УДК 278 : (73-41)
Ильина Татьяна Николаевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета [email protected]
Артемьева Ирина Владимировна
аспирант кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», адвокат коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» [email protected]
ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Ilyina Tatyana Nikolaevna PhD in Law,
Senior Lecturer of the Lecturer Constitutional and Administrative Law Department, Kursk State University [email protected]
Artemyeva Irina Vladimirovna
PhD student of the Financial Law Department, National Research University -Higher School of Economics, lawyer of the bar association “Republican legal defense” [email protected]
LEGAL CLINICAL EDUCATION IN RUSSIA: TRADITIONS AND PRESENT-DAY STATUS
Аннотация:
Статья посвящена юридическому клиническому образованию в России. Авторы рассматривают первый опыт организации юридических клиник в дореволюционной России, а также функционирование современных юридических клиник на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Ключевые слова:
юридическая клиника, юридическое образование, юридическая консультация, подготовка юристов.
The summary:
The article is concerned with legal clinical education in Russia. The authors consider debut of the first legal clinics in the pre-revolutionary Russia and functioning of the present law clinics by the example of Ogarev Mordvinia State University.
Keywords:
legal clinic, legal education, legal aid bureau, training of lawyers.
В настоящее время вопросы улучшения качества образования в вузах, а также создания эффективной, отвечающей современным реалиям системы образования в России являются одними из наиболее актуальных. Их возникновение обусловлено необходимостью решения проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ), а также принятием Концепции модернизации образования до 2010 г. [1], Национальной доктрины образования РФ до 2025 г. [2], приоритетного национального проекта «Образование», и присоединением России к Болонской декларации.
Недостаточная подготовка выпускников юридических факультетов к их последующей практической деятельности является достаточно актуальной проблемой в современной России. Ее серьезное обсуждение началось еще в начале 90-х гг. прошлого века, поскольку кардинальные изменения, произошедшие на рынке юридических услуг страны, предъявляли новые требования к уровню подготовки юристов.
Постепенно стало складываться убеждение, что основой подготовки будущего юриста является такая организация учебного процесса, при которой обучающийся непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно ставит перед собой задачи, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, аргументирует свою позицию, формируя правовое
мировоззрение и получая жизненный опыт. Одной из форм учебного процесса, позволяющей решить такие задачи, являются юридические клиники.
Юридическое клиническое образование в настоящее время достаточно распространено в зарубежных странах. Начиная с 50-х гг. XX в. при поддержке частных фондов в США стал реализовываться проект правовых клиник, которые решали сразу две задачи: во-первых, оказывали бесплатную юридическую помощь населению, а во-вторых, являлись практикой для студентов школ права. Опыт США во второй половине XX в. был воспринят другими странами. Сейчас западную систему юридического образования трудно представить без юридических клиник. Клинические курсы включены в учебные программы юридических факультетов в качестве специальных курсов, которые пользуются поддержкой как академического сообщества, так и самих студентов.
В России Федеральный государственный образовательный стандарт сделал наличие юридических клиник обязательным в структуре вуза, осуществляющих подготовку юристов [3]. К этому времени в России уже был апробирован определенный опыт организации юридических клиник, начатый в середине 90-х гг. ХХ в. Однако российское юридическое клиническое образование имеет более долгую историю. Некоторые ученые во многом справедливо называют Россию родиной данного метода обучения [4, с. 37-52].
Отечественным автором юридического клинического образования считается профессор Казанского университета Д.И. Мейер. В своей работе «О значении практики в системе современного юридического образования» Д.И. Мейер настаивал на соединении теоретического и практического элементов в обучении юристов. По мнению Д.И. Мейера, без практических навыков юридические знания «считаются бесплодными для жизни» [5, с. 12, 16]. Он же впервые заявил о необходимости учебной практики в процессе обучения юристов. Д.И. Мейер предложил несколько форм такой практики. Одну из них он назвал «драматизация юридических случаев», понимая под этим проведение занятий в виде учебного суда или разбора следственного действия. При этом Д.И. Мейер предостерегал от чрезмерного использования этого метода, полагая, что излишняя театральность таких занятий будет препятствовать успешному усвоению теоретического материала. Вторую форму проведения практических занятий Д.И. Мейер характеризовал как «присутствие учащихся при юридических консультациях и посредническом разбирательстве» и предложил для обозначения таких занятий термин «юридические клиники». «Если, - рассуждает он, - вредно допускать учившегося лишь теоретической к врачебной практике, то, конечно, для общества не меньший вред, а только менее осязательный, менее бросающийся в глаза - от допущения к служебной юридической практике молодых людей, знакомых пока только с одной теорией, в которой преподаватели, сами большею частью чуждые практических занятий, тем существеннее разнятся от профессоров медицинских наук» [5, с. 43].
Претворяя в жизнь свою идею, Д.И. Мейер организовал при юридическом факультете Казанского университета юридическую клинику. Задачами клиники было с одной стороны - дача консультаций населению на безвозмездной основе, а с другой - приобретение практического опыта студентами, участвующими в ее работе. Консультации проводились во внеучебное время и обязательно в присутствии профессора. Первоначально студенты только присутствовали при даче консультаций, советов, разъяснений обратившемуся лицу, а позже сами принимались за исполнение этих функций. В правилах организации клиники строго оговаривалась невозможность дальнейшего представительства по делу клиента в суде. Студенты могли оказать помощь в составлении необходимых документов и бумаг. В практике работы юридической клиники Казанского университета были случаи, когда за советами обращались сразу две тяжущиеся стороны. Решение таких вопросов происходило на общем собрании студентов-клиницистов с заслушиванием обеих
сторон. Но при этом решение, предложенное учащимися, не имело официального значения. Однако при последующем разборе такого дела в третейском суде, как отмечала периодическая печать, оно в большинстве случаев заканчивалось примирением сторон [6, с. 171]. Д.И. Мейер особо подчеркивал, что при даче консультаций клиницисты должны обращаться к различного рода источникам права, включая судебную практику и решения кассационных департаментов Сената.
По разным данным юридическая клиника при Казанском университете просуществовала 10 лет, однако она не имела официального статуса, источников финансирования и функционировала лишь благодаря бескорыстным усилиям своего основателя. Смерть ученого привела к прекращению клинических занятий. Новая методика, не успев утвердиться и завоевать признание в сообществе российских юристов, стала постепенно забываться.
Новый всплеск интереса к клиникам приходится на конец XIX - начало XX вв. В 1901 г. на страницах «Журнала министерства юстиции» А. Люблинский, проанализировав опыт немецкого ученого Фроммгольда, предложил устроить юридические клиники в российских университетах [7, с. 176-177]. Несмотря на то что А. Люблинский при изложении организации юридической клиники ни разу не ссылается на Д.И. Мейера (он, видимо, не был знаком с экспериментом Казанского университета), их основные положения по поводу ее устройства и функционирования совпадают.
На схожих позициях предлагал организовать юридические клиники теоретик и практик отечественной цивилистики К.К. Дыновский. Будучи хорошо знакомым с постановкой профессиональной стажировки молодых специалистов уже непосредственно в судебном ведомстве, он упрекал университетское образование в том, что если выпускник и имел какие-либо практические навыки, то исключительно в сфере уголовного права и процесса, а практика по гражданским делам находилась «в совершенном пренебрежении» [8, с. 2]. Для того, чтобы восполнить данный пробел, К.К. Дыновский предлагал обратиться к опыту Германии, где в образовательный процесс активно внедрялся новый метод обучения юриспруденции - юридические клиники [8, с. 46-48]. По мнению ученого, практика сама по себе обладает творческой силой, являясь в конечном счете одним из факторов развития права. Но при этом Дыновский предостерегал от чрезмерного увлечения клиническим методом и замены его теоретическими курсами, иначе существует опасность, что будущий судебный деятель будет принимать решения, основываясь на шаблонах, усвоенных в процессе работы в клинике. Ученый полагал, что только теоретические знания способны указать на неправильное понимание и применение закона, оградить от неточных формулировок решений [8, с. 50].
Позднее была признана необходимой специализация юридических клиник по отдельным отраслям права. По мнению сторонников этой идеи, она позволила бы осуществить отбор опытных преподавателей и должна была способствовать повышению качества работы студентов. В 1901 г. профессор Казанского университета Колотинский предлагал организовать силами студентов бесплатные консультации по несложным делам из сферы ведения мировых судов [9, с. 68].
Резюмируя различные подходы к пониманию и организации юридических клиник в дореволюционной России, отметим ряд общих черт. Во-первых, консультирование населения должно было производиться только по гражданско-правовым вопросам, на безвозмездной основе и ограничиваться дачей советов, без последующего представительства в суде. Последнее, кроме того, было ограничено законом. Дело в том, что в отличие от современности в дореволюционной России в уголовном процессе в качестве защитника мог выступать любой дееспособной совершеннолетний гражданин, а в гражданском (за неко-
торым исключением) - только присяжный поверенный [10, ст. 408] (адвокат), что объяснялось сложностью цивилистического законодательства в целом.
Во-вторых, по общему мнению, юридические клиники должны носить вспомогательный характер, способствовать развитию мышления и скорейшему усвоению материала, не заменяя собой полноценного теоретического курса [11, с. 5-6].
Однако при всей множественности предложений и единодушном признании необходимости внедрения юридических клиник опыт казанского профессора Д.И. Мейера так и остался единственным. Реализовать в дореволюционной России подобную идею оказалось достаточно сложно. Трудности были связаны с самой системой университетского преподавания, которая строилась на преобладании лекционной формы обучения. Практические занятия не были запланированы вовсе. Поэтому идея юридической клиники была не только новаторской, но и смелой. Только в конце XIX в. господство лекционной системы образования было поставлено под сомнение. Основной причиной недовольства лекционным обучением являлось то, что оно не способствовало развитию мышления, а ограничивалось последовательной передачей материала. Пробел в подготовке юридических кадров, создаваемый лекционным методом, должны были восполнить практические занятия, повсеместно внедряемые в конце XIX в. Университетский устав 1884 г. впервые определил практическую подготовку как самостоятельный вид занятий. Согласно статье 96 Устава, на юридических факультетах должны были организовываться «семинарии и практические упражнения под руководством профессора» [12]. Однако закон строго не определил конкретные обязанности профессуры при проведении данной формы занятий. Только в 1899 г. Циркуляр министерства народного просвещения № 9839 предписывал попечителям учебных округов «обратить самое широкое внимание на постановку практических занятий в университетах» [9, с. 3]. В результате все учебные дисциплины были разделены на две группы: основные и второстепенные. Циркуляр обязывал профессоров проводить практические занятия по предметам первой группы. Но при этом законодательно не был урегулирован вопрос о внедрении и развитии клинического образования, речь шла только о форме проведения занятий, которая сейчас известна как семинарские занятия.
Таким образом, идея юридических клиник в России несмотря на важность и полезность была на долгие годы забыта.
Первоначальным нормативно-правовым актом, обусловившим создание многих юридических клиник в современной России, является Приказ Министерства образования РФ от 30 сентября 1999 г. № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров».
Деятельность юридической клиники складывается из двух основных необходимых для ее реализации направлений: образовательного и социального. Первое предусматривает дополнительное обучение студентов-клиницистов, в рамках которого вырабатываются практические навыки юриста. Второе направление деятельности юридической клиники заключается в непосредственной юридической помощи, в первую очередь малоимущим гражданам, т. е. тем, кому оплатить услуги адвоката представляется затруднительным.
Преимущество юридического клинического образования в том, что студент должен не просто держать в памяти информацию, полученную в рамках основного обучения, но и уметь ее применить на практике.
Универсальной модели клиники нет и, наверное, не может быть. Каждая из клиник неповторима по-своему. Конкретная юридическая клиника может иметь свою организационно-правовую форму и структуру. В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить два основных типа клиник: 1) юридическая клиника при вузе; 2) юридическая клиника вне вуза.
1 июня 2000 г. в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева была создана юридическая клиника, которая с 1 июня 2001 г. приобрела статус учебно-научного структурного подразделения вуза, входящего в состав юридического факультета.
1 марта 2004 г. Приказом № 944 Министерства образования Российской Федерации Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева включен в Перечень вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, на базе которых предусмотрено открытие правовых консультаций (правовых клиник) для населения (первая очередь), утвержденный приказом Минобразования России от 30 сентября 1999 г. № 433.
Целью создания и функционирования юридической клиники МГУ им. Н.П. Огарева является повышение профессионального уровня юридического образования на основе специального обучения и реального оказания бесплатной правовой помощи населению республики. В настоящий момент юридическая клиника МГУ им. Н.П. Огарева - это созданное на базе юридического факультета структурное подразделение вуза, объединяющее: студентов (4-5-го курсов), изъявивших желание работать с клиентами; преподавателей, которые выразили согласие сотрудничать со студентами в области разъяснения им отдельных правовых вопросов.
Деятельность юридической клиники ведется в рамках трех основных направлений: 1) клиническое обучение; 2) работа в приемной юридической клиники; 3) выездные мероприятия.
1. Клиническое обучение представляет собой процесс накопления и углубления знаний и одновременно овладения приемами оперирования ими в процессе профессиональной деятельности, обучение самим приемам этой деятельности. Путь формирования приемов и навыков у студентов-клиницистов основывается на ознакомлении их с основными понятиями юридической клиники, с этапами приема граждан и т. д. Для этого для студентов-клиницистов проводятся специальные учебные курсы, практические семинары, разработанные преподавателями-кураторами. В течение учебного года в рамках программы «Юридическая клиника» проводятся общие и специальные учебные спецкурсы. Общие учебные клинические курсы: «Введение в юридическую клинику»; «Делопроизводство в юридической клинике»; «Профессиональная этика юриста. Этический кодекс юридической клиники»; «Интервьюирование клиента»; «Юридическое консультирование клиента»; «Анализ дела. Выработка позиции по делу»; «Процесс подготовки юридических документов», «Особенности составления исковых заявлений», «Особенности составления гражданско-правовых и трудовых договоров». Специальные учебные клинические курсы: «Проблемы квалификации недобросовестной рекламы по Российскому законодательству», «Арбитражная практика», «Защита прав потребителей: практические вопросы», «Оказание правовой помощи некоммерческим организациям».
2. Работа в приемной юридической клиники. Прием клиентов в клинике, подготовка к работе по обращениям, собеседования с клиентами (интервьюирование, консультирование), предоставление заключений, поддержание контактов с клиентами могут осуществляться в клиниках по-разному. Студенты-клиницисты МГУ им. Н.П. Огарева проводят работу с клиентами в клинике, расположенной на территории и в помещении своего вуза. Каждый год в клинике работают 40 студентов-клиницистов из числа студентов 4-го и 5-го курса юридического факультета. Студенты-клиницисты распределены по группам (6 групп). Два раза в неделю в первом семестре и 3 раза - во втором после окончания основных учебных занятий студенты, согласно составленному графику дежурства, ведут бесплатный прием граждан в приемной юридической клиники. В остальное время, кроме учебного процесса, они под руководством преподавателей, сотрудничающих с юридической клиникой, готовят ответы на правовые вопросы, необходимые юридические доку-
менты. Студенты-клиницисты оказывают в клинике следующие виды бесплатных юридических услуг: дача юридических консультаций; составление юридических документов (справок, писем, ходатайств, учредительных документов); составление исковых заявлений, встречных исков, кассационных жалоб, составление предпринимательских договоров и сопутствующих документов, правовое информирование клиента и др.
3. Выездные мероприятия. С марта 2008 г. студентами-клиницистами под руководством преподавателей осуществлялись выезды в районы Республики Мордовии, где оказывались юридические услуги малоимущим гражданам, а также проводились следующие мероприятия: 1) посещение районных советов ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, отделов социальной защиты населения, комплексных центров социального обслуживания населения, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, детских домов-интернатов с целью оказания юридической помощи и правового информирования; 2) проведение познавательных игр с воспитанниками детских учреждений для формирования у них правового сознания и правовой культуры.
В рамках юридической клиники осуществляются программы по сотрудничеству с органами государственной власти, правоохранительными органами. В настоящий момент юридическая клиника МГУ им. Н.П. Огарева сотрудничает с прокуратурой Ленинского района и с МУ «Многофункциональный центр» городского округа Саранска. Студентам-клиницистам предоставляется на безвозмездной основе место для осуществления приема граждан, создаются необходимые условия их работы, а также предоставляется возможность пользоваться кабинетами, технической и другой документацией, необходимой в процессе приема граждан. Сотрудничество с органами государственной власти, правоохранительными органами способствует выработке у студентов-клиницистов практических навыков и устойчивых ориентиров в области защиты прав человека, профессиональной этики, правовой культуры.
Ссылки:
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.2002 № 393 // Бюллетень Минобразования. 2002. № 2.
2. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. № 751 // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.
3. Приказ Минобрнауки России от 04 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» // Зарегистрирован в Минюст России от 21 мая 2010 г. № 17337.
4. Захаров В.В. Юридические клиники в России // Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001. С. 37-52.
5. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань, 1855. 50 с.
6. Дружинин Н. Юридические клиники // Труд. 1891. Т. 8. Кн. 20. С. 161-172.
7. Люблинский А.О «Юридических клиниках» // Журнал министерства юстиции. 1901. Кн. 1. С. 175-181.
8. Дыновский К.К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса, 1896. 64 с.
9. Янжул И.И. Отчет о практических занятиях на юридических факультетах восьми русских университетов. СПб., 1904. С. 68.
10. Судебные уставы 20 ноября 1864 года. СПб., 1894.
11. Доробец Н.К. Академическая практика по гражданскому праву. Из курса лекций, читанных автором в Императорском Московском университете. Т. 1. Симферополь, 1898. 257 с.
12. Высочайше утвержденный Общий устав императорских российских университетов от 23 августа 1884 г. // ПСЗ-111. Т. IV. № 2404.
References (transliterated):
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii «O Kontseptsii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda» ot 11.02.2002 № 393 // Byulleten' Minobrazovaniya. 2002. № 2.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 // SZ RF. 2000. № 41. Art. 4089.
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 04 maya 2010 g. № 464 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 «Yurisprudentsiya» // Zaregistrirovan v Minyust Rossii ot 21 maya 2010 g. № 17337.
4. Zakharov V.V. Yuridicheskie kliniki v Rossii // Professional'nie navyki yurista: Opyt prakticheskogo obucheniya. M., 2001. P. 37-52.
5. Meier D.I. O znachenii praktiki v sisteme sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya. Kazan', 1855. 50 p.
6. Druzhinin N. Yuridicheskie kliniki // Trud. 1891. Vol. 8. Book 20. P. 161-172.
7. Lyublinskiy A.O «Yuridicheskikh klinikakh» // Zhurnal ministerstva yustitsii. 1901. Book 1. P. 175-181.
8. Dynovskiy K.K. Zadachi tsivilisticheskogo obrazovaniya i znachenie ego dlya grazhdanskogo pravosudiya. Odes-
sa, 1896. 64 p.
9. Yanzhul I.I. Otchet o prakticheskikh zanyatiyakh na yuridicheskikh fakul'tetakh vos'mi russkikh universitetov. SPb., 1904. P. 68.
10. Sudebnie ustavy 20 noyabrya 1864 goda. SPb., 1894.
11. Dorobets N.K. Akademicheskaya praktika po grazhdanskomu pravu. Iz kursa lektsiy, chitannykh avtorom v Impera-torskom Moskovskom universitete. Vol. 1. Simferopol', 1898. 257 p.
12. Vysochayshe utverzhdenniy Obshchiy ustav imperatorskikh rossiyskikh universitetov ot 23 avgusta 1884 g. // PSZ-III. Vol. IV. № 2404.