Non-state preschool education as the need of socio-cultural development of society Aitymbet kyzy A. Негосударственное дошкольное образование как потребность социокультурного развития общества Айтымбет кызы А.
Айтымбет кызы Айгул / Aitymbet kyzy Aigul - старший преподаватель, кафедра истории Кыргызстана и этнологии, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье рассматриваются факторы, способствующие становлению и развитию негосударственного дошкольного образования. Определена роль международных неправительственных организаций в поддержке дошкольного образования, а также отражены инновационные и авторские программы творческих педагогов дошкольных учреждений в Кыргызстане.
Abstract: this article examines the factors contributing to the establishment and development of non-state pre-school education. The role of international nongovernmental organizations in support of pre-school education, as well as reflect the innovative and original programs of creative teachers of preschool institutions in Kyrgyzstan.
Ключевые слова: государство, общество, образование, дошкольное, программа, организация, частный, система, сотрудничество.
Keywords: state, society, education, preschool, program, organization, private, system, cooperation.
УДК: 373.2
С обретением независимости система дошкольного, так школьного, высшего образования взяла курс на развитие негосударственного дошкольного образования. Активную поддержку данной системе стали оказывать различные фонды и неправительственные организации. При этом одной из главных проблем была необходимость внесения в общественное сознание о необходимости развития негосударственных структур дошкольных образований и частных детских садиков. Потому, общественность должна была осознать мысль, что дошкольное учреждение, как и все государственные структуры образования, - это социальный институт, который работает на личность, общество и государство. Эти системы существуют во всем мире. Поэтому надо было проделать определенную эволюцию в общественном сознании для того, чтобы осознать, насколько это важно. Согласно статистике, 42 % населения Кыргызстана - это дети. По данным, мэрии г. Бишкека, в столице живут 108 тысяч детей дошкольного возраста, а детсады посещают всего лишь 27 тысяч [6, 41]. При этом имеющееся количество дошкольных учреждений рассчитано всего на 12 тысяч детей, то есть, фактически перегруженность детсадов более чем в два раза. Оставшиеся дети лишены законной возможности посещать детсады и получать должное дошкольное образование. Значительное сокращение числа дошкольных учреждений привело к тому, что большинство детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет остались за пределами общественного дошкольного образования. С приобретением суверенности по причине нерентабельности хозяйств и распада ведомств произошло резкое сокращение дошкольных учреждений, преимущественно ведомственных. В 1997 году их осталось 404 с охватом 10 % детей дошкольного возраста, в то время как в 1990 г. в республике функционировало 1694 дошкольных учреждений 404 -государственных, 1292 - ведомственных [7.156]. Практически при желании родителей все дети дошкольного возраста могли иметь доступ к профессиональному
дошкольному образованию. В сложившейся ситуации воспитанием будущих школьников занимаются мамы, бабушки, старшие дети. Данное участие зачастую сводится к обыкновенному уходу за ребенком: вовремя накормить, переодеть, развлечь, уложить спать, так как взрослые не обучены родительским навыкам, и многие годы в вопросах воспитания надеялись исключительно на педагогов-дошкольников. Нередко дети бывали, предоставлены сами себе, занимались, чем хотят: делают то, что им больше нравится, гуляли без определенных занятий. Годами вопросы воспитания маленьких детей семья и общество возлагали исключительно на педагогов дошкольных учреждений. Поэтому, взрослые, в основном, не имели должных родительских навыков, и в сложившейся ситуации оказались беспомощными. В результате такого «воспитания» у детей наблюдается недостаточный уровень социализации, несформированность навыков обучаемости, отсутствие опыта общения и готовности к обучению в школе. Данное положение определяяло остроту проблемы доступности, рационализации качества дошкольного образования и стартовой подготовки детей к школе. Можно сказать, в республике сложилась критическая ситуация в системе дошкольного образования [1, 114].
Министерство образования и науки Кыргызской Республики должно было взять целенаправленный курс на развитие негосударственного сектора дошкольного образования. Именно негосударственное дошкольное образование, по своей сути, это частные дошкольные учреждения. По терминологии ЮНЕСКО, «частное» - это все негосударственные учреждения. Поэтому в нормативно-правовой базе, необходимо было внести поправки о негосударственных образовательных учреждениях как о негосударственной образовательной системе. В законе «Об образовании» государственные и негосударственные дошкольные учреждения получили, по сути, равные права.
Поэтому, общество вынуждено было придерживаться позиции, что «умное государство должно создавать себе конкурента, если оно хочет жить и развиваться». Поэтому, объективная реальность привела к тому, что необходимо было создать не одну, а две альтернативные системы дошкольного образования. Это, во-первых, негосударственные или, как обычно называем, частный и, во-вторых, домашнее обучение или домашняя подготовка к школе, чего практически у нас в Кыргызстане не было раньше. Две соревнующие системы, которые должны были, как факторы двигать не только себя, но и государственную систему образования. Какие же проблемы существовали для развития этой системы. Во-первых, проблема учебников, адаптированных к новой системе. Это обусловлено было тем, что негосударственная система дошкольного образования должна быть параллельной, правомочной системой. Этот аспект дал возможность создать в системе негосударственной дошкольной системе формирование информационного поля и расширение диапазона сотрудничества.
Анализируя влияние социальных факторов на воспитание и образование, и обратное влияние педагогической практики на развитие общества, проводились многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования в негосударственных дошкольных учреждениях, проанализированы факторы распределения детей из разных социальных слоев по типам дошкольных учебных заведений, влияние социальной среды на успехи детей в детских садиках [3, 21]. Расширился диапазон сотрудничества дошкольных образовательных учреждений с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями, организуются национальные и международные конференции по вопросам планирования развития негосударственных дошкольных учреждений. Наиболее важным стал поиск источников финансирования, поскольку государственные средства на негосударственные дошкольные учреждения не выделялись, необходимые для реорганизации системы дошкольных образований в соответствии с новыми условиями, логикой событий. Это неизбежность привела
последнюю к тем учреждениям, где крупные денежные суммы можно было получить в достаточном количестве и без особых проблем, то есть у международной донорской финансовой организации как фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса [5, с.78].
Для поддержки дошкольного образования фонды, международные неправительственные организации, стали мобилизовать национальные и международные ресурсы в целях содействия улучшения дошкольной системы образования и вырабатывать программы развития, летние школы и смежные виды деятельности, которые позволили кыргызстанскому обществу улучшить дошкольную интеллектуальную среду в рамках различных сетевых программах в виде независимых организаций как программы «Английский язык», «Шаг за шагом», «Чтение и письмо для развития критического мышления», Дебатная программа.
Выделенная по программам донорская помощь была направлена на модернизацию процесса дошкольного обучения и приближению ее к европейским стандартам. Благодаря данным программам помощь в основном носила фрагментарный характер и потому не оказала решающее воздействие на улучшение ситуации в соответствующей сфере. Однако, она была важна с точки зрения создания базы, для развития во всех регионах нашей страны дошкольных негосударственных учреждений. В свою очередь, плотные проекты дали возможность для общества, людей, профессионалов, которые работают в этом направлении, опробовать какие-то новые идеи и механизмы в развитии детских частных садиков, создавая возможности государству и обществу использовать уже отработанные, отшлифованные инструменты для расширения сети частных садиков повсеместно.
Расширение сети альтернативных дошкольных учреждений, частных детских садов, детских садов-школ, детских образовательных центров, материнских школ при дошкольных учреждениях и на дому, обучение семей и представителей общественности, задействованных в вопросах воспитания, родительским навыкам. При этом необходимо было вовлечение семьи, общественности в педагогический процесс, а также интеграция усилий педагогов, международных организаций, фондов в реализации дошкольных проектов.
Внедрение принципов и некоторых технологий воспитания и развития дошкольников из программы «Шаг за шагом» фонда Сороса-Кыргызстан, программы Парквея «Школа без стен». Рациональное внедрение в дошкольное образование российских программ: «Истоки», «Радуга», «Родничок», «Веселые старты», «Детский сад - дом радости», «Валеология» и др.
Особую актуальность представляет первая в республике альтернативная программа «Материнская школа» (2001), обеспечивающая доступность и рационализацию дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные учреждения, которые составляют до 90 % детей дошкольного возраста в республике. «Материнская школа» адресована взрослым, занимающимся воспитанием, обучением и подготовкой детей к школе в условиях семьи и краткосрочного пребывания в детском саду. Поиск рационального решения проблемы доступности и рационализации дошкольного образования привел авторов альтернативной программы [4, 21] к выводу о необходимости дошкольного образования через укрепление оставшихся дошкольных учреждений и развитие альтернативных дошкольных структур, таких как «Материнская школа».
Данная программа, являлась основой организации альтернативного дошкольного образования в Кыргызской Республике, необходимость которого обусловлена социально-экономическим развитием общества, представляет собой систему новых технологий семейного воспитания. Идея самоценности семейного воспитания реализуется с учетом педагогического наследия выдающегося чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского и его главного сочинения «Материнская школа». Наследие ученого пересмотрено в соответствии с современными требованиями воспитания, обновления содержания образования в Кыргызской Республике.
Инновационных и авторских программ творческих педагогов дошкольных учреждений, в частности многие дошкольные как государственные, так и негосударственные дошкольные учреждения придерживаются программы авторов «Типовой программы воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника» (1998г) к.п.н., доценты КАО Сейдекулова К. С., Усенко Л. В., которые подчеркивают важную роль социализации и общественного дошкольного воспитания в целостной системе образования, раскрывают задачу воспитания детей дошкольного возраста в новых социально-экономических и культурных условиях, с учетом основных аспектов по развитию речи, по математике, ознакомление с окружающим миром, ИЗО рисование, лепка, аппликация, сенсорика, т.е. развитие моторики пальцев и др.
По инициативе экс-президента Р. Отунбаева, третий год в Кыргызстане работает программа «Жайлоо + бала бакча»: во время летних каникул организовывается дошкольное учреждение, предусматривающее краткосрочные курсы подготовки детей к школе. Привлекаются дети, не посещавшие дошкольные учреждения.
С сентября 2012 года внедрено 480-часовая программа по проекту «Наристе», которая предусматривает подготовку дошкольников к школе.
Таким образом, потребовалось немало усилий и времени, чтобы в кыргызстанском обществе утвердился термин «негосударственное дошкольное образование». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип образования. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной системы образования. Поэтому отношение к частным детским садам определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении детей как будущего флагмана нашей страны. Именно дошкольное образование закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. И нам хотелось бы согласится с мнением отечественного историка О. Асановой, которая утверждала «каким будет дошкольник, таким будет и школа, а затем и общество» [2, 46], о том, что детские садики - одно из наиболее традиционных мест в истории подготовки детей к школе, которые требуют индивидуального, группового и семейного воздействия, комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями и персоналом, организации воспитательных услуг педагогов, имеющие образование в областях развития личностей, психотерапевтических методик, групповых методик. Поэтому формирование негосударственного дошкольного образования является одной из потребностей социокультурного развития кыргызстанского общества.
Литература
1. Абдраева Ж. Дошкольное образование в Кыргызстане: проблемы и перспективы. -Бишкек, 2002. - 178 с.
2. Асанова О. Дети на которых мы надеемся. - Бишкек, 2004. - 324 с.
3. Бутанаева Н. Альтернативные программы школы. - Алмата, 2007. - 143 с.
4. Исмадинов Р. Роль НПО в дошкольном образовании. - Бишкек, 2001. - 312 с.
5. Халанский И. В. История международных отношений Кыргызской Республики в сфере образования: Авт. реф. дисс. канд. истор. наук. - Бишкек, 2000. - 24 с.
6. Кыргызстан в цифрах. - Бишкек, 1999. - 124 с.
7. Социальные объекты Кыргызстана. - Бишкек, 2001. - 156 с.