ником, воспитуемым, ведомым, он не сталкивался с событиями и ситуациями серьезных нравственных выборов, ответственных решений, драматических взлетов и падений (если только не порвал со школой и не стал членом социокультурной группы девиационной направленности), что до предела ослабляет психологическую и нравственную «мускулатуру» школьника и делает его неготовым к самостоятельной индивидуальной и самоценной деятельности после завершения его социальной подготовки к жизни. Замечательно точно определил это драматическое противоречие С. Маршак, акцентируя внимание на непреложности того, что "вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, - жизнью не живет".
Е.Н. ЛЕКОМЦЕВА
Неформальные объединения молодёжи как
социальное явление
Наряду с детскими общественными объединениями и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».
Неформальное молодежное объединение - своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.
Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.
Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.
Неформальная группа - группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт,
учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В. В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности [5]. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.
Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения, которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными. Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников и т. д.
Асоциальные группы стоят в стороне от общественных проблем. Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора: употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.
Антисоциальные - это криминальные, агрессивно-националистические группы. Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежноподростковых организаций - либо неформальных, либо прячущихся за вывеской «патриотической» деятельности.
Принадлежность к той или иной неформальной группе - часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети, подростки и молодежь, в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д. Ермакова [5], большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером.
Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении, общении и самореализации. Неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.
Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так
как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками).
Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное - от меры значимости для того или иного их члена. И.П. Башкатов [1] выделяет четыре вида неформальных объединений.
I вид: социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами этих групп являются самовозникающие «озорные» группы детей и подростков, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп -удовлетворение потребности в интимноличностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то, что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы. Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы, нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер, с тенденцией развиваться в асоциальном направлении. Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути.
II вид: предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей, которые сфор-
мировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» - группы «металлистов»; технике -группы «ночных мотоциклистов-рокеров»; политизированной моде - группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и «коричневорубашечников»; группы спортивных бо-лельщиков-«фанатов» и другие. Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том, чтобы их заметили, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления: употребление, сбыт и хранение наркотических веществ, хищения личной и государственной собственности и т.д. Но эти преступления не являются групповыми, так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы.
III вид: неустойчивые криминальные или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов
и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия, то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы.
IV вид: устойчивые криминальные или преступные группы. Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура. Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный. Выделяется «руководящий центр» - лидер, предпочитаемые и исполнители. В этих криминальных группах есть свои «законы», нормы и ценности, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих «законов» ведет к распаду группы, поэтому нарушители преследуются и караются. В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга, круговая порука. Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер.
Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное.
Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями. Однако, как показали наши исследования, далеко не все педагоги знают о таком явлении, как неформальное молодежное объединение, к сожалению, приходится констатировать, что знания педагогов не соответствуют действительности. Они не знают интересов неформалов, их проблем. В качестве подтверждения приведем результаты проведенного нами исследования в ярославских школах.
20% опрошенных педагогов признались, что не знают о молодёжной субкультуре ничего. Большей известностью пользуются скинхеды - 72% педагогов назвали именно их. Здесь следует обратить внимание на очень красноречивый факт: большинство скинхедов
узнали о существовании скинхедов... из СМИ, педагоги не исключение. Огромную роль в повальном увлечении «скинхедами» среди подростков играют средства массовой информации. Несмотря на некоторый негатив в описании в СМИ радикальных групп, с точки зрения подростков эти описания часто воспринимаются как воспевание героев, достойных подражания.
Про остальные неформальные молодёжные организации педагоги знают мало или вообще ничего: рокеров, металлистов, панков и реперов знают 26% опрошенных. На остальных, а это: зелёные, хакеры, фанаты, приходится по 9%.
Педагоги считают, что одобряемых НМО вообще нет, подавляющее большинство (80%) считают, что в их школе вообще нет представителей НМО, да и в Ярославле кроме «хулиганов» нет никаких НМО. А это категорически не соответствует действительности. На территории Ярославской области в настоящее время действует множество молодежных неформальных объединений. Это "металлисты", "рокеры", "панки", "скинхеды", "гопники"; "кислотники", "реперы" и многочисленные поклонники (фанаты) популярных музыкальных групп и спортивных клубов, которые не имеют официальной регистрации. Самыми проблемными на сегодняшний день и на перспективу являются группировки "скинхедов", "панков"и"реперов".
Есть в Ярославской области и самодеятельные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.
Подобные просоциальные формирования можно, как показывает опыт, использовать в воспитательных целях, поскольку главное, что отличает их членов - неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизни страны, конкретная деятельность. А ведь это та основа, на которой формируется истинная гражданственность. О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе
представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок.
Весьма принципиален вывод о том, что при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность.
Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности. Это особенно важно для тех молодых людей, у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений.
Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие - же в конфликтах с родителями и учителями. И задача воспитателя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно педагоги могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» - товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.
Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает, прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений. Д.В. Ольшанский предлагает следующую формулу неформального сотрудничества: «Понять - помочь - не мешать».
В работе с неформальными объединениями главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.
Далеко не все педагоги знают уличную подростковую субкультуру, понимают важность установления контакта с ней. Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы. Нужна комплексная работа с
учителями по повышению их осведомленности о НМО и формированию позитивного отношения к представителям неагрессивных НМО. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Библиографический список
1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информ-печать, 2000. 336 с.
2. Волохов А.В., Рожков М.И. и др. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М.: НПЦ СПО-ФДО, 1991. 70 с.
3. Лисовский В.Т. Неформальные группировки среди молодежи: Причины возникновения и методы работы с ними. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 246 с.
4. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 80 с.
5. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня ... а завтра? Сб. статей. М., 1988. 167 с.
6. Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой
портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990. 245 с.
7. Петров А. У черты законности // Аргументы и факты. 1980. № 44. С. 3-4.
8. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991. 162 с.
А.В. ДАВЫДОВ
Исследование личностных особенностей подростков, имеющих установку на употребление алкоголя
Разрабатывая проблему вторичной профилактики алкоголизма среди несовершеннолетних, мы выделили в качестве основной проблему толерантного отношения подрастающего поколения к употреблению алкоголя, можно даже говорить об определенной моде на спиртные напитки среди молодежи. Поэтому центральной идеей организации профилактического воздействия мы выделяем коррекцию позитивного отношения к алкоголю у подростков, склонных к его употреблению.
Наш подход к проблеме формирования отношения подростков к алкоголю опирается на следующие теоретические положения:
- устойчивое отношение подростка к алкоголю и его употреблению представляет собой с социально-психологической точки
зрения определенный тип фиксированной социальной установки;
- социальная установка, определяющая отношение подростка к алкоголю и его употреблению, формируется на основе специфического содержания мотивационно-ценностной структуры личности подростка и социально-психологических условий жизнедеятельности и удовлетворения ведущих личностных потребностей;
- система внутренних и внешних условий, провоцирующих положительное отношение к алкоголю и его употреблению, включает в себя такие факторы, как особенности референтной группы подростка, нарушение межличностных контактов со значимыми взрослыми, низкий уровень психологического развития самого подростка.
Влияние некоторых из перечисленных факторов на формирование отношения подростка к алкоголю достаточно описано в литературе. Это относится, прежде всего, к внутрисемейным социально-психологическим факторам, некоторым особенностям мотивацион-но-потребностной сферы подростка, ориентации на будущее и средства его достижения. К исследованию других факторов практически не обращаются.
По нашему предположению, определенную значимость в возникновении устойчивой склонности к употреблению алкоголя и формировании соответствующего типа фиксированной социальной установки имеют личностные особенности подростков, которые мы и проанализировали в результате исследования с целью ориентировки на них последующего коррекционного воздействия.
Для анализа личностных особенностей подростков, имеющих опыт злоупотребления спиртными напитками, нами была использована методика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), разработанная А.Н. Орлом и направленная на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:
- агрессивное поведение;
- саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
- аддиктивное поведение;
- делинквентное поведение;
- поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил.