НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР КАЗАХСТАНА
Д-р Владимир БАБАК
старший научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований при Тель-Авивском университете (Тель-Авив, Израиль)
Сначала нынешнего века экономика Казахстана демонстрирует стабильно высокие темпы роста: валовой
внутренний продукт (ВВП) страны ежегодно увеличивается более чем на 9%. Особенно впечатляющими выглядят эти
достижения в сопоставлении с большинством других стран СНГ, как и РК, восстанавливающих свое народное хозяйство после распада СССР. Даже Россия, крупнейшее государство Содружества, в последние годы не знала столь высоких темпов роста ВВП, хотя она еще в большей степени, чем Казахстан, выигрывает от нынеш-
него роста цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Последнее обстоятельство вызывает естественный интерес к исследованию роли в развитии экономики республики нефтегазового сектора — главного стимулятора ее нынешнего экономического «бума».
Вклад нефтегазового сектора в экономику республики
В первые годы независимости Казахстана высшие политические деятели страны, а также (с их подачи, возможно даже по их заказу) средства массовой информации усиленно муссировали слухи о сказочных запасах углеводородов в Казахстане и в Каспийском регионе в целом. При этом наиболее частым было сравнение Казахстана с Кувейтом (второй Кувейт), а Каспийского региона — с Персидским заливом (второй Персидский залив). Сейчас, спустя 10 лет, когда страсти улеглись, а уже проведенные геологические изыскания позволили осуществить более точную оценку запасов углеводородного сырья в регионе, появились, несомненно, более надежные, научно обоснованные оценки потенциала углеводородных резервов страны и всего региона.
Как и следовало ожидать, эти запасы оказались гораздо более скромными, чем это утверждалось в начале и середине 1990-х годов. Тем не менее эти ресурсы весьма значительны даже во всемирном масштабе, они уже играют (и будут играть) важную роль в экономике прикаспийских государств, в том числе Казахстана.
Действительно, по данным «CIA World Factbook-2005», на начало 2005 года доказанные запасы нефти республики составляли 26 млрд баррелей, и по этому показателю она занимала 12-е место в мире. Согласно тому же источнику, запасы природного газа в Казахстане, по данным на 2005 год, составляли 1 800 млрд куб. м, и страна занимала по этому показателю лишь 16-е место в мире. По тем же данным, нефтяные запасы Кувейта, занимающего в нефтерезервной «табели о рангах» шестое место в мире, равны
96,5 млрд баррелей, что в 3,7 раза больше запасов Казахстана, однако по разведанным запасам природного газа Казахстан в настоящее время несколько опережает Кувейт1. Понятно, что столь значительная разница в запасах нефти двух стран (в пользу очень небольшого по территории Кувейта, в сравнении с превосходящим его по площади более чем в 100 раз Казахстаном) исключает возможность определения последнего как «второго Кувейта».
Разброс в цифрах, исходящих из различных источников и относящихся к запасам углеводородов в Казахстане и регионе Каспийского моря, все еще остается значительным. Но несомненно одно: республика обладает существенными залежами углеводородного сырья, залегающими как на ее шельфе Каспийского моря, так и в глубинных районах страны. Нефтегазоносные районы занимают более половины территории РК
1 См.: [http://www.photius.com/rankings/economy/oil_proved_reserves_2005_0.html]; [http://www.photius. com/rankings/economy/natural gas_proved_reserves_2005_0.htm].
si
(1,7 млн кв. км из 2,7 млн кв. км). По данным на середину 2005 года, здесь зарегистрировано 179 углеводородных месторождений, в том числе 87 нефтяных, 17 газовых, 30 нефтегазовых, 25 нефте- и газоконденсатных, а также 20 нефтеконденсатных2.
Весьма перспективным — с точки зрения наличия углеводородных залежей в стране — является шельф Каспийского моря. На его казахстанском участке (на площади около 100 тыс. кв. км) обнаружено 96 структур с прогнозными запасами нефти около 12 млрд т. Значительные запасы имеются и в других регионах республики, в том числе на месторождениях актюбинской группы, а также в районах Центрального, Южного и Восточного Казахстана3.
Основные разведанные запасы нефти страны сконцентрированы на трех наиболее крупных месторождениях (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган). Два из них (Тенгиз и Кара-чаганак) уже активно эксплуатируются и дали в 2004 году (в сумме) свыше 20 млн т сырья, то есть более одной трети всей добычи нефти в стране.
Наличие огромных природных ресурсов нефти и газа при относительно малом объеме их внутреннего потребления, а также быстрый рост в последние годы цен на нефть способствовали превращению нефтегазовой отрасли страны в подлинный локомотив развития национальной экономики. В своем послании народу (февраль 2005 г.), озаглавленном «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», президент республики Н. Назарбаев достаточно откровенно признал, что «сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны»4.
Действительно, с 1995 года РК постоянно наращивает добычу нефти (см. табл. 1). Так, в том же году производство нефти и газового конденсата составило 20,6 млн т, в 1998-м — 26,0 млн т, а в 2005-м этот показатель уже превысил отметку в 60 млн т (точнее, 61,9 млн т). Иными словами, за 10 лет (1996—2005 гг.) добыча нефти и газового конденсата в республике утроилась. При этом добыча только нефти (без газового конденсата) уже превышает 50 млн т в год (50,6 млн т — в 2004-м). Добыча газа в 2004 году составила 20,55 млрд куб. м5.
В 2005 году продолжался рост добычи нефти и газового конденсата (в общей сложности на 4,1%). При этом добыча газа (природного и попутного) составила 25,2 млрд куб. м, что на 22,6% выше показателя 2004-го.
В настоящее время топливно-энергетический комплекс страны развивается в соответствии с Программой правительства Республики Казахстан на 2003—2006 годы, являющейся частью более обширной государственной программы «Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003—2015 годы» и «Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря на 2003— 2015 годы»6.
В начале 2005 года в стране разрабатывалось около 80 месторождений нефти и газа. В эксплуатацию было вовлечено более 80% извлекаемых запасов нефти и свыше 70% извлекаемых запасов свободного газа (из числа тех запасов, которые учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых)7.
Следует подчеркнуть, что уже с первых лет существования Казахстана в качестве независимого государства его руководство проводит политику активного привлечения
2 См.: Клименко А. Нефтегазовая отрасль Республики Казахстан: цифры и факты [http://www.zakon. kz/ our/news.asp?id=300118355].
3 См.: Там же.
4 Казахстанская правда, 11 марта 2005.
5 См.: PETROLEUM, February 2005, No. 1. P. 60.
6 См.: Казахстанская правда, 11 марта 2005.
7 См.: Там же.
Таблица 1
Динамика роста добычи нефти и газа
иностранного капитала в целях ускоренного развития экономики страны. В целях успешного решения этой задачи и создания благоприятного для иностранных инвесторов климата, был принят ряд специальных законов: «Об иностранных инвестициях», «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг». Они уже сыграли (и продолжат играть) позитивную роль в развитии национальной экономики. Кроме того, президент республики издал указы, определившие перечень приоритетных секторов экономики для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также утвердившие систему льгот и преференций для иностранных инвесторов. В 1993—2000 годах в нефтегазовый сектор было вложено более 80% суммарного объема прямых иностранных инвестиций в национальную экономику.
Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на мировом рынке углеводородов, а также целенаправленная политика Казахстана по привлечению иностранных инвестиций дали впечатляющие результаты. В уже упоминавшемся ежегодном Послании президента говорится, что за годы независимости в экономику страны было привлечено порядка 30 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. Это означает, что за период с 1993 по 2004 год на каждого жителя республики пришлось около 2 тыс. долл. ПИИ. По этому показателю Казахстан значительно опережает другие страны СНГ.
Львиная доля иностранных инвестиций и сегодня направляется в нефтегазовый сектор, что обеспечивает ускоренный рост добычи углеводородов по сравнению с динамикой наращивания производства в других отраслях промышленности. В результате наблюдается быстрый рост удельного веса добычи нефти в общем объеме промышленного производства республики. Только с 1998 по 2000 год этот показатель вырос с 16,3% до 39,9%8. Иными словами, уже в конце прошлого столетия на долю добычи сырой нефти в Казахстане приходилось почти две пятых всего промышленного производства.
См.: Континент, 27 декабря 2000 — 16 января 2001. С. 19.
В первые годы XXI века рост цен на жидкое топливо стимулировал приток инвестиций в горнодобывающую сферу, что способствовало дальнейшему увеличению добычи нефти и газа; эта отрасль индустрии развивалась более высокими темпами, нежели промышленность в целом. В 2004 году, например, объем инвестиций в области недропользования увеличился по сравнению с 2003 годом на 33,6% и составил 9,15 млрд долл.9 В 2005 году объем инвестиций в основной капитал в той же горнодобывающей сфере, где львиная доля приходится на нефтегазовый сектор, вырос еще на 43,7% процента (см. табл. 4 на с. 63).
Ежегодно в промышленную разработку вводят новые месторождения, а к добыче нефти подключаются новые компании. Главную роль в разработке нефтяных месторождений и добыче нефти играют семь компаний, на которые приходится почти 86% добычи нефти в стране. Крупнейшая из них — «Тенгизшевройл», разрабатывающая Тенгизское месторождение, в 2004 году произвела 13 млн 320 тыс. т нефти, то есть 23% от всего добытого в республике жидкого топлива10. А компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» добыла 8 млн 524 тыс. т нефти — 14,4 % ее добычи в стране11. К числу крупнейших производителей нефти относятся также ОАО «Мангистаумунайгаз» и «Разведка Добыча «Каз-МунайГаз». Последняя была создана в апреле 2004 года путем слияния двух крупных компаний: «УзеньМунайГаз» и «ЭмбаМунайГаз». Все основные нефтедобывающие компании республики, за исключением «Разведка Добыча «КазМунайГаз», имеют иностранных инвесторов.
Из трех крупнейших месторождений нефти пока еще активно не разрабатывается Кашаганское месторождение, запасы которого, как это было официально объявлено в июне 2002 года, составляют 7—9 млрд баррелей, то есть не менее 1 млрд т12. Предполагается, что именно Кашаган станет основным источником роста нефтедобычи в стране, после того как на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях, которые сегодня лидируют по объемам добываемой нефти, пик добычи будет уже пройден.
Растущие цены на углеводородное сырье, а также улучшившиеся в последние годы возможности транзита стимулируют увеличение объемов добычи нефти и газа с целью приумножения объемов их экспорта. Внутреннее же потребление жидкого топлива остается относительно постоянным и составляет лишь небольшую долю от общего объема его добычи. Так, в 2004 году суммарный экспорт нефти и газового конденсата составил 52,4 млн т при общем объеме их добычи равном 59,4 млн т, то есть 88,2% от общего объема их добычи. Для сравнения напомним, что объем экспорта нефти и газового конденсата в 1999 году был равен 23,7 млн т. Иными словами, всего за пять лет (1999—2004) республика увеличила экспорт природного жидкого топлива более чем в 2,2 раза (см. табл. 2).
Еще более впечатляет рост экспортной выручки от поставок нефти и газового конденсата за рубеж. В 2003 году физический объем их экспорта вырос по сравнению с предыдущим годом на 13% (с 39,3 млн т до 44,3 млн т). Однако в стоимостном выражении (из-за роста мировых цен на нефть) доходы от ее продажи увеличились на 39% (с 5,037 млрд долл. до 7,020 млрд долл.). В итоге уже в 2003 году доля нефти и газового конденсата в экспорте республики составила в стоимостном выражении 54,4%, существенно превысив суммарные доходы от всех остальных статей экспорта.
Эта тенденция сохранилась и в последующие годы. В 2005-м республика экспортировала 52,4 млн т нефти и газового конденсата (ровно столько же, сколько и в 2004-м),
9 См.: Казахстанская правда, 11 марта 2005.
10 См.: PETROLEUM, February 2005, No. 1. P. б0.
11 См.: Там же.
12 См.: Цалик С. Национальный фонд Республики Казахстан. Алматы, 2004 [http://www.kazakhstanrevenuewatch. org/files/chapter_б_(rus).pdf|.
Таблица 2
Динамика роста экспорта нефти и газового конденсата
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Экспорт нефти и газ. конден. (млн т) 23,7 29,0 32,4 39,3 44,3 52,4 52,4
% к 1999 г. 100,0 122,4 136,7 165,8 186,9 221,9 221,9
Экспортная выручка (млн долл.) 2 036 4 346 4 262 5 037 7 020 11 400 17 395
% к 1999 г. 100,0 213.5 209,3 247,4 344,8 559,9 854,4
И с т о ч н и к и: [http://www.rusenergy.com/newssystem/opened/37/20051115/430500.htm];
[http://www.kki.kz/cgi-bin/index.cgi?nc1390&dbid=null&version=ru]; PETROLEUM: 2000, №. 1; 2001, No. 1; 2002, №>. 1; 2003, No. 1; 2004 No. 1; 2005, №о. 1.
Л
однако вырученные за эти два года суммы от продажи равного количества данных видов сырья существенно разнились. В 2005 году экспортная выручка была на 52,4% больше, чем в 2004-м (см. табл. 2).
В последние годы непрерывно возрастает удельный вес нефти и газового конденсата в общем объеме экспорта страны. Иными словами, существенно меняется структура экспорта в стоимостном выражении. При общем и весьма внушительном росте объемов внешней торговли Казахстана в стоимостном выражении в его экспорте все больше доминирует чисто сырьевая составляющая, что придает республике черты, свойственные прежде всего развивающимся странам. Действительно, на сырую нефть и газовый конденсат сегодня приходится уже более трех пятых всего экспорта республики (62,5% в 2005 г.)13.
При этом следует особо подчеркнуть, что два уже упоминавшихся ранее важнейших фактора — рост физических объемов экспорта углеводородов и особенно рост цен на них на мировом рынке, обеспечили стране и небывалый рост ее суммарных доходов от экспорта. Всего за два года (2004—2005) казахстанский экспорт в стоимостном выражении более чем удвоился (с 12,9 млрд долл. в 2003 г. до 27,8 млрд долл. — в 2005-м), причем положительный внешнеторговый баланс страны в 2005 году составил
10,5 млрд долл.
Помимо добычи и экспорта нефти республика в последнее время наращивает производство и экспорт газа. В 2004 году в стране было добыто 20,55 млрд куб. м газа (рост на 46,4% по сравнению с 2003-м). При этом было экспортировано примерно 7 млрд куб. м газа, что на 17,1% больше, чем в предыдущем году14. И хотя доходы республики от экспорта газа пока исчисляются не миллиардами, а только миллионами долларов, они тем не менее еще больше увеличивают сырьевую составляющую казахстанского экспорта. В перспективе же экспорт газа будет исчисляться десятками миллиардов кубических метров и его удельный вес в экспорте страны может значительно увеличиться.
13 Подсчитано автором по: [Ьйр:/%^%'. kki.kz/cgi-bm/mdex.cgi?nc1390&dЫd=nuП&versюn=ru].
14 См.: Нефтегазовая вертикаль, 2005, № 5 [http://www.ngv.ru/magazin/view.hsql?id=2528&mid=98].
Рост доходов от экспорта углеводородов позволил Казахстану создать в августе
2000 года специальный Национальный фонд, который начал функционировать в июне
2001 года. В качестве образца для его формирования была избрана норвежская модель нефтяного фонда. Уставные документы определяют предназначение названной структуры следующим образом: стабилизация социально-экономического развития страны, накопление сбережений для будущих поколений и снижение зависимости экономики от неблагоприятных внешних факторов. Таким образом, Фонд призван выполнять две основные функции: стабилизационную и сберегательную.
Фонд осуществляет свою стабилизационную функцию, аккумулируя налоговые платежи предприятий сырьевого сектора, налоги на сверхприбыль, различного рода бонусы и другие поступления. Стабилизационная составляющая зависит от условно установленного уровня цены на нефть, рассчитанного на пять лет. В 2000 году эта цена была установлена на уровне 19 долл. за баррель. Если цена на нефть превышает установленную отметку, то избыточные доходы от продажи жидкого топлива поступают в Национальный фонд. Если же цена на нефть упадет ниже обозначенного уровня, Национальный фонд должен перечислить в государственный бюджет разницу, равную понесенным убыткам. Аналогичным образом в создании Национального фонда участвуют и горнорудные компании, однако, разумеется, исходя из установленных для них уровней условных цен.
Сберегательная часть Фонда формируется за счет перечислений в него специальных трансфертов из бюджета в размере 10% заложенных в бюджете поступлений налогов от предприятий сырьевого сектора, а также за счет инвестиционных доходов от управления Фондом и некоторых других поступлений.
Первое поступление в Фонд (660 млн долл.) состоялось в 2001 году, после продажи правительством 5%-й доли в консорциуме «Тенгизшевройл». По данным Национального банка, в октябре 2003 года в активах Фонда насчитывалось уже 2,81 млрд долл. В 2004 и 2005 годах бурный рост цен на нефть способствовал дальнейшему интенсивному пополнению Фонда, по состоянию на 16 декабря 2005 года в нем было аккумулировано более 6,57 млрд долл.15 Иными словами, только чуть более чем за два последних года (с октября
2003 по декабрь 2005) активы Национального фонда, фактически аккумулирующего сверхдоходы от продажи углеводородов, выросли в 2,34 раза.
Казахстан стал первой страной СНГ, создавшей такую структуру для обеспечения своего стабильного социально-экономического развития и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. Несмотря на то что Национальный фонд осуществляет позитивные для развития экономики республики функции, его деятельность нередко подвергается критике со стороны оппозиции и части общественности. Основные претензии сводятся к закрытому характеру работы Фонда и отсутствию должного контроля над ней, в первую очередь со стороны парламента. По мнению критиков, создается возможность незаконного присвоения отдельными лицами, имеющими доступ к Фонду, части национального достояния. Они считают, что скандал, разразившийся в апреле 2003 года в связи с арестом нефтяного консультанта руководства РК, американского гражданина Джеймса Гиффена, обвиненного в организации утаивания нефтяных доходов и в направлении миллионов долларов на банковские счета высокопоставленных лиц Казахстана (так называемый «Казахгейт»), доказывает необходимость обеспечения большей прозрачности в деле контроля над денежными поступлениями от реализации продукции нефтегазовой отрасли республики16.
15 См.: Агентство РК по статистике. Краткие итоги социально-экономического развития РК за январь — декабрь 2005 [ЬИр^/ште^ rakhattv.kz/show_news.asp?NewsID=10224].
16 См.: Национальный фонд Республики Казахстан. С. 32.
Серьезным поводом для критики деятельности Национального фонда служит и тот факт, что эта структура инвестирует свои средства за рубежом и тем самым, как считает оппозиция, фактически субсидирует экономику других стран, преимущественно западных, включая США, вместо того чтобы служить источником финансирования для развития тех секторов казахстанской экономики, которые не связаны с добычей, переработкой или транспортировкой нефтегазовых богатств республики.
Критики особо отмечают и то обстоятельство, что западные инвесторы вкладывают свои капиталы преимущественно в весьма прибыльный нефтегазовый сектор Казахстана, получая при этом большие доходы. Кроме того, они фактически получают возможность извлекать дополнительную выгоду и из той части нефтяных доходов государства, которая попадает в Национальный фонд, а затем инвестируется на Западе.
Успехи социально-экономического развития
Радикальные экономические реформы и исключительно благоприятная (для экспортеров нефти и газа) конъюнктура, сложившаяся в последние годы на мировом рынке углеводородов, значительно улучшили финансовое положение страны. Еще в 2000 году Казахстан первым из постсоветских государств полностью рассчитался по долгам с Международным валютным фондом (МВФ), причем сделал это на семь лет раньше срока. Постоянно уменьшается размер государственного долга относительно валового внутреннего продукта страны. В 2000 году сумма государственного долга Казахстана (без обязательств между компаниями, связанных с нефтегазовыми проектами) составляла 21,7%17 от величины ВВП. К концу декабря 2004-го этот показатель снизился до 13,7%18. Значительно улучшилась и ситуация с формированием государственного бюджета. Если в 1999 году его дефицит составлял 3,5% от уровня ВВП, то в 2003-м первый сократился почти втрое, до 1,2%.
За 1999—2004 годы совокупный рост ВВП республики был около 55%. В 2005-м валовой внутренний продукт Казахстана составил 7 453 млрд тенге (56,8 млрд долл.) и превзошел ВВП всех остальных семи постсоветских государств Центральной Азии и Кавказа (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия и Армения), вместе взятых19. И это при том, что суммарная численность населения названных стран вчетверо превосходит количество жителей РК.
В 2005 году объем промышленного производства составил в текущих ценах 5 трлн 124,1 млрд тенге, что на 4,6% больше, чем в 2004-м. Важно также отметить, что впервые за последние несколько лет темпы роста объемов производства в горнодобывающей промышленности (3,2%) были в 2005 году ниже, чем темпы роста в обрабатывающей отрасли (6,0%)20.
Хорошие результаты были отмечены и в аграрном секторе. В 2005 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил в текущих ценах 763,2 млрд тенге, что на 7,3% больше, чем в 2004-м21.
17 См.: Там же.
18 См.: [http://state.gOv/r/pa/ei/bgn/5487.htm].
19 Подсчитано автором по официальному обменному курсу национальных валют по отношению к доллару США.
20 См.: Агентство Республики Казахстан по статистике. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2006 года (оперативные данные). Алматы, 2006. С. 9 [http://www.stat.kz].
21 Там же.
Рост нефтяных доходов позволяет увеличивать объем инвестиций в основной капитал и тем самым создавать благоприятные условия для развития национальной экономики в перспективе. В 2005 году в основной капитал было инвестировано 2 трлн 205 млрд тенге, что на 22,1% больше, чем в 2004-м22.
Успехи в развитии национальной экономики находят свое отражение и в социальной сфере, в частности в постоянном росте денежных доходов населения и заработной платы (причем не только номинальной, но и реальной). В февральском (2005 г.) Послании президента страны Н. Назарбаева народу говорится, что за последние 10 лет денежные доходы казахстанцев выросли в среднем в 5 раз, почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата, а минимальная — в 25 раз. Среднемесячный размер пенсии повышен в 4,6 раза23.
В 2005 году продолжался быстрый рост заработной платы, пенсий и других денежных доходов населения. Так, среднемесячная номинальная заработная плата составила 34 066 тенге, что на 20,5% больше, чем в 2004-м. Реальная же заработная плата за год выросла на 12,0%. В январе 2006-го среднемесячная номинальная заработная плата равнялась уже 44 956 тенге — на 26,1% больше, чем в январе 2005-го (в реальном исчислении этот рост составил 17,3%).
В январе 2006 года номинальные среднедушевые доходы населения составили, по предварительным оценкам, 19 589 тенге, увеличившись по сравнению с январем 2005-го
Таблица 3
Динамика роста валового внутреннего продукта и заработной платы
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Валовой внутр. продукт (ВВП) (в млрд тенге) 2 016,5 2 599,9 3 250,6 3 776,3 4 449,8 5 542,5 7 453,0
ВВП (в млрд долл. по офиц. курсу) 16,85 18,29 22,15 24,64 29,75 42,3 56,8
ВВП на душу населения (в долл. по офиц. курсу) 1 129 1 229 1 491 1 658 1 996 2 801 3 737
Среднемесячная заработная плата (в долл. по офиц. курсу*) 99 101 118 132 152 211 259
* Подсчитано автором >
И с т о ч н и к и: Агентство РК по статистике [http://www.stat.kz/stat/index.aspx?p=10]; [http://www.historycentral.com/NationbyNation/Kazakhstan/Economy.html]; [http://www.unsiap.or.jp/participants_work/cos03_homepages/group4/ 1 kazakhstan.htm]; [http://www.infomarket.kz/pavlodar/index.php?id=1754&a=1]. ^
22 См.: Агентство Республики Казахстан по статистике. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2006 года (оперативные данные). С. 10 [http://www.stat.kz].
23 См.: [http://www.president.kz/page.php?page_id=32&lang=l&article_id=52].
на 26,2%. В реальном исчислении в январе 2006 года среднедушевые денежные доходы населения выросли по сравнению с январем 2005-го на 17,4%24.
С 1 июля 2005 года государство начало выплачивать всем пенсионерам, независимо от их рабочего стажа и размера начисленной пенсии, дополнительную базовую пенсионную дотацию в размере 3 тыс. тенге. В результате минимальная пенсия выросла до
9 200 тенге, а средняя составила более 12 тыс. тенге.
Отражением быстро растущего благосостояния населения Казахстана являются рост депозитов физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя страны. За
10 лет они увеличились в 35 и 37 раз соответственно. В 2005 году денежные вклады населения в банках продолжали быстро расти, и в начале 2006-го их общий объем составил 587,3 млрд тенге, что на 33,1% больше, нежели год назад25.
Значительно возросли и расходы государства на поддержание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Только в 2004 году они увеличились в 1,7 раза по сравнению с 2003-м. С 2003-го выплачивается единовременное пособие в связи с рождением ребенка. Кроме того, государство стало выделять значительно больше средств на сферу образования и на культуру.
Нефть и стратегия развития национальной экономики
Высокая прибыльность нефтегазовой отрасли делает последнюю стержневой в перспективных экономических планах руководства страны на ближайшие 10—15 лет. Прежде всего предусматривается дальнейшее наращивание производства и сбыта углеводородов. К 2015 году правительство предполагает довести ежегодную добычу нефти до 150— 170 млн т, газа — примерно до 80 млрд куб. м. С этой целью планируется обеспечить активную эксплуатацию новых и наиболее мощных месторождений нефти и газа, которые в перспективе должны будут взять на себя основной прирост объемов добычи этого ценного энергетического сырья.
Для достижения указанных показателей потребуются значительные капиталовложения. В 2004 году было принято решение направить 29 млрд долл. на освоение открытого в 2000 году, уже упоминавшегося ранее, самого крупного в Казахстане и одного из крупнейших в мире месторождений нефти — Кашаган. Добыча на этом месторождении была отложена из-за задержки с разведывательными работами и должна начаться в 2007—2008 годах. К 2015-му объем нефтедобычи только на этом месторождении должен достичь 56 млн т в год26 (не менее одной трети всего планируемого объема добычи).
В 2002 году началась работа над еще одним крупнейшим проектом по разведке и добыче нефти на месторождении Курмангазы, расположенном на стыке казахстанского и российского секторов Каспийского моря. В июле 2005-го обе страны подписали соглашение о разделе продукции на этом месторождении, запасы которого, по предварительным оценкам, составляют 980 млн т нефти27. Проект рассчитан на 55 лет и потребует капиталовложений в объеме 22—23 млрд долл. Прибыль от реализации этого проекта оценивается в 50 млрд долл.28
24 См.: Агентство Республики Казахстан по статистике. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в январе 2006 года. С. 10 [http://www.stat.kz].
25 См.: Там же.
26 См.: [http://www.mirtv.rU/news/5/3222_l.htm].
27 См.: [http://www.rg.ru/2005/07/06/rossia-kazakhstan-anons.html].
28 См.: [http://www.nr2.ru/center/31682.html].
Планируемое дальнейшее увеличение добычи и экспорта нефти и газа требует расширения нефтегазотранспортной сети, а также увеличения мощности уже существующих нефте- и газопроводов. Для правительства Казахстана чрезвычайно важной задачей является также уменьшение сохраняющейся зависимости от России в вопросах транспортировки нефти и газа на мировые рынки.
25 мая 2005 года президент республики Н. Назарбаев принял участие в церемонии ввода в эксплуатацию азербайджанского участка нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В ходе поездки он, в частности, заявил, что «Казахстан рассматривает нефтепровод как один из важных путей транспортировки своей нефти на мировые рынки»29. Он отметил, что участие его страны в реализации этого проекта обусловлено приверженностью республики идее многовекторности маршрутов транспортировки нефти. На деле эта идея означает прежде всего ослабление зависимости от России в вопросах экспорта углеводородов в другие государства. Вполне возможно, что в перспективе, когда Казахстан начнет полномасштабную эксплуатацию своих месторождений на Каспии, предполагаемые объемы нефти, которые он сможет экспортировать по маршруту Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан, составят 20 млн т в год30.
В середине декабря 2005 года в Казахстане состоялась торжественная церемония пуска нового нефтепровода Атасу (Казахстан) — Алашанькоу (КНР), который станет для республики первым собственным экспортным нефтепроводом. Планируется, что уже в 2006 году республика будет экспортировать по нему свою нефть, минуя Россию. Протяженность этой магистрали — 988 километров, а пропускная способность на первом этапе составит 10 млн т нефти в год (в дальнейшем этот показатель предполагается довести до 20 млн т в год)31.
Стратегия приумножения нефте- и газотранспортного потенциала страны включает и формирование собственного танкерного флота с целью создания еще одного полноценного маршрута экспорта нефти за рубеж. В 2005—2006 годах были спущены на воду три первых казахстанских нефтяных танкера («Астана», «Алматы» и «Актау», построенные в Санкт-Петербурге). Реконструирован порт Актау, экспортная мощность которого доведена до 10 млн т нефти в год32. Отсюда нефть отгружается танкерами в Баку и Махачкалу. В середине 2005 года примерно 80% казахстанской нефти транспортировалось по нефтепроводам, около 12% приходилось на железнодорожные перевозки и приблизительно 7% — на транспортировку водным путем33.
Чтобы к 2015 году обеспечить планируемое увеличение добычи газа до 80 (и даже более) млрд куб. м в год, национальная компания «КазМунайгаз» начала подготовку к разработке крупного месторождения Амангельды, а также ведет сейсморазведочные работы на других газовых месторождениях Южного Казахстана. В перспективе компания планирует приступить к разведке и освоению углеводородных богатств казахстанской части Аральского моря34. При формировании газоэкспортной стратегии республики прежде всего учитываются импортные потребности в этом виде энергетического сырья соседнего Китая. Сейчас рассматриваются и оцениваются различные потенциальные варианты маршрутов газопровода, по которому казахстанский газ будет поступать в КНР35.
29 См.: [http://ngv.ru/magazm/view.hsql?id=2764&mid=106].
30 См.: [http://www.centrasia.ra/newsA.php4?st=1П5552760].
31 См.: [http://www.agroline.ru/news/gazeta/2005/12/15/32.html].
32 См.: PETROLEUM, 2005, N0. 1. Р. 20.
33 См.: [http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1115552760].
34 См.: [http://www.promgaztorg.ru/print.php?sid=391].
35 См.: Там же.
В последнее время правительство страны стало больше внимания уделять проблемам переработки нефти и производства нефтепродуктов. При этом преследуется цель не только удовлетворить внутренние потребности республики в продуктах переработки нефти, но и увеличить их экспорт за границу. Как это ни парадоксально, но до настоящего времени страна, ставшая одним из видных мировых экспортеров нефти, вынуждена импортировать нефтепродукты для собственных нужд.
Суммарный потенциал всех трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов составляет всего 18,5 млн т сырой нефти в год при годовой добыче нефти в республике, уже превышающей 60 млн т. Тем не менее даже эти НПЗ были бы способны не только удовлетворять внутренние потребности страны, но и производить продукцию на экспорт, при этом до недавнего времени они были загружены менее чем на половину своей мощности. В 2004 году ситуация несколько улучшилась, но даже самый «загруженный» из трех этих заводов — Атырауский — работал только на 61,1% своей мощности (Павлодарский — на 38,7%)36. И это в то время, когда до 40% внутренних потребностей республики в горюче-смазочных материалах (особенно в северных и центральных областях) покрывается за счет импорта37.
Среди прочих причин недозагрузка нефтеперерабатывающих предприятий объясняется и тем, что контроль над добываемой нефтью практически принадлежит иностранным компаниям, которые производят 84% всей казахстанской нефти. Последние не заинтересованы продавать свою нефть в самой стране из-за низких внутренних цен, а предпочитают после уплаты налогов экспортировать сырую нефть преимущественно в оффшорные зоны, получая при этом высокие прибыли.
Весной и осенью, в период интенсивных сельскохозяйственных работ, республика испытывает нехватку нефтепродуктов. Правительство неоднократно было вынуждено вводить запретительные меры на экспорт жидкого топлива, пытаясь обеспечить аграрный сектор относительно дешевыми горюче-смазочными материалами. Однако подобные действия не могут способствовать радикальному разрешению проблемы. Республика продолжает импортировать нефтепродукты, а цены на них на внутреннем рынке продолжают расти. Только в 2004 году импорт бензина вырос с 500 тыс. т (в 2003 г.) до 802 тыс. т38 (т.е. на 60%).
С другой стороны, экономическая целесообразность экспорта нефтепродуктов по сравнению с экспортом сырой нефти общеизвестна. И в последнее время страна наращивает переработку сырой нефти и экспорт нефтепродуктов. Так, в 2004 году Казахстан поставил на внешние рынки 321,4 тыс. т бензина — на 70% больше, чем в 2003-м39. Тем не менее республика продолжает оставаться его нетто-импортером. Тенденции к увеличению производства нефтепродуктов и наращиванию их поставок за рубеж сохранялись и в 2005 году, когда в стране было произведено 11,17 млн т нефтепродуктов (на 18,7% больше по сравнению с предыдущим)40, из которых 3 млн 484,4 тыс. т было экспортировано (на 50,6% больше, чем в 2004-м). Однако в целом вывоз сырой нефти все еще многократно (примерно в 15 раз)41 превосходит по своим объемам экспорт нефтепродуктов, и в этом отношении республика заметно уступает России, где данный показатель гораздо ниже (в 2,8 раза в 2004 г.)42.
36 См.: [http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30024385].
37 См.: Алматы ИНФО, 25 декабря 2004 [http://Eurasia.org.ru/cgi-bin/datacgi/database.cgi?file=New&report= SingleArticleRu&ArticleID=0008550].
38 См.: [http://www.zakon.kz/our/news/news.asp?id=30024385].
39 См.: Там же.
40 См.: [http: // www.interfax.com/3/121730/news/aspx].
41 Подсчитано автором по: [http: //www.kki.kz/cgi-bin/index.cgi?nc1390&dbid=null&version=ru].
42 См.: [http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=218303].
Значительные успехи, достигнутые на макроуровне в прогрессе национальной экономики Казахстана, не могут скрыть серьезных проблем, связанных с нефтегазовым «флюсом» в ее развитии. Выше уже говорилось, что исключительно высокая прибыльность добывающих отраслей промышленности, прежде всего сферы добычи нефти и газа, делает эту область наиболее привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов. В то же время обрабатывающие отрасли промышленности, которые не в состоянии обеспечивать столь высокую прибыль, как в сфере добычи нефти и газа, не получают достаточных инвестиций, что влечет за собой множество негативных последствий.
Действительно, по уровню рентабельности нефтегазовая отрасль значительно превосходит все остальные. Так, в последние годы уровень затрат на 1 тенге реализованной продукции в сфере добычи сырой нефти и природного газа был более чем в полтора раза ниже, нежели по народному хозяйству в целом. А в сравнении с ситуацией, сложившейся в некоторых отраслях экономики, это различие выглядит просто поразительным. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2002 году затраты на 1 тенге реализованной продукции в сфере добычи сырой нефти и природного газа составляли 0,39 тенге. А в обрабатывающей отрасли этот показатель был равен 0,68 тенге, в производстве машин и оборудования — 0,81 тенге, в строительстве — 0,85 тенге, в сельском и лесном хозяйстве — 0,91 тенге43.
Простые подсчеты показывают, что 1 тенге, вложенный в добычу нефти и газа, дал в
2002 году 1,564 тенге прибыли, а 1 тенге, инвестированный в аграрный сектор или в лесное хозяйство — всего 0,099 тенге. Иными словами, 1 тенге, направленный в добычу нефти и газа, обеспечивал в 2002 году почти в 16 раз большую прибыль, чем 1 тенге, вложенный в развитие сельского хозяйства, и почти в 9 раз большую, нежели вложенный в строительство. В 2005 году этот эффект был еще более впечатляющим, что обусловливалось значительным ростом цен на нефть.
Последнее обстоятельство создает неравные условия для работы в различных областях экономики, являясь существенным тормозом для финансирования отраслей народного хозяйства, имеющих низкую рентабельность. Стимулируется неравномерность развития секторов экономики: происходит явный крен в сторону ее нефтедобывающей сферы.
Из таблицы 4 видно, что горнодобывающая промышленность, в которой главную роль сегодня играет нефтегазовый сектор, является явно привилегированной отраслью, поглощающей более 33% всех инвестиций, вкладываемых в стране в основной капитал. Поэтому неудивительно, что в последние годы в экономике республики постоянно снижалась доля обрабатывающей промышленности в общем объеме ВВП. Если в 1995 году ее удельный вес в ВВП страны составлял 58,7%, то в 2004 — только 40,4%. В последние годы (вплоть до 2005-го) темпы роста объемов производства в обрабатывающей отрасли уступали темпам роста производства в горнодобывающей сфере. Так, в 2004 году они составляли соответственно 8,9% и 12,7% (по сравнению с уровнем 2003-го)44. И только в 2005-м эта тенденция была преодолена.
Примечательно, что в структуре обрабатывающей промышленности значительный удельный вес имеет металлургия и производство металлических изделий (41,6% в 2004 г.), а доля текстильной отрасли практически незначительна (около 2%). Кстати, сегодня Казахстан производит тканей в 16 раз меньше, чем в советское время (в 1990 г.). На долю же машиностроения приходится всего 8% в общем объеме производства обрабатывающей
43 См.: [http://www.kazakhconsulting.kz/pageid85.html].
44 См.: Деловая неделя, 20 мая 2005.
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики в 2005 году
V Отрасли экономики Инвестиции (млн тенге) инвестиций (%) Удельный вес в общем объеме В процентах к 2004 г. Л
Всего 2 205 217 100 122,1
Сельское хозяйство, охота и лесное хоз-во 42 400 1,9 91,1
Горнодобывающая промышленность 816 548 37,1 143,7
Обрабатывающая промышленность 229 253 10,4 118,3
Строительство 50 736 2,3 70,9
Транспорт и связь 326 944 14,8 120,3
Образование 32 940 1,5 142,9
Здравоохранение и социальные услуги 37 172 1,7 256,2
Г Л 1 И с т о ч н и к: Агентство РК по статистике [http://www.stat.kz/stat/index.aspx?p=news_ 1 783&1=ги]. J
промышленности. Столько же составляет доля нефтеперерабатывающего сектора, несмотря на весьма высокие показатели добычи нефти45.
Резко (во много раз!) сократилось производство традиционных для Казахстана и столь необходимых для его населения продуктов животноводства. Так, по данным государственной статистики, в 2004 году уровень производства «мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, коз, лошадей и мяса птицы» составил всего 7,7% от аналогичного показателя 1990 года, а обработанного молока и сливок — 10,5% (речь идет о продуктах животноводства, учитываемых государственной статистикой). Существенно снизился выпуск и некоторых других важных видов продукции. Например, в
2004 году производство цемента снизилось более чем в 2,2 раза по сравнению с уровнем 1990-го.
Высокие цены на сырую нефть на мировом рынке не стимулируют развитие даже столь важных для республики отраслей промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтехимическая. В технологическом отношении эти отрасли национальной индустрии существенно отстают от современного уровня их развития в других странах. Например, из одной тонны сырой нефти в РК производится лишь около 150 литров моторного топлива, что почти в три раза меньше, чем в западных государствах, где из одной тонны сырой нефти получают 430 литров такого топлива46.
45 См.: Там же.
46 См.: Алматы ИНФО, 25 декабря 2004.
Рост цен на нефть на мировых рынках и импорт нефтепродуктов приводят к росту стоимости горюче-смазочных материалов и в самой республике, где цены на некоторые из них в последние годы удвоились. Это оказывает негативное воздействие на состояние многих отраслей народного хозяйства, особенно потребляющих значительное количество энергии. В результате растет удельный вес топлива в себестоимости многих видов продукции. Подорожал проезд, выросли цены на многие продукты. Особо сложная ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов возникла осенью 2005 года; некоторые обозреватели даже назвали ее «топливным кризисом».
В нынешней ситуации руководство республики стоит перед необходимостью решения достаточно сложной задачи — определения оптимальной стратегии своей нефтяной политики. С одной стороны, в условиях стремительного роста цен на углеводороды возникает естественный соблазн извлечь максимальную выгоду из благоприятной для страны конъюнктуры, сложившейся на мировых рынках нефти и газа, что подталкивает к дальнейшему быстрому наращиванию в ближайшей перспективе добычи и экспорта сырой нефти и газа. С другой стороны, есть немало факторов, свидетельствующих в пользу разумного дозирования дальнейшего роста добычи углеводородов.
Основная трудность заключается в том, что невозможно предсказать изменения в ситуации на рынке углеводородов на длительную перспективу. Вполне вероятно как снижение, так и дальнейший рост цен на энергетическое сырье: нынешний ажиотажный спрос на нефть и газ связан не только с экономическими факторами, такими, например, как бурный рост экономик КНР и Индии, потребляющих все большее количество энергетического сырья. Важную роль играют и политические факторы: в частности положение в Ираке или ситуация, сложившаяся вокруг Ирана в связи с реализацией им своей ядерной программы. Возможное прекращение поставок нефти из этой страны, даже их существенное сокращение, могут стимулировать еще более резкий рост цен на жидкое топливо на мировых рынках. Однако, как только политическая обстановка в этом наиболее богатом нефтегазовыми ресурсами регионе мира нормализуется, и нефть хлынет отсюда широким потоком на мировой рынок, можно будет ожидать значительного снижения цен на нефть и газ.
Кроме того, высокие цены на нефть уже сегодня стимулируют ускоренную разработку новых энергосберегающих технологий, особенно в сфере совершенствования автомобильных двигателей, ныне потребляющих свыше 50% добываемой в мире нефти. Прорыв в этой области приведет к неизбежному обвалу цен на рынках нефти. И чем быстрее растут сегодня цены на нефть, тем скорее наступит конец «нефтяной эры». И тогда уже не продавцы нефти, а ее покупатели будут диктовать цены на мировых рынках.
В то же время в разработке нефтяной стратегии для Казахстана есть еще один очень важный аспект. Экспорт в больших масштабах невосполняемых сырьевых ресурсов в условиях их очевидной ограниченности в стране, особенно по сравнению с такими крупными мировыми производителями нефти и газа, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Ирак, Кувейт и др., грозит их быстрым истощением (уже в ближайшие десятилетия). При реализации подобного сценария республика может столкнуться с опасностью остаться без своих огромных нефтяных доходов еще до осуществления необходимых изменений в экономике.
Согласно прогнозам ОПЕК, если РК будет наращивать добычу нефти запланированными темпами, то к 2030 году ее запасы жидкого топлива окажутся практически ис-черпанными47. Оценки казахстанских специалистов гораздо оптимистичнее. Однако понятно, что от быстрого наращивания объемов добычи нефти и газа запасов этих природных богатств не становится больше.
47 См.: «Круглый стол»: «Перспективы развития нефтяной отрасли в Казахстане», 25 августа 2005 [http://www.iimp.kz/index.php?action=show&art_id=329&from=0].
Заявления президента и других высших руководителей страны, а также предпринимаемые ими практические шаги в целях развития национальной экономики свидетельствуют, что эти проблемы находятся в центре внимания. На заседании Совета по экономической политике (июль 2005 г.), который создан при правительстве республики, было принято решение исследовать влияние роста объемов добычи нефти на макроэкономическое равновесие и разработать наиболее приемлемый график добычи нефти и газа на долгосрочную перспективу48.
В очередном ежегодном (2006 г.) Послании президента народу говорится, что Казахстан будет «осваивать новые ниши внутреннего и мирового рынка... за счет развития глубокой переработки в нефтяной, газовой и других областях добывающей промышленнос-ти»49. В ближайшие годы особое внимание предполагается уделить реализации комплексного Генерального плана развития нефтехимического производства, рассчитанного на
10 лет. Он разработан под непосредственным руководством премьер-министра Даниала Ахметова, который неоднократно подчеркивал, что развитие нефтехимической промышленности является одним из главных элементов плана диверсификации национальной экономики.
Стратегия развития народного хозяйства Казахстана предусматривает возвращение нефтедобывающей промышленности в руки местных предпринимателей. Президент республики Н. Назарбаев заявил о том, что через 30 лет страна сможет заниматься добычей нефти на своей территории без иностранного участия. Казахстан уже приступил к реализации этой стратегии. В последнее время внесены существенные изменения и дополнения в законы «О нефти» и «О недропользовании». Национальная компания «КазМунайГаз» получила исключительное право представлять РК и иметь долевое участие (не менее 50%) во всех нефтяных проектах, которые будут осуществляться на его территории. Законодательство также предусматривает приоритет государства на выкуп права недропользования. Например, Казахстан уже выкупил у компании «British Gas» долю в Карачаганакс-ком проекте.
Внесены изменения в Налоговый кодекс, в частности введен рентный налог на экспорт нефти50. Тем не менее заинтересованность иностранных компаний в разработке нефтяных запасов республики сохраняется. Так, по мнению представителей ряда зарубежных фирм, работающих в Казахстане, в том числе главного регионального исполнительного директора компании «Shell» по разведке и добыче углеводородов в странах СНГ и Ближнего Востока, зафиксированные в новом Налоговом кодексе страны положения «являются абсолютно приемлемыми для успешной работы на условиях обоюдной выгоды для сторон»51.
Избранная руководством республики стратегия возвращения нефтегазовой отрасли под полный национальный контроль предполагает, в частности, и постепенную замену иностранных профессионалов местными специалистами. В июне 2005 года президент РК Н. Назарбаев заявил, что в перспективе доля иностранных специалистов в нефтедобывающей промышленности республики не должна превышать 10%. «Нам нужно, — сказал он, — развивать нефтехимию, экспортировать не только нефть и газ, но и их производные, в том числе пластмассы. Нам необходимо выпускать машины для развития нефтяной отрасли, строить дороги, создавать инфраструктуру. Поэтому при заключении контрактов с иностранными компаниями одно из наших требований — обучение казахстанских инженеров»52.
48 См.: Там же.
49 [http://www.nomad.su/?a=3-200603020023].
50 См.: «Круглый стол»: «Перспективы развития нефтяной отрасли в Казахстане», 25 августа 2005.
51 Нефтегазовая вертикаль, 2005, № 13 [http://ngv.ru/magazin/view.hsql?id=2764&mid=106].
52 Там же.
•к -к -к
Устойчивый феномен стремительного роста цен на нефть и газ, наблюдающийся в последние годы, предоставил независимому Казахстану благоприятный шанс — ускорить разрешение многих своих экономических и социальных проблем. Страна получила реальную возможность использовать нефтегазовый сектор в качестве локомотива развития национальной экономики и предпринимает на этом направлении определенные шаги. Сложность выработки нефтяной стратегии при продолжающемся росте цен на нефть и газ состоит в поисках оптимального сочетания курса на дальнейшее дозированное наращивание добычи нефти и газа с целью извлечения выгоды от сложившейся конъюнктуры с курсом на модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, их вывод на современный уровень развития, обеспечивающий конкурентоспособность этих отраслей на мировых рынках. Неограниченное же наращивание добычи углеводородов для извлечения сиюминутной максимальной прибыли без параллельной модернизации и ускоренного развития других отраслей народного хозяйства чревато не только риском быстрого исчерпания природных ресурсов, но и потерей времени, наверстать которое в обозримом будущем едва ли окажется возможным.