г
V,
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
)
А. МАТВЕЕНКО профессор, ФбНОМбН МАН
член-корреспондент РАН, ректор
П. АФАНАСЬЕВ профессор (к 70-ЛеТИЮ ВУЗа)
Б. БОЙЦОВ профессор Ю. КРЯНЕВ профессор Московский государственный авиационный институт (ТУ)—МАИ
По-разному называют вторую половину XX века - эпохой науки, космонавтики, высоких технологий и т.д. Вместе с тем качество этого периода, как и наступающего XXI века, в решающей степени определяло и будет определять образование, осуществляющее репродуктивную функцию - воспитание молодых людей - и продуктивную - достижение новых знаний.
Все виды образовательных структур (институты, академии и тем более университеты) являются многофункциональными: осуществляют воспроизводство выработанных мировым и отечественным сообществом знаний, создают инновационный задел в сфере науки и технологий, воспроизводят интеллигенцию (естественнонаучную, научнотехническую и гуманитарную) как активного генератора жизнедеятельности общества. Именно поколения интеллигентов - преподавателей, ученых -обеспечивают устойчивую адаптацион-ность образовательных структур в историческом времени.
Современный университетский комплекс (классический, технический, профильный) представляет собой сложную систему, эффективность которой обусловлена взаимосвязью различных структурных подразделений и связей (учебных, организационных, научных,
хозяйственных и др.) и запросами общества.
Уже в первых классических европейских университетах, Болонском и Парижском (XII-XIII вв.), содержание образования связывалось с универсализмом. Вместе с тем появилась необходимость специального профессионального образования.
Таким образом, в системе высшего образования оказалась востребованной модель свободного образования. Благодаря ей актуализируется процесс воспитания личностных качеств свободного человека, наделенного ценностными характеристиками (добродетелью, ориентацией на поиск истины и постижение мудрости). Вместе с ней, в органической связи, формировалась и формируется модель профессионального образования - специализированного, в чем-то фрагментарного, ориентированного на строго определенные знания, умения и навыки. Первая модель реализуется в классическом университетском образовании, представляя собой определенную целостность, вторая - в профессиональном, институтском образовании, выступающая как частное.
В ходе развития общества процессы диверсификации высшего образования усложняются; между обеими моделями
намечается взаимосвязь в рамках общего и отдельного. В результате происходит определенное их сближение: однако отдельное (частное), не совпадая с общим, становится особенным. Так возникли технические университеты, специализированные по отраслям знаний.
Создание и деятельность Московского государственного авиационного института (ТУ) - яркое свидетельство такого процесса. Уникальность этого вуза - в использовании многих характерных черт и особенностей образовательной структуры. Следствием процессов диверсификации и интеграции стало создание в МАИ профессиональной, целостной системы подготовки технических и научных кадров для обслуживания аэрокосмической отрасли народного хозяйства. На примере нашего вуза можно проследить, как в техническом образовании проявляет себя на практике живая диалектика новаторства и традиций.
Начало МАИ. Как известно, еще в конце XIX - начале XX столетий были заложены основы теории полета аппаратов тяжелее воздуха, созданы первые успешные образцы самолетов и двигателей к ним. Промышленность, осваивая производство самолетов, вместе с наукой двигалась к новым технологическим процессам.
Все это требовало принципиально новой системы подготовки кадров для этой деятельности. Инициатором создания научных и учебных центров для проведения этой работы стал выдающийся русский ученый, профессор Н.Е Жуковский (1847-1921). По его инициативе, начиная с 1910 года, в Императорском техническом училище, ныне Московском государственном техническом
университете имени Н.Э. Баумана (МГТУ), было организовано чтение курса теоретических основ воздухоплавания с проведением практических занятий в аэродинамической лаборатории.
1 декабря 1918 года по предложению Н.Е. Жуковского Высший Совет Народного Хозяйства учредил Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который до настоящего времени является ведущим научным и исследовательским центром авиационной и ракетно-космической науки.
В сентябре 1920 года, также по инициативе Николая Егоровича, Московский авиатехникум был реорганизован в институт инженеров Красного Воздушного флота (с 1922 года - Военновоздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского).
Примерно в то же время в МВТУ была развернута подготовка инженеров по углубленной аэродинамической
ПРИКАЗ
ПО
ВЫСШЕМУ СОВЕТУ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР N 1053
"20" марта 1930 г.
(Выборка из приказа)
В развитие постановления Президиума ВСНХ СССР о создании отраслевых институтов на базе ныне существующих громоздких и расплывчатых политехнических институтов, в целях ускорения темпа и поднятия качества подготовки инженеров, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Московское Высшее Техническое Училище разделить на 5 самостоятельных Училищ:
а) Высшее Механико-Машиностроительное Училище,
б) Высшее Аэромеханическое Училище,
в) Высшее Инженерное-строительное Училище,
г) Высшее Энергетическое Училище,
д) Высшее Химико-технологическое Училище.
2. Все вышепоименованные Училища организуются на базе соответствующих ныне существующих факультетов Московского Высшего Технического Училища.
3. Утвердить директорами вновь организуемых втузов:
тов. Елисеева В.Т. - Высшего Инжен.- строит.Училища,
Цибарта А.Л. - " Мех.-Маш.-строит. "
Квери - Кашвили - " Энергетич. "
Авиновицкого А.Л. - " Хим.-технолог. "
Калтырина Л.Л. - " Аэро-механич. "
ЗАМ. ПРЕД. ВСНХ СССР Рухимович
НАЧАЛЬНИК ГЛАВТУЗА
ВСНХ СССР Петровский
специализации, включающей изучение гидродинамики, теоретической и экспериментальной аэродинамики,конст-рукции самолета и двигателей, расчетов их на прочность, теории и проектирования воздушных винтов. Именно эта специализация дала стране первых авиационных инженеров-механиков; среди них такие выдающиеся впоследствии ученые и авиационные конструкторы, как В.П. Ветчинкин, В.Я. Климов,
А.А. Архангельский, А.И. Путилов, Б.С. Стечкин, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев, А.М. Черемухин, А.А. Микулин и много-много других, составивших славу отечественной авиации.
После смерти «отца русской авиации» продолжателем его дела, в том числе и по подготовке авиационных инженеров, стал его ученик, выдающийся ученый и педагог Б.Н. Юрьев (1889-1957). В 1925 году по его инициативе на механическом факультете МВТУ было организовано аэромехани-ческое отделение, преобразованное четыре года спустя в аэромеханический факультет, на котором преподавали многие ученики Н.Е. Жуковского.
В конце 20-х годов, с широким разворотом работ по индустриализации народного хозяйства страны и, в частности, созданию отечественной авиации, остро встал вопрос о необходимости дальнейшего расширения подготовки инженерных кадров. В связи с этим 20 марта 1930 года было принято решение о выделении из МВТУ нескольких инженерных факультетов и создании на их базе специализированных инженерных вузов, в том числе Высшего аэромеханического училища (ВАМУ).
К началу 1930-1931 учебного года на ВАМУ была возложена работа по подготовке специалистов авиационного профиля, которую до того вели в Московском механическогм институте имени М.В. Ломоносова, Ленинградском и Новочеркасском политехнических ин-
ститутах, Томском технологическом институте и других технических вузах. Из них в ВАМУ была переведена и большая группа преподавателей авиационных специальностей.
Таким образом, уже на начальном этапе был создан головной научно-педагогический центр по подготовке авиационных специалистов. Первой базой, на которой был размещен ВАМУ и развернут учебный процесс, были помещения на Ольховской улице в Москве, где ранее размещалась концессионная фабрика «Хлородонт» по производству абажуров. На этих площадях удалось оборудовать всего несколько аудиторий и маленькую библиотеку (1190 томов). Число студентов на тот момент составило около 300 человек. Занятия проводились в две и даже три смены.
Недостаток учебно-производственных помещений ставил руководство вуза перед необходимостью изыскать новые формы учебного процесса. Резко увеличилось количество часов на производственную практику с частичным переносом учебных занятий на производство. На всех курсах учебные занятия 50 дней проводились в училище (теоретические курсы) и 50 дней -на различных заводах (производственная практика)
В августе 1930 года ВАМУ было переименовано в институт (МАИ). Сохранилась копия приказа по ВАМУ, объявляющего об этом знаменательном событии.
В ноябре 1930 года состоялся первый в истории МАИ выпуск авиационных инженеров (без защиты дипломного проекта), часть из которых была оставлена в МАИ с целью пополнения профессорско-преподавательского состава.
В приказе по институту от 7 мая 1930 года названы имена первых профессоров и преподавателей по циклам дис-
ПРИКАЗ N 99
ПО ВЫСШЕМУ АЭРОМЕХАНИЧЕСКОМУ УЧИЛИЩУ от 10-го сентября 1930 года.
(Выборка из приказа)
1.
Объявляю приказ Главного Всесоюзного Авиационного Объединения от 20-го августа с. г. за N 177:
ВЫСШЕЕ АЭРОМЕХАНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ С СЕГО ЧИСЛА ПЕРЕИМЕНОВЫВАЕТСЯ В АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ.
2.
На основании изложенного в 1 приказываю:
1. Управделами озаботиться изготовлением печати, штемпелей и бланков нового наименования и сделать соответствующее объявление в газетах.
2. Завхозу и коменданту изготовить и заменить все вывески новыми.
ЗАМ. ДИРЕКТОРА УЧИЛИЩА Ильин
циплин, которые дали начало многим научно-педагогическим школам института. Среди этих циклов:
• физико-математический (профессора А.И. Некрасов и В.Н. Вениаминов, доцент И.И. Васильев);
• прикладной механики (профессор Е.Н. Тихомиров, преподаватели В.П. Новицкий, С.К. Руженцев и Б.М. Земский);
• самолетостроения (профессора Б.Н. Юрьев, В.П. Ветчинкин и А.Н. Жу-равченко, преподаватель А.М. Черему-хин);
• моторостроения (профессор Б.С. Стечкин, доцент Н.И. Ворогушин);
• воздухоплавания (профессор И.В. Фомин, преподаватель И.М. Рабинович).
В течение 1930 - 1931 годов продолжалось формирование кафедр института. Приказом от 28 октября 1931 года заведующими кафедр были назначены:
• общей технологии и авиационного материаловедения - Н.В. Гевелинг;
• организации производства -К.С. Прозоров;
• экспериментальной аэродинамики и гребных винтов - В.Б. Юрьев;
• строительной механики - А.М.Че-ремухин;
• конструкции и деталей самолетов - С.И. Зоншайн;
• гидравлики - А.И. Некрасов;
• высшей математики - В.Н. Вениаминов;
• теоретической механики - Н.С. Ар-жаников;
• сопротивления материалов -В.В. Подольский;
• аэродинамического расчета и динамики полета - А.Н. Жу-равченко;
• авиационных моторов - М.М. Масленников.
С первых лет обучения студенты самолетостроительного факультета в обязательном порядке проходили летную практику. В их обязанности входило полное наземное обслуживание самолетов, включая и ремонт в полевых условиях. Каждый студент проходил и летную практику (до 50 летных часов), в процессе которой выполнял обязанности летчика-наблюдателя с передачей ему управления самолетом под наблюдением летчика-инструктора.
Большую роль в повышении качества подготовки авиационных инженеров сыграло ставшее традиционным для МАИ широкое привлечение к учебному процессу ведущих специалистов промышленности. Так, например, руководство дипломным проектированием в значительной степени осуществлялось ведущими работниками авиапромышленности, среди которых были такие выдающиеся руководители авиационных конструкторских коллективов, как С.В. Ильюшин, В.Ф. Болховитинов, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев и другие.
Создание современной материально-технической базы способствовало быстрому прогрессу во всех направлениях деятельности института. Его структура непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требо-
ваниями, предъявляемыми авиационной промышленностью к выпускникам МАИ. Тогда же потребовались специалисты в области планирования и организации производства; в связи с этим в 1933 году в институте был создан инженерно-экономический факультет, обеспечивший выпуск квалифицированных специалистов в области экономики и организации авиационной промышленности.
Новая авиатехника оснащалась различными боевыми установками, навигационным и радиооборудованием. В целях обеспечения этих новых отраслей специалистами с высшим образованием в 1935 году в МАИ создается факультет оснащения и оборудования самолетов, из которого пять лет спустя был выделен факультет авиационного оборудования и приборостроения. Оставшаяся часть факультета сосредоточилась на подготовке инженеров в области вооружения самолетов.
К своему десятилетнему юбилею МАИ имел 5 факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, 24 учебных кабинета, учебно-производственные мастерские и учебно-летный отряд.
Еще до начала Великой Отечественной войны институт подготовил для авиазаводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов тысячи авиационных инженеров различного профиля, создав тем самым кадровую базу для широкого развития авиационной промышленности в предвоенные годы и годы войны. Одновременно с подготовкой кадров ученые МАИ выполнили ряд научных и конструкторских разработок, оставивших заметный след в истории отечественного авиастроения.
В 1933 году в МАИ организуется конструкторское бюро по самолетостроению, которое до 1936 года возглавлял талантливый авиаконструктор Д.П. Григорович, а затем П.Д. Грушин,
известный впоследствии создатель ракетной техники. В этом КБ было создано несколько оригинальных типов самолетов, в частности, цельносварной (из нержавеющей стали) самолет «Сталь-МАИ», легкомоторный самолет тандемной аэродинамической схемы «Октябренок», целиком выполненный из магниевых сплавов, и др.
В 1940 году на моторостроительном факультете под руководством профессора Г.С. Скубачевского было организовано ОКБ-2 по созданию мощного поршневого двигателя. В том же году под руководством Б.Н. Юрьева и И.П. Братухина начало работать ОКБ, которое провело большой цикл теоретических и экспериментальных работ по проектированию первых советских вертолетов.
Таким образом, к 1940 году МАИ стал ведущим научным и учебным центром по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности.
МАИ в В еликой Отечественной войне. Новый этап в жизни института связан с Великой Отечественной войной. В первые же ее дни руководством и общественными организациями института были приняты меры по оказанию практической помощи фронту. Большая группа преподавателей и сотрудников ушла добровольцами на фронт в составе 18 дивизии ополчения Ленинградского района; многие работники были откомандированы на предприятия авиационной промышленности.
К осени 1941 года правительством было принято решение об эвакуации института в Алма-Ату. Для подготовки и обеспечения его работы на новом месте туда же была направлена группа ведущих преподавателей, среди которых были Н.С. Аржаников, Г.Н. Свешников, Е.Н. Тихомиров, С.Н. Кожевни-
ков, В.Ф. Юргенс, И.И. Трошкин,
В.С. Левицкий, А.А. Ружицкий и др.
Эвакуация началась 16 октября 1941 года; за короткий срок все оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений в необычайно короткие сроки было эвакуировано в Алма-Ату. 31 октября отправкой последнего эшелона эвакуация института закончилась; в Москве осталась небольшая группа сотрудников, обеспечивающих специальные работы.
Через месяц после начала эвакуации МАИ возобновил свои занятия на новом месте. Институт был размещен в 28 самых разнообразных, как правило, неприспособленных помещениях. Еще труднее обстояло дело с размещением студентов и преподавателей. Несмотря на все трудности, преподаватели, сотрудники и студенты приступили к приемке, перевозке и монтажу поступающего оборудования, организации учебно-лабораторной и производственной базы, налаживанию учебного процесса, научно-исследовательской и производственной деятельности.
Профессорско-преподавательский состав института прибыл в Алма-Ату в количестве 134 человек; перебазированный студенческий контингент в основном состоял из студентов старших курсов; младшие курсы были доукомплектованы за счет студентов других институтов.
В исключительно трудных условиях (теснота помещений и разбросанность их по городу, нехватка аудиторий и мебели) учебный процесс был налажен. Были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсо-
вое и дипломное проектирование. В целях увеличения выпуска крайне необходимых в условиях войны авиационных инженеров был разработан учебный план с сокращенным сроком обучения (3,5 года вместо 5,5). За годы войны МАИ дал стране несколько тысяч специалистов для авиационной промышленности.
П омимо обеспечения производственного обучения студентов, учебные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции. Не прерывалась и научно-исследовательская деятельность института, в основном сосредоточенная на решении практических проблем авиационной промышленности.
После разгрома фашистов под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве. Уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс в московских помещениях института. Студенческий состав был сформирован из оставшейся в Москве части студентов МАИ и МАТИ, а также бывших студентов, вернувшихся с фронта. Несмотря на фактическое существование двух институтов, деятельность их была органически связана. Уже в июне 1942 года вернувшийся из Алма-Аты профессор Н.В. Иноземцев был назначен заместителем директора МАИ, вскоре вернулась в Москву и большая группа преподавателей.
Таким образом, в годы Великой Оте-
Указ Президиума Верховного Совета СССР О НАГРАЖДЕНИИ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
За особые заслуги в области подготовки инженеров для авиационной промышленности наградить Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе орденом Ленина.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного совета СССР А. ГОРКИН
Москва, Кремль, 16 сентября 1945 г.
чественной войны коллектив МАИ много и напряженно работал. Главным итогом этой работы стала подготовка тысяч специалистов для авиационной промышленности, которая сыграла большую роль в обеспечении Победы.
Эти заслуги коллектива МАИ были отмечены высокой правительственной наградой - орденом Ленина.
Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.
Послевоенное развитие. МАИ -авиационный политехнический вуз.
Послевоенный период в развитии МАИ связан с поистине революционными изменениями, которые произошли в авиационной технике. Самолеты стали в основном реактивными, скорости полета вплотную приблизились к скорости звука, а затем и превзошли.
Существенно усложнился весь комплекс оборудования самолетов, произошло их насыщение электро-, радиоприборным и автоматическим оборудованием, ракетными видами вооружения.
На новый практический этап вышло вертолетостроение. От отдельных экспериментальных разработок конструкторские коллективы как в нашей стране, так и за рубежом перешли к созданию серийных вертолетов, нашедших широкое применение на практике.
Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.
В связи с новыми запросами авиационной науки и техники МАИ с первых же послевоенных лет взял курс на создание условий для подготовки кадров
нового профиля. Именно в этот период были разработаны курсы лекций и соответствующие им экспериментальные установки по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, расчетам на прочность новых типов конструкций (в том числе с учетом аэродинамического нагрева), поиску новых типов конструкционных материалов и технологии их обработки и др.
С учетом этих требований был создан ряд новых кафедр и факультетов. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет; появились новые специальности - по систе-
мам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х годов были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов. Для усиления связи с промышленностью появляются базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.
Значительные перемены произошли и в структуре учебных планов и программ, в которых предусматривалось усиление подготовки по физико-математическим наукам, широкое использование во всех технических предметах электронно-вычислительной техники, усиление конструкторско-технологической подготовки,
Указ Президиума Верховного Совета СССР О НАГРАЖДЕНИИ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ ОРДЕНОМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ За заслуги по подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства и развитии отечественной науки наградить Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе орденом Октябрьской Революции.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Л. БРЕЖНЕВ
СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль 19 марта 1980 г.
обучение элементам автоматизированного проектирования и конструирования, расширение самостоятельной работы студентов. В учебный процесс органично вошла наука, в том числе и научное творчество студентов.
Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в области авиационной и ракетно-космической промышленности.
К середине 60-х годов стало очевидным, что имеющаяся материально-техническая база института, созданная в основном еще в 30-е годы, уже не обеспечивает перспективного развития института, потребности новых направлений подготовки специалистов, значительно возросших объемов научно-исследовательских работ. По инициативе руководства института в 1968 году Председателем Совета Министров СССР было подписано распоряжение о строительстве 90 тысяч квадратных метров учебно-производственных площадей с привлечением средств заинтересованных министерств.
К своему пятидесятилетию (1980) МАИ имел 18 факультетов и 80 кафедр, готовил инженеров-механиков по системам управления и радиосистемам, инженеров-математиков, системотехников, экономистов, т.е. по всем специальностям авиационной и ракетно-космической техники.
За пятьдесят лет своей работы МАИ выпустил более 80 тысяч авиаинженеров; среди его выпускников - более 20 генеральных и главных конструкторов, 182 лауреата Государственных премий, 10 космонавтов СССР. На 1980 год в институте обучалось по дневной форме обучения около 27 тысяч студентов
и примерно столько же - на вечерних отделениях.
Среди профессорско-преподавательского состава в 1980 году работали пять академиков и два члена-коррес-пондента АН СССР, 193 доктора и профессора, в том числе 153 - штатных, 890 кандидатов наук и доцентов. 18 преподавателей имели звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», 20 преподавателей были удостоены Государственных премий. Учебники и научные труды, созданные учеными МАИ, известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
За большой вклад МАИ в дело подготовки авиаспециалистов в год пятидесятилетия институт был награжден орденом Октябрьской Революции.
МАИ - технический университет.
Количество специальных технических дисциплин в наше время быстро возрастает, ибо не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом исследования. Растет специализация в технике, и это стимулирует процесс развития общетехнических и специальных технических дисциплин.
Процесс развития технических наук идет от простых систем к сложным, от специализированных видов технической деятельности к системным и теоретическим исследованиям и видам проектирования.
В технических науках характерно сочетание фундаментальных и прикладных исследований, что также характерно для университетской организации вуза.
Вместе с тем возникает необходимость в изменении самого содержания, фундаментализации образования; важнейшей компонентой становится социо-гуманитарное знание, дальнейшая взаимосвязь технической и гуманитарной деятельности.
Включившись в этот процесс, коллектив МАИ последовательно решил задачу превращения его в технический университет.
Впервые такая идея была высказана в начале 70-х годов ректором того периода - И.Ф. Образцовым и последовательно осуществлялась его преемниками - И.Т. Беляковым, Ю.А. Рыжовым и А.М. Матвеенко. В 1993 году институту было присвоено новое название - Московский государственный авиационный институт (технический университет). Сокращенная традиционная аббревиатура - МАИ - была сохранена.
Современный МАИ - ведущий авиационный университет России, многопрофильный учебно-научный центр, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля для всех отраслей ракетно-космической науки и промышленности. Как базовый вуз отрасли МАИ возглавляет Ассоциацию авиационных и ракетно-космических вузов и соответствующее Учебно-методическое объединение (УМО).
Идеалы образования всегда связаны с особенностями ментальности общества, механизмами наследования традиций и порождением новых форм деятельности.
Университетское образование со времени своего возникновения традиционно выступало основным механизмом передачи культуры и знания в соответствии с возможностями определенной эпохи.
Современные структуры МАИ готовы к реализации возможностей этого механизма.
Основу МАИ составляют11 факультетов, являющихся, по существу, институтами в структуре технического университета: «Авиационная техника», «Двигатели летательных аппаратов» , «Системы управления, информатика и электроэнергетика», «Радиоэлектро-
ника летательных аппаратов», «Экономика и менеджмент», «Аэрокосмический», «Робототехнические и интеллектуальные системы», «Прикладная математика и физика», «Прикладная механика», «Гуманитарный» и «Иностранные языки». Уже сам перечень факультетов говорит о том, что в МАИ превалирует фундаментальная подготовка специалистов университетского типа. Кроме того, МАИ имеет в своем составе пять территориальных факультетов, осуществляющих подготовку специалистов непосредственно для крупных авиационных и ракетно-космических центров. В 1994 году на базе отделения военной подготовки был создан факультет военного обучения.
Важнейшей задачей высшего образования является преобразование знаний в технологии. Это связано с усложнением объекта исследований и самих наук. Приоритетом служит здесь междисциплинарная и проблемно-ориентированная деятельность, использование различных видов интеллекта и др. Ресурсы МАИ позволяют выполнить и эту задачу.
МАИ располагает высоким интеллектуальным потенциалом, уникальными учебными и научно-исследовательскими лабораториями.
В университете 25 тысяч студентов всех видов обучения, около 2000 преподавателей; среди них семь академиков и членов-корреспондентов РАН, 36 заслуженных деятелей науки и техники РСФСР, более 70 лауреатов Государственных премий, 220 профессоров и докторов наук, 1400 кандидатов наук, более 6500 штатных научных сотрудников, инженеров, рабочих и служащих,.
В библиотеке МАИ свыше 2,6 млн. книг, 11 читальных залов, ежегодно книжный фонд пополняется на 120-130 тысяч экземпляров.
В учебном процессе широко используется летная практика. В 1999 году
группа работников института за ее создание и внедрение в учебный процесс была удостоена Государственной премии.
Учебно-производственные мастерские, созданные еще в 30-х годах, преобразованы в экспериментально-опытный завод.
Научно-исследовательская часть МАИ включает в себя 8 проблемных и 38 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, 80 научных отделов и лабораторий при кафедрах. Ученые МАИ - авторы пяти открытий, результаты их научных исследований опубликованы в сотнях монографий, учебников и учебных пособий.
Продолжается традиционная для МАИ работа по созданию новых типов летательных аппаратов с активным участием студентов. К таким разработкам можно отнести пилотируемые, буксируемые и автоматические аппараты для исследования морей и океанов типа «Шельф» и «Венера»; двигательные и энергетические установки новых типов; оригинальные приборы, системы и радиоустройства; дистанционно пилотируемые летательные аппараты различного назначения; первые малые негерметичные искусственные спутники Земли «Радио» и «Искра», спортивно-пилотажный самолет «Квант», установивший пять мировых рекордов; ряд уникальных рекордных авиамоделей и др.
В середине 80-х годов конструкторским бюро экспериментального самолетостроения разработан сверхлегкий самолет оригинальной конструкции «МАИ-89», который установил мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 метров , значительно превышающий предыдущий рекорд для такого типа самолетов. Этот самолет в рамках конверсионной программы выпускается серийно в различных модификациях на авиазаводе МАПО имени П.В. Дементьева с использованием современ-
ных конструкционных материалов и прогрессивных технологических процессов. Самолет был представлен на нескольких международных авиасалонах, получил сертификаты в ряде стран и пользуется коммерческим успехом. Значительное количество «МАИ-89» продано за рубеж.
В декабре 1999 года самолет «Авиа-тика-МАИ-890» (серийная модификация) получил сертификат Госавиареги-стра.
Широко известны спортивные достижения студентов и сотрудников МАИ. Спортивный клуб МАИ был создан в 1945 году. Среди спортсменов МАИ - 56 олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Команды гребцов, баскетболистов, волейболистов, гандболистов, а также ряд отдельных спортсменов неоднократно становились чемпионами страны.
Особенно сложными стали в жизни МАИ 90-е годы. Резкое сокращение бюджетного финансирования учебного процесса и научных исследований, практически полное прекращение государственного финансирования хозяйственных расходов и коммунальных услуг, а также материальной поддержки со стороны базовых министерств и предприятий поставили институт в крайне тяжелое финансовое положение. Бедственное положение авиационных и ракетно-космических отраслей, сравнительно низкий уровень заработной платы их работников - все это несколько снизило притягательность для молодежи традиционных для МАИ инженерно-конструкторских специальностей, что привело к уменьшению конкурса и, как следствие, снижению качества поступающего в институт контингента.
В этих условиях коллектив МАИ принял ряд неординарных мер. К таким мерам следует отнести:
• значительное расширение профиля подготовки специалистов, придание им способности быстро адаптироваться к самым различным сферам современной жизни;
• введение углубленного изучения современных экономических знаний, развитие умения работать в условиях рыночной экономики;
• усиление физико-математической подготовки как базовой для понимания любых процессов и явлений в науке и технике;
• фундаментализация и гуманизация обучения за счет расширения социо-гуманитарных знаний;
• переход в проектно-конструкторских дисциплинах от рутинных методов проектирования и конструирования к системам автоматизированного проектирования и конструирования с применением вычислительной техники;
• постоянное совершенствование содержания дисциплин, максимальное приближение его к требованиям сегодняшнего дня;
• дальнейшее органическое углубление взаимосвязи учебного и научноисследовательского процессов;
• значительное расширение международных связей института, использование их для улучшения содержания учебного процесса, обмена опытом с лучшими зарубежными учебными центрами, привлечение к обучению в МАИ иностранных студентов и аспирантов;
• создание сверх определяемых
государством заданий новых форм подготовки специалистов с полным или частичным возмещением затрат;
• использование материально-технической базы института для организации разнообразной коммерческой деятельности с последующим использованием заработанных средств для дополнительной оплаты труда сотрудников, содержания и ремонта помещений и всего комплекса обслуживающих систем.
Принятые меры позволили в основном сохранить научно-педагогический потенциал университета, поддерживать его материально-техническую базу в рабочем состоянии и, что особенно важно, повысить интерес молодежи к поступлению в МАИ. Последние годы вновь растет конкурс при поступлении в институт, заметно улучшается качественный состав студенческого контингента; преподавателями отмечается повышение интереса студентов к получению знаний.
По итогам 1998 года МАИ занял первое место среди машиностроительных и авиационных вузов России.
Таким образом, приведенные материалы демонстрируют идентичность структур и функций МАИ университетскому (техническому) виду вузов и актуализируют реальную модель диверсификации образовательных услуг по их содержанию, спектру и качеству.