Научная статья на тему 'Назад в будущее (о культурных основах российского предпринимательства)'

Назад в будущее (о культурных основах российского предпринимательства) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назад в будущее (о культурных основах российского предпринимательства)»

В свое время Стефан Цвейг, отвечая на мрачные пророчества «электронных культуртрегеров», писал: «Ни одному источнику энергии не удалось еще создать такого света, который исходит порой от маленького томика, и никогда электрический ток не будет обладать такой силой, которой обладает электричество, заложенное в печатном слове. Нестареющая и несокрушимая, неподвластная времени, самая концентрированная сила в самой

насыщенной и многообразной форме - вот что такое книга; так ей ли бояться техники: разве не с помощью тех же книг техника совершенствуется и распространяется? Повсюду, не только в нашей личной жизни, книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал науки».

Да будет так и впредь!

На этом стоял и, надеемся, будет стоять Московский государственный университет печати!

е. Чивилихин Назад - в будущее

(О культурных основах

российского

предпринимательства)

Несколько слов об авторе

Фамилия Чивилихина хорошо известна российскому читателю. Но - другого Чивилихина, Владимира Алексеевича, прозаика и публициста, лауреата нескольких литературных премий, в том числе Государственной - за нашумевший роман-эссе «Память», открывший многим ранее неизведанные глубины истории российской.

Евгений Иванович Чивилихин, двоюродный брат известного писателя, тоже широко известен, но - в другой сфере деятельности: кандидат технических наук, многие годы работавший в «оборонке », удостоенный в 1981 году звания «Изобретатель СССР», он «приложил руку», в частности, к созданию уникальных фотопленок, используемых для съемок и под водой, и в космосе. В годы реформ он возглавил научно-внедренческий кооператив «Информат», а затем и Тимирязевский районный союз кооператоров, ставший затем Тимирязевской ассоциацией предпринимателей («ТИАС»), руководит и одноименной фирмой. В этом году исполняется десятилетний юбилей «ТИАС», и по инициативе Евгения Ивановича на ее базе проводится научно-практическая конференция, призванная обобщить опыт развития мелкого и среднего бизнеса в Москве, прежде всего торгового. Дело в том, что Евгений Иванович является еще и президентом Московской гильдии рынков и ярмарок, одним из авторов известного учебника «Технология бизнеса» (М, 1999), вышедшего под общей редакцией доктора экономических наук Е.И.Чивилихина.

Да, докторскую диссертацию он защитил уже не по научно-техническим проблемам. В основу исследования лег его же собственный опыт организации эко-

номики торгово-промышленного комплекса, опыт современного российского предпринимателя.

Каким он стал предпринимателем, можно судить по одному хотя бы, но весомому факту - это его «ТИАС» создала в краткие сроки на бывшем пустыре близ новой станции метро торговый комплекс «Петровско-Разумовский», знаменитый тем, что сейчас ему может позавидовать - по широте ассортимента, качеству товаров, оборудованию, уровню сервиса и культуры обслуживания - любой его «собрат » на пресловутом Западе.

На площади 8 гектаров построены разнообразные магазины, павильоны, рынки, работают хлебобулочный цех мощностью пять тысяч батонов в день и свое кулинарное производство, выпускающее в основном изделия для быстрого питания - бутерброды, пирожки и фирменные «тиасбургеры», действуют мощная электростанция, бойлерная, оборудован автопарк на 60 машин, проложены сложнейшие коммуникации. Одного кабеля протянули более 120 километров. В общем, постепенно сложился и вырос настоящий торговый городок, в котором работают более 400 фирм и 2000 частных предпринимателей. Здесь обеспечивается стабильность занятости и зарплаты для 4-7 тысяч человек, в зависимости от сезона

«ТИАС », кроме того, может, впервые в новом российском предпринимательстве создал специальную службу социального партнерства (ССП). Потому что «делать деньги » только ради самих денег - не вписывается в нравственные установки создателя «ТИАС» Евгения Чивилихина. За последнее время на 2 миллиона долларов оказала его «ТИАС» материальную помощь десяткам и сотням учреждений, организаций и жителям родного Северного административного округа столицы. Творить благо, считает он, - потребность российского предпринимательства. Но - не «из милости», поскольку это может унизить человека. Вести благотворительную работу адресно, с точным знанием - кому она сейчас больше всего нужна... Вести ее так, чтобы она стимулировала стремление не просто «выжить», но развиваться дальше, что особенно важно для молодежи. А что касается ветеранов, то не просто поддержать их материально, но дать им возможность почувствовать, что их опыт и знания нужны молодым... Системный подход ученого - и патриота до мозга костей! - сказался и в этом.

Московская гильдия рынков и ярмарок выработала свои предложения в Государственную Думу РФ об изменении налогового законодательства, в частности Закона «О едином налоге на вмененный доход для определённых видов деятельности» от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ.

Думается, читателю интересно будет познакомиться и с этими предложениями, и с размышлениями по этому поводу современного предпринимателя, в котором счастливо сочетается теоретик с преуспевающим практиком. А также с некоторыми мыслями о том, чему и как учить не только студентов, но и школьников.

Сделать Россию мощной и процветающей! Дать ее гражданам достаток и благополучие! Об этом сегодня только ленивый не говорит с высоких трибун. Приводят примеры из жизни

американцев, итальянцев, жителей Канады, Австралии и прочих стран. Рассматривают экономические модели то Китая, то Швеции. Ссылаются на налоговые законодательства немцев, фран-

цузов, обсуждают примеры из Конституции США. Однажды привезли даже специалиста по экономике Аргентины - помогите, мол, внедрить на российскую землю ваш латиноамериканский опыт.Так уже почти десять лет после объявления реформ ищем модели, примеряем на себя экономическое платье, пошитое за рубежом. Очень хочется, понимаешь, быстро достичь результата, встать в строй «цивилизованных» стран. К сожалению, быстро не получается.

И в этом калейдоскопе мнений и предложений как-то затерялся свой собственный опыт, позабылись методы и технологии ведения малого и среднего бизнеса в дореволюционной России.

Смею утверждать, ссылаясь на исследования лауреата Нобелевской премии Г. Мюрдаля, что все экономические модели, которые противоречат обычаям, привычкам, психологии народа и внедряются насильно, народом же и отвергаются как чуждое, уродуются и превращаются в свою диалектическую противоположность. В этой связи любопытные наблюдения опубликовал Ю.М. Лужков в своей брошюре «Законы Пар-кинсона по-российски» (М., 1999). Он приходит к горькому и точному выводу: «Вместо того, чтобы признать простую истину - что неудачи реформ есть закономерный результат небрежного отношения к российским реалиям, стали винить страну и ее народ».

Может, мы действительно небрежно относимся к своему прошлому? А что если мы невидимыми духовными нитями через подсознание связаны со своими предками и большевикам во главе с Лениным-Сталиным и прочими генсеками , может, не удалось за 74 года вытравить из нас до конца наше российское особенное чувство экономических отношений в обществе? Ведь, несмотря на то, что сотни миллионов людей за период с 1917 по 1991 год находились

под впечатлением рабской зависимости от воли начальника и государства, очевидно, что за последнее десятилетие все равно появился многомиллионный класс предпринимателей, зарабатывающих себе на жизнь собственным умом, знаниями и силой. Однако они все равно остались, по сути, принадлежностью государства и ждут от него чего-то, поскольку собственная энергия движения вперед очень скоро под-растратилась. И в таком двойственном состоянии - полусвободные и полурабы - наши предприниматели, думается мне, намного ближе к купцам дореволюционной России, чем к предпринимателям, проживающим в «цивилизованных» странах. Полагаю, что и экономическую модель развития России нужно строить, исходя из понимания экономических отношений дореволюционного периода и опираясь на них. Поскольку эти отношения уж точно наши, не чужие, то и уродовать их или отвергать будут лишь «Иваны, родства не помнящие».

Помните, как еще совсем недавно было принято любые достижения экономики и культуры страны сравнивать с 1913 годом? Не с 1917... Почему? Да потому, что 1913 год - это действительно высшая веха развития дореволюционной России, до того, как силы ее истощили первая мировая, гражданская войны, революции.

1913 год... Золотой запас России -свыше 1300 тонн, рубль - одна из самых устойчивых валют в мире, по валовому внутреннему продукту находимся в пятерке развитых стран. Делим 4-5 место с Францией, пропустив вперед Америку, Германию, Англию. Да ведь это какое-то русское чудо в сравнении с тем, что происходит сейчас! По сути дела, величайшее народное достижение. К сожалению, не вошедшее в наше духовное сознание на таком же уровне, как победа советского народа

в Великой Отечественной войне, выход советских людей в космос или, скажем, создание паритета с Америкой в области военной мощи в конце 70-х годов. В основном малограмотная, сельскохозяйственная страна после экономического спада и революционных событий 1905-1907 годов за 6-8 лет неожиданно для всего остального мира выходит в лидеры. Неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы не первая мировая война и революции.

Впрочем, наверное, и мировая-то бойня с последовавшими затем революциями и падением трех крупнейших империй затевалась извечными врагами России, чтобы остановить этот ее стремительный разбег, этот рывок. Ах, как опасна казалась конкурентам Россия, в которой должны были к середине ХХ века проживать 350 миллионов человек (по прогнозам великого Д.И. Менделеева), Россия с ее огромными просторами, немеряными природными богатствами, высочайшим для того времени взлетом духовности, стремительно развивающейся промышленностью, устойчивым сельским хозяйством, с трудолюбивым и смышленым народом (см. подробнее об этом: «Немецкий страх перед «Русской опасностью». М.. 1914 - 32 с. ).

Нам обязательно нужно понять, как был достигнут успех к 1913 году. Наше собственное достижение, успех российского народа. Да еще при том, что Россия не имела в отличие от других стран колониальных владений, а масштабный вывоз на продажу за рубеж нефти и газа начался значительно позже. Вывод напрашивается сам собой: главным образом успех базировался, как сейчас принято говорить, на развитии малого и среднего бизнеса. Собственно говоря, это же и общемировой путь. Империя Форда начиналась с его крохотной мастерской - и в его гениальной голове, с его великолепного

организаторского таланта. Инновации, о которых так много стали говорить теперь и без которых немыслимо представить век ХХ1, - они ведь зарождаются, в подавляющем большинстве своем, в малых и средних фирмах, более разворотливых и гибких, нежели любые гигантские, очень богатые монополии. И концерны-»тяжеловесы» обрастают многочисленными «дочками» не только для отмывки денег, но и для внутреннего подпитывания инновациями, достижениями науки и техники.

Так что же мешает нам использовать методы и приемы наших предков? Понятно, что с октября 1917 года по 1991 год условия в стране совершенно не стимулировали изучение и использование такого опыта прошлого, но сейчас-то эти условия в чем-то весьма похожи. Например: см. таблицу 1.

Как видим, похожего очень много. А вот аналогичного результата нет.

А что будет, если нынешние власти начнут действовать в том же направлении, как и власти того времени? Может, у нашего поколения тоже получится? Ведь говорят философы, что всякое новое рождается в недрах старого. А в народе выражаются еще проще: «Всякое новое - хорошо забытое старое». В конце концов, Франция, с которой Россия была вровень в 1913 году, процветает ныне не без того, что в ее сегодняшнем экономическом успехе вкраплены элементы экономических отношений того времени. Более того, они даже не претерпели каких-либо серьезных изменений, а лишь совершенствовались и развивались, так как во Франции не было катастрофического слома экономических отношений, как это произошло в России после октября 1917 года.

Вполне логично предположить, что равенство государственных бюджетов России и Франции в 1913 году могло бы привлечь внимание сегодняшней власти,

Таблица 1

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Рыночные отношения Провозглашение рыночных отношений

Император Президент

Императорский двор Администрация Президента

Сенат, Государственная Дума Совет Федерации, Государственная Дума

Царское правительство Правительство РФ

Частная собственность Различные виды собственности, в том числе частная

Государственная и частная банковская система Государственная и частная банковская система

Расслоение общества на сословия Расслоение общества по финансовому достатку, корпоративные интересы

Неравномерное экономическое развитие губерний Неравномерное экономическое развитие регионов (наличие доноров и акцепторов государственных ресурсов )

Поражение в русско-японской войне. Первая революция Ослабление военной мощи армии и флота. Распад СССР

Экономический и политический кризис 1905-1907 гг. Экономический и политический кризис 90-х годов

Ослабление влияния прозападного христианства на политику и народ. Отказ от преследований старообрядцев, защищавших дониконианское православие Возрождение и усиление влияния православной церкви

Криминал, разбойные нападения на богатых Криминал, заказные убийства предпринимателей

Провозглашение императором необходимости выхода из кризиса Обещание Президента развивать экономику

Наиболее развитые промышленные центры: Москва, Санкт-Петербург, Урал, Поволжье Наиболее развитые промышленные центры: Москва, Санкт-Петербург, Урал, Поволжье

и если мы «вернемся назад» (не в смысле в прошлое - это абсурд) и возьмем с собой все положительное и полезное из того времени, то нам по силам двигаться вперед темпом, сравнимым с темпом развития Франции. Вполне вероятно, мы даже будем двигаться быстрее. Уж если «лапотная» дореволюционная Россия догнала развитую страну в то время, то сегодня у нас каждый второй предприниматель - с высшим образованием. Кроме того, в предпринимательстве сегодня есть очень талантливые люди: кандидаты и доктора наук, преподаватели вузов и т.д. К тому же, пусть не покажется смешным для скептиков, такие понятия, как любовь к Родине, взаимоуважение, помощь ближнему, добрые партнерские отношения, чувство коллективизма, душевный подъем и стремление к совместному успеху, радость от победы объединёнными усилиями, уроссиян никогда не устаревают. Они практически одни и те же во все времена.

Чтобы понять, в каком направлении следует действовать, обратимся к некоторым узловым различиям прошлого и нынешнего времени. Например: см. таблицу 2.

Остановимся немного подробнее на примерах в левой части таблицы 2, выделяя, на наш взгляд, главное.

Начиная со времени правления в должности премьер-министра С.Ю. Витте и затем П.А. Столыпина, в стране развернулась дискуссия о том, какую налоговую систему необходимо применять в России. Предлагались различные зарубежные модели. Однако победила модель исконно русского происхождения, в основе которой лежало несколько понятных населению правил. Правило первое: чем больше заплатил государству налогов, тем больше оно, государство, помогает тебе стать более богатым. Чем больше платишь в государственную казну, тем меньше ограничений на ведение бизнеса. Правило

второе: платишь в казну в зависимости от своего капитала. Размеры капитала делились на три уровня. Величину капитала заявляешь сам. Закон гласил: «Объявление капиталов остается на совести каждого, доносы и следствия о происхождении капиталов не принимаются и не производятся». Правило третье: в обмен на доверие властей приветствуется всевозможная помощь и забота о малоимущем населении и участие в решении проблем государственных. Тех, кто достигал особенных успехов в этом деле , ждали государственные награды и благодарности. Эти правила нашли положительный отклик у населения. Люди, занимавшиеся предпринимательством, посчитали их справедливыми и нравственными. Православная церковь благословила предложения властей.

Император и другие высокопоставленные лица в своих публичных выступлениях и обращениях к народу высказывали ту мысль, что люди, успешно занимающиеся экономикой страны, являются людьми особо одаренными и поэтому почитаемыми. Самые способные к купеческому делу являются национальным достоянием России и наряду с талантливыми сынами Родины - поэтами, писателями, учеными, художниками и музыкантами - составляют элиту государства. Кроме того, предприниматели того времени были объявлены людьми государственного значения, и специально в соответствующие уложения (кодексы) были введены поправки следующего смыслового содержания:

• умышленное убийство купца 1-ой гильдии считалось особо тяжким преступлением и объявлялось святотатством;

• применение какого-либо, даже незначительного, насилия со стороны правоохранительных органов к купцу 1-ой гильдии строго наказывалось,

Таблица 2

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Доступная пониманию народа налоговая система Отсутствует. Идут дискуссии о н^оговой системе

Изменение гражданского и уголовного кодексов под человека, работающего в экономике Отсутствует.

Упор на развитие частного предпринимательства, главным образом в сфере торговли Стагнация в развитии предпринимательства, давление на мелкую рыночн^ торговлю

Тесная связь купеческой элиты с законодательной властью в стране (именно с законодательной ! - ^ж). Отсутствует. Наличие олигархического лобби не в счет

Моральная (имиджевая) поддержка государством меценатства и связи состоятельных людей с широкой общественностью Отсутствует

Развитие системы мелкого кредита Отсутствует или в зачаточном состоянии

Государственная защита предпринимателя от произвола и засилия чиновников Отсутствует

Ориентация правоохранительных органов на защиту торговли и предпринимательства Отсутствует. Предприниматели задушены проверками

Незамедлительный отклик властей на предложения купечества Отсутствует. Властвует принцип: «Я начальник - ты дурак»

Свободное перемещение финансовых средств от государственных кредитов и займов в частный сектор и обратно Отсутствует. Рынок ГКО не в счет

Единая общественная самоуправляющаяся организация купцов, объединенных в 3 купеческие гильдии Отсутствует. Числится свыше 70 разрозненных объединений, движений и организаций, действие которых сводится к бездействию

вплоть до увольнения провинившихся из полиции;

• запрещалось арестовывать купцов в своих офисах и на глазах подчиненных. Если к этому имелась необходимость, арест производился дома, по пути в офис и т.п.

Были и другие льготы, которыми обладали купцы 1-ой и 2-ой гильдии по сравнению с торгующими гражданами и предпринимателями, не вступившими в гильдии российских купцов.

В результате работы аналитиков, обслуживавших потребности царского правительства, главная ставка возрождения экономики была сделана на развитие торговли. Во все губернии и крупные города было разослано воззвание и наказ не притеснять торгующих. Один из документов того времени начинался дословно так: «Торговля есть одна из важнейших причин народного благосостояния. Она способствует к достижению государственного могу-

щества, богатства и обилия; без нее общество, как тело без души, увядает и клонится к падению; она подобно величественно благотворной реке, орошающей пространство равнин, разливает на все состояние обильные дары свои... » Торговля была объявлена «высшей математикой экономики». Таким образом, началом успеха, приведшего к взлету 1913 года, послужило формирование спроса (через торговлю), а затем последовал рост предложения (через производство).

Можно сделать вывод из анализа исторической литературы, что устройство органов купеческого самоуправления и его работа были тесно переплетены с работой и организацией управления общегородского (см., например: Гильдия Московского Купечества, Учреждение Купеческого Самоуправления - М., 1915). Исполнительная власть, законодательная власть, городская Дума тесно и напрямую работали с московским купеческим обществом, а купцы, в свою очередь, участвовали в работе гражданских советов (прообраз сегодняшних общественных организаций). Законодательная власть в лице городского головы (сегодняшний председатель городской Думы) осуществляла связь между купцами и исполнительной властью. Совместно решались такие, например, вопросы, как установление арендной платы на городские помещения, сдаваемые в аренду; введение внешнего управления на предприятиях города, ставших банкротами или потерявших хозяина; поиск финансовых средств в случае чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов выгодного совместного строительства и ремонта на паях различных объектов (мостов, складов, банков, зданий и сооружений и т.д. и т.п. ). Фактически городской голова, помимо своей основной роли - руководства городской думой, оказывался ближайшим руководите-

лем и самого городского купеческого общества. Таким образом, перед первой мировой войной и революцией 1917 года в России, можно сказать, существовало более демократическое управление обществом, нежели в настоящее время, несмотря на провозглашение демократических реформ.

Защищая свою собственную национальную, состоятельную элиту, всячески поддерживая возможность зарабатывать в России, власти подталкивали богатых людей вкладывать личные средства не в зарубежные банки, а внутри страны. При этом раскрывалась такая особенная черта российского менталитета, как отвечать на добро добром, на любовь - любовью. В купеческих кругах считалось шиком бескорыстно «отстегнуть» на нужды малоимущих и нуждающихся кругленькую сумму. Есть немало свидетельств того, что богатые люди буквально соревновались в меценатстве и желании совершить благородный поступок. Передавались значительные материальные средства на строительство больниц, приютов, на поддержку образования, медицины, науки и искусства. Устанавливались именные стипендии в образовательных заведениях армии и флота. До настоящего времени сохранились здания-памятники того времени, связанные с именами состоятельных людей России - Абрикосова, Морозова, Солдатенкова, Сытина, Третьякова и многих других. Государственная власть и православная церковь разработали целую систему наград, званий и поощрений, которые за подобного рода поступки вручались купцам при скоплении народа во время праздников и торжественных приемов. Награжденные и потом постоянно приглашались на все праздничные мероприятия, которые посещали духовенство и высшие чиновники России. Эти факты позволяют острее почувствовать социально-психологическую обстановку того времени, ха-

растеризующуюся стремлением к социальному партнерству, взаимосо-трудни-честву и взаимоуважению различных слоев общества, главным образом власти, церкви и экономической элиты.

Развитие торговли и массового участия в ней населения было невозможным без получения стартового капитала, пусть небольшого, но все же капитала, то есть мелкого кредита. По понятным объективным причинам банковская система тогда (да и теперь) считала мелкое кредитование невыгодным бизнесом. Многие хлопоты по выяснению личности просителя, юридические трудности привлечения отдельного человека ответчиком перед банком, проблемы розыска должника и т.п. - все это не подвигало банковскую систему на выдачу небольших средств в качестве стартового капитала для «раскрутки». Царское правительство обратилось за помощью в этом вопросе к купцам.. Состоятельные люди того времени в складчину давали мелкий кредит под весьма льготные проценты, а то и просто взаймы. При этом гарантом порядочности человека служили доверенные письма от уважаемых людей. В том числе и самих купцов. Кроме того, в случае побега должника правоохранительные органы и собственная охрана купечества быстро находили беглеца. К счастью, таких случаев в дореволюционной России было немного, поскольку было еще значительным влияние религиозного вероучения с одной из основных ее заповедей: «Не укради».

Бюрократия и тогда была весьма плодовита, сребролюбива и неразворотлива. Поэтому император издал специальный указ, согласно которому купцу 1-ой гильдии гарантировался ответ по существу на его письменные обращения к администрации не позднее 30 дней. В противном случае первогиль-диец имел право обращаться с жалобой на чиновников прямо в императорский

двор (по аналогии - нынешняя администрация Президента).

Приостанавливать процесс торговли с целью проверки разрешалось только торговой полиции ( по аналогии нынешняя налоговая полиция либо служба БЭП ), и то лишь в том случае, если в составе проверяющих были представители от купеческой гильдии.

Наиболее состоятельные люди купеческого сословия обращались с предложением к властям с просьбой защиты их бизнеса от иностранных конкурентов. Поскольку купцы платили высокие акцизы на право производства алкоголя, табака, спичек, текстиля, фарфора и хрусталя, такелажной оснастки, бумаги, металла и прочего, то, чтобы не допускать провоз контрабанды, подрывающей отечественного производителя, было решено выставить на все таможни России общественных наблюдателей от купцов 1-ой гильдии. Можно ли сейчас представить такое?

По ходатайству купцов, в связи с многочисленными жалобами населения на засилье на рынках «абреков» (лиц кавказской национальности), власти запретили «абрекам» торговать в мелкой рознице. Разрешалось лишь оптом продать российскому купцу арбузы, виноград, мандарины и прочую «экзотику» в течение 7 дней; после этого срока «абреки» обязаны были уехать из города. «Экзотику» запрещалось рекламировать на рынках, предпочтение отдавалось визуальной выкладке.

Купцы договорились с властями, что последние не меняют правила налогообложения в течение 3-х лет, что ни один указ об изменении налогообложения или финансово-хозяйственной жизни страны не должен быть подписан без согласования с первогильдий-цами и действовать задним числом.

Было предложено давать льготы вновь образованным предприятиям на один год, если в состав учредителей

входил хотя бы один первогильдиец с долей не менее 25 процентов. Переводить деньги за рубеж для приобретения товаров или каких-либо других целей разрешалось только купцам 1-ой гильдии, ограниченно купцам 2-ой гильдии и совершенно запрещалось купцам 3-ей гильдии. Как тут не вспомнить о сегодняшних фирмах-однодневках, непонятно кем образованных и сходу перебрасывающих значительные средства за границу...

Правилами того времени допускалась возможность брать на неотложные государственные нужды на срок до 3-х месяцев кредит или займы у частных лиц, объединенных в купеческие гильдии. Этим правилом широко пользовалось местное начальство, когда на казенных счетах происходили задержки с деньгами. В свою очередь, состоятельные проверенные купцы имели возможность получить льготные государственные кредиты, кроме того, частные иностранные инвесторы, наблюдая за необычайной защитой пер-вогильдийцев со стороны государства, стояли в очереди с предложениями ссудить свой капитал российскому купцу.

Сплоченность предпринимателей того периода достигалась путем объединения их в гильдии в соответствии с заявленными ими капиталами. История объединения российских купцов начинается с указов Петра Первого и, наверное, достаточно известна многим читателям. Характерно, что в гильдии не брали иностранных купцов, просто мещан ( граждан ), торгующих от случая к случаю, и, да простят меня читатели, - евреев по национальности. В каждой гильдии выбирали демократическим путем старшину ( руководителя ) из наиболее авторитетных и уважаемых лиц. На небольшие взносы гильдии содержали исполнительный аппарат для оказания помощи в работе старшине. Гильдии сами проверяли, кто заплатил в казну, а кто

нет. Вели учет своих членов и сообщали о степени их добропорядочности властям в случае решения каких-либо проблем купца. Гильдийцы сами собирали налоги в местный бюджет с торгующих граждан, сезонных торговцев и торгующих из Кавказского региона. Купцов, замеченных в обсчете, обмане и обвесе клиентов, безжалостно исключали из гильдии ( отсюда, кстати, слово «разгильдяй»). Для гильдийцев было весьма удобно решать свои проблемы через старшин, к которым очень уважительно относились чиновники. Те, в свою очередь, передавали торговому сословию государственную информацию и прочие просьбы также через руководителей гильдий. Сила гильдий была в возможности оперативно решать многие проблемы купцов с помощью законодательной и исполнительной власти. Но и сильная государственная власть характеризовалась умением многие государственные заботы переложить на плечи своих подданных - гильдийских купцов, для которых решать эти проблемы было скорее почетно, нежели тягостно.

Какие же проглядывают закономерности, существовавшие в прошлом и весьма полезные для настоящего времени? Главным, на мой взгляд, является следующее: первое - для развития малого и среднего бизнеса нужно прежде всего увидеть в российских предпринимателях людей, способных вывести страну из экономического кризиса и решать проблемы не просто экономики, а проблемы людей, работающих в ней. Второе - нужно научиться выбирать из многомиллионной армии нынешних предпринимателей самых одаренных в своем нелегком и творческом деле, защитить их со стороны государства и наделить особыми правами и обязанностями. Сделать это можно, применяя лишь один временем проверенный способ -предложить самостоятельно объя-

вить свой капитал, заплатить с него твердую денежную ставку и предоставить возможность свободно и спокойно развиваться дальше по принципу дореволюционной России: больше заплатил - имеешь больше возможностей стать более богатым и более уважаемым человеком в обществе. Это, повторюсь, исконно российская модель налоговой системы. Представляется, что мы зря теряем время, когда долго обдумываем, какую налоговую систему нам применять. Убежден, что нужно брать свою, российскую. Другая работать не будет. Третье - надеяться на одну лишь мудрую налоговую систему, о которой сейчас так много говорят, и мечтать о том, что низкие налоги поднимут малый и средний бизнес, - по всей видимости, утопия. Мудрая и понятная налоговая система - это необходимо, но недостаточно. Должны быть и другие условия для перестройки всего общества на рельсы тесного сближения, возможности принятия коллективных решений. Нужны доверие и уважение народа к своей власти и предпринимателям, доверие и уважение предпринимателей к своему народу и власти, а власть должна верить своему народу и предпринимателям. Как этого достигнуть? Наверное, для начала разработкой согласованных с предпринимателями и обществом законодательных решений. А уж после принятия законов ни власть, ни предприниматели не должны отступать от них. Нахождение методов и приемов наработки таких условий - важнейшая задача власти.

Но пока будут искать, представляется, что нынешней исполнительной и законодательной власти нужно менять свой, как принято выражаться, менталитет в сторону самоотверженного служения в первую очередь личной свободе граждан и защите предпринима-

телей. Это сегодня должно стать самым главным законом демократических реформ в России. Потому что главным и естественным продуктом начавшихся демократических реформ стали они, предприниматели (просьба не путать с олигархами ).

Все другие побочные результаты: политические свободы, многопартийность, самоуправление, гласность в СМИ, альтернативные выборы и т.д.-являются лишь средой для главного и естественного продукта. Вот и нужно всем обществом в первую очередь поставить на ноги малый и средний бизнес. Затем и они поставят на твердые ноги всю экономику России, независимо от того, хватит ли ей нефти и газа для спасения страны. И если этого не сделать, то демократические реформы сами по себе бессмысленны и неизбежно сами по себе отомрут, так как известно, что торговать сырьевыми ресурсами страны в интересах небольшой группы людей можно и при диктатуре, и при «развитом социализме», и при теократии, и в банановой республике.

Задумайтесь, читатели, надо всем этим. Прислушайтесь, присмотритесь к истории России и решите сами, нужно ли нам всем побольше знать про наш 1913 год.

Сейчас ведь всё больше людей понимают - каждому своё. У кого-то руки золотые, у кого-то золотая голова, золотое сердце, у кого-то талант организатора, который каждую золотую крупицу таланта народного пристроит к делу, заставит крутиться , чтобы богатство страны увеличивалось. Не свое богатство, а страны. Нет, нет, и - своё тоже. Это стимул, двигатель. Но «своё» - действует лишь до определённых пределов. Максим Горький же убедительно показал в романах и особенно пьесах о последних русских купцах, как рушатся семьи и личности от проклятого богатства, достигнутого без

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

особого труда, по наследству, проклятого - если нет впереди высокой цели. А она - была! Я напомню «Семь принципов ведения дел в России». Не слышали о них? Для меня потрясением было, когда в Обществе купцов и промышленников России мне сказали, что отыскали они эти принципы... после прочтения «Памяти» Чивилихина, моего двоюродного брата и кумира, книги которого стали для меня настольными. Владимир Алексеевич в романе-эссе посетовал, что слышал, де, об этих принципах, да не нашёл в источниках. Стали искать - и вот они:

СЕМЬ ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ ДЕЛ В РОССИИ

Выработаны российскими предпринимателями в 1912 году. Одобрены в 1995 году на Всероссийской конференции Общества купцов и промышленников России, первой после 1917 года конференции представителей третьего сословия.

ЛЮБИ И УВАЖАЙ ЧЕЛОВЕКА

Любовь и уважение к человеку со стороны предпринимателя - залог ответной любви и благорасположения.

УВАЖАЙ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Свободное предпринимательство -основа благополучия государства. Российский предприниматель, пекись о благе своей Отчизны. Береги собственность и имущество других, как своё. УВАЖАЙ ВЛАСТЬ Власть - необходимое условие для

успешного ведения дел. Уважай законную власть и её блюстителей.

ЖИВИ ПО СРЕДСТВАМ Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои

возможности. Действуй сообразно своим средствам.

БУДЬ ЧЕСТЕН И ПРАВДИВ Честность и правдивость - основа

предпринимательства, предпосылка честной прибыли и уважительных отношений в делах. Будь добродетелен, честен, правдив и милосерден.

БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ

Деловой человек должен быть верен

своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит?». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁН

Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Ну, каково? Да ведь тут под каждым словом готов тысячу раз подписаться каждый настоящий предприниматель, а не рвач и хапуга, которому бы только схватить побольше и убежать побыстрее, хоть за границу, а дальше - и трава не расти.

Мы вот для себя исследования проводили: кто сейчас в России занимается предпринимательством и как. Любопытные наблюдения. Может, с официальными они и расходятся. Но кто там - в администрации Президента или в Думе - варился в нашем котле, в шкуре истинного предпринимателя (а не олигарха -по выбору властей предержащих)?

Изложили мы результаты исследования в записке «Предложения по оценке Закона от независимой организации Московской гильдии рынков и ярмарок». Речь идет о федеральном Законе «О едином налоге на вменён-

ный доход для определённых видов деятельности» от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ. Не работает этот Закон. А почему?

По нашему мнению, он должен учитывать действие не разработчиками сочинённого, а объективно существующего экономического закона спроса и предложения. А с другой стороны, не может не принимать во внимание специфическую особенность его применения к российским предпринимателям. Истинным наследникам тех самых, которые такие светлые принципы для себя определили.

Практический опыт свидетельствует, что на рынках и ярмарках предприниматели имеют возможность принимать с а м о с т о я т е л ь н ы е действия, связанные со свободным перемещением своего капитала в тот вид торговли, который на данный момент приносит максимальную прибыль. Азбучная истина! Так и не заковывайте эту самостоятельность и тягу к ней в жесткие рамки. Внесите такие изменения в упомянутый Закон, чтобы он хорошо вписался в логику действий предпринимателей. Это же придаст всему экономическому развитию государства дополнительный импульс.

По нашим наблюдениям, класс предпринимателей, занимающихся именно теми видами деятельности, о которых идет речь в существующем Законе, можно с большой степенью приближённости разделить на три группы:

• начинающие, с трудом набравшие стартовый капитал, либо работающие долго, но не достигшие ожидаемых высот, всё ещё «раскручивающиеся»;

• начинающие с достаточным стартовым капиталом, либо накопившие его за 3-5 лет работы и вышедшие на определённый «потолок». Эта группа, возможно, планирует совершить и дальнейший рывок, если обстановка и условия будут подходящими;

• мастера своего дела, истинные профессионалы, работающие с относительно крупными капиталами в течение нескольких лет, завоевавшие определённые экономические вершины благодаря своим талантам к предпринимательскому делу. Дальнейшую свою судьбу неразрывно связывают с предпринимательством.

Назовём их для удобства - предприниматели России 3-го, 2-го и 1-го классов. Раньше -то было чёткое деление купцов на гильдии. Подразумеваем, что первоклассные - это мастера, истинные профессионалы.

Ведут они себя по-разному в одних и тех же условиях торговли, поскольку действия их определяются различными совокупными материальными и человеческими возможностями.

Сегодня самые активные и находящиеся в постоянном поиске расширения своего бизнеса - «предприниматели 1-го класса», а по-старому - купцы первой гильдии. Они имеют деловой опыт в розничной торговле, общественном питании, участвуют в строительстве, занимаются транспортными перевозками. Сами закупают товары за рубежом и внутри России оптом,затем реализуют их мелким оптом и в розницу, участвуют даже и в производстве того, что, заведомо знают, будет пользоваться спросом.

Они занимают или стремятся занимать лучшие места для торговли, вытесняя более слабых конкурентов. Быстро переходят с одного вида деятельности на другой, рискуют, вкладывая деньги. Проводят инвестиции в различные коммерческие сделки. Иногда «прогорают», но чаще выигрывают. Это особый сорт людей. Они понимают, что налоги надо платить, но платят по своеобразному принципу - заплачу не столько, сколько пытается вытребовать фискальная государственная машина, а сколько «не жалко» отвлечь на налоги

от тех средств, которые предназначены для расширения бизнеса.

Характерная черта этих людей -привлекать хороших менеджеров, бухгалтеров, аудиторов и специалистов-экономистов.Они стремятся снижать издержки производства до минимума за счет централизации управления и распределения товаров, стремятся всячески снижать и отчисления, применяя сравнительно законные методы. Отличаются смелостью суждений, способностью настоять на своём. Обычно это собственники магазинов, оптовых баз, павильонов, палаток, офисов и проч., которые либо сдают в аренду, либо ведут там хозяйственную деятельность самостоятельно.

Маленькая тонкость: если они имеют свидетельство об индивидуальной трудовой деятельности, то это не означает, что они не являются учредителями юридических организаций, - в зависимости от обстановки они являются либо физическими, либо юридическими лицами.

Чего они ждут от власти? Признания их заслуг перед государством и минимального вмешательства в их экономическую и производственную деятельность. Часто жалуются на действия властей, которые вводят законы задним числом, неожиданно повышают расценки на теплоносители, непредсказуемо меняют «правила игры» и отвлекают от конкретной практической работы массовыми проверками, которые, в конце концов, они успешно утрясают, благодаря своим хорошим неформальным отношениям с отдельными высокопоставленными представителями исполнительной власти и фискальной государственной машины. Откликаются на просьбы о благотворительности, и более того - готовы вести её широко и целеустремлённо, но - в соответствии со своими принципами ( о них мы уже говорили ). Единый налог будут платить,

если он будет соответствовать тем же принципам: на пользу дела, на расширение их бизнеса ради богатства страны.

«Предприниматели 2-го класса» -типичные арендаторы магазинов, палаток, офисов и прочего у «предпринимателей 1-го класса» или других собственников. Они тяготеют к какой-то основной деятельности, в которой чувствуют себя достаточно уверенно.. Однако же занимаются помаленьку и другими видами деятельности для «подстраховки» основного бизнеса.

Их заботит хорошая - по проходимости - торговая точка и постоянные клиенты. В производстве участвуют в доле, почти никогда не являются стопроцентными собственниками. Зарубежные и отечественные оптовые закупки делают в складчину с другими. При наличии риска вкладывать средства не торопятся, поэтому к самостоятельной оптовой торговле не стремятся. Товары приобретают у «предпринимателей 1-го класса» или на крупных оптовых базах. Внимательно следят за информацией, поступающей от конкурентов. Налоги платят исправно, в случае чего готовы доплатить, лишь бы не иметь проблем. Гордятся знакомствами с... отдельными, скажем так, представителями правоохранительных органов не самого высокого уровня. Представители этого класса немного завидуют «первогильдийцам», мечтают когда-нибудь занять их место. В поведении осторожны, скрытны, принимать решения не торопятся. Иногда по просьбе органов власти ( или под давлением ) откликаются на проведение благотворительных акций. Являются «лакомым куском» для всевозможных проверок, штрафов, вытрясания поборов, запугивания и вызовов «на ковер» в различные инстанции.

От власти ожидают налоговых льгот, снижения давления проверяющих и контролирующих органов, возможно-

сти получения мелкого кредита. В целом покладистые и дисциплинированные. Единый налог будут платить исправно и в срок, если при этом власти снизят давление фискальной государственной машины.

«Предприниматели 3-го класса» -самые загадочные и непредсказуемые. Постоянно ищут выгодный бизнес, занимаются то тем, то этим, главным образом в мелкой рознице. Товары стремятся брать у «предпринимателей 1-го и 2-го классов», иногда вносят небольшой аванс. Характерная их особенность - мигрировать с места на место, жаловаться на судьбу, избегать уплаты налогов ( и так, де, много уходит на различные выплаты и поборы ). Проверяющие и контролирующие органы связываться с ними не хотят - времени уходит много, а результат минимальный. Все заработанные средства они тратят главным образом на личное потребление. В помощь со стороны государства не верят и в ней особо не нуждаются. Охотно вступают во всякие общественные организации, объединения и движения в защиту среднего класса и также быстро с ними расстаются, когда речь заходит о членских взносах. Мечтают разбогатеть, при этом завидуют более удачливым предпринимателям из 2-го класса, с почтением относятся к предпринимателям 1-го класса. Всегда готовы к сотрудничеству, но слова свого не держат, объясняя это различными проблемами, возникшими в окружающей среде. Благотворительности сторонятся, хотя бывают исключения.

Единый налог, вероятно, будут платить, если он будет действительно минимальный, и то при условии упорных уговоров со стороны предпринимателей 2-го и 1-го классов - «под страхом» не отпускать товары на реализацию или лишить торгового места.

Вот такие наблюдения и выводы... Мы привели их здесь с предложениями об из-

менении Закона для того, чтобы обосновать необходимость различного подхода к расчету этого налога для различных классов налогоплательщиков, чего пока, к сожалению, нет.

Предложили мы и свои расчеты величины стартового капитала или оборотных средств, необходимых для представителей каждой группы или класса, нормы прибыли и соответственно величины налога.

Многих интересует вопрос: каков же будет единый вменённый налог с «перво-гильдийцев», профессионалов, самых богатых? Ну что ж, разберёмся в щекотливом этом вопросе. По нашим расчетам, он более чем в 10 раз превосходит налог с предпринимателей 3-го каласса. Мне приходилось сталкиваться с многими, кого смело можно отнести к «предпринимателям 1-го класса». И знаете, этих людей нельзя оценивать по принципу, какую сумму человек за-платил в казну государству. Их деятельность следовало бы оценивать к а ч е с т в о м у л у ч ш е-н и я ж и з н и тех людей, которые получили от них рабочие места. Совокупность всех доступных ресурсов, которые они смогли объединить в один кулак, достойна особой оценки. К сожалению, до сих пор многие не понимают той значимой государственной роли, которую они на себя взяли. Они бы должны стать особо почитаемыми людьми в обновляемом российском обществе ( как некогда купцы первой гильдии ). Сами они об этом догадались намного раньше других. Поэтому и могут себе позволить платить налоги по принципу «сколько не жалко». Зато эти люди могут себе позволить и дела, недоступные для других классов предпринимателей. Например, приобрести компьютеры для школы или установить пожизненную пенсию всем Героям Советского Союза - участникам Великой Отечественной войны и многое другое.

Государству, власти, обществу понять бы их образ мышления и действий. Эти люди наделены многими способностями

и даже талантами. Если по-честному, то государство во многом само должно им, а не они государству. С этим классом надо бы уметь находить формы сотрудничества и согласия путем договоренности по различным проблемам, в том числе и по налогообложению.

Можно ли «придушить» этих людей и вытребовать с них все необходимые по сегодня существующему закону налоги? Конечно, можно. Только эта сама по себе непростая работа для государства будет означать, что люди замкнутся, обидятся на власть и сограждан. В конце концов, их таланту будет нанесён ущерб со стороны государства. Так можно снести голову курице, несущей золотые яйца.

Самое лучшее - договориться с ними, какой единый налог на вменённый доход они считали бы приемлемым для себя, а остальные средства, которые можно получить от них, попытаться взять другим путём. Путём развития общественно-политической обстановки, в которой процветают добрые и дружественные отношения, где открыто поле для меценатства и благотворительности. В такой обстановке щедрость этих людей, направленная на поддержку малоимущего населения и на другие благие для государства дела, не будет знать границ ( в пределах, разумеется, разумного: если всё раздать, не воспроизводя, - завтра раздавать будет нечего ).И наличие таких «предпринимателей 1-го класса» в России с особым складом ума, души и сердца с лихвой окупит их возможный долг перед страной, который многие почему-то свели лишь к подсчёту денежных знаков в их карманах. Хорошо бы тем, кто так подсчитывает, попробовать самим зарабатывать трудом столько, сколько умеют эти люди. Меньше было бы бедных... Настоящие «предприниматели 1-го класса» живут и работают главным образом по внутренним законам совести, а остальные законы им только подспорье.

По нашим расчетам, 6-8 миллионов

предпринимателей в РФ, заплатив в среднем около тысячи долларов в год налогов по такой шкале, дадут в бюджет 6-8 миллиардов долларов. Почти половину сегодняшнего бюджета! Не считая огромной пользы от создания новых рабочих мест, увеличения с их помощью благосостояния миллионов людей, а значит, и возрастания поступления от них налогов в ту же самую казну.

Правда, есть пути уклонения от налогов, и далеко не все предприниматели, особенно 3-го класса, жаждут их заплатить вовремя... Так сделайте, чтобы люди были заинтересованы платить больше, зато больше и получать от государства! Мы предлагаем внести в существующий Закон ограничения, которые больше для тех, кто платит меньше, и меньше для тех, кто платит больше.

Суть - достижение определённой договорённости между предпринимателем и государством, закреплённой в Законе. Предлагаемая нами схема предусматривает, что предприниматели сами принимают решение, к какому классу себя отнести, приобретая патенты различной стоимости. При этом патент 1-го класса, самый дорогой, даёт возможность заниматься практически всеми видами бизнеса. А самый дешёвый - 3-го класса - только мелкой розницей.

Могут спросить: какие всё же гарантии того, что предприниматели воспримут новые подходы и станут честно заявлять свои оборотные средства, подразделяя сами себя на эти три класса? Ну что тут ответить... Новое - это хорошо забытое старое. Так примерно жила Россия до 1917 года, а к 1913 году при такой системе имела экономический взлёт. Впрочем, об этом мы уже говорили...

А поразмышлять хотелось бы еще вот о чем: чему и как учить подрастающие поколения, чтобы они были настоящими рачительными хозяевами планеты и прежде всего - родной своей страны.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.