Познакомьтесь: подросток
Литература
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2000. - 18 с.
2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростковомолодежных групп. - М., 2000.
4. Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
5. Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч в 6 т., т. 4-й. - М., 1984.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1982. - Т 2.
7. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дис.. канд. психол. наук. - Пермь, 2001. - 18 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1989.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.-1983.
10. Малкина-Пых И. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо, 2004.
11. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности - 2000. - №1.
12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996.
13. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной - М.: Педагогика, 1988.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2001. - N 1. - С. 27-32.
17. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.
18. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2.
19. Фадеев В.В., Мухлынина О.В. Динамика дезадаптационных проявлений у учащихся средней школы // Журнал практического психолога. - 1997. - №5. - С. 40-44.
20. Фролов Ю.И. Психология подростка. - М.: Рос. пед. аг-во, 1997. - 526с.
21. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
22. Эриксон Э.Г Идентичность: юность и кризис. - М.: «Прогресс», 1996. - 340 с.
J
Л
А.Г. Еремина
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И СЛОЖНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Каковы особенности молодежных субкультур?
____________________________________________Г
Аннотация. В статье автор раскрывает особенности формирования молодежных субкультур и рассматривает их классификацию. Приводится пример одной из ярчайших подростковых субкультур- панков, что помогает читателю прийти к осмыслению самого понятия молодежной субкультуры, а также даются советы школьного психолога родителям подростков.
Ключевые слова: социализация, подростковый возраст, молодежная субкультура, социальная зрелость, ролевой конфликт, неформалы, панки
Вы не заметили, когда ваш ребенок вырос и из спокойного ласкового малыша превратился в груби-яна-подростка? Случается и так. Но если вас все чаще посещает желание наказать ребенка или, что тоже случается, взяться за ремень, остановитесь и подумайте!
Во-первых, не забывайте, что ваш ребенок просто взрослеет, а потому любой ценой старается подчеркнуть свою индивидуальность и спешит доказать, что не является «продолжением» мамы или папы, что он совсем другой, непохожий на них человек. Вспомните
себя в его возрасте и те проблемы, которые возникали у вас с родителями.
Перед взрослеющими детьми стоит непростая задача: показать нам, что они уже не малыши, но при этом мы должны помнить, что они еще и не взрослые. А чтобы стать взрослыми, детям необходимо объяснить себе и окружающим, кто они такие, какое место у них в жизни, проявить самостоятельность и независимость.
Юношеский максимализм - это не выдумки литераторов или детских психологов. У подростков нет в вос-
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
9
Познакомьтесь: подросток
приятии жизни полутонов и чувства меры. Вот и пытаются они попробовать найти себя решительно во всем: меняют стиль одежды, увлечения, друзей... Причем, они сами страдают от неверного выбора, разочарований и неудач, виня в этом всех подряд и взрослый мир в первую очередь.
А как реагируют на такие поиски детей их родители? Чаще всего приходят в ужас при виде новых друзей, прически, впадают в истерику от пирсинга или татуировок и ругаются, кричат, наказывают, пытаясь навязать подросшим детям свои вкусы и представления о жизни. Дети сопротивляются, родители настаивают, и в результате мы получаем типичный конфликт поколений.
Как избежать всего этого и сохранить доверительные отношения с ребенком? Для начала родители должны понять, что учить жизни подростка бесполезно, особенно давить на него, упрекать, подчеркивать его зависимость от родителей, высмеивать неверные шаги и неудачи и пр. Ребенок будет только замыкаться или воспринимать все агрессивно, потому что в переходном возрасте чужой опыт, особенно родительский, как правило, не востребован или даже полностью отвергается.
Естественно, это не означает, что вы должны отстраниться от ребенка и позволить ему самому справляться со всеми проблемами. Постарайтесь говорить с подростком, как с другом. Если между вами и раньше было доверие, большого труда это не составит.
Психологи утверждают: ребенок, у которого с детства были хорошие отношения с родителями, легче преодолевает бунтарский переходный период. А если вы не привыкли разговаривать со своим ребенком по душам, тогда самое время научиться этому!
При общении с подростком соблюдайте несколько правил.
Он считает, что уже стал взрослым, даже если вы так не считаете, постарайтесь не подчеркивать это, а наоборот, принять его позицию и общаться с ним, словно он ваш младший друг. Время бежит, и вы не успеете оглянуться, как он повзрослеет. Тогда-то и будет у вас разговор на равных. А замечания типа: «ты еще маленький и не понимаешь, что так нельзя», «подрастешь - поймешь», «мал еще что-то решать!» - для него сейчас самое страшное оскорбление!
В этом возрасте подросшие дети начинают понимать, что вы не идеальны и тоже можете ошибаться, и для них это открытие может стать тяжким разочарованием. Так что всегда имейте мужество не только признаться в своих ошибках, неправоте, но и объяснить, что идеальных людей не бывает. Если чувствуете, что неправы, не бойтесь попросить у ребенка извинения [5, 6].
И еще, очень важная вещь - если вы хотите быть другом своему ребенку, внимательно прислушивайтесь к тому, что он или она хочет вам рассказать. Вы сможете даже по рассказам о его друзьях, каких-то ситуациях, заботах гораздо лучше узнать все то, что волнует, беспокоит, напрягает вашего ребенка и вовремя ему помочь, если в этом возникнет необходимость.
Теперь рассмотрим понятие подросткового возраста с научной точки зрения.
В подростковом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности [2].
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки переходят к сдержанному послушанию - скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние -мировоззренческие - этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни [6]. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.
10
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Познакомьтесь: подросток
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками,распорядителями,производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество -не что иное, как попытка играть роль взрослых.
Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым» [4]. Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где их продолжают считать детьми [1,3].
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в подростковый период и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
Теперь перейдем к следующему вопросу: влияние субкультуры на становление личности подростка.
Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность
институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой.
Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры [2, 6]. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных.
Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и, прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество -такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.
Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадапти-рованности (в некоторых случаях опосредованно) -и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.
Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования [5, 6]. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, - наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т. е. именно как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойствен-
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
11
Познакомьтесь: подросток
ном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма.
К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так как у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было «до нас».
Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.
Многие из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
Таким образом, субкультура является одним из важнейших факторов влияния на молодёжь и задачей педагогов, родителей и общества в целом, сделать это влияние положительным. Какой она бывает? Рассмотрим один из ярких примеров молодежной субкультуры: панков.
История возникновения и сущность «Панков»
Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической).
За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».
Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее [2]. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.
Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения. Вкратце перечислим их.
1. Музыкальные неформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)
2. Неформальные организации в спорте. (Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты, а также рокеры)
3. Философствующие неформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)
4. Политические неформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)
К последней группе, политическим неформальным организациям, относятся панки.
Если рассматривать «Панк» в более широком смысле, то он относиться и к музыкальной группе неформальных организаций.
Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.
Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk -отбросы) - контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой
12
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
Познакомьтесь: подросток
были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началась новая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.
По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают, как правило, подростки мужского пола.
Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению.
Истоки «Панков».
«Панк берет свое начало с середины 70-х годов 20-го столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» - говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.
Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.
Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.
Внешний вид.
Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.
Некоторые панки предпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами, нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.
Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или различного рода высказываниями.
Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями.
Некоторые девушки-панки (панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки). Родственные субкультуры.
Скинхэды - молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхэдов - Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.
Моды - предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов - Ска, Соул.
Rude boys - ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз - Ска и Рокстеди.
Straight edge»^! - субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.
Готы - близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-»ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин.
В заключение хотелось бы поблагодарить учащихся, которые помогли автору данной статьи найти информацию о молодежных субкультурах.
Литература
1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис.... канд. пси-хол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Вып. IV. - М., 1995. - С. 117132.
3. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - М., 1984.
5. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности - 2000. - №1.
6. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.
7. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972.
8. http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2007/intpsy150607. html
9. http://mirtestoff.ru/util/index.php?f=79
10. http://revolution.allbest.ru/sociology/00009184_0.html
Эксперимент и инновации в школе 2011/6
13