Научная статья на тему 'Неформальная занятость в России как отражение социально-экономической ситуации в стране'

Неформальная занятость в России как отражение социально-экономической ситуации в стране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДОХОД / ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будович Юлия Ивановна

Данная статья посвящена актуальной экономической проблеме неформальной занятости. Эта проблема раскрывается на примере занятости школьных преподавателей. Автор статьи поновому рассматривает причины неформальной занятости, дает собственное видение перспектив выхода из данной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальная занятость в России как отражение социально-экономической ситуации в стране»

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ

Будович Юлия Ивановна

доктор экономических наук, профессор. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кафедра макроэкономического регулирования. г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной экономической проблеме - неформальной занятости. Эта проблема раскрывается на примере занятости школьных преподавателей. Автор статьи по-новому рассматривает причины неформальной занятости, дает собственное видение перспектив выхода из данной ситуации.

Ключевые слова: неформальная занятость; теневая экономика; социально-экономическая ситуация; доход; государство; регулирование

Код УДК: 331.52

Annotation. The article deals with important economic problem - informal employment. This problem is disclosed on an example of employment of school teachers. The author of the article considers the causes of informal employment problem from new standpoint, gives her own vision of the perspectives of going out of the situation.

Keywords: informal employment; shadow economy; social-economic situation; income; government; regulation

Неформальная занятость в России - явление не новое. Неформальная занятость в том или ином виде существовала и в дореволюционной России и в СССР. Домработницы, няни, сиделки, портные, массажисты, машинистки, репетиторы, и др. отличались друг от друга и по возрасту и по уровню образования. В процессе перехода страны к рыночной экономике масштабы, характер и роль неформальной занятости существенно изменились.

Изменение социально-экономической ситуации в стране в последние годы лет привело к тому, что количество занятых в неформальном секторе постоянно растет. При этом надо понимать, что количественно точно невозможно определить масштабы неформальной занятости не только по России в целом, но также и в каждом отдельном регионе страны. Связано это, прежде всего, с тем, что отсутствуют четкие критерии отнесения населения к категории неформально занятых.

Как заявила Вице-премьер Правительства Ольга Голодец на Апрельской конференции НИУ ВШЭ 3 апреля 2013 г.: «в России из 86 млн. граждан трудоспособного возраста только 48 млн. человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем» [2]. Получается, что 38 млн. чел. в стране официально не работающих или работающих в теневой экономике.

При этом в соответствии с методикой ООН, которой следует Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС), в теневую экономику включаются следующие виды деятельности:

• Скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур.

• Неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений.

• Нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

Так что получается, что если по данным ФСГС, на конец 1-го квартала 2013 г. занятых в неформальном секторе насчитывалось немного более 13 млн. чел. [1], то 25 млн. чел. трудились в скрытом и нелегальном секторах экономики.

Официально (статистически) в ФСГС занятые в неформальном секторе по типу занятости делятся на: занятых только в неформальном секторе; занятых в неформальном и формальном секторе, которые в свою очередь делятся на тех, кто совмещает основную работу с работой в неформальном секторе и тех, работа для которых в неформальном секторе является дополнительной.

Так, по оценкам ФСГС, если в начале 2012 г. занятых в неформальном секторе было 12,6 млн. чел. - 18% от общей численности занятого населения, в начале 2013 г. 13,1 млн. чел., - 18,3%, то уже в июне 2013 г. их количество составило 14,7 млн. чел. - 20,5%, то есть практически каждый пятый [1].

Постараемся разобраться в причинах тенденции к увеличению числа занятых в неформальном секторе экономике.

Если мы посмотрим на неформальный сектор в России, то увидим, что он чрезвычайно разнороден. Его можно разделит на несколько разновидностей занятости:

а) по видам деятельности:

• квалифицированная (репетиторство, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт автомобилей, бытовой техники, установка программного обеспечения, сложные строительные работы и т. п.);

• не требующая квалификации (мелкая торговля, уборка помещений, оказание различных услуг).

б) по способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов:

• индивидуально занятые,

• работники и владельцы незарегистрированных производственных единиц;

• официально не оформленные работники в зарегистрированных предприятиях,

• работники формального сектора, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте (прием «своих» врачами, дополнительные занятия в образовательных учреждениях, выполнение услуг и работ изделий по заказам знакомых и т.п.);

• работники формального сектора, получающие доходы от неучтенной, укрываемой от налогообложения деятельности своих предприятий.

в) по статусу занятости:

• занятые только в неформальном секторе (для них неформальная занятость является основной);

• совмещающие работу в формальном и неформальном секторах (для них неформальная занятость является вторичной).

Сегодня неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда, который оказывает заметное влияние как на состояние занятости населения, так в свою очередь и на социально-экономическую ситуацию в стране в целом. Таким образом, проблема неформальной занятости тесно связана с социально-экономической ситуацией в стране и зачастую является отражением реакции рынка труда на определенные действии государства, например в области налогообложения.

Например, пополнение рядов неформально занятых способствовало решение об увеличении налогового бремени на индивидуальных предпринимателей, связанное с увеличением страховых взносов (фиксированных платежей), уплачиваемых ИП в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования.

Для России характерно участие населения в неформальной занятости как способ повышения своего уровня благосостояния трудные времена. При сложившейся ситуации, когда в России законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реально прожиточного минимума, многие работники государственного сектора имеют зарплату ниже прожиточного минимума. При этом во многих регионах страны даже при низком уровне оплаты отсутствует спрос на рабочую силу в формальном секторе. Как видно из приведенных выше данных в настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный.

Почему же многие работающие в неформальном секторе, как в виде основной занятости, так и дополнительной не хотят выйти «из тени»? Рассмотрим это на примере оказании услуг по высококвалифицированной деятельности - оказание образовательных услуг (репетиторство).

По данным Министерства образования и науки РФ, среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования во втором квартале 2013 года выросла по сравнению с первым кварталом на 25,5 % и составила 32,2 тыс. рублей. В первом полугодии 2013 года целевое соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования к среднемесячной заработной плате в среднем по Российской Федерации составило 100,6 %. При этом в г. Москве средняя заработная плата учителей составила 60,5 тыс. рублей. С одной стороны, может показаться, что учителям в Москве живется очень хорошо при такой средней заработной плате, они, даже исходя из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» могут быть отнесены к среднему классу, т.к., согласно данной концепции, к среднему классу относятся «лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также лица, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей» [3]. Т.е., если прожиточный минимум в г. Москве за 1 кв. 2013 г. составил 9850 руб. [5], то средняя зарплата учителей в Москве выше 6-ти прожиточных минимумов (9850 х 6 = 59100 руб.), а если учесть что все бывшие республики СССР для нас теперь заграница, а отдых в Белоруссии и на Украине и Турции дешевле отдыха в нашей стране, то можно полагать, что наши учителя «регулярно отдыхают за границей». При этом если рассматривать доходы столичных учителей с точки зрения улучшения своих жилищных условий, то так как они уже вряд ли могут быть отнесены к малоимущим (которым полагается предоставление социального жилья), улучшить жилищные условия они могут теперь только с помощью приобретения жилья на рынке. В соответствии с вышеуказанной концепцией в России поставлена цель «достижение средней обеспеченности жильем (25 - 27 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 28 - 35

кв.м - к 2020 году» [3]), а значит, при средней стоимости 1 кв. м жилья в г. Москве 165 тыс. руб. [4] улучшить свои жилищные условия педагог в г. Москве сможет минимум только через 12 лет (при условии приобретения 27 кв.м. и что на это будет уходить 50 % заработной платы и не будет меняться стоимость жилья и не будет инфляции), при этом приобретение квартиры по ипотечному кредиту вообще не может рассматриваться, т.к. только платежи по ипотечному кредиту со средней ставкой 10 % годовых, будут в месяц составлять больше, чем 50 % от зарплаты. Поэтому многие педагоги уходят в неформальный сектор занятости для получения дополнительного дохода -репетиторство (в последние годы особенно популярны стали занятия по подготовке к ГИА и ЕГЭ).

Посмотрим, почему же педагоги предпочитают не регистрироваться, а работать неформально. При средней ставке в Москве педагога, занимающегося репетиторством, в 1000 руб. в час и из расчета 2 часа в неделю на ученика, 4 недели в месяц и 9 месяцев подготовки педагог может заработать 72 тыс. рублей, для выхода из «тени» ему будет необходимо зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, но посчитаем, сколько он должен будет заплатить налогов. При минимальной ставке 6% от суммы дохода при упрощенной системе налогообложения и подлежащий уплате фиксированный взнос в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования в размере 35664,66 руб., в итоге он получит 19315,52 руб. (72000 - 35664,66 - (7200035664,66) х 6%=19315,52), что составит 268,27 руб/час., то есть даже в три раза ниже оплаты в формальном секторе (60,5 тыс./4 нед./ 8 час. = 840 руб./час), т.к. в формальном секторе, из 36 часов в неделю только 18 часов (в среднем) составляют преподавательскую работу (остальные часы на подготовку и проверку и др. виды педагогической работы).

И даже принятые поправки с 1 января 2014 г. (согласно которым, если величина годового дохода индивидуального предпринимателя не превышает 300 тыс. рублей, то размер страхового взноса определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз (5205 х 26% х12 = 16239,6руб.) особо изменить ситуацию не смогут.

Таким образом, при существующей системе налогообложения неформальная преподавательская деятельность еще нескоро станет формальной. Особенно это касается «молодых» пенсионеров, занятых в этом неформальном секторе экономике, т.к. их квалификация и опыт работы таких учителей очень высокие, а добавка к пенсии минимальна (от 35 тыс. уплаченных в ПФ пенсионер получит в следующем году чуть более 160 рублей в месяц), т.е. этот взнос компенсируется ему почти через 18 лет!!!

Не стоит удивляться на то, что такие решения в области налогообложения привели к тому, что в начале 2013 года началось массовое снятие предпринимателей с учета, что в итоге привело к увеличению неформально занятых.

В значительной степени неформальная занятость в России связана с желанием избежать непомерных налогов с достаточно небольших доходов, а также бюрократических процедур по регистрации, большого объема отчетности, занимающего много времени. Также это еще связано и с тем, что зачастую оплата в неформальном секторе происходит за наличный расчет, а если зарегистрироваться предпринимателем, возникает необходимость перехода к безналичным расчетам или приобретения кассового аппарата, что вызывает не только дополнительные расходы, но и затрату времени на оформление всех процедур оплаты, сдачу дополнительной отчетности.

Особенностью российского неформального сектора является то, что часть занятых в нем поддерживает более или менее тесную связь с формальным сектором, Население имеет широкие возможности получения неучтенных доходов на предприятиях и в организациях формального сектора, что удерживает высококвалифицированных работников от увольнения с основного места работы даже при низкой зарплате. При этом это самый трудно поддающийся оценке тип занятости.

Так, в 1 квартале 2013 г. число в г. Москве занятых одновременно в формальном и неформальном секторах по данным ФСГС было всего 14 тыс. чел., а во 2 квартале эта цифра уменьшилась до 6 тыс. человек (в данных по занятости совмещавших основную работу с работой в неформальном секторе прочерк, т.е. если они и были, их было менее 100 чел.). При этом только выпускников 11 классов в Москве было 53,5 тыс. чел. (не секрет, что почти все они нуждались в помощи к подготовке к ЕГЭ хотя бы по одному предмету).

Все вышесказанное является отражением социально-экономической ситуации в России в целом, когда тенденции увеличения неформальной занятости во многом будут отражать социально-экономическую и политическую ситуацию в России. Такие явления, как низкая зарплата и низкий уровень жизни, отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения (отсутствие льгот по налогообложению для лиц с небольшими доходами), недостаточный спрос на рабочую силу в формальном секторе, нестабильность формальной занятости, будут приводить к росту неформального сектора.

Наличие неформальной занятости в России играет определенную и положительную роль в решении проблем занятости и доходов населения, создает возможность ведения предпринимательской деятельности. Но, вместе с тем, неформально занятые сталкиваются с определенными правовыми и социальными проблемами, т. к. отсутствуют реальные социальные гарантии, контроль за условиями труда. Деятельность неформального сектора затрудняет контроль качества предоставляемых товаров и услуг, что может иметь негативные последствия для потребителей (за использование нелицензионных компьютерных программ отвечает не тот, кто их установил, а тот, кто ими пользуется), государство недополучает значительную часть налогов с доходов от неформальной занятости.

Несмотря на существующие негативные последствия от существования неформальной занятости, обойтись без нее сегодня представляется нереальным. Запретительные и репрессивные меры по отношению к неформальному сектору, несмотря на все его недостатки, на сегодняшний день также не оправдают себя. Ужесточение политики государства в отношении незарегистрированной занятости, конечно, приведет к сокращению неформальной занятости. При этом надо понимать, что без государственного стимулирования создания дополнительных рабочих мест в формальном секторе это вызовет резкое увеличение безработицы, поскольку значительная часть неформально занятых самостоятельно не сможет найти работу, а это, в свою очередь, приведет к дополнительным расходам государства по выплатам пособий данным гражданам и осуществлению программ по их переквалификации и трудоустройству. Для работающих в неформальном секторе на условиях дополнительной занятости такая политика приведет к резкому снижению доходов, ухудшению уровня жизни, что в итоге приведет к падению внутреннего спроса, ухудшив тем самым экономическую ситуацию в стране. Также не исключено, что запрещенный неформальный сектор примет криминальную форму.

Комплекс регулирующих мер должен включать следующие направления: упрощение процедуры регистрации, снижение налоговой нагрузки на определенные суммы доходов, введение адекватной системы патентов на те виды деятельности, доход от которых нестабилен и не способен приносить большой доход (уборка помещений, репетиторство, уход за больными, престарелыми и т. д.). Также необходима разработка мер по государственной защите малого предпринимательства от действий чиновников, которая позволит ввести запрет на принятие законов, ущемляющих права и ухудшающие положение малого предпринимательства, разработать стимулирующие меры по легализации неформально занятых в секторе малого предпринимательства (например, установив льготы по подоходному налогу и ЕСН работников, занятых в этом секторе экономике).

Масштабы неформальной занятости в России будут сокращаться при нормализации социально -экономической ситуации в стране, при условии, что государство сможет воплотить в жизнь все

продекларированные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» целевые ориентиры, которые, согласно данной концепции, приведут к тому, что «уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности» [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Обследование населения по проблемам занятости - 2013 год // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b13_30/Main.htm. - Дата доступа: 27.10.2013.

2. Треть россиян предпочитает «теневой» труд // Экспертный портал Высшей школы экономики [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.opec.ru/1548141.html. - Дата доступа: 27.10.2013.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Минэкономразвития [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009. -Дата доступа: 27.10.2013.

4. Курс квадратного метра // METRINFO.RU [Электронный ресурс]: интернет-журнал. - Режим доступа: www.kurs.metrinfo.ru. - Дата доступа: 27.10.2013.

5. Прожиточный минимум в Москве // Петербургский правовой портал [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://ppt.ru/info/?id=4. - Дата доступа: 27.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.