Научная статья на тему '«Не молилась она, только числилась»: религиозная жизнь субботников колхоза «Сталиндорф»'

«Не молилась она, только числилась»: религиозная жизнь субботников колхоза «Сталиндорф» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
406
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ / СУББОТНИКИ / ИУДАИЗМ / RELIGION / IDENTITY / JUDAISERS / SUBBOTNIKS / JUDAISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Людмила Геннадьевна

Статья посвящена изучению религиозной жизни современных русских иудействующих поселка Приморский Волгоградской области. Особое внимание уделяется выявлению факторов, конструирующих особую идентичность этой этнорелигиозной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“She didn’t pray, she only pretended to be on the list”. Religious life of subbotniks in collective farm “Stalindorf”

The article is devoted to the study of religious life of subbotnics (ethnically Russian people who observe Judaism) in contemporary Russia. The investigation was conducted in the village Primorskiy of Volgograd region. Particular attention is paid to factors that construct the identity of a particular ethno-religious group.

Текст научной работы на тему ««Не молилась она, только числилась»: религиозная жизнь субботников колхоза «Сталиндорф»»

Л.Г. Жукова

«НЕ МОЛИЛАСЬ ОНА, ТОЛЬКО ЧИСЛИЛАСЬ»: РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ СУББОТНИКОВ КОЛХОЗА «СТАЛИНДОРФ»

Статья посвящена изучению религиозной жизни современных русских иудействующих поселка Приморский Волгоградской области. Особое внимание уделяется выявлению факторов, конструирующих особую идентичность этой этнорелигиозной группы.

Ключевые слова: религия, идентичность, иудействующие, субботники, иудаизм.

Колхоз «Сталиндорф» («Сталинская деревня» в переводе с идиш) был организован в 1930 г. В «Докладной записке инструктора крайисполкома о результатах проверки состояния колхоза "Сталиндорф" Калачаевского района» история его создания излагается следующим образом:

1930 г. по инициативе ОЗЕТ1 при еврейском красном уголке в Сталинграде организовался колхоз, в состав которого вошло 28 семей евреев, преимущественно бывших торговцев. ...Для обучения евреев, никогда не занимавшихся сельским хозяйством, в состав колхоза приняли одного русского крестьянина. .1930 г. был самым тяжелым. урожай получился низкий. К зиме из 28 семей осталось в колхозе 6-7 семей. Бывшие крупные торговцы, заручившись документами в том, что они колхозники, уехали из колхоза2. Рост колхоза в дальнейшем происходил за счет привлечения новых членов из русских крестьян, близко стоящих к евреям по вероисповеданию - т. н. «субботников» (геры)3. В 1932 г. число хозяйств достигло 47, в 1933 г. до 50, в 1934 г. до 59, в 1935 г. до 85 и в текущем [1936] году до 94-х. В числе 94-х хозяйств евреев 7 и русских («субботников») 87. Таким образом, колхоз национальным признан быть не может4.

© Жукова Л.Г., 2012

В устных нарративах5 нынешних жителей бывшего колхоза «Сталиндорф», а ныне поселка Приморский привлечение в колхоз «субботников» объяснялось отсутствием у евреев сельскохозяйственного опыта и их неготовностью к тяжелому физическому

труду:

...колхоз здесь организовал еврей Губерман. ...Башковитый был. Он все организовал. .Евреи, конечно, народ умный, этого у них не отымешь, имели образование. А наши - мусор. У них ни хера, ни одного класса образования. Евреи - кто бухгалтер, кто куда. Они такие должности заняли. Ну сюда поприехали некоторые евреи. Но евреев не заставишь же работать. Они то бухгалтером, то в магазине работали, то в конторе. Они грамотные были евреи. Ну потом евреи все разъехались. Ну, руководители хорошие, а работа-то тяжелая.

По версии наших информантов, председатель колхоза Губер-ман сознательно привлекал в «Сталиндорф» именно «субботников», вероятно, руководствуясь соображениями, изложенными выше в «Докладной записке.», - как «близко стоящих к евреям по вероисповеданию».

В отличие от «субботников», живущих в Астраханской или Воронежской областях, чьи контакты с евреями в советское время в повседневной жизни носили спорадический характер, а если и регулярный, то, как правило, в религиозном контексте (например, совместное посещение синагоги по праздникам), «субботники» колхоза «Сталиндорф» жили бок о бок с этническими евреями, вероятнее всего, абсолютно нерелигиозными. Представление о «субботнической вере» формировалось у наших информантов на основе собственного весьма ограниченного опыта, состоявшего главным образом в пассивном соучастии в религиозной жизни старшего поколения. Колхоз, напомним, был организован в 1930 г., а в 1932 г. началась так называемая «безбожная пятилетка». Союзом воинствующих безбожников была поставлена задача покончить с религией к 1937 г. В этих условиях организовать общинную религиозную жизнь во вновь образованном колхозе - несмотря на то что фактически он состоял из приехавших из разных регионов единоверцев - было невозможно. Старшее поколение «субботников» продолжало по мере сил индивидуально придерживаться религиозных традиций, не имея намерения транслировать их дальше:

Собиратель (далее - Соб.): А вы сами хотели, чтобы ваши дети придерживались субботницкой веры?

Информант (далее - Инф.): Нет! Нет! Не держимся. Зачем это надо?

Соб.: А как вам передавали родители все эти знания?

Инф.: Так вот резко внушений не было. Вот, например, мама у меня. Вот Судний день. Это говеть, голодать, весь день не ешь. Вот если я дитё, например, десять лет, то уже мама меня определенно не заставляла, что нет, не ешь. Вот до обеда не поешь, а то скажешь «я есть хочу», ну поешь, дочка. Вот они уже, видишь, не то что настырно заставляли. .Родители даже по субботам собирались где-то, в доме, ну один молился, а остальные повторяли. .Мы не молилися. ...Мы уже всё. Мы уже считаем, православная куда лучше Пасха. На нее гуляют, а наша у субботников - неделю есть только пресное тесто6!

Соб.: А у вас здесь сейчас не осталось общины?

Инф.: Не-ет.

Соб.: Никто ничего не соблюдает?

Инф.: Не-е-ет. Да здесь никогда и не было никаких общин, мне кажется. .Поэтому мама она как-то читала сначала, вот эти книги, а потом все уже ничего-ничего этого не было. Вот истинных субботников, даже уже когда я была здесь в 1959 г., уже не оставалось никого - вот именно чтобы веры бы придерживались. Вот тогда еще, помню, какой-то дедок тут был, они еще собирались, там молитвы у них были эти, ну и мать, конечно, вот, свекровь, субботу соблюдала. .Там бабульки, но они не молились, ничего, так просто пообщаться. И на кладбище. все уже перемешалось. сейчас уже и кресты ставят. Свекровь. не запрещала ничего, мы и свиней держали. .На моей памяти уже не было никаких обрядов. все уже заглохло7.

Помимо прочего, отсутствие религиозного воспитания, по мнению наших информантов, было связано с тяжелыми жизненными обстоятельствами, которые не оставляли времени для религии:

Соб: Интересно, что вот это поколение не пыталось ничего передавать.

Инф: А потому что была советская власть, и все это запрещали. А потом - война. Здесь голод, здесь вообще есть нечего было. Какая там может быть Пасха 8!

Инф.: Отца не было, с мамой жили. Нас пятеро было, а мама одна..

Соб.: А мама соблюдала?

Инф.: У нее работы - вот так было, выше головы - у одной. И уборщица. Ну где еще может женщина работать? ...Нас пятеро было, и

всем хватало работы, всегда. .Мы с мамой сильно не разговаривали. Ну, которые постарше, они хоть. а мы, и вот дальше, мы вообще не знали.

Соб.: А их много вообще здесь было - евреев, субботников? Инф.: А я и. у меня работы всегда было, и я никогда ничего не спрашивала. И мужу тоже некогда было. .Жили там на [Дальнем] Востоке - у нас работы было - вот! И здесь так же9.

Что касается этнических евреев, остававшихся в колхозе до 1942 г., то их религиозность, как мы уже упоминали, по-видимому, была еще менее выраженной, чем религиозность «субботников», а вероятнее всего, и вовсе отсутствовала. Поэтому отождествление себя с евреями по признаку религии для сталиндорфских «субботников» (в отличие, скажем, от астраханских или воронежских) не было актуально. Это отождествление и в прошлом, и в настоящем осуществляется извне - окружающим несубботническим населением соседних колхозов:

Нас зовут «жиды». Еврей же был здесь. Вот наши все села кругом. Ляпичево, Вербовка, Колпачки, Тихоновка там. Казаки там. Хохлы. И вот когда немцы к нам пришли, вот эти села, может быть, уже ненавидели нас, потому что мы богатые были. Евреи, жиды. ...Хлеб, конечно, выращивали, арбузы мы хорошо выращивали. И колхоз стал зажиточный. И вот .казаки, соседние села, нас ненавидели за то, что мы жиды. И вот когда немцы пришли, они их настраивают. А жидов-то

убивали10.

Большинство осталось русских здесь. А и их сейчас евреями называют. - Где живете? - В Сталиндорфе. - А! В Сталиндорфе. Это у евреев. Мы уже не обижаемся. А на нас клеветали (называли «жидами». - Л. Ж.), но мы же не похожи на евреев! Как бы нас ни называли. Мы. язык совершенно не знаем. Мы просто приняли веру «субботников», потому что она более справедливая. .Мы объясняли, что мы русские, не православные, не крещеные, русские мы. По обличью мы русские. Видно же! .Евреи все черномазенькие, кудрявенькие. Еврей он - его сразу отличишь по образу лица, по обличию. Он будет темный. Мы рыжие все. Куда нас девать? Русские все. А эти отличаются все равно. И язык у них отличается. Разговорная речь11.

Инф.: Я так вот бабе спрашивала: Баб, а че вас соседние деревни зовут «еврейский поселок»? Какие здесь евреи? Евреи вот черные. Вот вы, например, похожи. Еврейской нации?

Соб.: Почти.

Инф.: Вот молодой человек тоже. А они - белые, белобрысые, голубоглазые. Даже когда немцы пришли, ей 12 лет было. Он говорит: «Ты не похожа на еврейку». А у нас одна семья не уехала, остались. Отец с матерью уехали в поле, а дети дома остались, их прямо там расстреляли на месте. А мать с отцом в поле нашли и расстреляли. Вот ей 12 лет было. Она говорит: «Их расстрелял, а нас не тронули. Они у нас ночевали ночь». Немцы у них. Они ей: «Ты не похожа». Они все белобрысые, белые. «Почему вас называют, - я говорю, - баб? Что за "субботники"? Что за вера такая?» А она: «Я сама не знаю»12.

Трудно сказать, были ли эти отличия между евреями и «субботниками» по языковому и антропологическому признакам от-рефлексированы последними до оккупации13, или рефлексия на эту тему стала актуальна после того, как границу между евреями и «субботниками» провели немцы: все евреи, оставшиеся в колхозе «Сталиндорф,» были уничтожены. «Субботников» немцы не тронули. Некоторые из наших информантов предполагают, что их бы постигла та же участь. Так, Давид Ильич Колотилин - руководитель еврейской общины Сталинграда вспоминает:

Спустя неделю после взятия Сталиндорфа немцы расстреляли 10 еврейских семей. На запросы гестапо из Калача комендант отвечал, что евреев он расстрелял, а русских стрелять не намерен. Анонимщики писали уже в берлинское гестапо и, жалуясь на коменданта, обвиняли его в излишней любви к евреям. Из Берлина приехали специалисты гестапо и, арестовав коменданта, поставили нового. Новый комендант приказал не теряя времени готовиться к уничтожению всех людей колхоза Сталиндорф14.

Благодаря наступлению советских войск немцы бежали, не осуществив своего намерения. Однако другие информанты утверждали, что немцы собирались уничтожить только коммунистов и комсомольцев, нивелируя тем самым роль этноконфессионально-го фактора. Трудно сказать, чья версия ближе к истине. Политика немцев в отношении «субботников» на оккупированных территориях была разной. Однако в данном случае важно, что абсолютное большинство информантов утверждали, что оккупанты провели границу между евреями и «субботниками». В связи с этим я, вслед за Г.С. Зелениной, позволю себе не согласиться с выводом А. Львова, основанном на приведенном выше свидетельстве Коло-

тилина - «спасение субботников подтвердило, скорее, их еврейскую идентичность, поскольку случилось независимо от решения нацистов»15. Верно, скорее, обратное, еврейская идентичность ста-линдорфских «субботников» (если таковая существовала, в чем также есть основания сомневаться) не выдержала испытания Хо-локостом.

В настоящее время среди жителей бывшего «Сталиндорфа» преобладает скорее отрицательная идентичность:

Соб.: А Ваши родители, они были какой веры?

Инф.: Русские наши родители. Я не знаю, как это объяснить -«субботники». Субботу праздновали.

Соб.: А вы себя тоже считаете?

Инф.: У меня папа брянский, православный. Мы ни туда, ни сюда не относимся16.

Соб.: А вы как себя чувствуете - русской или еврейкой?

Инф.: Какая же я еврейка, когда я ни одного слова не знаю. А родилась я в Еврейской автономной области. Сын и внук покрестились - они крещеные. Как ты их евреями назовешь? Говорили, что мы «субботники». Но до сути не доходили. Мама у нас субботница, а мы уже какие субботники17.

Инф.: Моя мать молилась. у них были молитвенники, они должны-то у всех быть, молитвенники, все раньше-то, а сейчас, наверно, ни у кого их и нет. .У меня нету, у нас нет, я вот и не знаю ничего. Ни русских, ни своих, никого не знаю. Так живу и всё. Когда скажут, сделаешь, а когда нет, то че ж. Надо спрашивать, а я-то сейчас мало хожу, ходить я не могу. А [муж] и вовсе не ходит, спутанный.

Соб.: Что у родителей на могилах - кресты?

Инф.: Нет, на наших нету крестов.

Соб.: А почему?

Инф.: Такая у нас эта. Закон.

Соб.: А что там?

Инф.: Да ниче. Столб и памятник.

Соб.: А какой «закон», вы говорите?

Инф.: Да тут их всяких законов. Каких только нету. Они все разные. Все законы, как вот Советский Союз был, такие законы18.

Таким образом, информанты, как правило, избегают какой либо положительной идентификации себя - с русскими, с евреями, с «субботниками». В отличие, скажем, от астраханских «субботни-

ков», переживших кризис идентичности в постсоветский период в связи с верификацией их религиозных традиций со стороны нормативного иудаизма и конфликтом с новым раввином, отказавшим «субботникам» в полноценном участии в жизни еврейской общины. Парадоксальным образом это не привело к попыткам со стороны «субботников» исправить собственную традицию, равно как и не вызвало желания присоединиться к избранному народу легитимным способом - через гиюр. Скорее наоборот: отвергнутые раввином, они пребывают в убеждении о правильности собственной веры и утверждают, что «Бог больше любит прозелитов», поскольку евреи «просто родились такими», а прозелиты «выстрадали Закон». Более того, в ходе всесоюзной переписи «субботники» записывались евреями, полагая, ввиду эсхатологических перспектив, что «записавшихся евреями увезут в Землю обетованную, а тех, кто русскими записался, по компьютеру проверят и не пустят».

Что касается сталиндорфских «субботников», то для них последним бастионом их особой идентичности становятся похороны. Похоронная обрядность оказывается самым устойчивым элементом традиции19. Однако в «Сталиндорфе» и в данном случае ситуация несколько хуже, чем в астраханской или воронежской областях: «Все уже перемешалось, - сетовала наша собеседница, -сейчас уже и кресты ставят».

«Равнодушие к самоопределению в этноконфессиональных категориях»20, характерное для «субботников», живших в XIX в., по нашему мнению, вполне актуально для нынешних жителей поселка Приморский. В настоящий момент они находятся в процессе поиска идентичности, который, однако, во многом спровоцирован «внешними» - исследователями, представителями еврейских организаций, православными соседями.

Примечания

Общество землеустройства еврейских трудящихся; полное название «Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР». Упомянутые в отчете «крупные торговцы» принадлежали к категории так называемых «лишенцев» - лиц, лишенных избирательных прав Конституцией 1918 и 1925 гг., а также пораженных в других правах. «В конце 1920-х годов на

2

1 миллион евреев-рабочих, служащих и крестьян приходилось 1,8 миллиона евреев-торговцев, ремесленников-кустарей и лиц без определенных занятий. Существенная часть представителей этой традиционной группы принадлежала к лицам с урезанными гражданскими правами, так называемым лишенцам. Тогда как среди общего населения СССР лишенцами являлись примерно 7%, среди еврейского населения они составляли 30%, а в местечках Украины -40%» (Дымшиц В. Создание еврейских автономий в Крыму, на Украине и на Дальнем Востоке в 1920-30-х годах [Электронный ресурс]. URL: http://www. ozet.ort.spb.ru/rus/index.php?id=476 (дата обращения 13.02.2012). Подробнее о лишенцах см.: Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х гг.). Новосибирск: НГУ, 1998.

Субботники (иудействующие) - религиозное течение, возникшее в XVIII в. Его последователи, преимущественно русские крестьяне, отошли от православия: не признавали авторитет Нового Завета, отказались от почитания икон и церковной обрядности. Подробнее см.: Львов А. Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011, а также: Жукова Л.Г. «Любимцы Бога»: к вопросу о современном положении русских иудействующих // Вестник РГГУ. 2009. № 15. С. 115-125; Дымшиц В.А. Этнографическое описание села Привольное // Еврейская культура и культурные контакты. Мат-лы 6-й Ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 3. М., 1999. С. 71-85; Улановский И. Субботники села Еленовка // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 2. С. 32-39; Штырков С.А. Стратегии самоидентификации сектантов субботников // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сб. ст. М., 2003. С. 266-287.

Докладная записка о результатах проверки состояния колхоза «Сталин-дорф» Калачевского района (Государственный архив Волгоградской области. Ф. 2059. Оп. 2. Д. 468. Л. 130. Цит. по: Львов АЛ. Указ. соч. С. 273). Все интервью были собраны в рамках полевого исследования, проведенного в августе 2011 г. в поселке Приморский. Сапункова А.М., Ершова Л.И. Ландина Л.Н. Агаркова Л.Р. Бобрицкая Т.Р. Сапункова А.М., Ершова Л.И.

11 Бизинков М.Е.

12 Сегач Е.

См. также: Зеленина Г.С. «Мы - дети, считаемся, Второй мировой войны»: Оккупация в жизненных нарративах русских жителей еврейского колхоза «Сталиндорф» // Архив еврейской истории. Т. 7. 2012. С. 256-286.

4 Львов А. Указ. соч. С. 287.

5 Там же.

6 Ершова Л.И.

7 Агаркова Л.Р.

8 Шабанова А.И.

9 См., например: Каспина М, Титова Е. Похоронный обряд субботников поселка Высокий Воронежской области и его трансформация в условиях современного израильского общества // Актуальные проблемы полевой фольклористики: Сб. ст. Сыктывкар, 2008. С. 36-45.

!0 Львов А. Указ. соч. С. 279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.