ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ
ПЕТРОСЯНЦД.В.
НАУЧНЫЙ КЛАСТЕР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ
(на примере Республики Дагестан)
В статье предлагается прототип концепции инновационного развития регионального научного кластера Республики Дагестан. Основываясь на анализе современного потенциала региональных научно-исследовательских организаций, выстраиваются элементы «дорожной карты» формирования региональной инновационной системы (РИС).
_PETROSYANC D.V.
RESEARCH CLUSTER OF THE REGIONAL INNOVATION
SYSTEM
(on the example of the Republic of Dagestan)*
In the article proposes a prototype of the concept of innovative development of the regional scientific cluster of the Republic of Dagestan. Based on the analysis-the modern building of regional scientific-research organizations, are elements of the «road maps» formation of a regional innovation system (RIS).
Ключевые слова: национальная инновационная система, модернизация, институциональная среда, наукометрия, наука, образование.
Keywords: national innovation system, modernization, the institutional environment, наукометрия, science, education.
Россия, взяв курс на построение национальной инновационной системы, развивает институты, призванные способствовать развитию инновационной триады: науки, образования и технологий. Российская наука является прямой наследницей советской и, соответственно, фундируется на институтах Российской Академии Наук и иных Академий, доставшихся в наследство от системного выстраивания науки в СССР. Веянием последнего времени является сращивание научных и образовательных учреждений в единые комплексы. Считается, что у нас на нынешнем этапе внедряется англо-саксонская модель построения научно-исследовательской системы взамен германской, оставшейся в наследство еще с петровских времен. Одним из элементов внедряемой системы считается сосредоточение науки именно в вузах, а количество иных научно-исследовательских институтов планируется существенно сократить, и заниматься они будут узкопрофильными разработками, в первую очередь относящимся к обеспечению государственной безопасности. В качестве эталона выбрано построение науки в США, где есть Национальная Ака-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-02-00283а.
демия Наук (United States National Academy of Sciences), в которой состоять очень престижно, но ни одного собственного института она не имеет, члены академии работают на общественных началах, и в Великобритании, где примерно так же функционирует Лондонское Королевское общество (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge). Наука же в США и Великобритании развивается в первую очередь в ведущих университетах и в национальных лабораториях.
Передовые страны мира за последние три-четыре десятилетия накопили позитивный опыт разнообразных моделей внедрения результатов научных исследований в производство. В нашей стране в 70-80 годы прошлого века, стремясь найти важнейшее связующее звено между наукой и производством, в ряде регионов бывшего СССР были построены такие структуры, как бизнес-инкубаторы, технопарки и технополисы. В основе этой новации лежала идея внедрения единой системы: новая идея (потенциально инновационный продукт) - научная разработка - техническое решение - опытный образец -промышленное производство - реализация нового продукта или технологического процесса. Интересно, что перед развалом СССР, в конце восьмидесятых годов было построено и функционировало (другой вопрос, насколько эффективно) 60 технополисов (наукоградов) с численностью проживающего в них населения свыше 3 миллионов человек. Конечно, не все жители этих «городов будущего» были задействованы на передовых направлениях научных изысканий и разработок, большая часть населения все же была призвана создавать обычные условия для привычного функционирования этих городов (различные муниципальные службы, медицинские учреждения, учреждения сферы обслуживания и т.п.), тем не менее идея компактного размещения на ограниченной территории целого комплекса научных и научно-производственных институтов нашла новую жизнь уже в современной нам России.
Глобальный мировой кризис заставил по-новому посмотреть на дальнейшее развитие экономики большинства развитых стран, включая Россию. Внедряя в современную российскую хозяйственную систему элементы инновационной экономики, необходимо иметь четкое представление не об абстрактном положении дел в науке, а практически провести её инвентаризацию с тем, чтобы четко выстраивать «дорожную карту» развития современной российской науки.
Для проведения эффективной государственной политики в области науки потребуются следующие базовые предпосылки:
- наличие высокого уровня образования населения. Речь идет не о количестве граждан с дипломом о высшем образовании. На сегодняшний день российское высшее образование отчасти утратило свои высокие позиции, однако по ряду направлений по-прежнему дает высококачественные знания, научная продукция ряда отраслей науки конкурентоспособна в мировом масштабе (биофизика, биохимия, ядерная физика и некоторые другие);
- соответствующий мировым стандартам количественный и качественный потенциал научных работников и специалистов. В частности,
речь идет об омоложении российской науки. По данным исследования НРА «РейтОР», средний возраст академиков РАН составляет 74 года, членов-корреспондентов РАН - 67 лет. В последние годы наблюдается серьезный дисбаланс между учеными и иными специалистами, занятыми в научно-технической отрасли, т.е. количество ученых растет, а лаборантов и иных вспомогательных специалистов все меньше;
- наличие научных школ и уникальных технологий. И первые, и вторые имеют свой ограниченный срок действия, связанный с устареванием, а конкуренты также не стоят на месте;
- потребности государства и общества в использовании наукоемких инновационных технологий. В настоящее время власть пытается раскачать общество, а переход экономики на инновационные рельсы сделать если не национальной идеей, то, по крайней мере, стратегическим направлением.
Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в течение примерно четверти века привело к снижению инновационной направленности экономического роста России, к недоиспользованию и частичной утрате научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.
В области науки базовыми проблемами являются: недостаточная востребованность результатов научных разработок со стороны промышленности и неумение научных работников ответить даже на существующий спрос; отсутствие реальной конкурсной среды; деградация системы научной экспертизы на всех уровнях - от снижения требовательности к уровню диссертаций, докладов на российских конференциях, публикаций в большинстве российских журналов до экспертизы научных грантов и проектов. Многолетнее недофинансирование науки, усугубленное неадекватной организацией и гипериерархичностью системы управления научными исследованиями, способствующей широкому применению административного ресурса, привело к низкому социальному и материальному статусу научного сотрудника, его социальной и пенсионной незащищенности. Результатами этого явились: катастрофическое уменьшение слоя высококвалифицированных научных работников; падение уровня квалификации научной молодежи, определяемое проблемами высшей школы и низким престижем профессии; отток наиболее активных и способных студентов в бизнес (и, в меньшей степени, отъезд за рубеж) и, напротив, приток в аспирантуру выпускников, использующих этот статус для решения локальных личных задач. Проявлением последней тенденции является упомянутая выше деформация структуры распределения аспирантов по специальностям. Снижение научного уровня и неконкурентоспособность многих научных работников приводит к усилению лженаучных и псевдонаучных тенденций, обособлению российской науки от мировой и, как следствие, к ограничению возможностей осваивать новейшие знания, производимые в других странах.
Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных ис-
следований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ [1].
Развитие всех этих направлений предполагает государственную поддержку фундаментальной науки и формирование условий по стабилизации научного комплекса страны. К таким условиям относятся:
- увеличение доли затрат федерального бюджета на науку;
- укрепление материально-технического комплекса науки и ее лабораторного оборудования;
- обеспечение кадровой политики;
- увеличение заработной платы;
- увеличение вневедомственного конкурсного финансирования науки;
- увеличение регионального финансирования науки;
- углубление интеграции науки и образования;
- повышение престижности научного труда.
В контексте этих положений следует обратиться и к вопросам формирования научных комплексов на региональном уровне с позиций создания инновационной среды в субъектах Федерации - ключевого фактора социально-экономического развития в современных условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики.
При рассмотрении этих вопросов применительно к условиям Республики Дагестан следует отметить, что первым научным учреждением в республике стал Дагестанский научно-исследовательский институт при Наркомате просвещения, открытый в 1924 году в г. Махачкале и сыгравший в последующем огромную роль в формировании и развитии науки в Дагестане. В октябре 1945г. была создана научно-исследовательская база АН СССР, преобразованная в 1949 году в Дагестанский филиал АН, а в 1991 году в Дагестанский научный центр РАН, являющийся в настоящее время ключевым системно образующим элементом научного комплекса республики.
Таблица 1.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в _Республике Дагестан (на конец года; тыс. ^человек)__
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего 1776 2062 1888 1998 2106 2114 2580 2536
в том числе:
Исследователи 926 1115 1031 1169 1251 1167 1435 1472
Техники 220 283 259 236 297 272 370 270
вспомогательный
персонал 339 346 315 341 319 402 440 470
Прочие 291 318 283 252 239 273 335 324
На сегодняшний день в Дагестане функционирует более тридцати научно-исследовательских учреждений, в которых ведутся изыскания по самым современным направлениям естественных и общественных наук. Научная интеллигенция представлена более 2500 научными сотрудниками, в числе которых свыше 130 докторов и свыше 1300 кандидатов наук. В таблице 1 представлена численность персонала, занятого исследованиями и разработками в Республике Дагестан в период с 2000 по 2007 гг. За 7 лет численность персонала, занятого исследованиями и разработками, выросла на 42% (с 1776 в 2000г. до 2536 чел. в 2007г.), при этом численность исследователей увеличилась намного больше, на 59% (с 926 в 2000г. до 1472 в 2007г.).
Для проведения «инвентаризации» ученых и аттестации институтов необходимо оценить сегодняшнее положение дел в научной сфере республики. Одним из наиболее доступных способов выявления востребованности и научной ценности научных трудов ученых являются число публикаций и количество цитирований. В таблице 2 представлены наукометрические данные ведущих ученых Дагестана по количеству публикаций в реферативной БД РИНЦ1.
Таблица 2.
Ведущие ученые Республики Дагестан по количеству публикаций в _реферативной базе РИНЦ (первые 30 по критерию) _
ФИО Аффиляция Количество публикаций Количество цитат Индекс Хирша
Абдулагатов Ильмутдин Магомедович Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 253 789 11
Камилов Ибрагимхан Ками-лович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 206 386 7
Степанов Геннадий Викторович Дагестанский научный центр РАН (Махачкала) 83 208 5
Алиев Амиль Ризванович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 75 109 8
Магомедов Махач Насрут-динович Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 71 354 3
Гафуров Малик Магомедович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 68 127 3
Даунов Менаш Иосифович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 64 155 3
Муртазаев Акай Курбанович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 59 139 4
Абрамов Шалум Аронович Прикаспийский институт биологических ресурсов Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 56 128 3
Базаев Ахмед Рамазанович Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 53 180 7
Атаев Бадави Магомедович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 53 176 5
Гасаналиев Абдулла Магомедович Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала) 53 80 3
Исмаилов Тагир Абдураши-дович Дагестанский государственный технический университет (Махачкала) 52 47 1
Батдалов Ахмед Батдалович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 47 69 3
1 Российский индекс научного цитирования. иЯЬ: http://elibrary.ru/.
ФИО Аффиляция Количество публикаций Количество цитат Индекс Хирша
Алиев Ахмед Магомедович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 47 45 4
Мамедов Валерий Владимирович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 45 69 4
Полихрониди Николай Георгиевич Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 42 167 9
Абдулвагидов Шапиулаг Белалович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 41 52 4
Базаев Эмиль Ахмедович Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 37 80 5
Магомедов Али Бадрудти-нович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 35 88 3
Алиев Мурад Ризванович Закрытое акционерное общество Дагестанский научно-исследовательский институт пищевой промышленности «Дукра» (Махачкала) 34 49 3
Алиев Ризван Закирович Закрытое акционерное общество Дагестанский научно-исследовательский институт пищевой промышленности «Дукра» (Махачкала) 34 59 3
Рамазанова Асбат Энверовна Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 34 80 6
Атаев Загир Вагитович Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала) 33 115 3
Гаматаева Барият Юнусовна Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала) 33 46 1
Расулов Анвар Рамазанович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 32 41 3
Расулов Сулейман Мараси-лович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 32 48 3
Алиев Зазав Мустафаевич Дагестанский государственный университет (Махачкала) 32 27 2
Алиев Камиль Минкаилович Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 32 16 2
Батырова Рабият Гамзатовна Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 31 112 7
В таблице 3 представлены данные о научной продуктивности и цити-руемости научно-исследовательских учреждений Республики Дагестан, фиксируемых в БД РИНЦ. На сегодняшний день в БД РИНЦ представлены порядка восьми сотен дагестанских ученых. Для определения наиболее востребованных институтов был осуществлен анализ наиболее цитирумых ученых Дагестана (заданный критерий при сортировке выборки из БД РИНЦ). Тем самым таблица 3 становится своеобразным рейтингом востребованности научной деятельности ведущих сотрудников научно-исследовательских учреждений Республики Дагестан в количестве 95 человек. В результате выявлено, что свыше трети наиболее цитируемых ученых РД (36 чел.) работают в институте физики ДНЦ РАН. На последующих местах ученые Дагестанского государственного университета (16 чел.) и Института проблем геотермии ДНЦ РАН (14 чел.).
Наиболее «плодовитыми» оказались ученые Института проблем геотермии ДНЦ РАН (14 ученых этого института, попавших в 95 наиболее цитируемых дагестанских ученых, имеют среднюю продуктивность порядка 45
публикаций). Наиболее цитируемые же публикации ученых Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (5,3 цитирований в среднем на одну публикацию).
Крайне важным в рамках государственных программ интеграции вузовской и академической науки представляется создание совместно ДНЦ РАН с вузами республики научно-образовательных центров.
Таблица 3.
Научная продуктивность и цитируемость научно-исследовательских учреждений Республики Дагестан, представленных в базе данных РИНЦ
(по первой сотне ученых по наибольшему цитированию их публикаций)
Научно-исследовательское учреждение Число ученых Всего публикаций Всего цитирований Число публикаций на одного ученого Число цитирований на одну публикацию
Институт физики Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 36 1335 2525 37,08 1,89
Дагестанский государственный университет (Махачкала) 16 299 626 18,69 2,09
Институт проблем геотермии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 14 627 1825 44,79 2,91
Прикаспийский институт биологических ресурсов Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 11 227 572 20,64 2,52
Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала) 6 152 337 25,33 2,22
Дагестанский государственный технический университет (Махачкала) 3 85 101 28,33 1,19
Закрытое акционерное общество Дагестанский научно-исследовательский институт пищевой промышленности «Ду-кра» (Махачкала) 2 68 108 34,00 1,59
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 2 10 53 5,00 5,30
Институт социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН (Махачкала) 2 36 65 18,00 1,81
Дагестанская государственная медицинская академия (Махачкала) 1 27 55 27,00 2,04
Прочие 2 95 243 47,50 2,56
Всего 95 2961 6510 31,17 2,20
Среди форм взаимодействия научных и образовательных учреждений
выделяются следующие:
❖ базовые кафедры;
❖ научно-образовательные центры;
❖ центры коллективного пользования научного оборудования;
❖ проведение совместных научно-исследовательских работ;
❖ научные консультации и научное руководство аспирантами, соискателями;
❖ практические занятия, выполнение курсовых и дипломных работ в лабораториях научной организации;
❖ проведение совместных научно-практических и научно-организационных мероприятий;
❖ совместные публикации.
В таблице 4 представлена информация о взаимодействии научно-исследовательских организаций РД с отечественными и зарубежными вузами.
Таблица 4.
Взаимодействие научно-исследовательских организаций РД с вузами
(РД, субъектов РФ, зарубежными)
Форма взаимодействия Образовательные учреждения-партнеры Основные направления исследований
Учреждение Российской академии наук Дагестанский научный центр РАН
Научно-образовательные центры: - учебно-научный комплекс ДНЦ-ДГУ»Аналитик». Год создания 2006. - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Проведение совместных исследований и разработок по следующим направлениям: - комплексное исследование физико-химических свойств полупроводниковых соединений, сегнетоэлектриков, ионных проводников, а также гетероструктур и наноструктур на их основе методами спектрального, структурного, элементного, масс-спектрометрического анализа и растровой электронной микроскопии; - физико-химический анализ состава геологических объектов, геотермальных и сточных вод. Экологический мониторинг загрязнения прибрежной зоны Каспия; - аналитическое исследование воздействия внешних физических полей на биофизические и биохимические процессы «живых» систем. В инновационной сфере: - совершенствование технологии синтеза перспективных соединений с заданными свойствами, получение новых материалов; составление карты химического состава природных вод Дагестана и экологического состояния прибрежных зон Каспия; - разработка новых методик оценки качества продуктов, сырья и материалов.
Форма взаимодействия Образовательные учреждения-партнеры Основные направления исследований
Центры коллективного пользования научного оборудования: - аналитический центр коллективного пользования Дагестанского научного центра РАН Год создания 2001. - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»; - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» Исследования структурно-динамических и молекулярно-релаксационных свойств жид-кофазных ионно-проводящих систем методом колебательной спектроскопии; комплексные физико-химические исследования термальных вод РД; исследования процессов получения, оптимизации технологических параметров осаждения и изучение люминесцентных свойств гетеропереходов на базе эпитаксиальных слоев ZnO с целью создания высокоэффективных источников излучения в сине-голубой области спектра; научно-исследовательский комплекс на базе ПК-Фурье спектрометра VERTEX 70 и конфокального КР-спектрометра-микроскопа SENTERRA 785; рентгеновский дифрактометр XRD-7000; система капиллярного электрофореза «Ка-пель-105»;« универсальный масс-спектрометрический комплекс на базе времяпролетного масс-спектрометра МС-400; хроматограф ионный жидкостной «СТАЙЕР»; и др.
Учреждение Российской академии наук Институт физики им. Х.И. Амирханова Дагестанского научного центра РАН
Договора о сотрудничестве между академической организацией и вузами — ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. A.M. Горького» (г. Екатеринбург); — ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»; — ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»; — ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»; — кафедры «Электроника и микропроцессорная электроника», «Физика» Московского государственного института стали и сплавов. Совместные научно-исследовательские работы; проведение совместных научно-организационных мероприятий; научные консультации и научное руководство аспирантами, соискателями; практические занятия, выполнение курсовых и дипломных работ в лабораториях института; совместные публикации.
Форма взаимодействия Образовательные учреждения-партнеры Основные направления исследований
Совместные научные лаборатории: - лаборатория вычислительной физики и физики фазовых переходов; - лаборатория проблем моторной энергетики - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» вычислительная физика и физика фазовых переходов применение результатов фундаментальных научных исследований в развитии судовой моторной энергетики
Учреждение Российской академии наук Институт проблем геотермии Дагестанского научного центра РАН
Перечень договоров о сотрудничестве между академической организацией и вузами: - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - ГОУ ВПО Дагестанский государственный технический университет. - ГОУ ВПО Московский государственный университет инженерной экологии - Южный федеральный университет сотрудничество в сферах научно-технической и образовательной деятельности
Научно-образовательный центр: - научно-образовательный центр подготовки специалистов в области разработки комплексных технологий и физико-математических моделей эффективного освоения возобновляемых энергетических ресурсов - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Совместные исследования в области специальностей и специализации: 05.14.01 «энергетические системы и комплексы»; 01.02.05 «энергоустановки на основе возобновляемых видов энергии»; 01.02.05 «механика жидкости, газа, плазмы»; 01.04.14 «теплофизика и теоретическая теплотехника».
Совместные научно-исследовательские группы: - научно-исследовательская группа И1II в составе лабораторий энергетики и математического моделирования; мониторинга геотермальных объектов - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - разработка и реализация основ системы трехмерного геоинформационного моделирования для решения прогнозных задач по возобновляемым энергоресурсам РД; - разработка и реализация основ сетевой информационно- решающей системы ИПГ.
Учреждение Российской академии наук Прикаспийский институт биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН
Договора о сотрудничестве между академической организацией и вузами - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» (факультет биологии) - научное сотрудничество, совместные исследования
Форма взаимодействия Образовательные учреждения-партнеры Основные направления исследований
Базовая кафедра: - кафедра «Экология» - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - научное сотрудничество, совместные исследования
- кафедра «Почвоведение и лесоводство» - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - научное сотрудничество, совместные исследования
Научно-образовательные центры: - НОЦ «Биология» - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - научное сотрудничество, совместные исследования
- НОЦ «Экология горных экосистем» - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» - научное сотрудничество, совместные исследования
Центры научно-производственной практики студентов и аспирантов (на основе договоров) - Люблинский университет (Польша); - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» (факультет экологии). - научное сотрудничество, совместные исследования
Учреждение Российской академии наук Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН
Договоры о сотрудничестве между академической организацией и вузами - ГОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет; - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» Научное сотрудничество, совместные исследования Научное сотрудничество, совместные исследования
Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Договора о сотрудничестве между академической организацией и вузами - ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»; создание научно-образовательного центра, проведение научно-производственной практики
- ГОУ ВПО «Дагестанский технический университет»; участие в создании филиала кафедры мировой экономики, проведение научно-исследовательской практики по магистерским программам
- ГОУ ВПО «Дагестанский педагогической университет» научное сотрудничество с кафедрой экономической теории
Учреждение Российской академии наук Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН
Договора о сотрудничестве между академической организацией и вузами - ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Приведенные в таблице 4 сведения свидетельствуют о наличии в республике значительного научного потенциала, о широких возможностях его востребования в рамках инновационного обеспечения развития экономики Дагестана и не только.
В заключение нельзя не отметить и то, что переход человечества к обществу знаний ознаменовывается заметным усилением влияния науки на социально-экономические и общественно-политические процессы. Наука, являясь источником полезных знаний и технологий, способна влиять на общественное мнение, на интеллектуальный климат в стране и регионах, содействовать наращиванию хозяйственного потенциала, формировать по многим позициям социально-экономическую политику государства.
_Литература_
1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. URL: http ://www. fasi. gov.ru/ fcp/ npki/.