Научная статья на тему 'Воздействие объектов гражданской авиации на окружающую среду на примере международного аэропорта "Шереметьево"'

Воздействие объектов гражданской авиации на окружающую среду на примере международного аэропорта "Шереметьево" Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2852
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ / IMPACT ON THE SURROUNDING ENVIRONMENT / ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / POLLUTION SOURCES / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / PHYSICAL POLLUTION / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / NATURE PROTECTION ACTIONS / РЕЕСТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ / THE REGISTER OF ECOLOGICAL ASPECTS / ОТХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / WASTE OF THE ENTITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна, Филиппова Дарья Викторовна

Проведен анализ воздействия гражданской авиации на окружающую природную среду, выполненный на примере объектов ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Выявлены основные источники загрязнения элементов биосферы. Установлено среднее количество основных загрязняющих веществ, поступающих в контролируемую зону аэропорта за сутки. Отмечено, что Данное количество вредных веществ при неблагоприятных метеорологических условиях может приводить к значительному превышению предельно допустимых концентраций вышеперечисленных загрязняющих веществ в рабочей зоне аэропорта. Проведен расчет эмиссии диоксида углерода воздушными судами аэропорта, который составил 0,59% от годового объема выбросов парниковых газов гражданской авиации РФ. Приведены источники физического воздействия гражданской авиации на окружающую среду и население. Выполнен анализ воздействия исследуемых объектов на гидросферу. Исследован состав отходов производства и потребления аэропорта. Рассмотрены природоохранные мероприятия, позволяющие снизить воздействие объектов аэропорта на элементы биосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна, Филиппова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF OBJECTS OF CIVIL AVIATION ON THE ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL AIRPORT "SHEREMETYEVO"

In work the analysis of impact of the civil aviation on the surrounding environment made on the example of objects of JSC International Airport Sheremetyevo is carried out. The main sources of pollution of elements of the biosphere are revealed. The average amount of the main pollutants arriving to the controlled area of the airport per day is established. It is noted that This quantity of hazardous substances in case of adverse weather conditions can lead to considerable excess of threshold limit values of above-mentioned pollutants in the working area of the airport. Calculation of emission of carbon dioxide is carried out by air vehicles of the airport which constituted 0,59% of annual amount of emissions of greenhouse gases of the civil aviation of the Russian Federation. Sources of physical impact of the civil aviation on the environment and the population are given. The analysis of impact of the researched objects on the hydrosphere is made. The composition of production wastes and consumption of the airport is researched. The nature protection actions allowing to reduce impact of objects of the airport by biosphere elements are considered.

Текст научной работы на тему «Воздействие объектов гражданской авиации на окружающую среду на примере международного аэропорта "Шереметьево"»

О.С. Коробова, Д.В. Филиппова

ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА «ШЕРЕМЕТЬЕВО»

Проведен анализ воздействия гражданской авиации на окружающую природную среду, выполненный на примере объектов ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Выявлены основные источники загрязнения элементов биосферы. Установлено среднее количество основных загрязняющих веществ, поступающих в контролируемую зону аэропорта за сутки. Отмечено, что Данное количество вредных веществ при неблагоприятных метеорологических условиях может приводить к значительному превышению предельно допустимых концентраций вышеперечисленных загрязняющих веществ в рабочей зоне аэропорта. Проведен расчет эмиссии диоксида углерода воздушными судами аэропорта, который составил 0,59% от годового объема выбросов парниковых газов гражданской авиации РФ. Приведены источники физического воздействия гражданской авиации на окружающую среду и население. Выполнен анализ воздействия исследуемых объектов на гидросферу. Исследован состав отходов производства и потребления аэропорта. Рассмотрены природоохранные мероприятия, позволяющие снизить воздействие объектов аэропорта на элементы биосферы.

Ключевые слова: гражданская авиация, воздействие на окружающую природную среду, источники загрязнения, физическое загрязнение, природоохранные мероприятия, реестр экологических аспектов, отходы предприятия.

Воздействие объектов гражданской авиации на окружающую природную среду характеризуется рядом особенностей, связанных с тем, что данный вид антропогенной деятельности стремительно развивается, занимает все увеличивающееся значение в жизни человечества, а также выступает в роли одного из самых важных связующих элементов международных отношений. В статье приведены результаты исследования воздействие объектов гражданской авиации на окружающую сре-

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 5. С. 299-305. © 2017. О.С. Коробова, Д.В. Филиппова.

УДК 629.735: 504

ду, выполненные на примере объектов ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (далее ОАО «МАШ»).

В результате проведенных исследования были выделены основные объекты загрязнения элементов биосферы, расположенные на территории аэропорта, к которым следует отнести двигатели воздушных судов (далее ВС); спецмашины; автотранспорт, принадлежащий аэропорту и прибывающий (общественный и личный транспорт); котельные; мойка для ВС, спецмашин и автотранспорта; работы по покраске и газовой резки металла.

Анализ воздействия исследуемых объектов на атмосферу показал следующее. В исследуемый период времени на балансе ОАО «МАШ» состоит 761 источника загрязнения атмосферного воздуха1, в результате деятельности которых в атмосферу попадают более 55 различных веществ, в том числе оксиды углерода, оксиды азота, бензол, тоулол, ксилол, углеводороды, аэрозоли краски, сажа [7]. По подсчетам специалистов, наибольшее количество продуктов сгорания попадает в атмосферу во время посадки, взлета ВС и при прогреве двигателей [1, 5]. При оценке суммарного количества основных загрязнителей атмосферного воздуха в контролируемой зоне аэропорта в результате его производственной деятельности было выявлено, что на площади 4 км2 в среднем за сутки в атмосферу выделяется от 1 до 1,5 т оксида углерода, 300—500 кг углеводородных соединений и 50—80 кг оксидов азота. Данное количество вредных веществ при неблагоприятных метеорологических условиях может приводить к значительному превышению предельно допустимых концентраций вышеперечисленных загрязняющих веществ в рабочей зоне аэропорта.

Основной характерной особенностью функционирования воздушных судов является высота выполняемых полетов, которая составляет 8—13 км и обуславливает возможное влияние выбросов, образуемых при сжигании авиационного топлива на климатическую систему земли. В целях сокращения выбросов парниковых газов к 2020 г. до уровня менее 75% от объема 1990 г.2 в РФ разрабатывается система мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов3. Первый этап внедрения системы мониторинга предполагает проведение пилотных региональных проектов, позволяющих сформировать

1 263 относятся к организованным и 498 — к неорганизованным источникам.

2 Указ Президента РФ №752 от 30 сентября 2013 г. «О сокращении выбросов парниковых газов».

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 716-р.

сбалансированную методическую и нормативно-правовую базу инвентаризации выбросов парниковых газов предприятий с объемом выбросов более 150 тыс. т СО2-эквивалента в год. В дальнейшем углеродная отчетность станет обязательной для всех предприятий с объемом выбросов более 50 тыс. т СО2-эквивалента в год, а также для организаций авиационного, железнодорожного транспорта и предприятий, осуществляющих морские и речные перевозки. Нами был проведен расчет эмиссии диоксида углерода воздушными судами ОАО «МАШ», который составил 0,59% от годового объема выбросов парниковых газов гражданской авиации РФ4.

В зоне функционирования аэропорта наблюдается значительное физическое загрязнение атмосферы, к которому относится звуковое, электромагнитное, тепловое воздействие, а так же воздействие вибрации и ионизирующего излучения [2, 3]. В табл. 1 представлены источники физического воздействия гражданской авиации на окружающую среду и население.

В целях охраны атмосферного воздуха от загрязнения в ОАО «МАШ» реализуются следующие мероприятия: установка расчетной санитарно-защитной зоны5 и зоны санитарных разрывов, в которых проводятся замеры по шуму и выбросам в атмосферу загрязняющих веществ; вывод из эксплуатации транспортных средств с устаревшими двигателями; замена транспортных средств на более экологичные по классу топлива (Евро-4,5);

Таблица 1

Источники физического воздействия гражданской авиации на окружающую среду и население

Авиационный шум Электромагнит -ное излучение Тепловое воздействие Ионизирующее излучение Вибрация

Двигатели самолетов, вспомогательные силовые установки и элементы механизации крыла Радиотехнические средства, СВЧ-печи, радиотелефоны, ЛЭП, трансформаторные станции, энергосиловые установки, компьютеры, видеомониторы Двигатели ВС и спецавтотранспорта, котельные Датчики уровня емкостей на ВС, устройства со светящимися циферблатами, установки для радиационного контроля на таможне, электрон-но-вычислитель-ные машины ВС

4 Расчет проводился по методике [6].

5 Площадь СЗЗ промузла Шереметьево составляет около 11,2 км2.

проведение регулярных проверок на токсичность автомобилей; техническое перевооружение котельных. Кроме того, к 2018 г. планируется строительство третьей взлетно-посадочной полосы, которая призвана снизить плотность потока воздушных судов, что повлечет за собой снижение плотности выбросов ЗВ и авиационного шума [7].

Анализ воздействия исследуемых объектов на гидросферу показал следующее. Технологические сточные воды аэропортов в основном содержат органические растворители — бензол и ацетон, в поверхностных сточных водах больше распространены нефтепродукты, моющие, антиобледенительные, противогололедные и дезинфицирующие вещества, а также продукты разрушения материала шасси самолетов и спецтехники. Дождевые и талые потоки могут поглощать часть выхлопных газов котельных и загрязняющие вещества от автотранспорта и ВС, осевших на территории аэропорта. Кроме того, деятельность аэропортов приводит к загрязнению подземных вод нефтепродуктами, которое происходит из-за утечки топлива при заправке ВС, транспортировке и хранении топлива [1].

Водоснабжение ОАО «МАШ» осуществляется из 10 собственных артезианских скважин. Поверхностные сточные воды собираются во внутриплощадочную водосточно-дренажную сеть и через девять выпусков сбрасываются в водные объекты (реки Клязьма и Альба). Перед сбросом в водные объекты поверхностные сточные воды проходят очистку на очистных сооружениях. Объемы сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в исследуемом периоде времени не превысил разрешенный объем сбросов, установленный для ОАО «МАШ». В целях поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем требованиям законодательства РФ, ОАО «МАШ» организует проведение работ по определению показателей качества сбрасываемых сточных вод в водные объекты по гидрохимическим, микробиологическим, паразитологическим показателям. В рамках достижения целевых экологических показателей в области охраны водных объектов ОАО «МАШ» реализованы следующие мероприятия: с целью исключения утечек мазута на грунт и в очистные сооружения проводятся работы по техническому обслуживанию систем мазутного хозяйства; осуществляется своевременный текущий и планово-предупредительный ремонт технологического оборудования очистных сооружений сточных вод; проводится плановая замена фильтрующей загрузки очистных сооружений на материал с большей эффективностью очистки [7].

Таблица 2

Морфологический состав отходов потребления и производства в аэропортах

Наименование отходов потребления Процентное содержание, %

Бумага, картон 60

Пищевые отходы (непригодные для использования) 8

Пластмассы 13

Зола от котельных, шлак 3

Мелкий мусор 16

Прочие 10

Отходы производства Процентное содержание, %

Лакокрасочные отходы 5

Текстиль, лакоткань 5

Резина, кожзаменители 8

Полимерные материалы (в том числе с металлическими включениями) 22

Нефтепродукты, масла 40

Дерево и древеснослоистые пластики 5

Прочие отходы 15

Твердые отходы сооружений для очистки производственных стоков Процентное содержание, %

Шлам мусора 40

Парафинированные нефтепродукты 10

Песок 25

Прочие 25

Как правило, деятельность аэропорта приводит к образованию значительного количества отходов. Состав твердых отходов аэропорта, а также их объем и свойства, меняются в зависимости от сезонов года, географического расположения аэропортов, пропускной способности и степени благоустройства предприятия. Усредненный морфологический состав отходов потребления и производства в аэропортах представлен в табл. 2 [1, 5].

В процессе исследования было выявлено, что структура образования отходов ОАО «МАШ» следующая: 0,28% составляют отходы 1—3 классов, 24,33% — отходы 4 класса и 75,39% — отходы 5 класса. Прослеживается динамика увеличения объемов

образования отходов, связанная с присоединением новых объектов к предприятию (терминал D, комплекс очистных сооружений), расширением зон обслуживания, увеличением взлетно-посадочных операций и ежегодным значительным увеличением пассажиропотока. При этом объем образования отходов за исследуемый период не превысил нормативный объем образования, установленный для предприятия, установлена динамика уменьшения объемов образования отходов в 2014 г. на 10,7% по сравнению с 2013 г. [7].

В рамках достижения целевых экологических показателей в области обращения с отходами реализуются следующие мероприятия: накопление отходов проводится селективно в специально выделенных местах для отходов; проведено оборудование площадок временного накопления отходов производства и потребления; закуплены и установлены контейнеры для обеспечения раздельного сбора отходов производства в производственных помещениях [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашфорд Н., Райт П. Х. Проектирование аэропортов. Пер. с англ. — М.: Транспорт, 2005. - 328 с.

2. ГОСТ 17228-2014. Самолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума, создаваемого на местности. — М.: Изд-во стандартов, 2015. — 13 с.

3. ГОСТ 22283-88. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. — М.: Изд-во стандартов, 1990. — 18 с.

4. Квитка В. Е., Карпин Б. Н. Загрязнение атмосферы при эксплуатации самолетов / Итоги науки и техники. Воздушный транспорт, т. 7. — М.: ВИНИТИ, 2009. — С. 38—98.

5. Николайкин Н.И., Наумова Т.В. Экологические проблемы воздействия воздушного транспорта на окружающую природную среду // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Безопасность полетов». — 2001. — № 40. — С. 95—98.

6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июня 2015 г. № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации».

7. Экологические отчеты ОАО Международный аэропорт «Шереметьево» за 2012—2014 гг. Г¥тттг^

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Коробова Ольга Сергеевна1 — доктор экономических наук, профессор, Филиппова Дарья Викторовна1 — магистр, 1 Российский университет дружбы народов.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 5, pp. 299-305. O.S. Korobova, D.V. Filippova IMPACT OF OBJECTS OF CIVIL AVIATION ON THE ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL AIRPORT «SHEREMETYEVO»

In work the analysis of impact of the civil aviation on the surrounding environment made on the example of objects of JSC International Airport Sheremetyevo is carried out. The main sources of pollution of elements of the biosphere are revealed. The average amount of the main pollutants arriving to the controlled area of the airport per day is established. It is noted that This quantity of hazardous substances in case of adverse weather conditions can lead to considerable excess of threshold limit values of above-mentioned pollutants in the working area of the airport. Calculation of emission of carbon dioxide is carried out by air vehicles of the airport which constituted 0,59% of annual amount of emissions of greenhouse gases of the civil aviation of the Russian Federation. Sources of physical impact of the civil aviation on the environment and the population are given. The analysis of impact of the researched objects on the hydrosphere is made. The composition of production wastes and consumption of the airport is researched. The nature protection actions allowing to reduce impact of objects of the airport by biosphere elements are considered.

Key words: the civil aviation, impact on the surrounding environment, pollution sources, physical pollution, nature protection actions, the register of ecological aspects, waste of the entity.

AUTHORS

Korobova O.S.1, Doctor of Economical Sciences, Professor, Filippova D.V.1, Magister,

1 Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), 113093, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Ashford N., Rayt P. Kh. Proektirovanie aeroportov. Per. s angl. (Designing of airports. English—Russian translation), Moscow, Transport, 2005, 328 p.

2. Samolety passazhirskie i transportnye. Dopustimye urovni shuma, sozdavaemogo na mestnosti. GOST17228-2014 (Planes passenger and transport. Admissible noise levels, created on the area. State Standart 17228-2014), Moscow, Izd-vo standartov, 2015, 13 p.

3. Shum aviatsionnyy. Dopustimye urovni shuma na territorii zhiloy zastroyki i metody ego izmereniya. GOST22283-88 (Aviation noise. Admissible noise levels in the territory of the housing estate and methods of its measurement. State Standart 22283-88), Moscow, Izd-vo standartov, 1990, 18 p.

4. Kvitka V. E., Karpin B. N. Itogi nauki i tekhniki. Vozdushnyy transport, t. 7 (Results of science and technology. Air transport, vol. 7), Moscow, VINITI, 2009, pp. 38—98.

5. Nikolaykin N. I., Naumova T. V. Nauchnyy vestnikMGTUGA, seriya «Bezopasnost' poletov». 2001, no 40, pp. 95-98.

6. Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii RF ot 30 iyunya 2015 g. no 300 «Ob utverzhdenii metodicheskikh ukazaniy i rukovodstva po kolichestvennomu opredeleniyu ob"ema vybrosov parnikovykh gazov organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi khozyayst-vennuyu i inuyu deyatel'nost' v Rossiyskoy Federatsii» (The order of the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of June 30, 2015 no 300 «About approval of methodical instructions and managements on quantitative scoping of emissions of greenhouse gases by the organizations performing business and other activities in the Russian Federation»).

7. Ekologicheskie otchety OAO Mezhdunarodnyy aeroport «Sheremet'evo» za 2012—2014gg. (Ecological reports of JSC the International airport «Sheremetyevo» for 2012-2014).

UDC 629.735: 504

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.