Agricultural Science; 2015.Vol. 7, No. 5:231-240 [Электронный ресурс] doi:10.5539/jas.v7n5p231 (дата обращения 2.12.2020)
УДК 504.05
Лукашевич Ольга Александровна Lukashevich Olga Alexandrovna
старший преподаватель кафедры поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, senior teacher Department of Searching and Aviation-Saving Ensuring of Flights and Technospheric Security, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of
Aviation B.P. Bugaeva, Хамдиев Иса Юсуфович Khamdiev Isa Yusufovich Студент Student
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B.P. Bugaeva,
Васильев Максим Вячеславович Vasiliev Maxim Vyacheslavovich
Студент Student
Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation
B P. Bugaeva
НЕГАТИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АЭРОПОРТОВ НА
ОКРУЖАЮЩУЮ МЕСТНОСТЬ
THE NEGATIVE ENVIRONMENTAL IMPACT OF AIRPORTS ON THE
SURROUNDING AREA
Аннотация. В статье раскрываются проблемы, связанные с воздействием авиации на экологию, такие как авиационный шум и выбросы в атмосферу отработавших газов авиационных двигателей, а также методы борьбы с ними. Сравнение влияния международных аэропортов города-курорта Сочи и международного аэропорт города Краснодара на окружающую среду.
Abstract: The article reveals the problems associated with the impact of aviation on the environment, such as aircraft noise and exhaust gas emissions from aircraft engines, as well as methods to combat them. Comparison of the impact of international airports in the resort city of Sochi and Krasnodar international airport on the environment.
Ключевые слова. экологические проблемы, влияние аэропортов, международный аэропорт Сочи, международный аэропорт Краснодар, вредные вещества, авиационный шум, здоровье человека
Keywords: environmental problems, impact of airports, Sochi international airport, Krasnodar international airport, harmful substances, aviation noise, human health
В современном мире экологические проблемы принимают всё большее значение. Вырубка лесов, загрязнение атмосферы, истощение озонового слоя -это далеко неполный перечень всех результатов нерационального природопользования. Загрязняя окружающую среду, человек должен задуматься о том, как упростить и понизить до минимума своё пагубное и разрушающее влияние на природу. В данной статье будут рассмотрены факторы влияния аэропортов на экологию близлежащей местности и методы по борьбе с ними.
Для примера на рассмотрение были взяты два аэропорта - международный аэропорт города-курорта Сочи и международный аэропорт города Краснодар (также Пашковский).
Интернациональный аэропорт Сочи (IATA: AER, ICAO: URSS) -международный аэропорт города Сочи, Краснодарский край. Крупнейший узел районных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России. Обслуживает крупнейший российский курорт, его агломерацию (включая Туапсе), иные тяготеющие территории и Абхазию с общим постоянным населением около 900 тыс. жителей. Имеет статус аэропорта федерального значения.
Аэропорт занимает в стране 5-е место по пассажирообороту (5,692 млн пассажиров). Его пропускная способность составляет до 24 воздушных судов в час [1]. Бесспорно, что аэропорт такого уровня, да и к тому же находящийся на территории города-курорта, где ежегодно отдыхают сотни тысяч людей, обязан соответствовать международным экологическим стандартам и проводить меры по сокращению пагубного влияния на прилегающую к аэропорту местность.
Международный аэропорт Краснодар (также Пашковский) -международный аэропорт федерального значения в городе Краснодар. Находится на восточной окраине Краснодара, в 12 км от его центра.
Официальное название аэропорта - «Международный аэропорт Краснодар». Эксплуатант аэропорта - «Базэл Аэро». Является вторым по величине аэропортом Юга РФ (после аэропорта Сочи), занимает 9-е место по пассажиропотоку (3,498 млн пассажиров) среди российских аэропортов. На обслуживаемой аэропортом территории Краснодарского края проживает 3,7 млн человек. Пропускная способность составляет 20 ВС в час [2].
Рассмотрим по подробнее какое же воздействие оказывают аэропорты на экологию прилежащей местности? Существует два основных фактора: загрязнение вредными веществами и загрязнение авиационным шумом. Вначале рассмотрим загрязнение вредными веществами и методы борьбы с ним. Прежде всего, это керосин. Во время полёта он равномерно рассеивается, не нанося существенного вреда атмосфере по сравнению с тем же автомобильным транспортом. Но вот на взлёте и подлёте к аэропорту вредные выбросы керосинового топлива уже начинают сказываться на состоянии воздуха близ аэропорта, что не может не воздействовать на качество жизни населения. Известно, что самолёт за каждый километр полёта сжигает в пределах 3-3,5 литров керосина [3], а каждый сожжённый литр авиационного керосина пополняет атмосферу 3,9-4 килограммами углекислого газа (СО2) [4]. На основе этого была составлена таблица 1.
Таблица 1. Выбросы углекислого газа воздушными судами _в районе аэропортов г. Сочи и г. Краснодара_
Аэропорт Год Количество обслуженных ВС Количество выбросов СО2 (в тоннах)
Международный аэропорт Сочи 2018 37455 1449,5
2019 41403 1602,3
2020 43300 1675,7
Международный аэропорт Краснодар 2018 31540 1220,6
2019 31779 1229,8
2020 33151 1282,9
Заметим, что в таблице 1 расчёт идёт для зоны, расположенной в радиусе 3-х километров от аэропорта. Из таблицы видно, что количество выбросов СО2 в атмосферу каждый год растёт как в Краснодарском аэропорту, так и в Сочинском. Следовательно, люди, проживающие в непосредственной близости от аэропорта, вынуждены испытывать на себе повышенное содержание СО2 в воздухе, что не может не сказаться на их самочувствие, так как углекислый газ очень негативно влияет на организм человека и является канцерогеном [5]. Решить данную проблему возможно при помощи использования более экологичных видов горючего (сжиженный природный газ или биотопливо), а также введения в эксплуатацию технических усовершенствований воздушных двигателей (увеличения их тяговой эффективности, подразумевающего сокращение потребления топлива).
Существует также проблема выбросов жидкостей, содержащих нефтепродукты, со взлётно-посадочных полос. Это могут быть остатки смазки, протечки топлива и так далее. Но на данный момент они уже не представляют абсолютно никакой угрозы, так как во многих аэропортах введены в эксплуатацию очистные сооружения, разработанные специально для нейтрализации подобных загрязнений [6]. К примеру, на рисунках 1, 2 показано расположение очистных сооружений Сочинского и Краснодарского аэропортов.
Рис. 1. Очистные сооружения аэропорта города Сочи
Рис. 2. Очистные сооружения аэропорта города Краснодар
В данных очистных сооружениях находятся сепараторы, которые очищают стекшие в них отходы, далее жидкость проходит через угольный фильтр, а затем еще через ультрафиолетовое облучение специальными лампами, нейтрализующее вредные микроорганизмы. И только после этого жидкость сбрасывается в обычный водосток.
Еще одним вредным фактором, влияющим на экологию территории, считается авиационный шум. Шумовому воздействию подвержен весь организм. Даже при относительно невысоком, но постоянном уровне шума, человек может испытывать дискомфорт, раздражительность, головные боли. Особенно опасен внезапный шум, нарушающий психологический комфорт человека (взлет и посадка, районы трасс сверхзвуковых самолетов) [7]. Вблизи аэропортов подобный шум довольно высок и может достигать 85 дБ в дневное время и 75 дБ в ночное, поэтому персонал обязан принимать меры по его ослаблению. В аэропортах Сочи и Краснодара предусмотрены санитарно-защитные зоны, на территории которых должны соблюдаться определённые правила и мероприятия для поддержания размерной экологической обстановки, включая меры по ослаблению авиационного шума. Согласно нормативным документам, составленным начальником экологического отдела и ведущим инженером -экологом Краснодарского края, должны соблюдаться надлежащие меры по ослаблению авиационного шума:
постепенное внедрение авиакомпаниями, использующими аэропорт, воздушных судов, отвечающих самым последним стандартам;
используется современное малошумное технологическое оборудование, отвечающее современным экологическим стандартам, имеющее все необходимые разрешения и сертификаты для использования на территории Российской Федерации;
использование современных исправных технических средств (спецтранспорт и грузовые автомобили);
ближайшая жилая застройка должна быть расположена не ближе, чем в 400 метрах от аэродромной зоны.
Библиографический список:
1. Международный аэропорт Сочи. - [Электронный ресурс]. -http://aer.aero/about-airport/information-about-airport/ (Дата обращения - 19.10. 2020).
2. Международный аэропорт Краснодар. - [Электронный ресурс]. -http://krr.aero/about-airport/information-about-airport/ (Дата обращения 19.10. 2020).
3. Как выхлопные газы самолетов влияют на климат. - [Электронный ресурс]. - https://www.dw.com/ru/как-выхлопные-газы-самолетов-влияют-на-климат/а-15759056 (Дата обращения 21.10.2020).
4. Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению негативного воздействия. - [Электронный ресурс]. - http://method. meteorf.ru/publ/tr/ tr365/ivan_a.pdf (Дата обращения 23.10.2020).
5. Влияние углекислого газа в воздухе на самочувствие человека. -[Электронный ресурс]. - http://vkvektor.com.ua/novosti/108-vHyanie-uglekislogo-gaza-v-vozdukhe-na-samochuvstvie-cheloveka.html (Дата обращения 23.10.2020).
6. Очистные сооружения для аэропортов. - [Электронный ресурс]. -http://www.flotenk.ru/articles/ochistnye-sooruzhenya-dlya-aeroportov/ (Дата обращения 24.10.2020).
7. Декалин А.А., Нечаева О.А. Воздействие авиационного шума на экологию // Научный электронный периодический журнал «E-SCIO», 2019. - № 11.
© О.А. Лукашевич, И.Ю. Хамдиев, М.В. Васильев, 2020