Картина мира*
Э. К. Погорский (Московский гуманитарный университет)
Картина мира — многоуровневая система концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего. Картина мира вырабатывается личностью в ходе социализации и устанавливает устойчивые границы («мембраны») в восприятии реальности. В этом смысле справедливо утверждать, что картины мира замедляют перемены в восприятии реальности.
Впервые положение о картинах мира было сформулировано в начале Нового времени. В литературе нередко утверждается, что появление понятия картины мира восходит к работам Вильгельма и Александра фон Гумбольдтов. А. Гумбольдт обращается к физической картине мира (Гумбольдт, 1848-1863, 1900).
В. Гумбольдт в своих работах начала XIX в. задается вопросом о языковых картинах мира, высказывая предположение о различиях в мировосприятии, обусловленных различием
языков. По его концепции, каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка. Освоение иностранного языка он уподобил завоеванию новой позиции в прежнем видении мира (Гумбольдт, 1964).
Вопрос о картине мира активно дискутировался в отечественной литературе преимущественно по философским проблемам естествознания начиная с 50-х годов XX в. (Кузнецова, 2008). При этом трактовка данного понятия была связана исключительно с вопросом о научной картине мира. Связь картины мира с другими формами общественного сознания почти не рассматривалась. В начале 1990-х годов вновь возникает интерес к тематике картины мира, но разрабатываются преимущественно вненаучные ее вариации (религиозная картина мира, художественная картина мира и т. д.).
* Подготовлено в рамках работы над проектом «Потенциал молодежных интернет-сообществ: формирование информационно-коммуникативной культуры личности», осуществляемого при поддержке РГНФ (грант 12-33-01293а2).
2012 — №4
Энциклопедия гуманитарных наук 323
Картины мира тесно связаны с различными сторонами социальной жизни, ее экономической, политической, правовой, моральной, научной и другими подсистемами, в них проявляется специфика языковой, художественнодуховной, религиозной среды, отражаются важнейшие исторические события.
Понятие картины мира получило современное развитие в рамках тезаурусного подхода, в котором ей отводится роль ядра в системе культурных констант тезауруса, выработанной в ходе социализации личности. Согласно одному из положений тезаурусного подхода «мир отражается в сознании человека (образованного человека Нового и Новейшего времени) в определенной последовательности: это движение от самого себя, от другого такого же отдельного человека к двум, трем, семье, микрогруппе, осознанию ближайшей среды, общества, истории, науки, искусства, философии, религии, вселенной, в результате чего складывается общая картина мира» (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 223). Таким образом, общая картина мира постоянно достраивается, трансформируется и изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов.
Особое значение понятию картины мира придается в новейших исследованиях по молодежной проблематике, осуществляемых в рамках научной школы исследований молодежи Московского гуманитарного университета (Ильинский, 2011; Луков, 2012, Погорский, 2012). В этих исследованиях, в частности, утверждается, что базовая конструкция картин мира молодежи в условиях формирующегося информационного общества строится как матрица, строки которой отражают разделение блоков «природа», «человек», «культура», «виртуальность», а столбцы — временные зоны «прошлое (опыт)», «настоящее (происходящее)», «будущее (ожидания)».
Лит.: Гумбольдт А. Картины природы : пер. с нем. Ч. 1-2. 3-е изд. М., 1900; Гумбольдт А. Космос : пер. с нем. Т. 1-5. СПб. ; М., 1848-1863; Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода : извлечения // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М., 1964. Ч. 1. С. 85-105; Кузнецова Т. Ф. Картина мира [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/ 4/Kuznetsova/; Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем. М., 2011; Луков Вал. А. Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М., 2012; Погорский Э. К. Человек в сетевом пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3.
С. 304-309; Луков А. В. «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.
WORLD VIEW
E. K. Pogorskiy (Moscow University for the Humanities)
Bibliography (transliteration): Gumbol’dt A. Kartiny prirody : per. s nem. Ch. 1-2. 3-e izd. M., 1900; Gumbol’dt A. Kosmos : per. s nem. T. 1-5. SPb. ; M., 1848-1863; Gumbol’dt V. O razlichii stroeniia chelovecheskikh iazykov i ego vliianii na dukhovnoe razvitie chelovecheskogo roda : izvlecheniia // Zvegintsev V. A. Istoriia iazykoznani-ia XIX-XX vekov v ocherkakh i izvlecheniiakh. M., 1964. Ch. 1. S. 85-105; Kuznetsova T. F. Kartina mira [Elektr. resurs] // Informatsionnyi gumani-tarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2008. № 4 — Kul’turologiia. URL: http://www.zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2008/4/Kuznetsova/; Il’inskii I. M. Proshloe v Nastoiashchem. M., 2011; Lukov Val. A. Teorii molodezhi : Mezhdistsiplinarnoe issledovanie. M., 2012; Pogorskii E. K. Chelovek v setevom pros-transtve // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 3. S. 304-309; Lukov A. V. «Kartiny mira» molodezhi kak rezul’tat kul’turnoi sotsializatsii v usloviiakh sta-novleniia global’nykh sistem kommunikatsii : avto-ref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2007.