Научная статья на тему 'Современное образование определяет наукам'

Современное образование определяет наукам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарев С. С.

Генетическая связь науки и образования становится в современном постиндустриальном обществе не только источником его дальнейшего развития, но и необходимым условием поддержания его повседневной жизнедеятельности из-за наличия фактора ограниченных ресурсов. В настоящей статье дано расширенное обоснование этого фундаментального общественного закона, показывается, как реализуется этот принцип в Академии гражданской защиты на всех уровнях непрерывного обучения от довузовской подготовки до послевузовского образования, включая диссертационные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное образование определяет наукам»

УДК 338.330.242.001.25(075.8)

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАУКА

Чеботарев С.С., д.э.н., проф., заслуженный деятель науки РФ Академия гражданской защиты МЧС России

MODERN EDUCATION IS DETERMINED BY SCIENCE

Chebotarev S.S.

Генетическая связь науки и образования становится в современном постиндустриальном обществе не только источником его дальнейшего развития, но и необходимым условием поддержания его повседневной жизнедеятельности из-за наличия фактора ограниченных ресурсов. В настоящей статье дано расширенное обоснование этого фундаментального общественного закона, показывается, как реализуется этот принцип в Академии гражданской защиты на всех уровнях непрерывного обучения от довузовской подготовки до послевузовского образования, включая диссертационные исследования.

Развитие общества связано с развитием востребованного образования, которое в современных условиях определяется уровнем его научного сопровождения. Действующая система образования, основанная на традиционной диалектике передачи обучаемым известных знаний, способна производить специалистов лишь для репродуктивной деятельности. Современный слушатель, курсант и студент, а завтрашний выпускник академии, в зависимости от курса обучения неспособен стать хорошим специалистом по причине отсутствия у него знаний продуктивного характера, то есть общественно новых знаний, а не уже известных и используемых обществом. Без них невозможно успешно решать задачи современного общества по функциональному предназначению выпускника, так как факторы научного и инновационного характера развития общества постоянно их изменяют и модернизируют. Знания подвержены моральному износу (старению). Если полученных знаний человеку в начале ХХ-го века хватало на всю жизнь, то в 40-х годах ХХ-го века - на полжизни, а половина знаний, полученных в 1987 году, устарела уже к началу 1993 года. По расчетам американского эксперта в области рынка труда Д.Хэллета, объем совокупных знаний, определяемый количеством информации, в современном обществе удваивается каждые два с половиной года.

Данная закономерность в области образования требует постоянного обновления и пополнения знаний, что невозможно решить без научного подхода к образовательному процессу подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Поэтому, хороший выпускник должен готовиться к будущим задачам своей профессии на всем периоде обучения в академии на научной основе (модели) образования. Дефиниция этой модели заключается в переходе от концепции «От знаний в виде конечной истины» к концепции «Знания разнообразной информации». Данная концепция отвечает современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения и подготовки специалистов высокого уровня и приобретает форму научно-образовательного характера. Во-первых, это ведет образовательный процесс к переходу от передачи обучаемому знаний в виде конечной истины к предоставлению ему разнообразной информации поиска и доказательства истины. Во-вторых, происходит смена ведущего субъекта образовательного процесса, то есть вместо обучающего им становится обучаемый. В-третьих, это положительно развивает такие формы обучения, как заочная, дистанционная, экстернат и др. Главным методологическим принципом здесь является принцип «веди себя сам» (вместо - «следуй за мной»), где логической оценкой доказательства является условие истины. В связи с чем, главным требованием к научно-образовательной деятельности вуза является создание условий или совокупности условий, при которых решение (результат) было бы истинным, а не ложным. Поэтому, новые задачи образования, такие как:

1) формирование нового менталитета, базирующегося на убеждении, что образование не только потребляет и тиражирует новые знания, но, самое главное, является производителем новых знаний и информации;

2) создание новых видов когнитивной методологии, позволяющей преодолевать психологические барьеры мышления, развивать способность к абстрактному мышлению и за счет этого в процессе обучения, основанном на достижении конкретных созидательных целей, формировать продуктивные знания, генерирующие новые знания;

3) создание новой образовательной среды, позволяющей получать качественное образование в любое время, в любом месте, на протяжении всей жизни человека;

без научного подхода решить не представляется возможным, а, следовательно, и вузу выжить в современных условиях высококонкурентной образовательной среды.

Высшая школа ХХ1-го века научно-образовательную деятельность должна строить в соответствии с концепцией «Знания - трансформации», в соответствии с которой полученные ранее знания переносятся на решение новых (а не известных) задач и проблем. Концепция «Знания - умения», позволяющая применять полученную информацию в практической деятельности уже не соответствует статусу вуза ХХ1-го века. Концепция «Знания - трансформации» - соответствуют задачам уровня послевузовского образования (исходя из Закона РФ «Об образовании», 1992 года). Такова особенность современной системы образования ХХ1-го века, заключающаяся в творческом (научном) подходе, а не в использовании подхода метода проб и ошибок, перехода от углубления «Знания-умения» к технологиям интеллектуальной и инновационной (научной) деятельности. Творчество здесь представляет изменение человека как субъекта творчества, которому должна учить современная образовательная система (вуз). История богата примерами рождения и развития по данному алгоритму великих людей человечества в любой сфере деятельности: научной - И.Ньютон, М.Ломоносов, Р.Декарт, А.Смит, К.Маркс, В.Леонтьев и др.; военной - А.Суворов, Б.Наполеон, Г.Жуков и др.; поэзии - А.Пушкин, Г.Шевченко, В.Гюго и др. и т.д. Их высказывания в отношении науки это красноречиво подтверждают:

Искусство обладает способностью изменять события, наука предвидеть их. Явления, с которыми мы имеем дело, покоряются искусству, но предсказываются наукой. Г.Бокль.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует. В.Ключевский.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница городов, полков крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник. М.Ломоносов.

Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и заставить их находить удовольствие в упражнении своего разума, что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием. Г.Монж.

... Наилучшей наукой для человека является наука незнания и величайшей мудростью -простота. М.Монтень.

Наука - не что иное, как восприятие. Платон.

Наука - это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления. А.Эйнштейн.

Построение образования на научной основе делает выпускника социально защищенным, так как он востребован и способен работать в различных сферах и отраслях промышленности, организациях бизнеса, органах управления различного уровня и др.

Здесь работает формула - «качество образования определяет качество жизни». Этот подход в своей деятельности исповедует Академия гражданской защиты МЧС России, которая на за последние 15 лет по праву стала ведущим учебно-методическим и научным центром в системе высшего профессионального и послевузовского образования МЧС России. Академия на научной основе готовит специалистов для экономики страны, её гражданской обороны, органов по обеспечению и защите территорий при чрезвычайных ситуациях, научных работников для проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области гражданской защиты (рис. 1). Сегодня в Академии работают 34 доктора наук и профессора, более 170 кандидатов наук и доцентов.

формирование и проведение научно-технической деятельности (НТД) в области РСЧС и ГО

Подготовка научно-педагогических кадров

для ВУЗов МЧС России, МОН РФ (АГЗ >15/год), УМЦ (>70), курсов ГО (>320), РЦ (>12), ЦА (>60), ГУГО ЧС (>19 х 70 = 1330)

Совершенствование РСЧС и ГО, оперативного искусства и тактики действий сил и средств ГЗ. \

Разработка и издание учебно-методической и научной литературы, наставлений, уставов, инструкций, руководств

Настольные книги руководителя ' СФ, главы администрации, председателя КЧС, руководящего/ состава Министерств и ведомств РФ, начальников ГО ОЭ и др. /

Содержание программ ОБЖ, БЖД: сопровождение вузов УМК, УМЦ.

Республики

Беларусь, Украина, олдова, Узбекистан, Казахстан и др^

Участие в работе развития нормативной правовой базы РСЧС и ГО (законы, постановления, указы и др.)

Комментарии и экспертиза законов, наставлений, указов и других документов -нормативной правовой базы.

Разработка и внедрение современных технологий безопасности экономики, управления рисками, защиты населения и территорий в ЧС (АСУ, робототехника, прогнозирование, поддержка принятия решений, мониторинг и др.)

Совершенствование Р,Э,Х,МБ,И ^орально-'психилогического и экономического обеспечения РСЧС и ГО, взрывопожарор£зопасности, моб. подготовки экономики. ПУФ ОЭ, паспортизация и безопасность ПОО.Обздание и развитие математического обеспечения.

О - Направления и уровни НТД Академии: -I. ЦА МЧС России

- II. РЦ, Субъекты РФ, территории, объекты ^ - III. Межведомственный и Федеральный

- IV. Международный_

Рис.1. Академия гражданской защиты - научно-образовательный центр РСЧС и ГО За время работы в Академии многие из них добились почётных званий Российской Федерации:

заслуженный деятель науки - доктор технических наук, профессор Шулежко В.Ф., доктор технических наук, профессор Пушкин И.А., доктор военных наук, профессор Федоренко В.Н., доктор военных наук, профессор Мухин В.И., доктор технических наук, профессор Поляков Ю.А.; автор настоящей работы;

заслуженный работник высшей школы - доктор военных наук, профессор Кузьмин В.М., кандидат технических наук, доцент Марюха В.П., кандидат физико-математических наук, доцент Гринблат В.А., кандидат технических наук, профессор Носов М.В., доцент Субботина И.И., доктор философских наук, профессор Мизер А.А., кандидат технических наук, доцент Булгаков В.И., кандидат исторических наук, доцент Москалёв Ю.А., кандидат военных наук, профессор Антонов П.И.; доктор медицинских наук, профессор Лобанов А.И.; заслуженный работник транспорта - Хакиев А.М.; член союза художников - Никифоров В.В. Являются действительными членами Академий:

проблем безопасности, обороны и правопорядка - кандидат военных наук, профессор Маликов В.И., кандидат физико-математических наук, доцент Мирмович Э.Г., автор настоящей работы - Чеботарёв С.С.;

военных наук - доктор военных наук, профессор Федоренко В.Н., доктор военных наук, профессор Мухин В.И., доктор технических наук, профессор Шулежко В.Ф., кандидат технических наук, старший научный сотрудник Попов П.А., доктор технических наук, старший научный сотрудник Северов А.В., автор настоящей работы;

8

информатизации - доктор военных наук, профессор Федоренко В.А., доктор военных наук, профессор Мухин В.И., кандидат технических наук, профессор Попов П.А.; доктор культурологи, профессор Ремизов В.А.;

инженерных наук - доктор технических наук, профессор Пушкин И.А.;

экологии и безопасности - доктор технических наук, профессор Шулежко В.Ф.;

пожарных наук - профессор Поляков Ю.А.

Член - корреспондент Академии геополитических наук - кандидат военных наук, доцент Федорук ВС.

Научно-педагогический состав Академии ежегодно принимает активное участие в разработке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), в том числе по Единому тематическому плану НИОКР МЧС России. За последние пять лет учеными Академии выполнено более 100 работ. Наиболее активное участие в проведении научно-исследовательской работы принимают сотрудники научно-исследовательского отдела, Института специальной подготовки и кафедр Академии: тылового и технического обеспечения; аварийно-спасательных работ; инженерной защиты населения и территорий и др. Высокие профессиональные знания, умение проводить теоретические и экспериментальные исследования, творческое мышление показывают полковники Ишимов И.Ш., Тикунов К.Б., Авитисов П.В., Щекунов В.В., Рейхов Ю.Н., Борисов А.В., Носков С.С., Василенко В.В., служащие Яковлев О.В., Мухин В.И., Созранов А.Х., Северов Н.В., Попов П.А., Лобанов А.И., Антонов П.И., Ремизов В.А., Тыкоцкий В.В., Пушкин И.А., Добров А.В., Васьков В.А., Носов М.В., Овчаров В.И. и др.

Особое внимание в научной работе Академии уделяется подготовке специалистов высшей квалификации по ряду важнейших для учебного заведения специальностей:

20.02.24 - Гражданская оборона. Средства и способы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Гражданская оборона. Местная оборона);

05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук);

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством; теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство;

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования;

07.00.02 - Отечественная история;

09.00.11 - Социальная философия;

20.01.06 - Воинское воспитание, боевая подготовка, военная педагогика и психология, управление повседневной деятельностью;

22.00.08 - Социология управления;

23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

С учетом приоритетных направлений проведения НИОКР в МЧС России и научно-педагогическим составом кафедр определена тематика возможных диссертационных исследований, которые, учитывая актуальность, ежегодно уточняются. Это помогает легче ориентиро-

ваться в неразрешенных проблемах гражданской обороны и защиты населения и территорий, корректирует вектор научных исследований в актуальном направлении.

Научно-педагогическим составом Академии с 1998 года защищено 45 диссертационных исследования на соискание ученой степени кандидата наук и 10 на соискание ученой степени доктора наук.

В Академии ведется подготовка адъюнктов и аспирантов. За период времени с 1998 года было выпущено 66 адъюнктов и аспирантов, в том числе 13 из стран СНГ. Выпускниками Академии было защищено 49 диссертаций. Наиболее целенаправленно эта работа осуществляется на кафедрах: информационных технологий и систем управления; аварийно-спасательных работ; тылового и технического обеспечения; прикладной математики. С высокой отдачей проводят занятия с адъюнктами служащие Г.Л.Бузук, А.В.Добров, И.И.Субботина, М.Б.Кисина.

На кафедрах Академии организована работа научных кружков, где под руководством опытного научно-педагогического коллектива каждый обучаемый, исходя из своих интересов, занимается научной работой. Более 450 студентов, курсантов, слушателей и актив из числа научно-педагогического состава участвуют в работе научных кружков. Уже с первого курса перед обучаемыми открыты двери в науку, научные труды которых могут участвовать в открытом

конкурсе на лучшу: Занятие по программе адъюнктской подготовки

гуманитарным наукам студентов вузов российской Федерации. результатом такой организации образовательного процесса является повышение авторитета преподавателей, развитие у обучаемых интереса к исследовательской работе, их широкого привлечения к научному творчеству. Данный подход позволяет решить одну из главных задач Академии, учить молодых людей творчески мыслить, что является необходимым условием высокого качества подготовки специалистов для РСЧС и ГО и важным фактором повышения готовности сил и средств МЧС России к действиям по предназначению.

С 2000 года Академия является базовым вузом открытого конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам студентов вузов Российской Федерации по разделу № 62 «Гражданская оборона. Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (рис.2), а в соответствии с приказом Минобрнауки России от 4.10.2006 г. № 241 по разделу № 32 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». За эти годы конкурсной комиссией Академии было рассмотрено более 1000 работ из 47 вузов страны и СНГ. Ежегодно, в соответствии с приказом об итогах конкурса, определяются лауреаты для награждения медалями и дипломами Минобрнауки России, дипломами и грамотами конкурсной комиссии. За время проведения конкурса научные работы студентов были отмечены 48 медалями, 140 дипломами Минобрнауки России и более 300 дипломами конкурсной комиссии.

Научные работы слушателей, курсантов и студентов Академии были представлены для участия и по другим разделам открытого конкурса Минобрнауки России. Так, по разделу «Военные науки и техника» приказом начальника инженерных войск ВС РФ подполковник В.В. Чумаков, мл. лейтенант Самойлов С.В., курсанты Другов А.С., Кочетков Е.О., Ряхов Д.В. награждены грамотами и курсанту Войтенко Ю.Н. объявлена благодарность.

Научно-практическая конференция

1 место - кафедра №8 (66,98) 2 место - кафедра №12 (54,43) 3 место - кафедра №5 (51,12)

Конкурс научных работ (2007 г.)

Участники научно-практической конференции

Приказом начальника Военно-инженерной академии МО РФ курсанты Майоров А.А., Панкратов А.В., Поярков М.С. награждены грамотами. Ежегодные итоги конкурса свидетельствую об улучшении качества и усилении практической направленности научных работ.

Ведущими учеными Академии сформированы 21 научное направление и школы (рис.3). Весомый вклад в эту работу вносят заслуженные деятели науки, профессора Шулежко В.Ф., Пушкин И.А., Воскобоев В.Ф., Мухин В.И., Ремизов В.А., Чеботарев С.С., Воронецкий А.В., доценты Решетников В.М., Чириков А.Г., заслуженные работники высшей школы Кузьмин В.М., Марюха В.П., Добров А.В. и др.

Одной из эффективных форм вовлечения в научную работу является участие в научных конференциях, выставках, семинарах (рис.4). В Академии ежегодно проводятся научно-практические конференции научно-педагогического состава и обучающихся «Предупреждение, спасение, помощь». Только в работе XIV конференции в апреле 2007 года приняли участие более 700 человек, из них более 57 специалистов внешних организаций, всего было представлено более 350 докладов. Эта конференция впервые была проведена как международная, где приняли участие ученые и сотрудники ряда представительных организаций, учреждений и учебных заведений, в том числе из стран СНГ: Казанский государственный технический университет им. Туполева, Академия ГПС МЧС России, Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам ГО и ЧС, Воронежский государственный университет, Черкасский институт пожарной безопасности им. Героев Чернобыля республики Украина, Командно-инженерный институт МЧС республики Беларусь, Московский государственный университет природообустройства, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, Управление Федеральной поддержки ДТиВ, Институт коммерции и права, Центр стратегических исследований МЧС России, Гомельский инженерный институт МЧС республики Беларусь, Современная гуманитарная Академия, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Пожарный колледж, Военный автомобильный институт МО РФ, редакции научных издательств, государственных, коммерческих организаций и др._

каф

Название научного направления (научной школы)

Ведущие ученые в данной области

Основы гражданской защиты

Шулежко В.Ф., Федоренко В.Н.,Чириков А.Г.

Автоматизированные системы управления и мониторинга ЧС

Мухин В.И., Яковлев О.В., Марюха В.П.

Управление повседневной деятельностью органов управления РСЧС и ГО

Зотов Ю.М., Моисеев А.В.

Научные основы эффективности применения сил и средств для ведения АСР

Федорук В.С., Попов П.А., Северов Н.В.

Безопасность в ЧС (радиационная, химическая, биологическая защита)

Решетников В.М., Войтович М.Н., Артеменко Г.В.

Совершенствование системы управления медицинскими силами при подготовке и проведении мероприятий медицинской защиты населения от поражающих факторов ЧС

Лобанов А.И., Авитисов П.В.

Разработка и применение новых взрывных технологий для борьбы с ледяными заторами на реках, обрушения зданий и конструкций в районах ЧС

Баринов А.В., Щекунов В.В.

Защита территорий от засорения взрывоопасными предметами, радиационно-опасными веществами, нефтепродуктами и др.

Шеломенцев С.В., Кашарный В.В., Щекунов В.В.

Защита объектов экономики

Хотин В.Г., Байда С.Е.

10

Методология оценки устойчивости функционирования объектов ТЭК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воскобоев В.Ф.

Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в ЧС

Рейхов Ю.Н., Слепушкин С.Б., Тугушов К.В.

11

Основы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации

Антонов П.И.

Мобилизационная подготовка отраслей экономики

Маликов В.И.

Обеспечение мобилизационной подготовки экономики

Мартынов В.В.

12 13

19

20 21 22 24

Экономика Гражданской защиты

Чеботарев С.С., Сухарев Р.А., Ляшенко С.М.

Формирование духовного мира личности

Ремизов В.А.

Безопасность в ЧС (Индикация физиологически активных веществ)

Пушкин И.А.

Математические методы анализа безопасности объекта и территории

Добров А.В.

Эксплуатация и ремонт спасательной техники МЧС России

Носков С.С., Васьков В.А.

Психологическая устойчивость в ЧС

Егошин Ю.И.

Методология и методы анализа устойчивости систем связи и оповещения ГО (РСЧС)

Носов М.В.

8

Рис. 3. Основные научные направления (научные школы) Академии

Научные статьи

1 место кафедра №8 (66,98) 2 место - кафедра №12 (54,43) 3 место кафедра №5 (51,12)

Конференции (2007 г.)

Ведомств)

Федеральные (всероссийские) конференции

Мини ВУЗов)

Конференции МЧС России (других Министерств и Конференции Академии (других

Рис. 4. Научные и научно-практические конференции за 2007 г.

В Академии активно ведется рекламно-выставочная деятельность, направленная на всестороннюю пропаганду научных достижений научно-педагогического состава. Весомый вклад в эту работу вносят сотрудники отдела научно-технической информации и автоматизации управления под руководством подполковника Черных В.Н., которыми проводится активная работа по экспонированию научных достижений Академии на выставочных мероприятиях различного уровня: ежегодные выставки «Средства спасения», «Образование и карьера - XXI век» и др. Должное внимание вопросу совершенствования экспозиции при активной поддержке кафедр, научно-исследовательского отдела, отдела информационных технологий уделяют подполковники Черных В.Н., Волков А.В., ст. прапорщик Антонова Т.Н. Сотрудниками отдела освоена технология дистанционного информирования о проведенных и планируемых мероприятиях, знаменательных датах, текущих результатах образовательного процесса и научной работы по средствам кабельного телевидения Академии. Большой личный вклад в организацию и ведение пропаганды научного творчества вносят полковники Чириков А.Г., Юдин С.А., Федотов С.Б., Жарёнов А.Б., Золотухин А.В., Ляшенко С.М., Скубрий Е.В., Окольцин С.В., подполковники Колесниченко В.В., Война С.В., Волков А.В., Алферов А.Е., Тугушов К.В., капитан Сухарев Р.А., старший прапорщик Шевченко И.В., служащие Шулежко В.Ф., Притыченко И.Т., Лобанов А.И., Мирмович Э.Г., Горбунов С.В., Решетников В.М., Ремизов В.А., Пушкин И.А., Яковлев О.В., Попов П.А., Овчаров В.И., Добров А.В., Шакарян Л.С., Созранов А.Х., Гринблат В.А., Вышинский Д.В. и др. Научно-педагогическим составом Академии осуществляется разработка научных трудов и научных публикаций по самым актуальным темам в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения всесторонней безопасности жизнедеятельности рис. 7). Ряд научных трудов отмечены государственными и Правительственными наградами. В 2004 г. полковник Чеботарев С.С. за цикл монографий и статей, посвященных экономической безопасности государства Российского, Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка был награжден Премией им. Петра I (II степени). В 2005 г. коллектив авторов кафедры мобилизационной подготовки Антонов П.И., Говоров М.В., Мартынов В.В. и начальник Института

13

специальной подготовки полковник Безмен М.М. за цикл учебников по мобилизационной подготовке экономики командованием Генерального штаба МО РФ был удостоен Государственной премии им. Маршала Жукова Г.К. В 2006 г. Академией военных наук за военно-теоретический труд «Маркетинг и проблемы материального обеспечения в Вооруженных силах РФ» полковники Ляшенко С.М., Скубрий Е.В. и капитан Сухарев Р.А. награждены премией им. Генерала Армии А.В. Хрулева.

Представители Академии на международной выставке

За время работы Академии достижения ученых отмечены на многих выставках, салонах новой техники и изобретений. Портативный газоанализатор-течеискатель довзрывных концентраций горючих газов и паров на Международном салоне изобретений новой техники и изделий "Женева-2000" завоевал серебряную медаль, а на Международной выставке «Безопасность и охрана труда» в 2002 г. в |Москве завоевал золотую медаль. На Международном салоне изобретений новой техники и изделий «Брюссель-2001» представленный Академией комплект облегченной защитной одежды завоевал серебряную медаль. Установка для сверхзвукового газопламенного напыления покрытий на Международном салоне изобретений новой техники и изделий «Женева-2001» была отмечена серебряной медалью. Установка по ликвидации крупных ледяных полей и заторов на северных реках России в ходе форума «Недели высоких технологий» в С-Петербурге на конкурсе «Безопасные технологии и продукция» была удостоена серебряной медали и диплома II степени, а на Международном салоне изобретений новой техники и изделий «Женева-2005» награждена золотой медалью. В 2003 г. анализатор воздушной среды типа «Пушок» на III Международной специализированной выставке «Пожарная безопасность XXI века» в Москве был награжден золотой медалью. Программно-аппаратный комплекс для локальной системы оповещения хими-

чески-опасного объекта в 2004 г. на VIII Международной выставке МЧС России «Средства спа-сения-2004» в Москве был удостоен серебряной медали.

Портативный газоанализатор-течеискатель довзрывных концентраций горючих газов и паров Международный салон изобретений новой техники и изделий "Женева-2000" Женева 2000 Серебряная медаль

Международная выставка "Безопасность и охрана труда" Москва ВВЦ 2002 Золотая медаль

Комплект облегченной защитной одежды Международный салон изобретений новой техники и изделий "Брюссель-2001" Брюссель 2001 Серебряная медаль

Установка для сверхзвукового газопламенного напыления покрытий Международный салон изобретений новой техники и изделий "Женева-2001" Женева 2001 Серебряная медаль

Установка по ликвидации крупных ледяных полей и заторов на северных реках России Неделя высоких технологий в С-Петербурге. Конкурс «Безопасные технологии и продукция» Санкт -Петербург 2003 Серебряная медаль и диплом II степени

Анализаторы воздушной среды типа «Пушок» III Международная специализированная выставка «Пожарная безопасность XXI века» Москва 2003 Золотая медаль

Программно-аппаратный комплекс для локальной системы оповещения ХОО 8-я Международная выставка МЧС России "Средства спасения-2004" Москва 2004 Серебряная медаль

Установка по ликвидации крупных ледяных полей и заторов на северных реках России Международный салон изобретений новой техники и изделий "Женева-2005" Женева 2005 Золотая Медаль

Цикл учебников по мобилизационной подготовке экономики Генеральный штаб МО РФ Москва 2005 Гос. премия им. Маршала Жукова Г.К.

Философско-поэтический цикл, посвященный судьбе России на сломе эпох Министерство образования и науки РФ Москва 2007 Гос. премия им. Мамина-Сибиряка в обл. литературы

Рис. 7. Основные достижения ученых Академии на выставках, салонах новой техники и изобретений

Результаты научной работы коллектива Академии вносят достойный вклад в обеспечение комплексной безопасности России, помогают выработать практические предложения по снижению существующих и новых угроз в деле обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Все чаще угрозы чрезвычайных ситуаций имеют глобальный характер и представляют опасность для всего человечества, увеличивая риски возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий. Проблемы обеспечения безопасности стали наиболее приоритетными. Научные исследования по этим проблемам на современном этапе являются инновационной основой построения систем комплексной защиты и снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, используемых в образовательном процессе подготовки менеджеров риска всех уровней современной России и стран СНГ. В связи с этим научная работа Академии направлена на решение следующих задач:

1. Проведение исследований, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки и переподготовки всех категорий специалистов системы МЧС России.

2. Проведение прикладных и поисковых исследований, ориентированных на перспективу развития и повышение готовности сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), решение проблем их подготовки и применения, развитие теории и практики гражданской обороны и РСЧС, повышение эффективности работы органов управления РСЧС и МЧС России.

3. Обоснование перспектив развития и совершенствование средства РСЧС и гражданской обороны, разработка способов и их применения, эксплуатации и ремонта.

4. Исследование прикладных проблем общегосударственной подготовки и морально-психологического обеспечения деятельности сил РСЧС.

5. Исследование проблем повышения эффективности подготовки и принятия решений руководителями гражданской обороны.

6. Исследование прикладных вопросов мобилизационной подготовки народного хозяйства и разработка соответствующих нормативных, методических и иных документов.

7. Разработка научно-практических основ применения аварийно-спасательных служб для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и методов оценки необходимой численности войск гражданской обороны и спасателей МЧС России.

8. Разработка проектов нормативных правовых актов, нормативно-методических и иных документов в области обеспечения сил и средств РСЧС и гражданской обороны, организации организационной, химической и бактериологической защиты населения и территорий.

9. Разработка проектов уставов, наставлений, положений, методических руководств, методик гражданской обороны.

10. Разработка методик и математических моделей оценки радиационной и химической обстановки в мирное и военной время.

11. Изучение, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обеспечения безопасности и жизнедеятельности населения и объектов народного хозяйства, мобилизационной подготовки экономики.

12. Проведение исследований в области организации подготовки и аттестации руководителей и руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Ё? Графическое отображение

1 место - кафедра №8 (66,98) 2 место - кафедра ,№12 (54,43) 3 место - кафедра №5 (51,12)

Рейтинг кафедр

13. Разработка образовательных программ, монографий, учебников, учебных пособий, методик, наглядных пособий и иных документов для обеспечения учебного и учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МЧС России и системы обучения и подготовки населения по проблемы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, результат научно-образовательной деятельности НПС Академии определяется состоянием научной работы кафедр (рис. 8).

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.