Научные командировки Ист^ич^к^ науки
в Святую землю
российских ученых-библеистов
(1869-1917 гг.)
Эльмуратов Р.К.
Статья посвящена научным путешествиям в Палестину российских ученых-библеистов — представителей высшей духовной школы.
Святая Земля —духовный центр христианского мира, место поклонения святыням, приобщения к духовному опыту древних и современных подвижников веры. Паломничества в Святую Землю занимают важное место в истории русского православия, начиная с первых веков христианства на Руси. Особую активность они приобрели во второй половине XIX —начале XX в., когда в Палестине стали действовать Русская Духовная миссия (с 1847 г.) и Императорское Православное Палестинское общество (с 1882 г.) Однако для богословов Палестина имела и иное —научное —значение, как место библейских событий, сокровищница источников богословской науки. Библейская археология, история, география, а также многие другие области богословия тесно связаны со Святой Землей, опираясь на изучение памятников, сохранившихся до наших дней. Для представителей высшей духовной школы России были и остаются важными оба эти аспекта: духовная притягательность Святой Земли сопрягалась с научными богословскими интересами. Непосредственнее всех это чувствовали русские библеисты и потому стремились в Палестину всем сердцем верующих людей и служителей науки.
До 1869 г. возможности научных заграничных командировок у представителей высшей духовной школы хотя теоретически и были, но практически не использовались. Однако Устав духовных академий, принятый в 1869 г. , поставил перед академиями в качестве главной задачи развитие специальных научных исследований и в качестве одного из главных средств для этого указал научные командировки. Начиная с этого момента, зарубежные научные командировки составляли важную часть жизни духовно-академических преподавательских корпораций. Они совершались в разных направлениях и с разными целями — стажировка в европейских университетах, изучение языков, работа в библиотеках архивохранилищах, музеях, сбор источников, — но одним из важнейших направлений стала Палестина. Многие из ученых, посетивших Палестину, описали свои наблюдения и воспользовались полученными материалами и впечатлениями в своих исагогических и экзегетических трудах.
Хронологические рамки: 1869 г. —упомянутая выше реформа духовных академий, положившая начало научным зарубежным командировкам, и 1917 г. —революция, приведшая к разрушению российских духовных школ.
Историография темы небогата. Специальных исследований по научным командировкам духовного ведомства не проводилось, хотя вопрос затрагивался в монографиях по истории духовных академий и отдельных статьях. Кроме того, полезные сведения по теме можно найти в специальных исследованиях по библейской археологии и диссертациях и статьях, посвященных
конкретным ученым-библеистам. Поэтому исследование строилось на источниках, как опубликованных (журналы (протоколы) Советов духовных академий, отчеты археологических экспедиций, монографии и научные статьи преподавателей), так и неопубликованных (архивы Святейшего Синода и духовных академий).
Рамки статьи не позволяют проводить исчерпывающее исследование всех командировок русских ученых в Палестину и их результатов, поэтому выделим наиболее яркие примеры зарубежных командировок библеистов из духовных академий.
Одной из наиболее значимых личностей в истории русской библеистики является профессор КДА по кафедре библейской археологии А.А Олесницкий. Библейская археология, изучающая Священное Писание в свете Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте, —довольно долго отсутствовала в российской духовной школе. Особая кафедра библейской археологии в соединении с еврейским языком была учреждена в духовных академиях Уставом 1869 г. К этому времени на Западе библейская археология достигла уже довольно высокого уровня развития, причем к середине XIX в. имела уже научную концепцию, методологию, определенный запас изученных памятников и выводов. Но ее развитие в рамках католической и протестантской богословских традиций серьезно затрудняло возможности использовать эти достижения в православном богословии. А.А. Олесницкому суждено было стать в числе первых православных палестиноведов, активно включившихся в процесс непосредственного археологического исследования Святой Земли и ее исторических памятников.
А.А. Олесницкий был многогранным исследователем, что не раз отмечали историки русского богословия. «Это был ученый с очень широким кругозором, сразу и археолог, и гебраист, и богослов; и за долгие годы своего преподавания в Киевской академии он успел здесь создать традицию библейских работ». Занимаясь изучением Священного Писания Ветхого Завета, а также историей библейской архитектуры, литературы, поэзии, музыки, А.А. Олесницкий остро сознавал необходимость собственных исследований на Святой Земле. Будучи назначенным на кафедру еврейского языка и библейской археологии КДА, он понял это как свою непосредственную обязанность, и как только открылась возможность личного участия в раскопках в Палестине, без всякого сомнения дал свое согласие. В 1873 г. А.А. Олесницкий был командирован в Святую Землю для ознакомления с ее реалиями и, в частности, с раскопками, проводимыми начальником Русской Духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным) и немецким археологом и иерусалимским архитектором Конрадом Шиком на «Русском месте». Однако за полгода своего пребывания во Святой Земле профессор Олесницкий успел не только ознакомиться с раскопками, но и составить описание большинства древностей Святой Земли и Иерусалима, библейских
памятников (иерусалимских прудов, цистерн, гробниц, надписей, клинописных табличек). Результатом этой командировки стал также фундаментальный двухтомный труд «Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873—1874», одним из достоинств которого явилось подробное описание сооружений на месте Ветхозаветного храма. За этот труд в 1877 г. профессор Олесницкий был удостоен степени доктора богословия.
А.А. Олесницкий побывал в Святой Земле еще трижды: в 1886, 1889, 1891 гг. В 1886 г. он, как «общепризнанный авторитет именно в области древнееврейской и в частности иерусалимской археологии» был приглашен в качестве эксперта Советом Императорского Русского археологического общества. Ему поручалось идентифицировать остатки, обнаруженные в результате раскопок, проведенных под руководством начальника Русской Духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина) на Русском месте. Выводы, сделанные А.А. Олесницким о подлинности обнаруженных остатков второй городской стены с порогом Судных врат были в дальнейшем подтверждены более поздними исследователями. В этой же поездке профессор Олесницкий повторно исследовал местность храма Соломона, изложив результаты (с учетом материалов, собранных им в командировке 1873—1874 гг.) в труде «Ветхозаветный храм». В этой работе А.А. Олесницкий подробно проанализировал существующие варианты реконструкции Ветхозаветного храма, предложенные зарубежными исследователями, и пришел к выводу, что удовлетворительно решить эту задачу никому из них не удалось.
Следующая его поездка в Палестину состоялась в 1889 г. Наконец, в 1891 г. профессор А. А. Олес-ницкий, был приглашен в научную экспедицию по изучению памятников христианских древностей в Хау-ране, Аджлуне и Заиорданье под руководством профессоров Н.П. Кондакова и Я.И. Смирнова. Результатом экспедиции стал труд Н.П. Кондакова: «Сирия и Палестина», в котором учитывались и результаты работы профессора Олесницкого. Сам же А.А. Олесницкий на материалах этой экспедиции написал еще один фундаментальный труд, «Мегалитические памятники Святой Земли». В него было включено не только огромное количество описаний и зарисовок мегалитов Святой Земли, но и сравнительный анализ каменных памятников Палестины и других древних регионов.
Спецификой научного метода профессора Олес-ницкого, в отличие от светских коллег-археологов, являлась опора на Священное Писание, принятие его за отправную точку и главный критерий при исследованиях археологических памятников, их идентификации и интерпретации в общем историко-библейском контексте. Палестинские древности соотносились им с указаниями Священного Писания в его традиционной святоотеческой интерпретации, с учетом наиболее ценных методологических наработок западных
исследователей и выявленных самим Олесницким закономерностей развития древнееврейской культуры и искусства. Так, при изучении гробницы Иакова А.А. Олесницкий проводил тщательный анализ библейских текстов и эпиграфики. При изучении предполагаемой гробницы Иисуса Навина в Тибне он счел необходимым параллельный филологический анализ библейского текста, сопоставление имен, анализ найденных артефактов и строительных конструкций. Хотя иногда профессор Олесницкий применял и специальные методы, соответствующие характеру того или иного памятника: так, на основании талмудических ритуальных требований, им были выработаны критерии древности иерусалимских гробниц, а на основании характерных особенностей галилейской архитектуры — методы идентификации местных синагог.
Вклад профессора Олесницкого в библеистику трудно переоценить. Подробнейшее научное описание практически всех известных библейских мест Святой Земли и ее древнейших памятников, а также многочисленных открытых артефактов, их критическая оценка и интерпретация в соотнесении с текстами Священного Писания и целого ряда небиблейских письменных источников; подробный обзор всех раскопок в Палестине, проводившихся западными археологами, и систематизация всех накопившихся к последней четверти XIX в. сведений по археологии Сиро-Палестинского региона — это оказалось под силу одному ученому. Один из преемников А.А. Олесницкого профессор КДА В.П. Рыбинский выделял главное, что делало профессора Олесницкого незаменимым участником исследований в Палестине: «профессор был редким знатоком Ветхого Завета, и Библия являлась для него не сборником трудных и легких текстов, а живою книгою».
А.А. Олесницкий внес значительный вклад в формировании научной школы библеистики в КДА, а также в пополнение палестинскими древностями Церковноархеологического музея, созданного при КДА в 1872 г.
Пример А.А. Олесницкого — использовать данные новейших археологических открытий в библейских исследованиях — был воспринят и представителями других академий. Так, археологический материал активно использовал в своих экзегетических и исагогических работах профессор КазДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета П.А. Юнгеров. В 1888 г. , несмотря на стесненные материальные обстоятельства, П.А. Юнгеров отправился на Восток изучать библейскую археологию и древнееврейский язык. Плодом командировки стал обширный труд «Книга пророка Михея», включавший еврейский, греческий и славянский тексты книги пророка Михея с русским переводом и комментариями. Особое внимание ученого было направлено на выработку критериев, позволяющих выбрать из еврейского текста и древних переводов наиболее древнее прочтение. За аналогичный труд о книге пророка Амоса Юнгеров был удостоен степени доктора богословия.
Исторические науки
В частности, некоторые выводы, сделанные во время поездки в Святую Землю, П.А. Юнгеров использовал в своем монументальном труде «Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги». Объединив в себе все лучшие достижения современной ему западной библеистики с выверенностью православного подхода, труд Юнгерова дал систематическое изложение круга общих исагогических вопросов: о ветхозаветном каноне, священном тексте и переводах ветхозаветных книг. Исторический метод изложения этих вопросов позволяет проследить различные этапы формирования языка священной ветхозаветной письменности, ее канона, историю и взаимовлияние позднейших переводов. Немаловажной заслугой П.А. Юнгерова стало и создание первого в России научного свода ветхозаветной исагогики, а также его перевод на русский язык.
В 1893/94 уч. г. в Палестину был командирован профессор библейской археологии и еврейского языка КазДА С.А. Терновский. Эта поездка полностью изменила мнение профессора Терновского о преподаваемой им науке. Первоначально он понимал библейскую археологию как науку исключительно книжную, основанную на текстах Библии, как единственным источнике, а свою задачу видел в ознакомлении своих слушателей со строем жизни и бытом еврейского народа по священным книгам. Попав в Святую Землю, Терновский увидел реалии, связанные со священными событиями и дающие дополнительные свидетельства об этих событиях. Он установил контакт с автором реконструкции ветхозаветного храма Конрадом Шиком, стал старательно изучать топографию древнего Иерусалима, сравнивая реальный Иерусалим с местами Священного Писания, содержащими топографические сведения. Только после этого С.А. Терновский счел себя вправе изложить свое представление о топографии Иерусалима библейских времен, а также переработать курс лекций по библейской археологии и «священной географии».
В 1899 г . МДА командировала в Палестину для приготовления к кафедре библейской истории профессорского стипендиата Ивана Петровых, будущего митрополита Иосифа. Эта командировка наилучшим образом совмещалась с желанием молодого ученого обработать свой кандидатский труд для представления на степень магистра богословия по последнему периоду ветхозаветной истории. Советом академии Петровых был избран на вакантную должность преподавателя академии на кафедре библейской истории. Сам И. Петровых отмечал, что немногие дни пребывания в Палестине для него были наилучшей наградой на всю жизнь за долгие годы учения.
В 1900 г. экстраординарный профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета
В.Н. Мышцын совершил научное путешествие в Палестину для обозрения важнейших памятников древности. Командировка позволила Мышцыну прояснить некоторые вопросы библейской истории и собрать ценные
материалы. Плодом командировки стало написание сочинения «Устройство христианской Церкви в первые два века», удостоенное ученой степени доктора церковного права. В.Н. Мышцын проявил глубокое знание идей и языка Священного Писания, а его труд был признан серьезным вкладом в науку, заполнявшим пробел по начальной истории канонического права.
Опыт МДА — приготовление к преподаванию по кафедре, связанной с библейской археологией — переняла КазДА. В 1908 г. доцент Е.Я. Полянский, назначенный на кафедру библейской археологии и еврейского языка, был командирован в Палестину на год. В своем отчете Е.А. Полянский высказал серьезную озабоченность системой библейско-археологических исследований Палестины, выделив несколько причин: 1) пристрастие ученых к классическим странам древности — Греции и Италии; 2) быстрое исчезновение (уничтожение) памятников древней культуры, приведшее к практически полному отсутствию древних остатков на поверхности почвы; 3) климатические условия; 4) громадные денежные затраты, позволяющие проводить систематические раскопки в Палестине лишь археологам, располагающим немалыми средствами.
Среди представителей отечественного востоковедения следует особо отметить В. Ф. Иваницкого, профессора кафедры библейской истории КДА, командированного в Палестину в 1911 г. Основной темой его научных исследований была история александрийской диаспоры, которую он разрабатывал с использованием археологических материалов.
Таким образом, общей характерной чертой научных командировок в Палестину была их практическая направленность, поиск и изучение источников. Эти командировки позволили русским ученым-библеи-стам заниматься самостоятельными исследованиями непосредственных источников, анализируя их и делая выводы, не завися от европейских ученых. Связь со Святой Землей задавала определенный камертон и кабинетным библейским исследованиям. Благодаря «палестинским» поездкам русская библеистика как научная дисциплина во многих вопросах в течение XIX столетия достигла значимых успехов.
Список использованных источников:
1. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы: вторая половина XIX века. М., 2006; Она же. Научные командировки российских богословов за границу и их значение для российского духовного образования и богословской науки (вторая половина XIX —начало XX в.) // Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России (XIX —начала XX века). М., 2007. С. 172-216.
2. Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. М., 1998; Он же. «Религиозная археология» в русской и зарубежной исторической науке // ППС. Вып. 100. 2003. С. 9-20; Он же. Традиция русских археологических исследований в Святой Земле // ППС. Вып.105. 2006. С.
43-56; Снегирев Р., прот. Библейская археология. М., 2007.
3. Рыбинский В.П. Профессор Аким Алексеевич Олесницкий // ТКДА. 1907. № 10; Лужнов РВ. Вклад профессора КДА А.А. Олесницкого в развитие библейской археологии и его значение для современной библейской науки // Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата богословия. Сергиев Посад, 2009 и др.
4. Высочайше утвержденные 30 мая 1869 г. Устав и штаты православных духовных академий. § 112 // ПСЗ II. Т. XLIV. Отд. 1. СПб., 1873. № 47154. С. 552.
5. Флоровский г. , прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. С. 347.
6. Рыбинский В.П. Профессор Аким Алексеевич Олесницкий // ТКДА. 1907. № 10. С. 311.
7. РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 154. 1873 г. Д.
866. О командировании экстраординарного профессора КДА А. Олесницкого для ученых исследований в Палестину. Л. 2-4.
8. Олесницкий А.А. Святая Земля: Отчет о командировке
в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873-1874: В 2 т. Т 1: Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. С. 54; Т 2: Замечательнейшие по древним памятникам места Иудеи, Самарии, Галилеи верхней и нижней, Финикии и Ливанской области. Киев, 1878. С. 111; см. также: Сниги-рев Р, прот. Библейская археология. М., 2007. С. 77.
9. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873-1874: В 2 т. Т 1: Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. С. 21-43.
10. Журнал Совета Императорского Русского археологического общества // Записки Императорского Русского археологического общества. 1887. Т. 2. С. 258.
11. Олесницкий А.А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме: Библейско-археологическое исследование. СПб., 1889.
12. Журналы заседаний Совета КДА за 1888 г. С. 200; Годичный акт КДА за 1889 г. С. 34.
13. Кондаков Н.П. О результатах первой русской научной экспедиции в Святую Землю // СИППО. 1892. Вып. 3. С. 144-160; Он же. Археологическое путешествие по Сирии
и Палестине. СПб., 1904. См. также: Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. М., 1998.
14. Олесницкий А.А. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895.
15. Рыбинский В.П. Профессор Аким Алексеевич Олесницкий // ТКДА. 1907. № 10. С. 243-248.
16. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873-1874: В 2 т. Т 2: Замечательнейшие по древним памятникам места Иудеи, Самарии, Галилеи верхней и нижней, Финикии и Ливанской области. Киев, 1878. С. 156.
17. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873-1874: В 2 т. Т 1: Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. С. 229-233; Там же.
Т. 2: Замечательнейшие по древним памятникам места Иудеи, Самарии, Галилеи верхней и нижней, Финикии
и Ливанской области. Киев, 1878. С. 289-302.
18. Рыбинский В.П. Профессор Аким Алексеевич Олесницкий // ТКДА. 1907. № 10. С. 299.
19. Юнгеров П. А. Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в Книге пророка Даниила // Православный собеседник. 1888. № 1. С. 12-50; Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891.
20. НА РТ. Ф. 10. (Казанская духовная академия). Оп. 1. Т. 6. Д. 11391. О командировке с научной целью Юнгерова П.
21. Юнгеров П.А. Книга пророка Михея // Библиологическое и экзегетическое исследование. Казань, 1890.
22. Юнгеров П.А. Книга пророка Амоса // Введение, перевод и объяснение: докт. дисс. Казань, 1897.
23. Во втором издании (1910 г.) в «Общем введении» автором добавлен раздел по Истории толкования ветхозаветных книг, представляющий особый интерес, ввиду малой разработанности этого вопроса, как вводное и библиогра-
фическое пособие к изучению ветхозаветной экзегетики.
24. РГИА. Ф. 796. (Канцелярия Синода). Опись 174. Д. 275.
О разрешении командировать профессора КазДА Тернов-ского в Палестину на годичный срок. Л. 1-4. Библейская археология. Вып. I, II. М., 1891-1896. Православный собеседник. 1912. № 6, 12. НА РТ Ф. 10. (Казанская духовная академия). Оп. 1. Т 6. Д. 8912. О командировке э.о. проф.
С. Терновского в Палестину.
25. Терновский С.А. Топография Иерусалима библейских времен // ПС. 1912. № 12. С. 660-693. К числу других научных исследований профессора относятся также: Сборник статей по Ветхому Завету. Казань, 1898.; О значении имени «Иерусалим». Казань, 1907; Различные названия Иерусалима в Библии // ПС. 1912. № 6; Внешние условия жизни в Палестине. Саратов, 1914; Изъяснение некоторых псалмов. Казань, 1915.
26. Журналы Совета МДА за 1900 г. С. 171.
27. Петровых И. История иудейского народа по «Археологии» Иосифа Флавия. Сергиев Посад, 1903 (магистер. дисс.).
28. Журналы Совета мДа за 1900 г. С. 202.
29. Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909.
30. Журналы заседаний Совета КазДА за 1908 г. С. 14-15.
31. Журналы заседаний Совета КазДА за 1908 г. С. 136; НА РТ Ф. 10. (Казанская духовная академия). Оп. 1. Т. 6. Д. 10859. О командировании доцента академии Е.Я. Полянского
в Палестину.
32. ЦГИА УК. Ф. 711. (Киевская духовная академия). Оп. 3.
Д. 3431. Прошения... Иваницкого В. о предоставлении отпуска для поездки за границу и др. документы (26 января —22 ноября 1911 г.).
33. Иваницкий В.Ф. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. Киев, 1914.
34. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
35. Сокращения названий изданий:
36. БВ — Богословский вестник
37. ЖЗС — Журналы заседаний Совета (академии)
38. ЖСС — Журналы собраний Совета (академии)
39. ППС — Православный Палестинский сборник
40. ПСЗ II — Полное собрание законов Российской империи. Второе собрание
41. СИППО — Сообщения Императорского Православного Палестинского общества
42. ТКДА — Труды Киевской духовной академии
43. ХЧ — Христианское чтение
44. Сокращения названий научных и учебных заведений:
45. ДС — духовная семинария
46. КазДА — Казанская духовная академия
47. КДА — Киевская духовная академия
48. МДА — Московская духовная академия
49. СПбДА — Санкт-Петербургская духовная академия
50. Сокращения названий архивов:
51. ИР НБУВ — Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского
52. НА РТ — Национальный архив Республики Татарстан
53. ОР РНБ — Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
54. РГИА — Российский государственный исторический архив.
55. ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга
56. ЦГИА Ук — Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве
57. ЦИАМ — Центральный исторический архив г. Москвы
Информация об авторе
• Эльмуратов РК., аспирант кафедры истории Русской
Православной Церкви, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), г. Москва