НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ -ВЕДУЩИЙ ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ доходов
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
М.В. ДАНИЛИНА
Финансовая академия при Правительстве Рф
Нефтегазовый комплекс в российской экономике. Природный энергетический потенциал России позволил создать в стране один из крупнейших в мире энергетических комплексов. На долю России в мировых запасах приходится почти 45 % потенциальных и 30 % разведанных геологических планетарных запасов природного газа, 12,5 % запасов нефти, 24 % запасов угля и 14 % запасов урана [14].
ТЭК России в экономике страны и в мире занимает лидирующие позиции. Россия вместе с США и Китаем входит в первую тройку стран по производству и потреблению топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). В частности, в 2003 г. по добыче газа и нефти Россия занимала соответственно первое и второе место в мире, по производству электроэнергии и каменного угля — четвертое и шестое [10].
В 2003 г. производство первичных энергоресурсов достигло свыше 1 619 млн т у. т. (табл. 1). Это составило свыше 87 % от производства ТЭР в 1990 г. Внутреннее потребление в 2003 г. было 1 054,6 млн ту. т, или 74,6 % от уровня 1990 г. Как видно из таблицы, за этот период структура произведенных топливно-энергетических ресурсов несколько изменилась, но по-прежнему основная
доля приходится на нефть и газ. В течение всего рассматриваемого периода она сохранялась постоянно высокой. В 2003 г. 37,8 % приходилось на долю нефти, 44,9 % — газа.
Россия является одним из крупнейших энергетических экспортеров мира. При этом экспорт нефти составляет 53 % от объема его добычи, а экспорт газа — 30,5 % (в 2004 г.). Это обеспечивает более 50 % валютных поступлений в страну [12].
Экспорт углеводородов постоянно растет. С 1994 г. по 2003 г. он увеличился почти вдвое (табл. 2). Причем экспорт нефти растет более высокими темпами, чем экспорт нефтепродуктов и природного газа. По сравнению с 1994 г. экспорт нефти вырос с 89 до 177 млн т. н. э., или в 1,98 раза, экспорт нефтепродуктов — с 39 до 74, т. е. в 1,89 раза, а газа — с 87,7 до 152,4 млн т. н. э., т. е. в 1,73 раза. За период с января по октябрь 2007 г. экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья вырос на 4 % — до 181,286 млн т. В октябре 2007. г. Россия поставила на экспорт в дальнее зарубежье 18,276 млн т сырья. В страны ближнего зарубежья с начала 2007 г. российские нефтяные компании экспортировали 30,678 млн т нефти, что на 1 % ниже показателя за соответствующий период 2006 г. При этом в октябре
Таблица 1
Добыча (производство) и внутреннее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 1990 — 2003 гг., млн ту. т, всего / в процентах от общей добычи (производства)
Вид топлива, энергии Год
1990 1994 1998 2002 2003 2003/1990, %
Добыча (производство) 1 857,0/100,0 1 491,3/100 1 368,0/100,0 1 515,0/100,0 1 619,0/100,0 87,2
В том числе:
нефть 738,3/39,8 500,0/33,5 434,0/31,7 543,0/35,8 603,0/37,8 81,7
газ (естественный) 739,0/39,8 680,0/45,6 682,0/49,9 687,0/45,3 716,0/44,9 96,9
уголь 262,0/14,1 207,0/13,9 154,0/11,3 174,0/11,5 189,0/11,9 72,1
гидроэнергия 54,5/2,9 54,9/3,7 54,9/4,0 55,5/3,7 48,7/3,1 89,3
атомная энергия 39,2/2,1 30,3/2,0 32,9/2,4 44,1/2,9 46,5/2,9 118,6
прочие 24,0/1,3 19,1/1,3 10,2/0,7 11,4/0,8 16,0/1,0 66,7
Внутреннее потребление 1 413,4/76,1 953,7/64,0 840,3/61,4 872,0/57,6 1 054,6/65,1 74,6
Рассчитано по: [2, 3, 4].
Таблица 2
Экспорт и выручка от продажи углеводородов на мировом рынке в 1994 — 2003 гг.
Экспорт, выручка Год
1994 1998 2000 2002 2003
Экспорт, всего млн т. н. э. 237,0 266,3 321,2 362,8 491,2 207,3
В том числе:
сырая нефть 89,0 118,0 128 157,0 177,0 198,9
нефтепродукты 39,0 51,5 59,2 72,9 74,0 189,7
природный газ, млрд куб. м 87,7 97,8 107,9 107,9 152,4 173,7
Выручка в текущих ценах, всего, млрд долл. 24,3 27,1 49,9 56,7 72,8 299,8
В том числе:
сырая нефть 11,5 10,3 23,6 28,9 38,8 337,4
нефтепродукты 4,4 4,2 10,2 10,8 14,1 319,5
природный газ 8,4 12,6 16,1 17,0 20,0 237,9
Выручка в ценах 2000 г., всего, млрд долл. 36,2 40,9 49,9 57,3 77,4 213,8
В том числе:
сырая нефть 16,4 21,2 23,6 28,7 41,1 251,1
нефтепродукты 6,7 5,1 10,2 12,6 13,5 201,0
природный газ 13,1 14,6 16,1 16,1 22,7 173,7
Рассчитано по: [2, 3, 4].
было поставлено 3,075 млн т сырья. Выручка от экспорта углеводородов в неизменных ценах за 1994 — 2003 гг. возросла более чем в два раза. Наибольшая доля выручки поступает от экспорта нефти. За этот же период она увеличилась с 11,5 до 38,8 млрд долл. или почти в 3,37 раза в текущих ценах. В ценах 2000 г. рост за этот период был с 16,4 до 41,1 млрд долл., или более 2,5 раз.
ТЭК занимает ведущее место в промышленности страны. На долю топливно-энергетического комплекса приходится более 1/4 валового выпуска промышленности (табл. 3.). Большую долю продукции в составе ТЭК дает нефтедобывающая отрасль. В 2003 г. на нее пришлось свыше 11 % в совокупном валовом выпуске промышленности.
Уровень рентабельности продукции ТЭК превосходит рентабельность экономики в целом и промышленности (табл. 4.). Особенно высокие
показатели в составе ТЭК в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях.
Высокая рентабельность ТЭК достигается за счет его устойчивой работы. Доля сальдированного финансового результата ТЭК в промышленности с 1992 по 2003 г. постоянно возрастала и достигла 44,3 % в 2003 г. (табл. 5.). Основная величина сальдированного финансового результата приходится на нефтедобывающую (28,7 %) и газовую (4,1 %) отрасли. Даже в 1998 г., когда в экономике России был дефолт, ТЭК в целом работал эффективно.
Успешная работа нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности в составе ТЭК поддерживается постоянными инвестициям. В 1996 — 2002 гг. на долю ТЭК приходилось от 18,2 до 25,7 % всех инвестиций в экономику и около 60 % всех инвестиций в основной капитал в промышленности (табл. 6.).
Таблица 3
Доля, % топливно-энергетического комплекса в валовом выпуске продукции промышленности
в 1996 — 2003 гг., в текущих ценах
Отрасль Год
1996 1998 2000 2002 2003
Промышленная продукция, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
ТЭК, всего 28,5 27,9 25,0 27,5 27,0
В том числе:
электроэнергетика 13,2 14,6 7,9 10,3 10,4
топливная промышленность в целом 15,3 13,3 17,1 17,2 16,6
нефтедобывающая 7,2 7,2 12,2 11,1 11,1
нефтеперерабатывающая 4,1 2,1 2,1 2,7 2,3
газовая 1,7 2,1 1,7 2,2 1,9
угольная 2,3 1,9 1,1 1,2 1,2
Рассчитано по: [2, 3, 4].
Таблица 4
Рентабельность продукции ТЭК, %
Отрасль Год
1992 1996 2000 2002 2003
Экономика, всего 29,3 4,8 18,9 10,9 10,2
Промышленность, всего 38,3 9,2 24,7 14,4 13,5
ТЭК, всего 36,1 12,3 45,3 17,4 16,9
В том числе:
электроэнергетика 23,7 14,3 13,5 11,3 10,1
топливная промышленность в целом 31,9 11,7 51,1 21,2 18,8
нефтедобывающая 31,3 14,9 66,7 20,6 20,7
нефтеперерабатывающая 33,5 10,8 34,5 15,5 19,1
газовая 44,7 12,6 30,0 47,0 20,5
угольная 26,8 1,6 3,2 4,7 1,6
Рассчитано по: [2, 3, 4].
Таблица 5
Сальдированный финансовый результат (прибыль — убыток) топливно-энергетического комплекса, млрд руб.,
текущие цены/ %
Отрасль Год
1992 1994 1996 1998 2000 2002 2003
Промышленность, всего 4,0/100,0 52,7/100,0 84,1/100,0 -8,7/- 719,0/100,0 443,7/100,0 613,9/100,0
ТЭК, всего 1,1/27,5 13,7/26,0 50,9/60,5 30,0/- 346,5/48,2 234,2/52,8 271,9/44,3
В том числе:
электроэнергетика 0,2/5,0 6,1/11,6 26,8/31,9 20,7/- 35,7/5,0 56,8/12,8 56,4/9,2
топливная промышленность в целом 0,9/22,5 7,6/14,4 24,1/28,7 9,3/- 310,8/43,2 177,4/40,0 215,5/35,1
нефтедобывающая 0,4/10,0 2,1/4,0 16,1/19,1 7,9/- 256,3/35,6 111,7/25,2 176,3/28,7
нефтеперерабатывающая 0,3/7,5 4,4/8,3 5,0/6,0 -2,1/- 28,1/3,9 17,4/3,9 22,6/3,7
газовая 0,0/1,0 0,7/1,3 2,7/3,2 6,1/- 26,0/3,6 51,4/11,6 25,1/4,1
угольная 0,1/2,5 0,4/0,8 0,2/0,2 -2,7/- -0,3/0,0 -3,0/0,0 -8,6/0,0
Рассчитано по: [2, 3, 4].
Таблица 6
Структура инвестиций в основной капитал ТЭК в текущих ценах, млрд руб. в 1996 — 2002 гг.
Отрасль Год
1996 1998 2000 2002* 2003*
Всего в экономике 376,0/100,0 407,0/100,0 1 165,0/100,0 1 762,4/100,0 1 774,9/100,0
Промышленность, всего 130,7/34,8 135,5/33,3 448,2/38,5 655,3/37,2 752,1/42,4
ТЭК 78,5/20,9 74,0/18,2 258,4/22,2 369,0/20,9 455,7/25,7
В том числе:
электроэнергетика 22,6/6,0 24,8/6,1 43,2/3,7 73,5/4,2 92,7/5,2
топливная 55,9/14,9 49,2/12,1 215,2/18,5 295,5/16,8 363,0/20,5
нефтедобывающая 29,9/8,0 29,5/7,2 135,1/11,6 186,7/10,6 235,3/13,3
нефтеперерабатывающая 4,5/1,2 4,4/1,1 20,4/1,8 27,3/1,5 27,4/1,5
газовая 15,1/4,0 10,2/2,5 50,5/4,3 65,7/3,7 87,5/4,9
угольная 6,2/1,6 5,0/1,2 9,0/0,8 14,8/0,8 12,7/0,7
* Без субъектов малого предпринимательства. Рассчитано по: [2, 3, 4].
В составе ТЭК по объему привлекаемых инвестиций доминирует топливная промышленность, доля которой в 2003 г. составила 48,3 % всех инвестиций в промышленность, или около 20,5 % от всех инвестиций в экономику. Подавляющая часть инвестиций идет в нефтедобывающую отрасль. В 2003г. они составили около 13,3 % всех инвестиций в экономику. На
долю газовой и нефтеперерабатывающей отраслей соответственно пришлось 4,9 и 1,5 % всех инвестиций.
Топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников формирования доходной части бюджета. Доля поступлений налоговых платежей от ТЭК в бюджетную систему колеблется от 1/5 до свыше 1/4 от всех совокупных поступлений
Таблица 7
Поступление налоговых платежей от топливно-энергетического комплекса в бюджетную систему РФ
на конец года в текущих ценах, млрд руб.
Отрасль Год
1999 2000 2001 2002 2003 2004
РФ, всего 1 007,5/100,0 1 707,5/100,0 1 461,0/100,0 2 035,6/100,0 2 394,2/100,0 2 438,0/100,0
ТЭК, всего 232,4/23,1 450,9/26,4 657,0/45,0 662,4/32,5 967,0/40,4 1 675,0/68,7
В том числе:
электроэнергетика 30,2/3,0 47,7/2,8 92,0/6,3 105,0/5,2 119,0/5,0 119,0/4,9
топливная промышленность 127,0/12,6 266,0/15,6 565,0/38,7 506,6/24,9 799,0/33,4 1502,0/61,6
в целом
нефтедобыча 85,9/8,5 188,2/11,0 320,0/21,9 327,5/16,1 587,0/24,5 1 098,0/45,0
нефтепереработка 16,2/1,6 39,5/2,3 128,0/8,8 85,9/4,2 100,0/4,2 94,0/3,9
газ 17,9/1,8 28,5/1,7 99,0/6,8 74,4/3,7 92,0/3,8 283,0/11,6
уголь 5,5/0,5 7,9/0,5 16,0/1,1 15,3/0,8 16,0/0,7 25,0/1,0
трубопроводный транспорт 75,2/7,5 137,1/8,0 205,0/14,0 50,8/2,5* 49,0/2,0 54,0/2,2
углеводородов
* Корректировка показателей по сравнению с 01.01.2002 в сторону уменьшения произошла в связи с изменением состава предприятий, относенных к газопроводному транспорту. Рассчитано по: [2, 3, 4].
(табл. 7.). В 1999 — 2004 гг. доля налоговых платежей от ТЭК увеличилась с 23 до около 68 %, в том числе отчисления нефтедобывающей промышленности в 2003 и 2004гг. составили соответственно 24 и 45 %, нефтеперерабатывающей — 4,2 и 3,9 %, газовой — 3,8 и 11,6 %, угольной — 0,7 и 1,0 %.
В нефтяном комплексе в 2003г. отчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенных сборов и пошлин составили 17,9 млрд долл., или 25,5 % от его общей выручки (табл. 8). Рентабельность по чистой прибыли к выручке составила 35,7 %.
В период с 2001 по 2004 г. поступления таможенных пошлин от топливной промышленности увеличились почти в 3 раза. Такой же темп роста таможенных пошлин был в нефтедобыче (табл. 9.). Сборы таможенных пошлин в газовой промышленности выросли в 5 — 6 раз. Это показывает, что ТЭК устойчиво работает и стабильно отчисляет большой объем налогов в федеральный бюджет. Ежегодно налоговые поступления от ТЭК растут. При этом начиная с 2004 г. налоговые поступления от экспорта нефти являются важным источником формирования Стабилизационного фонда РФ.
Показатель
Общая выручка (без НДС) 70,10/100,00
В том числе:
от экспорта сырой нефти (франко-граница) 38,80/55,35
от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке 30,30/43,22
(франко-НПЗ) и на экспорт (франко-граница)
Операционные затраты 20,10/28,67
Эксплуатационные расходы, всего 12,75/18,20
в том числе:
добыча нефти 10,45/14,90
переработка нефти 2,30/3,28
Транспортные расходы, всего 6,10/8,70
В том числе:
нефть по трубопроводам на экспорт и внутренний рынок 3,40/4,85
нефтепродукты на экспорт по трубопроводам 0,20/0,29
нефть и нефтепродукты на экспорт по:
железным дорогам 2,30/3,28
судоходным компаниям внутреннего водного транспорта 0,10/0,14
Прочие затраты 1,30/1,85
Операционная прибыль 50,00/71,30
Таблица 8
Финансовые итоги работы нефтяного комплекса (НК) России в 2003 г., млрд долл. / %
Окончание табл. 8
Показатель
Налоги, всего 25,00/35,70
В том числе:
НДПИ 9,50/13,60
таможенные пошлины и сборы 8,40/12,00
Итого НДПИ + Таможенные пошлины и сборы 17,90/25,50
акцизы на нефтепродукты 0,90/1,28
налог на прибыль 4,00/5,71
НДС по СНГ 1,00/1,43
прочие налоги 1,10/1,57
Чистая прибыль НК 25,00/35,70
Амортизация 2,00/2,85
Собственные средства НК (чистая прибыль + амортизация) 27,00/38,50
Инвестиции в основной бизнес 7,00/9,99
Свободные собственные средства в распоряжении НК 20,00/28,50
Рентабельность по чистой прибыли к выручке, %о -/35,70
Доля государства в операционной прибыли нефтяного комплекса 20,00/1,30
Источник: [5].
Таблица 9
Таможенные пошлины и акцизы от ТЭК в 2001 — 2004 гг., млрд руб.
Отрасль Год
2001 2002 2003 2004
Электроэнергетика
налоги (МНС) 92 105 119 119
Топливная промышленность, всего
налоги (МНС) 348 507 540 883
акциз на экспорт нефти (ГТК) 9 1 0 0
тамож. пошлины 208 172 259 619
Нефтедобыча
налоги (МНС) 204 328 417 726
акциз на экспорт нефти (ГТК) 9 1 0 0
тамож. пошлины 106 90 170 371
Нефтепереработка
налоги (МНС) 61 86 38 29
тамож. пошлины 67 61 62 65
Газовая
налоги (МНС) 65 74 64 100
тамож. пошлины 34 21 27 183
Угольная
налоги (МНС) 16 15 16 25
Прочие топливные отрасли
налоги (МНС) 2 4 4 4
Трубопроводный транспорт
налоги (МНС) 205 51 49 54
Нефть
налоги (МНС) 39 10 9 10
Газ
налоги (МНС) 166 41 39 44
Дополнительный акциз на газ
Акциз на газ, всего 118 129 157 38
Учтено МНС 99 13 4 1
Дополнительный акциз на нефтепродукты
Акциз на нефтепродукты, всего 37 56 100 98
Учтено МНС 35 54 18 7
Источник: [6].
Рис. 1. Динамика цены российской нефти сорта «Юралс»
Цены российских углеводородов на мировом рынке. Поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) уже длительное время являются ключевым фактором в финансировании экономического роста и формировании бюджета России. В результате, стабильность современной российской экономики во многом зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, прежде всего на нефть.
В первую очередь это определяется ситуацией на европейском рынке, который является главной торговой площадкой для российских нефтегазовых товаров. Их основа — экспортный сорт нефти «Юралс» («Urals»), который представляет собой смесь нефти разного качества. Она образуется в результате перекачки нефти разных месторождений по единой в стране системе нефтепроводов.
Уровень цены нефти «Юралс», складывающийся на нефтяном рынке Европы, во многом определяет величину выручки от экспорта углеводородов. Он прямо связан с уровнем цены нефти сорта «Брент» («Brent»), которая добывается в великобританском секторе Северного моря и является маркерной ценой для всей нефти, реализуемой на европейском рынке.
На рис. 1. представлена динамика среднегодовых цен нефти «Юралс» за 1982 — 1991гг. и
ее среднемесячных значений с января 1992 г. по январь 2006 г. (включительно) по данным [12, 15]. Они тесно связаны с ценой нефти «Брент», но систематически ниже уровня цены последней. В то же время динамика цены нефти «Юралс» и характер ее колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000г. Он установлен в пределах 22 — 28 долл./барр. для цены так называемой «корзины» нефти ОПЕК1. Регулирование цены предусматривается за счет изменения квот добычи и поставок на рынок нефти странами ОПЕК, если цена «корзины» опустится ниже нижней границы коридора в течение десяти торговых дней подряд. Аналогичные действия должны быть предприняты при превышении верхней границы после двадцати торговых дней.
В табл. 10 и на рис. 1 даны характеристики динамики цены российской нефти до и после введения ОПЕК коридора цен. Как видно, этот фактор существенно повлиял на величину средней цены российской нефти. В период с марта 2000 г по июль 2004г. она возросла с 17,41 до 26,92 долл. /барр. и находилась почти на уровне средней цены коридо-
1 Она формируется на основе цен нефти главных месторождений шести стран ОПЕК (Алжир, Венесуэла, Индонезия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия) и Мексики.
Таблица 10
Изменение характеристик динамики среднемесячных цен российской нефти сорта «Юралс» до и после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000 г.
Показатели Характеристика динамики
Периоды, месяц, год 01.1992 - 02.2000 03.2000 - 12.2004 03.2000-04.2005 03.2000 - 01.2006
Число месяцев 98 47 62 71
Средняя цена, долл. /барр. 16,92 26,57 27,98 31,30
Широта размаха цены, долл. /барр. 18,17 13,28 29,79 41,45
Коэффициент вариации по широте размаха 1,07 0,53 1,06 1,32
Среднее линейное отклонение цены, долл. /барр. 2,74 2,54 4,71 8,42
Коэффициент вариации по среднему линейному отклонению 0,16 0,10 0,16 0,27
Среднее квадратическое отклонение цены, долл. /барр. 3,56 3,21 6,49 10,74
Коэффициент вариации по среднеквадра-тическому отклонению 0,21 0,13 0,23 0,34
ра. Другим значимым фактором в этот период стала меньшая колеблемость цены как в абсолютных значениях, так и по относительным показателям. Но при этом сравнительно плавные изменения цены сменились на ее крутые подъемы и спады, в основном в границах коридора цен. В-третьих, происходило относительно быстрое восстановление спадов цены нефти «Юралс». Причем даже заметные снижения цены не достигали уровней, критичных для российской экономики. Среднемесячная цена нефти «Юралс» в результате введения «коридора» цен до марта 2004 г. (включительно) трижды превышала рекордный уровень в 30 долл. / барр., который ранее был достигнут в 1982 г., или свыше 20 лет тому назад.
Однако данная динамика цены длилась непродолжительный период. Начиная с мая 2004 г. цена нефти «Юралс» превысила верхнюю границу коридора, равную 28 долл. /барр. и к концу 2005 г. поднялась до 60 долл. /барр. Это повлияло на дальнейшее изменение характеристик динамики цены нефти «Юралс», средняя цена которой за период с марта 2000 г. до января 2006 г. выросла до 31,3 долл. /барр. (табл. 10).
В настоящее время цена нефти «Юралс» продолжает оставаться очень высокой. Это стимулируется высокой ценой нефти «корзины» ОПЕК, которая со 2 декабря 2003г. по 1 января 2006г. непрерывно превышала верхнюю границу ценового коридора [16, 17]. Таким образом, введение ОПЕК регулирования цен нефти в целом положительно повлияло на динамику цены российской нефти.
По состоянию на 2 ноября 2007 г. цена сырой нефти «Юралс» составила 86 672 долл. /барр. (цены нефти «Брент» — 89,4 долл. /барр.), что приближается к отметке 90 долл. /бар. В последующий период
планируется рост цен на нефть до уровня 100 долл. / барр. (рис. 2).
В то же время это привело к определенному изменению тесноты корреляционной связи между ценой нефти «Юралс» и ценой маркерной нефти «Брент». Она стала меньше, хотя и сохранилась высокой. В настоящее время она практически равна тесноте связи между российской нефтью и ценой «корзины» нефти ОПЕК. [12, 15, 17, 18]). Высокая теснота связи наблюдается и при корреляции цены «Юралс» с ценой приобретения НПЗ США импортируемой сырой нефти (табл. 11.). Все это необходимо учитывать при прогнозе цены нефти сорта «Юралс» на мировом рынке.
Таблица 11
Теснота корреляционной связи цены нефти сорта «Юралс» с ценами некоторых основных сортов нефти мирового рынка в период с января 1997 по январь 2006 г.
Некоторые основные сорта нефти на мировом рынке R2
До «коридора» цен «Брент» «Корзина» нефти ОПЕК Импортная нефть на НПЗ США 0,995 0,877 0,911
После введения «коридора» цен «Брент» «Корзина» нефти ОПЕК Импортная нефть на НПЗ США 0,985 0,985 0,915
Примечание. Цены нефти «Юралс» даны по [12], цены нефти «Брент» даны по [15], цены «корзины» ОПЕК даны по [17], цены приобретения НПЗ США импортируемой сырой нефти даны по [18].
Цена нефти сорта «Юралс» является определяющей для цен на российские нефтепродукты и существенно влияет на цену газа (рис. 3). Теснота корреляционной связи для всего рассматриваемого периода составляет по нефтепродуктам 0,97, по газу — 0,87.
Долл./барр.
^
Т 1Л Т Т -С "О >С -С Г— Г—
— ТГ Г-
— ТГ
■Н ^
— ТТ Г-
т г-
- Цена нефти «Юралс»
— ■ Цена нефти «Брент»
Рис. 2. Сравнительная динамика цен нефти Юралс и Брент с января 1997 г. по ноябрь 2007г.
Долл/ганна дашь/ 1000 куб.м 450
350
300
250
200
150
100
1 3 5 7 9 □ 1994
1 1 3 5 7 9 2000 1 1 3 5 7 9 2001 1 1 3 5 7 9 2002 1 1 3 5 7 9 2003 1 1 3 5 7 9 2004
113579 |11 2005 2006
-Нефть сырая
- Нефтепродукты
- Газ щиродный
Рис. 3. Динамика российских экспортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ
Оценки тесноты корреляционных связей с учетом лагов, выполненные в [2], дают близкие значения. Как показано в этой работе, на мировом рынке у многих промышленных товаров существуют значимые корреляционные связи с ценой нефти.
Налоговые поступления от нефтегазового комплекса в федеральный бюджет. Цена на нефть «Юралс» оказывает прямое влияние на объемы валютной выручки и налоговых поступлений от экспорта российских углеводородов.
Поступления, млн долл. 25000
Цена, долл. / барр.
60
— Совокупные поступления —»—Нефть сырая —о—Нефтепродукты —о—Газ природный
Цена российской нефти сорта Юралс
Рис. 4. Динамика валовой валютной выручки от экспорта российских углеводородов и цены российской нефти сорта «Юралс»
Валовая валютная выручка от экспорта российских углеводородов существенно зависит от уровня цены нефти сорта «Юралс». На рис. 4 показана ее динамика с января 1992 г. по январь 2006 г. Теснота корреляционной связи валютной выручки от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа с ценой нефти сорта «Юралс» дана в табл. 12.
Таблица 12
Теснота корреляционной связи валютной выручки от экспорта российских углеводородов с ценой нефти сорта
«Юралс» (январь 1994 г. — январь 2006 г.)
Валютные выручки / экспорт углеводородов R2
До «коридора» цен
нефть 0,787
нефтепродукты 0,612
природный газ 0,624
совокупная валютная выручка 0,849
После введения «коридора» цен
нефть 0,945
нефтепродукты 0,903
природный газ 0,800
совокупная валютная выручка 0,951
Как видно, совокупная валютная выручка имеет более тесную корреляционную связь с ценой нефти сорта «Юралс», чем составляющие выручки. Причем введение ОПЕК коридора цен привело к увеличению тесноты корреляционной связи между ценой нефти «Юралс» и валютной выручкой от экспорта углеводородов.
В свою очередь, динамика фактических суммарных налоговых доходов федерального бюджета за периоды до (01.1996 — 02.2000) и после введения коридора цен ОПЕК (03.2000 — 01.2006) во многом определяются динамикой цен нефти сорта «Юралс». Теснота корреляционных связей после введения коридора увеличилась с 0,23 до 0,90 (рис. 5).
Данные зависимости выражаются следующими уравнениями:
Налоговые доходы = f (Цена Юралс) = 1 866 + 1 433,7 х Цена Юралс R2 = 0,47 (01.1996 -02.2000)
Налоговые доходы = f (Цена Юралс) = 4 6678,3 + 3 323,35 х Цена Юралс R2 = 0,42 (03.2000. -01.2006)
Налоговые доходы=f (Цена Юралс) = - 6 3076 + 6 690,4 х Цена Юралс R2 = 0,68 (01.1996 -01.2006)
Налоговые доходы = f (Совокупные поступления) = 9 838 + 0,51 х Совокупные поступления R2 = 0,91 (01.1996 - 02.2000)
Налоговые доходы = f (Совокупные поступления) = - 3 964 + 0,94 х Совокупные поступления R2 = 0,72 (03.2000 - 01.2006)
Налоговые доходы = f (Совокупные поступления) = - 929,76 х 0,90 х Совокупные поступления R2 = 0,94 (01.1996 - 01.2006)
Млрд руб.
16000
14000
Долл./барр., Дес. млрд долл.
60
12000
10000
О 1111 11111111 11111111 1111
1 3 5 7 Й11 3 5 7 9 113579
1994
1995
1996
11357 911 357911357 911357 9111357 9111357 9113579 11357 91 1997 1998 1999 2000 | 2001 2002 2003 2004
-Совокупные валютные поступления
- Налоговые доходы федерального бюджета
■ Цена нефти "Юралс"
Рис. 5. Динамика фактических налоговых доходов федерального бюджета, совокупных валютных поступлений
от экспорта углеводородов и цены нефти «Юралс»
За те же периоды выявилась тесная корреляционная связь между валовой валютной выручкой от экспорта российских углеводородов и фактических суммарных налоговых доходов федерального бюджета. Очевидно, что только часть валовой валютной выручки от экспорта углеводородов направляется в налоговые доходы. При этом последние формируются за счет поступлений из всех секторов национальной экономики. В период после введения коридора цен имеет место высокая теснота корреляционной связи (рассчитанная по данным [12, 15]) между величинами рассматриваемых показателей (0,27 до и 0,93 после введения коридора цен). Это косвенно свидетельствует о значимом влиянии экспортных цен на углеводороды и на валютные поступления от них на доходы федерального бюджета.
Наибольшее влияние на динамику экспортных цен как нефти, так и нефтепродуктов, оказывают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, т. к. они непосредственно связаны с мировыми ценами на нефть. Часть вторая ст. 338 НК РФ определяет налоговую базу по НДПИ как стоимость добытых полезных ископаемых. Статья 340 НК РФ определяет стоимость добытых полезных ископаемых либо исходя из сложившихся цен реализации, либо расчетным путем. Часть вторая ст. 342 НК РФ устанавливает ставку НДПИ равной 16,5 % при добыче углеводородного
сырья. Таким образом, обязательства по НДПИ должны определяться исходя из фактических цен реализации.
Однако с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. используется временный метод определения стоимости добытых полезных ископаемых, введенный ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. Согласно этой временной методике, налоговая ставка по НДПИ устанавливается в твердой сумме в рублях (до 2005 г. — 347 руб. с т, с 1 января 2005 г. — 419 руб. с т). При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть.
Формулы для расчета этого коэффициента до и после 2005 г. приведены в табл. 13. Раньше для расчета НДПИ предлагалась другая формула, но она не была введена. Таким образом, расчет НДПИ ведется от экспортной цены на нефть, вне зависимости от фактических цен реализации нефти налогоплательщиками.
Таблица 13
Ставки НДПИ [4]
До 2005 г. После 2005 г.
Ставка = 347 руб. за т х Кц. где Кц. = (Ц - 8) х Р/252 Ставка = 400 руб. за т х Кц. где Кц. = (Ц — 9) х Р/261
Ц — средний за налоговый период уровень цен сорта нефти Urals в долл. США за барр.; Р — среднее значение за налоговый период курса долл. США к рублю, устанавливаемого Центральным банком России.
Проект Федерального закона «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. предлагает новую шкалу ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Он предусматривает более существенное изъятие доходов нефтяных компаний, начиная с цены 20 долл./барр. Для этого, во-первых, вводится дополнительный интервал при цене нефти от 20 до 25 долл./барр. со ставкой 45 %, во-вторых, увеличивается с 40 до 65 % предельная ставка таможенных изъятий с цены нефти, превышающей 25 долл./барр. (табл. 14.).
В ноябре 2005 г. ФНС России рекомендовала рассчитывать ставку НДПИ с учетом коэффициента Кц на уровне 1964,3139 руб. за т исходя из среднего уровня цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках, равного 51,55 долл. /барр., среднего значения курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода на уровне 28,7567; значения коэффициента Кц, равного 4,6881 [3]. В 2006 г. временный метод определения ставки НДПИ сохраняется.
Корректировка шкалы таможенных пошлин на экспорт нефти и налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых (углеводородов) оказывает существенное влияние на увеличение налоговых доходов федерального бюджета. При уровне цен нефти сорта Юралс, равном около 40 долл./барр., государство будет изымать в виде таможенной пошлины 6 % экспортной выручки нефтяной компании.
Подобный рост налогов при росте цен на нефть на мировом рынке, вызывающий снижение их выручки (так, при цене примерно 60 — 65 долл. /барр. выручка становится равной только одному НДПИ), порождает новые предложения установления шкалы ставок НДПИ. В частности, «Ассонефть» начиная с 2006 г. предлагала изменить формулу и шкалу НДПИ, которая бы применялась
при цене свыше 40 долл. /барр. (цены, по которой рассчитана доходная часть бюджета на 2006 г.), а именно понижающий коэффициент 0,8, частично компенсирующий потери выручки нефтяных компаний. Предложенная «Ассонефтью» шкала ставок НДПИ представлена в табл. 15 [11].
Таблица 15
Предложенная шкала ставок НДПИ для периода после 2006 г. [18]
Интервал цены нефти Юралс, долл. /барр. Ставки НДПИ, руб. /т
0 - 9 0
9 - 40 Кц = (Ц - 9) х 419 х Р/261
Свыше 40 Кц = [31+ (Ц - 40) х 0,8] 419 х Р/261
Однако при этом нужно учитывать не только налоговую ставку, но и сам уровень цен на углеводороды. Разработка доходной части федерального бюджета для каждого конкретного года непосредственно связана с прогнозом цен на углеводороды на двухлетний предстоящий период: на год подготовки бюджета и на год его исполнения. Ясно, что до официального принятия бюджета все изменения в экспортных ценах и поступлениях от экспорта углеводородов могут быть технически учтены. Но в последующем существенные негативные отклонения фактически должны компенсироваться за счет поступлений из Стабилизационного фонда. Такая схема требует постоянной оценки возможного поведения цены нефти на мировом рынке на двухлетнем отрезке.
Современная практика разработки федерального бюджета учитывает прогноз цены российской нефти на мировом рынке. Цена является отправной для определения расчетной цены нефти (так называемой «цены отсечения»), по уровню которой устанавливаются ожидаемые реальные поступления в доход бюджета. На начало 2004 г. «цена отсечения» была равна 20 долл. /барр. [19], т. е. на уровне нижней границы коридора цен, при средней цене свыше 26 долл.
Таблица 14
Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть [15]
Цена нефти, долл. /барр.; долл. /т Ставки пошлины на нефть, %
Действующие Предлагаемые
До 15 (109,5) 0 0
От 15 (109,5) до 20 (146,0) Не более 35 % от разницы между фактической ценой нефти и 109,5 долл. /т Не более 35 % от разницы между фактической ценой нефти и 109,5 долл. /т
От 20 (146,0) до 25 (182,5) Не более 35 % от разницы между фактической ценой нефти и 109,5 долл. / т Не более 12,78 долл. + 45 % от разницы между фактической ценой нефти и 146 долл. / т
От 25 (182,5) и выше Не более 25,53 долл. + 40 % от разницы между фактической ценой нефти и 182,5 долл. / т Не более 29,2 долл. + 65 % от разницы между фактической ценой нефти и 182,5 долл. / т
Таблица 16
Анализ соотношений среднегодовой цены нефти [17]
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Среднегодовая цена 26,55 22,72 23,74 27,13 34,33 50,46 61,22 65,54
«Цена отсечения» 18,5 18,5 18,5 20 20 20 27 27*
«Превышение» 8,05 4,22 5,24 7,13 14,33 30,46 34,22 38,54
Примечение: *данные за 2007 г. согласно оценке.
/барр., (рис. 1). В 2005 г. цена отсечения составила 20 долл. /барр. [20], в 2006 г. - 27 долл. /барр. [21].
В этой связи необходимо оценивать влияние снижения цены российской экспортной нефти ниже границы в 20 долл. / барр. Как видно из рис. 1, цены нефти «Юралс» за рассмотренный 81 мес. действия коридора ОПЕК (март 2000 - ноябрь 2006 г.) 7 раз были ниже коридора цен, а начиная с августа 2004 г. постоянно превышали его верхнюю границу. При этом среднегодовые значения цены были выше нижней границы коридора и устанавливаемых цен отсечения, долл. /барр.
Литература
Как видно, назначения «цен отсечения» являются весьма консервативными решениями. Тем не менее можно ожидать, что при сохранении на мировом рынке высоких уровней цен нефти «Юралс» «цена отсечения» будет расти. Дальнейшее укрепление Стабилизационного фонда, по-видимому, даст возможность устанавливать «цену отсечения» на несколько долл. /барр. ниже средней цены российской экспортной нефти, прогнозируемой на предстоящий год. Это позволит увеличить базу денежных поступлений в доходы федерального бюджета.
1. Топливо и энергетика России // под. ред. А. М. Мастепанова, 2004.
2. Россия в цифрах // Госкомстат РФ, 2005. С. 464.
3. Социально-экономическое положение России // Госкомстат РФ, 1996 — 2005.
4. Российский статистический ежегодник// Госкомстат РФ, 1996 — 2005.
5. Минэнерго России // журнал «Нефтегазовая вертикаль», № 8 — 9. 2004.
6. Статистическая информация МНС РФ, http://www. nalog. ru.
7. Energy prices&taxes // International Energy Agency (IEA) quarterly statistics, http: //www. eia. doe. gov/emeu/steo/ pub/fsheets/petroleumprices. xls
8. Цена нефтяной «корзины» ОПЕК впервые опустилась ниже 30 долл. /барр., // РосБизнесКонсалтинг, 06.04.2004, http://www. rbc. ru
9. OPEC bulletin, Ueberreuter Print and Digimedia, Austria.
10. World Oil Market and Oil Price Chronologies // Energy Information Administration (EIA), http://www. eia. doe. gov
11. Жиляев К. В. Анализ структуры и динамики российского экспорта в 1994 — 2000 гг. // Сборник научных трудов ИНП РАН. - М.: Макс Пресс, 2003.
12. Налоговый кодекс РФ.
13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации».
14. Орлов С. В., Волынская Н. А. Налог на добычу полезных ископаемых // журнал ТЭК, № 4, 2001.
15. Д. Логунов, С. Сухорецкий Нефтедоллары для государства // Нефтегазовая вертикаль, № 5, 2004.
16. Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 3 закона РФ «О таможенном тарифе» «и в ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ».
17. Информационное письмо ФНС России от 19.12. 2005 № ГВ-6-21/1061.
18. Ситуация на рынке нефти, 11.02.2004, РИА «Новости», http://www. strana. ru/economy/news
19. Бюджет-2006: денег куры не клюют. Объем Стабилизационного фонда в 2006г вырастет почти вдвое. — http://www. tomchin. ru/business/news/1475.html.
20. Об основных показателях перспективного финансового плана РФ на 2006 — 2008 годы, Пояснительная записка к проектировкам основных показателей перспективного финансового плана на 2006 — 2008 годы // Министерство финансов РФ, http://www. niisp. ru/News/Events/art5.