Научный семинар «Культурная картна мира»*
О марта 2013 г. в Институте фундамен-20 тальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета состоялся семинар Научно-образовательного центра «Тезаурусный анализ мировой культуры» на тему: «Культурная картина мира». С основным докладом выступил руководитель НОЦ проф. Вл. А. Луков. В работе научного семинара, помимо членов НОЦ, приняли участие представители временного научного коллектива «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» (проект РГНФ № 12-33-01055).
В деятельности НОЦ это уже четвертое собрание его участников.
Тема научного семинара была выбрана не случайно.
«Культурная картина мира» — многоуровневая система культурных концептов (понятий и образов), позволяющая представить все сущее как динамическую целостность, образно говоря — не в виде непонятно как связанных штрихов и набросков, а в виде грандиозной картины, благодаря которой возникает эффект понимания мира и уверенности в правильной в нем ориентации. Такое определение дал проф. Вл. А. Луков. Культурная картина мира — одно из основных составляющих тезауруса субъекта (личности, группы людей, на-
ции и т.д.), наполняющее его «сердцевину» (то, что можно определить словом «свое») и включающее основные ценности (определяющие силуэт ценностных ориентаций), константы (наиболее устойчивые концепты).
Участники семинара были ознакомлены с научным аппаратом исследования картин мира, основными подходами к изучению этого явления, наиболее яркими исследователями этой области. Была отмечена роль А. фон Гумбольдта в формировании этой проблематики. Получили разъяснения споры в отечественной науке середины и второй половины ХХ в. о возможности создания единой научной картины мира (позиция В. С. Степина, итоговая работа: Степин, Кузнецова, 1994) или невозможности проведения такой работы и необходимости сосредоточиться на создании частнонаучных картин мира — физической, химической, биологической и т. д. (позиция Р. С. Карпинской: Карпинская, 1980). Наконец, было раскрыто значение работ Т. Ф. Кузнецовой, закрепившей в науке понятие «художественная картина мира». Для общего понимания картин мира это был один из решающих моментов: картина мира перестала ассоциироваться только с научной картиной мира, а та, в свою очередь, не могла уже рассматриваться
* Обзор выполнен по исследованию «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании» (проект РГНФ №12-33-01055).
как краткое изложение той или иной научной дисциплины с ее категориями, принципами, законами, формулами и т. д. В короткий срок появились работы о религиозной картине мира, обыденной картине мира и т. д., стало возможным говорить о музыкальной картине мира, телевизионной картине мира и т. д.
В ходе научного семинара были представлены работы, с разных сторон раскрывающие изучаемую проблематику, в том числе работы Вал. А. и Вл. А. Луковых, в которых дается те-заурусная концепция картин мира (Луков Вал., Луков Вл., 2008); работа Вал. А. Лукова и В. Э. Меламуда, впервые представившая методику анализа картин мира молодежи (Луков, Меламуд, 1998); защищенные в МосГУ диссертации А. В. Лукова и Э. К. Погорско-го, в которых представлены другие методики тезаурусного анализа картин мира молодежи (Луков, 2007; Погорский, 2012); работы М. В. Лукова о телевизионной картине мира (Луков, 2008: Электр. ресурс и др.). Особое внимание было уделено последней по времени крупной публикации по теме — монографии Т. Ф. Кузнецовой «Культурная картина мира: теоретические проблемы», вышедшей в конце 2012 г. (Кузнецова, 2012; см. в прошлом номере журнала рецензию А. В. Костиной на эту книгу; см. также статьи Т. Ф. Кузнецовой: Кузнецова, 2005; 2006; 2008: Электр. ресурс; Кузнецова, Луков, 2009). В ней отразился новый этап рассмотрения проблемы, начавшийся в 1990-е годы, ознаменованный выдвижением понятия «культурная картина мира», вобравшем в себя все предыдущие частные определения и нашедшем свое обоснование в тезаурус-ной теории.
Исследование культурной картины мира — очень сложный и трудоемкий процесс. В рамках встречи участниками — членами Научнообразовательного центра «Тезаурусный анализ мировой культуры» были освещены перспективы изучаемого явления, высказаны пожелания и в дальнейшем заниматься исследованием данного вопроса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Карпинская, Р. С. (1980) Биология и мировоззрение. М. : Мысль.
Кузнецова, Т. Ф. (2005) Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 28-32.
Кузнецова, Т. Ф. (2006) Картина мира в научном тезаурусе // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 7. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 29-35.
Кузнецова, Т. Ф. (2008) Картина мира [Электр. ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/ 2008/4/Kuznetsova/ (дата обращения: 21.03.2013).
Кузнецова, Т. Ф. (2012) Культурная картина мира: теоретические проблемы. М. : ГИТР.
Кузнецова, Т. Ф., Луков, Вл. А. (2009) Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологии // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 66-69.
Луков, А. В. (2007) «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : дис. ... канд. социол. наук. М.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса.
Луков, Вал. А., Меламуд, В. Э. (1998) Компьютер и школа: Социокультурные последствия компьютеризации. М. : б/и.
Луков, М. В. (2008) Телевидение: телевизионная картина мира [Электр. ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №4 — Культурология. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_ TV_World-view/ (дата обращения: 21.03.2013).
Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : дис. ... канд. филос. наук. М.
Степин, В. С., Кузнецова, Л. Ф. (1994) Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФ РАН.
Е. А. Шустова Дата поступления: 29.03.2013 г.
RESEARCH WORKSHOP «THE CULTURAL WORLDVIEW»
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Karpinskaia, R. S. (1980) Biologiia i mirovozzre-nie. M. : Mysl’.
Kuznetsova, T. F. (2005) Kartina mira kak problema v kurse kul’turologii // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 4. S. 28-32.
2013 - №2
Научная жизнь 329
Kuznetsova, T. F. (2006) Kartina mira v nauch-nom tezauruse // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul’tu-ry : sb. nauch. trudov. Vyp. 7. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 29-35.
Kuznetsova, T. F. (2008) Kartina mira [Elektr. resurs] // Informatsionno-gumanitarnyi portal «Zna-nie. Ponimanie. Umenie». №4 — Kul’turolo-giia. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/
2008/4/ Kuznetsova/ (data obrashcheniia: 21.03.2013).
Kuznetsova, T. F. (2012) Kul’turnaia kartina mira: teoreticheskie problemy. M. : GITR.
Kuznetsova, T. F., Lukov, Vl. A. (2009) Kul’turnaia kartina mira v svete tendentsii razvitiia kul’-turologii // Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia). № 1. S. 66-69.
Lukov, A. V. (2007) «Kartiny mira» molodezhi kak rezul’tat kul’turnoi sotsializatsii v usloviiakh sta-novleniia global’nykh sistem kommunikatsii : dis. ... kand. sotsiol. nauk. M.
Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional’nogo in-ta biznesa.
Lukov, Val. A., Melamud, V. E. (1998) Komp’iu-ter i shkola: Sotsiokul’turnye posledstviia komp’iu-terizatsii. M. : b/i.
Lukov, M. V. (2008) Televidenie: televizionnaia kartina mira [Elektr. resurs] // Informatsionno-gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». №4 — Kul’turologiia. URL: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/ (data obrashcheniia: 21.03.2013).
Pogorskii, E. K. (2012) Innovatsionnost’ molo-dezhi kak istochnik sotsiokul’turnykh izmenenii na etape stanovleniia informatsionnogo obshchestva : dis. ... kand. filos. nauk. M.
Stepin, V. S., Kuznetsova, L. F. (1994) Nauchnaia kartina mira v kul’ture tekhnogennoi tsivilizatsii. M. : IF RAN.
E. A. Shustova