ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
НЕГЛАСНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ (РОЗЫСКНЫЕ) ДЕЙСТВИЯ — НОВАЯ КАТЕГОРИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ
С.В. ЕСЬКОВ,
кандидат юридических наук, ученый секретарь секретариата Ученого совета Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
E-mail: yeskov@meta.ua
Аннотация. В статье освещаются негласные следственные (розыскные) действия как новая категория уголовного процессуального законодательства Украины. Целью статьи является анализ положений нового украинского уголовного процессуального закона, которые касаются порядка проведения, оснований, длительности негласных следственных (розыскных) действий. Рассмотрены такие действия, как аудио- или видеонаблюдение за лицом, арест, осмотр и выемка корреспонденции, снятие информации из транспортных сетей телекоммуникаций, снятие информации из электронных информационных систем.
Ключевые слова: негласные следственные (розыскные) действия; вмешательство в частное общение, аудио- или видеонаблюдение за лицом; арест, осмотр и выемка корреспонденции; снятие информации из транспортных сетей телекоммуникаций; снятие информации из электронных информационных систем.
UNDERCOVER INVESTIGATIVE (SEARCH) ACTIONS — A NEW CATEGORY OF CRIMINAL PROCEDURAL LEGISLATION OF UKRAINE
S.V. YESKOV,
candidate of jurisprudence, academic secretary of Academic Council Secretariat of Lugansk State University of Internal Affairs named after E.A. Didorenko
Annotation. The article highlights the undercover investigative (search) actions as a new category of the criminal procedural legislation of Ukraine. The purpose of this paper is an analysis of the provisions of the new Ukrainian Criminal Procedure Code relating to the order, reasons and duration of undercover investigative (search) actions. Such actions as audio- or video-surveillance of a person, arrest, inspection and seizure of correspondence, interception of data from transport telecommunication networks, interception of data from electronic information systems are described.
Keywords: undercover investigative (search) action; interference in private communication; audio- or video- surveillance of a person; arrest, inspection and seizure of correspondence; interception of data from transport telecommunication networks; interception of data from electronic information systems.
Одним из важнейших шагов на пути реформирования правоохранительной системы Украины стало принятие нового Уголовного процессуального кодекса (далее — УПК Украины) [1], который вступил в действие 20 ноября 2012 г. Столь радикальная и быстротечная реформа судопроизводства обусловлена тем обстоятельством, что предыдущий уголовно-процессуальный закон требовал кардинального, а не «косметического» обновления, существенного усовершенствования и приведения в соответствие с международными стандартами в области уголовного процесса, что оказалось невозможным без пересмотра многих процессуальных институтов, разработки качественно новых нормативных основ расследования преступлений. Естественно, что изменения, внесенные новым законом, предопределяют необходимость детального исследования и доктринального толкования его положений, а качественно новые процессуальные институты, к примеру, негласные следственные действия, требуют особого внимания.
Несмотря на «юность» нового Уголовного процессуального кодекса Украины (а до его принятия — соответствующего законопроекта), вопросам регламентации негласных следственных (розыскных) действий и перспективам реализации законодательных новелл было посвящено ряд научных мероприятий, в частности научно-практическая конференция «Обеспечение законности в деятельности органов предварительного следствия и дознания» (г. Луганск, Луганский государственный университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко, 26 марта 2012 г.), круглый стол «Становление системы негласного расследования в уголовно-процессуальном законодательстве Украины» (г. Киев, Национальная академия внутренних дел МВД Украины, 7 октября 2011 г.), научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы уголовного судопроизводства» (г. Донецк, Донецкий юридический институт МВД Украины, 26 октября 2012 г.), ряд семинаров и симпозиумов.
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
Значительный вклад в освещение вопросов, касающихся понятия, сущности и порядка проведения негласных следственных (розыскных) действий, внесли В.И. Гончаренко, Ю.М. Грошевой, В.С. Зеленецкий, А.В. Ищенко, Н.С. Карпов, Р.В. Корякин, Н.И. Курочка, А.И. Литвинчук, Е.Д. Лукьянчиков, В.Т. Ма-ляренко, Д.И. Никифорчук, В.Т. Нор, Ю.Ю. Орлов, М.А. Погорецкий, Б.Г. Розовский, Г.П. Середа, Л.Д. Удалова, Л.В. Черечукина, В.А. Черков, А.М. Чис-толинов, В.И. Шакун, Р.Н. Шехавцов, Н.Е. Шумило и другие ученые. В то же время, вряд ли можно говорить о том, что имеющийся уровень научной проработки негласных следственных действий является адекватным и достаточным для правильной реализации новейших требований уголовного процессуального закона на практике. Именно поэтому рассмотрение понятия, сущности негласных следственных действий и порядка их проведения представляется актуальным не только для украинской юридической науки, но и интересным для ученых РФ, специализирующихся на сравнительно-правовых исследованиях в сфере уголовного судопроизводства.
В УПК Украины вопросам проведения негласных следственных (розыскных) действий посвящена отдельная глава (гл. XIX), которая содержит нормы, касающиеся основания их проведения, длительности, порядка рассмотрения ходатайств о разрешении на их проведение, видов и форм негласных следственных (розыскных) действий.
Согласно легальной дефиниции, содержащейся в ст. 246 УПК Украины, негласные следственные (розыскные) действия — это разновидность следственных (розыскных) действий, сведения о факте и методах проведения которых не подлежат разглашению, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Все множество негласных следственных (розыскных) действий, следуя логике деления гл. XIX на параграфы, можно условно разделить на две отдельные группы. К первой из указанных групп относятся: аудио-, видеоконтроль лица (ст. 260); арест, осмотр и выемка корреспонденции (ст. 261, 262); снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (ст. 263); снятие информации с электронных информационных систем (ст. 264). Указанная совокупность действий охватывается такой новой для процессуального законодательства Украины категорией как «вмешательство в частное общение». Новаторский характер указанной категории позволяет сделать предпо-
ложение о целесообразности более детального рассмотрения следственных действий данного вида.
Аудио-, видеоконтроль, исходя из положений ст. 260 УПК Украины, следует определить как разновидность вмешательства в частное общение, т.е. действие, которое проводится без ведома подконтрольного лица на основании постановления следственного судьи, в случаях, если имеются достаточные основания полагать, что разговоры этого лица или другие звуки, движения, действия, связанные с его деятельностью или местом нахождения, могут содержать сведения, имеющие значение для досудебного расследования.
Арест, осмотр и выемка корреспонденции (ст. 261, 262) — вид вмешательства в частное общение, которое применяется в случае, если во время досудебного расследования имеются достаточные основания полагать, что почтово-телеграфная корреспонденция (письма всех видов, бандероли, посылки, почтовые контейнеры, переводы, телеграммы, другие материальные носители передачи информации) конкретного лица другим лицам или других лиц ему может содержать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для досудебного расследования, а также содержать вещи и документы, имеющие существенное значение для досудебного расследования.
Снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (ст. 263) заключается в проведении с применением соответствующих технических средств наблюдения отбора и фиксации содержания информации, которая передается лицом и имеет значение для досудебного расследования, а также получении, преобразовании и фиксации различных видов сигналов, передаваемых по каналам связи.
Снятие информации с электронных информационных систем (ст. 264) — поиск, выявление и фиксация сведений, содержащихся в электронной информационной системе, или их частей, доступ к электронной информационной системе или ее части, а также получение таких сведений без ведома ее владельца, владельца или держателя, которое осуществляют на основании постановления следственного судьи, если имеются сведения о наличии информации в электронной информационной системе, или ее части, что имеет значение для определенного досудебного расследования.
Ко второй из указанных выше групп негласных следственных (розыскных) действий относятся такие действия, как: обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица (ст. 267);
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
установление местонахождения радиоэлектронного устройства (ст. 268); наблюдение за лицом, вещью или местом (ст. 269); аудио-, видеоконтроль места (ст. 270); контроль за совершением преступления (ст. 271) и его формы (контролируемая поставка; контролируемая и оперативная закупка; специальный следственный эксперимент; имитация обстановки преступления), выполнение специального задания по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации (ст. 272), негласное получение образцов, необходимых для сравнительного исследования (ст. 274).
Отдельное внимание, по нашему мнению, следует уделить порядку принятия решений о проведении исследуемых следственных действий. Согласно ст. 246 УПК Украины решение о проведении негласных следственных (розыскных) действий принимают следователь, прокурор, а в случаях, когда негласные следственные действия сопряжены с ограничением конституционных прав граждан — следственный судья по ходатайству прокурора или по ходатайству следователя, согласованного с прокурором. Следователь обязан сообщить прокурору о принятии решения относительно проведения определенных негласных следственных (розыскных) действий и о полученных результатах. Прокурор имеет право запретить проведение или прекратить дальнейшее проведение негласных следственных (розыскных) действий. Исключительно прокурор имеет право принять решение о проведении такого негласного следственного (розыскного) действия, как контроль за совершением преступления.
Проводить негласные следственные (розыскные) действия имеет право следователь, который производит досудебное расследование преступления, или по его поручению — уполномоченые оперативные подразделения органов внутренних дел, органов безопасности, органов, которые осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, органов Государственной пенитенциарной службы Украины, органов Государственной пограничной службы Украины, органов Государственной таможенной службы Украины. По решению следователя или прокурора к проведению негласных следственных (розыскных) действий могут привлекаться также другие лица.
В соответствии с положениями ст. 246 УПК Украины, в решении о проведении негласного следственного (розыскного) действия указывается срок его проведения, однако срок проведения может быть продлен:
1) прокурором, если негласное следственное (розыскное) действие проводится по его решению, — до восемнадцати месяцев;
2) руководителем органа досудебного расследования, если негласное следственное (розыскное) действие проводится по его или следователя решению, — до шести месяцев;
3) начальником главного, самостоятельного управления Министерства внутренних дел Украины, Центрального управления Службы безопасности Украины, Главного управления, управления Министерства внутренних дел Украины, органа, который производит контроль за соблюдением налогового законодательства, органа государственного бюро расследований в Автономной Республике Крым, областях, г. Киеве и Севастополе, регионального органа Службы безопасности Украины в пределах компетенции, если негласное следственное (розыскное) действие проводится по решению следователя, — до двенадцати месяцев;
4) Министром внутренних дел Украины, председателем Службы безопасности Украины, председателем органа, который производит контроль за соблюдением налогового законодательства, председателем государственного бюро расследований, если негласное следственное (розыскное) действие проводится по решению следователя, — до восемнадцати месяцев;
5) следственным судьей, если негласное следственное (розыскное) действие проводится по его решению, — в порядке, предусмотренном с. 249 УПК Украины.
Нельзя не остановиться также на процессуальном значении результатов негласных следственных (розыскных) действий. Согласно ст. 256 УПК Украины, протоколы проведения негласных следственных (розыскных) действий, аудио- или видеозаписи, фотоснимки, другие результаты, добытые с помощью применения технических средств, изъятые во время их проведения вещи и документы или их копии могут использоваться в доказывании на тех же основаниях, что и результаты проведения других следственных (розыскных) действий во время досудебного расследования.
УПК Украины содержит также положение (ст. 253) о том, что лица, конституционные права которых были временно ограничены во время проведения негласных следственных (розыскных) действий, а также подозреваемый, его защитник должны быть в пись-
- -J* . -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы уголовного процесса
менном виде поставлены в известность прокурором или по его поручению следователем об имевшем место ограничении. При этом конкретное время сообщения определяется с учетом наличия или отсутствия угроз для достижения цели досудебного расследования, общественной безопасности, угроз жизни или здоровью лиц, причастных к проведению негласных следственных (розыскных) действий. Уведомление о факте и результатах негласного следственного (розыскного) действия осуществляется в течение двенадцати месяцев со дня прекращения таких действий, но не позже обращения в суд с обвинительным актом.
Завершая обзор новаций УПК Украины в части регламентации негласных следственных (розыскных) действий, отметим следующее. Естественно, спустя такой короткий промежуток времени действия нового УПК еще рано делать окончательные выводы, пока практиками не представлено первых оценок процес-
суальному законодательству на основании полученного опыта правоприменения, однако, по нашему мнению, интеграция элементов оперативно-розыскного документирования и досудебного следствия в виде института негласных следственных (розыскных) действий будет иметь синергический эффект — результат их проведения по своему процессуальному значению, доброкачественности и отсутствию необходимости «легализации» превзойдет эффект от обособленной познавательной деятельности оперативного подразделения и следователя.
Литература
1. Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 г. № 4651-У1 // Официальный сайт Верховной Рады Украины. Режим доступа: URL://-Ы1р ://www.zakon 1 .rada.gov.ua/laws/show/4651-17.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗБОЕВ, СОВЕРШЕННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПРОНИКНОВЕНИЕМ В ЖИЛИЩЕ
А.В. КУЛЕШОВ,
соискатель кафедры ОРД Московского университета МВД России, старший оперуполномоченный
ОУР УВД по ЮЗАО г. Москвы, майор полиции Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: Andrey.kuleshoiF@yandex.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Волченков В.В.
Рецензент: доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник милиции Ильинский И.И.
Аннотация. На основе изученных уголовных дел, возбужденных по ст. 162 УК РФ, и дел оперативного учета, ст. 10 «Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») и гл. III «Обязанности и права полиции», ст. 10, 12 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции», автором рассмотрены аспекты оперативно-розыскной характеристики разбоев, совершенных с незаконным проникновением в жилище.
Ключевые слова: разбой с незаконным проникновением в жилище, оперативно-розыскная характеристика разбоев, группа лиц, ценности и имущество.
SOME ASPECTS OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE FEATURES ROBBERIES COMMITTED WITH ILLEGAL ENTRY INTO DWELLING
A.V. KULESHOV,
applicant for the Department operational search activity ofthe Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. On the basis of the investigated criminal cases under art. 162 of the Criminal Code RF and the cases operational accounting, art. 10 «Information and documentation of operational and investigative activity» (in red. Federal Act of 12 August 1995 № 144-FA «On the OIA») and art. 10, 12 of Chapter III «Obligations and rights police» the Federal Act of February 7, 2011 № 3-FA «On Police», the author examined aspects of operational and investigative features robberies committed with illegal entry into dwelling. Keywords: robbery the illegal into dwelling, operational and individuals features robberies, group of persons and property values.