Неформальная занятость и ее влияние на пенсионное обеспечение региона
(на примере Краснодарского края)1
Н.М. КАСПАРЬЯНЦ, кандидат экономических наук, филиал Кубанского государственного университета, Армавир. Е-таИ: [email protected]
В статье рассмотрено влияние неформальной занятости и нелегальных трудовых отношений на финансовую устойчивость пенсионной системы. Обеспечить сбалансированность пенсионной системы Краснодарского края собственными ресурсами за счет поступающих в бюджет ОПФР страховых взносов сегодня нереально, но уменьшить ее зависимость от трансфертов из федерального бюджета можно за счет включения «теневой» и иной неформальной экономики в финансирование платежей в ОПФР. Предложены способы вывода из тени таких видов неформальной занятости, как личные подсобные хозяйства и сдача жителями курортных городов края своего жилья внаем отдыхающим. Ключевые слова: труд, занятость, пенсионное обеспечение,
неформальная занятость, неофициальная заработная плата, обязательное пенсионное страхование, трудовой договор, «теневая экономика», личные подсобные хозяйства, самозанятость, курортные рантье
Масштабы неформальной занятости
Реформы 1990-х годов затронули рынок труда: были сняты запреты и ограничения на безработицу, совместительство и дополнительную занятость, а сегментация рынка труда по формам собственности, развитие занятости в сфере малого предпринимательства способствовали интенсивному оттоку рабочей силы в неформальный сектор. Ослабление государственного контроля за соблюдением законодательства привело к ухудшению социально-экономического и правового положения наемных работников, условий труда, низким размерам заработной платы, нарушениям сроков ее выплаты, предоставлению вынужденных отпусков. Все это способствовало росту теневых процессов на рынке труда: подработка и совместительство в рабочее время, неполная и фиктивная занятость и т. д., что повлекло увеличение масштабов
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-12-23014 а (р) «Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект».
ЭКО. - 2017. - №2 КАСПАРЬЯНЦ Н.М.
неформальной, то есть не оформленной письменным трудовым договором между сторонами, занятости.
Неофициальная «сераж> заработная плата - это нарушение действующего законодательства. Работодатели в целях ухода от уплаты налоговых платежей и обязательных страховых взносов отказывают работнику при приеме на работу в оформлении трудовых отношений. Работники неформального сектора получают как бы финансовое преимущество в виде неуплаченных налогов, остающихся в их распоряжении. Но человек, получающий «серую» заработную плату, при потере трудоспособности не может рассчитывать на оплату больничного листа, а впоследствии возникнут проблемы и с размером пенсии. Поэтому легализация трудовой деятельности - это в первую очередь налоги и занятость людей, а также их дальнейшее социальное обеспечение.
От официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, так как именно оплата труда является основой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование и основным источником формирования страховых пенсий граждан. Выплата «серой» зарплаты приводит к дефициту бюджета Пенсионного фонда РФ, из которого выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. Министр труда и социальной защиты М. Топилин в феврале 2016 г в интервью телеканалу НТВ заявил, что «нелегальная занятость приводит к потере около 500 миллиардов рублей страховых взносов. Это огромные резервы для того, чтобы пополнить страховые системы» [1].
По данным Роструда, с 2015 г. было выявлено 3,18 млн работающих без трудовых договоров, более 2,86 млн из них уже легализованы, что увеличило размер взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за год на 8,6 млрд руб.
По оценке Минтруда России, почти 22 млн граждан трудоспособного возраста официально не трудоустроены, за них не уплачиваются страховые взносы во внебюджетные фонды [2]. В итоге существенно снижается сумма пенсионного капитала [3].
Краснодарский край - крупнейший курортный регион страны. В настоящее время на Кубани проживает свыше 3 млн чел. в трудоспособном возрасте. Экономику в регионе создает работающее население - 2 млн чел., при этом 600 тыс. чел. трудоспособных
жителей Кубани официально нигде не работают. Каждый пятый житель Краснодарского края формально нигде не трудоустроен, но эти люди работают, в основном в торговле, сельском хозяйстве, строительстве, организациях малого бизнеса, на транспорте, и получают «серую» зарплату, чем наносят ощутимый урон бюджету края и Пенсионному фонду [4].
Пенсионные взносы, поступившие в отделение Пенсионного фонда России субъекта Федерации, должны гарантировать выплату пенсий нынешним региональным пенсионерам в полном объеме в установленные сроки. Обеспеченность расходов пенсионной системы выражается соотношением суммы финансовых обязательств к объему имеющихся средств для их исполнения. Одним из слабых мест созданной в России пенсионной системы является снижение данного соотношения. Большинство регионов страны не обеспечивают собственными источниками бюджеты местных отделений ПФР, и Краснодарский край - не исключение (таблица).
Обеспеченность расходов на выплату страховой части пенсии в 2012-2015 гг. в Краснодарском крае
Показатель 2012 2013 2014 2015
Численность пенсионеров, тыс. чел.* 1489,2 1515,0 1541,0 1570,0
Поступило страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), млрд руб. 85,0 100,1 107,2 113,5
Расходы на страховую часть пенсии, млрд руб. 169,0 199,4 174,9 191,0
Обеспеченность расходов на выплату страховой пенсии, % 50,3 50,2 61,3 59,4
* На 31 декабря.
Данные таблицы показывают, что, несмотря на увеличение доходов обязательного пенсионного страхования, соотношение между поступившими страховыми взносами и расходами на обязательное пенсионное страхование применительно к Краснодарскому краю составило 59,4%, обеспеченность пенсионных выплат региональными средствами за 2015 г. уменьшилась на 1,9% по сравнению с 2014 г. Недостающие средства должны привлекаться из федерального бюджета.
Рассчитывать на полное самофинансирование бюджета краевого Пенсионного фонда в ближайшие годы было бы преждевременно. Расходы на выплату страховой части пенсии в крае будут постоянно расти, так как увеличивается
количество пенсионеров. Только за прошедший год их число выросло почти на 30 тыс. чел. и составило на 1 января 2016 г. 1,57 млн чел. (каждый третий житель края - пенсионер).
В этих условиях один из главных способов достижения сбалансированности страховой пенсионной системы края - это включение в нее теневой и иной неформальной экономики, в том числе таких категорий граждан, как безработные, самозанятые, работающие без оформления должным образом своих трудовых отношений (без трудовых книжек), которые могут рассчитывать лишь на социальную пенсию [3].
Перед краевым отделением ПФР были поставлены задачи по борьбе с неформальной занятостью с целью пополнения бюджета ПФР и повышения обеспеченности выплаты пенсии собственными средствами.
Борьба с «серыми» зарплатами является одной из важных задач в области защиты прав и законных интересов конкретного человека и ведется на межведомственном уровне. Способы снижения неформальной занятости - это проверки контрольно-надзорных органов, информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками, привлечение социальных партнеров, заключение коллективных договоров в организациях.
Государство ужесточает ответственность за незаключение трудового договора, так, с 1 января 2015 г. ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает штрафные санкции для должностных лиц -до 20 тыс. руб., для юридических - до 100 тыс. руб. [5].
Начиная с 2015 г., в России ведется работа по снижению неформальной занятости. Минтрудом России ежегодно каждому региону устанавливается контрольный показатель по снижению неформальной занятости (на 2016 г. по стране в целом - 3,9 млн чел.). С этой целью в каждом регионе должны быть созданы межведомственные комиссии, рабочие группы, обязанность которых - заниматься координацией деятельности и мониторингом работы по снижению неформальной занятости и легализации «серой» заработной платы.
С целью выявления неформально занятых жителей и работодателей, которые вынуждают людей работать без оформления, на Кубани проходят рейды с участием федеральных, краевых и муниципальных структур. Созданные комиссии и рабочие группы запрашивают и анализируют полученную
от уполномоченных органов (УПФ, ИФНС, ФСС) информацию о хозяйствующих субъектах, которые предоставляют «нулевую» отчетность, а также проверяют деятельность тех, кто торгует по справкам, подтверждающим ведение крестьянского хозяйства, но фактически занимается еще и предпринимательством. Так, в 2015 г. в Краснодарском крае с помощью действующих в муниципалитетах комиссий по выявлению нелегальных трудовых отношений официально оформили трудовые договоры 187 тыс. чел.
На 2016 г. краю установлен контрольный показатель по снижению неформальной занятости: региону предстоит вывести из тени около 144 тыс. работников. Задачи доведены до глав городов и районов. С начала 2016 г. уже выявлено около 75 тыс. граждан, работавших без оформления трудовых отношений. По данным регионального министерства труда и социального развития, на сегодняшний день фактически со всеми заключены трудовые договоры [6].
Выход из тени ЛПХ
Особенность экономики Краснодарского края - то, что регион традиционно считается сельскохозяйственным: из 5,4 млн жителей Кубани более 2,5 млн (46,3%) проживает в сельской местности - станицах, селах и хуторах. Среднемесячная зарплата в регионе за январь-июль 2016 г. составила 27447 руб., доходы селян ниже - 23600 руб. И потому хорошим подспорьем на селе всегда были личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Для многих сельских жителей труд в личном подсобном хозяйстве стал основной или единственной формой занятости.
Администрация Кубани и аграрное ведомство региона придают большое значение развитию личных подсобных хозяйств, пытаясь сохранить стабильность сельскохозяйственного производства и краевого продовольственного рынка, а также поднять жизненный уровень сельского населения.
Сегодня роль малых форм хозяйствования на селе растет. Краснодарский край является одним из лидеров в развитии личных подсобных хозяйств в России. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая завершилась 15 августа 2016 г., в крае самое большое количество личных подсобных хозяйств в стране - свыше 1,266 млн.
Одной из задач развития ЛПХ является самозанятость населения, так как в таких хозяйствах можно полагаться только на собственный труд, и сегодня увеличивается число сельских жителей, для которых личное подсобное хозяйство становится не просто источником доходов, но и средством повышения уровня жизни, улучшения материального обеспечения.
Граждане, живущие за счет личного подсобного хозяйства, не регистрируются как субъекты экономической деятельности. Бизнес и доходы мелких сельских производителей не облагаются налогом. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от продажи продукции, выращенной в ЛПХ. Но для реализации экономических и социальных мер необходимо вывести из тени мелких сельских производителей и легализовать их деятельность.
Главы городов и районов должны занимать в этом вопросе более активную позицию: проводить разъяснительную работу среди владельцев личных подсобных хозяйств. Необходимо распространять листовки и брошюры, в которых бы разъяснялось, что официальный заработок - гарант медицинского страхования и государственного пенсионного обеспечения, системы государственной поддержки.
К выходу из тени мелких сельских производителей подталкивает и тот факт, что, пытаясь продать излишки своих хозяйств, владельцы ЛПХ вынуждены торговать вдоль трасс, на перронах, так как для организации торговли необходимы большие объемы продукции, транспорт и рынок сбыта. Чтобы выйти на цивилизованные рынки сбыта, нужно объединяться в кооперативы, организовывать фермерские хозяйства, регистрироваться в качестве предпринимателей. Уже сегодня в регионе примерно пять тысяч человек зарегистрировались как фермеры, объединились в кооперативы или нашли официальную работу. Таким образом, легализовав свой бизнес и пополняя свои доходы и бюджет ПФР, владельцы личных подсобных хозяйств могут рассчитывать на социальные гарантии в будущем.
Важным инструментом стимулирования развития личных подсобных хозяйств является финансовая государственная поддержка в виде субсидий за счет краевого бюджета. Среди основных требований к претендентам на получение выплат -
проживание и регистрация на территории Краснодарского края, ведение производства сельхозпродукции в соответствии с действующим законодательством, отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
Легализации деятельности ЛПХ будет способствовать помощь с регистрацией, оформлением субсидий и привлечением кредитов. Ни в одном регионе России нет такой господдержки малых форм хозяйствования - личных подсобных или крестян-ских фермерских хозяйств, как на Кубани. Регион стал одним из первых в России, где действует закон «О государственной поддержке ЛПХ на территории Краснодарского края» (с 2004 г.).
В 2016 г. в краевом бюджете на поддержку малых фермерских и личных подсобных хозяйств, которые ведут свой бизнес легально, выделено более 700 млн руб. субсидий, но Кубань может увеличить сумму до 1 млрд руб. [7]. На помощь начинающим фермерам Кубани было выделено из федерального бюджета 27,9 млн руб., на развитие семейных животноводческих ферм -83,6 млн руб.
Таким образом, краевая администрация, оказывая государственную финансовую поддержку гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, стимулирует создание и развитие таких хозяйств на территории Краснодарского края, повышение объемов производимой ими продукции и увеличивает поступления налоговых платежей в бюджет, ПФР и другие фонды.
Борьба с курортной рентой
Краснодарский край, имея уникальные природно-климатические ресурсы, источники минеральных вод и лечебных грязей, стал главным курортно-рекреационным центром России, что привлекает сюда многочисленных отдыхающих, туристов и гостей.
Увеличить поступления налогов в региональный бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды можно также путем оформления индивидуального предпринимательства и постановки на учет в налоговом органе по месту жительства граждан, сдающих внаем собственное жилое недвижимое имущество.
Для жителей курортных местностей края сдача своего жилья внаем отдыхающим приносит дополнительный доход, с которого они часто не уплачивают налоги в казну, хотя
формально эта деятельность относится к частному предпринимательству и подлежит налогообложению.
Владельцы - курортные рантье, как их называют, переоборудовали свои жилые дома в мини-гостиницы, но не хотят регистрировать своих постояльцев. Наиболее успешные из них сделали эту ренту единственным источником дохода и работают только в летний сезон, а в остальное время отдыхают. Факты курортной ренты не фиксируются налоговыми органами, соответственно нет и отчислений в краевую казну. По этой причине доходы отелей и гостиниц падают, что негативно влияет на за-полняемость муниципальных бюджетов курортных местностей края, краевой казны и внебюджетных фондов.
Еще будучи губернатором Краснодарского края, А. Ткачев предлагал особое внимание уделять частным мини-гостиницам, которые открываются в обычных жилых домах, и бороться с недобросовестной конкуренцией всеми законными способами. На практике проконтролировать заполняемость тысяч малых средств размещения достаточно сложно, но такая работа необходима. И опыт такой работы накоплен в Геленджике - городе, где санаторно-курортная отрасль является основной образующей бюджета муниципального образования. Город живет исключительно за счет отдыхающих. За сезон отдыха местные жители стараются заработать, в основном за счет сдачи жилья.
В Геленджике трудно найти дом, который не сдается для отдыхающих, но при этом многие хозяева скрываются от налогообложения.
Налоговая ставка с доходов физических лиц от данного вида деятельности составляет 13% для граждан России. Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является сдача недвижимости в аренду, он приобретает патент на сдачу недвижимости, стоимость которого - 6% от предполагаемой суммы доходов от данного вида деятельности. Такие налогоплательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный и иные фонды.
Местные гостиницы Геленджика находятся под постоянным наблюдением государственных органов. С началом курортного сезона каждый день группы, в состав которых входят представители городской администрации, полицейские,
налоговики и квартальные, проводят рейды по проверке частных владений.
Борьбу с незаконным предпринимательством ведут и комму -нальные службы Геленджика, которые вынуждены ограничивать подачу воды и электроэнергии в мини-отели, чтобы частники улучшали технические параметры своих владений и осуществляли необходимые налоговые платежи в казну города.
В результате число граждан, оказывающих услуги по временному размещению отдыхающих, встав на налоговый учет в качестве предпринимателей, выросло с 1764 чел. в 2012 г. до 2593 чел. в 2013 г. Поступления налогов по данному виду деятельности составили в 2012 г. 39 млн руб., в 2013 г. - 52 млн руб. За 2013 г. приобретено 129 патентов, в том числе по виду деятельности «сдача внаем собственного жилого имущества» - 86, в 2014 г. -853 патента на общую сумму 20834 тыс. руб.
Сегодня сдачей внаем помещений для краткосрочного проживания в Геленджике занимаются более 4500 чел., но не все из них имеют статус индивидуального предпринимателя (в 2015 г таких было 2889 чел.).
В результате работы комиссии было составлено 540 протоколов осмотра и приобретено 1328 патентов по данному виду деятельности на общую сумму 30700 тыс. руб.
Задекларировали доходы от сдачи внаем меблированных комнат 306 физических лиц, в результате чего налоги в бюджет составили 3750 тыс. руб. Сумма налогов по данному виду деятельности, поступивших от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2015 г. составила 45338 тыс. руб. (115% к уровню 2014 г.). Эта работа должна быть продолжена, так, в казну в 2016 г. планировалось дополнительно получить доход от туристов в виде налогов с курортных рантье (физических лиц) около 56 млн руб. (99,7% от показателей 2015 г.) [8].
Опыт г. Геленджика показал, что есть способы легализовать такой бизнес, как сдача недвижимости в аренду, остальные курортные города края могли бы перенять его и таким образом пополнить местные бюджеты и бюджет ПФР.
Жителям Кубани, сдающим курортникам жилье, планируют предложить перейти на патентную систему налогообложения, в результате у тех, кто сдает жилье, появится выбор: пройти
6 ЭКО. - 2017. - №2
процедуру регистрации и подавать декларации до 1 апреля следующего года или оформить годовой патент. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ разрабатывает Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Данные нововведения будут носить рекомендательный характер. Патент будет стоить от 25 до 100 тыс. руб., и его приобретение позволит многим жителям курортных территорий, зарабатывающим на размещении отдыхающих, работать в рамках правового поля и спать спокойно.
Администрация края также планирует увеличить сумму штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность (сегодня это от 500 до 2000 руб.).
Минфин России совместно с Минэкономразвития и Минтрудом РФ разрабатывает законопроект, который предусматривает введение для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможности добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на три года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освобождение указанных граждан от ответственности за ведение незаконной
предпринимательской деятельности [9].
* * *
В последнее время проблема неформальной занятости в России и ее влияние на рынок труда, на российскую экономику широко рассматривается в социально-экономической литературе, но до сих пор недостаточно научно проработана и не решена на практике. Изменения к лучшему невозможны без участия самих работников, получающих «серую» заработную плату, граждан, осуществляющих деятельность и получающих доход и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все должны прийти к пониманию того, что неформальная занятость ведет к лишению социальных прав и будущих пенсий. Борьба с теневой занятостью возможна и необходима, а ее успех зависит от действий каждого.
Литература
1. РИА Новости. URL: ttp://ria.ru/society/ (дата обращения: 26.07.2016).
2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/
3. Каспарьянц Н. М. Экономика пенсионного обеспечения в регионе: дис. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 29.09.2011. - М. НИИ труда и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития РФ, 2011. - 194 с.
4. Служба занятости Краснодарского края. URL: http://www. kubzan.ru/
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.02.2014 с изменениями, вступившими в силу с 15.02.2014).
6. Министерство труда и социального развития Краснодарского края. URL: http://www.sznkuban.ru/
7. Официальный сайт министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. URL: http://www.dsh.krasnodar.ru/
8. Краевая газета «Кубанские ведомости». URL: http://www. kubved.ru/
9. Информация из письма от 17.03.2016 г № 01-02-03/03-14870 заместителя министра финансов Российской Федерации И. В. Тру-нина в адрес Комитета Совета Федерации по социальной политике// Аналитический вестник, № 20 (619). Актуальные вопросы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. - М., 2016.