пенсионные фонды
Пенсионные резервы и накопления
Частные управляющие компании
Рис. 1. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ
Второй частью пенсионной системы РФ является добровольное пенсионное страхование. Добровольное пенсионное страхование может осуществляться либо работодателем в форме корпоративных пенсионных программ, либо самим гражданином путем заключения договора о добровольном пенсионном страховании с одним из НПФ. Средства, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов вкладчиков в рамках системы негосударственного пенсионного страхования, называются пенсионными резервами. НПФ вправе самостоятельно инвестировать пенсионные резервы, либо осуществлять их инвестирование через управляющую компанию.
Обе части пенсионной системы РФ являются взаимосвязанными. Они пересекаются друг с другом. И областью этого пересечения являются НПФ. Негосударственные пенсионные фонды играют важную роль в пенсионной системе РФ, так как присутствуют как в обязательном, так и в добровольном страховании. На 31 декабря 2014 г. в РФ действовало 120 пенсионных фондов, которые
можно классифицировать по нескольким признакам. Классификация НПФ необходима для более детального исследования роли НПФ в экономике РФ. Во-первых, можно выделить фонды открытого и закрытого типа [2]. НПФ закрытого типа работают с определенным кругом вкладчиков. Учредителями и вкладчиками таких фондов обычно являются организации, которые создают такие фонды для пенсионного страхования своих сотрудников. НПФ открытого типа не имеют ограничений по составу участников. Во-вторых, негосударственные пенсионные фонды можно классифицировать на корпоративные, отраслевые и территориальные.
Корпоративные НПФ создаются на базе организаций. По мнению М.М. Аранжереева [1, с.89], корпоративные НПФ являются рычагами реализации долгосрочных стратегий развития компании и выступают в качестве одного из инструментов осуществления кадровой политики. Они помогают созданию в организации благоприятного социального климата, стабилизации кадрового состава, способствуют росту эффективности деятельности персонала.
Отраслевые негосударственные пенсионные фонды работают с конкретными отраслями экономики. Примерами отраслевых негосударственных пенсионных фондов являются Негосударственный пенсионный фонд «Национальный негосударственный фонд пенсионного и социального обеспечения металлургов», Негосударственный пенсионный фонд Оборонно-промышленного комплекса, негосударственный пенсионный фонд работников угольной промышленности.
Территориальные НПФ работают с предприятиями и физическими лицами, находящимися на определенных территориях. По мнению М.М. Аранжереева [1, с. 92] социальная функция территориальных НПФ заключается в удовлетворении потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении в тех регионах, где не развита инфраструктура других типов НПФ. Примерами территориальных НПФ являются Поволжский НПФ, Подольский НПФ, Сибирский межрегиональный НПФ, Ханты-Мансийский НПФ и другие.
Третьим классификационным признаком может выступить величина пенсионных накоплений. В нашем исследовании мы разделили все НПФ на четыре группы:
1) НПФ, где стоимость пенсионных накоплений (балансовая стоимость) превышает 10 млрд
руб.;
2) НПФ, где стоимость пенсионных накоплений (балансовая стоимость) составляет от 1 млрд руб. до 10 млрд руб.;
3) НПФ, где стоимость пенсионных накоплений (балансовая стоимость) составляет от 100 млн руб. до 1 млрд руб.;
4) НПФ, где стоимость пенсионных накоплений (балансовая стоимость) составляет от 0 до 100 млн руб.
Распределение НПФ по величине пенсионных накоплений представлено на рисунке 2.
В 35 % всех фондов величина пенсионных накоплений не превышает 100 млн руб., в 18 % всех фондов величина пенсионных накоплений превышает 10 млрд руб., оставшиеся фонды имеют накопления в интервале от 100 млн руб. до 1 млрд руб. (20 %) и от 1 млрд руб. до 10 млрд руб. (27 %). Как видим, разброс размеров накоплений очень велик. Распределение НПФ по величине пенсионных накоплений не является равномерным. К НПФ с наибольшей величиной пенсионных накоплений относятся НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Благосостояние», НПФ Сбербанка, НПФ Электроэнергетики и некоторые другие фонды.
Четвертым классификационным признаком может служить количество застрахованных лиц. В нашем исследовании мы разделили все НПФ на четыре группы по данному признаку:
1) НПФ, где численность застрахованных лиц превышает 1 млн чел.;
2) НПФ, где численность застрахованных лиц составляет от 100 тыс. чел. до 1 млн чел.;
3) НПФ, где численность застрахованных лиц составляет от 10 тыс. чел. до 100 тыс. чел.;
4) НПФ, где численность застрахованных лиц не превышает 10 тыс. чел.
Рис. 2. Распределение российских НПФ по величине пенсионных накоплений на 31 декабря 2014 г. [6]
Наибольшее количество человек было застраховано в НПФ «Лукойл-Гарант». На 31 декабря 2014 г. численность застрахованных лиц в нем составило 2,484 млн чел. или 11,26 % от всей численности лиц, застрахованных в российских НПФ. К другим крупнейшим НПФ по количеству застрахованных лиц относятся НПФ «Кит-Финанс», НПФ «ВТБ Пенсионный фонд», НПФ Сбербанка, НПФ Электроэнергетики, НПФ «Благосостояние», НПФ «РГС» и другие. На рисунке 3 представлено распределение НПФ по количеству застрахованных лиц.
Рис. 3. Распределение российских НПФ по количеству застрахованных лиц
на 31 декабря 2014 г. [6]
Анализ данных показал, что в 50 % российских НПФ численность застрахованных лиц не превышает 10 тыс. чел. В 7 % фондов их более 1 млн чел. Таким образом, можно заключить, что распределение количества застрахованных лиц в НПФ также не является равномерным: по числу застрахованных преобладают мелкие НПФ. Основным выводом по классификации НПФ по численности застрахованных лиц и пенсионным накоплениям является то, что в РФ большая масса пенсионных накоплений и большинство застрахованных лиц находятся в небольшом количестве НПФ. Вероятно, что такая неравномерность вызвана серьезными причинами. На основании этого можно предположить, что в дальнейшем количество НПФ будет уменьшаться, и на рынке останутся только наиболее сильные и надежные НПФ. Классификация является важнейшим основанием для выработки правильной политики управления активами НПФ, которая является основной целью проводимого нами исследования.
Развитие НПФ является важной социально-экономической задачей, поскольку, во-первых, средства пенсионных накоплений являются источником инвестиций в экономику, а во-вторых, НПФ обеспечивают сохранность средств застрахованных лиц, тем самым создавая уверенность в будущем. Основное преимущество НПФ перед ПФР заключается в расширенных возможностях инвестирования. С помощью привлечения нескольких управляющих компаний НПФ осуществляют инвестирование средств пенсионных накоплений в более широкий спектр финансовых инструментов, чем ПФР.
Вместе с тем развитию негосударственных пенсионных фондов в РФ препятствует ряд существенных проблем:
1) низкий уровень доверия граждан России к негосударственным пенсионным фондам. Согласно данным опроса Национального агентства финансовых исследований, проведенного в мае 2015 г., уровень доверия НПФ составил 19 %, т.е. примерно каждый пятый гражданин доверяет НПФ;
2) жесткие требования к активам, в которые допускается инвестирование пенсионных накоплений. В 2015 г. были введены требования, огранивающие возможность инвестирования пенсионных накоплений. Теперь НПФ имеют право инвестировать пенсионные накопления в ценные бумаги эмитентов, рейтинг которых соответствует уровню А++ по национальной шкале RAEX («Эксперт РА»). Это ограничение значительно сократило возможности фондов по инвестированию пенсионных накоплений;
3) недостаточный уровень риск-менеджмента в НПФ. Для решения данной проблемы в июне 2015 г. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов утвердила обязательный к исполнению НПФ стандарт по организации риск-менеджмента.
Две последние проблемы напрямую связаны с управлением активами НПФ. Решение вышеуказанных проблем позволит обеспечить постепенное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России, распределить нагрузку между государственным и негосударственным пенсионным обеспечением, ослабить проявления пенсионного кризиса.
Библиографический список.
1. Аранжереев, М. М. Негосударственные пенсионные фонды : учеб. пособ. / М. М. Аранжереев, И. Ю. Орлова. - М. : Изд-во Московского Университета, 2012. - 224 с.
2. Борисенко, Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учеб. пособ. / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и Ко, 2009. -576 с. - ISBN 978-5-394-00339-4.
3. Роик, В. Д. Пенсионная система России: История, проблемы и пути совершенствования / В. Д. Роик. -М. : МИК, 2007. - 477 с. - ISBN 978-5-87902-142-4.
4. Талыкова, А. А. Глобализация и пенсионная система России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 14(24). - С. 339-347.
5. Официальные статистические материалы Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/ (дата обращения : 15.08.2015).
6. Официальные статистические материалы ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cbr.ru/ (дата обращения : 15.08.2015).