А.Е. Камышанова
НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Юридическая клиника, клиническое образование - эти слова при первом восприятии вызывают ассоциации с чем-то медицинским, не совсем понятным и осознанным. Клиника для юристов является своего рода испытательной площадкой для подготовки будущих юристов на примере жизненных ситуаций, которые привносятся обращающимися в клинику реальными лицами.
Данный метод обучения имеет достаточно широкое применение за пределами Российской Федерации -в странах Западной Европы, Великобритании и особенно в Соединенных Штатах Америки. В некоторых колледжах и университетах США клиническое обучение является доминирующей образовательной технологией на последних курсах. В России юридическому клиническому образованию насчитывается не более 10 лет, и сегодня имеется немного отечественных юридических вузов, предоставляющих возможность студентам приобретать практические профессиональные навыки и опыт работы с гражданами, не выходя за стены собственного учебного заведения.
Необходимость внедрения клинического способа обучения студентов-юристов очевидна с учетом зарубежного опыта. Широкое обсуждение юридического клинического образования позволяет плодотворно взаимодействовать с аналогичными структурами за рубежом, а также с правозащитными благотворительными фондами и иными организациями.
Кроме того, социологические опросы выявили различия во взглядах выпускников юридических вузов и потенциальных работодателей будущих юристов на требования, которым должен соответствовать юрист. Вчерашние студенты считают, что им достаточно основательных теоретических знаний и наличия общих представлений о различных юридических профессиях, а конкретным навыкам можно обучиться уже по месту работы применительно к ее специфике. Работодателям же требуется специалист, готовый работать в практических условиях без какого-либо испытательного срока и имеющий опыт работы по специальности.
Однако опыт работы у студента дневного отделения, как правило, отсутствует. Прохождение практики в период обучения носит ознакомительный, краткосрочный характер, и студент, выступая в роли нейтрального наблюдателя, не имеет возможности приобрести какие-либо практические профессиональные навыки и умения. Серьезным шагом по пути преодоления данных противоречий стало создание в некоторых юридических вузах юридических клиник.
Основными предпосылками создания юридической клиники в вузе являются внедрение передовых методик преподавания и связанные с этим результаты, прежде всего, повышение уровня качества юридического образования, что является основной целью любого юридического вуза России в целом.
Другой объективной причиной включения юридических клиник в программу образования являются усилившиеся требования, предъявляемые к выпускникам юридических вузов. В связи с ростом коммерциализации отношений, у организаций, принимающих на работу молодых специалистов, нет средств и времени для их практического обучения, а ошибки в практической деятельности могут стоить им слишком дорого (низкий заработок, «долгий рост», потеря работы и т.п.). Возможность избежать подобных проблем предоставляет клиническое обучение.
По мнению А.Б. Гутникова (Санкт-Петербургский институт права им. Принца П.Г. Ольденбургского), юридическая клиника - учебная программа, предусматривающая обучение студентов-юристов практическим навыкам и профессиональному отношению и включающая безвозмездную работу студентов под руководством преподавателя по оказанию юридической помощи лицам, не имеющим возможности прибегнуть к другим видам юридической помощи*.
Кроме того, можно выделить несколько других определений юридической клиники:
- обучение студентов-юристов практическим навыкам;
- структурное подразделение юридического факультета или института, которое отвечает за практическое обучение;
- общественная приемная при юридическом факультете, где студенты-юристы консультируют граждан;
- студенческая юридическая консультация;
- практическая деятельность студентов;
- комплекс интерактивных методик преподавания (в основном, имитационного характера), направленных на обучение практическим навыкам*.
В качестве сотрудников юридической клиники (клиницистов) могут выступать только студенты юридического вуза. Данное обстоятельство связано с двумя факторами: 1) оказание юридических консультаций и иных юридических услуг может осуществляться только лицами, обладающими юридическими знаниями; 2) сложно представить на месте студентов иных лиц, за исключением, может быть, представителей общественных организаций с подобными целями, которые оказывали бы юридические услуги на протяжении длительного времени совершенно бесплатно.
Также следует подчеркнуть, что оказание юридических услуг, несмотря на первое восприятие и мнение, сложившееся у лиц, с данной работой непосредственно не связанных, является сложной и трудоемкой работой, требующей больших умственных, психических и даже физических усилий от лица, оказывающего подобного рода услуги. Данный фактор обусловливает добровольность участия в работе юридической клиники и необходимость строгого отбора студентов из числа желающих. При этом необходимо учитывать ряд критериев: 1) уровень профессиональных знаний; 2) общий культурный и интеллектуальный уровень; 3) психологические характеристики личности (внимательность, толерантность, коммуникабельность и др.).
Проблемы реальной практики могут быть однотипными, но они всегда индивидуальны по своим составляющим, что должно быть обязательно учтено при работе клинициста. Необходимость постоянного разрешения этих вопросов дает возможность студентам-клиницистам осознать, что это для них серьезная работа, а не просто увлечение, хобби и т.п., и от этой работы нельзя отказаться. Такой подход во многом может поменять и мотивацию участия студента в данном проекте.
Особо необходимо определить статус клиентов юридической клиники. В число клиентов должны входить, прежде всего, люди, нуждающиеся в юридической помощи и не всегда способные ее оплатить. Не совсем этично, например, разрешать правовые вопросы за юриста на предприятии, который получает за это деньги, и т.п. В таком случае юридическая клиника работает на коммерческую организацию, что не соответствует целям юридической клиники и вуза, поэтому в документах юридической клиники определяются категории граждан-клиентов юридической клиники, которым и будет оказываться юридическая помощь. Также важно определить спектр услуг, который может быть им оказан, исходя из возможностей и потенциала студентов, занятых в юридической клинике.
Спектр услуг юридической клиники определяется целями и задачами, поставленными перед ней, а также наличием квалифицированных кадров среди преподавателей и консультантов самой юридической клиники. Кроме того, некоторые сферы юридической деятельности в силу особых требований законодательства и гарантий предоставления квалифицированной юридической помощи и защиты со стороны государства требуют от юриста наличия определенного статуса. Так, при защите по уголовным делам необходимо наличие статуса адвоката. В связи с этим оказание юридических услуг студентами-клиницистами объективно ограничивается предоставлением юридических консультаций и составлением отдельных правовых документов.
Деятельность студентов в клинике и ее результаты должны тщательно контролироваться ведущими преподавателями института, имеющими опыт практической юридической деятельности и совмещающими преподавание в вузе с практической деятельностью. К сожалению, сегодня среди преподавателей юридических вузов редко встречаются лица, совмещающие научно-педагогическую деятельность с практической юридической работой. Поэтому возможности некоторых вузов по созданию юридических клиник весьма ограничены.
В связи с такими обстоятельствами открытие юридической клиники является безусловным положительным фактором в обучении юристов.
Однако, исходя из опыта работы юридической клиники, созданной на юридическом факультете Таганрогского института управления и экономики в ноябре 2006 г., можно выделить ряд проблем.
Одной из таких проблем является недостаточный объем информации, с которой граждане приходят за получением юридической помощи. Реально при первом обращении студенты вынуждены осуществлять только предварительное консультирование и разъяснять, какие именно документы и сведения необходимы для оказания полноценной юридической помощи.
Другой проблемой, достаточно неожиданной для студентов, стал тот факт, что иногда граждан не устраивает даваемая студентами консультация. При этом нужно учитывать, что по существу консультация является юридически грамотной, но гражданин не хочет верить, что у него нет возможности защитить свои права в силу отсутствия прав как таковых, отсутствия их нарушения или истечения сроков давности. В данном случае сила убеждения студентов-клиницистов может играть как позитивную роль (гражданин убеждается в своей неправоте и не тратит более бесполезных усилий на «поиск истины»), так и негативную (гражданин может заявить о том, что его консультация не устраивает и, будучи убежденным в
своей правоте, пойдет далее доказывать ее в различных инстанциях). Часто студенты оказываются психологически не готовы к подобному развитию ситуации.
Кроме того, студенты не имеют возможности участвовать в консультировании по предпринимательскому праву в силу того, что круг клиентов ограничивается, как правило, социально незащищенными категориями граждан, а индивидуальные предприниматели и коммерческие организации не могут претендовать на получение бесплатной помощи в юридической клинике. По данной причине клиницисты лишаются возможности изучить на практике основную часть договоров, сторонами которых являются субъекты предпринимательской деятельности.
Для преодоления описанных, а также иных проблем необходимо принятие следующих мер:
1. В рамках раздела учебного плана по специальности 03.05.01 «Юриспруденция» вузов, в которых созданы и действуют юридические клиники, необходимо вводить в качестве факультатива учебный курс, предоставляющий возможность студентам получить необходимые знания, навыки и умения, связанные именно с практической деятельностью юриста (профориентационный курс).
2. Регулярно проводить совместные психологические тренинги преподавателей и студентов, работающих в юридической клинике.
3. При отсутствии в вузе преподавателей, имеющих опыт практической деятельности и желающих работать в клинике, привлекать практикующих юристов для сотрудничества в качестве наставников студентов-клиницистов.
Создание юридической клиники в рамках подготовки специалистов по специальности «Юриспруденция» сегодня видится необходимой мерой для соответствия уровня качества выпускников требованиям современной юридической практики, и клиническое обучение юристов по возможности должно стать обязательным компонентом учебного плана. Использование предлагаемых методов совершенствования процесса в юридической клинике будет способствовать более высокому эффекту данной образовательной технологии.