И .В. Куклнпский, г. Красноярск
Негативы по архитектуре Новониколаевска 1920-\ гг, из фондов Красноярскою краевого краеведческого музея
В 1889 г по ининиаіиве представ и і елей красноярской иніед іигенции, супругов Иннокентия Алексеевича и Юлии Петровны Матвеевых, в Красноярске происходи основание городского музея. Первыми экспонатами музея становятся пожертвования ученых и купеческих семей, а именно: ботаническая коллекция, коллекция чучел птиц Красноярского округа, коллекция раковин, предметы по этнографии и археологии, коллекции минералов и др. ( конца 1902 по 1919 г Красноярский музей находится в ведении Красноярского подотдела Восточносибирскою отдела Императорского русского ішірафичссшго общества. В пот период сотрудники музея участвуют» многочисленных экспедициях по Прист ice некому краю ti фонды музея планомерно пополняются новыми экспонатами. Всіает вопрос о постройке под нужды музея специального шипя, в котором моши бы свободно разместиться музейные жспозицци, фонды м кабинеты ео-грудников. Oí роите:іьетво здания Красноярского му зея но проекту и под личным контролем красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышева было начат в самом конце 1913 і;, однако Первая мировая война* а затем и гражданская война еша.по затормозили строительство. Толь-248-
ко в 1930 і: строительство здания было завершено, началась леревозка жс-понаюв и ехала создаваться экспозиция.
В силу своей специфики комплектование художественных фондов щ различного изобразительного материала для Красноярского музея никогда не было приоритетным. Фотографии и негативы поступали в музей нечасте,, Только в 1911 г. в музее был создан отдел негативов, и в каталоги были занесены негативы, полученные в разное время экскурсантами подотдела или пожертвованные разными лицами. Однако медленно, но верно изобразительный материал складывался в большую коллекцию. По самым скромным подсчетам к 2012 г. фонд негативов и фотографий включал в себя более 50 тыс, единиц хранения. Большая часть экспонатов фонда посвящена истории, культуре и природе Красноярска и Красноярского края.
В 2010 г. в хранилище фонда негативов и фотографии среди несистематизированных коробок с негативами были обнаружены разрозненные коробки с пленками и стеклянными негативами Л А.Чернышева, В коробочках с малоформатными негативами также находились пленочные негативы с архитектурными объектами города Новини кол ае вс ка (Новосибирска) 1920-х гг. Последующий анализ и отбор показали наличие 14 пленочных негативов, сделанных, вероятно, одним автором в одно и то же время, на один и тот же фотоаппарат.
По порядку рассмотрим каждый из 14 негативов.
Негатив из фондов КККМ под номером ОФ 12445/1 представляет собой момент постройки Дворца труда, 11а негативе представлен фронтальный вид на фасад здани.я. Дворца труда с юго-западной стороны. Фасад уже частично остеклен. На аттике написано «Дворец труда» и установлен медальон, 11а площадку перед зданием завезена земля. Запряженные лошади подвозят к зданию строительные материалы. На стройке задействовано не менее двух десятков человек. Негатив сделан в ясный солнечный ¡день.
[ Іегагив под номером ОФ 12445/2 представляет вид па постройку Дворца труда с юго-восточной стороны. Негатив сделан в другой день либо спустя несколько часов по сравнению с предыдущим, так как изменился характер освещенности здания, а также местоположение различных стройматериалов. В кадре присутствуют несколько повозок и не менее десяти рабочих. 11а переднем плане рядом со столбом электропередач мужчины кшают длинную канаву. У юго-восточной и восточной Сторон архитектурною ансамбля Дворца труда выстроены строительные леса. Недалеко от
-249-
здания, справа от зрителя, в бочках лежат стройматериалы.
Негативы под номерам ОФ 12445/3 и ОФ 12445/5 представляют момент строительства ограды сквера перед Дворцом труда. На обоих негативах в кадре присутствует мужчина в рабочей одежде и е кист ью в руке, ШГОрЫЙ штукатурит кирпичным столб ограды. Исходя ИЗ ГОГОч что не изменилось положение различных элементов на стройплощадке и теней на здании Дворца труда, можно установить, что оба эти негатива сделаны в тот же день и в то же время, что и негатив под номером ОФ 12445/1.
І Іегатив ттод номером ОФ 12445/4 представляет вид на постройку Дворца труда с jora, 11а первом плане представлены несколько рабочих, которые выкладывают кирпичную ограду сквера около Дворца груда. На среднем плане представлены несколько рабочих и паровая машина с длит той трубой. Слева от зрителя, в глубине можно видеть временную деревянную постройку, расположенную па территории будущею сквера.
На негативе под номером ОФ 12445/6 представлен вид ¡на часовню Святителя Николая Чудотворца с юго-восточной стороны. Отчетливо читается настенная роспись на юго-восточной стороне часовни со сценой Воскресения Христа. На восточной стороне часовни на росписи, вероятно, изображены преподобные Зоейма и Савватий Соловецкие.
11а негативах под номером ОФ 12445/7 и ОФ 12445/8 представлен вид с востока tía фасад здания Сибирского краевого испачнитедЬиогй комитета советов-. Здание гюлноегью выстроено, у степ здания высажены кусты и установлена ограда. На венчающем здание куполе установлен флат: Здание исполкома выходит фасадом на Красный проспект, и этот участок дороги вымощен камнями по обеим сторонам движения.
Па негативе под номером ОФ ) 2445/9 представлено знание школы № Д.: выстроенное на ул. Болдырещжой (ныне ул. Октябрьская) по проекту А.Д. Крячкова. На йегашве под номером ОФ 12445-11 запечатлено здание школы по ул. Зменіюгорской (ныне ул. Якушева), также построенное по проекту А.Д. Крячкова.
11а негативе под номером ОФ 12445/10 представлена постройка здания Сибирского краевого союза кооперативов. Весь восточный фасад здания покрыт строительными лесами. На аттике в две строки идет надпись «Сибирский краевой союз кооперативов», справа и слева от надписи располо-же н ы два м едаjіьона.
На негативе иод номером ОФ 12445/12 зафиксирован момент заверителя внешней о гдеигтки здания кинотеатра Пролетки по в комплексе Двор-250-
па труда. У восточной стены выстроены строительные леса. \ 1а близлежащей территории высажены деревья, на которых можно рассмотреть увядающие л источк и.
На негативе под номером ОФ 12445/13 представлен сквер Героев революции. За сквером возвышается Дом Ленина. Слева в глубине кадра видна часовня во имя Святителя Николая, Трава на территории сквера кажется уже увядшей,
На негативе под номером ОФ 12445/14 представлен виде юго-востока тта ukutue краевой конторы Всесоюзного Текст iaьсиндиката. У восточной стороны здания установлены строительные леса, с которых рабочий осуществляет побелку здания. На южном фасаде уже установлены вывески «розничное отделение» (2 шт.), «Камвольсбыт» и «розничный м;н азин Акт т. об-ва Камвольсбыт», На земле, перед южным фасадом здания трудятся несколько рабочих. Вдоль ул. Ленина высажены деревья.
Сопоставляя даты строительства архитектурных объектов, представленных на негативах, получаем следующие данные: здание Дворца труда было построено по проекту инженера Госстроя С.А. Шесто-ва в 1926 г., часовня Святителя Николая в 19L5 г. по проекту Андрея Дмитриевича Крячкова, причем украшение наружных стен часовни росписями было произведено не сразу. В 1910 1912 гг по проектам Л.Д. Крячкова были построены городские начальные школы. Также по проектам Л.Д, Крячкова в 1926 г. были возведены: здание краевой конторы Всесоюзного Текспшьсиндиклта. здание Сибирского краевого исполкома советов и здание Сибкрайсоюза. Памятник Героям революции был открыт в 1922 п, а летом 1926 т. было завершено строительство Дома Ленина по проекту М. Купцова. Таким образом, негативы были сделаны в 1926 г Так как представленные тта негативах люди н основном одеты в верхнюю одежду и имеют головные уборы, а т рава и деревья выглядят увядшими, то вероятным временем создания негативов является осень 1926 г. Также можно утверждать, что столь внимательным взгляд на архитектурные объекты и этапы строительства moi бы г ь присущ только специалисту, т.е. человеку, который сам занимается проектированием и строительством. II таким человеком мог быть Леонид Александрович Чернышев.
[ !о воспоминаниям друга Л. Чернышева Александра Леопольдовича Яворского. «Чернышев имел узкопленочный фотоаппарат и любил
-251-
снимать всяческие народные гуляния и праздники с их обычаями, на-водиение Енисея, продажу арбузов с барок на Енисее, приехавшего тта собаках какого-то путешественника^ [4, с. II]. Доказательством серьезности увлечений Л. Чернышева фотографией служит тот факт, что н 1912 г. он вместе с А.Я. Тугариновым и Д.И. Каратановым выступает соучредителем Красноярского фотографического общества. Более того, в описи имущества Л. Чернышева, которая была сделана после его смерти в 1932 г., записано наличие 6 (!) различных фотоаппаратов, а также разного рода принадлежностей к ним. Так как у Л. Чернышева не было прямых наследников, все его имущество, включая негативы, было передано в Красноярский городской музей (ныне Красноярский краевой краеведческий музей). К настоящему времени в музее в разрозненном виде сохранилась обширная коллекция негативов Леонида Чернышева, анализируя которую мы можем установить, что он попробовал себя практически во всех фотографических форматах, которые существовали в его время он снимал на пленки и стеклянные негативы форматов 13x18 см, 6х9 см и 4,5х6 см, а также занимался стереофотографией. Па имеющихся в фондах музея негативах помимо частной жизни Л.А, Чернышева и его родных запечатлены виды города Красноярска и сю окрестностей, городские жанровые сцейки, этапы строительства здания Красноярского музея и многое другое. Следует заметить, что нередко в кадре присутствует и сам Л. Чернышев, т.е, на его фотоаппарат снимает кто-то из близких людей. Благо что в первой четверти XX в, к продаже уже имелись упрошенные фотоаппараты, в которых объектив был установлен на постоянный фокус, его не требовалось наводить па резкость. Резкими получались предметы как вблизи аппарата, гак и значительно отдаленные. Для фотографирования фотограф должен был только выбрать нужную выдержку срабатывания затвора камеры. Такие камеры гадились как для снимания видов и пейзажей, так и для городских сцен, Рассмотренные нами негативы были сняты именно на такой фотоаппарат, так как одинаково резкими получились и передний и задний планы.
Таким образом, исходя из того, что негативы были обнаружены среди негативов архитектора Л .А. Чернышева и, несмотря на то что нет документальных подтверждений поездки Л.Л. Чернышева в Но-вониколаевске (Новосибирске), можно предполагать, что рассмотрен-
-252-
пые негативы были сделаны Леонидом Чернышевым, Также возможно, что снимки были сделаны пи просьбе Чернышева кем-то из его близких или друзей, а потом сам Чернышев проявил негативы и таким образом они остались в се о коллекции.
В начале XX в, в России наибольшим распространением пользуются пленки ЕазТтаи Койак (Истмана-Кодак), которые выпускались в виде ленты для 12, 6 или 4 (двойные по два) снимков и предназначались для ручных камер упрощенной конструкции. Одним из характерных признаков этих пленок является то обстоятельство, что они «в проявителе стремятся свертываться в трубочки к стороне эмульсии» [ 1, с. 39]. Обнаруженные нами пленки как раз характеризуются тем, что их края деформированы, а именно частично свернуты внутрь к эмульсионной стороне негатива. Кроме того, негативы имеют необычный для черно-белых негативов темнооранжевый цвет. г.)тот факт объясняется тем, что рассматриваемые негативы были усилены способами, которые были характерны для фотолюбителей того времени. В книге Н. Адрианова [1, с, 48] указывается, что «густоту и плотность Негатива можно достигнуть, до некоторой степени, дальнейшей обработкой готовых снимков в разных растворах солей, называемых обыкновенно усиливателями, которые, входя в соединеннее восстановленным серебром, большею частью изменяя цвет, придают изображению густую окраску. Одно из наиболее способных усиливании, перекрашивающее негатив в красно-коричневый цвет, составляет усиливание ураном» (вода дистиллированная, азотнокислый уран, красная кровяная соль). Также негашвы могут быть усилены раствором йодистой ртути (вода дистиллированная, двухл ори стая ртуть (сулема), йодистый калий), благодаря которому они перекрашиваются к буро-коричне-вьш цвет. Анализ методом атомного эмиссионного спектрального анализа (АЭСА) на спектрографе РС5Б-2 образцов негативов под № о/ф 12445/2 и № о/ф 12445/3 показал, что основу элементного состава минеральной части пленки составляет серебро, в микроколичестве входят железо, уран, кальций, магний, хром, в следовом количестве присутствуют кремний, медь, ртуть, алюминий, свиней, барий, марганец, натрий, никель, цинк. Напротив, анализ негативов, имеющих стандартный серый цвет (опенки серого цвета), показывает, что в их составе отсутствует уран. Таким образом,
-253-
можно быть уверенным, что анализируемые пленочные негативы были подвергнуты дополнительной обработке ураном.
В заключение следует отметить, что во время проведения исследования обнаруженных негативов в качестве гипотезы рассматривалось предположение о знакомстве Л.Д. Крячкова и Л.А. Чернышева, Два известных архитектора, вероятно, знали о существовании друг друга, а возможно, были Знакомы с проектами, которые реализовывались по их проектам в сибирских городах, Известно, что для Красноярска Андрей Дмитриевич Крячков создал проекты ДК железнодорожников (1929) и Дома Советов (1936) [3, с. 155], Проект ДК железнодорожников (ныне Красноярский музыкальный театр) был осуществлен, однако в начале 1990-х здание было перестроено. Проект Дома Советов получил Гран-при и золотую медаль и а Всемирной выставке искусства и техники в Париже в 1937 п, однако архитектурное решение и строительство Дома Советов осуществляли уже другие архитекторы и проектировщики. Ü визитах А.Д. Крячко-ва в Красноярск сведений нет.
Рис, I. Строительство Дворца труда в Но вон и кол ас веке, 1^26 г. Отображение с негатива из фондов Красноярского краевого
краеведческого музея -254-
Iіпс. 2. Исходный вид fierai ива її его позитивное отображение
Рис. 3* Демонстрации размера негативов из коллекции, предположи гельно
принадлежавшей Л.Д. Черныше^
Литература
1. Адрианов„ И. Работы на пленках. Фотографирование и про-
явление, Руководство ДЛЯ любителей / ÍÍ. Адриянов. Санкт-Петербург: Издание ПФ. Cieнi е, 1903. 58 с.
2, Двадцатипятилетие Красноярского юродского музея
1914), Красноярск, 1915. 168 с.
3, С,тоуха, Л.В. Архитекторы При енисейской Сибири. Конец ХТХ
нам а. но XXI века: иллюстрированной! биографический словарь: 540 имен A.B. С лабуха. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 432 с.
4. Яворский. Ají. Чернышев Леонид Александрович, архитектор-художник ■ А,Л. Яворский ■ Сурикове кие чтения. Научно-практическая конференция, 2000. — Красноярск. 2002. [в фондах Красноярского краевою краеведческого музея пол номерами иф (т743 и вф 888 хранятся 2 варна та машинописного текста поп статьи A.J1. Я ворс KOI о].
-2 56-