Уголовный процесс и криминалистика
УДК 343.1 НЕГЛАСНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПО НОВОМУ УПК КАЗАХСТАНА Undercover Investigative Actions Under the New Code of Criminal Procedure of Kazakhstan
Н. Е. Орумбаев - аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Омской юридической академии
N. Ye. Orumbaev - post-graduate student of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the Omsk Law Academy
Аннотация. В статье рассматриваются основания о порядке производства негласных следственных действий по новому Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан.
The article deals with the basis for the procedure of conducting undercover investigative actions under the new Criminal Procedural Code of the Republic of Kazakhstan.
Ключевые слова: негласные следственные действия, судебное разбирательство, уголовный процесс. Undercover investigative actions, litigation, criminal procedure.
С 1 января 2015 г. введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - УПК РК), подписанный главой государства 4 июля 2014 г. Согласно Концепции правовой политики новый УПК РК направлен на упрощение и повышение эффективности уголовного процесса, в том числе упрощение порядка досудебного производства.
По сведениям разработчиков, в работе над новыми редакциями проекта УПК РК широко использован опыт развитых стран континентальной системы права - ФРГ, Франции, а также стран, недавно модернизировавших свое уголовно-процессуальное законодательство, - Турции, Эстонии, Латвии, Грузии, России, Молдовы, Украины и др. В новом УПК РК 15 разделов, 73 главы, в которых 674 статьи, тогда как в предыдущем - 13 разделов, 62 главы и 577 статей.
Кардинально упрощается досудебное производство - вводится понятие «досудебное расследование». Все следственные действия, затрагивающие конституционные и иные права и свободы человека, будут производиться исключительно с санкции прокурора. Одной из новелл
Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан является процессуальное соглашение, а также создание должности следственного судьи, который будет осуществлять функции судебного контроля.
Существенно трансформируется и арсенал следователя, с помощью которого он может получать и проверять доказательства. Появляются новые следственные действия - депонирование показаний, предоставление документов и предметов, производство дистанционного допроса путем видеосвязи и др. Однако наиболее неоднозначным в этой части представляется появление так называемых негласных следственных действий (гл. 30 УПК РК).
По мнению разработчиков, нормы главы 30 УПК РК направлены на дальнейшую интеграцию уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), что отвечает потребностям противодействия организованным формам преступной деятельности и коррупции, способствует широкому использованию данных ОРД при производстве по уголовным делам. Внедрение методов ОРД в уголовный
75
Вестник Омской юридической академии. 2015. № 3 (28)
процесс устраняет сохраняющуюся изоляцию между оперативным составом и следователями в ходе расследования уголовных дел, обеспечивает активное использование данных этой деятельности в уголовном процессе, делает работу оперативного состава прозрачной, предметной, гарантированной, законной и обоснованной.
Другими словами, следователь не выполняет, не перекрывает те задачи, которые в связи с расследованием преступления ставятся перед оперативными подразделениями. ОРД в интересах уголовного производства как производилась, так и производится. Более того, согласно ч. 2 ст. 232 нового УПК РК негласные следственные действия, за исключением негласного контроля почтовых и иных отправлений, производятся по поручению органа досудебного расследования уполномоченным подразделением правоохранительного или специального государственного органа с использованием форм и методов оперативно-розыскной деятельности.
Однако существует и другая позиция. Так, А. Я. Гинзбург полагает, что «введение «негласных (т. е. секретных, тайных) следственных действий» в отечественный уголовный процесс, провозгласивший демократические принципы, в том числе осуществление судопроизводства на основе состязательности и равенства сторон, отбрасывает уголовный процесс в не столь далекие времена инквизиционного характера, от которого казахстанский законодатель отказался ранее. В данном случае искусственное слияние в единое целое двух различных по форме и сущности видов деятельности недопустимо, так как ведет в конечном итоге к хаотичности и разрушению процессов указанных государственных видов деятельности и их законодательных основ» [1].
Законодатель определяет негласные следственные действия как разновидность следственных действий, осуществляющихся в случаях, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают (ч. 1 ст. 232 УПК РК).
Производство негласных следственных действий возможно по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года и выше, а также по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной груп-
пой. Для выявления, пресечения и раскрытия других уголовных правонарушений допускается осуществление негласного наблюдения за лицом или местом, негласная контролируемая поставка, негласный контрольный закуп и негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается проведение негласного аудио- и (или) видеоконтроля лица или места, а также негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи. В этом случае орган досудебного расследования уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов с момента вынесения постановления.
Негласные следственные действия производятся в отношении: 1) лица, на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указано как на лицо, его подготавливающее, совершающее или совершившее либо в отношении которого есть иные основания полагать, что оно имеет отношение к расследуемому правонарушению либо обладает сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном уголовном правонарушении; 2) подозреваемого;
3) потерпевшего с его письменного согласия;
4) третьего лица, если есть сведения, что третье лицо получает или передает информацию, имеющую значение для дела; 5) места в случае, если имеются обстоятельства или предполагается их возникновение, которые могут иметь значение для дела.
Запрещается проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.
Такие негласные следственные действия, как: 1) негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места; 2) негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи; 3) негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; 4) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации; 5) негласный контроль почтовых
76
Уголовный процесс и криминалистика
и иных отправлений; 6) негласные проникновение и (или) обследование места, осуществляются по постановлению органа досудебного расследования (следователя, дознавателя) с санкции Генерального прокурора Республики Казахстан и его заместителей, прокурора области и приравненных к нему прокуроров.
Санкция дается только по зарегистрированным в установленном настоящим кодексом порядке сообщениям и заявлениям о преступлениях.
По завершении проведения негласного следственного действия все имеющие значение для дела материалы, полученные в ходе его проведения, с соблюдением конфиденциальности передаются сопроводительным письмом органу досудебного расследования, который вправе в любое время истребовать от уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа результаты проводимого ими мероприятия для исследования, оценки и приобщения к материалам расследования.
Анализ регламентации порядка производства негласных следственных действий в новом УПК РК порождает ряд дискуссионных вопросов.
Во-первых, регламентация некоторых негласных следственных действий осуществлена без надлежащей системности, с повторами и конкуренцией правовых норм. Например, такой метод получения доказательств, как визуальное наблюдение, регламентирован сразу двумя разновидностями следственных действий (негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места, негласное наблюдение за лицом или местом), хотя по своему содержанию, а следовательно, и соответствующей ему процессуальной форме это могло бы быть одно-единственное универсальное для этого метода следственное действие.
Во-вторых, институт негласных следственных действий не получил необходимой и совершенной процессуальной формы, которая служила бы достаточной гарантией как получения достоверных доказательств, так и защиты прав и свобод человека.
Таким образом, анализ последних исследований показывает, что вопросы становления института негласных следственных действий пока что недостаточно изучаются, хотя исследование существующих проблем становится все более активным [2].
Библиографический список:
1. Гинзбург, А. Я. О так называемых «негласных следственных действиях» [Электронный ресурс] / А. Я. Гинзбург // Информ. агентство Zakon.kz. - Режим доступа: http://www.zakon.kz/4568011-o-tak-nazyvaemykh-neglasnykh.html (дата обращения: 07.11.2014).
2. Уваров, В. Система негласных следственных (розыскных) действий по УПК Украины / В. Уваров // Законность. -2013. - № 11. - С. 58-61.
77