Научная статья на тему 'Назад в будущее. О культурных основах российского предпринимательства (окончание. Начало в № 5)'

Назад в будущее. О культурных основах российского предпринимательства (окончание. Начало в № 5) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назад в будущее. О культурных основах российского предпринимательства (окончание. Начало в № 5)»

Евгений ЧИВИЛИХИН

(Окончание. Начало в № 5 )

Что считать главным богатством страны? Любой страны. Может, богатства недр? Тогда Россия - одна из богатейших в мире. Но... есть не менее богатые - в этом смысле - страны Африки, прозябающие в нищете и утопающие в кровавых междоусобицах. С другой стороны, Япония: крохотная островная территория (не сравнить с размахнувшейся на одну седьмую часть всей земной суши Россией), почти ничего своего из минеральных ресурсов - и в то же время процветающая страна, одна из ведущих держав мира.

Убеждён, что главное богатство страны - это люди. Уровень их развития, образования и воспитания, профессиональной подготовки. Не случайно сейчас один из источников богатства «богатеньких» стран - выкачивание «мозгов» из менее обеспеченных государств. «Утечка» самых талантливых и энергичных, самых «пассионарных», как сказал бы Лев Гумилёв, ещё более обескровливают беднеющие страны. А я сразу хотел бы обратить внимание на ещё один «человеческий ресурс» - чувство Родины, ту самую силу «земного притяжения», без которой невозможно достижение устойчивого государственного и общественного богатства. Это чувство было заложено в генах, разлито в крови тех казаков-землепроходцев, которые, осваивая громадные территории от Урала до Тихого океана, налаживая торговлю, собирая богатый ясак, тем не менее и в мыслях не держали отделиться от родного, хотя порой и не-

Назад — в будущее

О культурных основах

российского

предпринимательства

ласкового к ним Московского государства, зажить в своё удовольствие этакими удельными князьками. Нет же, через немыслимые, немереные пространства доставляли «мягкое золото » в столицу, били челом великому государю и представляли затем на всё более отодвигаемых границах страны интересы будущей России...

И это ведь не только наша, российская черта. В настоящее время самыми большими патриотами слывут, наверное, американцы. А у японцев патриотизм распространяется ещё и на фирму, которой отдаётся обычно вся жизнь без остатка. Этакий семейно-фирменный патриотизм, цементирующий всю экономику страны. Экономику, подчеркиваю.

А что же Россия? Столько грязи, проклятий, стенаний обрушено на головы её обитателей за последние 10-15 лет, что ничего подобного мир ещё не видывал. Как может стать богатой такая страна? Как можно говорить о возрождении России, если целое поколение её граждан вырастает «Иванами, родства не помнящими»?

Снова и снова возвращаюсь я к мысли о качестве человека, населяющего страну. Битву под Седаном, говаривали сто лет назад, выиграл прусский учитель. Американцев в середине нашего уходящего XX века так встревожили убедительные успехи советской науки и техники, что они бросили громадные деньги на перестройку в государственном масштабе системы образования. А у Советов она была одной из лучших, если не лучшей в мире.

Издержки «революционного» реформирования, если позволительно так выразиться о проводимых в стране «без руля и без ветрил» преобразованиях, видны во всём, а в постановке образования особенно. Разрушить всё подряд, избавляясь от «проклятого прошлого» (по которому уже кругу), оказалось много легче, чем строить новое. Как же это больно бьёт по входящим в жизнь новым поколениям!..

Столько в стране появилось бездомных детей, которые поневоле не ходят даже в начальную школу, не говоря уж о средней. Как упал в России престиж образования! Для масс, подчеркнём,а не для элиты. Впрочем, а чему учат в престижных учебных заведениях? Блистательно готовят будущих «граждан мира», которые далеки от болей и скорбей родной матери-России?

Что-то делать надо. Что именно? Давайте поразмышляем. Сразу оговорюсь, что я попытаюсь рассуждать не абстрактно, а опираясь на свой опыт не только кандидата технических и доктора экономических наук, но и предпринимателя, более десяти лет чуть не вслепую нащупывающего путь развития своей фирмы и своей Тимирязевской ассоциации предпринимателей в условиях нынешней России.

Вот наша родная «ТИАС » внесла свой вклад в восстановление Храма Христа Спасителя, а также Патриаршего подворья, храма Святителя и Чудотворца Николая у Соломенной Сторожки, церкви Бориса и Глеба, Храма Сошествия Святого Духа в Козельске, Симоново-Кано-нитского монастыря в Абхазии. Купили мы и колокола для храма Николая Святого в Бусинове. Специально начинаю с этого, а не сугубо материальных забот. Хлеб наш насущный, по Библии, это вера предков, это, продолжим мысль, наша История. Наверное, и храм в Козельске в этом перечне не случаен (вспомним страницы «Памяти» Владимира Алексе-

евича Чивилихина - о подвиге этого древнего русского города, названного татарами «злым»). Но это лишь часть наших благотворительных акций. Не стану перечислять все, могут счесть за нескромность, да и места это займёт немало. Назову только цифры. За 8 последних лет, согласно данным бухгалтерии, мы оказали отдельным лицам и организациям материальную помощь на сумму около 2-х миллионов долларов. За это же время в государственную казну отдали налогов и выплат более 30 миллионов долларов (хотелось бы знать, как их использовали)...

Творить благо - традиционная черта российского предпринимательства. Но... кому помогать и как? «Из милости »? Это действительно унизительно. Как помочь не случайным просителям (которые, может, не столь уж и нуждаются, с этим приходилось сталкиваться не раз),а тем, кому это позарез нужно? И разве благотворительность не может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, образовательного, медицинского, экологического процессов, охраны памятников культуры и т.п.)?

... И опять-таки вспоминается «Память » Владимира Чивилихина, первые же строки её: «Вы думали когда-нибудь, как цепко сидит в нас прошлое, сделавшее нас тем, что мы есть?.. Первая буква, которую ты узнал, первая книга, над которой ты заплакал, засмеялся или задумался, первые познавательные тропки к необъятному космосу природы, техники, науки, культуры... Приобщение к труду, идеям, радостям и горестям твоего народа». Слова эти сказаны более 20 лет назад. Нас разделяет «эпоха перемен». Но именно сейчас, в непростое наше время, и стоит задуматься над тем, как получилось, что потеряли мы чувство Родины.

Воспитание любви к Отечеству начинается с детства, и это, наверное, то единственное, за что в равной мере несём от-

ветственность все мы, взрослые. Разделённые барьерами недоверия и отчуждения, мы и детей пытаемся тянуть каждый в свою сторону: школа сожалеет о потерянных идеалах и учит критически относиться к прошлому, о котором маленький человек и представления ещё не имеет, родители сокрушаются по поводу настоящего, которое лишает надежды, ведущие на телевидении рассказывают о «политическойборьбе», «дефолте»,рассуждают о «достоинствах и недостатках толлинга»...

Кто, когда и как возьмётся соединять разрозненные впечатления детства в единое полотно? Учитель на уроке? Вряд ли, нет у него на это ни времени, ни сил. Родители дома? До того ли им, едва сводящим концы с концами, до духовного ли!... Детские организации? Только где они? Пишут вон письмо Президенту бывшие комсомольские лидеры, просят возобновить в масштабах страны деятельность пионерской организации, пусть она будет теперь не «школой юных ленинцев», а школой гагаринцев. Будет ли это? И когда будет? Неужели мы обречены писать бесконечные статьи о «потерянном поколении», рассуждать, опираясь на впечатляющие данные статистики, о том, что «всё плохо и лучше не будет»?

У нас, при крупной предпринимательской структуре, создана специальная Служба социального партнерства, которая периодически отслеживает социальное положение населения, проживающего в непосредственной близости от нашей организации, определяет конкретные адреса тех, кто нуждается в благотворительной помощи. Действовать начала она в мае 1998 года, и изначально её руководство определило два основных направления заботы: пожилые и инвалиды, с одной стороны, и трудные дети, молодёжь - с другой. Понятно, что без поддержки властей округа и города запросто могла бы и заглохнуть эта инициатива.

Не сможет только школа, без поддер-

жки всех нас, преподать входящему в жизнь человеку уроки высокой нравственности. Самые различные центры эстетического воспитания и детского творчества, спортивные секции и школы,клубы по интересам, энтузиасты-ветераны и энтузиасты-предприниматели, учителя и родители - все, кто хоть в какой-то мере озабочен судьбой поколений, которым жить в XXI веке, должны почувствовать плечо друг друга, скоординировать и объединить свои усилия и возможности.

Первая задача, которую стали решать все вместе, - сделать так, чтобы каждый школьник округа знал, где может он развивать свои способности и таланты, куда обратиться за поддержкой. В ССП начали работать квалифицированные психологи, педагоги, юристы, готовые ответить на самые сложные вопросы: «Как найти общий язык с родителями, педагогами, одноклассниками? Как победить свои «комплексы»? Какую профессию выбрать?» А каждый праздник, каждая встреча, проведённые вместе, превращаются в своего рода отчёты о спортивных и творческих достижениях, в рекламные акции, рассказывающие о творческих и спортивных коллективах, которые готовы открыть свои двери для всё новых и новых участников. На рекламно-информационных стендах и плакатах, на приветственных письмах, даже на поздравительных открытках к 1 сентября появляются адреса досуговых центров и спортклубов, телефоны доверия. Теперь в ряде районов Северного округа только самый нелюбопытный школьник рискнёт сказать, что он и хотел бы, дескать, чем-либо заняться, да не знает, куда себя девать.

Решается и вторая задача: объединить интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы и предельно рационально использовать их для вовлечения детей и подростков в общие дела, пробуждения в них интереса к прошлому, настоящему и будущему своего Северного округа. И опять-таки здесь и шагу не сделать без

поддержки местной власти. Поддержки, если хотите, не только чисто административной, но и нравственной, идеологической. Наверное, надолго запомнятся такие дела, как акция по профилактике подростковой наркомании по школам, завершившаяся концертом «Искусство и спорт против наркотиков», соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья», акция «Посади дерево», спортивный праздник «Молодые северяне - ветеранам спорта » и многое другое. Взрослые подобрали тот самый ключик к детским сердцам, который не просто пробуждает интерес, но и заставляет с гордостью сказать: такое может быть только у нас, «северян». И впрямь, как удержаться, чтобы не выйти на лыжню, если рядом с тобой бежит и префект-депутат, и главы управ, и лидеры предпринимателей, а финиш - для всех один. Как не ударить по мячу, если в воротах - сам Ринат Дасаев, а приз за забитый ему гол -автограф с пожеланием удачи.

Это лишь первые шаги, в масштабах одного района столичного округа. Но ре-шать-то надо в масштабах страны! Надо же когда-то разобраться с учебниками, начиная со школьных и кончая вузовскими, чтобы не делали люди большие глаза, когда начинаешь им рассказывать прописные, в общем-то, истины о том, как и за счёт чего достигла Россия своего экономического взлёта в канун злосчастных войн, первой мировой и гражданской, в канун революций, которые потрясли до основания весь мир, но прежде всего Россию.

Особый разговор - чему и как учить в вузах. Не будет учитель знать и любить историю своего народа - чего же тогда ждать от его учеников? Станут будущего преподавателя литературы пичкать только современными новинками, «достижениями андеграунда» в раскрепостившейся «от идеологических пут» стране - не будут и его ученики знать о великой русской литературе, чьи вершинные

истинные достижения известны всему даже «самому цивилизованному « миру хотя бы в связи с именами Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова.

Не берусь рассуждать о постановке обучения естественным наукам, здесь Россия долгие годы была - и остаётся пока - на огромной высоте. Недаром лучших из наших молодых умов так стремятся заполучить - и заполучают, увы, задёшево - не только Америка, но и многие другие более-менее стабильные в смысле экономики страны.

Беспокоит меня другое: как учим мы будущих предпринимателей. Тот самый «средний класс», который обеспечивает стабильность в обществе. Вот промелькнуло в газетах сообщение, что в одной лишь Москве в ближайшие годы более ста тысяч молодых людей в различных вузах придут на экономические и иные факультеты, связанные с подготовкой к предпринимательской деятельности. Прекрасно! Если не готовить кадры целеустремлённо, по хорошей, во всех деталях всесторонне продуманной программе, то будут в бизнес приходить, как хлынули в первые постперестроечные годы, люди случайные, но хваткие, строители финансовых пирамид и создатели фирм-однодневок, да и просто талантливые жулики, современные Остапы Бендеры, особо не нарушающие законы, но и не вносящие какого-либо весомого вклада в производство общественного богатства, проще говоря, спешащие урвать «свою долю» от общего пирога, не пытаясь даже и теста замесить для него.

Мне-то хотелось бы - и я глубоко убеждён в необходимости этого, - чтобы будущим предпринимателям давали не только основательные знания современных технологий бизнеса, ничтоже сумняшеся переводя или пересказывая в этих целях западные учебники, но и обогащали бы их российскими традициями, той психологией русского предпринимательства, которая выражена в знамени-

тых семи принципах, о которых я упоминал в предыдущей статье. Чтобы каждое новое поколение российских предпринимателей рождало новых Третьяковых, Солдатенковых, Сытиных, Алексеевых, чтобы рост их личного богатства напрямую сказывался в росте богатства населения всей страны.

В последнее время часто приходится читать и слышать по радио или телевидению, что наша страна вступила после дефолта 1998 года в особый исторический период, который дает нам уникальный шанс поднять экономику, увеличить производство отечественных товаров, расширить ряды представителей малого и среднего бизнеса, укрепить положение отечественного рубля и прочее. Облагодетельствовали нас... Предлагаются, как водится, и различные неотложные меры, способные обеспечить экономический рост. В первую очередь необходимо принять новое законодательство в области налоговой политики, таможенно-тарифной политики, защиты инвестиций и т.п.

Все это правильно. Но это лишь часть правды. Первоочередные меры в этой части не вызывают возражений... в том случае, если наша цель заключается только в том, чтобы вкусно поесть и купить для себя много чего необходимого. Однако смысл жизни великого народа заключается не только в наличии в каждой семье «шведского стола», а включает в себя комфортные условия для развития человеческого сознания, ощущения личной и семейной безопасности, сопричастности к проблемам и нуждам соотечественников, наконец, смысл жизни состоит и в том, чтобы торжествовали мир, добро, справедливость и любовь.

Говорят, лучше иметь сухую корку, но любовь и согласие в доме, нежели жить в богатом доме, где всё - как из рога изобилия, но зато сплошь конфликты и раздоры. Так вот, мне представляется, что разговоры про неотложные меры в экономике - это как раз про «богатый дом ».

Жаль, что практически единичны, малозаметны, доступны лишь для узкого круга специалистов рассуждения о нравственности российских законов, о порядочности во взаимоотношениях с людьми, о нравственном долге имущих перед неимущими, об ответственности власти и обеспеченных слоев перед ветеранами и молодежью, о проблемах воспитания правосознания у российского народа -т.е. нет широкой дискуссии о том, как нам достичь любви, взаимоуважения и согласия между властью, средним классом и остальным обществом. Ну, если не любви, так этики.

Экономика, будь она трижды рыночной, сама по себе не может решить задачу действительного улучшения жизни народа. Она организуется и управляется отдельными представителями народа. Главное, по-моему, какие люди работают в экономике, организуют и возглавляют её. Какие мысли, чувства, настроения владеют ими, что переживает их душа, насколько у них развито правосознание - и что они в большинстве своем планируют делать дальше в России?

Думаю, что многие из числа руководителей, занятых в частном бизнесе реального сектора экономики, испытывают сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, они имеют возможности стать обеспеченными людьми в России. С другой стороны, они, как правило, встречают ярко выраженную неприязнь своего народа, начиная с представителей властных структур и исполнительного аппарата и заканчивая неимущими пенсионерами.

Современная педагогика знает, что ребёнок, родившийся в семье, где отец, мать и другие близкие его не любят, вырастает злым, замкнутым, ненавидящим и проклинающим не только свое окружение, но и все человечество. Про таких говорят, что он из трудной семьи.Руководящие кадры нашей реальной экономики могут стать людьми с точно такими же

качествами (если уже не стали)! Но, заметьте, ни одна из предлагаемых первоочередных мер не предусматривает изменение морально-правового положения руководящих кадров в экономике. Внимательно перечитайте современную литературу (а это в подавляющем большинстве, увы, детективы), обратите внимание на художественные и телевизионные фильмы и сериалы, привлекающие массы людей. Они сплошь несут один эмоциональный заряд - все, кто в последние годы имеет возможность работать в условиях рыночных реформ и быть состоятельным (и состоявшимся!) человеком, буквально размазаны в глазах народа как мошенники, насильники, воры, стяжатели, прохвосты, жулики и пособники бандитов. Для примера назовем хотя бы сериал «Улицы разбитых фонарей».

Понятен отклик нашей творческой интеллигенции на проделки «МММ», «Властелины», «Хопра-Инвест», «Тибета» и многих им подобных компаний и банков, опозоривших себя и подорвавших веру народа в рыночные реформы. Но это уже стало историей первых уроков и для народа, и для самих деятелей типа Мавроди. Нас больше должно интересовать, что будет дальше, как нам препятствовать подобным явлениям.

Считаю крайне важным принять меры, направленные на воспитание у отечественных бизнесменов и предпринимателей таких качеств как любовь к Родине, уважение к закону и правопорядку, ответственность перед своим трудовым коллективом, честность, бережливость, порядочность. Этими чисто идейными вопросами для всего советского народа когда-то занимались идеологические отделы райкомов партии и других партийных органов, играли определенную роль средства массовой информации, бывшие тогда по сути дела государственными. Кто заменил эти структуры в процессе становления в России демократии и рыночных реформ? Кто отвечает в стране

за формирование внутреннего мира российского предпринимателя, которому мы доверяем материально-финансовые потоки и стремимся вручить фактически всю отечественную экономику? Неужели представители семибанкирщи-ны или окружение бывшего Президента, называемое «Семьей »? Если мне ответят, что никто не отвечает, тогда я смело утверждаю, что и экономика будет никакой. И все разговоры о необходимости выхода из кризиса будут годами и десятилетиями сводиться к стыдливым сообщениям о том, что ВВП России в таком-то году увеличился на 1,5%, в другом году аж на целых 3-5% (что, собственно, укладывается в пределах ошибки методики подсчета).

Поэтому я предлагаю ряд дополнительных неотложных мер, способных обеспечить экономический рост России:

Первое - определить государственный орган в России, отвечающий за внедрение в общественное сознание идеологии рыночных реформ и ведущей исторической роли в них российских граждан, занимающихся экономикой России.

Второе - разработать Закон о создании самоуправляемого общественного министерства (объединения) по делам малого и среднего бизнеса, финансируемого на средства предпринимателей, основной задачей которого являлись бы анализ существующих документов и недопущение появления на свет новых законотворческих документов, мешающих развитию предпринимательства в стране. Предусмотреть наделение вышеуказанного министерства правом общественной законодательной инициативы.

Третье - провести аттестацию социальной значимости и ввести экономические звания отечественных предпринимателей, учредить систему государственных наград и иных поощрений (даже определенной неприкосновенности) лучших представителей отечественной экономики по критериям, согласованным с

государственными органами, религиозными организациями и общественным министерством (объединением).

Четвертое - внедрить в систему начального, среднего и высшего образования педагогические разделы с условным названием «Духовность, нравственность и их связь с экономическим потенциалом России ». Направить часть государственных средств на внедрение в массовое сознание общепризнанных ранее извечных нравственных ценностей православной церкви и других российских религий с целью возрождения духовного единения и моральных правил поведения подрастающих поколений россиян.

Это четвертое предложение особо важно сейчас потому, что в обучении основам предпринимательства всё более исчезает православная духовность нашего народа. Вовсе ни к чему, чтобы протестантская идеология, на которой построен западный капитализм (ну, назовём его современнее - индустриальным, постиндустриальным, информационным обществом) и переводные учебники по современному бизнесу, подавляли нашу российскую ментальность, основанную на религии православной, более мягкой и милосердной к человеку, более общинной и соборной,что ли.

Хотелось бы видеть на факультетах предпринимательства не только спецкурсы на эту тему, но и своеобразный пересмотр в сторону насыщения ею любых учебных программ. Скажете, эк хватил... Но почему же? Неустанно подчеркивать своеобразие российского предпринимательства нужно хотя бы потому, что применять любые технологии бизнеса - это же бесспорно! - приходится с учётом местных особенностей. Именно в своеоб-

разном применении прогрессивных мировых технологий с учетом национальной психологии населения - залог успеха экономики Японии, южно-азиатских «тигров», вроде Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, наконец, Индии, где за полсотни лет достигнут невиданный темп развития, и Китая, всё более заменяющего бывший Советский Союз в ранге второй сверхдержавы. Обдумывая вышеизложенное и анализируя самостоятельно свой практический опыт в бизнесе, в 1998 г. я случайно наткнулся на редчайшую информацию западного экономиста Г. Мюрдаля, который, оказывается, еще в 70-е годы доказал, что без учета менталитета, психологии и привычек народа, ни одна из моделей экономического развития страны не работает. За эти исследования Мюрдаль получил Нобелевскую премию в 1974 г. Долгие годы суть этих исследований хранилась в СССР с грифом «Для служебного пользования». Следует добавить, что намного раньше Г.Мюрдаля то было доказано российским премьер-министром С. Витте последнему царю Николаю II, на практике воплотил доказательства в жизнь П. Столыпин, следующим русским экономистом-теоретиком был А. Чаянов. К сожалению, ни один из них не смог стать лауреатом Нобелевской премии и нашим руководителям страны ну никак не хочется учиться у этих великих людей России.

Думается, сама жизнь подтолкнёт лучшие вузовские силы на специализированных или вновь создаваемых факультетах, где станут учить будущих предпринимателей, к максимальному учёту старых добрых российских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.