Московский авиационный институт, основанный в 1930 г. с целью обеспечения подготовки высококвалифицированныхкадров для авиационной промышленности страны, готовится к своему 80-летию, которое будет отмечаться 20 марта 2010 г. Богатые научно-образовательные традиции и реализуемые инновационные проекты, включенные в перспективный план развития университета, дают МАИ все основания претендовать на статус Национального исследовательского аэрокосмического университета.
Аэрокосмическая отрасль сочетает в себе сложнейшие технические системы с чрезвычайно тяжелыми условиями эксплуатации. Для разработки, производства и обслуживания такой техники необходимы специалисты различных направлений, причем очень хорошо подготовленные. Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ вести обучение специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынка труда.
На предприятиях Роспрома и Роскосмоса работают сегодня более 10 000 выпускников института, большинство из которых окончили МАИ за последние 10 лет. Среди них 189 человек занимают руководящие должности генерального директора, генерального конструктора, главного конструктора, заместителя генерального директора и директора по направлениям. Маевцы составляют костяк таких известных предприятий аэрокосмической отрасли, как ОАО «ОКБ Сухого », корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «Московский институт теплотехники», ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева », и других крупных предприятий.
Всего за прошедшие годы из стен Московского авиационного института вышло более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей. Выпускниками МАИ
98 Высшее образование в России • № 7, 2009
являются 43 академика и члена-корреспондента АН СССР и Российской академии наук. Среди наших выпускников 20 летчиков-космонавтов, более 100 заслуженных летчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России.
Вуз активно развивает международные контакты, связанные в том числе с учебой и стажировками студентов. Практически каждый факультет имеет договора о международном сотрудничестве как в области науки, так и в области образования. В таких программах участвуют наиболее успешные студенты - те, кто хорошо учится, занимается научной работой и свободно владеет иностранным языком.
В настоящее время в МАИ на 10 факультетах, в 3 институтах (на правах факультетов) и 4 филиалах обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. Из них на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов учится до 90% от общего числа студентов.
Сегодня в институте работают 1725 преподавателей. Среди них 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 300 докторов наук и профессоров, более 800 кандидатов наук. 68% от общего числа профессорско-преподавательского состава института имеют ученую степень или звание.
Подготовка компетентного специалиста предполагает возможность практического применения студентами получаемых в учебном процессе фундаментальных знаний. Конечно, многое дает практика на профильных предприятиях. Однако в современныхусловиях этого объективно недостаточно, и выход видится в организации и активизации деятельности студенческих КБ непосредственно при университете. Для аэрокосмических специализаций оптимальным объектом проектирования являются малые авиационные и космические аппараты, время создания которых составляет не более трех лет. Принимая участие в их разработке, студенты могут наблюдать все этапы жизненного цикла таких изделий - от замысла до конструктивного воплощения, испытаний и летной эксплуатации.
МАИ - единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение ». У вуза есть также свой экспериментально-опытный завод, где работают студенческие КБ со своей богатой историей. Научно-исследовательской деятельностью занимаются более 1500 студентов; 10 студентов получают стипендии Президента и Правительства РФ, 80 - стипендии Ученого совета МАИ, 50 - стипендии, учрежденные рядом ведущих аэрокосмических промышленных предприятий и КБ. Однако и здесь существуют резервы: следует возрождать учебно-исследовательскую работу студентов как часть учебного плана.
С момента своего создания МАИ находится на переднем крае научно-технического прогресса. Основной задачей научной деятельности Московского авиационного института является проведение фундаментальных и прикладных исследований по профильным направлениям. Девять наших творческих коллективов признаны ведущими научными школами России. Инновационные образовательные и научно-исследовательские проекты в области использования результатов аэрокосмической деятельности и создания летательных и космических аппаратов являются ядром плана развития университета.
Активно развиваются исследования в области авиации, ракетостроения, транспорта, информационно-телекоммуникационных систем, энергетики и энергосбережения. Все разработки для народного хозяйства проводятся на основе высоких технологий аэрокосмической и оборонной областей.
Наши научные достижения признаны на государственном уровне. Известным ученым Г.А. Попову, М.С. Константинову и В.А. Обухову присуждена премия им. Ф.А. Цандера за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки. Академику РАН, заведующему кафедрой «Системы оборудования ЛА» А.М. Матвеенко, профессо-
Из жизни вуза
99
рам С.М. Егеру и И.А. Шаталову присуждена премия им. Н.Е. Жуковского за 2008 г. Академику РАН, профессору кафедры «Проектирование вертолетов» М.Н. Тищенко присуждена премия «Триумф» за 2008 г. в области науки в номинации «Механика и технические науки».
Московский авиационный институт - единственный вуз страны, имеющий сертификат разработчика авиационной техники (в части легкихгражданскихвоздушных судов). В стенах вуза создано 22 доведенных до опытного образца летательных аппарата, три запущены в серийное производство (Авиатика-МАИ-890, Авиатика-МАИ-890СХ, МАИ-223 «Китенок»). Начато проектирование многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-407. Заканчивается изготовление опытного образца автожира МАИ-208, который планируется использовать на авиационно-химических работах в сельском хозяйстве.
За последние годы активизировалось участие научных подразделений института в конкурсах на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых различными министерствами, агентствами и ведомствами. Так, в 2008 г. объем научно-исследовательских работ института составил более 550 млн. рублей. Сохраняется позитивная динамика по грантам РФФИ.
В МАИ разработана и начата реализация программы «Научно-педагогическая молодежь ». В ее рамках в целевую аспирантуру принято 20 аспирантов, которые после ее окончания должны в срок защитить диссертацию и отработать преподавателями три года.
Программа активного устойчивого развития МАИ направлена на решение следующих стратегических задач:
• достижение высокого качества подготовки специалистов;
• интеграция в мировую систему высшего образования с сохранением и развитием лучшихтрадиций отечественного инженерного образования;
• обеспечение высокого профессионального и жизненного уровня каждого члена коллектива.
В рамках федеральной целевой программы развития образования создан ресурсный центр в области авиастроения, деятельность которого направлена на обеспечение сетевого взаимодействия с организациями данной отрасли промышленности. Здесь реализуются такие актуальные направления образования и науки, как сквозная технология подготовки конструкторов, организация летной практики студентов, создание центра управления движением летательных аппаратов и др. Дальнейшее развитие ресурсного центра планируется в рамках выигранного институтом конкурса вузов, реализующих программы по организации и развитию ресурсных центров коллективного пользования.
По заказу Национального автономного университета Мексики (г. Мехико) нашими специалистами ведется разработка малого спутника, вес которого составляет 14 килограммов. В данном проекте также участвуют Шведский институт космической физики, Космический центр польской Академии наук, НПО «Энергия ». Запуск спутника планируется осуществить в конце 2009 г.
В МАИ создан свой центр космической связи и управления полетом малых космических аппаратов. Он обеспечивает взаимодействие с российским сегментом Международной космической станции, голосовую связь с экипажем, передачу видеоизображений. В 2008 г. центр был дополнительно оснащен комплексами оборудования «Алиса-СК » (для приема и обработки информации, передаваемой с метеорологических спутников) и «ДОКА-Н», позволяющим взаимодействовать с созданными в последние годы в России и разрабатываемыми в настоящее время малыми космическими аппаратами («Можаец», «Татьяна», «Юбилейный» и др.). Это сделано с целью обучения специалистов летной эксплуатации космических аппаратов, проектно-баллистическому анализу и планированию полета, технологиям получения видеоизображений Земли из космоса и их последу-
100 Высшее образование в России • № 7, 2009
ющей обработки, а также для разработки малых студенческих космических аппаратов (в рамках МАИ, других вузов России и международной университетской кооперации) и управления ими в полете.
В последние годы МАИ является активным участником нескольких программ создания малых образовательных космических аппаратов. 4 февраля 2006 г. в 01 час. 20 мин. по московскому времени экипаж МКС-12 в составе В.И. Токарева и У. Макартура осуществил запуск спутника БикБа^, радиоаппаратура которого работала в радиолюбительском диапазоне волн. В настоящее время создается научная полезная нагрузка для второго и третьего спутников, и МАИ, наряду с другими вузами и радиолюбителями всего мира, участвует в этих разработках. 23 мая 2008 г. запущен малый космический аппарат «Юбилейный », созданный на одном из ведущих аэрокосмических предприятий страны ОАО «ИСС » при участии нескольких вузов: СибгАу, МГТУ, МГУ, МАИ, ВКА им. А.Ф. Можайского. Спутник, созданный в ознаменование 50-летней годовщины начала космической эры, продолжает успешно работать и используется для прикладных экспериментов и реализации учебно-научной программы. В ходе работ над этим проектом между МАИ и Сибирским государственным аэрокосмическим университетом им. академика М. Ф. Решетнева наладилось тесное сотрудничество, которое партнеры намерены развивать.
Уже несколько лет при поддержке Роскосмоса разрабатывается спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс «СОВИК» - общероссийская инновационная образовательная программа, использующая потенциал космонавтики для формирования у молодежи высоких профессиональных качеств на всех этапах обучения - от школы до вуза и далее в процессе профессиональной подготовки и переподготовки. С ее помощью может быть построено единое образовательное пространство, обеспечивающее повышение качества образования всех уровней.
В 2008 г. в вузе создан центр коллективного пользования в области наноматериалов и нанотехнологий - «НаноЦентр МАИ». На основе полученных научных результатов в рамках Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы » реализуется проект «Разработка учебнометодического обеспечения для подготовки кадров по программам высшего профессионального образования для тематического направления ННС “Функциональные наноматериалы для космической техники” ».
Московский авиационный институт одним из первых вузов РФ получил право на проведение эксперимента по подготовке кадровых офицеров для службы по контракту. На основе полученных результатов внесены изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны, кроме того, при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры.
МАИ динамично развивается, открыт для сотрудничества и новаций. По свидетельству руководителей предприятий и организаций авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности, МАИ является ведущим национальным университетом в области авиации, ракетостроения и космонавтики.